No Image

Корабль “полтава” пришвартовался напротив эрмитажа для участия в главном военно-морском параде

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Справка: корабли XVIII века и особенности линейных кораблей

Основными видами водного военного транспорта были следующие виды судов:
 Бомбардирский корабль – парусный двух-трёхмачтовый корабль, на котором устанавливались мортиры для обстрела береговых укреплений и приморских крепостей. В артиллерийском бою с кораблями противника такие суда использовались в меньшей степени.
 Бот – (от голландского “boot” – лодка) – небольшое парусное или парусно-гребное судно.
 Бригантина – 2-мачтовый парусный корабль с прямыми парусами на передней мачте и косыми (треугольными) на задней мачте. Вооружение: 6-8 пушек. Использовался для разведывательной и посыльной службы, а также для перевозки войск и грузов в прибрежных районах.
 Галера – деревянный гребной военный корабль с 1 рядом весел и 1-3 мачтами. В России появились при Петре I. Первые в России галеры имели до 50 вёсел и до 20 пушек. В бою передвигались только на веслах со скоростью до 7 уз. (13 км/ч). Успешно применялись русским флотом в Северной войне против шведов на мелководье и в шхерах Финского залива.
 Гекбот – трехмачтовое грузовое судно, предназначенное для перевозки войск и воинских грузов.
 Гу́кор – двухмачтовый корабль с широким носом и круглой кормой. Судно имело длинный бушприт, на котором крепились фор-стеньги стаксель, кливер и бом-кливер.
 Линейный корабль – класс парусных трехмачтовых деревянных военных кораблей, характеризующийся полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением и численностью экипажа от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Вооружение до 130 пушек.
 Пакетбот – (от английского “packet-boat” – почтовая лодка)- небольшое парусное судно для посыльной службы, водоизмещение 200-400 тонн. На вооружении имел несколько легких пушек.
 Пинк – двух или трёхмачтовое парусное судно с косыми латинскими или прямыми парусами. В русском флоте корабли этого класса появились во время Северной войны и несли на борту от 20 до 38 пушек.
 Прам – плоскодонное парусное судно, вооруженное орудиями крупных калибров. Применялось при ведении боевых действий против береговых укреплений и крепостей, обстреле береговой линии и на мелководье.
 Скампаве́я – военное быстроходное судно русского галерного флота в XVIII веке длиной до 30 метров, шириной 5,5 метров и осадкой до 1 метра. Скампавея приводилась в движение 12-18 парами вёсел, одной-двумя мачтами с косыми парусами. Вооружение составляло одну-две пушки малого калибра, обычно расположенные в носовой части корабля. Могла принимать до 150 солдат для ведения абордажного боя. Использовалась для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десантов, разведки и охранения при действиях в шхерах.
 Фрегат – военный трехмачтовый корабль  с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами на 60 артиллерийских орудий.
 Шхуна – парусное судно, имеющее две или более мачты с косыми парусами. Мореходно, может ходить круто к ветру. Имело до 16 пушек.
 Шнява – небольшое двухмачтовое торговое или военное судно XVII-XVIII вв. похожее на шхуну. Водоизмещение до 150 тонн, вооружение 14-18 пушек малого калибра. Экипаж до 80 человек. Предназначалось для разведочной и посыльной служб.
 

Начало боевого пути

Как уже отмечалось выше, кораблю «Полтава» довелось участвовать в 6 морских кампаниях Северной войны. Первая из них началась для его экипажа в мае 1713 года, когда судно в составе эскадры адмирала Крюйса было направлено для несения боевого дежурства в северный район Финского залива. В середине июня на борт корабля поднялся сам государь, прибывший для личного ознакомления с ходом выполнения поставленных задач. В последующие месяцы «Полтава» участвовала в нескольких боевых операциях и временно входила в состав эскадры военно-морской базы Ревеля.

В период кампании 1714 года на экипаж корабля была возложена обязанность прикрывать с левого фланга действия русского галерного флота у берегов полуострова Гангут. Кроме того, сохранились свидетельства о многодневном преследовании «Полтавой» и ещё несколькими российскими кораблями шведской эскадры, застигнутой у Берёзовых островов в северной акватории Финского залива. Несмотря на то что неприятелю все же удалось уйти от погони, сам факт того, что россиянам удалось обратить его в бегство, весьма и весьма отраден.

Попытки восстановления, модернизации и переделки

В начале 1920-х годов рассматривались различные проекты перестройки корабля. Один из проектов предполагал переделку бывшего линкора в авианосец с последующим переводом на Черное море. Проектные требования к авианосцу выглядели так: два 76-мм орудия, по десять зенитных и противоминных пушек, четыре «аэрогнезда», четыре подводных торпедных аппарата; бронирование верхней палубы 100-мм, борта — 250-мм плитами; скорость 30 узлов, дальность плавания полным ходом 1800, экономическим — 3800 миль. Предполагалось, что авианосец сможет брать на борт 50 самолетов. Однако проект так и не был реализован.

В июне 1925 года возникло предложение восстановить линкор в прежнем качестве и вновь ввести его в строй. 7 января 1926 года корабль был переименован в «Фрунзе». За полгода работы с участием 356 рабочих Балтийского завода были потрачены все выделенные на восстановление средства, и 26 февраля комиссия во главе с замнаркомвоенмором И. С. Уншлихтом признала невозможным восстановление линкора в течение ближайших двух лет.

5 августа 1927 года было принято решение возобновить восстановление «Фрунзе» с учетом новых требований. Однако выяснилось, что денег на столь масштабный проект не хватает. 25 февраля 1928 года правительство согласилось выделить две трети необходимой суммы, и 11 мая было получено разрешение начать работы. Линкор планировалось восстановить с «малой модернизацией»: вместо прежних 25 котлов корабль получал 12 новых, более мощных, из числа изготовленных для линейных крейсеров типа «Измаил». Однако 17 декабря 1928 года Совет труда и обороны своим решением прекратил восстановительные работы.

31 января 1930 года техническое управление Управления Военно-Морских Сил выступило с предложением о вводе «Фрунзе» в строй в качестве плавучей батареи с прежним вооружением, но с уменьшенным числом старых котлов. Советский флот крайне нуждался в линкорах, поэтому 7 октября 1930 года начальник морских сил Р. А. Муклевич подписал приказ о подготовке предварительных расчетов и технического задания на восстановление линкора «Фрунзе» в трех вариантах:

  1. как плавбатареи, вводимой в строй в минимальные сроки и с наименьшими затратами;
  2. как плавбатареи с постепенной достройкой (ежегодно зимой) в виде линкора по типу «Марата»;
  3. с переделкой в линейный крейсер со скоростью хода 27 уз.

В конце октября 1930 года на совещании высшего командного состава был одобрен второй вариант, однако уже в декабре стало известно, что вследствие резкого сокращения ассигнований работы на «Фрунзе» в 1931 году не смогут быть даже начаты. 12 января 1931 года Муклевич обратился к наркомвоенмору К. Е. Ворошилову с просьбой разрешить использование оборудования линкора «Фрунзе» для других кораблей и в качестве мобилизационного запаса, а корпус сдать на слом. Нарком отказал, и корабль три месяца стоял на приколе. Две его средние башни начали демонтировать для отправки на Дальний Восток, где их в 1934 году стали использовать в системе береговой обороны Владивостока на острове Русском (см. Ворошиловская батарея).

В апреле 1931 года была высказана мысль о переделке линкора в трехбашенный линейный крейсер по проекту Б. Е. Алякрицкого и С. Н. Благовещенского. В процессе обсуждения были предложеные ещё три проекта такой переделки. В конечном итоге неизменными остались лишь два требования: сокращение числа башен до трех и увеличение скорости до 27-30 узлов.

После обследования корпуса судна его состояние было признано удовлетворительным, и Балтийский завод получил указание приступить к детальной разработке проекта. Однако техническое задание постоянно менялось, предлагались новые и новые варианты модернизации, в результате чего в августе 1934 года, в связи с началом массового строительства легких кораблей и подводных лодок, вновь поступило предложение исключить линкор из списков на восстановление. К концу года это решение было принято окончательно.

В сентябре 1935 года вновь вернулись к идее восстановления линкора в качестве тихоходной плавучей батареи, но пока шла работа над вариантами проекта уже началось проектирование новых линкоров, в связи с чем 9 июля 1939 года Главный Военный Совет ВМФ окончательно признал восстановление «Фрунзе» нецелесообразным и постановил демонтировать оставшееся оборудование на запасные части для линкоров типа «Марат». Корпус планировалось вывести в море и установить на банке для использования в качестве мишени.

Корабельная программа Балтийского флота

В конце 1707 года Пётр утверждает кораблестроительную программу Балтийского флота, согласно которой в его состав предполагалось:
 
27 линейных кораблей по 50-80 пушек;
6 фрегатов по 32 пушки;
6 шняв на 18 пушек.
 
Английский офицер на русской службе Джон Ден писал, что Пётр горячо отстаивал свою точку зрения о том, что он предпочитает строить на Балтике короткие корабли, поскольку они обладали лучшими мореходными качествами, а волнение на Балтике не такое сильное, как на других морях. 
 
В ноябре 1705 года государь отправил корабельному мастеру, работавшему при нем еще со времен Потешной флотилии, Федосею Скляеву, «Разсуждение о кораблях, кои впредь делать, и для того надлежит ранее чертежи готовить».
Пётр предлагал применить следующие соотношения параметров для кораблей на 60 пушек: длина — 147-150 футов (44,8-45,7 м), ширина — 43-44,5 фута (13,1-13,6 м), глубину интрюма (трюма) от 15-17 футов (от 4,6-5,2 м).
 
Письмо Петр закончил такими словами: «А ежели что малое прибавить или убавить, в том полагаю на разсуждение каждого мастера».
 
В период с 1705 по 1708 годы основной боевой силой Балтийского флота являлись 28-пушечные фрегаты, которые уже требовали качественного ремонта – тимберовки. Эти фрегаты несли на нижней батарее 12-фунтовые пушки, и при взаимодействии с береговыми батареями на острове Котлин и в устье Невы могли успешно противостоять шведскому флоту. Однако для ведения наступательных боевых операций на море требовались суда с более мощными 18-фунтовыми и 24-фунтовыми орудиями, и таковыми судами стали фрегаты «Думкрат» и «Олифант». Однако наличие в строю этих двух фрегатов положения не спасало: флот нуждался в полноценных линейных кораблях. 
 

Ссылки

 Корабли СССР

Эсминцы  II Сторожевой • III Дерзкий • IV Изяслав • V Гремящий • V Подвойский • V Охотник • VI Гневный • VII Минск • VII Ленинград • VIII Огневой • VIII Киев • IX Удалой • IX Ташкент • IX Неустрашимый • X Хабаровск • X Грозовой • X DD R-10 
Крейсеры  I Орлан • II Диана • II Диана Lima • II Новик • III Аврора • III Богатырь • III Олег • III Варяг • IV Светлана • V Мурманск • V Котовский • V Красный Крым • V Микоян • V Киров • VI Будённый • VI Молотов • VI Адмирал Макаров • VII Щорс • VII Лазо • VIII Чапаев • VIII Таллин • VIII Михаил Кутузов • VIII Очаков • VIII Пётр Багратион • IX Дмитрий Донской • IX Рига • IX Кронштадт • X Москва • X Александр Невский • X Петропавловск • X Сталинград • X Смоленск 
Линкоры  III Князь Суворов • IV Император Николай I • IV Гангут • V Пётр Великий • V Октябрьская революция • VI Измаил • VII Синоп • VII Полтава • VIII Владивосток • VIII Ленин • VIII Бородино • VIII В. И. Ленин • IX Советский Союз • IX AL Сов. Россия • X Кремль • X Слава 
Авианосцы

Линкоры

Япония  II Mikasa • III Kawachi • IV Myōgi • IV Ishizuchi • V Kongō • V ARP Kongō • V ARP Kirishima • V ARP Haruna • V ARP Hiei • VI Fusō • VI Mutsu • VI Ise • VII Nagato • VII Ashitaka • VIII Amagi • VIII Kii • VIII Ignis Purgatio • VIII Ragnarok • IX Izumo • IX Musashi • IX Hizen • X Yamato • X Shikishima • X ARP Yamato 
СССР  III Князь Суворов • IV Император Николай I • IV Гангут • V Пётр Великий • V Октябрьская революция • VI Измаил • VII Синоп • VII Полтава • VIII Владивосток • VIII Ленин • VIII Бородино • VIII В. И. Ленин • IX Советский Союз • IX AL Сов. Россия • X Кремль • X Слава 
США  III South Carolina • IV Wyoming • IV Arkansas Beta • V New York • V Oklahoma • V Texas • VI New Mexico • VI Arizona • VI W. Virginia 1941 • VII Colorado • VII Florida • VII California • VIII North Carolina • VIII Kansas • VIII Alabama • VIII Massachusetts • VIII Massachusetts B • VIII Alabama ST • IX Iowa • IX Minnesota • IX Missouri • IX Georgia • X Montana • X Vermont • X Ohio 
Италия  IV Dante Alighieri • V Conte di Cavour • V Giulio Cesare • VI Andrea Doria • VII Francesco Caracciolo • VIII Vittorio Veneto • VIII Roma • VIII AL Littorio • IX Lepanto • IX Marco Polo • X Cristoforo Colombo 
Германия  III Nassau • III König Albert • IV Kaiser • V König • VI Bayern • VI Prinz Eitel Friedrich • VII Gneisenau • VII Scharnhorst • VII Scharnhorst B • VIII Tirpitz • VIII Bismarck • VIII Odin • VIII Tirpitz B • IX Friedrich der Große • IX Pommern • X Großer Kurfürst 
Европа  V Viribus Unitis 
Франция  III Turenne • IV Courbet • V Bretagne • VI Normandie • VI Dunkerque • VII Lyon • VII Strasbourg • VIII Richelieu • VIII Gascogne • VIII Champagne • IX Alsace • IX Jean Bart • IX Jean Bart B • X République • X Bourgogne 
Великобритания  III Bellerophon • III Dreadnought • IV Orion • V Iron Duke • VI Warspite • VI Queen Elizabeth • VII King George V • VII Hood • VII Nelson • VII Duke of York • VIII Monarch • VIII Vanguard • IX Lion • X Conqueror • X Thunderer 
Пан-Азия  IX Bajie 
Содружество Наций  
Пан-Америка

Боевая эффективность

Схема бронирования:

700px
bottom

Толщина брони, мм:

1

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовая Обшивка 26
Палуба 26
Бронепояс 200
Кормовая Обшивка 26
Палуба 26
Бронепояс 200

2

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Бортовая обшивка 38

3

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Обшивка 16
Палуба 16
Боевая рубка 150…425

4

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 25
Борт 26
Палуба 26

5

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 200
Кормовой траверс 200
Борт 200
Палуба 40

6

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Носовой траверс 38…250
Кормовой траверс 38…250
Борт 30…370
Палуба 150…255

7

Толщина брони, мм:

Подробнее

Слой брони Бронирование, мм
Башни ГК Лоб 425
Бок 240
Тыл 425
Крыша 240
Барбеты 250…400

Общая

1
Оконечности

2
Противоторпедная защита

3
Надстройки

4
Служебные помещения

5
Каземат

6
Жизненно важные части корабля

7
Установки ГК

По сравнению с другими линкорами СССР, «Полтава» отличается отсутствием “фишки” с изменяемой точностью стрельбы.

Достоинства:

  • меньшее время перезарядки орудий ГК;
  • хорошая баллистика;
  • хороший % шанса возникновения пожара ОФ снарядов;
  • неплохая скорость хода;
  • хорошая маскировка;
  • хорошая (33%).

Недостатки:

  • большой радиус циркуляции;
  • слабое бронирование как для линкора;
  • большое рассеивание снарядов на максимальной дальности стрельбы.

Кампания 1713-1714 гг.

Первая кампания корабля «Полтава» началась 2 мая 1713 года в составе котлинской эскадры вице-адмирала Корнелиуса Крюйса (4 корабля и 2 фрегата) выходом в крейсерство к Березовым островам для соединения с Ревельской эскадрой капитан-командора Рейса. Эскадре под командованием Крюйса поставили задачу удерживать превосходящую шведскую эскадру маневрами в открытом море или атаковать шведов, если те будут располагать небольшим числом кораблей.
 
В полдень 8 мая эскадры Крюйса и Рейса соединились у острова Сескар; объединенная эскадра имела 13 судов и 450 орудий. Крейсерство эскадры продолжалось до середины 7 июня 1713 года, когда Пётр I на шняве «Мункер» прибыл в эскадру Крюйса и заночевал на «Полтаве».  В следующие два дня корабль участвовал в учебных маневрах флота, а Петр занимался осмотром кораблей ревельской эскадры. 10 июня флот прибыл к Красной горке для снабжения кораблей провиантом, установки артиллерии на купленные за границей корабли и пополнения корабельных команд. Еще через два дня Пётр I, дав вице-адмиралу Крюйсу указание выйти в начале июля в Гельсингфорс (Хельсинки), покинул флот и отправился в Санкт-Петербург.
 
2 июля 1713 года на рейд Гельсингфорса, осаждаемого русскими войсками, прибыла эскадра шведского вице-адмирала Лилье (9 кораблей и 2 фрегата). Еще 3 шведских кораблях блокировали с моря Ревель (Таллин), где в это время находились пять недавно купленных за границей русских военных кораблей. После получения известия о появлении близ Гельсингфорса эскадры Лилье царь 4 июля прибыл на остров Котлин и поднял свой флаг на корабле «Полтава». 7 июля Пётр I, желая усилить флот ревельскими кораблями, предложил отправить эскадру Крюйса к Ревелю и затем атаковать эскадру вице-адмирала Лилье.

9 июля «Полтава» в составе эскадры вице-адмирала Крюйса (13 вымпелов) направилась от острова Котлин к Ревелю. Вечером 10 июля у острова Гогланд с фрегатов эскадры, шедших в авангарде, был замечен отряд из трех шведских линейных кораблей. За кораблями была начата погоня, продолжавшаяся до 8 часов утра следующего дня, когда передовые русские корабли («Выборг», «Рига» и фрегат «Эсперанс») сели на мель. «Полтава», также шедшая впереди большинства других кораблей эскадры Крюйса, избежала участи первых трех. Шведский отряд, оторвавшись от русской эскадры, соединился в Гельсингфорсе с эскадрой Лилье. Утром 16 июля «Полтава» прибыла в Ревель. Соединившись с ревельскими кораблями, эскадра Крюйса через два дня вернулась на рейд у форта Кронштлот (Кронштадт).
 
К началу мая 1714 года из Кроншлота могла выступить эскадра из 10 кораблей (в том числе корабля «Полтава»), 5 фрегатов и 3 шняв. Вторая эскадра, из 7 кораблей, находилась в Ревеле. Всего в кампанию 1714 года Балтийский флот выставил 25 вымпелов (1 070 орудий и 7 000 человек экипажа), не считая мелких судов. Задача, поставленная корабельному флоту, состояла в прикрытии действий галерного. 20 мая «Полтава» в составе кронштадтской эскадры вышла в море и на следующий день подошла к Березовым островам, прикрывая движение галерных эскадр русского флота. 31 мая корабельный флот направился от Березовых островов в Ревель, куда и прибыл 11 июня 1714 года.
 

Вечером 17 июня у Ревеля показалась шведская эскадра из шести кораблей под командованием вице-адмирала Лилье. Выйдя вместе с пятнадцатью другими кораблями ревельской эскадры в море, «Полтава» на протяжении 13 часов участвовала в погоне за шведской эскадрой. Возглавлял преследование Пётр I, державший свой флаг шаутбенахта (военно-морской чин) на 60-пушечном корабле «Святая Екатерина», шедшем во главе авангарда эскадры. Но из-за того, что большая часть русских кораблей в ходе погони отстала от головного корабля, преследование шведской эскадры было прекращено и «Полтава» в числе других кораблей возвратилась в Ревель.
 
В июле 1714 года россияне одержали очередную победу на море над шведами при Гангуте, и в честь этого события государь устроил военно-морской парад. 4 августа «Полтава» в составе эскадры капитан-командора Шельтинга покинула Ревель и 14 августа прибыла в Гельсингфорс, а 24 августа вместе с остальной эскадрой отбыла из Гельсингфорса к острову Котлин, где и была оставлена на зимовку.
 

Постройка и испытания

Эскадренный броненосец «Полтава» в Кронштадтском сухом доке, май 1900 года

Официальная закладка броненосцев серии состоялась 25 апреля (7 мая) 1892 года на петербургских верфях Нового адмиралтейства и Галерного островка. На торжественной церемонии присутство­вали: император Александр III с супругой наследник престола цесаревич Николай Александрович в сопровождении Великого князя Алексея Александро­вича и других титулованных особ. К моменту официальной закладки корабли находились в постройке уже по два-три месяца и со 2 января 1892 года (21 декабря 1891 года) были зачислены в списки флота как броненосные корабли. Но приказом по Морскому ведомству от 13 февраля (1 февраля) 1892 года, в соответствии с новой классифика­цией их причислили к классу эскадренных броненосцев. Названия новые корабли получили в честь городов, в сражениях у которых была приумножена боевая слава России.

Первым из серии был спущен на воду броненосец «Полтава» 6 ноября (25 октября) 1894 года, через три дня был произведен спуск на воду «Пертропавловска», а 1 июня (20 мая) 1895 года — «Севастополя». Окончательная достройка кораблей затянулась из-за задержек с поставкой брони и вооружения и только в конце 1897 года первый из броненосцев вышел на испытания без артиллерийского и минного вооружения.

По официальным данным, на испытаниях «Петропавловск» при мощности машин 11213 л.с. показал средний ход 16,38 узла и максимальный 16,86 узла, «Полтава» при мощности 11255 л.с. развила среднюю скорость 16,29 узла при максимальной 16,5 узла, а «Севастополем» была показана мощность 9368 л.с. и средняя скорость 16,41 узла.

Первые линейные корабли

19 июля 1708 года Петр издает указ о постройке судов в Новой Ладоге:
«1708 года июля в 19 день В.Г. указал в Новой Ладоге строить вновь два корабля из дубового лесу, который готовил Лукьян Верещагин, и для того строения послать от адмиралтейства корабельного дела мастера иноземца Броуна, да корабельного ж ученика Гаврилу Меншикова, да к тому ж строению в Ладогу взять с Олонецкой верфи дворянина Гаврилу Григорьева, да старого подьячего, да молодого подьячего, работников 200 человек плотников 100 человек, кузнечного подмастерья, да кузнецов 20 человек». О прохождении работ государя осведомляли Федосей Скляев и Александр Васильевич Кикин, описывая проблемы, которые возникали с корабельным лесом.
Так появились корабли «Выборг», «Рига» и «Пернов». Четвертый корабль разбился на переходе в Петербург и остался в истории Российского флота безымянным. Компоновка артиллерии на этих кораблях, согласно донесению датского посла в Петербурге, предусматривалась следующая:
на каждом по 45 орудий;
18-фунтовые –  на нижней палубе;
8-фунтовые – на верхней;
4-фунтовые – на квартердеке и баке (помосты в носовой и кормовой части корабля).

Следствие ведут знатоки

Идею построить реплику флагмана Петра Великого выдвинул никто иной, как глава «Газпрома» Алексей Миллер. Он же, давно увлеченный личностью Петра, предложил сделать эту реплику действующим кораблем-музеем. Этим «громадье планов» не исчерпывалось. Установленная в специально построенном для нее доке «Полтава» должна была стать центром целого музейного комплекса, посвященного морской истории Санкт-Петербурга и России.

Создание новой «Полтавы» при поддержке «Газпрома» было поручено СПРСОО «Яхт-клуб Петербурга». Для реализации замысла Миллера была организована верфь исторического судостроения «Полтава». Ее генеральным директором стал Андрей Грошиков, а главным строителем корабля — Михаил Плеханов.

Комплекс задач, который предстояло решить коллективу исторической верфи, честно говоря, вызывал оторопь. Чертежей «Полтавы» — тех самых, над которыми когда-то лично корпел Петр и его корабельный мастер Федосей Скляев, — не сохранилось. Не дожила до наших дней и адмиралтейская модель линейного корабля. Все, чем на «старте» располагали сотрудники исторической верфи, это найденный в личных бумагах Петра чертеж мидель-шпангоута с размерениями, соответствующими данным «Полтавы», и гравюра голландца Питера Пикарта, изображающая флагман Петра под парусами. 

В случае с гравюрой следовало не только учитывать то, что «Полтаву» Пикарт изобразил лишь со стороны левого борта и кормы, но и делать скидку на известную приблизительность запечатленного на гравюре корабельного декора. Ибо легендарное «художник так видит» в XVIII веке тоже никто не отменял. 

Таким образом, уже стадия воссоздания конструкции корабля и его внешнего облика вполне тянула на подвиг. Забегая вперед, отметим, что «полтавцы» этот подвиг совершили. 

Были вдоль и поперек прочесаны доступные архивы и музеи. Были пунктуально исследованы поднятые подводными археологами сохранившиеся детали русского линейного корабля 4-го ранга «Портсмут», разбившегося на Лондонской мели у Котлина в 1719 году. Все это позволило реконструировать облик флагмана Петра и изготовить эскизные чертежи линейного корабля.

Отдельно стоит выделить поистине титаническую работу по воссозданию внутреннего убранства и кормового декора «Полтавы». Этот нелегкий труд лег на плечи главного художника и научного сотрудника Центрального военно-морского музея Андрея Троня и профессионального мастера-судомоделиста Игоря Джения. 

Помните, в СССР был такой популярный детективный телесериал «Следствие ведут ЗнаТоКи»? Думается, Тронь и Джения могли бы снять по следам своей работы не менее увлекательный блокбастер.

На гравюре Пикарта носовая фигура «Полтавы» не видна. После надлежащих исследований решено было, что над форштевнем «Полтавы» красовался лев. Но… какой? Что он держал в лапах? Какая у него на голове была корона и была ли вообще?.. Думали, спорили, разобрались.

С кормой, на первый взгляд, было несколько проще, так как в фондах Центрального военно-морского музея сохранились две деревянные фигуры Святого Георгия, попирающие копьем Змея. Согласно атрибутации 1949 года, эти фигуры являлись частью ансамбля кормового декора «Полтавы». 

Как говорится, всего и делов — взять и скопировать. Но проделанное «полтавцами» исследование показало, что деревянные Георгии с высокой степенью вероятности принадлежат не «Полтаве», а построенному в 1861 году колесному пароходу «Нева». Да и вообще, насколько вписываются образы Георгия и Змея в оформление петровского флагмана, призванного символизировать Полтавскую Викторию? 

Выяснилось, что не вписываются. Поэтому вместо Георгия и Змея появился Беллерофонт, оседлавший Пегаса и побеждающего Химеру. По бокам же от симметрично расположенных Беллерофонтов появились изображения низвергнутого Фаэтона — аллегория поражения шведского монарха под Полтавой. 

Все? Нет, конечно. Еще не все ясно с украшающим корму гербовым орлом, окраской бортов, цветовой гаммой покраски переборок, декором переборок квартердека, убранством адмиральского салона, каюты капитана, гондека, камбуза. 

Так что — за работу!..

Выбор оптимальной конфигурации

ОЧКИ СТОЙКОСТЬ АТАКА ПОДДЕРЖКА СМЕКАЛКА
1
2
3
4

Порядок прокачки навыков:

1

2

3

4

5

6

7

Модернизации

1

2

3

4

В первый слот имеется возможность установки «Аварийная команда Мод. 1» для повышения живучести корабля:

Вариант 1:

1

2

3

4

Доступные камуфляжи:

Доступен и по умолчанию используется постоянный камуфляж «Тип 10», у которого помимо стандартных бонусов: -10% к стоимости обслуживания за бой и +50% к опыту за бой.

Для увеличения опыта за бой, свободного опыта за бой и т.д. можно использовать соответствующие типы стандартного («Тип 6» или «Тип 59») или акционного камуфляжа.

top

Тип 10 — Полтава

Бонусы:

  • -3% к заметности с кораблей;
  • +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
  • -10% к стоимости обслуживания корабля после боя;
  • +50% к опыту, заработанному за бой;

Стоимость: Бесплатно.

Примечание: Если автопополнение включено, этот камуфляж будет пополняться бесплатно.

Марка из детства

Для меня история «Полтавы» началась с увиденной в глубоком детстве советской почтовой марки 1971 года выпуска. На прямоугольном кусочке бумаги под розой ветров плыл вдаль трехмачтовый парусник. Его левый борт был утыкан двумя рядами пушечных портов, а корма богато изукрашена. Слева помещалась лаконичная надпись: «Корабль «Полтава». Справа — год спуска на воду: «1712». Судя по этой дате, корабль явно относился к парусникам эпохи Петра Первого…

Марка периодически «путешествовала» в качестве книжной закладки по страницам «Острова Сокровищ», «Одиссеи капитана Блада» и «Вокруг света на «Коршуне», пока, увы, не потерялась. Время шло, я подрос и начал увлекаться стендовым моделизмом. В какой-то момент мне пришла в голову идея: а почему бы не попробовать построить модель того самого прекрасного парусника из своего детства? 

54-пушечная «Полтава» проектировалась лично царем-плотником и стала первым линейным кораблем, построенным на Адмиралтейских верфях в самый разгар Северной войны. Это еще больше подогревало мой интерес к кораблю, но с моделью, как говорится, «не взлетело». Прошерстив доступные источники в поисках чертежей «Полтавы», я их, к своему удивлению, не обнаружил. 

Чертежи первого российского линейного корабля «Гото Предестинация», спущенного на воду Петром в 1700 году, имелись. Чертежи любимейшего Петром линейного корабля «Ингерманланд», спущенного на воду в 1715-м, тоже были. А вот чертежей «Полтавы», спущенной на воду в 1712 году, нигде отыскать не удалось. Имелась лишь гравюра голландца Питера Пикарта, датированная то ли 1712, то ли 1713 годом. Судя по одинаковому ракурсу изображений «Полтавы» на гравюре и на упоминавшейся выше почтовой марке, художник последней просто «позаимствовал» свое видение «Полтавы» у Пикарта. Нет чертежей — нет и модели, увы.

История с почтовой маркой и поисками чертежей «Полтавы» канула в прошлое, как и сам 54-пушечный линейный корабль. Тем больше я был ошеломлен, узнав, что в современной России нашлись люди, всерьез взявшиеся в 2013 году за создание не модели, а настоящей «Полтавы»!.. 

Создание верфи

Проект «Полтава» — верфь исторического судостроения и музей в Санкт-Петербурге, на берегу Финского залива в районе Лахта. Инициатором идеи по созданию действующей верфи, способной создавать исторические корабли готовые выйти в плавание, и в тоже время знакомить посетителей с историей российского судоходства, и основным спонсором проекта «Полтава» стал ОАО «Газпром».

Плодотворное сотрудничество исторической верфи с Российским Морским Регистром Судоходства (РМРС), с поставщиками высококачественного оборудования и материалов, с Центральным военно-морским музеем и многими другими организациями позволило воплотить задуманный проект в жизнь.

Верфь исторического судостроения «Полтава» на панорамах Google:

Первый ангар для сборки набора корпуса корабля, был построен в феврале 2014 года. И уже 1 мая 2014 года верфь торжественно открыла свои двери для посетителей. Теперь стало возможным побывать на экскурсии и увидеть, как строится настоящий парусник петровской эпохи в XXI веке.

На «Полтаве» работает сертифицированное конструкторское бюро, задействованы ведущие специалисты по проектированию деревянных судов. Верфь включает в себя 71 объект, в том числе цеха, мастерские, склады и другие подсобные сооружения. Мастерские исторической верфи «Полтава» могут принять на постройку и реставрацию деревянные суда длиной до 50-ти метров.

Описание корабля «Полтава»

На верхней палубе корабля Полтавы воссоздан штурвал, здесь же — адмиральская каюта и камбуз (в то время камбуз назывался поварнёй). Внутри адмиральского салона — подвесная кровать, похожая на гамак. Эти кровати очень быстро убираются и не мешают нести службу. На таких же кроватях спали все моряки и офицеры.

Спустившись ниже, Вы окажитесь на орудийной палубе, где стояли пушки и механизм для спуска якорного каната. Каждая чугунная пушка весила 2 тонны 796 кг

Основание, на котором стояла пушка, и сама палуба окрашивались в красный или кирпичный цвет, чтобы кровь раненых и убитых артиллеристов не отвлекала внимание остальных бойцов

Ещё ниже — трюм, где невозможно выпрямиться в полный рост. Здесь жили мастеровые. В отдельной камере был запас пороха. На этой же палубе хранились и съестные припасы.

В самом низу судна — санитарное помещение, где находились бочки с водой или песком, камнями для балансирования корабля.

Строители корабля Полтава хотели донести до нас то, как выглядел корабль XVIII века. Сегодня трудно представить, что судно строилось топорами и молотками без подъёмных кранов и без компьютерного моделирования. Корабль украшен деревянными резными элементами. Интересны аллегорические сюжеты на его бортах и корме, но особенно красив декор на носу.

Комментировать
0