fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Функции коллегий

Каждая из образованных коллегий исполняла разные функции, иногда на некоторое время они ликвидировались и восстанавливались заново.

Название

Годы существования и президенты

Итоги

Военная

1719-1802

А. Д. Меншиков

А. И. Репин

М. М. Галицин

Г. А. Потемкин

и др.

Общая численность — 530 человек. Подразделялось на

1.    Армейское.

2.    Артиллерийское.

3.    Гарнизонное.

Прекратило функции, передав полномочия министерству.

Адмиралтейская

1717-1827,

Ф. А. Апраксин,

Н. Ф. Головин.

Управляло военным и гражданским флотом. Подразделялось на: адмиралтейскую, цейхмейстерскую, комиссариатскую, подрядную, провиантскую, казначейскую, цалмейстерскую, контролерскую, мундирскую, обер-сарваерскую, вальдмейстерскую, московскую. В 19 веке носило только совещательный характер.

Иностранная

1718-1832,

Г. И. Головкин

А. И. Остерман,

А. П. Бестужен-Рюмин

Н. И. Панин

В ее ведомстве находились все вопросы, связанные с взаимоотношениями с иностранными государствами. Свои функции утратила в 1802 году после создания министерства.

Берг

1719-1807

Б. Я. Вилимович

А. И. Корсаков

В ее ведомстве находилась горнодобывающая (тяжелая) промышленность, основная цель — увеличение количества предприятий. Основные центры находились в Сибири и на Урале. Определенный период времени была объединена с мануфактур-коллегией, работала с перерывами.

Мануфактур

1719-1805

Я. В. Брюс

В. Я. Новосильцев

Основная цель – создание мануфактур, развитие легкой промышленности.

Не работала в период 1727-1742 и 1779-1796

Коммерц-коллегия

1718-1801

П. М. Апраксин

П. А. Толстой

И. Ф. Бутурлин

Основная задача – решение торговых вопросов. В 1730 гг. выполняла функции берг, мануфактур-коллегий и главного магистрата. С 1801 г. существовала при министерстве финансов, но с ограниченными полномочиями.

Камер

1718-1801

Д. И. Голицын

Г. И. Кошелев

А. Л. Плещеев

С. Д. Голицын

Отвечала за налоги, ей больше всего внимания уделял Петр I. Также контролировала часть государственного хозяйства (земледелие и скотоводство) Не работала в 1785-1797 г.

Штатс-контор-коллегия

1717-1780

И. А. Мусин-Пушкин.

Контролировала государственные расходы: выделение средств государственным структурам и должностным лицам. В 1723 г перешла в управление Сената и только в 1730 вновь стала независимой.

Ревизион-коллегия

1717-1788

Я. Ф. Долгоруков

И.И. Бибиков

Основная функция — контроль над финансами. Некоторое время работала в Москве, был переведен под контроль Сената.

Юстиц-коллегия

1718-1780

А. А. Матвеев

П. М. Апраксин

Представлял собой Верховный суд России и отвечал за работу всех остальных судов страны. Позднее под ее управление передались «крепостная контора» и сыскной приказ.

Вотчинная

1721-1786

Регулировала все земельные вопросы. Изначально находилась в Москве. Специальный регламент для нее так и не был издан. Подразделялась на присутствие, канцелярия, архив.

Главный магистрат

1720-1796

Ю. Ю. Трубецкой

А. Г. Долгоруков

Орган, управляющий магистратами всей империи. Кроме того утверждал гражданские и уголовные решение суда в городах и контролировал сбор налогов. В 1727-43 назывался Ратушей и находился в Москве.

Эволюция системы коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.

Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).

Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове

Уже в 1718 году был принят реестр коллегий:

  1. Иностранных дел (внешняя политика).
  2. Военная коллегия (армия).
  3. Адмиралтейств-коллегия (флот).
  4. Камер-коллегия, или Коллегия казённых сборов (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов)
  5. Юстиц-коллегия (суд).
  6. Коммерц-коллегия (торговля).
  7. Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам).
  8. Берг-Мануфактур-коллегия (промышленность и добыча полезных ископаемых).
  9. Ревизион-коллегия (государственный контроль).

В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.

Около 1720 года учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, с 1762 года получившая название Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, занимавшаяся административно-судебными вопросами присоединённых шведских провинций, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи.

В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ.

В 1722 году Берг-Мануфактур-коллегия разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также учреждена Малороссийская коллегия, заменившая Малороссийский приказ.

В 1726 году учреждена Коллегия экономии.

В 1763 году учреждена Медицинская коллегия.

В результате реформы местного управления, проведённой Екатериной II, к середине 1780-х годов число коллегий резко сократилось. Перераспределение полномочий между центральными и местными органами управления вкупе с необходимостью экономии казённых средств привели к тому, что коллежские функции местного значения были переданы в губернские учреждения, а функции общегосударственного масштаба — в Правительствующий сенат. Из коллегий продолжали по-прежнему действовать только Адмиралтейская, Военная, Иностранных дел, Медицинская и Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

Некоторые из старых коллегий были ненадолго восстановлены в ходе преобразований Павла I, однако в этот период коллегиальный принцип управления всё более уступал место принципу единоначалия в рамках разрабатывавшегося императором проекта учреждения министерской системы. В частности, восстановленную Коммерц-коллегию возглавил министр коммерции. Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции.  Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Деятельность коллегий

Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.

Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.

Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).

Здание Сената и Святейшего Синода

Коллегии 1720 – 1722 года

Император был поглощен идеей централизации аппарата государственного управления. Поэтому он не остановился на создании 9 коллегий. В период с 1720 по 1722 год появились следующие ведомства:

  • Юстиц-коллегия Эстляндских, Лифляндских, Финляндских дел. Ведомство занималось административными и судебными делами присоединенных шведских провинций. Контролировало деятельность всех протестантских церквей.
  • Вотчинная коллегия. Занималась земельными вопросами. Контролировала вотчины дворян, регистрировала поместья и наделы. Ведомство также занималось конфискацией и выдачей земель.
  • Духовная коллегия. Синод создан для ликвидации патриаршества, полного подчинения церкви государству. Ведомство контролировало деятельность российских православных церквей.
  • Главный магистрат. Управлял всеми городскими магистратами, утверждал решения судов по гражданским и уголовным делам. Контролировал сбор налогов в городах. После кончины Петра I магистрат переименован в Ратушу.

Хотя система местничества была аннулирована еще в 1682 году, неофициально она продолжала существовать до 1717 года. Именно ликвидация приказов и появление коллегий окончательно разрушило традицию передачи власти от родственника к родственнику.

Хотя Петр I чрезмерно бюрократизировал аппарат управления государством, все же он осуществил огромный прорыв в наведении порядка внутри страны. Все коллегии подчинялись единым нормам деятельности. Император разобрался с тем хаосом, который царил во время приказов. Но поскольку штаты ведомств были сильно раздуты, со временем многие из них были упразднены.

Выбери ответ

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

  • Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
  • Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

Дальнейшее развитие

Надо сказать, что учреждение коллегий Петром 1 и замещение ими приказов шло очень медленно и вяло. Но когда в 1715 г. царю стал ясен исход военных действий со Швецией, он более активно начал интересоваться внутренними делами государства. Известно, что в его книжке для записей под датой 14 января того же года была внесена заметка о трех коллегиях, а к 23 марта их насчитывалось уже шесть. Предполагается, что к этому Петра подтолкнуло чтение проекта о переустройстве государственного управленческого аппарата теперь уже неизвестного автора.

В документе предлагалось ввести учреждение коллегий в России, которые бы сосредоточили в себе все дела по обустройству страны. В проекте упоминалось о семи отделах, касающихся юстиции, торговли, иностранных дел, горнодобывающих разработок, армии, налогов и расходов государства. Управление структурами предполагалось отдать в руки отдельным сенаторам. Автор этого проекта приводил в пример Швецию, где уже существовала данная система, считавшаяся наилучшей в Европе.

Экономические реформы Петра I Великого — кратко

Причиной экономических реформ Петра I стала необходимость усиленного обеспечения армии снабжением и вооружением для ведения Северной войны, а также существенное отставание Русского Царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав.

Денежная реформа

Не меняя внешнего вида серебряных проволочных копеек, начиная с 1694 года на них стали ставить даты, а затем и снизили вес до 0,28 г. С 1700 года начинается чеканка разменных медных монет — денег, полушек, полполушек, т.е. номиналов меньших, чем копейка.

Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль. Денежная система была преобразована в десятичную (1 рубль=100 копеек=200 денег), а процесс чеканки монет модернизирован — начал применяться винтовой пресс. Для удовлетворения потребностей экономики Пётр I создал пять монетных дворов.

Полушка — монета появившаяся в результате денежной реформы

Налоговая реформа

Первая перепись населения 1710 года основывалась на подворном принципе учета податных и выявила, что крестьяне объединяли свои дворы, обнося их единым забором, чтобы уклониться от уплаты налогов.

Указом 26 ноября 1718 года Петр I начал вторую перепись, по правилам которой записывалось не количество дворов, а конкретные лица мужского пола. (подушная перепись)

Результат налоговых реформ Петра I Великого

Введение подушной подати

После окончания переписи в 1722 году (было насчитано 5 967 313 человек мужского пола), производились расчеты сборов, достаточных для поддержания армии. В итоге подушная подать была установлена в 1724 году — с каждой души (т.е. каждому мужчине, мальчику, старику принадлежащему к податным сословиям) полагалось платить 95 копеек.

Реформы в области промышленности и торговли

Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I лично убедился насколько Русское царство отставало в промышленном плане от европейских держав. Победа в северной войне и строительство флота были невозможны без организации соответствующего обеспечения и производства. Проводя преобразуя области промышленности и торговли, Пётр I придерживался идей протекционизма (отечественное производство должно иметь преимущество перед иностранным) и меркантилизма (государство должно производить для себя максимум товаров и продавать минимум сырья). Предпринимал царь и попытки оживить торговлю, ввести акционерные принципы участия в торговых предприятиях.

Нехватку специалистов Пётр I предполагал компенсировать наняв во время возвращения из Великого посольства в 1698 году тысячи различных мастеров. В 1702 он издал указ приглашающий в Россию иностранных инженеров и ученых, которые должны были не только организовывать строительство фабрик, но и брать в ученики наиболее способных молодых людей.

Для обеспечения промышленности ресурсами, в 1719 году была издана Берг-привилегия, согласно которой любой свободный человек получал право искать, добывать и обрабатывать металлы и минералы, с обязательной выплатой «горной подати» в 10% стоимости добычи и 32-х долей владельцу земли, на которой производилась добыча и обработка ресурсов.

Широко практиковал Пётр I помощь государства для частных фабрикантов в постройке завода, или даже полное строительство за казённый счёт с последующей передачей в частное владение. При этом царь внимательно следил за развитием предприятий, и в случае неудовлетворительных результатов мог отобрать фабрику или даже казнить провинившегося фабриканта.

Дешёвая рабочая сила

В 1703 царь подписал указ о приписных крестьянах — новых тип крепостных вместо выплаты подушной подати обязывался работать на заводах и фабриках. Приписки крестьян к производству происходили регулярно, но это не удовлетворяло потребностей — слишком много рабочих сбегало от тяжёлых условий труда. В 1721 году Петр I разрешил фабрикантам выкупать целые деревни для обслуживания заводов, при условии, что впоследствии эти посессионные крестьяне могут быть проданы только вместе с фабрикой. Также был усилен полицейский надзор, а наказания за побеги ужесточены.

Монополии и протекционизм

Пётр I в 1724 утвердил защитный таможенный тариф, запрещая или ограничивая высокими пошлинами ввоз иностранных товаров и полуфабрикатов. Связано это было прежде всего с низким качеством отечественной продукции, которая не выдерживала конкуренции. Внутри страны организовывались частные и государственные монополии — аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные — для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Правление Петра I Великого — создание Российской Империи 1694-1725

Имя Петра I называется в числе первых среди наиболее известных правителей России — именно он, согласно официальной истории, создал условия для преобразования Русского царства в Российскую Империю. Ниже перечислены наиболее значительные события в внешней и внутренней политике, произошедшие за время его правления.

Начало правления
Стрелецкий бунт 1682 года и царствование с Иваном V

После смерти царя Алексея Михайловича, на трон Русского царства взошёл его сын — Фёдор. Спустя 6 лет Фёдор умер, не оставив наследника, а перед боярами встал выбор — кого из братьев возводить на трон. Иван был старшим, но болезненным ребёнком, поэтому было принято решение в пользу более «перспективного» Петра.

Однако, с таким решением были категорически не согласны родственники царевича Ивана, клан Милославских. Воспользовавшись недовольством среди стрельцов, они подбили их на восстание, в результате которого большая часть родственников Петра I из клана Нарышкиных были убиты или сосланы, а на престол вместе с Петром был коронован Иван. При этом, ввиду малолетнего возраста обоих царей, фактическим правителем признавалась их старшая сестра царевна Софья Алексеевна.
Царевна Софья Алексеевна Романова

Низложение царевны-регентши Софьи

К 1689 году Петр уже был женат, и в свои 17 лет уже имел право на престол. Несмотря на попытки царевны-регентши удержать власть в своих руках, к тому времени она не была популярна ни в народе, ни среди бояр — большая часть подданных присягнула законному царю, а Софья была сослана в монастырь.

Тем не менее, непосредственное правление Петра I началось только после смерти его матери в 1694 году.

Поручение Петра

В апреле 1715 г. он отдает приказ князю В. Долгорукову, тогдашнему русскому послу в Дании, каким-то образом достать письменные или печатные уставы тамошних коллегий. В следующем году царь принимает на службу некоего Фика, хорошо разбиравшегося в органах юстиции, экономике и полицейских делах. К тому же он отлично знал гражданское и государственное право. Именно его Петр 1 и отправляет за границу, чтобы он уже на месте досконально изучил все устройство управления.

Другой царский приказ получил венский резидент Абрам Веселовский. Он должен был найти за границей и пригласить на службу в Россию приказных людей со знанием языков. Надо сказать, что Петр 1 не скупился и платил иностранным чиновникам приличное вознаграждение в обмен на ценные сведения об их учреждениях. Такие знания он ценил больше, чем книжные.

Социальные реформы Петра I

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам»

Петр I положил начало Эрмитажу.

Медицинские реформы Петра I

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. — первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Комментировать
0