Политика в отношении Польского царства
В эпоху правления Александра 1 Польское царство пользовалось значительными привилегиями. В частности в 1815 году на этой территории была принята очень либеральная Конституция. Существенные изменения происходили уже в эпоху правления Николая 1. Дело в том что Конституция польского царства воспринималась по-разному. Если Император воспринимал ее как законченный и достаточный элемент, то польское дворянство воспринимал ее как первый шаг для воссоздания независимой Речи Посполитой. Причём не просто воссоздания. Поляки рассчитывали, что Россия передаст им земли западной Белоруссии и Украины. Особенно они усугубились с началом французской революции июня 1830 года. Николай Первый планировал отправить войска во французскую столицу для поддержки монархии, как было обусловлено Священным союзом, но столкнулся с резкой угрозой со стороны Польши. Польская знать отказалось участвовать в этом заграничном походе армии. В основном этим и были обусловлены причины обострения польского вопроса в 1830 году.
Эти события и волна польского патриотизма привели к тому, что в Польше произошла революции 1830 года. Длилась она без малого 2 года. Восстание началось в ноябре 1830 года с покушения на убийство князя Константина в польской столице. В ходе восстания местное дворянство объявило, что Конституция 1815 года больше не действительна, Польша объявляет себя самостоятельным государством во главе которого становится Правительство во главе с Чарторыйским. Для подавления мятежа Николай 1 отправил армию под командованием Дибича. Численность армии составляла 120 000 человек. Они одержали победу над поляками при Гроховом, Однако вскоре после победы Дибич умер от холеры. Ему на смену назначили генерала Паскевича, который в сентябре 1831 года занял в Варшаву. На этом революция закончилась. Подавление польского восстания вынудило Николая 1 ввести целый ряд корректив в национальную политику Польши:
- Полностью отменялась Конституция 1815 года. Вместо Конституции применялся документ под названием Органический статус.
- Сейм был полностью ликвидирован. Все вопросы, которые ранее обсуждались на сейме, переходили под контроль местному генерал-губернатору.
- Польская армия ликвидировалась. Полякам запрещалось иметь свою армию. В этом регионе могла находиться только русская армия.
- Польское царство сохраняло свою автономию, а также местные советы.
- В наказание за проведение революции в Польше был закрыт целый ряд образовательных учреждений. В частности были закрыты университеты в Виленском и в Варшаве.
Николай 1 отчетливо понимал, что Польша является огромной проблемой для Российской империи, поскольку поляки продолжают вынашивать идею в создание Речи Посполитой. Любые Конституции и любые послабления здесь воспринимались не как попытка России лишить национальную проблему в Польше, а как первый шаг. Польское дворянство было уверено, что Россия обязана воссоздать Речь Посполитую. Для решения польского вопроса Николай 1 приказал возвести цитадель, пушки которой могли бы обстреливать Варшаву.
«Идет Черный рыцарь»
Несколько иначе проходили события в Эстонии. 24 февраля 1918 года Комитет спасения Эстонии опубликовал манифест, объявлявший страну независимым государством; в тот же день был избран глава правительства Константин Пятс. Однако германские оккупационные власти, осуществлявшие контроль над этой территорией, не признали независимости страны – они с одинаковым рвением преследовали как большевиков, так и сторонников эстонской самостоятельности. С 1918 по 1920 год в Эстонии бушевал кровавый конфликт, в официальной историографии получивший название «Освободительной войны». Тогда защитники идеи национального государства сражались как немцами, так и с большевиками.
Однако правительство Пятса получило серьезную военною помощь – помимо самих эстонцев, ему содействовали русские белогвардейские соединения, финские добровольцы, а также прибывшая из Англии эскадра. Лондон вообще с самого начала поддержал прибалтийских борцов за отделение от России. Сторонникам Пятса удалось не только быстро отвоевать территорию Эстонии, но и даже перейти в наступление за ее пределами. Эстонцы поддержали наступавшую на Петроград армию генерала Юденича, временно захватили Псков, а также помогли соседям-латышам выгнать немцев и утвердить в Риге правительство Карлиса Ульманиса. 19–23 июня 1919 года близ латвийского Цесиса (эстонское название Вынну) состоялось решающее сражение. Эстонские части под командованием генерал-майора Эрнста Пыддера разгромили соединения так называемого Прибалтийского ландесвера, состоявшего из германцев. С 1934 года дата битвы под Вынну является эстонским государственным праздником.
Однако поход фон дер Гольца и Бермондта на Ригу продолжался. Газеты пестрели заголовками: «Идет Черный рыцарь». Англия и Франция потребовали от Берлина немедленно отозвать Гольца из Прибалтики. В октябре 1919 года это требование было удовлетворено, и генерал вернулся на родину. К латвийской столице армия подошла 8 октября. Но вместо того, чтобы развивать успех, военачальник предложил правительству республики заключить с ним перемирие. Кроме того, у Бермондта начались разногласия с Юденичем по поводу стратегии действий. Пока тянулись эти проволочки, к Риге на помощь латышам подтянулись четыре эстонских бронепоезда и английская эскадра, принявшаяся обстреливать позиции бермондтовцев.
Начались упорные позиционные бои на подготовленных латышами оборонительных рубежах. Как раз в это время армия Юденича на севере упорно пыталась выбить большевиков из Петрограда. Однако помощи с юга Юденич так и не дождался. Уже к 16 октября бермондтовцы выдохлись, исчерпали боеприпасы и остановили натиск на Ригу. К утру 11 ноября их выбили из левобережной части города. Вскоре командование «Западнорусской армией» принял вместо Бермондта прибывший из Германии генерал-лейтенант Матиас фон Эбергард, однако отступление продолжалось. К середине декабря 1919-го русско-немецкая армия была эвакуирована в Германию, а латыши сегодня отмечают 11 ноября как день защитника родины.
Уже в конце лета власти Советской России отправили в Эстонию предложение о мирном договоре. Он был заключен в Тарту 2 февраля 1920 года.
В итоге РСФСР стала первым государством, юридически признавшим Эстонскую Республику, а Эстония оказалась первой страной, признавшей Советскую Россию.
Борьба с красными в соседней стране затянулась до января 1920-го, когда при поддержке польских войск армия Ульманиса заняла всю нынешнюю территорию Латвии. 13 января коммунистическое правительство Петериса Стучки объявило о прекращении своей деятельности, а двумя неделями позже в Москве Латвийская Республика и РСФСР заключили перемирие.
Для дальнейшей борьбы с Польшей Советской России требовался нейтралитет Литвы, в силу чего 12 июля 1920 года в Москве был заключен советско-литовский договор. Литбел прекратил свое существование, Советская Россия признала независимость Литвы и передачу ей спорного Виленского края.
Так или иначе, отрыв прибалтийского региона от исторической России состоялся и был юридически оформлен.
Игорь Назимов, ВЗГЛЯД
Президент США снова обвинил демократов в «шатдауне»
Развитие Прибалтийского региона
Никакой Латвии, Литвы и Эстонии на прибалтийских землях в начале XX века не существовало. Располагались там Курляндская, Эстляндская и Лифляндская губернии. Эстляндия и Лифляндия были захвачены войсками Петра I в ходе Северной войны, а Курляндию России удалось получить в 1795 г., после очередного раздела Польши.
Включение этих областей в состав Российской империи имело для них массу положительных последствий в плане развития экономики. Прежде всего для местных поставщиков открылся широкий российский рынок сбыта. От присоединения этих земель выиграла и Россия. Наличие портовых городов позволило быстро наладить сбыт продукции российских купцов.
Местные помещики тоже не отставали от российских в экспорте. Так, первое место по продаже товаров за рубеж занимал Санкт-Петербург, а второе – Рига. Основной акцент прибалтийские помещики сделали на сбыт зерна. Это была очень выгодная статья дохода. Как следствие, желание эти доходы увеличить приводило к расширению, используемых под запашку земель и увеличению времени, отводимого на барщину.
Городские поселения в здешних местах до середины XIX в. почти не развивались. Местным помещикам они были ни к чему. Вернее будет сказать, что развивались они однобоко. Сугубо как торговые центры. А вот развитие промышленности отставало значительно. Происходило это по причине очень медленного прироста городского населения. Это и понятно. Ну кто же из крепостников согласится отпустить дармовую рабочую силу. Поэтому общее число местных горожан не превышало 10 % от всей численности населения.
Мануфактурное производство помещики создавали сами в своих владениях. Торговые дела они тоже вели самостоятельно. Т. е. классы промышленников и купцов в Прибалтике не развивались, а это сказывалось на общем движении экономики вперед.
Сословной особенностью прибалтийских территорий было то, что составлявшие всего 1 % населения дворяне были немцами, равно как духовенство и немногочисленные буржуа. Коренное население (латыши и эсты), презрительно именовавшееся «не немцы», было почти полностью бесправно. Даже проживая в городах, люди могли рассчитывать лишь на работу в качестве прислуги и чернорабочих.
Поэтому можно сказать, что местному крестьянству не повезло вдвойне. Им приходилось, наряду с крепостничеством, испытывать на себе и национальный гнет.
Послевоенные изменения в Прибалтике
Еще накануне войны с Наполеоном в среде эстляндских помещиков все чаще стала звучать идея о допустимости освобождения крестьян от крепостной зависимости. Правда, свободу крестьяне должны были приобрести, а вот землю всю оставить помещику. Идея эта пришлась императору очень по душе. Он поручил местным дворянским собраниям разработать ее. Но в дело вмешалась Отечественная война.
Когда боевые действия были закончены, эстляндское дворянское собрание возобновило работы над новым законопроектом. К следующему году проект закона был закончен. Согласно этому документу крестьянам предоставлялась свобода. Совершенно безвозмездно. Но вся земля переходила в собственность помещика. К тому же за последним закреплялось право осуществлять полицейские функции в его землях, т.е. он мог запросто арестовывать своих бывших крестьян и подвергать их телесным наказаниям.
Как происходила отмена крепостного права в Прибалтике (1816-1819)? Кратко об этом вы узнаете далее. В 1816 г. законопроект подали на подпись царю, и монаршая резолюция была получена. Закон вступил в силу в 1817 г. на землях Эстляндской губернии. На следующий год подобный законопроект начали обсуждать дворяне Лифляндии. В 1819 г. новый закон был одобрен императором. И в 1820 г. он начал действовать в Лифляндской губернии.
Год и дата отмены крепостного права в Прибалтике теперь вам известны. Но какие это поначалу принесло результаты? Внедрение закона на местах проходило с большими трудностями. Ну кто же из крестьян будет радоваться, когда его лишают земли. Боясь массовых крестьянских выступлений, помещики освобождали крепостных по частям, а не всех сразу. Осуществление законопроекта растянулось вплоть до 1832 г. Опасаясь, что безземельные освобожденные крестьяне начнут массово покидать насиженные места в поисках лучшей доли, им ограничили возможность передвижения. Первые три года после обретения свободы крестьяне могли передвигаться лишь в границах своего прихода, затем – уезда. И только в 1832 г. им позволили ездить по территории всей губернии, а выезжать за ее пределы так и не было разрешено.
Формирование в Прибалтике советских правительств
Реакцию СССР на похищения и убийства своих солдат, а также на создание военного блока против Союза, долго ждать не пришлось. СССР направил соответствующие заявления правительству каждой страны:
- Литве – 14 июня 1940.
- Латвии – 16 июня 1940.
- Эстонии – 16 июня 1940.
Каждая страна получила документ с обвинениями, прежде всего, в создании военной коалиции против СССР. Отдельно подчеркивалось, что все это происходило втайне и с нарушением союзных договоренностей. Более развернутой было заявление литовскому правительству, которое обвиняется в пособничестве и прямой причастности к похищению и убийствам совестких солдат и офицеров. Главное требование Москвы – действующее управление странами, допустившие подобную напряженность в отношениях, должны подать в отставку. На их месте должно появиться новое Правительство, которое будет работать, учитывая пакты между прибалтийскими странами и СССР, а также в духе укрепления добрососедских отношений. В связи с провокациями и сложной мировой обстановки, СССР требовал обеспечения возможности дополнительного введения войск в крупные города для обеспечения порядка. Во многом последнее требование было связано с участившимися сообщениями, что в прибалтийских странах появляется все больше людей, говорящих по-немецки. Советское руководство опасалось, что страны могут встать на сторону Третьего рейха, либо Германия в дальнейшем сможет использовать эти территории для продвижения на Восток.
Требования СССР были безукоснительно выполнены. Новые выборы были назначены на середину июля 1940 года. Победили социалистические партии и сформированы социалистические правительства в Прибалтике. Первые шаги этих правительств – массовая национализация.
Важно отметить, что спекуляции на тему насаждения социализма в Прибалтике со стороны СССР лишена исторических фактов. Да, СССР потребовал изменить состав правительства для обеспечения дружественных отношений между странами, но после этого последовали свободные выборы, признанные на международном уровне
Страна | Дата проведения выборов | Победившая партия | Процент голосов |
---|---|---|---|
Литва | 14-15 июля 1940 | «Союз трудового народа» Литвы | 99% (явка 95%) |
Латвия | «Союз трудового народа» Латвии | 92% | |
Эстония | «Союз трудового народа» Эстонии | 93% |
Структура экономики
В результате трансформации 1990-х годов структура экономик стран Прибалтики претерпела значительные изменения. Снизилась доля промышленности и сельского хозяйства, расширилась сфера услуг.
Доля сельского хозяйства, охоты и рыболовства в прибалтийских республиках в 1995 году составляла 5,8—11,1 % от их ВВП, в 2000 году — 4,6—6,5 %, в 2008 году — 2,9—4,4 %. Доля промышленности соответственно в 1995 году — 23,7—26,3 %, в 2000 году — 17,4—22,4 %, в 2008 году — 13,7—20,9 %. Доля строительства в 1995 году — 4,6—7,1 %, в 2000 году — 5,6—6,2 %, в 2008 году — 8,3—10,3 %. Доля транспорта и связи в 1995 году — 11,2—14,5 %, в 2000 году — 12,5—14,5 %, в 2008 году — 10,1—12,9 %.
Кавказ
Исторически сложилось так, что Кавказ всегда был проблемной территорией для Российской империи. Во многом этому способствовало огромное количество национальностей, населяющих эти земли. Их насчитывалось порядка 50. При этом каждая имела свой язык, культуру, обычаи и устои.
Основными и наиболее многочисленными народностями Кавказа являлись:
- Иранская, представленная в основном курдами, осетинами и татами.
- Армянская, в число которой входили только сами армяне.
- Тюрская — ее представителями были кумыки, балкарцы, карачаевцы, азербайджанцы и ногайцы.
- Карельская была представлена только грузинами.
- Северо-кавказская — наиболее многонациональная, включающая в себя ингушей, черкесов, лезгинов, сокуров, абазинов, абхазов, даргинцев и рутульцев.
Каждый народ говорил на собственном языке, имел свою религию, народные промыслы, то есть все они в корне отличались друг от друга. Конфликты у них периодически вспыхивали друг между другом, что уж говорить о России.
Однако, Россия все же попыталась проводить максимально мягкую политику в данном регионе, не подавляла религию, национальные языки и традиции. Присоединение Кавказа резко обострило отношения России с Ираном и Турцией. Они так же претендовали на данные земли.
Народности, населяющие Кавказ, неоднозначно отнеслись к притязаниям России. Если некоторые были только рады такому положению вещей и присоединились с радостью сами, спасаясь от Турции и Ирана, то другие приходилось в буквальном смысле завоевать и подчинять.
Сибирь
Национальный вопрос в Сибири стоял для Российской империи не менее остро. Достаточно сказать, что в начале 19 века здесь проживало 200 тысяч человек, а к середине столетия здесь проживало уже более 600 тысяч человек. Такой рост связан не только с демографическими факторами, но и с переселением людей из западной части Империи на восток. В это время все сибирские народы назывались инородцы. Таких инородных народов было достаточно много и Российская Империя ставила своей задачей сохранения национальной самобытности каждого из этих народов. Вторая задача заключалась в том, чтобы плавно и постепенно вписать эти народы в жизнь империи. Для решения этих задач в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев. Его автором выступил Сперанский, который по состоянию на этот год занимал должность генерал-губернатора Сибири. Устав был очень прогрессивным и делил всех инородцев на три большие группы:
- Бродячие. К ним относились ненцы, коряки и другие. Они жили по племенным правилам. Лидерами этих инородцев были князья из местной знати.
- Кочевые. К ним относились буряты, якуты хакасы и другие. По системе управления они были похожи на бродячих.
- Оседлые. К ним относились татары, алтайцы, манси и другие. Это люди, которые «осели на земле», поэтому их приравняли в правах с крестьянами. Но это были не крепостные. а государственные крестьяне.
Устав Сперанского предполагал, что бродячие и кочевые народы со временем должны перейти в статус оседлых, и также получить права государственных крестьян
Важно отметить только факт, что все инородцы Сибири освобождались от военной службы. Даже оседлые народы, которые были приравнены к государственным крестьянам, от воинской службы освобождались, и к ней не допускались
Устав Сперанского с точки зрения истории интересен тем, что подобного документа в отношении национальных окраин и национальностей не было ни в одной другой стране мира. В этом отношении национальная политика Александра 1 была очень гибкой и очень прогрессивной. Он не стремился подчинить и уничтожить присоединенные народы, а стремился наоборот сохранить их самобытность.
Великое княжество Финляндское
Финские земли долгое время входили в состав Швеции. Ситуация изменилась в 1809 года, когда шведы проиграли русско-шведскую войну. Условия мира получились довольно умеренными, но шведы потеряли Финляндию. На новой земле России нужно было проводить нацполитику, поскольку в состав империи вошли земли с народами, которых раньше не было. В Финляндии в основном жили 2 народности: шведы и финны. Александр 1 избрал для этого региона весьма сдержанную политику, наделив эти земли большой самостоятельностью.
Отличительные особенности национальной политики России в Финляндии эпохи Александра 1 следующие:
Делопроизводство в княжестве велось на шведском языке
Обращаю внимание, что язык не финнский, поскольку у Финляндии самостоятельного статуса не было никогда. Веками здесь правили шведы и основным языком был шведский.
Управление княжеством осуществлял сейм – сбор представителей различных категорий населения
Сейм – это нечто похожее на славянское вече. Без согласия сейма на территории Финляндского княжества нельзя было вводить новые законы, либо отменять старые.
Княжеством управлял генерал-губернатор. Его, как и любых других чиновников назначал Император.
Комитет главного управления Финляндии руководил всеми административными вопросами. Он состоял из 12 местных жителей, которые подчинялись генерал-губернатору. Из этих 12 жителей 6 представляли дворянские сословия, а 6 нет.
Княжество сохраняло полную самостоятельность в системе образования и самоуправления.
Финляндия в статусе отдельного княжества Российской Империи получала статус государства в государстве. Да, российский император назначал генерал-губернатора и других чиновников, но, как правило, изначально эта кандидатура согласовывалась с финляндским сеймом. В остальных же аспектах развития княжества никаких ограничений и никаких попыток задавить национальное движение или полностью подчинить России народы Финляндии или Швеции не предпринимались. Поэтому Финляндия очень уверенно развивалась в России и жила без каких-либо потрясений.
Польское царство
В состав Российской Империи Польша была присоединена в 1815 года. В качестве территориальной единицы и официального наименования использовалось – Польское царство. В этом же году утвердили Конституцию, согласно которой руководителем царства был утвержден действующий император. Конституция была довольно либеральной, поэтому поляки очень радостно ее восприняли. С другой стороны это привело к большим проблемам, которые вылились в русско-польские конфликты уже через 10 лет, после смерти Александра 1. Польский вопрос очень важен, поскольку поляков в России было много. Они занимали 3 место по численности среди всех народов, населявших России, уступая по численности только русским и украинцам. Примечательно, что четвертым по количеству национальных представителей в Российской империи были евреи, которых в огромном количестве проживало на территории Польши.
Национальная политика Александра 1 в отношении Польши предполагала:
- Русский император становился полноправным и единственным правителем Царства. Однако, вводилась Конституция, которая была главным законом этого региона, и которой присягал в том числе и император.
- Законодательная власть принадлежала императору. Частично эти функции ложились на местные сейм, в который ходили только поляки. Сейм имел право рекомендации царю необходимых законов, но принятие законов отводилось исключительно Государственному совету при Александре I.
- На всех ключевых постах управления Царством должны были назначаться только поляки.
- Официальный язык в данном регионе оставался польский. Делопроизводство также велось на польском языке.
Конституция Польского царства – важная тема, поскольку трактовать ее однозначно невозможно. С одной стороны она сохраняла либеральное отношение России к полякам (особенно к знати), но с другой стороны создавала огромные противоречия. Сама Конституция со стороны императора и польского дворянства воспринималась по-разному. Польское дворянство была уверены, что либеральная конституция это только первый шаг, а в дальнейшем территория Польши может разрастаться за счёт территорий Украины и Белоруссии, чтобы воссоздать в дальнейшем распавшуюся Речь Посполитую. Александр Первый был уверен, что принятие либеральной Конституции давало Польскому царству и так огромные преимущества и возможности, которые, возможно, даже были излишними. Поэтому со стороны Императора национальная политика в отношении поляков предполагала передачу конкретных прав и возможностей, расширение которых не предполагалось, а польские дворяне были уверены, что российский Император и дальше должен увеличивать их права. В результате был заложен фундамент для последующих национальных конфликтов в этом регионе.
Сравнительное положение Польши и Финляндии
Для детальной характеристики национальной политики России эпохи Александра 1 предлагаю сравнить положение Финляндии и Польши в составе Российской Империи, найти общие и отличительные особенности в управлении каждым из этих регионов. Для этого приготовим специальную таблицу.
Элемент национальной политики | В Польше | В Финляндии |
---|---|---|
Официальный язык и язык делопроизводства | Польский | Шведский |
Право принимать законы | Император | Местный сейм |
Система образования | Зависимая | Полностью независимая |
Глава региона | Император | Генерал-губернатор. Его часто выбирали из Прибалтики. |
На ключевых должностях были | Поляки | Финны и шведы |
Сравнивая положение двух регионов Российской империи важно отметить, что Финляндское княжество обладало большей самостоятельностью, чем Польское царство. Во многом этому способствовало то, что у поляков были разногласия исторического плана с Российской империей, и предоставление им полной самостоятельности могло создать большие проблемы
Польское царство
Немного позже, в 1815 году, в состав Российской империи вошла Польша, именуемая в те времена Польским царством. В год присоединения была принята Конституция, согласно которой император Александр I становился полноправным властителем Польского царства.
Поляки не имели ничего против такого положения вещей, так как новая Конституция ничем не ущемляла их прав и отличалась либеральностью. Однако, именно это станет большой проблемой впоследствии, когда наступит смерть Александра I. Через 10 лет из-за такой политики вспыхнут конфликты между русскими и поляками.
Не обращать внимания на такие проблемы не получалось из-за большой численности поляков на территории России — они занимали третье место среди народов, проживавших в Российской империи. На первом и втором местах были только русские и украинцы соответственно. К сведению, на четвертом месте были евреи, на территории Польши их проживало огромное количество.
Россия осуществляла следующие политические меры в отношении Польши:
- Несмотря на то, что Александр I являлся единственным правителем Польского царства, вводилась новая конституция, которой должны были присягнуть все, в том числе российский император.
- Разрабатывать и вводить новые законы на подвластной территории должен был император, но в некоторой степени те же функции возлагались на местный сейм, состоящий исключительно из поляков. В частности, сейм мог рекомендовать принятие тех или иных законов Александру I, а право принять их или отклонить оставалось по-прежнему за ним.
- Главные должности и посты в Польском царстве имели право занимать только поляки.
- Польский язык по-прежнему остался официальным. На нем же велось все делопроизводство на завоеванной территории.
Польская Конституция — это вопрос, требующий особенного рассмотрения, так как она отличалась своей неоднозначностью. С одной стороны, согласно ее положениям, Россия была либеральна полякам (особенно это касалось знатных граждан), с другой же имели место огромные противоречия. Это связано с тем, что даже сама Конституция воспринималась всеми по-разному.
Поляки смели надеяться, что благодаря такой либеральной политике территория Польши в дальнейшем сможет расширяться за счет прилегающих земель Белоруссии и Украины, а, возможно, в будущем все земли снова объединятся в распавшуюся Речь Посполитую. Александр I со своей стороны полагал, что по новой Конституции поляки и так получили огромные привилегии, возможно, и этого не стоило для них делать.
То есть император не планировал еще больше расширять права поляков, а дворяне на это искренне рассчитывали. Именно это и стало почвой для дальнейших проблем и конфликтов на польских землях. Нужно добавить, что система образования в Польше была полностью зависима от России, в отличие от Финляндии. То есть, если сравнивать положение Финляндии и Польши после присоединения к России, можно без труда заметить, что финны и шведы находились в более выгодном положении, нежели поляки.
Причиной тому стали многолетние исторические противоречия между Россией и Польшей. Доверия к полякам у России было гораздо меньше, поэтому они и получили меньше прав.
Безответная интеграция
Следует отметить, что Левитс выступил с заявлением об интеграции в ЕС всего через несколько дней после того, как страны Евросоюза не смогли договориться о принятии семилетнего бюджета союза на 2021—2027 годы.
- Штаб-квартира Еврокомиссии
- Reuters
Одним из главных препятствий стал вопрос финансирования Балтии, которая фактически находится на дотации у Западной Европы. Кроме того, в результате брексита с 2021 года ЕС потеряет €11 млрд ежегодных платежей, так как Соединённое Королевство было вторым после Германии донором сообщества.
С середины 2018 года государства ЕС ведут интенсивные переговоры по предложению Еврокомиссии, в котором содержится призыв сформировать многолетний бюджет в €1,3 трлн. Финляндия, которая в 2019 году председательствовала в Совете Европы, предлагала значительно сократить бюджет — до €1,087 трлн, в том числе за счёт уменьшения дотаций Прибалтике.
Государства Балтии неоднократно выражали своё несогласие с возможным сокращением субсидий от Евросоюза, которые составляют значительную часть индивидуальных бюджетов этих стран.
С точки зрения экспертов, нынешние заявления главы Латвии об интеграции в ЕС как раз и направлены на то, чтобы получить дополнительное финансирование от западных партнёров.
Помимо этого, аналитик напомнил, что концепцию связующего звена между Россией и Западом генерировали сами прибалтийские страны перед вступлением в ЕС в 1990-е годы.
Также по теме
«Донор рабочей силы»: почему Литва требует от ЕС компенсации за отток населения
Литва намерена добиваться от Евросоюза компенсаций за отток населения, который за время членства в организации составил около 10%. Об…
«Они убеждали всех, что лучше их никто не знает Россию, поскольку они были в составе Советского Союза. Но при этом не стоит забывать, что такой мост нужен, когда между сторонами нет прямого контакта. Однако уже в 1997 году были заключены договоры между Россией и ЕС и между Россией и НАТО. В этих документах оговаривался весь механизм контактов, и нигде не упоминалось о каком-либо связующем звене. Позже к этой идее возвращался прибалтийский бизнес — таким образом они хотели подтолкнуть власти своих стран к тому, чтобы восстановить нормальные отношения с Россией», — пояснил Оленченко.
В свою очередь, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич в разговоре с RT подчеркнул, что Латвия никогда не была посредником в отношениях между Россией и ЕС в политическом плане, а выполняла роль транзитного узла в поставке грузов и энергоносителей из РФ.
«Спустя годы Латвия сделала многое для ухудшения условий работы потенциальных экспортёров из России и Белоруссии. Начало 2020 года показало, что железная дорога не нужна, порты не нужны и транзит Латвии уже не предлагают. То есть заявление Левитса нужно читать наоборот: сначала Латвия своей безумной политикой лишила себя транзита, повесила себе на обременение железную дорогу, с которой теперь не знает, что делать, а сейчас задним числом говорит, что ей не нужна роль связного между ЕС и Россией», — отметил политолог.
Как подчёркивает Владимир Оленченко, «Москва никогда не нуждалась в посреднике в лице Латвии» и никто не назначал латвийское государство на эту роль.
«У нас есть представительство при ЕС, в котором работают более 100 человек. В Москве находятся посол ЕС и около 80 человек из европейской дипломатии. Зачем нужна Латвия? Может, 20 лет назад это и было актуально, но не сейчас», — заключил эксперт.
Краткая История Прибалтики
Классовые волнения в Прибалтике
Начало XIX века Прибалтика встретила в условиях обострившихся классовых противоречий. Массовые крестьянские восстания, побеги крепостных стали частым явлением. Необходимость перемен становилась все более очевидной. Идеи отмены крепостного права с последующим переходом к вольнонаемному труду все чаще стали звучать из уст представителей буржуазной интеллигенции. Многим становилось очевидным, что усиление крепостнического гнета неминуемо приведет к широкомасштабному крестьянскому восстанию.
Опасаясь повторения революционных событий во Франции и в Польше, царское правительство решило, наконец, обратить свой взор на положение в Прибалтике. Под его давлением дворянское собрание в Лифляндии вынуждено было поднять крестьянский вопрос и законодательно закрепить за крестьянами право распоряжаться собственным движимым имуществом. Ни о каких других уступках прибалтийские помещики и слушать не желали.
Недовольство крестьян росло. Их активно стали поддерживать в притязаниях городские низы. В 1802 г. вышел указ, по которому крестьянам было разрешено не отправлять натуральные продукты при фуражных поставках. Сделано это было из-за начавшегося в регионе голода как следствия неурожая предыдущих двух лет. Крестьяне, которым был зачитан указ, решили, что добрый русский царь теперь полностью освобождает их от работ на барщине и оброка, а местные власти просто скрывают от них полный текст указа. Местные же помещики, решив компенсировать убытки, решили увеличить отрабатываемую барщину.
Предыстория
С XIII по XVI век территория будущих остзейских губерний входила в состав созданной в ходе крестовых походов Ливонской конфедерации. В этот период в регионе сформировались такие особенности, как доминирование в обществе западного христианства (изначально католицизма, затем лютеранства) и балтийских немцев. После Ливонской войны Эстляндия принадлежала Швеции (Шведская Эстляндия; Эзель кратковременно относился к Дании), Курляндия — Речи Посполитой, Лифляндия — изначально Польше (как часть Задвинского герцогства), но в XVII веке была завоёвана Швецией (Шведская Ливония).
Доходы населения
Средний размер оплаты труда в Прибалтике значительно ниже чем в странах Западной Европы. За годы после восстановления независимости средний размер оплаты труда в странах Балтии вырос во много раз. Одним из факторов удорожания труда в Прибалтике являлась эмиграция населения, (кроме Эстонии), Европейский демографический кризис, быстрое старение населения и нехватка рабочих рук. Разрыв в доходах с Западной Европой является значительным стимулом для эмиграции из Прибалтики, (кроме Эстонии). (см. Эмиграция из Литвы др.). Самый высокий средний размер оплаты труда (нетто, после вычета налогов) среди Балтийских стран и вообще всех посткоммунистических стран мира в Эстонии, в Литве и в Латвии она на треть ниже. Средний размер оплаты труда (нетто) в Эстонии вырос в 4.8 раза за 19 лет с 246 евро до 1187 евро, а брутто более чем в 4.6 раза с 314 евро до 1445 евро. В 1992 году средний размер оплаты труда в Эстонии (брутто) составлял 35 евро. За 27 лет с 1992 года по июнь 2019 года средний размер оплаты труда в Эстонии (брутто) вырос в 41 раз с 35 евро до 1445 евро. По прогнозам Еврокомиссии средний размер оплаты труда (брутто) в Эстонии к 2022 году составит 1628 евро, а в долгосрочном прогнозе к 2030 году – 2364 евро, к 2050 году – 5166 евро, а к 2070 году – 10742 евро. По состоянию на декабрь 2019 года Эстония имеет самую высокую среди всех посткоммунистических стран мира нетто среднюю (€1257,13) и по состоянию на 1 января 2020 года вторую после Словении (€700, в Эстонии €550,38) нетто минимальную заработную плату. Средний размер оплаты труда (брутто) в Эстонии, в декабре 2019 года составляет €1551 и (нетто) €1257.13 Средняя заработная плата в Эстонии выше чем на Тайване (NT$47868, около €1357), самой бедной стране из всех четырех азиатских тигров. Средний размер оплаты труда в Литве, в четвёртом квартале 2019 года составляет 1358.6 евро (брутто) и 857.9 евро (нетто). Средний размер оплаты труда в Латвии в декабре 2019 года составляет 1152 евро (брутто) и 846 евро (нетто)