Краткое содержание «Бородино» Лермонтов
«Бородино» — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И его лирический герой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:
- — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,
- Французу отдана?
- Ведь были ж схватки боевые,
- Да, говорят, еще какие!
- Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
- Старый солдат сравнивает былое время с настоящим, людей своего поколения и людей молодых:
- — Да, были люди в наше время,
- Не то, что нынешнее племя:
- Богатыри — не вы!
- Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.
Но они бились за свободу своей родины и умирали за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление волновало солдат — все ждали сражения. И вот наконец было выбрано место для боя.
- И вот нашли большое поле:
- Есть разгуляться где на воле!
- Построили редут.
- Становится ясно, что рассказчик — в прошлом артиллерист («Забил заряд я в пушку туго»). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгадывать — нужно биться за свою землю:
- Что тут хитрить, пожалуй к бою;
- Уж мы пойдем ломить стеною,
- Уж постоим мы головою За родину свою!
Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений («Что толку в этакой безделке?»), все ожидали третий день, который обещал быть решающим.
Стали слышны разговоры: «Пора добраться до картечи!» Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, «как ликовал француз».
Общественная деятельность
Имя композитора Бородина тесно связано с педагогической деятельностью. Студенты очень любили страстно влюбленного в химию профессора. Он всегда был готов оказать помощь неимущим ученикам, отличался доброжелательностью и деликатностью. Он защищает студентов от политических преследований, например оказывает поддержку участникам покушения на императора Александра Второго.
Кроме педагогики Бородин занимается организацией бесплатной музыкальной школы, он помогает молодым талантам найти свой путь в музыке. Немало сил Бородин тратит на обеспечение возможностей для женщин получать высшее образование, организует женские врачебные курсы, на которых преподает бесплатно. Также он успевает руководить студенческим хором, редактирует научно-популярный журнал «Знание».
Медицина и химия
По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.
В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении 2 лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».
Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.
На родину Александр вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчет о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.
Александр Бородин среди основателей Русского химического общества
В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.
В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.
Семейная жизнь
Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.
В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.
А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.
Подробности аварии
ЧП случилось поздно вечером в понедельник, 29 октября 2018 года. Авария произошла в Солнечногорском районе. Во время ДТП в машине вместе с композитором находились его родные — сын и невестка. По первоначальной информации, за рулем был сам композитор. Родственников он вез домой из аэропорта.
Сильнее всего в аварии пострадал сам Бородин — от полученных ран он погиб. Жена сына композитора и сам младший Бородин остались живы — когда писался этот материал, их в тяжелом состоянии уже привезли в местную больницу. Известно о трагедии стало от друзей композитора, которые начали сбор денег на помощь его родным. Уже решено, что похоронят 52-летнего музыканта на кладбище города Домодедово.
Владимира Бородина
Музыкальное творчество
А. П. Бородин. Портрет работы И. Е. Репина (1888)
Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения сложилась музыкально-эстетическая позиция Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки.
Большой занятостью Бородина, а также высокой требовательностью к себе объясняется малое количество законченных музыкальных сочинений. Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», над которой композитор работал в течение 18 лет, но так и не окончил её. После смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. В этой редакции опера была впервые поставлена в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, ставилась и записывалась на пластинки в XX веке. В последней трети XX века были предприняты новые попытки реконструкции оперы. В редакции Ю. А. Фортунатова и Е. М. Левашёва она была поставлена в 1974 году в Вильнюсе, в 1993-м — в Генуе и Москве. Опера «Князь Игорь» до настоящего времени остаётся одним из шедевров русского оперного искусства.[источник не указан 593 дня]
Бородин показал себя новатором в оркестровой музыке, впервые воплотив принципы эпической драматургии в симфоническом жанре. Премьера Первой симфонии (1867) состоялась в 1869 году с оркестром РМО под управлением М. А. Балакирева, партитура была издана В. В. Бесселем в 1882 году. Вершина оркестровой музыки Бородина — Вторая («Богатырская») симфония (1876), первое исполнение которой состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения. Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом. Особенно популярной была Первая — с триумфальным успехом впервые за границей она была исполнена в Баден-Бадене в 1880 году, а несколько позже — в Амстердаме, Антверпене, Будапеште, Дрездене, Лепйциге (1883, под управлением Артура Никиша), Монако, Кёльне.
К числу лучших камерных инструментальных произведений Бородина принадлежат Первый и Второй струнные квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.
Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор обогатил жанр романса образами русского богатырского эпоса (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»). Образец сатиры Бородина — песня «Спесь» (на слова А. К. Толстого).
В «Князе Игоре», в симфониях, в вокальной лирике Бородин избегает декоративности, характерной для квази-народной и по существу эклектической стилизации. Тем самым достигается ощущение подлинной архаики, достоверности образа Древней Руси, который рисует композитор.
Творчество Бородина отличается глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других произведениях).
Рецепция
Традиции музыки Бородина восприняли советские композиторы С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.
Музыка Бородина легла в основу американского мюзикла на ориентальную тему «Кисмет» (1953); особенно популярной стала песня «Stranger in Paradise», представляющая собой обработку хора Бородина «Улетай на крыльях ветра» (с 1954 года песню с успехом исполнял Тони Беннетт). Позднейшая обработка того же хора (1997) принадлежит афроамериканскому рэперу Warren G.
Тяга к науке
Уже в 12-летнем возрасте будущий композитор Бородин встретился со своим вторым делом жизни – с наукой. Началось все с фейерверков, как и многие дети, Саша восторгался этими вспыхивающими огнями, но ему захотелось сделать их своими руками. Он хотел проникнуть в состав вещей, сам делал краски для рисования, смешивал различные препараты. Дом юного естествоиспытателя был заполонен колбами и ретортами. Мама мальчика переживала за безопасность дома, но не могла запретить ему проводить опыты. Волшебные превращения растворов, яркие химические реакции завораживали Сашу Бородина, и препятствовать его увлечению было невозможно. К окончанию школы страсть к науке перевесила любовь к музыке, и Бородин начал готовиться к поступлению в вуз.
Он с успехом выдержал экзамены, и будущий композитор Бородин стал студентом Медико-хирургической академии, которая стала вторым домом для него. Всю свою последующую жизнь он был так или иначе связан с ней. Встреча с профессором Зининым стала судьбоносной для Александра, в каком-то смысле он нашел в нем отца. Он вдохновил студента на занятия наукой и помог ему постичь все тайны химии. В 1856 году Бородин блестяще окончил академию и был распределен в военно-сухопутный госпиталь. Работая врачом, он пишет диссертацию и в 1858 году получает степень доктора медицины. Но все это время не оставляет занятий химией и музыкой.
Отдавал предпочтение химии
Выше уже было отмечено, что в детстве Александр проявил большой интерес к химии. После поступления в академию, она и вовсе стала его любимым предметом.
В 1853 году его заметил российский химик-органик Николай Зинин, он оказал большое влияние на карьеру Александра Порфирьевича. Николай был заботливым наставником, он много времени уделял занятиям и надеялся, что в будущем Бородин станет его заместителем. Александр, в свою очередь, был прилежным учеником, но по-прежнему испытывал страсть к музыке. Зинину это очень не нравилось, он хотел, чтобы Бородин целиком и полностью посвятил себя науке.
Когда он окончил академию, устроился работать врачом в госпиталь, а также стал ассистентом Зинина. В 1858 году успешно защитил диссертацию по химии и медицине.
«Мой сторублевый котик»: детство Бородина
Родители Александра Бородина: Авдотья Антонова и Лука Гедианов. Фотография: art-music-club.jimdo.com
Александр Бородин родился в Петербурге. Его отец, Лука Гедианов, происходил из знатного и богатого грузинского рода. Князь поздно женился, брак был неудачным: через несколько лет супруги стали жить отдельно, и Гедианов переехал из Москвы в Петербург. В столице, на одном из танцевальных вечеров, отец влюбился в Авдотью Антонову – дочь простого военного из Нарвы. Их общего сына Гедианов распорядился записать как ребенка своего слуги по фамилии Бородин. По документам будущий композитор был крепостным собственного отца.
Первое время Александр Бородин рос в доме князя. Авдотья Антонова жила в соседних комнатах, однако при посторонних сын называл ее «тетушкой». Она с недоверием относилась к пансионам и настояла, чтобы Александр Бородин получил образование дома. Мать наняла преподавателя по французскому и немецкому языкам, сама учила сына читать и считать. Впоследствии жена композитора Екатерина Бородина писала: «Мать его боготворила и баловала страшно. Она очень любила кошек и звала его «мой сторублевый котик».
В 1839 году у Луки Гедианова начались серьезные проблемы со здоровьем. Чтобы упрочить положение возлюбленной и обеспечить ей безбедное существование в случае своей смерти, отец устроил Авдотье Антоновой фиктивный брак с военным врачом Хансом Клейке. А спустя год Гедианов подарил ей четырехэтажный особняк недалеко от Семеновского плаца. Вскоре Антонова переехала туда вместе с сыном. Окна дома выходили на площадь, где тренировались военные, и Александр Бородин часто слышал военный оркестр. Будущему композитору так нравились звуки маршей, что он пытался подбирать их на слух на домашнем фортепиано. Иногда Бородин просил разрешения спуститься на плац: музыканты охотно разговаривали с ним и показывали инструменты.
Мать заметила интерес сына к музыке. С 1841 года будущий композитор брал уроки игры на флейте, а чуть позже – на фортепиано и виолончели. Уже в девять лет Александр Бородин сочинил первое музыкальное произведение – польку «Элен». Он посвятил композицию своей первой возлюбленной. Ею стала Елена, взрослая подруга матери.
Доклад №2
Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября(12 ноября) в 1833 году, умер 15(27) февраля в 1887 году. Благодаря своим талантам стал известен всему миру, как успешный композитор, при этом имея серьезные заслуги, как в химии ,так и во врачебной деятельности.
Александр родился вне брака русского князя – Луки Степановича Гедианова и Авдотьи Константиновны Антоновой. Числился же Бородин, как ребенок крепостного по фамилии Бородин. Князь умер, когда Александру было 8 лет, дав ему вольную. Так же князь одарил мать ребенка домом, в котором и обучался великий композитор. У мальчика не было возможности из-за статуса получать образование в гимназии, его даже представляли, как племянника Авдотьи Константиновны. Но это не помешало получить шикарное образование.
Музыкальный талант ребенка выявился достаточно рано. В 9 лет Алексей написал свою первую простую композицию – польку “Helen”. На 10 году жизни мальчик стал интересоваться химией. Уже в 13 лет он овладел флейтой, фортепиано и виолончелью. При этом на том же 13м году жизни он написал свое первое серьезное произведение – концерт для флейты с фортепиано.
Авдотье Константиновне все же удалось обойти закон и записать сына в купеческую гильдию, что позволило продолжить обучении в гимназии. В 17 лет Александр заканчивает ее и поступает в петербургскую Медико-хирургическую академию. Уже в 1858 Александр получает докторскую степень. В 60-74 годы Бородин получает несколько достижений в науке, но это не мешало ему продолжать сочинять музыкальные произведения.
В 1862 году Бородин знакомится с Милием Балакиревым, который и убеждает Александра продолжить заниматься музыкой, благодаря чему, мы можем сейчас услышать такие шикарные произведения, в том числе и главное произведение Бородина – “Князь Игорь”, которое так и не было завершено за 18 лет кропотливой работы.
Но мало кто знает, что этот знаменитый композитор был еще и активным общественным деятелем: медицинские курсы, защита студентов от политических репрессий и многое другое.
Незаконнорожденный ребенок грузинского князя
Место рождения Александра Порфирьевича – Санкт-Петербург. Он был незаконнорожденным ребенком грузинского князя. Отец – Лука Гедианов, мать – Авдотья Антоновна. О них мало что известно.
Ребенок был записан на крепостного Луки Порфирия Бородина. Гедианов не мог признать его своим, но принял активное участие в его судьбе. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец дал ему вольную. Он купил большой четырехэтажный дом для сына и его матери.
Авдотья Антоновна вышла замуж, родила еще двоих детей. Она не скрывала от Александра, что была его матерью, но попросила называть ее «тетей». Таким образом женщина хотела избежать лишних пересудов и сплетен.
Входил в «Могучую кучку»
Так называли творческий союз русских композиторов. Официальное название «Новая русская музыкальная школа». Кроме Бородина в число участников вошли М.П Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др. (основной состав 5 человек). Были еще участники, которые состояли в «кучке» непродолжительное время.
Эта организация считала своей первостепенной целью продвижение русской музыки. Основными принципами их творчества являлись народность и национальность. Они обрабатывали народные песни, интересовались фольклором других стран, в особенности восточных. Творческая деятельность «кучкистов» — важный этап в развитии русской музыки.
Память
Могила А. П. Бородина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)
В память о Бородине были названы:
- Государственный квартет имени А. П. Бородина
- Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
- Симфонический оркестр Центрального Дома Ученых РАН им. А. П. Бородина, Москва
- Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
- Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
- Детская музыкальная школа № 2 им. А. П. Бородина в г. Дзержинск, Нижегородской области
- Владимирский областной музыкальный колледж имени А. П. Бородина
- Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот
- Музей Александра Порфирьевича Бородина, село Давыдово Владимирской области
- В 1918 году волжский пароход «Иван Сусанин» был переименован в «Композитор Бородин»; потоплен немцами 24 августа 1942 года, при этом погибло около 400 человек.
- Памятная монета Центрального банка Российской Федерации номиналом 1 рубль, выпущенная к 160-летию композитора в 1993 году.
Заграничный опыт
В 1859 А. П. Бородин, композитор, врач и ученый, был направлен за границу для повышения квалификации в области химии. Три года Александр Порфирьевич провел в немецком Гейдельберге, в университете которого в это время собрался блестящий русский научный кружок: Менделеев, Юнге, Боткин, Сеченов – весь цвет современного русского естествознания. В этом обществе велись не только бурные научные дискуссии, но и обсуждались проблемы искусства, общества, политики. Результаты исследований в Германии принесли Бородину всемирную славу выдающегося химика. Но за научными опытами он не забывает о музыке, посещает концерты, знакомится с новыми именами — Вебером, Листом, Вагнером, Берлиозом, Мендельсоном, становится страстным поклонником Шумана и Шопена. Также Бородин продолжает писать музыку, из-под его пера выходит целый ряд камерных произведений, в том числе известные соната для виолончели и квинтет для фортепиано. Также Александр Порфирьевич много путешествует по Европе, почти год он проводит в Париже, где постигает тайны химии и погружается в мир современной музыки.
Другие произведения А. Бородина
А.П. Бородин
Основной мотив творчества А. Бородина – тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия. Его произведения отличаются эпической широтой, мужественностью и глубоким лиризмом.Первую симфонию Бородин написал в 1867 г. Одновременно в это же время создали свои симфонии Римский-Корсаков и Чайковский, их и считают основоположниками героико-эпического направления русского симфонизма. Симфония А. Бородина впервые прозвучала в 1869 г. под управлением М. Балакирева, а её партитура была издана В. Бесселем в 1882 г.Вершиной русского и мирового эпического симфонизма считается написанная в 1876 г. Вторая («Богатырская») симфония А. Бородина. Первое исполнение её состоялось в 1877 г. под управлением Э. Направника. Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом, хотя значительно популярнее в то время была Первая.В 1880 г. Бородин создал симфоническую картину «В Средней Азии», которую он посвятил Ф. Листу. Партитура снабжена авторской программой, целью которой было отразить важнейшее событие царствования Александра II – присоединение Средней Азии к России, которое происходило в 60-70-е годы XIX в. В русском обществе интерес к этим событиям был очень велик (вспомним цикл туркестанских картин В. Верещагина). В первом издании программа была опубликована в таком виде: «В однообразной песчаной степи Средней Азии впервые раздается чуждый ей напев мирной русской песни. Слышится приближающийся топот коней и верблюдов, слышатся заунывные звуки восточного напева. По необозримой пустыне проходит туземный караван, охраняемый русским войском. Доверчиво и безбоязненно совершает он свой длинный путь под охраною русской боевой силы. Караван уходит все дальше и дальше. Мирные напевы русских и туземцев сливаются в одну общую гармонию, отголоски которой долго слышатся в степи и наконец замирают вдали».Лучшими камерными произведениями композитора считаются Первый и Второй квартеты, созданные в 1879 и в 1881 гг. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом. Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в XX в. для создания популярной песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. Савинова).А. Бородин писал и камерную вокальную лирику, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А.С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), он был также автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).
Основные произведения
Основная статья: Список произведений Александра Бородина
Оперы
- Богатыри (1868)
- Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
- Князь Игорь (1869—1887)
- Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)
Произведения для оркестра
- Симфония № 1 Es-dur (1866)
- Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1875)
- Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
- Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)
Камерно-инструментальные ансамбли
- струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
- струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
- фортепианное трио (D-dur, до 1862)
- струнный квинтет (f-moll, до 1862)
- струнный секстет (d-moll, 1860-61)
- фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
- 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
- Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)
Произведения для фортепиано
В три руки
Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)
В четыре руки
- Полька «Helene»(d-moll, 1843)
- Скерцо (E-dur, 1861)
- Тарантелла (D-dur, 1862)
Произведения для голоса и фортепиано
- Разлюбила красна девица (1850-е годы)
- Слушайте, подруженьки, песенку мою (1850-е годы)
- Что ты рано, зоренька (1850-е годы)
- Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
- Отравой полны мои песни (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1868)
- Из слез моих (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
- У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881)
- Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881)
- Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85)
- Чудный сад (Septain G., 1885)
На слова Бородина
- Морская царевна (1868)
- Спящая княжна (1867)
- Фальшивая нота. Романс (1868)
- Песня тёмного леса (1868)
- Море. Баллада (1870)
- Арабская мелодия (1881)
Мужской вокальный квартет без сопровождения «Серенада четырёх кавалеров одной даме» (слова Бородина, 1868-72)
Музыка
Несмотря на то, что Бородин много времени уделял научной работе, музыка продолжала быть значительной частью его биографии. Будучи студентом, Александр Порфирьевич сочинял миниатюрные пьесы для фортепиано и романсы, самыми популярными из которых стали «Арабская мелодия», «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Путешествуя за границей, он ходил на концерты, знакомясь с творчеством европейских композиторов Ференца Листа, Феликса Мендельсона, Фредерика Шопена, Рихарда Вагнера, Роберта Шумана и других.
Композитор Александр Бородин
В Петербурге молодой ученый познакомился с видным музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое литературным критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.
Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась российская творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Бородин стал одним из родоначальников симфонии и героико-эпических тенденций в русской музыке.
Опера Александра Бородина «Князь Игорь»
Первое крупное произведение композитора нового жанра, исполненное в 1869 году оркестром под управлением его друга дирижера Милии Балакирева, принесло автору европейскую славу и известность. Композитор сочинил 16 романсов, 3 симфонии, пьесы для фортепиано, инструментальные миниатюры, музыкальную поэму «В Средней Азии», а также оперы «Богатыри» и «Князь Игорь».
Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом эпическом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, постепенно нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.
Симфония Александра Бородина «Богатырская» (Симфония №2)
С «Богатырской» симфонией перекликается неоконченная опера «Князь Игорь», над которой автор трудился 18 лет. Она стала эталоном героико-эпического стиля в музыке, поражая масштабностью сцен в исполнении народного хора и целостным воплощением отдельных образов. Интересен тот факт, что эти великие творения создавались композитором параллельно, и материалы, предназначенные для одного сочинения, иногда становились частью другого.
Популярные темы сообщений
- Город Якутск
Якутск – это столица Якутии. На якутском языке название города звучит как «Дьокуускай». Это крупнейший среди городов, находящихся на территории многолетней мерзлоты.
- Бузина (виды, где растет)
Бузина – это многолетнее кустарниковое растение. Ее кустарник может разрастаться до размеров небольшого дерева и достигать в высоту до семи метров. Ягоды бузины внешне очень похожи на ягоды смородины.
- Море Лаптевых
Море Лаптевых располагается в северной части России в сибирском регионе и прилегает к Северному Ледовитому Океану. В водах моря находится множество островов, при этом море Лаптевых является единственным морем России,