No Image

Биография леонардо да винчи. леонардо да винчи: интересные факты из жизни, достижения

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Витрувианский человек, золотое сечение


На сегодняшний день, это одно из самых популярных изображений кроющих в себе дополнительный смысл. Необходимо заметить, что множество храмов, построенных по чертежам да Винчи, брали в свою основу именно это сечение. Конечно, Леонардо не был автором оригинала данного изображения, но он весьма искусно выполнил копию.

Невозможно сказать, что изобретения Леонардо не принесли пользы на практике, так как его чертежи используются в качестве основы всему окружающему мира. Прочитав его биографию, не каждый в силах поверить, что вся эта история основана реальных событиях из жизни одного человека.

Танк

Bestialissima pazzia (в переводе с итал. «животное сумасшествие») – именно таким нелестным эпитетом «титан эпохи Возрождения» наградил войну. В своих записях да Винчи упоминал, что ненавидит войну и машины для убийств. Парадоксальным образом это не мешало ему разрабатывать новую боевую технику. Не стоит забывать, что Леонардо жил отнюдь не в мирное время. Итальянские города находились в сложных взаимоотношениях друг с другом, к тому же существовала угроза французской интервенции. К концу XV века да Винчи стал известным и уважаемым военным специалистом. Свои многочисленные военные разработки он представил в письме, написанном миланскому герцогу Сфорца.

Одной из самых захватывающих идей ученого был… танк. Впрочем, конструкцию Леонардо было бы гораздо правильней назвать далеким прообразом бронемашин XX века. Эта конструкция имела округлую форму и внешне напоминала черепаху, ощетинившуюся со всех сторон орудиями. Изобретатель надеялся решить проблему передвижения с помощью лошадей. Правда, от этой идеи быстро отказались: в замкнутом пространстве животные могли стать неконтролируемыми. Вместо этого «двигателем» такого танка должны были стать восемь человек, которые бы поворачивали рычаги, соединенные с колесами, и таким образом двигали бы боевую машину вперед. Еще один член экипажа должен был находиться в верхней части аппарата и указывать направление движения. Интересно, что конструкция бронемашины позволяла ей двигаться только вперед. Как несложно догадаться, в то время концепция танка имела небольшие шансы на реализацию. По-настоящему эффективным оружием танк станет лишь тогда, когда удастся создать подходящий двигатель внутреннего сгорания. Главная же заслуга да Винчи состояла в том, что ему удалось приоткрыть занавес истории и заглянуть на много столетий вперед.

Биография

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – фреска «Тайная вечеря» (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

ЖИВОПИСЬ НА ДОСКЕ

Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на деревянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом качестве тогда был ещё большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на заказ два своих самых чарующих портрета – «Портрет музыканта», 1490—1492, слева и «Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474-1476, справа.

Для своих картин художники брали доски, сделанные из местных пород древесины – в Италии чаще всего это был тополь. Прежде чем наносить краску, художник грунтовал каждую доску смесью мела и специального клея. Как правило, Леонардо писал маслом, хотя в некоторых ранних работах использовал смесь масла и яичной темперы.

Другие сферы деятельности Леонардо

Но ему принадлежит огромное количество открытий и в других сферах и областях. В 1485 году в Милане случилась эпидемия чумы. От этой болезни умерло около 50 000 жителей города. Да Винчи обосновал герцогу такой мор тем, что в перенаселённом городе на узких улицах царила грязь, и выступил с предложением строительства нового города. Он предложил план, по которому город, рассчитанный на 30 000 жителей, был разделен на 10 районов, каждый из них – со своей канализацией. Также Леонардо предлагал рассчитывать ширину улиц, исходя из средней высоты лошадей. Герцог отверг его план, как, впрочем, при жизни отвергали многие гениальные творения да Винчи.

Однако пройдёт несколько столетий, и Государственный совет Лондона воспользуется предложенными Леонардо пропорциями, назовёт их идеальными и будет применять при разбивке новых улиц.

Очень талантлив да Винчи был и в музыке. Его рукам принадлежит создание серебряной лиры, которая по форме походила на конскую голову, он также виртуозно на этой лире мог играть.

Леонардо увлекала водная стихия, у него много работ, тем или иным образом связанных с водой. Ему принадлежит изобретение и описание прибора для погружения под воду, а также дыхательного аппарата, который можно применять для подводного плавания. Всё современное подводное снаряжение имеет в своей основе изобретения да Винчи. Он изучал гидравлику, законы жидкости, разрабатывал теорию портов канализации и шлюзов, проверяя свои идеи на практике.

А как сильно был увлечён он разработкой летательного аппарата, и сотворил простейший из них на основе крыльев. Это его идеи – аэроплан с полным управлением и аппарат, у которого будут вертикальные взлёт и посадка. У него не было мотора и не получилось воплотить идеи в жизнь.

В строении человека его интересовало абсолютно всё, очень много он трудился над изучением человеческого глаза.

Как создать икс-лучи искусственно?

Рентгеновские аппараты до сих пор широко применяются в целях неразрушающей интроскопии (рентгеновские снимки в медицине, дефектоскопия в технике). Их основным компонентом является рентгеновская трубка, состоящая из катода и анода. Электроды трубки подключаются к источнику высокого напряжения, обычно в несколько десятков и даже сотен тысяч вольт. Катод при нагревании испускает электроны, которые ускоряются за счет создаваемого электрического поля между катодом и анодом.

Сталкиваясь с анодом, электроны тормозятся и теряют большую часть энергии. При этом возникает тормозное излучение рентгеновского диапазона, но преобладающая часть энергии электронов превращается в тепло, поэтому анод охлаждают.

Екатерина Золоторёва для ПостНауки

Рентгеновская трубка постоянного или импульсного действия до сих пор является самым распространенным источником рентгеновского излучения, однако далеко не единственным. Для получения импульсов излучения высокой интенсивности используют сильноточные разряды, в которых происходит сжатие плазменного канала протекающего тока собственным магнитным полем тока — так называемое пинчевание.

Если разряд протекает в среде легких элементов, например в водородной среде, то он играет роль эффективного ускорителя электронов электрическим полем, возникающим в самом разряде. Этот разряд может значительно превышать поле, создаваемое внешним источником тока. Так получают импульсы жесткого рентгеновского излучения с высокой энергией генерируемых квантов (сотни килоэлектронвольт), обладающие высокой проникающей способностью.

Для получения рентгеновского излучения в широком спектральном диапазоне используют ускорители электронов — синхротроны. В них излучение образуется внутри кольцевой вакуумной камеры, в которой по круговой орбите движется узконаправленный пучок электронов высоких энергий, разогнанных почти до световой скорости. Во время поворота под воздействием магнитного поля летящие электроны испускают по касательной к орбите пучки фотонов в широком спектре, максимум которого приходится на рентгеновский диапазон.

Рентгеновская астрономия

На Земле мы довольно редко сталкиваемся с рентгеновским излучением, однако оно достаточно часто обнаруживается в космосе. Там оно возникает естественным путем в силу активности многих космических объектов. Благодаря этому стала возможна рентгеновская астрономия. Энергия рентгеновских фотонов гораздо больше, нежели оптических, поэтому в рентгеновском диапазоне излучает вещество, нагретое до чрезвычайно высоких температур.

Источниками рентгеновского излучения являются черные дыры, нейтронные звезды, квазары. Благодаря рентгеновской астрономии появилась возможность отличать черные дыры от нейтронных звезд, были обнаружены пузыри Ферми, удалось запечатлеть процесс разрушения обычной звезды, приблизившейся к черной дыре.

Один из первых рентгеновских источников на небе — Лебедь Х-1 — был открыт в 1964 году, и сегодня большинство ученых уверены, что это черная дыра массой около 15 солнечных масс // NASA

Эти космические источники рентгеновского излучения не являются для нас заметной частью естественного радиационного фона и поэтому никак не угрожают людям. Исключением может стать только такой источник жесткого электромагнитного излучения, как вспышка сверхновой звезды, произошедшая достаточно близко от Солнечной системы.

От пистолета до робота

Известно, что да Винчи во многом опережал свое время — делал открытия в области анатомии, проектировал сложные технические устройства, о которых люди в ту эпоху еще и не помышляли…

Единственное изобретение, получившее признание еще при его жизни, — это колесцовый замок для пистолета, заводившийся с помощью ключа. Уже к середине XVI столетия колесцовые пистолеты обрели популярность, особенно у кавалеристов. Из-за них военные доспехи даже стали делать с перчатками вместо рукавиц…

Но куда больше оружия да Винчи увлекался разработкой проектов летательных аппаратов. С этой целью он изучал строение птиц и летучих мышей, то есть существ, которые от природы наделены даром подниматься в небо…

Первым подобным проектом Леонардо были крылья, которые приводились в движение мышечной силой человека. Но опыты в этой области оказались неудачными. Тогда изобретателю пришло в голову построить такой аппарат, которым человек мог бы управлять, не будучи к нему прикрепленным и сохраняя полную свободу движений. Это, в сущности, был прообраз аэроплана.

Еще одним его изобретением стал телескоп с двумя линзами, который ныне известен как зрительная труба системы Кеплера. “Сделай очковые стекла для глаз, чтобы видеть Луну большой”, — писал ученый в своем “Атлантическом кодексе”.

Также есть гипотеза о том, что именно да Винчи впервые сформулировал закон сохранения массы для движения жидкостей, описав в своем трактате течение реки.

Среди других “ноу-хау”, как реальных, так и приписываемых Леонардо, числятся парашют, велосипед, танк, прожектор, катапульта, робот и, наконец, армейские переносные мосты…

Увы, дневники, в которых да Винчи описывал свои разработки, ученые смогли прочесть лишь через пять столетий после его смерти. Объяснялось все просто: записи были зашифрованы, и чтобы прочитать их, нужно было… приставить дневник к зеркалу!

ПОСЛЕДНИЙ ПОКРОВИТЕЛЬ

Но Леонардо был уже живой легендой, чьё присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провёл на правах почётного королевского гостя. Он получил официальный титул “первого королевского художника, инженера и архитектора”, но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать. Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника. Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества. Глубокое уважение, которое Франциск I испытывал к Леонардо, прекрасно передано Жаном Огюстом Домиником Энгром и другими художниками, написавшими полотна, где изобразили старого художника, умирающего на руках своего молодого покровителя.

Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалёку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары и соединённой с ним подземным тоннелем. Усадьба Клу сегодня выглядит так же, как в XVI веке и сохранила до наших дней кухню и большой зал, где да Винчи принимал высокопоставленных гостей. Эти помещения имеют практически тот же вид, какой имели при жизни Леонардо.

Театральная техника

В наши дни много рисунков, посвященных декорациям и механическим конструкциям для празднеств и театральных представлений, разбросано по разным архивам, некоторые сохранились в “Кодексе Арундела”, например чертежи машинерии для “Орфея” Анджело Полициано: благодаря противовесам и подъемнику на сцене открывается гора, и Плутон выходит из преисподней.

В “Атлантическом кодексе” мы находим автомат Ocel Della Commedia (“птица комедии”), который напоминает colombina, то есть ракету, взрывающую повозку с фейерверками на традиционном праздновании Пасхи во Флоренции. В одной из рукописей Леонардо пишет о театре курия — круговом сценическом механизме, описанном еще Плинием: хитроумная модель создана для того, чтобы одновременно представлять две разные театральные постановки.

Пулемет

Одним из известнейших изобретений да Винчи, опередивших свое время, принято считать пулемет. Хотя конструкцию Леонардо правильней назвать многоствольным орудием. У да Винчи было несколько проектов орудий залпового огня. Самое известное его изобретение в этой области – так называемый «мушкет в форме органной трубы». Конструкция имела вращающуюся платформу, на которую помещались три ряда мушкетов (аркебуз) по одиннадцать стволов.

Пулемет да Винчи мог сделать всего лишь три выстрела без перезарядки, но их было бы достаточно для поражения большого количества солдат противника. Основным недостатком конструкции было то, что такой пулемет крайне сложно перезарядить, особенно в боевых условиях. Еще один вариант многоствольного орудия предполагал расположение большого количества мушкетов по типу веера. Стволы орудия были направлены в разные стороны, увеличивая радиус поражения. Как и предыдущая разработка, «веерное» орудие для увеличения мобильности предполагалось оснастить колесами.

Рентгеновское излучение в медицине

Способность рентгеновских лучей просвечивать материальные объекты не только дает людям возможность создавать простые рентгеновские снимки, но и открывает возможности для более продвинутых средств диагностики. К примеру, она лежит в основе метода компьютерной томографии (КТ).

Внутри кольца, в котором лежит пациент, вращаются источник рентгеновских лучей и приемник. Полученные данные о том, как ткани тела поглощают рентгеновские лучи, реконструируются компьютером в 3D-картинку. Метод КТ особенно важен для диагностики инсульта, и хоть он и менее точен, чем магнитно-резонансная томография головного мозга, зато требует гораздо меньше времени.

Сравнительно новое направление, которое развивается сейчас в микробиологии и медицине, — применение мягкого рентгеновского излучения. При просвечивании живого организма оно позволяет получать изображение кровеносных сосудов, подробно изучать структуру мягких тканей и даже проводить микробиологические исследования на клеточном уровне.

Рентгеновский микроскоп, использующий излучение разряда типа пинч в плазме тяжелых элементов, дает возможность увидеть такие детали строения живой клетки, какие не видит электронный микроскоп даже в специально подготовленной клеточной структуре.

Один из видов лучевой терапии, применяемой для лечения злокачественных опухолей, использует жесткое рентгеновское излучение, что становится возможным благодаря его ионизирующему воздействию, разрушающему ткань биологического объекта. В этом случае в качестве источника излучения используется ускоритель электронов.

Начало обучения

В 1466 году 14-летний юноша поступил подмастерьем художника в мастерскую Верроккьо. Андреа дель Верроккьо — флорентийский скульптор и живописец, яркий представитель эпохи Возрождения. Помимо да Винчи у него учились Пьетро Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди и Сандро Боттичелли, в мастерской бывали известные мастера, например, Гирландайо.

Сама школа располагалась во Флоренции, на тот момент это был интеллектуальный центр Италии. Это позволило Леонардо изучить гуманитарные науки, черчение и химию, получить необходимые технические навыки в работе с металлом, кожей, гипсом. Занимался молодой ученик и моделированием, скульптурой и рисованием.

Время ученичества пришлось на начало Возрождения, когда во Флорентийский академиях разрабатывались теории нового искусства.

Самоходная тележка

Рабочая модель.

Самоходная тележка да Винчи выдвигается на роль первого автомобиля в истории. Более того, поскольку у нее не было водителя, ее можно рассматривать и как первый роботизированный транспорт в истории.

Чертежи, сделанные да Винчи, не в полной мере раскрывают внутренний механизм, поэтому современным инженерам пришлось догадываться, что же заставляло тележку ехать вперед. Лучшим предположением был пружинный механизм вроде того, что используется в часах. Пружины прятались в корпусах с формой барабана и могли заводиться рукой. И пока пружина разматывается, тележка едет вперед, как заводная игрушка. Руль мог быть запрограммирован с помощью ряда блоков в цепи передач, хотя тот факт, что тележка могла поворачиваться только вправо, существенно ограничил бы ее полезность.

Леонардо, по-видимому, считал свою тележку чем-то вроде игрушки, но можно не сомневаться, что если бы она была построена, в скором времени последовали бы более полезные улучшения.

Творчество Леонардо да Винчи

Он оставил после себя множество открытий, произведений искусства, записей, которые дают развёрнутые энциклопедические сведения по различным наукам.

Искусство

Современники знают да Винчи в роли художника, хотя сам мастер считал написание картин лишь хобби, и с возрастом уделял ему всё меньше времени. Но даже в нём гений преуспел – создал собственную технику, поставил живопись Возрождения на новый, более высокий уровень.

Он добавил подробный пейзаж, который ранее рисовали лишь схематически, сделал линии размытыми, приближая их к реальным, придумал эффект сфумато – некой дымки, тонко проглядывающейся через смягчение контрастов.

Он писал не только темперой, которой пользовалось большинство художников эпохи, а и маслом, придававшим фигурам образности.

Да Винчи виртуозно играл на лире. Когда его судили, в деле речь шла про музыканта, а не художника или изобретателя. Считается, что он занимался и скульптурой. Но до наших дней дошла только терракотовая голова.

Научные изобретения «Мага от науки»

Леонардо углублённо занимался наукой, он создал множество вещей, облегчивших жизнь человечеству. Хотя половину из них называют приписанными автору, это всё же заслуженно.

Список внушительный:

  • подводная лодка;
  • водолазный костюм;
  • парашют
  • бронированный танк;
  • двухлинзовый телескоп;
  • переносной мост;
  • прожектор;
  • самоходная тележка (прототип автомобиля);
  • подшипник;
  • робот;
  • колесцовый замок, ставший популярным еще при жизни создателя.

Да Винчи был одержим идеей полёта и мечтал спроектировать самолёт. Среди его чертежей нашли схему летательного аппарата орнитоптера, который изобретатель так и не успел испробовать.

Анатомия и медицина

Леонардо сделал тысячи медицинских заметок и анатомических эскизов. Он стремился подробно изучить человеческий организм. Для этого ученый даже сам проводил вскрытие трупов. Ему удалось почти в точности воспроизвести человека изнутри, неточной получилась только репродуктивная женская система.

Гений основал динамическую анатомию, изобрёл стеклянную модель для изучения сердечных клапанов, первым определил пропорции скелета и опроверг многие теории о медицине того времени. Он опередил анатомическую практику на 300 лет.

Литература великого мыслителя

Литературное наследие итальянца дошло до потомков в хаотическом виде. После смерти гения его ученик и друг Франческо Мельци скомпоновал из отрывков про искусство «Трактат о живописи», который опубликовали в 1651 году.

Помимо этих отрывков, в записях Леонардо можно найти множество прозаических произведений:

  • басен,
  • фацеции (шутливых рассказов);
  • афоризмов;
  • аллегорий;
  • пророчеств.

Среди последних половина уже сбылась. Так, гений предсказал появление телефонной связи, двуручной пилы, сельскохозяйственных машин. Другие пророчества, которые еще не свершились, больше похожи на библейские – в них речь идёт про демонов и катаклизмы.

Картины

  • Два изображения Святой Девы работы Леонардо, «Мадонна Бенуа» (Madonna Benois) и «Мадонна Литта» (Madonna Litta), написанные с интервалом в 10 лет, находятся в Государственном Эрмитаже.
  • Рисунок «Витрувианский человек» (Homo vitruviano), изображающий мужчину «идеальных пропорций», хранится в коллекции Галереи Академии (Gallerie dell’Accademia) в Венеции.
  • Фреска «Тайная вечеря», изображающая последнюю трапезу Христа, начала разрушаться еще при жизни автора. Франциск I желал перевезти стену монастырской трапезной во Францию для спасения шедевра.

«Джоконда» – самая обсуждаемая работа Леонардо. Главная загадка – кто позировал художнику? Называют Лизу дель Джокондо (Lisa del Giocondo), жену знатного пополана, Констанцу д’Авалос (Costanza d’Avalos), любовницу Джулиано Медичи…
Самые нетривиальные версии гласят, что «Джоконда» — это сам да Винчи или его ученик Салаи, одетый в женский наряд. Домыслов много, копий картины еще больше, но бессмертная «Мона Лиза» продолжает покорять своей неповторимой улыбкой.

Живопись знаменитого художника

Итальянский гений был очень разносторонен, но большинство людей думают о нем исключительно как о живописце. И это неспроста. Живопись Леонардо да Винчи – истинное искусство, а его картины – настоящие шедевры. Над загадками самых известных произведений, вышедших из-под кисти флорентийца, бьются тысячи ученых со всего земного шара.

Выбрать несколько картин из всего многообразия довольно сложно. Поэтому в статье будут представлены топ-6 самых известных и самых ранних работ автора.

1. Первая работа известного художника – “Маленький набросок долины реки”.

Это действительно аккуратный рисунок. На нем изображен замок и небольшой лесистый склон. Набросок сделан быстрыми штрихами с помощью карандаша. Весь пейзаж изображается таким образом, что создается впечатление, как будто мы смотри на картину с какой-то высокой точки.

2. «Туринский автопортрет» – создан художником примерно в 60 лет.

Эта работа интересна для нас прежде всего тем, что именно она дает представление о том, как выглядел великий Леонардо да Винчи. Хотя бытует мнение, что здесь изображен совершенно другой человек. Многие искусствоведы считают «автопортрет» эскизом к знаменитой «Джоконде». Эту работу считают одним из лучших произведений Леонардо.

3. «Мона Лиза» или «Джоконда» – самая знаменитая и, пожалуй, самая таинственная картина итальянского художника, написанная примерно в 1514 – 1515 годах.

Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи. С картиной связано столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Многие специалисты утверждают, что на полотне изображена обычная итальянская женщина на фоне весьма необычного пейзажа. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы д’Авалос. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды. Но существует и более современная версия. Она гласит, что великий художник запечатлел вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика.

4. «Витрувианский человек» – рисунок, созданный как иллюстрация для книги ориентировочно в 1490-1492 годах.

На нем очень хорошо изображен обнаженный мужчина в двух слегка разных позициях, которые нанесены друг на друга. Эта работа получила статус не только произведения искусства, но еще и научного труда.

5. “Тайна вечеря” Леонардо да Винчи – картина, на которой показан момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что он будет предан одним из них. Создана в 1495-1498 годы.

Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда». Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания. По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа. Как-то раз ему посчастливилось найти в церковном хоре одного прекрасного юношу, одухотворенного и светлого настолько, что сомнения у автора исчезли – вот он, прототип Иисуса. Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным. Долгие три года Леонардо разгуливал по злачным закоулкам, разыскивая самого опустившегося и гнусного человек. Однажды он нашел такого. Это был пьяница в сточной канаве. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Каким же невообразимым было удивление автора, когда выяснилось, что он написал Иисуса и предавшего его ученика с одного и того же человека, просто встреченного в разные периоды жизни последнего.

“Тайна вечеря” Леонардо да Винчи знаменита и тем, что по правую руку от Христа мастер изобразил Марию Магдалину. Из-за того, что он разместил ее именно так, многие стали утверждать, что она являлась законной женой Иисуса. Даже появилась гипотеза о том, что контуры тел Христа и Марии Магдалины обозначают букву M, что означает «Matrimonio», то есть брак.

6. «Мадонна Литта» – картина, посвященная Богоматери и Младенцу-Христу.

Мадонна с младенцем на руках –это весьма традиционный религиозный сюжет. Но именно картина Леонардо да Винчи стала одной из лучших в данной тематике. На самом деле этот шедевр не очень большого размера, всего 42 x 33 см. Но она все равно по-настоящему поражает воображение своей красотой и чистотой. Эта картина примечательна еще и своими загадочными деталями. Почему младенец держит в руке птенца? По какой причине у его матери распорото платье в том месте, где младенец прижимается к груди? И почему картина столь темная?

Живопись Леонардо да Винчи – это не просто прекрасные полотна, это целый отдельный вид искусства, поражающий воображение своим непередаваемым великолепием и завораживающими тайнами.

Комментировать
0