fbpx
No Image

Первые договоры руси с византией

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Содержание договора

Договор устанавливал дружественные отношения Византии и Киевской Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.

Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. И ещё допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.

Мирные договора Руси и Византии 907 и 911 годов

Из наиболее значимых положений, данный договор давал статус колонии поселению варяжских купцов в Константинополе. Русские купцы должны были прибывать через одни определённые городские врата, без оружия, в сопровождении императорской гвардии и не более 50 купцов на один раз. По прибытии они вставали на учёт имперскими властями для предоставления продовольствия и корма животным на срок до полугода. Возможность беспошлинной торговли, а также снабжение припасами при отбытии из города были еще одной очень весомой привилегией для любого торговца из Гардарики.

Впоследствии, в 911 году Олег Вещий направил в Константинополь послов, подтвердивших условия ранее заключённого договора. Пункты данного соглашения остались в летописях более детально — добавились пункты описывающие обязанности Руси и Византии в помощи лицам потерпевшим кораблекрушение, а также обязательства о попавших в плен или сбежавших преступников.

Страница Радзивиловской летописи описывающая заключение мира и договор 911 года

Русско-византийская война 970-971 годов

Суть возникновения военного конфликта заключалась в следующем, во время правления князя Святослава, в 969 году произошёл болгаро-византийский конфликт. К русскому князю были отправлены послы Византии с немалыми дарами, чтобы уговорить правителя наказать болгарского царя Петра. Князь Святослав со своей дружиной выдвинулся в сторону Болгарии, которую покорил и стал править ею.

Но затем русский князь вместе с болгарами пошёл против Византии. Война длилась до 21 июня 971 года, когда состоялось последнее сражение, которое закончилось безрезультатно. В Константинополе было неспокойно, была совершена попытка переворота. Войско русичей было измотано и потеряло много убитыми. Как всегда, часть верхушки болгар перешла на сторону греков.

Создание Древнерусского государства

Политические, социальные и экономические причины обусловили появление у восточных славян в IХ – Х в. собственного государства. Выгодные торговые пути в богатую Византию и арабские страны, появление скандинавов-викингов, плывущих за богатством, славой и добычей, выделение племенной аристократии и дружин способствовало появлению государственных образований у восточных славян в IХ в. Восточные славяне стали единственной группой славян кто был объединен в одно государство, в отличие от южных или западных славян. Такой объединяющей силой стали дружины скандинавов. То, что под именем варяги и русь скрываются именно скандинавы, доказывают многочисленные археологические и письменные источники.

Замечание 1

Отметим, что согласно последним находкам выяснилось, что скандинавы стали селиться на южном берегу Финского залива, ещё в VIII в. В это же время в эти земли с запада пришли и славянские племена словен и кривичей

Всем интересующимся темой советуем обратить внимание на работы А. Горского «Русское средневековье» и Л

Клейна «Спор о варягах».

Согласно дошедшим летописным рассказам из «Повести временных лет» новгородские словене, кривичи и чудь в 862 г. пригласили варягов во главе с Рюриком на княжение как арбитра, способного предотвратить очередные междоусобицы, терзавшие местных жителей.

Рюрик согласно летописной традиции стал основателем династии Рюриковичей. Он осел в районе современного Великого Новгорода. Возможно, с его именем, связано, так называемое Рюриково городище -— поселения на острове у выхода реки Волхова из озера Ильмень в 2 км от Новгорода. Судя по результатам исследования, поселение существовало примерно с середины IX в. и скорее всего, было центром какого-то политического объединения. В результате археологических раскопок кроме славянского инвентаря были найдены многочисленные предметы скандинавского происхождения (оружие, украшения), в том числе и такие, которые связаны с отправлением характерных для Скандинавии религиозных культов (например, молоточки Тора на шейных гривнах).

После смерти Рюрика, власть принял его сподвижник Олег, прозванный позднее Вещим. А в 882 году князь Олег, собрав войско, отправился на юг и захватил город полян Киев. Согласно летописи, Олег приказал убить князей, правивших там, Аскольда и Дира, ушедших от Рюрика в Среднее Поднепровье. При князе Олеге, согласно летописям были подчинены соседние славянские племена древлян, а также северян и радимичей, ставших платить дань не хазарам, а Киеву.

Примечания[править | править код]

  1. Малингуди Я. Русско-византийские договоры в X в. в свете дипломатики // Византийский временник. — М.: Индрик, 1997. — Т. 57. — С. 61, 80, 86.
  2. Малингуди Я. Русско-византийские договоры в X в. в свете дипломатики // Византийский временник. — М.: Индрик, 1997. — Т. 57. — С. 61, 84—87.
  3. Малингуди Я. Терминологическая лексика русско-византийских договоров // Славяне и их соседи. — М.: Индрик, 1996. — Вып. 6. — С. 61—65.
  4. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. — СПб.: Академический проект, 2003. — С. 145.
  5. Греков Б. Д. Киевская Русь. — Л.: Госполитиздат, 1953. — С. 655.
  6. Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Академия наук СССР, 1950. — Ч. 1. Тексты и перевод. — С. 25—29, 222—226.
  7. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. — К.; СПб.: Изд. Н. Я. Оглоблина, 1900. — С. 97.; Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Академия наук СССР, 1950. — Ч. 1. Тексты и перевод. — С. 25—29, 222—226.
  8. Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. — М.: Госюридиздат, 1949. — С. 85.

Описание событий

941 год — первый поход князя Игоря на Константинополь (неудачный)

По разным источникам Игорь Рюрикович выступил в поход по морю огромной флотилией (от 1000«Воздаяние» Лиутпранда Кремонского до 10 000«Жизнеописания Царей», Продолжатель Феофана кораблей) и в июне 941 года подошел к побережью Византии. Набег не стал неожиданностью для Византии. Весть о нём заранее послали болгары и позднее стратиг Херсона.

При приближении греческого войска Игорь приказал атаковать, но битва на суше была проиграна, а затем, попытавшиеся отплыть на ладьях русы были атакованы византийским флотом. После кораблей с «греческим огнём», которые поджигали ладьи и вносили смятение в ряды противника, в бой вступила флотилия дромонов и триер, завершившая разгром.

Таким образом, первый поход закончился полной неудачей, вернувшиеся участники рассказывали:

Карта похода Игоря на Царьград-Константинополь в 941 году

Действие греческого огня при осаждении Константинополя Игорем.Гравюра Ф. А. Бруни, 1839

943/944 год — второй поход князя Игоря на Царьград

В 943/944Дата приблизительная, в разных источниках указываетсялибо тот, либо другой год. году князь Игорь собрал достаточное количество войск для реванша и дополнительно нанял перед походом печенегов.

Как и во время прошлого похода, византийский император получил известия о приближающихся русах:

Правитель Константинополя предпочел избежать столкновения и вместе с послами навстречу князю Игорю направил дары и обещания выплатить дань, положенную по Олегову договору и сверх неё. Посовещавшись с дружиной Игорь Рюрикович принял условия, оставил печенегов разграблять Болгарию, а сам вернулся в Киев.

Карта похода Игоря на Царьград-Константинополь в 943 году

Первые контакты Руси и Византии

Возможно, первое знакомство Руси и Византии произошло около 839 г., когда согласно хронике Западно – Франкского королевства императору Людовику Благочестивому прибыло посольство от византийского императора Феофила. При этом в составе посольства были люди «..утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос…», и пробираются через Византийскую империю и Западную Европу, а правитель их, именуется хаканом. Франкский император, как говорилось в Бертинских анналах, выяснил, что эти послы народа «рос» являются шведами и счёл их более лазутчиками в своей стране, чем послами и решил их задержать. О дальнейшей судьбе их ничего не известно. Однако, можно предположить, что представителями народа «рос» были скандинавы, осевшие где-то на землях Восточной Европы.

Следующие знакомство Руси и Византийской империи было уже не столь мирным. В 860 г. по сообщению византийских источников на Константинополь было совершено внезапное нападение русов. Как отмечает историк Е. Пчелов, это было событие огромного масштаба, оставившее «по себе память и в Византии, и в Западной Европе». В частности, нападение нашло отражение в произведениях, свидетеля этих событий константинопольского патриарха Фотия. В русских летописях этот поход датируется 866 годом и приписывается князьям Аскольду и Диру, ушедшим от Рюрика и осевшим в Киеве. Нападение русов было отражено.

Замечание 2

Из ряда византийских источников, а именно из «Окружного послания» патриарха Византии восточным патриархам, и из «Продолжателя» Феофана, известно, что вскоре после набега состоялось подписание некоего договора между русами и Византийской империей. К сожалению, условия договора не были приведены в источниках, однако, сообщается о желании русов креститься, и о том, что их желание было удовлетворено и к русам был направлен византийский епископ.

В 882 г. князь Олег, прозванный Вещим, объединил под своею властью большую часть земель восточных славян и сделал своею столицей Киев. С его именем связаны первые задокументированные договоры между Русью и Византией.

Описание событий

Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни

Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:

Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.

Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.

Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.

Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.

Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи.Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция

Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.

«В лето 907. Идущие на Царьград»Ольшанский Б.М.

Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:

Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часто этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».

Приношение греками Олегу яств с отравою.

Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:

После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.

В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.

«Щит русской славы»Худ. Б. Ольшанский, 2013

Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.

Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:

Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:

Предыстория и роль Хазарского каганата

Кембриджский документ (письмо хазарского еврея 2-й половины X века) связывает поход Руси на Константинополь с событиями, имевшими место в Хазарии незадолго до этого.

Примерно в 930-е года византийский император Роман начал кампанию против иудеев. В ответ хазарский каган, исповедующий иудаизм, «ниспроверг множество необрезанных». Тогда Роман с помощью даров уговорил некого Хальгу, названного «царём Русии», совершить набег над хазар.

Хальга захватил Самкерц (возле Керченского пролива), после чего против него и Византии выступил хазарский военачальник Песах, который разорил три византийских города и осадил Херсонес в Крыму.

Затем Песах атаковал Хальгу, отбил добычу того из Самкерца и с позиции победителя вступил в переговоры. Хальга был вынужден согласиться на требование Песаха начать войну с Византией.

Дальнейшее развитие событий в Кембриджском документе в целом совпадает с описанием походом князя Игоря на Византию, известного по византийским и древнерусским источникам, но с неожиданной концовкой:

«И пошел тот против воли и воевал против Кустантины на море четыре месяца.

И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию, и пал там он и весь стан его. Тогда стали Русы подчинены власти казар.»

Были попытки отождествить Хальгу с Олегом Вещим (С. Шехтер и П. К. Коковцов, позже Д. И. Иловайский и М. C. Грушевский) или самим Игорем (Helgi Inger, «Олег Младший» Ю. Д. Бруцкуса). Подобные отождествления, однако, приводили к противоречию со всеми остальными достоверными источниками по походу 941 года. По Кембриджскому документу Русь попала в зависимость от Хазарии, однако древнерусские летописи и византийские авторы даже не упоминают хазар при описании событий.

Н.Я. Половой предлагает следующую реконструкцию событий: Хальга был одним из воевод Игоря. Пока он сражался с Песахом, Игорь решил помириться с хазарами, отозвал Хальгу из Тмутаракани и двинулся походом на Константинополь. Именно поэтому Хальга так крепко держит данное Песаху слово воевать с Романом.

Часть русского войска с воеводой Хальгой прошла на кораблях мимо Херсонеса, а другая часть с Игорем вдоль побережья Болгарии. Из обоих мест в Константинополь пришли вести о приближающемся неприятеле, поэтому Игорю не удалось застать город врасплох, как это произошло при первом набеге русов в 860 году.

Образование государства Византия

В конце IV века Великая Римская империя постепенно приходила в упадок. С запада её осаждали многочисленные племена варваров, которые своими набегами разрушали великую цивилизацию. Но прозорливый римский император Константин ещё в IV веке перенёс столицу государства в восточную часть империи, в основанный им город Константинополь, который находился на берегу Босфорского залива на месте древнегреческого города Византия. Этот шаг, по сути, разделил империю на две части.

Римом управляли свои правители, но Константинополь оставался главным городом империи. К концу V века практически вся территория Западной части Европы была захвачена германскими варварами. Не устояла перед ними и западная часть Римской империи. Племена германских варваров захватили и разграбили Рим. Государству и античной цивилизации пришёл конец.

Во времена разграбления Рима варварами Византия была очень мощной империей, которая также подвергалась нападению завоевателей, в том числе и дружин русских князей. После каждого похода составлялся письменный договор Руси с Византией. Византия к концу первого тысячелетия была мощной империей, способной отбить часть земель западной Римской империи и удерживать их более двух столетий. Процветающее государство способствовало строительству новых городов, с прекрасными дворцами и храмами. Ему суждено было простоять более десяти сотен лет, приумножая и сохраняя наследие великой Римской империи.

Общие данные о договоре и его значение[править | править код]

По мнению Яны Малингуди, договор 911 года был результатом заключительного второго акта переговоров. Первым был договор 907 года, где отразились достигнутые на тот момент соглашения.

В 911 году (неверно был проставлен год договора 6420, поэтому не 912, а 911 год), согласно летописным данным, князь Олег послал своих людей к грекам для заключения с ними мира и установления договора между Русью и Византией. Договор был заключён 2 сентября 911 года между двумя сторонами:

  • Русь: князем Олегом и ему подчинёнными светлыми и великими князьями и великими боярами, которых представляли 15 послов: Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид.
  • Византия: упоминаются только три императора — Лев VI, его брат Александр, и сын Льва Константин.

Как пишет М. Ф. Владимирский-Буданов, данный договор дошёл до нас полностью со всей основной договорной структурой: с начальной формулой («копия другой грамоты»), заключительной клятвой («скрепили его клятвою…») и обозначением даты («месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420»). Он регулировал уголовные и гражданские отношения между русами и греками.

По мнению С. В. Юшкова, этот договор (как и договоры 907, 945, 971, 1043 гг.) является памятником прочных экономических, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией, благодаря подобным юридическим документам возможно установить уровень правосознания и правовой мысли в IX—X в.

Комментировать
0