СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Слово “голем” в ранних еврейских текстах

Слово «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם‎) обозначающие «необработанный, сырой материал», либо просто глина.

Согласно другой гипотезе, оно происходит от древне-еврейского “галам” — он свернул, завернул.

Слово “голем” встречается в ТаНаХе лишь один раз (Пс. 139:16) и обозначает бесформенный зародыш человека («Неоформленный»). В Талмуде термином голем определяются незавершенные предметы и существа, не готовые или не приступившие к выполнению своих функций. Так, Адам до того, как Бог вдохнул в него душу, назван в аггаде голем (Санх. 38б, Быт. Р. 24:2). Големом называется женщина до замужества (Санх. 22б).

В одном месте (Авот 5:7) Талмуд употребляет понятие голем и в смысле «болван», «глупец». Первым термин голем применительно к человеческому существу, созданному посредством магического акта, употребил Элазар бен Иехуда из Вормса в труде «Содей разая» («Тайны таинств», приблизительно начало 13 в.), где привел необходимые для совершения этого акта словесные и буквенные формулы и подробно описал соответствующий мистический ритуал. Идея о возможности создания голема, навеянная талмудическим преданием о чудесном сотворении человека Равой (Санх. 65б) и отраженная во многих легендах раннего средневековья, оформилась главным образом в среде Хасидей Ашкеназ, видным представителем которых и был Элазар.

Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Голем в театре

Легенды о големе (особенно о пражском) легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений 20 в. Среди них — спектакль «Хабимы» (первая постановка: Москва, 1925) по драматической поэме Х. Лейвика «Дер гойлем» (1921; перевод на иврит Б. Каспи, музыка М. М. Мильнера, 1886–1953) и две композиции И. Ахрона под тем же названием. В 1926 г. во Франкфурте была поставлена опера «Голем» Э. Ф. Д’Альбера (1864–1932), а в 1962 г. в Вене — одноименный балет по хореографическому плану Эрики Ханка (1905–58), на музыку Ф. Бёрта (родился в 1926 г.).

23 ноября 2006 года в театральном дворце «Dum u Hybern» в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем». Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой, Зденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком. Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Големы в фентези[править | править код]

Големы как монстрыправить | править код

Миниатюра D&D-шного железного голема

Типичный голем в фентези — плод трудов достаточно сильного чародея (в зависимости от магии в мире создание големов может быть прерогативой волшебников, жрецов-чудотворцев или сложным, но многовариантным магическим актом, доступным заклинателям разных направлений). Обычно голем — мощный, малоуязвимый, но ограниченный довольно примитивными инструкциями автомат. Так как голем не нуждается в отдыхе, еде и даже дыхании, а также прекрасно маскируется под статую (а то и вовсе может быть вмурован в стену), то он прекрасно подходит для охраны подземелий. Первые големы в ролевых играх появились в этой роли в D&D в 1975 году с выпуском сеттинга Грейхок, где были описаны железные големы, а также каменные и големы из плоти. Големы из глины были описаны в том же 1975-ом году в Strategic Review № 4.

В дальнейшем список големов D&D был существенно расширен (в первую очередь за счёт материалов). В разных изданиях D&D встречались стеклянные, мифриловые, костяные, коралловые, песчаные, хитиновые (в сеттинге Dark Sun) и ещё более экзотические виды големов (вплоть до големов из плоти демонов). Также в D&D были введены различные типы негуманоидных големов (при этом горгульи в D&D — отдельный монстр), а также экзотические виды вроде голема сияния (radiant golem) из сеттинга Spelljammer или големов-паззлов, способных собираться в разные формы.

Практически все D&D-шные големы отличаются сложностью для физического поражения, медлительностью и стойкостью, а то и иммунитетом к большинству видов заклинаний. Обычно големы D&D имеют специальную уязвимость (например, железный голем по понятным причинам уязвим для заклинаний, вызывающих ржавчину) и особую форму защиты из-за материала (так огненные атаки плавят тело железного голема, заставляя его «раны» закрываться).

Это незавершённый раздел. Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.

Големы как союзники и игровые персонажиправить | править код

Иногда големы могут выступать в качестве союзников и спутников персонажей — так, например, в D&D в качестве магических предметов распространены книги «руководство по созданию голема» (golem manual), позволяющие владеющим магией персонажам создавать големов разных типов. Големы могут как сопровождать героев, так и использоваться для охраны важных мест или работы.

Один из неигровых персонажей сеттинга Ravenloft – Адам, тёмный владыка Ламордии – является големом из плоти.

В сеттинге Эберрон в качестве игровой расы были введены warforged — народ созданных для военных нужд разумных големов. Специально для них в игровой механике D&D 3.5 был введён подтип «живой конструкт» (living construct), приближающий таких персонажей к обычным живым существам (хотя они по-прежнему не нуждаются в сне и так далее).

Линейка нового Мира Тьмы Promethean: The Created полностью посвящена игре за созданное существо.

Это незавершённый раздел. Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.

Галерея[править | править код]

Концепт-арт

Концепт-арт

Имперский голем, Гвинт: Ведьмак. Карточная игра

Страж, Гвинт: Ведьмак. Карточная игра

Добавить фото в галерею

Ведьмак
Монстры Альгуль · Альп · Археспора · Баргест · Брукса · Василиск · Виверна · Воин-водяной · Волк · Гаркаин · Гравейр · Гуль · Жрец-водяной · Ифрит · Кикимора-воин · Кикимора-рабочий · Кокатрикс · Королевская виверна · Мутант · Мутант-зверь · Мутант-убийца · Орденская гончая · Пиявка · Плавун · Полуденная невеста · Полуденница · Полуночница · Призрак · Сколопендроморф · Собака · Старший Брат · Утопец · Фледер · Цеметавр · Черепоглав · Эхинопс · Яга
Боссы Веспер ·Волколак · Вореф · Голем · Дагон · Зефир · Кащей · Кикимора-королева · Кокакцидий · Король Дикой Охоты · Лилли · Моа · Надир · Оззрел · Пес-призрак · Риггер · Стрыга · Тэйу · Уреус · Химера
Ведьмак 2
Монстры Брукса · Волколак· Гаргулья · Гарпия · Гарпии келайно · Главоглаз · Гнилец · Голем · Драугир · Лесной тролль · Накер (Накер-воин) · Плавун · Призрак · Тролль · Тролль из Флотзама · Тролль из-под Вергена · Троллиха из-под Вергена · Утковол · Утопец · Элементаль Земли · Элементаль Огня · Эндриага · Эндриага-работница · Эндриага-трутень · Эриния
Боссы Дракон · Драуг · Кейран · Королева эндриаг
Ведьмак 3
Монстры Альгуль · Альп · Арахноморф · Архигрифон · Археспора · Баргест · Беанн’ши · Берсерк · Бес · Бледная вдова · Брукса · Василиск · Вепрь · Виверна · Вилохвост · Вихт · Водная баба · Волк (Варг) · Волколак · Гаргулья · Гаркаин · Гарпия · Главоглаз · Гнилец (Пожиратель) · Гончая Дикой Охоты · Голем · Голем Моро · Грифон · Гуль · Допплер · Катакан · Кикимора-солдат · Кикимора-рабочий · Кладбищенская баба · Куролиск · Ледяной тролль · Леший · Медведь · Накер (Накер-воин) · Невеста для барда · Ослизг · Падальщик · Пантера · Панцирный Главоглаз · Песчаный червь · Плавун · Полуденница · Полуночница · Призрак · Протофледер · Сильван · Сирена · Скальный тролль · Сколопендроморф · Собака · Суккуб · Три поросенка · Тролль · Туманник · Утопец · Фея · Фледер · Циклоп · Черт · Экимма · Элементаль Земли · Элементаль Льда · Элементаль Огня · Эндриага · Эндриага-воин · Эндриага-работница · Эндриага-трутень · Эриния · Эхидна
Боссы Ignis Fatuus · Абайя · Архигрифон · Белая Дама · Большой злой волк · Боровой · Брукса из Корво Бьянко · Великан из-за Туч · Всебог · Гаркаин-вожак · Голиаф · Гротник · Гэль · Джинн · Домовой · Дракон из Фирсдаля · Дух Леса · Жальница · Злая ведьма · Игоша · Кернун · Клекотун · Ключник · Королевская виверна · Кошмар · Ледяной великан · Лешачиха · Лихо у колодца · Медоносный призрак · Мелюзина · Морвудд · Моровая дева · Олаф · Опиник · Покаянник · Призрак с картины · Принц-жаба · Проклятая Мать · Пятнистый Вихт · Рапунцель · Ревун · Сальма · Сарасти · Серебристый василиск · Ульфхединн · Фугас · Хагубман · Харриси · Хим · Хрясь-Хрясь · Чудовище из Туфо · Шарлей от императора Нильфгаарда · Этерал · Ядовитый Главоглаз · Ящер-матриарх

Голем в литературе и искусстве

Кадр из фильма «Голем: как он пришел в мир» (1920)

Легенды о големе (особенно о пражском) легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений. Существует мнение, что легенда о големе вдохновила Иоганна Вольфганга Гёте создать стихотворение “Ученик чародея” (Der Zauherlehrling), а Мэри Шелли — знаменитый роман Франкенштейн, или Современный Прометей (Yrankenstein; or, The modem Prometheus). Известность получил роман Густава Майринка (1868–1932) «Голем» (1915; переведен на русский язык в 1922 г.), одноименный спектакль «Хабимы» (первая постановка: Москва, 1925) по драматической поэме Х. Лейвика «Дер гойлем» (1921; перевод на иврит Б. Каспи, музыка М. М. Мильнера, 1886–1953) и две композиции И. Ахрона под тем же названием.

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (1915) и «Голем: как он пришел в мир» (1920) — последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощением этого сюжета. В 1926 г. во Франкфурте была поставлена опера «Голем» Э. Ф. Д’Альбера (1864–1932), а в 1962 г. в Вене — одноименный балет по хореографическому плану Эрики Ханка (1905–58), на музыку Ф. Бёрта (1926–2012). Тема голема включена в чешский фильм «Пекарь императора» (1951) по сценарию Арношта Лустига и послужила основой для нескольких других кинолент.

Примечания

  • Победив босса и активировав жёлтый круг, игрок может попасть в локацию Анор Лондо.
  • Перед боем с големом можно призвать фантома из соседней башни — Железного Таркуса.
  • Если босс схватит дружественного фантома, он некоторое время будет неуязвим к любым атакам.
  • Босса можно убить только на самой арене битвы. Несмотря на то, что Голем виден из многих мест, расстрелять его из лука, не пройдя сквозь туманные врата, нельзя.
  • Голем уязвим к молнии и огню.
  • В локализации название босса переведено неверно: Стальной Голем.
  • Голем — левша, так как атакует игрока, держа топор в левой руке.
  • При NG+ в ближнем бою почти для любого персонажа лучшим вариантом будет использовать копьё молнии, которое выпадет из мимика в Крепости Сена после того как вы его одолеете.

Улучшения големов[править | править код]

Улучшения големов

Редкость

Обычный

Прочность

Нет

Возобновляемый
Складываемый

Да (64)

Каждый из осколков может быть использован для улучшения големов, что позволит дать им некоторые новые возможности (в зависимости от используемого сердца) или улучшить физические характеристики. Кроме того, каждого голема дополнительно можно улучшить с помощью алтаря наполнения.

Воздушное улучшениеправить | править код

Когда голем улучшен этим кристаллом, его скорость передвижения и скорость дальней атаки возрастают. На практике это улучшение жизненно необходимо големам, настроенным для охоты на криперов.

Рецепт Расход аспектов
10

Земляное улучшениеправить | править код

Стихия земли усиливает големов, позволяя им переносить большее количество предметов (добавка составляет 50 %), наносить более мощные удары, быстрее рубить древесину и лучше выполнять любую другую работу, связанную с применением грубой силы.

Рецепт Расход аспектов
10

Огненное улучшениеправить | править код

Сила огня делает големов более понятливым, что увеличивает интерфейс големов, позволяя указывать большее количество нужных предметов. Также рукопашные атаки голема будут поджигать цель.

Рецепт Расход аспектов
10

Водное улучшениеправить | править код

Данный кристалл делает големов более восприимчивыми, что позволяет увеличить поле зрения голема, а их дистанционные атаки точнее и дальнобойнее.

Рецепт Расход аспектов
10

Улучшение порядкомправить | править код

Этот кристалл делает големов более организованными. Големы начинают различать цвета рабочих точек, лучше ищут путь к своей цели. Кроме того, сила порядка раскрывает дополнительные возможности некоторых сердец.

Рецепт Расход аспектов
10
Сердце Влияние
Жатвенные големы с улучшением порядка будут пытаться повторно высадить удаленное растение. Однако, если при жатве не выпадают семена, попытка скорее всего будет неудачной.
Улучшение порядка позволяет настроить атакуемые цели големов-охранников через интерфейс (при переносе голема нужно выполнить настройку заново). Выбор целей осуществляется по категориям: обычные мобы, животные, другие игроки, криперы.

Улучшение хаосомправить | править код

Сила хаоса делает големов более непредсказуемыми. Все големы с этим улучшением будут отражать атаки, а големы собирающие или переносящие предметы становятся менее внимательными (например, вместо выбора только древесины дуба могут выбрать любую другую древесину).

Рецепт Расход аспектов
10

Улучшение наполнениемправить | править код

Когда тауматург осваивает технику улучшения големов силами стихий, ему открывается возможность магическим образом улучшить тела големов. Соответствующая процедура выполняется с помощью алтаря наполнения и требует одинаковый набор ингредиентов и эссенции вне зависимости от типа голема.

После наполнения голем получает мозг, закрытый только стеклом банки, одну дополнительную ячейку для улучшений (два одинаковых улучшения не работают), а также увеличение скорости перемещения и радиуса зрения.

Будьте уверены — коварные намерения в их маленьких глазках всего лишь плод вашего воображения. И конечно же, восстание големов — это просто глупые сказки.

Ингредиенты Эссенция Нестабильность
8 8 8
Слабая

История

Первые големы были созданы Совершенным Каридином в -225 Древние Эры (940 TE), когда стало ясно, что первый Первый Мор угрожает существованию как наземных королевств, так и Империи гномов. Каридин создавал их с помощью изобретенной им Наковальни Пустоты, беря за основу живых гномов. Армия големов успешно отражала набеги орды порождений тьмы, поэтому в добровольцах, желающих стать големами, не было недостатка.

Однако когда спустя шесть лет король Валтор начал отправлять на Наковальню бескастовых гномов и своих политических противников, Каридин отказался продолжать производство големов. По приказу короля Совершенного самого сделали големом, однако создать жезл управления его ученики не сумели и Каридин сохранил свободную волю. Вскоре после этого он исчез вместе с Наковальней.

В конце концов королева Гета, только недавно взошедшая на трон, отправила на поиски Совершенного целый Стальной Легион, состоявший из ста двадцати шести големов. Легион торжественно покинул Орзаммар, но ни один голем не вернулся назад, а королеву вскоре свергли с престола. Каменотёсы объявили Каридина мёртвым, погасив последние искры надежды на возвращение его самого и секрета создания големов.

Однако попытки воссоздать искусство Карридина не прекращались. В том числе после Пятого Мора, когда тайна создания големов стала в общих чертах известна, была предпринята попытка заменить живое существо на что-нибудь иное. Эксперимент оказался неудачным: призванный дух обезумел и убил всех, кто находился в кузне. Примечательно, что подобные эксперименты уже проводились в прошлом гномами совместно с магами Тевинтера в тейге Амгаррак. Результатом стали големы из плоти — агрессивные и неуправляемые существа.

Совершенный Бейрус не мог смириться с тем, что технология создания големов утрачена навек. Он поставил целью своей жизни продолжить дело Каридина и преуспел. Но создавать големов только из гномов, когда тейги кишат порождениями тьмы, глубинными охотниками и заплутавшими путниками, казалось ему неоправданным расточительством. Получившиеся в ходе экспериментов гротескные каменные монстры не имели жезлов управления, ими двигало лишь желание убивать. Заполонив тейг Даврокен, они стали куда большей угрозой чем те твари, из которых их создали. К счастью, они были уничтожены вместе со своим создателем.

Также големов теоретически возможно создавать и контролировать с помощью красного лириума, как это удалось Рыцарю-Командору Мередит во время восстания магов Киркволла. С помощью своего меча, перекованного из идола, найденного в первозданном тейге, она сумела оживать статуи рабов, украшавшие Казематы, и заставить их атаковать Хоук(а). Однако красный лириум чрезвычайно опасен, и мало кто по собственной воле решиться использовать его для создания големов.

Роль в обществе Править

Големы всегда выполняют то что им прикажет хозяин, но могут начать выполнять работу, и не остановится, если за ними не проследить (постоянно рассказываются истории о големах, которые затапливают дома, когда им сказали принести воды, или пропалывают грядки длиной в тысячу миль). Но тем не менее големы очень полезны, они выполняют работу в условиях, где человек не способен выжить, к тому же они гораздо сильнее чем люди и не нуждаются в отдыхе. Также големы являются составной частью некоторых механизмов, работающих на протяжении многих лет без перерыва. Большинство владельцев големов относятся к ним как к неодушевлённым предметам. Такие големы фактически являются рабами, однако не осознают себя таковыми. Во время событий книги «Ноги из глины» голем Дорфл обнаружил, что способен жить и думать без чужих слов в голове, и дал обет освободить остальных големов. Поскольку ему не требовалась ни еда, ни одежда, он стал откладывать всю свою заработную плату, чтобы заплатить владельцам големов. Выкупленные големы также стали наниматься на работу, чтобы заработать деньги и выкупить своих собратьев. Они также научились разговаривать, сделав себе отверстия для рта.

В книге «Опочтарение» рассказывается, что свободные големы создали организацию — Трест Големов, Трест покупает големов везде, где только сможет, а потом они выкупают себя у Треста по себестоимости. Свободные големы обладают определённой свободой воли, им даже позволено защищать себя. Во время событий книги «Делай деньги», Адора Белль Диархарт — основательница «Треста Големов», обнаружила четыре тысячи големов и также несколько лошадей-големов, несколько тысячелетий покоящихся в убервальдских пещерах глубоко под землей, и привела их в Анк-Морпорк. Эти големы оказались самыми древними из известных и их “шем” были вырезаны на их телах, что сделало невозможным их освобождение. Они понимали команды лишь на умершем умнианском языке и отдавать приказы этим големам мог только человек в золотой церемониальной одежде. Когда встал вопрос, что делать с этми големами, было решено захоронить их под городом, но их стоимость стала залогом бумажных денег, выпущенных банком. Часть лошадей-големов забрало правительство, а другая часть была передана почтовой службе.

К големам скорее всего относятся и терракотовые воины красной армии Одного Солнечного Зеркала («Интересные времена»)

Уничтожение Голема

Когда прошло много времени, и общине больше не грозила злостная клевета, рабби Лев позвал к себе своего зятя Ицхака, левия и ученика Якоба, которые содействовали при сотворении Голема, и сказал им: «Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться злых обвинений. Поэтому мы уничтожим его».

Дело было в начале 1593 г. Рабби Лев приказал Голему, чтобы он на этот раз не ночевал в раввинате, а перенес свою постель на чердак Староновой синагоги и переночевал там. Все происходило тайно, так как была полночь.

В два часа ночи к рабби Леву пришли его зять и левий Якоб, и он спросил их, может ли мертвый, каким является Голем, представлять собой, как и другие мертвые, предмет загрязнения. Это был очень важный вопрос, так как иначе священнослужитель не мог бы участвовать в уничтожении Голема, но рабби Лев решил, что на этот вопрос надо ответить отрицательно. Тогда все трое поднялись со слугой на чердак, где спал Голем.

Мужчины приступили к уничтожению Голема. Они делали все противоположно тому, как во время сотворения. Если, создавая его, они стояли у ног Голема, то сейчас они стали к его голове. Слова из Книги Бытия также читались наоборот.

После этого Голем снова стал земляным комом, как до своего оживления. Потом Рабби Лев позвал слугу, взял у него свечи и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема потом укрыли старыми одеяниями и остатками книг, хранимых по еврейскому обычаю на чердаке синагоги.

Утром на еврейских улицах узнали, что Йозеф Голем исчез ночью из города. Только несколько человек знали правду. Рабби Лев приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги. Остатки книг и других священных предметов не могли там больше храниться.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе Голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, преступающая границы религиозного закона; недаром Голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Идея Голема, как существа, созданного искусственно для выполнения работы, является предшествующей идее роботехники. При этом, факт проявления Големом мышления, не предусмотренного создателем, позже широко используется в сюжетах «восстания машин».

В творчестве писателей-фантастов голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема необходимо подобрать буквенный код.

Игра «Ведьмак 2: Убийцы Королей»[править | править код]

Встречается во второй главе в убежище убийц королей

Голем-автомат охраняет вход в лабораторию Даэрхенны в Лок Муинне, его можно встретить и поговорить в ходе квеста «Тайны Лок Муинне».

Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота»править | править код

Големы встречаются по ходу игры в убежищах чародеев, к примеру в убежище таинственного эльфа в Велене, в таинственной башне на Ан Скеллиг, а также в пещере под Храмовым островом.

Запись в Бестиарииправить | править код

Чтобы пробиться через эту стену мне понадобится двадцать горняков, семь мулов и три пуда селитры. Или один голем.
Големы – это каменная масса, оживленная заклятием. Совершенно послушный приказам своего создателя, необычайно сильный, нечувствительный к боли, терпеливый и способный обойтись без единой капли питья или куска еды, этот монстр рожден быть стражем или слугой. Однажды ринувшись в бой, он не остановится, покуда не сокрушит противника, или сам не рассыплется в пыль.
Победить же голема – дело необычайно трудное. По понятным причинам он не может истечь кровью, не чувствует страха и жалости, не чувствителен к огню и ядам. Больше того, тело голема твердо, как скала, поэтому даже серебряным мечом его тяжело ранить. Единственное слабое место этого чудовища заключается в чувствительности к кислоте. Если покрыть клинок едким маслом, это может значительно увеличить шансы на победу.
Големы не пользуются никаким оружием, ведь им этого и не нужно. Их кулаки весом по сто фунтов каждый одним ударом сокрушают гранитные скалы. Ударов голема следует избегать любой ценой: нет ни щита, который их выдержит, ни меча, что сможет их отбить. Увернуться же от чудовищных кулаков вовсе не просто, ибо голем способен двигаться с ошеломляющей быстротой. К счастью, из-за своей огромной массы голем не слишком поворотлив. Начав атаку, он уже не может быстро остановиться, что опытные ведьмаки умеют обернуть себе на пользу.

Галереяправить | править код

Концепт-арт

Концепт-арт

Имперский голем, Гвинт: Ведьмак. Карточная игра

Страж, Гвинт: Ведьмак. Карточная игра

Добавить фото в галерею

Ведьмак
Монстры Альгуль · Альп · Археспора · Баргест · Брукса · Василиск · Виверна · Воин-водяной · Волк · Гаркаин · Гравейр · Гуль · Жрец-водяной · Ифрит · Кикимора-воин · Кикимора-рабочий · Кокатрикс · Королевская виверна · Мутант · Мутант-зверь · Мутант-убийца · Орденская гончая · Пиявка · Плавун · Полуденная невеста · Полуденница · Полуночница · Призрак · Сколопендроморф · Собака · Старший Брат · Утопец · Фледер · Цеметавр · Черепоглав · Эхинопс · Яга
Боссы Веспер ·Волколак · Вореф · Голем · Дагон · Зефир · Кащей · Кикимора-королева · Кокакцидий · Король Дикой Охоты · Лилли · Моа · Надир · Оззрел · Пес-призрак · Риггер · Стрыга · Тэйу · Уреус · Химера
Ведьмак 2
Монстры Брукса · Волколак· Гаргулья · Гарпия · Гарпии келайно · Главоглаз · Гнилец · Голем · Драугир · Лесной тролль · Накер (Накер-воин) · Плавун · Призрак · Тролль · Тролль из Флотзама · Тролль из-под Вергена · Троллиха из-под Вергена · Утковол · Утопец · Элементаль Земли · Элементаль Огня · Эндриага · Эндриага-работница · Эндриага-трутень · Эриния
Боссы Дракон · Драуг · Кейран · Королева эндриаг

Искусство

20 мая 2010 года в Познани был установлен памятник Голему работы чешского художника Давида Чёрного.

Кинематограф

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (1915) и «Голем: как он пришел в мир» (1920) — последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером, образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища, созданного Франкенштейном. В 1936 г. фильм «Голем» снял Жюльен Дювивье.

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař, 1951, режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.

В сериале «Шерлок», снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с наемным убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.

Мультипликация и анимация

Легенда о Големе легла в основу серии «Истинное лицо монстра» мультсериала «Экстремальные охотники за привидениями». Также Голем — один из персонажей 4 серии 18 сезона «Симпсонов».

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

26 серия японского аниме “Soul Eater” была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

В аниме «Тристия» голем – один из центральных персонажей.
В полнометражном аниме «Летающий корабль-призрак» голем — робот уничтожающий город.

Театр

23 ноября 2006 года в театральном дворце Dum u Hybern в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем».] Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой, Зденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком. Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Комментировать
0