СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Деятельность и ликвидация Специального комитета

Становление атомной промышленности в СССР под руководством Специального комитета во многом происходило за счёт перепрофилирования тесно взаимосвязанных с Великой Отечественной войной «строго режимных» Наркоматов.

Наркомат боеприпасов передал Первому главному управлению при СНК СССР (ПГУ), находящемуся в подчинении Спецкомитета, институты, КБ и заводы, ставшие основой новой промышленной отрасли. Также силами этой структуры осуществлялось материально-техническое обеспечение работы центрального аппарата ПГУ вплоть до создания им собственной хозяйственной службы.

Наркомат внутренних дел вёл разведывательно-информационное обеспечение и контрразведывательное прикрытие работ, участвовал в разработке технологических процессов при работе с ураном, создавал базу для добычи новых полезных ископаемых, строил объекты атомной промышленности. Важным вкладом в атомный проект было широкомасштабное использование «спецконтингентов» НКВД и МВД наряду с военно-строительными частями. По мнению историков, именно привлечение большого количества заключённых как мобильной и бесплатной рабочей силы позволило в кратчайшие сроки создать новую промышленную отрасль.

Кроме организаций, подчинённых непосредственно ПГУ, существовало большое количество внешних подрядных организаций (по состоянию на 1 апреля 1946 года к работам было привлечено 103 учреждения, предприятия и организации, не считая входящих в систему ПГУ). Руководя созданием новой промышленной отрасли, Спецкомитет координировал и направлял деятельность подрядчиков, выполнявших на первом этапе значительные объёмы работ. Приказы этим предприятиям отдавались в форме постановлений правительства СССР.

Контроль над деятельностью Спецкомитета осуществлял И. В. Сталин. 8 февраля 1947 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение о том, что вопросы работы Спецкомитета будут докладываться либо непосредственно председателю Совета министров СССР И. В. Сталину, либо его первому заместителю В. М. Молотову.

С сентября 1945 года, в связи с расформированием ГКО СССР, «Специальный комитет при ГКО» был переподчинён СНК СССР и стал именоваться «Специальный комитет при СНК СССР».

В марте 1946 года, когда Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров СССР, «Специальный комитет при СНК СССР» был переименован в «Специальный комитет при СМ СССР».

Очередная реформа Специального комитета была оформлена в виде постановления Совета министров СССР от 16 марта 1953 года № 697-355сс/оп «О руководстве специальными работами». Пост председателя Специального комитета был сохранён за Л. П. Берией, его первым заместителем стал Б. Л. Ванников.

26 июня 1953 года решением Президиума ЦК КПСС Специальный комитет при СМ СССР был ликвидирован, а наличный состав его работников, делопроизводство и архив были переданы образованному в этот же день Министерству среднего машиностроения СССР в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 9 июля 1953 года № 1704-669сс.

К моменту ликвидации Спецкомитета Советский Союз обладал ядерным оружием, а также полным циклом его производства. Было разработано семь различных конструкций атомных бомб. Одна из конструкций («РДС-6с») представляла собой принципиально новый вид оружия — термоядерное. Бомба «РДС-4» могла транспортироваться на самолёте «Ил-28», а её заряд использоваться в головке ракеты дальнего действия и самолёте-снаряде. Дальнейшие работы советской атомной отрасли были связаны с совершенствованием ядерного оружия, расширением производственной базы, развитием атомной энергетики.

Историк В. В. Полунин считает, что «как воссоздание, так и ликвидация Спецкомитета во многом были обусловлены борьбой за власть внутри политической элиты СССР». Финалом этой борьбы стал арест Л. П. Берии 26 июня 1953 года.

Основное назначение комитета

Возглавил комитет непосредственно сам В. Сталин, вступивший в должность председателя. Его заместителем был В. М. Молотов, которого в мае 1944 г. сменил Л. П. Берия. Состав ГКО в течение отдельных периодов своего функционирования включал разных людей. В его работе принимали участие Н. А. Булганин, Н. А. Вознесенский, К. Е. Ворошилов. Отмечено также членство в ГКО Л. М. Кагановича, Г. М. Маленкова, А. И. Микояна. Каждый из этих представителей отвечал за четко обозначенный перечень вопросов или сфер.

В течение Великой Отечественной войны Государственным комитетом обороны осуществлялось управление функционированием всех госучреждений и различных ведомств государственной подчиненности. В соответствии со своими полномочиями ГКО был ответственен за:

  • обеспечение полного и всемерного задействования всех возможностей материального, духовного и военного характера, которыми обладало советское государство, для целей достижения победы над вражескими силами;
  • решение всех вопросов по созданию условий и проведению работ в целях перестраивания экономики страны на военные рельсы, мобилизации человеческих ресурсов под фронтовые нужды, адаптации народного хозяйства к военной ситуации;
  • обеспечение кадровой подготовки и формирования резервов для нужд армии и промышленного производства;
  • руководство процессами эвакуации промышленных объектов с территорий, которые находятся под угрозой оккупации;
  • перевод заводов в районы, вышедшие из-под оккупации противника;
  • управление процессами восстановления всего народного хозяйства страны, подвергшегося разрушению в ходе военных действий на западных территориях государства;
  • фиксация необходимых сроков и объемов обеспечения поставки промышленными предприятиями продукции военного назначения.

Государственным комитетом определялись военные и политические задачи, которые должны были решаться Верховным Главнокомандованием страны и Вооруженными силами Советского Союза. Члены НКО принимали документы, которыми расставлялись руководящие кадры по должностям, улучшалась структура, уточнялся порядок применения войск в ходе проведения военных действий.

Представители от Госкомитета обороны посещали войска армии непосредственно на позициях их размещения. Решения ГКО должны были выполняться наркоматами обороны и Военно-морского флота, а также их управлениями. Эти рабочие органы ГКО выполняли решения военного типа, несли ответственность за непосредственную организацию и исполнение решений.

Как их купить

Treasuries могут быть куплены и проданы через онлайн-брокера, коммерческий банк или через сайт TreasuryDirect — аукционная покупка казначейских ценных бумаг. Номинальная стоимость T-Bills, T-Notes и T-Bonds — 1000 долларов. Не все ценные бумаги доступны на каждом аукционе. Например, 2, 3, 5 и 7-летние T-Notes доступны каждый месяц, а 10-летние предлагаются только ежеквартально.

Поэтому инвесторам средней руки проще инвестировать в паевые или биржевые фонды (ETF), специализирующиеся на казначейских облигациях, а не покупать отдельные ценные бумаги напрямую. Это снижает порог вхождения (минимальный порог для ETF — $25-100) и делает рынок открытым все время.

Облигации внутреннего займа США доступны в виде фондов:

  • iShares 1-3 Year Treasury Bond ETF — тикер SHY
  • Schwab Short-Term U.S. Treasury ETF — тикер SCHO
  • Vanguard Short-Term Treasury ETF — тикер VGSH
  • WisdomTree Bloomberg Floating Rate Treasury Fund — тикер USFR
  • Barclays Capital Short Term International Treasury Bond ETF — тикер SPDR
  • PIMCO 1-3 Year U.S. Treasury Index Fund — тикер TUZ
  • iShares 1-3 года Международная казначейская облигация ETF — тикер ISHG.

В России государственная краткосрочная ценная бумага выходит на рынок отдельными выпусками. По сути, ОФЗ-н не торгуются на бирже. Минфин продает их по фиксированной цене через сертифицированных брокеров. Сегодня это ВТБ и Сбербанк, но к четвертому выпуску государственных краткосрочных облигаций их список может расшириться.

Напоминаю, что для выхода на биржу вам понадобится брокер. Вот список лучших:

Interactive Brokers
CapTrader
Exante
Just2Trade

Фактически единственный настоящий крупный американский брокер, который еще работает с россиянами.

Плюсы:

  1. Есть поддержка на русском языке
  2. Хорошие комиссии
  3. Депозит можно пополнять рублями (мимо валютного контроля)

К минусам отнесу:

  • Минимальный депозит 10.000$
  • Комиссия за неактивность

Немецкий представляющий брокер IB для прямого выхода на зарубежные рынки. Здесь находится мой инвестиционный портфель.

Из плюсов:

  1. работает с россиянами
  2. наличие русскоязычной версии сайта
  3. вменяемые комиссии
  4. отсутствие платы за неактивность
  5. страховка в рамках законодательства США на $500к

К минусам отнесу:

  • Поддержка исключительно на английском и немецком
  • Сама служба поддержки работает плохо

Еще один интересный брокер для выхода за рубеж, причем не из семейства IB. К сожалению россиянам открывают договора только на Кипре.

Из плюсов:

  1. Приемлемые комиссии
  2. Факт успешной проверки работы со стороны SEC
  3. Русскоязычный сайт и поддержка

К минусам:

  • Кипрская юрисдикция
  • Плата за неактивность

Компания является американской “дочкой” Финама и создана чтобы выводить на американский рынок клиентов из СНГ.

Плюсы:

  1. Максимально простое открытие счета
  2. Русскоязычная поддержка
  3. Открытие счета от 200$

Минусы:

  • Довольно высокие комиссии
  • Разного рода дополнительные платежи

Действия Министерства финансов в отношении краткосрочных облигаций

Минфин Российской Федерации проводит частые и регулярные выпуски (эмиссии) ГКО. Расшифровка этой аббревиатуры включает в себя слово «государственные», так как именно в бюджет идут поступления от продажи этих активов. Благодаря политике частых эмиссий краткосрочные облигации превращаются такими простыми методами в долгосрочные, так как государство всегда имеет определенную сумму заимствований. К примеру, уже в девяносто пятом году от реализации ГКО чистые поступления в бюджет составили почти тридцать триллионов рублей. Это позволило покрыть более пятидесяти процентов дефицита федерального государственного бюджета. В девяносто шестом году выручка от циклов эмиссий краткосрочных облигаций составила более пятидесяти триллионов рублей.

Льготы для налогов

Льготы по налогу на прибыль использовались рядом предприятий, обладающих сильным финансовым менеджментом. Суммы затраченные на покупку ГКО, полностью относились на финансовые вложения, а доход , полученный по этим бумагам , вычитался из налогооблагаемой прибыли. Поэтому, чтобы уйти от налога, можно было взять кредит в банке и пустить его на покупку сырья, чтобы соблюсти целевое назначение., а освобожденные из оборота деньги тратились на покупку ГКО. Через месяц кредит отдавался, процент по кредиту списывался на себестоимость, доход от ГКО налогом не облагался, в результате чего предприятия экономили довольно большие суммы денежных средств. Немаловажным преимуществом ГКО является высокая технологичность их рынка, его приспосабливаемость к изменению “длины” обращения гособязательств , возможность быстро осуществить сделку как по покупке бумаг, так и по продаже. Опыт нескольких лет функционирования рынка ГКО убедительно показал, что гособязательства наиболее ликвидны по сравнению с любыми другими инструментами фондового рынка: на любой из ежедневных торговых сессий можно купить и продать практически любой вид обязательств, находящихся в обращении.

Вторичные торги по ГКО проводятся регулярно ; раза в неделю, что позволяет инвестору вывести средства из ГКО в любое время. Используя это преимущество , предприятию куда удобнее хранить свободные денежные средства в ГКО , чем на депозитах банков. Во – первых всегда можно забрать деньги , в отличие от депозита, во – вторых доходность куда выше, тем более если учитывать налоговые льготы по операциям с ГКО. В-третьих вложенные средства в ГКО можно использовать в качестве инструмента для производства платежей третьим лицам. В этом случае Ваши платежные поручения будут использованы не позднее, чем через четыре дня. Предприятие имея смежников в разных регионах страны, может не гонять денежные средства с одного банка в другой. а просто отдавать поручения своему банку-агенту на перечисления государственных облигаций со своего счета депо на счет поставщика продукции. Данная мера также может защитить неблагополучные предприятие от постоянных списаний денежных средств с расчетного счета по первоочередным платежам задолженности перед бюджетом.

Мы коротко рассмотрели значение термина ГКО введение ГКО, развитие рынка ГКО, кредитные обязательства, облигации как средство, главные цели рынка, отсутствие фиксированной ставки дохода, льготы для налогов. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Краткое описание развития и падения рынка ГКО

Начало продаж ГКО сразу вызвало фурор. Щедрым Центробанком облигации продавались по стоимости, гораздо ниже номинальной, и выкупались Министерством финансов после истечения срока по полной стоимости. Разница бывала огромной и порой могла достигать до 250%. Как высказались бы сейчас, это было типичной пирамидой, только её инициировал не вороватый делец, а целое государство.

Как и у любого типичного скам-проекта, у государственной краткосрочной ценной бумаги быстро начались проблемы. Уже через пару лет после их выпуска прибыль от продажи новых облигаций не покрывала убытки от предыдущих выплат. Правительство выбрало самый невозможный, лишённый здравого смысла путь: стало продавать ГКО иностранцам. Пирамида стала вырастать ещё больше из-за колоссальных вливаний в валюте, по которым нужно было скоро рассчитываться.

Всё закончилось закономерной развязкой. Когда настало время платить, денег не оказалось. Дефицит был настолько чудовищных масштабов, что российским правительством был объявлен технический дефолт и заморожены выплаты по ГКО. Отечественная валюта обесценилась в 4 раза, стали банкротами тысячи предприятий, ВВП упал на 70%, миллионы граждан, которые были обычными вкладчиками, потеряли свои сбережения. В настоящее время пирамида ГКО – это каноничный пример финансовой аферы, который наблюдался в нашей новейшей истории.

Если рассматривать ГКО как пирамиду, можно найти несколько отличительных особенностей:

  • очень высокий процент доходности, не соответствующий прибыли эмитента;
  • осуществление выплат текущим владельцам облигаций из денег, которые заплатили новые держатели;
  • неизбежность краха финансовой схемы и отказ эмитента от обязательств.

Современные ГКО

Сейчас для граждан России возможна покупка краткосрочных облигаций ОФЗ-Н. Эти ценные бумаги выпускаются с 2017 г. и предусматривают купонный доход и выплаты дважды в течение года. Облигации реализуются пакетами по 1 000 штук, каждая из которых имеет номинальную стоимость 1 000 р. Длительность срока погашения 3 года. Ожидается четвёртый государственный краткосрочный выпуск с доходностью до 6,8%.

Помимо отечественных ценных бумаг, можно покупать зарубежные облигации. Например, на рынке США имеется множество краткосрочных государственных облигаций, которые выпускает федеральное правительство или его официальные агентства. Такие облигации имеют срок погашения меньше пяти лет и могут быть казначейскими обязательствами, ипотечными ценными бумагами, сквозными ценными бумагами. Такое разнообразие способствует широкой диверсификации фондов и гарантирует фиксированную прибыль с минимумом рисков.

Купля/продажа зарубежных краткосрочных облигаций осуществляется с помощью онлайн-брокеров или коммерческих банков. Их номинальная стоимость от $1 000. Не все подобные активы можно купить в любое время. Например, активы со сроком обращения 2, 3, 5 и 7 лет доступны ежемесячно, а облигации, имеющие срок обращения 10 лет реализуются только раз в квартал.

По этой причине средним инвесторам лучше вкладывать свои средства в паевой или биржевой фонд, который специализируется на казначейских бумагах, а не приобретать штучные облигации напрямую. Это способствует снижению порога вхождения (минимальный порог от 20 до 100$) и делает рынок всегда доступным.

В Российской федерации государственные краткосрочные ценные бумаги (ОФЗ-Н) выпускаются на рынок отдельными партиями (выпусками). Фактически такими облигациями не торгуют на биржах. Министерство финансов реализует их по фиксированной стоимости с помощью сертифицированных брокеров. На сегодняшний день ими являются Сбербанк и ВТБ. Но в дальнейшем этот список возможно расширится.

Работа ГКО и принятые постановления

Для стратегического управления действиями на фронте ГКО использовал Ставку Верховного Главнокомандования. При этом издающиеся постановления Госкомитета обороны наделялись силой закона. Поэтому у государственных органов, структур военного и хозяйственного типа и профсоюзных организаций СССР была необсуждаемая обязанность без возражений принимать все распоряжения к исполнению, воплощать их в жизнь с соблюдением требований.

Постановлением, впервые изданным ГКО, стал документ об организации изготовления танков среднего типа Т-34 на производственных мощностях завода «Красное Сормово». Его подписали 01.07.1941 г. Именно ГКО ввел на территории Москвы и прилегающих районов осадное положение. Это произошло 20.10.1941 г., т.е. в тот момент, когда над столицей витала военная опасность. Цель решения – обеспечение обороны Москвы и укрепление тыловых позиций обороняющихся войск.

Своим февральским решением в 1943 г. Госкомитет обороны утвердил программу действий, необходимых для разработки в СССР атомной бомбы. Не меньше внимания уделялось и организации советского сопротивления в тылу противника. Многие города в прифронтовых районах создали городские комитеты обороны. Это были органы с чрезвычайными полномочиями на местном уровне. Они объединяли местную гражданскую и военную власть.

ГКО также учредил красные знамена, которые вручались победившим во всесоюзном соревновании по отдельным отраслям народного хозяйства. После завершения боевых действий в ходе Великой Отечественной войны были издан указ Президиума Верховного Совета СССР. Его подписали 04.09.1945 г. В соответствии с указом происходило упразднение ГКО, он прекращал свое действие, а функции с делами переходили к Совнаркому СССР.

Выбери ответ

Облигации как средство

В июле 1992 Банк России результатами тендера среди российских бирж, обвинил к созданию Moscow Interbank Currency Exchange (MICE) и обслуживанию технологической части рынка государственных кредитных обязательств — торговля, расчет и депозитные системы. Впоследствии размещение облигаций и заключения всех операций с государственными кредитными обязательствами на вторичном рынке было организовано через торговую систему Mmvb. Извращенный выпуск государственных кредитных обязательств имел место 18 мая 1993. Из трехмесячных облигаций, запланированных на продажу на сумме 1 миллиарда рублей, был, проданы на сумме 885,4 миллионов рублей.

В спросе начального этапа на государственный кредит обязательства было низким в связи с высокой инфляцией и близостью государственных кредитных обязательств для иностранцев. Сумма доходов от продаж государственных кредитных обязательств в 1994 составила 12,8 триллионов рублей. В 1997 — 32 триллиона трутся от них, 44,2% были направлены к покрытию бюджетного дефицита. На 1 января 1998 номинальная стоимость общей суммы государственных кредитных обязательств, которые находятся в обращении, составила 272 612 миллиардов рублей. К 1998 рынок государственных кредитных обязательств стал главным источником финансирования дефицита российского бюджета. Правительство России через связанные структуры Центрального банка создало дополнительный спрос на государственные кредитные обязательства за счет средств, полученных от того же рынка. Это предоставляло уверенность иностранных инвесторов в надежности государственного кредитного инструмента обязательств и пополнении золотых запасов и валютных резервах России с валютой, которую иностранцы обменяли на рубли для закупки государственных кредитных обязательств. Во время периода с мая 1993 до сентября 1994 номинал одной облигации составил 100 тысяч. рублей, с октября 1994 до декабря 1997 — 1 миллион рублей, с января 1998 — 1 тысяча выраженных рублей.

С 1 апреля 1998 функции депозитария на государственных кредитных обязательствах были выполнены “Национальным депозитным центром” на августе 17 1998 технический дефолт на государственных кредитных обязательствах по прибыльности, непосредственно перед которой достиг кризис, 140% в год был объявлен. После экономического кризиса 1998 инвестиций в государственные кредитные обязательства обесценивали три раза, помимо государства заморозил все платежи за казначейские обязательства.

Некупонные облигации являются дисконтными ценными бумагами, которые помещены ниже номинала. В разное время внутреннему рынку краткосрочных некупонных облигаций предоставили государство, республиканец (территориальные предметы федерации) и муниципальные ценные бумаги, с периодами обращения 3, 6, 9 и 12 месяцев. Одновременно, жидкий и безрисковый ценные бумаги, представляющие краткосрочный государственный долг, т.е. долг правительства к юридическим лицам и физическим лицам, считают самым надежным. Кроме того, в большинстве стран инвестиций в государственные обязательства принимают получение различных форм.

Постановления ГКО

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе „Красное Сормово“») было выпущено 1 июля 1941 года, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») — 4 сентября 1945 года. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из принятых ГКО за время своей работы 9971 постановления и распоряжения в настоящее время остаются на секретном хранении 44 документа (19 документов связаны с производством химического оружия и 17 документов посвящены вывозу оборудования из Германии).

Вырезка из Постановления ГОКО № ГКО-648сс от 9.09.1941 г. На печати надпись «ГОКО». РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 9. Л. 2.

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписана его председателем Сталиным (или печатью), некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно», «Совершенно секретно/особой важности» (всего 57 документов) или «Совершенно секретно/особая папка» (всего 7 документов) [обозначение «с», «сс», «сс/ов» и «сс/оп» после номера], но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);
  • Вырезка из Постановления ГОКО № 6029сс от 9.06.1944 г. (Писалось — ГОКО).

    мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;

  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.
Комментировать
0