Крымский кризис 2014 года
Следующий экономический кризис в России пришелся на 2014-й. В конце ноября ЦБ заявил, что больше не будет поддерживать курс рубля.
Валютный кризис был связан со стремительным снижением мировых цен на нефть и введением экономических санкций в отношении Москвы. Санкции со стороны Евросоюза, США и ряда других стран были связаны с событиями на Украине, где в феврале случилась Революция достоинства (она же Евромайдан), после чего на востоке страны в Луганске и Донецке были провозглашены народные республики. Однако наибольший резонанс вызвала ситуация с Крымом. На полуострове провели референдум о присоединении к РФ, который мировое сообщество до сих пор не признало.
Последствиями кризиса в России стали снижение курса рубля, рост инфляции, снижение потребительского спроса, экономический спад, а также рост числа бедных и снижение реальных доходов россиян.
Хотя власти с завидной периодичностью отрицали влияние санкций на экономику России страна до сих пор не оправилась от того кризиса, а курс доллара долгое время стабильно держался на уровне около 60 рублей. Объясняется это тем, что нефть так и не подорожала, санкции никуда не делись, а инвесторы предпочли вкладывать не в российскую экономику, а куда-то еще.
Шок и трепет
14 августа 1998 года президент России Борис Ельцин в интервью журналистам твёрдо заявил, что девальвации в стране не будет. Тем не менее спустя три дня глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении мер для нормализации финансовой и бюджетной политики, которые фактически означали дефолт по основным видам государственных долговых обязательств и девальвацию.
Правительство объявило о приостановке на 90 дней выполнения обязательств перед иностранными инвесторами по кредитам, сделкам на срочном рынке и залоговыми операциями. Одновременно Банк России перешёл к плавающему валютному курсу — границы коридора были расширены до 6—9,5 рубля за доллар, а позже регулятор фактически отказался поддерживать нацвалюту.
В результате, если ещё в августе 1998 года один доллар США в среднем стоил 6,75 рубля, то уже в декабре значение выросло до 20 рублей, а к концу 1999 года составило 26,8 рубля.
Как подчёркивает Оксана Дмитриева, девальвация стала серьёзным ударом для населения. Держатели долларовых кредитов оказались в наиболее тяжёлом положении. Кроме того, банки перестали выдавать вклады и начали стремительно закрываться.
Удешевление нацвалюты сопровождалось и скачком потребительских цен. Так, по данным Росстата, в сентябре 1998 года инфляция ускорилась до 38,4% по сравнению с августом. При этом по итогам года значение составило 84,5%.
Кроме того, увеличился и рост безработицы — до 11,9% в 1998 году и 13% в 1999-м. ВВП России в год объявления дефолта просел на 5,3%. Такие данные приводит МВФ.
В то же время, как отмечает Марк Урнов, в сложившихся тогда экономических условиях дефолт не мог задеть большую часть населения. Более того, официальное признание властями банкротства страны остудило эмоциональную атмосферу общества.
«У значительной части российских граждан претензии к государству ослабли. В результате, по данным «Левада-Центра» (тогда ещё ВЦИОМ), в течение трёх постдефолтных месяцев 1998 года (сентябрь—ноябрь) в ответах на вопрос «Что вы могли бы сказать о своём настроении в последние дни?» доля россиян, указавших «Испытываю напряжение, раздражение» или «Испытываю страх, тоску», сократилась с 68% до 56%, а удельный вес заявивших, что у них «прекрасное настроение» или «нормальное, ровное состояние», увеличился с 27 до 35%», — рассказал собеседник RT.
Постепенное крушение экономики
Неизбежное обрушение котировок российских бумаг состоялось уже 11 августа. Акции в РТС понизились за сутки на 7,5%. Именно это стало причиной остановки торгов. В течение суток банки безостановочно продолжали скупать иностранную валюту. Уже вечером этого же дня, когда курс доллара 1998 года достиг своего апогея, большинство крупнейших банков страны остановили все свои операции.
12 августа резкий интерес к валюте стал предпосылкой к полной остановке межбанковского кредитного рынка. Начался кризис ликвидности. Банки, которые нуждались в больших суммах средств для выполнения своих обязательств по форвардным контрактам, столкнулись со сложностями в сфере возврата ссуд. ЦБ проинициировал снижение лимитов на продажу валюты самым большим коммерческим банкам, чем существенно сократил свои расходы на поддержание курса рубля. Агентства Moody`s и Standard & Poor`s 13 августа объявили о резком снижении кредитного долгосрочного рейтинга государства. Министр финансов и заместитель директора ЦБ сообщили в прессе о том, что валютный рынок и рынок государственных облигаций с этого момента будут поддерживаться самими банкирами. 14 августа можно было увидеть на улицах возле банков целые очереди вкладчиков, которые пытались вернуть свои средства.
Последствия
Кризис 2008 года
Последствия
В России
На вопрос: «Опасаетесь ли Вы потерять нажитое Вами или Вашей семьёй из-за каких-то неблагоприятных изменений или потрясений в обществе?», поставленный в ходе проведённого Информационно-социологическим центром РАГС в апреле 1999 г. мониторинга «Государство и общество», респонденты поставили на первое место ответ: «Не опасаюсь, так как терять нечего»
В течение месяца после объявления дефолта ушло в отставку правительство и руководство ЦБ РФ. 23 августа 1998 года подал в отставку премьер-министр С. В. Кириенко. Исполняющим обязанности премьера ненадолго стал В. С. Черномырдин, однако его кандидатура после двух попыток не была утверждена Госдумой. 7 сентября Явлинский на заседании Думы предложил на пост премьера кандидатуру Е. М. Примакова. 10 сентября Ельцин внёс кандидатуру Примакова на рассмотрение на пост председателя правительства, которую на следующий день утвердил парламент. Одновременно сменился глава Центробанка: 11 сентября ушёл в отставку С. К. Дубинин, его пост вновь занял В. В. Геращенко.
Экономический кризис был крахом макроэкономической политики российских властей, проводившейся в 1992—1998 годах. Экономика России получила тяжёлый удар, в результате которого в несколько раз девальвировался российский рубль, произошёл значительный спад производства и уровня жизни населения, резкий скачок инфляции. Послекризисный спад в России был краткосрочным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом, продолжавшимся до 2008 года. Значительную роль в этом росте сыграли изменения в макроэкономической политике российских властей, произошедшие после смены состава правительства и руководства Центробанка.
В частности, было признано неэффективным использование завышенного курса рубля в качестве антиинфляционной меры и курс рубля стал фактически полностью формироваться рынком. Хотя это привело к краткосрочному всплеску цен, в остальном же данная мера оказала положительное влияние на российскую экономику. Российские предприятия, несущие затраты в рублях, стали более конкурентоспособными как на мировом, так и на внутреннем рынке. Кроме того, свободное формирование курса рубля облегчило накопление валютных резервов ЦБ РФ, что повысило стабильность финансовой системы страны.
Также было смягчено монетарное регулирование. Власти полностью отказались от практики ограничения денежного предложения за счёт невыплат зарплат, пенсий, а также невыполнения обязательств по госзаказу и т. п. Так, с III квартала 1998 года по I квартал 2000 года объём задолженности по зарплатам бюджетникам сократился почти в три раза. Это способствовало нормализации ситуации в финансовой сфере и росту доверия к действиям государства.
В постдефолтные годы значительно повысилась бюджетная дисциплина. Федеральный бюджет на 1999 год был принят с дефицитом в 2,5 % ВВП (для бюджета на 1998 год аналогичный показатель составлял 4,7 % ВВП). Было также решено отказаться от финансирования дефицита госбюджета за счёт крупных заимствований, поскольку данная мера, с одной стороны, не даёт нужного антиинфляционного эффекта, а с другой стороны, подрывает стабильность экономики. Следствием этого стало снижение прибыльности инвестирования в ценные бумаги и, соответственно, повышение привлекательности вложений в реальный сектор экономики, что способствовало возобновлению роста производства.
Действенной антикризисной мерой, осуществлённой российским правительством в первое время после дефолта, стало сдерживание роста цен на продукцию естественных монополий (электроэнергетики, ж/д транспорта и т. д.). В результате темпы повышения этих цен почти в два раза отставали от темпов инфляции по экономике в целом. Это стало дополнительным толчком экономическому росту и способствовало замедлению инфляции.
В других странах
Кризис в России оказал значительное влияние на экономическую ситуацию в ряде стран, прежде всего через сокращение экспорта этих стран в Россию.
Была проведена девальвация национальных валют в Белоруссии и в Казахстане. Замедлились темпы роста экономики в таких странах, как Украина, Молдавия, Грузия, Литва, Латвия, Эстония.
Иностранные держатели ГКО вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили лишь около 1 % от суммы долга. Основные потери понёс швейцарский банк CSFB, контролировавший до 40 % рынка.
12.12.1990 Декларация о государственном суверенитете РСФСР
Вскоре страну ждало еще одно важное политическое изменение. В этот раз была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которая, по сути, сформировала новую страну
Одним из главных пунктов в данной декларации являлся приоритет законодательных актов РСФСР над законами СССР. Также законодательно устанавливалось равенство между политическими партиями, закреплены три ветви власти, а также права других союзных республик и регионов, которые входили в состав РСФСР. Подписание документа возложили на председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина. В этот момент в стране окончательно закрепилось двоевластие и был сделан следующий шаг к распаду СССР.
Возможен ли дефолт сегодня?
Весной 2020 г. в мировой экономике возникла ситуация, которую специалисты назвали идеальным штормом. Это сочетание накопленных пузырей на финансовых рынках с разразившейся пандемией вируса COVID-2019. Для России ситуация дополнительно осложнилась резким падением нефтяных цен на фоне снижения спроса. В этих условиях инвесторов всё чаще беспокоит вопрос: не грозит ли российской экономике новый дефолт?
Прежде всего, на момент написания статьи (апрель 2020 г.) структура как внешнего, так и внутреннего долга России сильно отличается от 1998 г. Вот так выглядело отношение задолженности РФ по внешним займам к золотовалютным резервам (ЗВР) по итогам 1 кв. 2020 г.
Как видно, это соотношение минимально за период более 10 лет. На данном графике учитывается сумма государственного, корпоративного и банковского долгов. Из них на ОФЗ приходится лишь чуть более 8%. Особенно заметно сокращение внешнего долга с 2014 г., т. е. со времени введения экономических санкций. Именно они не позволяют государству и корпорациям наращивать «кризисные» долги. По данным Министерства финансов РФ на начало 2020 г., пик выплат по внешнему долгу ($5 млрд) в течение 2020–30 г. приходится на 2020 г. Это относительно небольшая сумма, если сравнивать её с объёмами ВВП и ЗВР. Так, ВВП за 2019 г. составил $1,77 трлн по курсу на конец года, а ЗВР – $570 млрд.
С другой стороны, состояние российской экономики на 2020 и последующие годы крайне тяжело прогнозируемо. Против неё играют как неопределённые сроки карантинных мер, так и резко упавшие доходы от экспорта нефти и газа. По самым пессимистическим прогнозам, суммарные потери ВВП России в 2020 г. могут достичь 20%, а на уровень доходов 2019 г. удастся выйти лишь к 2024 г. Но даже в этой ситуации обслуживание внешнего долга не выглядит критически сложным.
Не так хорошо положение с государственным внутренним долгом. Погашение бумаг, находящихся у инвесторов, потребует в 2020 г. более 4% бюджетных доходов с учётом прогнозируемого Минфином нефтегазового дефицита в 5,6 трлн руб. В свете карантинных мероприятий стоимость обслуживания внутреннего долга может заметно возрасти. Но в любом случае сомнительно, что она выйдет за пределы 10% от доходной части бюджета. В отличие от 1990-х гг., поддержание стабильного курса рубля сегодня не является приоритетной задачей ЦБ РФ. Поэтому в его арсенале остаётся такое средство, как девальвация.
Примечания
Возможен ли в России новый дефолт в 2020 году?
Нет, сейчас это невозможно, уверен экономический обозреватель Anews и ведущий рубрики «Ясно Понятно» Александр Яковлев. Российская экономика за минувшие 20 лет стала гораздо устойчивее.
Уровень внешнего госдолга за последние годы существенно снизился. Минфин намного жестче регулирует и политику внутренних заимствований. Объем государственного внутреннего долга РФ по состоянию на 1 ноября 2019 года составил 10,68 триллиона рублей, внешнего госдолга – 53,9 миллиарда долларов. Это очень немного по сравнению с объемом ВВП и резервами государства
Доля процентных расходов федерального бюджета на обслуживание долга упала с 30% в 1997 году до 3-4% сейчас, отмечают эксперты. Кроме того, объем накопленных международных резервов в 542 миллиардов долларов покрывает около 85% суммарного внешнего долга РФ.
В последние годы власти начали ограничивать дефицит бюджета, стараясь выходить на его профицит. Ведение бюджетного правила позволило накапливать дополнительные резервы. По состоянию на 1 ноября 2019 года объем фонда национального благосостояния приближается к 8 трлн рублей. Создание резервных фондов снизило зависимость от колебаний цены на нефть.
Но российский бюджет все также на 60% наполняют нефтегазовые доходы. Попытки диверсифицировать экономику если и предпринимались, то были вялыми и заканчивались неудачей. За последние годы произошло серьезное огосударствление экономики, под давлением находится частный бизнес.
После кризиса 2008 года Россия так и не смогла выйти на траекторию уверенного экономического роста. Да, за последние годы серьезно снизилась инфляция, однако одновременно упали доходы населения, уменьшилась инвестиционная активность.
Как бы то ни было, макроэкономические параметры российской экономики выглядят сильно и в условиях относительно стабильных цен на нефть защищают ее от потрясений, подобных дефолту 1998 года.
Технический дефолт и обесценивание рубля
Курс доллара США по отношению к рублю во второй половине 1998 года
В пятницу 14 августа 1998 года Президент РФ Ельцин заявил: «Девальвации не будет. Это я заявляю твёрдо и чётко. И не просто это я придумываю или фантазирую или я не хотел бы, это всё просчитано. Это каждые сутки проводится работа и контроль…». Но уже через три дня, утром в понедельник 17 августа 1998 года Правительство России и Центральный банк объявили о техническом дефолте по основным видам государственных ценных бумаг и о переходе к плавающему курсу рубля в рамках резко расширенного валютного коридора (его границы были расширены до 6 — 9,5 рубля за доллар США). Позже ЦБ фактически отказался от поддержки курса рубля. Если 15 августа 1998 года официальный курс за доллар США составлял 6,3 рубля, то 1 сентября 1998 года — 9,33 рубля, 1 октября — 15,9 рубля.
Одним из решений Правительства РФ явилось решение о односторонней реструктуризации государственного долга по государственным облигациям (ГКО-ОФЗ), что фактически означало технический дефолт.
Программа реструктуризации задолженности по ГКО-ОФЗ предусматривала следующие финансовые условия:
- Физическим лицам и компаниям, обязанным по российскому законодательству держать активы в гособлигациях, погашение ГКО и ОФЗ производится согласно первоначальным условиям обращения облигаций, то есть в отношении физических лиц и некоторых юридических лиц никакого отказа государства от долговых обязательств не было;
- Иностранным и российским юридическим лицам:
- 70 % долга конвертируется в четырёх- и пятилетние облигации с ежегодным купоном, уменьшающимся на 5 процентных пунктов; купон первого года составляет 30 % годовых.
- 20 % долга погашается бездоходными краткосрочными облигациями.
- 10 % долга погашается наличными средствами тремя траншами в течение 9 месяцев.
- Долгосрочные облигации Минфина (70 % долга) и краткосрочные облигации (20 % долга) обращаются на вторичном рынке.
- Кроме того, краткосрочные облигации могли быть использованы для погашения налоговых недоимок, образовавшихся до 1 июля 1998 года. Облигации также учитываются по номиналу в счёт резервных требований для российских банков.
Российские юридические и физические лица имели право использовать полученные при реструктуризации ГКО-ОФЗ средства для покупки иностранной валюты в рамках действующего валютного законодательства.
Деньги, полученные в результате реструктуризации иностранными инвесторами, блокировались на транзитных счетах до особого распоряжения Центрального банка. Для нерезидентов рассматривалась возможность проведения специальных валютных аукционов для покупки валюты с последующей её репатриацией.
7.08.1999. Вторжение группировки террористов в Дагестан
Террористы и боевики с территории Чечни начали военные действия в Дагестане. Командование на себя взял Шамиль Басаев и Хаттаб (наемника арабского происхождения). Были введены большие группировки боевиков, которые достигали 1500 человек. Им удалось захватить населенные пункты в Бохлинском районе. Для того чтобы отразить атаку террористов, были присланы федеральные солдаты и войска, которые заручились поддержкой дагестанской милиции и отрядов ополчения. При помощи слаженной работы боевиков удалось выбить за пределы города. Однако на этом атаки не закончились. 8 сентября боевики предприняли повторную попытку захвата контроля над территорией. Около 1500 боевиков дошли до Новолакского района. В этот раз для борьбы с преступниками были привлечены дополнительные силы МВД. Полностью справиться с боевиками удалось только 17 сентября – группировки были разбиты и вытеснены на территорию Чечни.
Финансовые потери
Настоящим испытанием запомнился многим жителям страны 1998 год. Дефолт в России стал причиной потери только в августе 96 миллиардов долларов. Потери корпоративного сектора составили не менее 19 миллиардов долларов. Коммерческие финансовые институты понесли убытки в размере 45 миллиардов долларов. Многие эксперты финансового мира склонны полагать, что данные цифры являются весьма заниженными. ВВП сократился до 150 миллиардов долларов. Статус самого большого мирового должника был навешан на Россию именно в августе 1998. Рубль практически обесценился, а размер внешнего долга при этом составил не менее 220 миллиардов долларов. Это сумма соответствовала 147 % ВВП. Внешний долг — это не единственное, что принёс 1998 год.
Дефолт в России стал причиной внутреннего долга. Общие обязательства государства перед гражданами страны составили 300 миллиардов долларов, что соответствовало 200% ВВП. На западе сконцентрировалось порядка 1,2 триллиона долларов, но уже по неофициальным данным из Америки. Большой плюс, который получила страна после «чёрного четверга» — это полный отказ от экономики по сырьевой модели и активное развитие практически всех сегментов деятельности, на месте которых до момента кризиса находился импорт.
Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1% от суммы долга. Основные потери понёс CSFB, контролировавший до 40% рынка. Девальвация валюты привела к значительному снижению положения импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996—1997 годов.
Хронология событий
Экономические преобразования
2 января 1992 г. началась экономическая реформа в России.
Она заключалась в следующих мерах:
1. Либерализация цен и торговли
- Уже 2 января 1992 года были отпущены цены на 90 % потребительских товаров. Эта мера вызвала резкий рост цен и снижение покупательной способности населения.
- Все предприятия получили право свободно заниматься внешней торговлей.
- Разрешалась торговля внутри страны без специальных разрешений и в любых удобных местах. Привело к стремительному развитию частной торговли.
2. Финансовая стабилизация
Сокращены госзаказы и госфинансирование, кредитование, введена экономия в бюджетно-социальной сфере. Многие предприятия были на грани разорения.
3. Приватизация
Руководителем программы приватизации (то есть передачи государственной собственности в частные руки) был А.Б. Чубайс (рис. 2).
Рис.2. А.Б. Чубайс
Приватизация проходила в два этапа:
- ваучерная – раздача ваучеров (рис. 3) населению с обещанием получения в будущем дивидендов от приватизируемых предприятий;
- денежная – продажа на залоговых аукционах за деньги акций предприятий, оставшихся к тому моменту в госсобственности.
Рис. 3. Ваучер
Приватизация 1990-х в современной России считается одним из самых несправедливых преобразований в экономике. Денежный этап приватизации, на котором купить акции и предприятия уже можно было только за деньги, был доступен только узкому кругу лиц. Таким образом, самые прибыльные предприятия ушли в руки узкого круга лиц, в который не могли попасть простые граждане.
А итоги ваучерной приватизации были очень невыгодными для населения из-за сильной инфляции.
4. Структурная перестройка экономики
- Сокращение промышленности группы А (производящей средства производства).
- Конверсия (перевод военных предприятий на выпуск гражданской продукции).
- Закрытие убыточных предприятий.
Политика «шоковой терапии» повысила криминализацию экономики. Массовым становится рэкет, вооруженная борьба за собственность, уход от налогов.
1990-е – время расцвета в России финансовых пирамид (самая известная из них – МММ). Владельцы пирамид сначала привлекали клиентов, действительно выплачивая им деньги за вовлечение новых участников в пирамиду. Когда объем вкладов становился внушительным, организаторы бизнеса просто исчезали, присвоив себе все деньги вкладчиков.
Программа
При подготовке основных концепций правительство ориентируется на основополагающие принципы управления рынка западными державами. До окончательного решения рассматривались варианты, предложенные ведущими специалистами того времени — Явлинским, Шаталиным, Сабуровым, Абалкиным. Концепция Гайдара одерживает верх. Наряду с преобразованиями в экономике возникает потребность в обновлении национальной государственности, пустовавшей после исчезновения коммунистического порядка. Основные направления помещены в документах: o «Ближайшие экономические перспективы России». o «Стратегия России в переходный период». Сформулированными кризисными моментами являются: инфляция, платежи и выстроенная система, в результате которой государственные инстанции оказываются не в состоянии управлять ресурсами. Требуется реструктурирование в совокупности с повышением общего уровня по примеру Польши в правительстве Раковского. Предполагаемый полугодовой срок инфляции был не под силу для страны, поэтому проект не был признан. В результате намечается мгновенная радикальная либерализация. По прошествии времени оба пути оказываются ошибочными, не сулящие позитивных сдвигов.
Последствия
Мы описали дефолт 1998 года в России кратко, объяснили, почему произошел кризис. Последствия дефолта 1998 имели свои плюсы и минусы:
- Безвозвратно исчезли несколько крупных банков;
- Вместе с банками пропали личные средства рядовых граждан;
- Общие потери экономики составили около 96 миллиардов долларов;
- ВВП сократился в два раза – до отметки в 195,9 миллиардов долларов;
- Уровень инфляции поднялся с 11% до 84,5%;
- Национальная валюта и правительство РФ потеряли доверие граждан и иностранных инвесторов.
В то же время:
- Экономика страны стала жизнеспособной, произошел отход от сырьевой модели. Начали активно развиваться отрасли, которые ранее замещались импортом;
- Снизился импорт, а значит, вырос экспорт – начала развиваться промышленность, улучшилась конкурентоспособность отечественных компаний;
- Была улучшена система сбора налогов;
- Была стабилизирована система выплата социальных пособий;
- Сократился государственный долг – больше его уровень никогда не повышал умеренной отметки;
- Было учреждено агентство по страхованию денег вкладчиков (АСВ).
Вам будет интересно узнать, что курс доллара до и после был таков:
- Сразу после падения вырос с 6,2 рублей до 9-10;
- 1 сентября впервые был установлен ЦБ на официальном уровне – 10,88 рублей.
В этом обзоре мы рассказали про дефолт рубля 1998 простыми словами – это было тяжелое время не только для политической и экономической системы, но и для рядовых граждан. Очевидно, что правительство сделало верные выводы для принятия иного курса развития финансовой системы страны.
Читайте далее: БРИКС – расшифровка аббревиатуры и что это такое.
Подготовка к экономическим реформам
После распада СССР в декабре 1991 года экономика России находилась в чудовищном состоянии. В стране был продовольственный кризис. Золотовалютные резервы таяли, плюс к этому «в наследство» России от СССР достался внешний долг в 70 млрд долларов.
Б.Н. Ельцин в этих условиях решается на радикальные экономические реформы. Он набирает команду молодых и амбициозных экономистов. Фактическое руководство правительством, хотя и без назначения его на должность премьер-министра, было доверено Е.Т. Гайдару (рис. 1). Е. Гайдар совместно с А. Шохиным и А. Чубайсом считаются разработчиками экономической реформы, проведенной в России в начале 1990-х.
Рис. 1. Е.Т. Гайдар
Образцом для реформы решено было взять политику «шоковой терапии», ранее опробованную в других странах социалистического лагеря – Польше, Венгрии, Чехословакии.
Либерализация цен
Назначению Е. Гайдара заместителем Председателя Правительства в сфере экономики предшествовала речь президента Бориса Ельцина на Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Было объявлено о необходимости введения одной из ключевых составляющих рыночных отношений. 1 декабря состоялось публичное провозглашение курса на либерализацию, реализуемую в кратчайшие сроки. Союзные республики выступили против предстоящих планов, все еще поддерживающих с РФ единую систему денежных расчетов в рублях. Новые законопроекты озвучивались главой государства, но их составлением занимался Егор Тимурович с собственной командой. Указом от 2 января 1992 г. «О мерах по либерализации цен» провозглашен курс на перемены, мгновенно заявивший о себе. Отменено регулирование 80% оптовой стоимости товаров и 90% расценок в розницу. Властью контролируются лишь самые необходимые продукты: молоко, хлебобулочная продукция и некоторые другие. В обществе действует принцип турбулентности, под воздействием которого в результате краха плановой системы и советской формы правления население пребывает в нищенском состоянии.
Негативные настроения: все началось в июле
Несмотря на критическое положение дел в стране, «черный четверг» 1998 года приблизило выступление Мишеля Камдессю, занимавшего в то время пост исполнительного директора МВФ. Из-за его слов относительно того, что даже при выполнении всех условий МВФ Россией фонд не сумеет выдать займа в размере 15 миллиардов долларов, который запросило государство, тревоги о девальвации национальной валюты приобрели особо острый характер.
Уже 7 июля ЦБ РФ полностью остановил выдачу финансовым институтам кредитов ломбардного типа. 9 июля состоялись переговоры, по результатам которых государство имело все шансы на получение кредита в размере 22,6 миллиардов долларов. На следующей день ООН заявило о том, что девальвация рубля сможет принести стране небывалую пользу, и она является явлением, крайне необходимым для экономики.
Либерализация цен 1992 года
Заключение
Итак, истинной причиной кризисных явлений в 90-х годах в России является свойство нашей промышленности производить в большей степени не товарную, а денежную массу.
Это свойство в полную силу проявилось именно в кризисах 1992 и 1998 гг. Ни российские ни зарубежные экономисты не посвятили этому свойству не одной аналитической работы, хотя эти свойства отражают существенное свойство российской промышленности.
Это характерное свойство российская экономика приобрела в ходе Советской индустриализации и централизованного планирования. Оно показывает, что наша промышленность несовместима с наемным характером труда, и нет другого будущего у России, как отмена данной формы труда.
Итоги и корректировка реформ
К концу 1992 – началу 1993 г. экономическая политика «шоковой терапии» привела к резкому обнищанию населения, галопирующей инфляции, спаду производства, росту безработицы, ухудшению демографической ситуации и криминализации экономики.
С другой стороны, был ликвидирован товарный дефицит, оперативно запущены рыночные механизмы экономики, сформировался слой первых собственников.
Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ противодействовали реформам и крайне негативно отзывались об их результатах.
Е. Гайдар в декабре 1992 года был отправлен в отставку, а на пост премьер-министра был назначен В.С. Черномырдин (рис. 4).
Рис.4. В.С. Черномырдин
Под руководством Черномырдина началась корректировка реформ, заключавшаяся в возвращении государству некоторой роли в экономике и ее большей социальной ориентированности.
Развал экономики
Либерализация вызвала многочисленные негативные последствия. Причинами являлись резкие перемены. Монетарная политика в 1992 г. отнимает у предприятий оборотные средства. Для погашения дефицита бюджета Центробанком выдавалось множество кредитов производству, фермерам на селе и бывшим советским республикам. Инфляция в данный период достигает 2500 %. Причиной коллапса называется отсутствие замены денежной массы, избавившей бы страну от вышедших из употребления советских рублей. Новая валюта входит в оборот лишь в 1993 г. Число людей с низким уровнем дохода составляет 45%. Прежние вклады людей в Сбербанке обесценились.