fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Особенности конструкции

СР-3 «Вихрь» обладает разделенным переводчиком и предохранителем. Первый располагается позади спускового крючка. Что касается двустороннего предохранителя, элемент размещен на ствольной коробке.

Заменой рукояти затвора в конструкции автомата служат несколько движков, которые установлены над цевьем. Последние оттягиваются в ручном режиме с помощью пальцев.

Приклад автомата складывается в направлении вверх, а затем вперед. Выполнен элемент из облегченной штампованной стали. Цевье и рукоять автоматического оружия изготовлена и высокопрочной пластмассы, способной противостоять повышенным ударным нагрузкам.

Преимущества

Достоинствами СР-3 и его модификации являются:

  • Компактность.
  • Небольшой вес и размеры позволяют скрывать его под одеждой и использовать в помещениях, вести огонь на коротких дистанциях.
  • Убойная мощь. Применение бронебойных пуль существенно усиливает поражающий эффект.
  • Удобство оружия. Относительно простое устройство «Вихря» и преемственность предшествующих моделей способствует скорости обучения воинов этой технике, облегчает использование.

СР-3, несмотря на большое количество аналогичных малогабаритных автоматов, имеет неплохую перспективу.

Боеприпасы

В «Вихре» используются два типа патронов СП-5, снайперский, и СП-6, бронебойный, калибром 9 мм. Они располагаются в секторном магазине в количестве 10/20 штук. Такие патроны применяются также в АС «Вал» и ВСС «Винторез».

Мощь бронебойных патронов калибра 9 х 39 мм позволяет поражать противника из СР-3 «Вихрь» в бронежилетах 3-го класса на расстоянии до 200 метров, индивидуальные средства суперзащиты пятого класса не спасут от СП-6 на пятидесятиметровой дистанции. Автомат удобен при боях в городской черте, ведении огня на короткой дистанции, с автотранспорта, служит для поражения живой силы противника и небронированной техники. Компактное оружие, сходное по размерам с пистолет-пулеметом, значительно превосходит его по мощности. В конструкции он сохранил лучшие качества своего предшественника «Вала»: автоматический режим газоотводного двигателя, схема работы затвора, принцип работы УСМ (ударно-спускового механизма).

В СР-3 «Вихрь» проведены работы, которые значительно улучшили эксплуатацию оружия. Выбирать режим ведения огня возможно при помощи продольной кнопки, находящейся сзади спускового крючка. Возможны варианты одиночной стрельбы и автоматическими очередями. Рычаг предохранителя располагается с обеих сторон устройства.  Приклад, выполненный из штампованного металла, складывается кверху. Некоторые элементы автомата сделаны из жесткого пластика: цевье, пистолетная рукоятка.  Для прицела используется открытая регулируемая мушка и переходной (100 и 200 м) целик.

Патрон и убойная сила

Девятимиллиметровый патрон обладает уникальной останавливающей способностью, пробивая на малых дистанциях практически любой бронежилет. Можно уверенно сказать, что противник будет сражен наповал первым же выстрелом. Даже если противник облачен в доспехи 5-го класса и находится на расстоянии нескольких десятков метров, выстрел из “Вихря” остановит и обезвредит его. Пластины брони примут сокрушительную энергию выстрела, но не погасят ее. Такой удар может обернуться серьезными внутренними повреждениями, вплоть до разрывов внутренних органов и переломов костей. Профессионалы в таких случаях говорят, что иногда пробитая пулей дырка предпочтительнее попадания в пластину бронежилета.

В укороченных автоматах весьма полезными оказались патроны СП5 и СПб с тяжелыми пулями с начальной дозвуковой скоростью. Они обладали невысоким импульсом отдачи. Сочетание этих показателей позволило конструкторам создать оружие, по массогабаритным характеристикам сравнимое с пистолетами-пулеметами, при этом значительно превосходящее последние по огневой мощи и убойной силе. Патрон “Вихря” по сравнению с обычным дает уменьшенное звуковое давление и имеет меньшую склонность к рикошетам. Это дает возможность вести огонь в тесных закрытых помещениях. Для стрельбы из “Вихря” используются специальные бронебойные патроны 9х39 мм, позволяющие успешно поражать противника в бронежилетах пятого класса защиты на расстоянии до 50 м, четвертого класса – до 120 м, третьего класса – до 200 м, второго класса – до 300 м.

Магазины коробчатого типа были позаимствованы у предшественников и сначала содержали по 20 патронов. Для версии СР-3М был разработан магазин, рассчитанный на 30 патронов.

Модификация

Приклад СР-3М отличается облегченной, скелетной конструкцией. Он удобно складывается вбок при скрытной транспортировке оружия. Цевье содержит дополнительную встроенную рукоятку, что позволяет надежно фиксировать оружие в руках во время ведения огня продолжительными очередями.

Левая сторона ствольной коробки содержит крепления для монтажа специализированного кронштейна, что открывает возможность комплектации оружия приборами ночного видения и прицельной оптикой. На дульной части располагается муфта, куда присоединяется быстросъемный глушитель.

Модель СР-3М может эксплуатироваться с металлическими магазинами емкостью 30 патронов и 10 либо 20-зарядными патронниками, выполненными из пластика.

Электросекции С в фильмах

Электросекции С можно увидеть в следующих фильмах:

  • «Девочка и крокодил»;
  • «Дело „Пёстрых“»;
  • «Жених с того света»;
  • «Человек в проходном дворе»;
  • «Сверстницы» (сцена на Белорусском вокзале, и поездка на лыжную прогулку);
  • «Семь нянек» (сцена на Киевском вокзале, и когда Афанасий Полосухин едет на электричке);
  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (когда Иночкин уходит с платформы);
  • «Странные взрослые» (когда Тоня сидит в салоне ЭР1, в окне в один из моментов появляется электросекция Ср3);
  • «Рождённая революцией» 8-я серия (документальные кадры в начале фильма);
  • «Дом, в котором я живу»;
  • «Generation П»;
  • «Человек родился»;
  • «Ошибка инженера Кочина»;
  • «Верьте мне, люди»;
  • «Петля Нестерова»;
  • «Девушка без адреса»;
  • «У тихой пристани».

Также в 6-м выпуске мультфильма «Ну, погоди!» в конце герои едут в пассажирских вагонах, которые имеют внутреннюю планировку и, отчасти, конструкцию переходных площадок, как у электросекций С.

Судьба электропоездов СР3

Электросекция СР-606 переоборудованная в служебную электромотрису

Массовое исключение из инвентаря моторвагонных секций серии СР3 началось в конце -х годов.

  • В России электропоезда СР3 работали на линии Кандалакша-Апатиты до середины 1990-х годов; дольше всего в пригородной зоне Ярославля — последние из них были исключены из инвентаря в конце 1997 года (линия Ярославль-Александров).
  • На Украине СР3 работали на Львовской, Донецкой и Приднепровской дорогах до начала 2000-х годов. Также до мая 2012 года две секции СР3 (1524 и 1758) продолжали работать на ведомственной линии Орджоникидзевского ГОКа в Днепропетровской области Украины. В сентябре 2012 года эти поезда были выставлены на продажу. В 2014 году Ср3-1524 (настоящий номер 1637) передана из ОГОКа в музей ЮЖД в Харькове. В экспозиции только один моторный вагон.
  • На Грузинской железной дороге до 2012 года эксплуатировались одновагонные электромотрисы (линия Хашури-Сурами), переделанные из моторных вагонов электросекций.
  • Электросекция СР3−1668 отреставрирована в начале 2000-х годов и до 2009 года работала действующим музейным экспонатом на испытательном полигоне ВНИИЖТ в Щербинке.
  • Электросекции СР3 стоят как экспонаты на Рижском вокзале в Москве и Варшавском вокзале в Санкт Петербурге.

Устройство автомата СР-3

Конструкция практически аналогична АС “Вал”. Ударно-спусковой механизм дает возможность использовать режим стрельбы очередями и одиночными. В отличие от многих собратьев, малогабаритный автомат СР 3 “Вихрь” снабжен автономным предохранителем, отделенным от переключателя режима огня. Расположен предохранитель на поверхности ствольной коробки. Переводчик кнопочного типа находится за спусковым крючком. Возможность использования глушителя не предусмотрена.

Стальной приклад можно сложить вверх-вперёд. Цевье и рукоятка изготовлены из ударопрочного пластика.

Автомат СР3 “Вихрь” обладает газовым двигателем. Длинный ход газового поршня связан жестко с затворной рамой. При этом запирание канала производится с помощью поворота затвора, имеющего 6 боевых выступов. Отверстий для вывода пороховых газов на стволе автомата нет. Ствол автомата имеет компенсатор-пламегаситель. Нарезы ствола выполнены особым образом – они обладают переменной крутизной. Это и обеспечивает устойчивость пули в полете и высокую кучность стрельбы. На рукоятке имеются специальные утолщения, призванные предотвращать смещение руки бойца вперед, к дулу.

Двухсистемные модификации

После 1945 года было принято решение дополнить подвижной состав электрифицированных линий моторвагонными секциями, которые могли бы работать как при напряжении 1500 В, так и при 3000 В. Моторные вагоны, приспособленные для двух напряжений, должны были облегчить постепенный переход со старых 1500 В линий на новые 3000 В.

СМ

Электросекция СМ3-031, Донецкая область, станция Жданов

В конце 1946 года завод «Динамо» на секции с недостроенным в 1941 году моторным вагоном СД261 установил новое электрооборудование и новые тяговые электродвигатели (ТЭД) ДК-103А. Эта секция стала первой для работы на два напряжения. Серия получила обозначение СМ (для Северной железной дороги, модернизированная).

При разработке аппаратов и электрических схем использовались решения, уже проверенные на моторных вагонах СВ и вагонах метрополитена. Силовая схема состояла из отдельных схем (для ТЭД 1, 2 и 3, 4 соответственно), которые могли соединяться последовательно-параллельно для работы с напряжением 1500 В и последовательно — с напряжением 3000 В. ТЭД ДК-103 имел остов, подобный остову двигателя ДПИ-152, что позволяло производить замену двигателей без переделки тележек. В свою очередь его характеристики были очень близки к характеристикам ТЭД ДПИ-150, что давало возможность совместно работать моторным вагонам с электродвигателями всех трёх типов.

Как и на предшествующих сериях на крыше моторного вагона располагались два пантографа — рабочий и резервный.

Ряд секций серий СВ и СД были переделаны в секции СМ. Также некоторое количество секций СД были оснащены оборудованием на два напряжения, однако остались со старыми ТЭД ДПИ-150.

В 1950 году пять секций серии СВ были оборудованы ТЭД ДК-105 улучшенного по сравнению с ДК-103 типа и получили наименование СВМ, однако особых преимуществ в ходе эксплуатации выявлено не было.

СР

Одновременно с переоборудованием старых секций типа СВ и СДРижский вагоностроительный завод наладил выпуск механической части новых трехвагонных секций и монтаж на них электрооборудования завода «Динамо». Новые вагоны имели лишь незначительные отличия от выпускавшихся Мытищинским вагоностроительным заводом (отсутствие переходных площадок, улучшенные светильники). Данная серия получила обозначение СР (тип Северной железной дороги, постройка Рижского завода).


Электропоезд СР3-1775 в музее истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги

Первая новая моторвагонная секция была выпущена заводом в начале 1947 года и в этом же году прошла обкатку на Ярославской железной дороге. Всего за год было выпущено семь секций с моторными вагонами серии СР.

Моторные вагоны имели следующие характеристики:

  • Мощность часового режима — 680 кВт
  • Передаточное число тягового редуктора — 70:19
  • Скорость часового режима — 45,7 км/ч, конструкционная скорость — 85 км/ч (ограничивалась механической частью)
  • Масса моторного вагона — 61,5 т, прицепного — 38,2-39 т (в зависимости от наличия багажного отделения)

Секции с моторными вагонами серий СМ и СР могли работать по системе многих единиц с секциями серии СД, что облегчало их эксплуатацию на участках старой системы тока (с напряжением 1500 В).

С 1949 года электрооборудование изготавливалось Рижским электромеханическим заводом.

В связи с принятым решением использовать моторвагонную тягу на участках, электрифицированных с напряжением 3000 В, но не имевших высоких пассажирских платформ (Челябинск, Пермь, Свердловск, Мурманск, Тбилиси и пр.), Рижский завод в 1950 году выпускает часть секций серии СР (заводское обозначение СР-Н) с тамбурами и лестницами для выхода на низкие платформы.

С 1951 года вагоны строились с крышами, покрытыми листовой сталью, вместо деревянных, крытых крашенным брезентом. Часть моторных вагонов этих секций изготавливалась с ТЭД ДК-103В с увеличенным диаметром коллектора.

Всего за период с по 1952 год Рижским заводом было построено 343 секции серии СР. Секции этого типа использовались в первую очередь на участках, где ещё существовали отрезки с разным напряжением контактной сети, а также в переходный период при переводе различных участков на новую систему тока (с напряжением 3000 В).

Метауровень 3Править

63 000 или 130 . Для приобретения всех обвесов на данном метауровне понадобится 14 (70 000 ).

Коллиматор Ракурс-А1

Советский коллиматорный прицел Ракурс с креплением на ласточкин хвост.

Точность +3
Отдача −2
Мобильность −4

Стоимость: 4

Пламегаситель Noveske KX3

Тактический пламегаситель-дожигатель, полностью скрывающий пламя выстрела.

Точность
Отдача −3
Мобильность −1
Эфф. дальность
Дист. слышимости -10%

Стоимость: 3

Компенсатор Tromix Monster Brake

Сверхтяжелый компенсатор для очень сильного гашения отдачи

Точность
Отдача −14
Мобильность −8
Эфф. дальность +15%
Дист. слышимости +20%

Стоимость: 4

Коллиматорный прицел Leupold Deltapoint

Сверхкомпактный коллиматорный прицел, предназначенный для CQB

Точность
Отдача
Мобильность −1

Стоимость: 3

Модернизированный вариант с глушителем

Закономерным этапом развития автомата стала его модернизация. После официального взятия на вооружение и практическое использование спецслужбами конструкторам была поставлена задача: сделать из СР-3 высокоточное бесшумное оружие,  не теряя при этом его первоначальных характеристик. Дополнительно стоял вопрос о переделке части деталей и улучшении общей эргономики. В результате появился бесшумный автомат СР-3М, внешний вид которого сильно изменился по сравнению с предшественником.

Приклад модифицированного автомата стал рамочным, в сложенном виде располагался теперь на левой стороне. Обновленный «Вихрь» получил возможность установки элементов для бесшумной стрельбы, который вошли в основную комплектацию модели. СР-3М сохранил такую же длину ствола 156 мм, как и его предшественник, однако его масса и габариты изменились. Скорость огня (900 выстрелов за 1 мин.) также осталась прежней. Такой показатель для малогабаритного образца, созданного под мощные патроны, считается наиболее удачным. Специальное крепление на левой стороне дало возможность использовать оптику, увеличивающую дальность выстрела до 400 метров. Из-за специфической внешности бесшумный автомат «Вихрь» часто сравнивают с экспериментальным образцом, который на скорую руку собрали из подручных средств.

В числе бесспорных положительных свойств модификации отмечается гибкость. Поскольку конструкторы при создании обновленной модели старались привнести в разработку характеристики других образцов российского оружия (к примеру, АС «Вал»), обновленный «Вихрь» иногда называют полноценным стрелковым комплексом. И хотя его преимущественные стороны не перекрывают бесшумных  свойств того же «Вала» или технических показателей снайперской винтовки «Винторез», СР-3М может использоваться без глушителя, что делает его более компактным.

Особенности конструкции

Расположение элементов управления автомата многие называют удачным, хотя встречается и прямо противоположное мнение. Два рычага предохранителя находятся с противоположных сторон. Переключатели довольно крупные, поэтому поддаются даже при надетых плотных перчатках.  Кнопка под рычагом переключения предохранителя регулирует режимы огня. При небольшом размере ее местоположение довольно эргономично, хотя и не выделяется на первый взгляд.

Замена стандартной затворной ручки на пару ползунков, выведенных вперед, вызывает массу споров относительно комфорта использования. С их помощью затвор отводится назад, однако весь процесс становится более длительным и все же менее удобным. Хотя такое конструкторское  решение положительно сказалось на удобстве переноски и уменьшении конечного размера автомата.

Особая специализация

При создании автомата конструкторы в первую очередь ориентировались на показатель бронебойности, который напрямую зависит от дистанции выстрела даже при использовании сверхмощных патронов. Высокая характеристика поражения бронезащиты в основном ограничивается расстоянием 200 метров, поэтому компактный автомат СР-3 проектировался именно под эту дистанцию. В итоге образец оснастили очень коротким стволом и прикладом, который складывается вверх. При этом расположение сложенного  приклада не препятствует использованию прицельных приспособлений, к которым относится мушка и перекидной целик.

Визуально малогабаритный автомат «Вихрь» не представляет серьезной угрозы, хотя в его случае внешность обманчива. Несмотря на скромные размеры, оружие представляет большую опасность, чем может показаться. Легкий по весу и компактный СР-3 может быть использован напрямую из транспорта и в небольших помещениях (если обстоятельства оправдывают возможность забыть о рикошете выпущенных пуль).

Комментировать
0