U-1206: быль или небыль?
Вероятно, эта тема вызовет у читателей ассоциацию с гибелью подлодки U-1206.Как же! Помним, как её командир утопил лодку с помощью гальюна!» — воскликните вы.
(Фото: Cutaway Drawings) На ту же тему Как просрать подводную лодку
Всё верно. Однако эту историю из книги Йохана Бреннеке не стоит воспринимать иначе, чем байку. Писатель приукрасил реальные факты гибели лодки своими выдумками, которые опроверг командир U-1206 Карл-Адольф Шлитт. Версию Бреннеке критиковали и другие ветераны немецкого подплава:
Утонула из-за унитаза — под вопросом! Да, такое возможно, но маловероятно. Все посетители гальюна должны были предварительно доложить инженер-механику. Каждый член экипажа получал хороший и подробный инструктаж по использованию этой мечты сантехника. Там были клапана — внутренний, наружный и воздушный для смыва унитаза. Но сначала надо было пятью барашковыми гайками прикрутить крышку ктрону»(…) Но глубже 45 метров — ни-ни.Терпи, парень, или беги к „медовой бочке“. Это мы так называли ведро для испражнений. Ну, надеюсь я дал вам, экспертам, повод посмеяться, но это чистая правда».
Причиной гибели U 1206 стала неисправность её сантехнической системы. Вероятнее всего, она вышла из строя из-за бракованных деталей и некачественной сборки при строительстве лодки на верфи. Но командира в тот момент в гальюне не было.
На ту же тему Я только спросить: 10 наивных вопросов о космическом туалете
Как дело с туалетами обстоит сегодня
В наши дни на круизных лайнерах и пассажирских кораблях, поскольку путешествия на них стоят дорого, безусловно, предусматриваются достаточно комфортные и хорошо оснащенные туалеты. Однако при этом на обычных судах, используемых для перевозки товаров и грузов или же военных, еще и сегодня зачастую обустраиваются, хотя и безопасные, но не слишком удобные уборные.
Во многих случаях на современных судах можно видеть туалеты, представляющие собой обычную чашу с подставками для ступней с двух сторон и присоединенной снизу трубой, выходящей прямо в море. Из таких унитазов при сильном шторме, помимо всего прочего, может бить столб воды, что, конечно же, не слишком приятно.
7.
Модель четко передает назначение носовой части парусника.
Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.
Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.
Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос – должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, – следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.
О чем еще говорили скульптуры?
Часто носовые фигуры в прямой, символической или аллегорической форме указывали на название судна. Это помогало понять название и назначение корабля, так как многие люди еще не умели читать.
Для таких целей использовались самые разнообразные скульптурные изображения: от императоров до героев мавров и индейцев. Очень часто значащей скульптурой являлась фигура женщины на носу корабля, дев, монахов и святых.
Уже в середине XVI века мастера корабельного дела в Испании и Португалии устанавливают на галеонах (больших трехмачтовых парусниках, предназначенных перевозить ценные грузы) очень совершенные, в художественном смысле, скульптуры. Так, к XVII веку богатый скульптурный декор плотно вошел в кораблестроение и стал вполне обычным атрибутом всех парусников.
Зачастую пышность отделки судна не уступала роскошным дворцам своих хозяев. Бывало и такое, что даже превосходила их. Если речь шла о военно-морских силах, то целью было продемонстрировать могущество владельцев. Общеевропейскими символами на боевых кораблях были геральдические львы и орлы. Они показывали силу и благородство воинов.
Лев часто украшал форштевни флагманских шведских судов. На корабле Эрика IV, шведского короля, рычащего льва изобразили в короне.
Туалет на корабле называется “гальюн”.
По одному из мнений, в русский язык слово попало от термина галеон, так как на этом типе судов стали применять такую систему судового туалета, и отхожие места маскировали красивыми фигурами. Почему это делали на носу, который больше подвержен качке и менее удобен, вы поймете, если вспомните, что первые типы судов были с прямым парусным вооружением и ходили по ветру, соответственно, все неприятные запахи уносило с носа быстрее, не оскверняя всего корпуса судна.
Кстати в английском языке гальюн до сих пор называется Head, напоминая нам о тех временах, когда он располагался на носу, в голове судна. В англоязычной среде есть поговорка: «who block head-that unblock it» Такая вот игра слов, можно сказать философия. У нас на катамаранах туалеты выглядят вот так
«Труба № 7»
Подлодки VII и IX серий были рабочими лошадками кригсмарине в Атлантике. Исемёрки», идевятки» имели два гальюна, но в походах использовался лишь один, так как второй служилпровизионкой».
Но даже его можно было использовать по назначению, лишь соблюдая три условия. Во-первых, не ходить в гальюн, когда лодка находится на глубине свыше 45 метров, так как забортное давление могло вывести систему смыва из строя.
Во-вторых, не использовать его, когда лодка ведёт бой в подводном положении. Считалось, что акустик на вражеском корабле может засечь субмарину по звукам, издаваемымтуалетными» насосами.
И в-третьих, каждый зашедший в гальюн член экипажа субмарины был обязан записать своё имя, дату и время в специальном журнале. Если что-то пойдёт не так — все будут знать, кого нужно звать на уборку сотворённого безобразия.
Но подводники не теряли присутствия духа. Гальюн становился предметом для шуток экипажей подлодок. К примеру, командыдевяток» иронично именовали егоТрубой № 7» или7-м торпедным аппаратом» — вдобавок к шести реальным, имевшимся на лодках данной серии.
Гальюн на подлодке U-995
Сантехника подлодки
Прежде чем рассказать, что ждало подводника втрубе», обратимся к описанию её устройства.
Изначально немецкие ватерклозеты на подлодках состояли из чаши унитаза, соединённой с накопителем фекальных вод, которые выбрасывались за борт сжатым воздухом либо ручным насосом. Но на некоторых лодках немцы додумались установитьсифонные» фаянсовые унитазы со сливными бачками. Нечистоты при этом спускались вгигиеническую» цистерну, которая периодически продувалась за борт.
Накопители нечистот находились на лодке в носу и корме, соединённые трубами с унитазами. Они были небольшого размера, поэтому сбросы фекальных вод за борт производились часто, чтобы не вызвать обратного хода.
Туалеты для офицеров
Гальюны для простых матросов на древних парусниках не отличались не только удобством, но и элементарной безопасностью. При этом туалеты для офицеров и почетных пассажиров на кораблях в минувшие века были все же относительно комфортными.
Располагались гальюны для корабельной элиты обычно в задней части судна. При этом работали они по тому же принципу, что и туалеты в средневековых замках. По обеим сторонам кормы древних парусников выступали штульцы — специальные круглые свесы. В одном из таких помещений хранились морские карты и разного рода навигационные приборы. Другой же представлял собой собственно гальюн, предназначенный для офицеров.
Конечно же, уборная на корабле, оборудованная для командного состава, была тесной и не особенно комфортной. Однако все же это было имеющее со всех сторон стены помещение. А потому быть смытыми в море офицеры древних кораблей не рисковали. Безопасные туалеты на судах в далекие времена считались одной из основных привилегий командного состава.
Закончено исследование по поиску коронавируса у летучих мышей Сибири
“Должны заработать сами”: мама решила не покупать детям подарки на Рождество
Самые дорогие пентхаусы Нью-Йорка оказались для фотографа одинаковыми
Немного истории
В старину женщин на корабле не было. Это плохая примета. При этом, нос корабля украшала скульптура в виде женщины. Поверье говорит, что так моряки возлагали надежу на нее, считая фигуру способной успокоить встречный шторм.
В XVIII столетии фигура на носу корабля обрела разнообразность. Уже можно встретить античных героев, образы животных, портреты в скульптуре и даже целые композиции из множества фигур.
Именовали такие носовые скульптуры по-разному: в Риме – рострой, в Греции – кариатидой. Иногда их называли гальюнными. Слово имеет немецкие корни. Гальюн – это площадка под бушпритом в носу корабля. Именно там располагались скульптуры.
Каждая фигура на носу корабля была гордостью судовладельца. Они всегда делались, устремленными вперед. Это символ судна. Отслужив рабочий срок, корабль списывался, а носовую фигуру обязательно снимали. После кораблей она становилась украшением стен хозяйских домов, других зданий, колон. Впоследствии такие скульптуры оказывались в морских музеях.
Сегодня название «галеонная фигура» на носу корабля – это обозначение скульптуры по имени судна на носовой части. Однако в морской терминологии она осталась «гальюнной», соответственно месту расположения. Интересно, что на том же свесе находились отхожие места для корабельного экипажа. Отсюда современное название корабельных туалетов – гальюн.
Всемирная туалетная организация и Всемирный день туалета
В 2001 году более 200 делегатов из Азии, Европы и Северной Америки, представлявших 17 национальных туалетных ассоциаций, встретились на международной конференции в Сингапуре, посвященной проблемам туалетов, чтобы обсудить насущные проблемы и рассмотреть новые концепции развития туалетного дела. Результатом встречи стало утверждение Всемирной туалетной организации (World Toilet Organization). Тогда же организация провозгласила день 19 ноября своим профессиональным праздником — Всемирным днём туалета.
24 июля 2013 года Генеральная Ассамблея ООН также приняла резолюцию о провозглашении 19 ноября Всемирным днём туалета.
ИНСТРУКЦИЯ по использованию ручного яхтенного туалета
1. Первое использование,
Наполовину наполните унитаз теплой водой.
В положении рукоятки «перекрыто» (черная загнутая стрелка или рисунок пустого унитаза) выкачайте воду.
2. Регулярное использование
Откройте впускные и выпускные кингстоны (и вспомогательные клапаны при их наличии).
Непосредственно перед использованием убедитесь в наличии достаточного количестве воды в резервуаре во избежание спрессовывания туалетной бумаги на дне. Если в резервуаре нет воды, переведите рукоятку в положение «открыто» (белая загнутая стрелка или картинка унитаза в который заливается вода) и прокачивайте вверх и вниз пока резервуар не заполнится. Переведите рукоятку в положение «перекрыто» (черная стрелка).
Для эффективного и удобного использования прокачивайте ручную помпу до конца плавными движениями. Во время использования сделайте необходимое количество прокачиваний для того, чтобы уровень воды в резервуаре не был слишком высоким. Используйте умеренное количество туалетной бумаги хорошего качества. После пользования туалетом оставьте рукоятку в положение «перекрыто» (черная стрелка) и прокачивайте помпу пока не опустошится резервуар.
После этого снова переведите рукоятку в положение «открыто» и продолжайте прокачивать, чтобы удалить отходы с борта или чтобы они достигли фекального танка (из расчета 7 прокачиваний на каждый метр (ярд) длины трубы фановой системы).
После этого переведите рукоятку в положение «перекрыто» и прокачивайте до опустошения резервуара. Резервуар должен всегда оставаться пустым для предотвращения неприятного запаха и выплескивания.
ПОСЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
– РУКОЯТКА В ПОЛОЖЕНИИ «ПЕРЕКРЫТО»
– КИНГСТОНЫ ЗАКРЫТЫ
Типы гальюнов, применяемых на катамаранах.
Их вам укажет технический сотрудник базы при оформлении процедуры Check-in (приемка лодки). Эти знания позволят вам не попасть в конфуз при наслаждении чистыми водами во время купания и необходимости использовать гальюн в это же время. В некоторых странах и заповедных зонах запрещено пользование гальюнами с открытым фекальным танком. Также напоминаем, что Вы обязаны вернуть лодку с полными топливными танками и пустыми фекальными. Для их опустошения необходимо выйти за 5-ти мильную береговую зону и на крейсерской скорости открыть кингстоны слива фекальных танков. Далее пользоваться береговой инфраструктурой. Сами фекальные танки да и вся фановая система в разрезе приведена тут:
Внимание: ОПАСНО!!! – для обоих видов туалетов!
ВНИМАНИЕ: В унитаз ничего не должно попадать, кроме того, что пропущено через наш организм. Запрещено выбрасывать в унитаз: гигиенические средства, влажные салфетки, вату, сигареты и спички, жевательную резинку или другой твердый мусор
Также не допускается сливания в унитаз бензина, дизеля, масел, любых растворителей или горячей воды.
Несмотря на подробное описание ничего страшного в использование этого устройства нет и наш техник проконсультирует Вас на месте, указав САМОЕ ГЛАВНОЕ:
- В унитаз ничего не должно попадать, кроме того, что пропущено через наш организм естественным образом, в противном случае может произойти поломка оборудования и вы окажетесь без одного гальюна.
- Минимум 15 полных качков рукоятки чтобы прогнать содержимое по шлангам в танк или за борт.
- Переключить флажок клапана в положение осушки сделать еще два-три качка и проследить, чтобы уровень воды не повышался.
Где располагался туалет для матросов и пассажиров
Древние суда с их роскошными парусами и фигурами мистических существ на носу, безусловно, навсегда останутся символом романтики и стремления человека к новым открытиям. Любоваться легкими бригами и бригантинами можно бесконечно. Однако жизнь самих моряков, плававших на таких судах в прошлом, была, к сожалению, очень тяжелой. Быт матросов минувших веков имел множество неприглядных сторон.
Носовые части древних парусников, восхищающие современных романтиков, изначально устанавливались на судах для устрашения врагов, представляя собой фигуры гурий, драконов и пр. Позднее такие деревянные скульптуры превратились в чисто декоративную деталь, украшающую корабль.
Выглядели носовые части древних парусников, безусловно, эффектно. Но при этом, по-сути, представляли они собой внешнюю отделку корабельного туалета. Именно за этими декоративными скульптурами на кораблях когда-то и располагались уборные, предназначенные для простых матросов.
Ученые из Норвегии нанесли на карту дно озера, чтобы найти затонувшие корабли
Всегда молодая и горячо любимая: со своей третьей женой Буйнов уже 36 лет (фото)
Магия космоса от NASA: объекты, которые можно увидеть с помощью телескопа
На самом носу палуба древнего парусника плавно переходила в решетчатый настил с отверстием. Над последним устанавливалось специальное сиденье-унитаз для матросов.
Комфорт с риском, или почему матросам не нравилось ходить в туалет на старинных кораблях
Во все времена люди ценили комфорт. И сегодня каждый из нас максимально им обеспечен, вне зависимости от того, где находится – и на суше и в море. Конечно, среди удобств основным должно быть удовлетворение физиологических потребностей. Проще говоря, без туалета никуда. Но если в современном мире все допустимые удобства в любых условиях – это норма, то в прошлом дело обстояло несколько иначе. Ведь, несмотря на то, что отхожие места на старинных парусниках все-таки были, каждое их «посещение» сопровождалось немалым риском.
Несколько веков назад люди также заботились о своем комфорте в меру своих возможностей. Поэтому практически все судна, особенно те, которые были предназначены для дальних плаваний, были оснащены гальюном – «туалетом флотилии». Вот только особенности его расположения и конструкции сегодня кажутся довольно необычными.
Вот такой он матросский гальюн
Гальюн находился в носовой части судна на верхней палубе, где был небольшая открытая площадка. Она являлась началом бушприта – деревянной балки, наклоненной под углом 30-40 градусов и предназначенной для установки определенных частей вооружения корабля.
Непосредственно туалеты располагались на этом участке вдоль правого и левого бортов. Гальюн был матросским отхожим местом, поэтому особыми удобствами не располагал и представлял собой только лишь сидение с отверстием снизу.
И именно та самая носовая часть судна часто была украшена красивыми резными скульптурами людей или животных. Из-за близкого нахождения к отхожему месту матросов эти статуи назывались «гальюнными фигурами».
Интересный факт: довольно часто на нос корабля помещались именно женские фигуры, хотя нахождение особы женского пола на борту по-прежнему считалось плохой приметой. Причиной столь оригинального выбора были все те же поверья: считалось, что эти статуи играют роль талисмана и «ангела-хранителя» судна и могут защищать от невзгод во время плавания.
Сами матросы не любили свои туалеты. Причиной была их небезопасность. Дело в том, что находящиеся на открытом пространстве гальюны никак не могли защитить человека от высоких волн или сильных порывов ветра, которые могли выбросить несчастного за борт.
Для офицеров гальюны были более комфортные
К сожалению, в те времена падение в открытое море или океан часто заканчивалось трагично. Ведь человек в одиночку не был способен справиться с водной стихией. Но даже если его заметят, то спасение не всегда поспевало вовремя – парусники очень зависели от потоков воздуха, и судно уходило слишком далеко, прежде чем упавшему за борт могли помочь. А сам человек никак не мог угнаться за кораблем.
На современном корабле гальюны более комфортные. Могут быть одноместные…
Постоянный риск, с которым было связано простое удовлетворение физиологии, не прибавляло матросам любви к гальюнам. Поэтому они нередко, вместо опасного путешествия к носу корабля находили какой-нибудь темный угол в трюме или пушку, за которой можно было спрятаться.
…А могут быть и многоместные
Удивительно, но эта нелюбовь к гальюну среди матросов дала старт новой должности на корабле. Так, в 1720 году российским морским уставом была официально закреплена должность корабельного профоса – лица, следившего за арестантами и ответственного за «раздачу» телесных наказаний. В том числе в обязанности человека на этой должности входило поддержание чистоты на корабле.
Проще говоря, профос должен был заниматься уборкой за заключенными и не очень смелыми матросами продуктов их жизнедеятельности из неположенных для этого мест. Конечно, тех, кого ловили за «разведением» антисанитарии, подвергали телесным наказаниям. Но даже угроза получить палкой или кнутом по спине прибавляла некоторым морякам желания подвергать свою жизнь риску использованием гальюна.
А это уже супер комфортабельный современный корабельный гальюн
У офицеров флота таких проблем не возникало, так как пользоваться туалетом на палубе им попросту не было необходимости. Для высших чинов на корабле были предусмотрены более комфортные условия для удовлетворения своих физиологических потребностей.
Проживая в кают-компаниях, офицеры и отхожие места имели поближе к нему. Это были штульцы – круглые свесы по бокам в кормовой части судна. Помимо собственно, кабинки туалета, там также могли храниться путевые карты или оборудование для навигации.
История
Туалетный стул (Европа, XIX век)
Возможно, древнейшее помещение (его возраст — 4,5 тысячи лет) для отправления естественных надобностей обнаружено на территории крепости Мохенджо-Даро (совр. Пакистан). Он представляет собой кирпичное сооружение с сиденьем, связанное с подземной канализацией. Также подобные помещения были в Китае, Египте и Древнем Риме.
По одной из версий, первый туалет со смывом появился на острове Крит задолго до начала нашей эры. Выглядел он как каменный стульчак, к которому при помощи сложной системы труб подводилась вода.
В Средневековье в каждом каменном замке на каждом этаже были один или несколько так называемых отхожих мест — эркеров, выступов, где находились «тайные покои». Сиденьем служила каменная плита с округлым отверстием. Отхожие места рыцарской семьи находились в шахте камина и были уютными и теплыми. В качестве средств гигиены использовали солому или губку. Нечистоты стекали по вертикальным трубам в крепостной ров. Так как люди в Средневековье верили, что ядовитые запахи вызывают болезни, они заботились о том, чтобы ров регулярно вычищался.
На кораблях подобные помещения назывались «гальюн» и располагались (первоначально) на высоко поднятой части носа судна.
- — первое упоминание французского слова «туалет». Первоначально оно обозначало процедуру причёсывания и одевания. Ср. туалетный столик, туалетная вода.
- — изобретен ватерклозет, не позволивший проникать неприятным запахам из канализации.
- XIX век — появление общественных туалетов с унитазами без смывных бачков на вокзалах.
- 2001 год — создана Всемирная туалетная организация.
Другие названия
Сельский туалет в субтропическом исполнении
Также определённое распространение получила лексема сортир, которая появляется в конце XVIII — начале XIX веков, когда в российских светских кругах в моде был французский язык. Общеизвестно, что в щекотливой ситуации дворяне переходили на французский язык и прямо не употребляли «я пошёл в туалет», а говорили «Je dois sortir» («Мне надо выйти»).
Соответственно, по одной из версий, от глагола «sortir» произошёл эвфемизм со значением «туалет». В наши дни выражение обрело просторечный, в целом грубоватый характер, однако при этом не перестаёт использоваться многими в повседневной жизни.
По другой версии, история слова берет начало в войну 1812 года, когда пленные французы просились выйти по нужде, русские солдаты понимали слово sortir не иначе как «туалет».
В дореволюционной российской литературе можно встретить странное для современников выражение ретирадное место, ретирадник, обозначающее туалет; выражение происходит также от ретироваться от фр. se retirer — удаляться, отступать. Одно время применялось также обозначение латрина (лат. latrina — отхожее место, уборная) — калька с латинского, использовавшееся для обозначения общественных уборных, нужников пенитенциарных учреждений, а также как эвфемизм общественного унижения.
Обозначение
Варианты пиктограмм
Вывеска «Туалет для представителей всех гендеров» в аэропорту Сан-Диего
Помимо общеупотребительной надписи «Туалет», применяются и другие способы маркировки туалетных помещений и отдельных строений.
- Во многих (главным образом, европейских) странах туалет обозначается сокращением WC (от англ. water closet). На кораблях туалет (гальюн) обозначается русскими буквами ВК (ватерклозет).
- В гостиницах и отелях дверь туалета может обозначаться двумя нолями — «00», как «помещение вне нумерации». Также есть теория, говорящая о том, что это название пошло из английского армейского жаргона — таким образом обозначали туалеты для офицерского состава (от англ. Officers Only).
- В общественных туалетах параллельного типа (см. далее) входы в мужской и женский туалеты обозначаются соответственно буквами «М» и «Ж» (в англоязычном варианте — M (men) и W (women)).
- Вместо надписей могут использоваться изображения, ассоциированные либо с туалетной темой (пиктограммы), либо с полом посетителей (например, треугольник: обычно, вершиной вниз — мужчина, вершиной вверх — женщина).
Происхождение
Слово, как и все современные обозначения туалета, эвфемистического происхождения. Терминами «туалетная комната» или «уборная» изначально назывались особые помещения в доме, в которых богатые люди XVIII века наводили свой, довольно сложный в те времена, туалет. Ср. «Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни. Императрица сидела за своим туалетом» (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»). Это значение сохранилось в театральном термине «грим-уборная». Слово происходит от фр. toilette, «маленький холст», от toile «холст, полотно», первоначально обозначало парикмахерскую накидку на плечи во время стрижки[источник не указан 1048 дней].
Охрана окружающей среды
Туалеты современных судов безопасны. Но при этом и экологичными уборные ходящих по морю в наши дни кораблей, к сожалению, в большинстве случаев назвать нельзя. Ведь конструкция туалетов на многих судах такова, что стоки из них попадают непосредственно в море.
Однако обеспечению чистоты океана в настоящее время все же уделяется довольно-таки много внимания. Касается это в том числе и корабельных туалетов. Согласно международным правилам, к примеру, в некоторых зонах океана сливать нечистоты категорически запрещается.
Поэтому, помимо собственно самих туалетов, на кораблях сегодня обычно устанавливаются и специальные танки-септики. Нечистоты, попадающие в такие емкости из гальюнов, сначала измельчаются, а затем заражаются и перерабатываются особыми бактериями. В итоге в септике остается малоопасная для окружающей среды биомасса.
В последующем такие переработанные отходы из уборных обычно также просто выбрасываются за борт. Но в некоторых местах океана в воду международными правилами запрещается отправлять и такую переработанную биомассу. Поэтому иногда моряки бывают вынуждены везти преобразованные в септиках нечистоты в порты и сдавать их в специальные приемные пункты.
Литература
- Куманецкий, Казимеж. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польского В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 167. — 350 с. — ISBN 5-06-001000-7.
- Сосуды тайн : Туалеты и урны в культурах народов мира / Сост. И. А. Алимов, А. А. Хисматулин. — СПб.: Азбука-классика : Петерб. Востоковедение, 2002. — 167 с. — ISBN 5-352-00188-1.
- Уборная // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.
- Богданов, Игорь. Unitas, или Краткая история туалета. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 192 с. — (Культура повседневности). — ISBN 5-86793-532-9.
- Harrison, Peter Joel. Garden Houses and Privies, Authentic Details for Design and Restoration. — John Wiley & Sons, 2002. — 288 p. — ISBN 0-471-20332-7.
- Share, Bernard. Slanguage — a Dictionary of Irish slang. — Dublin: Gill & Macmillan, 1997. — 348 p. — ISBN 0-7171-2683-8.
- Lambton, Lucinda. Temples of Convenience — And Chambers of Delight. — NPI Media Group, 2006. — ISBN 0-7524-3893-X.
- Hart-Davis, Adam. Thunder, Flush and Thomas Crapper. — Michael O’Mara Books, 1997. — ISBN 1-57076-081-0.
- Wright, Lawrence. Clean and Decent — The Fascinating History of the Bathroom and the Water Closet. — London: Routledge and Kegan Paul, 1960.
- Teresi, Dick et al. Lost Discoveries: The Ancient Roots of Modern Science–from the Babylonians to the Maya. — New York: Simon & Schuster, 2002. — P. 351–352. — ISBN 0-684-83718-8.
- G. Lister Sutcliffe. // The Principles And Practice Of Modern House-Construction. — Blackie & Son Ltd, 1900.