«Выбрать свободу и защитить правду»
10 апреля 2018 исполнилось 8 лет со дня катастрофы самолета Ту-154 президента Польши Качиньского под Смоленском, в которой погибло 96 человек. В 2010 году польская делегация во главе с президентом Польши летела в Катынь, чтобы почтить память жертв катынской трагедии, произошедшей 70 лет назад.
В траурной речи посол Польши Влодзимеж Марчиняк сказал:
— Недалеко от места, где мы сейчас находимся, 8 лет тому назад 10 апреля 2010 года республика Польша понесла огромную потерю — потеряла своего президента, профессора Леха Качиньского, который вместе с супругой и сопровождающей делегацией, с последним президентом республика Польша в изгнании Рышардом Качоровским, командующим вооруженных сил, министрами и генералами, сенаторами и депутатами, офицерами, чиновниками и общественными деятелями направлялся в Катынь, чтобы от имени всего народа почтить память наших соотечественников, убитых преступниками из НКВД.
Посол Польши сказал, что трагедия Катыни — это часть польской истории, памяти и идентичности, а борьба с ложью вокруг Катыни — это не только важный опыт очередных поколений поляков, но также послание каждому человеку, всем народам.
Влодзимеж Марчиняк процитировал часть речи, которую президент Качиньский хотел посвятить 70-летию катынской трагедии: «Катынский расстрел всегда будет напоминать об угрозе порабощения и уничтожения людей и народов, о силе лжи, однако станет также свидетельством того, что люди и народы умеют даже в самые сложные времена выбрать свободу и защитить правду».
Хроника происшествия
Ужасная катастрофа президентского Ту-154, к сожалению, отняла жизни всех, кто находился на борту авиалайнера. Всего в крушении погибли 96 человек, включая польского президента с супругой, политических деятелей соседнего государства и членов высшего военного командования, прилетевших в Российскую Федерацию для принятия участия в траурных мероприятиях, организованных в Катыни.
Ту-154, на борту которого находилась польская делегация, вылетел из варшавского аэровокзала в Смоленск с часовым опозданием. Воздушный транспорт должен был высадить пассажиров в смоленском аэропорту.
К моменту приближения авиалайнера к месту назначения резко изменились погодные условия, в частности, наблюдалась пониженная облачность и густой туман. Так как видимость при посадке была минимальной, диспетчерские наземные службы России предупредили об изменении погодных условий. Диспетчер предложил пилотам осуществить посадку лайнера в минском или витебскиом аэропорте.
Как позже выяснилось, запасной воздушный причал не принимал самолеты в день катастрофы, так как суббота была выходной. Проанализировав сложившуюся ситуацию, члены экипажа приняли решение заходить на посадку именно в смоленском аэровокзале.
Заходить на посадку решили с 2-х попыток, чтобы визуально ознакомиться с ориентирами, установленными на ВПП. По словам экспертов, первоначальные действия, предпринятые экипажем, производились правильно. Но, к сожалению, пилотам не удалось своевременно произвести вхождение в глиссаду.
Место крушения
Такая серьезная ошибка стала причиной увеличения вертикального скоростного режима снижения. Наземные службы, обнаружив неполадки, моментально связались с экипажем, потребовав от них прекращения снижения самолета и порекомендовав зайти на второй круг. Однако по каким-то причинам эти рекомендации не были услышаны. Непростительная ошибка привела к весьма трагическим последствиям:
- На расстоянии в 1050 метров от ВПП было зафиксировано первое касание крыла верхушек деревьев.
- Преодолев примерно 250 метров, авиалайнер ударился левым крылом об ствол большой березы. В ходе столкновения самолет резко накренился на 120 градусов.
- В таком положении управлять машиной было невозможно, поэтому воздушный транспорт, перевернутый днищем вверх, просто рухнул на землю.
- Сильнейший удар полностью разрушил авиалайнер. Поисковые команды находили фрагменты самолета, раскинутые на 500 метров от места крушения.
Как позже отметили члены МАК, ошибку, допущенную пилотами, было невозможно исправить. Ведь даже если бы пилотам удалось избежать столкновения, угол атаки был весьма приближен к режиму сваливания. А при таких обстоятельствах ни навыки, ни профессионализм членов экипажа уже бы не помогли предотвратить авиакатастрофу.
«Мы не продвинулись вперед»
Как сообщили корреспонденту «7×7» в пресс-службе Министерства иностранных дел Польши, строительство памятника с 2010 года является обязательством обеих стран. С польской стороны этим вопросом занимается Министерство культуры и национального наследия. Россия обязалась подготовить территорию вокруг памятника и необходимую инфраструктуру. В марте 2016 года Министерство культуры и национального наследия Польши сообщило польскому МИДу, что российская сторона готова прислать экспертов в Варшаву.
«Приглашение для российских представителей в Польшу было направлено в апреле 2016 года польским Министерством культуры и национального наследия, затем повторено в апреле 2017 года ведомством иностранных дел в ходе двусторонних консультаций на уровне директоров департаментов для выработки общей позиции по установке памятника, его размерам и т.п.», — пояснили «7×7» в польском МИДе.
По словам польской стороны, оба приглашения остались без ответа. В 2017 году, несмотря на договоренности между Россией и Польшей, участок, через который был доступ к месту катастрофы, приватизировали и оградили.
«В ответ на российские действия, польские службы передали дипломатические ноты (МИД передало 29 августа 2017 года Посольству Российской Федерации в Польше и Посольство Республики Польша в Российской Федерации передало 14 ноября 2017 года российскому ведомству иностранных дел) о ситуации вокруг места смоленской авиакатастрофы», — сообщили «7×7» в пресс-службе польского МИДа.
Свободный доступ к месту катастрофы восстановили. Последний раз о памятнике погибшим говорили 7 февраля 2018 года во время встречи министра Яцека Чапутовича с послом России. Польская сторона подтвердила свое желание возобновить сотрудничество в строительстве памятника.
Посол Польши в России Влодзимеж Марчиняк
— Договоренности были, они есть. Российскую сторону не устраивает, я так понимаю, объем этого проекта. И с тех пор мы не продвинулись вперед, — сказал корреспонденту «7×7» посол Польши в России Влодзимеж Марчиняк.
В ноябре 2010 года нам месте катастрофы польского самолета установили камень с мемориальной доской на польском языке. В апреле 2011 года, перед визитом польской делегации, власти Смоленска заменили доску на другую. Из текста на двух языках чиновники убрали информацию, что Лех Качиньский летел в Смоленск на мероприятия, «посвященные 70-й годовщине советского геноцида в Катынском лесу над военнопленными польскими офицерами». Это вызвало недовольство польской стороны.
В апреле 2011 года президенты России и Польши Медведев и Коморовский договорились о создании памятника на месте катастрофы. Президент Коморовский заявил, что текст надписи должен быть согласован обеими сторонами. Президент Дмитрий Медведев пообещал в свою очередь оказывать поддержку работе международной группы.
30 марта 2012 года в Польше в конкурсе на лучший проект памятника лучшим признали памятник в виде черной стены высотой 2 и длиной 115 метров с именами жертв катастрофы. Авторы проекта Анджей Солыга, Дариуш Эмеховски и Дариуш Коморка.
В 2015 году Министр культуры России Владимир Мединский предложил Польше «обмен памятниками», для «упрощения бюрократических процессов, связанных с созданием мемориалов». Речь шла о памятнике красноармейцам на кладбище в Кракове, памятнике Ивану Черняховскому в Пененжно и памятнике жертвам катастрофы польского президентского самолета в 2010 году.
Алена Хлиманова, фото автора, «7х7»
Кто виноват
После авиакатастрофы в Польше была создана специальная комиссия, которая занялась расследованием причин катастрофы. Через 9 месяцев, в январе 2011 года, были озвучены результаты ее работы. Эксперты пришли к выводу, что причиной крушения президентского борта стали ошибки, которые экипаж самолета совершил под влиянием команд российских диспетчеров.
Фото: Reuters
По версии польской стороны, диспетчеры слишком поздно подали команду «Горизонт», которая должна была прозвучать, когда самолет находился на высоте 100 метров, но была подана на вдвое меньшей высоте. Также диспетчеры зоны посадки своевременно не уведомили экипаж об отклонении от заданного курса. Эксперты предположили, что в башне диспетчеров могли находиться посторонние лица, которые отвлекали их от работы.
Впрочем, тогда польская сторона подчеркнула, что не делает выводов о том, кто должен нести ответственность за катастрофу, поскольку цель расследования — не поиск виноватых, а предотвращение таких катастроф в будущем.
Фото: Reuters
По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который представил результаты своего расследования неделей ранее, причиной крушения стали неверные действия экипажа. Из-за желания высокопоставленных пассажиров командир экипажа пошел на неоправданный риск и попытался посадить самолет в неподходящих погодных условиях, вместо того чтобы уйти на запасной аэродром, заявила глава МАК Татьяна Анодина.
Эксперты МАК также установили, что «отказов самолета, двигателей, его систем в полете, а также взрывов, и разрушения самолета в воздухе до столкновения с препятствиями не было».
Премьер-министр России Путин и его польский коллега Туск на месте падения самолета польского правительства, 10 апреля 2010 года
Брат погибшего польского президента Ярослав Качиньский назвал выводы МАК «насмешкой над Польшей» и заявил, что партия «Право и справедливость» (PiS), лидером которой он является, будет призывать парламент Польши отвергнуть результаты расследования МАК.
В 2015 году PiS победила на парламентских выборах. Новые власти приняли решение возобновить расследование причин катастрофы.
«Мы можем сказать, что значительная часть фактов в прежних отчетах была фальшивкой», — заявил тогда глава вновь созданной подкомиссии Вацлав Берчиньский. Он обвинил российские власти в том, что предоставленные ими «некоторые данные подвергались манипуляциям».
Можно бесконечно наблюдать за тем, как поляки расследуют крушение президентского самолета под Смоленском в 2010 году. Неизменно в этих попытках лишь одно — страстное желание обвинить в этой катастрофе Россию и полное игнорирование правды и здравого смысла
А правда — она известна. И очень неприглядна. Да и виновные известны, только наказать их уже никак нельзя, ибо все они погибли в том самом самолете, который разбился на подлете к аэродрому Смоленск-Северный. Хотя, один виновник катастрофы, все-таки жив и здоров, но он тоже неподсуден. Ибо это — знаменитый польский гонор. Именно благодаря ему высокопоставленные пассажиры самолета проигнорировали предупреждение диспетчеров аэродрома об особо опасных метеоусловиях и заставили пилотов самолета идти на посадку в условиях нулевой видимости.
Все это зафиксировано в записях «черных ящиков» и предъявлено миру по итогам длительного и тщательного расследования, проведенного в России. Кстати, с польской стороны уже звучали обвинения в том, что в России «подменили черные ящики». Оно и понятно. То, что на них записано, слушать не особо приятно.
Пассажиры и пилоты президентского Ту-154 заплатили своими жизнями за глупейший отказ посадить самолет на другом аэродроме. Который находился неподалеку, но метеоусловия на котором были вполне приемлемые. Полет оказался бы дольше на два или на три десятка минут, но президент Польши, вся его высокопоставленная свита и пилоты самолета остались бы живы.
В чем поляки собираются их обвинить — непонятно. Диспетчеры честно и добросовестно выполнили свою работу и на них нет никакой вины за гибель президентского самолета. Наоборот — они, в силу своих возможностей, хотели спасти пассажиров и экипаж самолета. И судя по записям переговоров, пытались это делать до самого конца.
Кстати интересно, куда делась предыдущая версия крушения президентского самолета, ведь она звучала совсем недавно. Она гласила о том, что самолет, якобы был взорван изнутри, несколькими заложенными на земле взрывными устройствами. А устройства заложили, само собой в России, во время ремонта и технического обслуживания самолета. Об этой версии заявляли в польском парламенте, о ней писали все польские газеты, а какие-то лаборатории, даже якобы нашли следы тротила на телах погибших и некоторых конструкциях самолета. Что примечательно — данные этих исследований так и не были представлены миру. Скорее всего потому, что это очередная выдумка ясновельможных панов, которые очень любят эксгумировать могилы своих бывших вождей и начальников.
Несмотря на все обвинения России, эта история все же больше внутриполитическая и имеет несколько целей. Во-первых — это инструмент давления на оппозицию, предмет для обвинения ее в том, что за время своего нахождения у власти она полностью доверяла России в проведении расследования и была согласна с выводами российских специалистов. Во-вторых — эта история важна для мобилизации ядерного электората партии, консервативного и националистического. Особенно актуально это в контексте прошедших выборов, где «Право и справедливость» чуть было с треском не проиграла оппозиции. И конечно же, все прекрасно понимают, что Россия никогда и никаких диспетчеров Польше не выдаст. Ровно так же, как она проигнорировала сообщение о том, что президентский самолет был взорван минами, заложенными во время ремонта самолета.
Собственно и весь мир реагирует примерно одинаково — собака лает, ветер уносит
Обращают внимание на польский воспаленный бред лишь самые упоротые в своей русофобии политологи и журналисты. А бреда, наверняка, будет еще очень много
Фантазия у польских политиков очень богатая и вряд ли версия о том, что самолет разбился ударившись о дерево, посаженное специально для этого Иосифом Виссарионовичем Сталиным, рассматривается ими как совершенно нереальная.
Голос Мордора, ФАН
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей , а также Телеграм-канал FRONTовые заметки
Соединение ВВС США развернулось под Винницей: оно прибыло для участие в учениях
Отложенный визит
Йоланту Шиманек-Дереш похоронили 19 апреля 2010 года на Смоленской части воинского кладбища Повонзки в Варшаве. Опознавать останки жены Павел лично ездил в Москву.
Павел Дереш с дочерью и зятем на похоронах Йоланты Шиманек-Дереш. Фото: fakt.pl
Депутат сейма была посмертно награждена орденом Возрождения Польши.
У нее осталась дочь Катажина. Две внучки родились уже после гибели Йоланты. Старшая носит двойное имя, одно из которых — в честь бабушки.
Зять Йоланты Шиманек-Дереш польский актер Дариуш Левандовский поставил спектакль, посвященный жертвам катастрофы.
«Мои чувства вторичны. Хочу чтобы постановка стала неполитическим артистическим событием, на которое придут родственники всех 96 жертв катастрофы и польские власти», — пояснял он свой замысел в интервью польскому Newsweek.
Сцена из спектакля Дариуша Левандовского Jednego Serca. Фото: Darek z Klanu/Facebook
В десятую годовщину гибели своей политической элиты Польша планировала провести траурные мероприятия на месте падения самолета.
«В прямом контакте с польскими партнерами мы занимаемся проработкой этого вопроса с учетом развития ситуации в мире с распространением коронавируса», — сообщала официальный представитель российского МИД Мария Захарова.
В Катынь должна была прибыть делегация во главе с премьер-министром Матеушем Моравецким.
«Сегодня ночью было принято решение перенести дату визита, который должен был состояться 10 апреля в Смоленске. Премьер вместе с правительственной делегацией, представителями парламента должен был почтить память убитых офицеров в Катыни и жертв авиакатастрофы в Смоленске», — заявил 3 апреля глава канцелярии правительства республики Михал Дворчик в эфире Польского телевидения.
Фото: Reuters
В Варшаве пояснили, что представители России «не дали однозначный письменный ответ на представленные логистические планы этого визита правительственной делегации».
«Но этот визит точно состоится позднее», — подчеркнул Дворчик.
Недосказанность и противоречия все десять лет
В 2016 году Генеральная прокуратура Польши заявила, что для «восстановления хода катастрофы и ее причин» будет проведена эксгумация тел погибших в катастрофе.
Некоторые близкие погибших, в том числе и семья Дереш, выступили против. «Я решительно протестую против эксгумации останков моей жены. Это бесчеловечно, это нарушает мое спокойствие и спокойствие моей семьи», — прокомментировал Павел свою позицию телеканалу Superstacja.
Фото: Reuters
Однако, несмотря на протесты и обращения в суд, в 2018 году тело Йоланты эксгумировали. В том же году польская комиссия озвучила вывод, что
авиакатастрофа произошла из-за серии взрывов во время полета. Дереш эти заявления называет бездоказательными.
— Правящая партия практически все это время выдает катастрофу в Смоленске за что-то политическое. Придумывая глупые теории покушения на президента и обвиняя в этом Россию, они тем самым раскалывают польское общество. Ярослав Качиньский не может смириться с мыслью, что это была просто катастрофа. Поэтому он не признал выводы Государственной комиссии по расследованию авиационных происшествий и создал свою собственную, которая изобретает различные теории покушений. Заговорили даже про взрыв, который произошел на борту самолета еще в воздухе. В такой атмосфере недосказанности, противоречий все десять лет живут большинство поляков и я сам.
Опознание и похороны погибших
Поздно вечером 10 апреля двумя вертолетами останки погибших были доставлены в Москву, где должна состояться процедура опознания. Уже утром в российскую столицу начали прилетать родственники жертв авиакатастрофы. Тела 24 пассажиров смогли идентифицировать сразу же, поскольку у них при себе находились личные документы. 14 пассажиров были опознаны визуально. Для идентификации всех остальных была необходима генетическая экспертиза.
Тело президента Польши Леха Качиньского опознал его брат-близнец Ярослав, супругу президента — Марию Качиньскую опознали по её обручальному кольцу.
В течение 12 дней все погибшие в авиакатастрофе под Смоленском были идентифицированы и доставлены на родину.
В связи с трагическими событиями в Польше до 18 апреля был объявлен общенациональный траур. С погибшими под Смоленском попрощались 17 апреля, а на следующий день в Вавельском замке Кракова состоялись похороны президентской четы Качиньских.
Выводы расследований российской и польской комиссий
Российское правительство, чтобы снять со своей страны любые подозрения, провело тщательное расследование. Отчет о своей работе комиссия представила в январе 2011 года, а в июле свой отчет обнародовала польская сторона.
В результате проведенного расследования российская комиссия пришла к выводу, что к катастрофе привели неправильные действия польского экипажа. Кроме этого было установлено, что во время выполнения посадки самолета в кабине пилотов находились посторонние лица, которые оказывали на членов экипажа психологическое давление.
Польская комиссия имела несколько другой взгляд на произошедшую катастрофу. Поляки подтвердили ошибочность действий экипажа и психологическое давление на него, но они также раскритиковали действия российской диспетчерской службы, которая не смогла предотвратить опасную ситуацию, а довела её до катастрофы.