fbpx
No Image

«страна контрастов»: другой взгляд на кастовую систему

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Дальнейшее деление на касты в Индии

Позже, по прошествии достаточно большого времени. Первые касты, начали делиться на более мелкие, с ещё более жёстким закреплением за определённой группой людей, каких-то привилегий и прав. Большую роль в этом делении играла религия, В индуизме считается, что после смерти, душа может перевоплотиться в человека более высокой касты Индии, если строго будет соблюдать все правила этого деления при жизни. Если не будет, то переродится в низшую касту. Покинуть предел касты, было невозможно, даже если человек обладал какими-то превосходными качествами, подняться он при жизни не мог.

По прошествии времени, эта система построения общества, только укреплялась. Не покорение народа моголами, принёсшими с собой мусульманскую религию, ни позднейшие покорение британцами, не смогло поколебать самих основ этой системы. Сама природа кастовости выглядит достаточно логично. Если семья занимается земледелием, то и дети будут заниматься тем же. Только индийцы упразднили саму возможность принятия решения в данном вопросе, все решает только рождение. Где родился тем и будишь заниматься. К основным четырем, добавилась ещё одна, неприкасаемые. Это самая низкая каста, Считается ,что общение с членами этой касты может осквернить любого, особенно членов высших каст. Поэтому они никогда, на прямую, не общались с представителями неприкасаемых.

Современное кастовое деление

В современной Индии насчитывается огромное количество каст. Свое деление есть у священников, воинов, торговцев и даже неприкасаемых. Разобраться во всех этих хитросплетениях достаточно сложно. Да с появлением возможности выезда из страны молодёжь все чаше начинает задумываться о целесообразности этого порядка вещей. Но в провинции в глубине страны к этим законам относятся очень ревностно. Да и на государственном уровне, эту традицию поддерживает правительство страны. Есть Конституционная таблица каст. Так что, это не средневековая дикость и пережиток прошлого, а абсолютно реальное, государственное устройство. Каждый штат имеет сое деление на касты. Как бы приезжие к этому не относились, весь этот громоздкий механизм работает. Прекрасно справляясь со своим предназначением.

Следует заметить, поскольку современная Индия является демократическим государством, все права свободы связанные с получением Кастовых сертификатов, очень строго соблюдаются, для поддержания низших каст предусмотрены различные способы поддержки государством. Вплоть до квотирования для них специальных мест в парламенте. В настоящее время, все народы, проживающие на территории Индии, признают кастовое деление и следуют этой традиции, Даже испанские и британские священники, оставшиеся на территории государства после ухода колонизаторов, создали свою кастовую систему Индии и придерживаются её. Это подчёркивает то, что при правильном, грамотном подходе, может работать любая система управления государством, как бы консервативна и ортодоксально она не выглядела в глазах приезжих. В современной Индии стало возможной смена каст. Достаточно одной или нескольким семьям сменить род деятельности и все, готова новая каста. В современной реальности особенно в больших промышленных городах к подобным переменам относятся вполне лояльно.

Перед поездкой в Индию стоит обязательно ознакомится с культурными особенностями страны, подробнее: Культура Индии.

Неприкасаемые

Это совершенно отдельная категория людей. Считается самой низшей, попадают туда люди, чья душа очень сильно согрешила в предыдущем воплощении. Но даже у этой последней ступени социальной лестницы Индии есть свое деление. На самом её верху, стоят работающие люди или те, кто имеет какое-то ремесло. Например, парикмахеры или уборщики мусора. Низ этой лестницы занимают мелкие воришки промышляющие кражей мелкого домашнего скота. Самым загадочным в этой иерархии является группка хиджру в нее входят представители любых секс меньшинств. Поразительно то, что представители этих, казалось бы, отбросов общества приглашают на свадьбы и рождения детей. Они часто чувствуют в многочисленных церковных церемониях. Но самым худшим в Индии считается быть человеком без касты, Пусть даже самого низшего ранга. Таких людей называют здесь парией. Это люди, родившиеся от других париев или в результате меж кастовых браков и не признанных не одной из каст. Совсем недавно можно было стать, парией просто прикоснувшись к одному из них.

Индийские касты, видео:

Британская Индия

В XVII веке через Ост-Индскую компанию началась британская колонизация Индии. Англичане не пытались изменить социальную структуру индийского общества, их в первый период своей экспансии интересовала только торговая прибыль. Впоследствии, однако, когда под фактическое управление компании подпадали все бо́льшие территории, чиновники были озабочены успешным административным контролем налогов, а также изучением того, как организовано индийское общество и «естественные законы» его управления. Для этого первым генерал-губернатором Индии Уорреном Гастингсом были наняты несколько бенгальских брахманов, которые, разумеется, продиктовали ему законы, закрепляющие доминирование высших каст в социальной иерархии. С другой стороны, чтобы структурировать налогообложение, нужно было сделать так, чтобы люди стали менее мобильны, реже перемещались между разными областями и провинциями. А что могло обеспечить их закрепление на земле? Только помещение их в определенные социально-экономические общности. Англичане начали проводить переписи, где также указывалась кастовая принадлежность, таким образом она закреплялась за каждым на законодательном уровне. И последним фактором стало развитие крупных промышленных центров, таких как Бомбей, где формировались кластеры проживания отдельных каст. Таким образом, в период правления ОИК кастовая структура индийского общества приобрела более жесткие очертания, что заставило ряд исследователей, таких как Никлас Деркс, говорить о касте в том виде, в котором они существуют сегодня, как о социальном конструкте колониализма.

Команда британской армии по игре в поло в Хайдарабаде

После довольно кровавого Сипайского восстания 1857 года, которое в индийской историографии иногда называется Первой войной за независимость, королева издала манифест о закрытии Ост-Индской компании и присоединении Индии к Британской империи. В том же манифесте колониальные власти, боясь повторения волнений, давали обещание не вмешиваться во внутренний порядок управления страной, касающихся ее социальных традиций и норм, что также способствовало дальнейшему укреплению кастовой системы.

Неприкасаемость в современной Индии

В современной Индии неприкасаемость в большей степени практикуется в деревнях, где, как уже говорилось, ее в полной мере соблюдает примерно треть населения. Еще в начале XX века такая практика была сильно укоренена. Например, в одной из деревень Андхра-Прадеш неприкасаемые должны были пересекать улицы, привязывая к поясу пальмовые листья, чтобы заметать свои следы. Представители высших каст не могли наступать на следы неприкасаемых.

В 1930-е годы англичане изменили политику невмешательства и начали процесс позитивной дискриминации. Они установили процент той части населения, которая принадлежит к социально-отсталым слоям общества, и ввели резервированные места в создаваемых в Индии представительных органах, в частности, для далитов (досл. «угнетенных» — этим заимствованным из маратхи термином принято политкорректно называть неприкасаемых сегодня). Сегодня такая практика принята на законодательном уровне для трех групп населения. Это так называемые «списочные касты» (далиты или собственно неприкасаемые), «списочные племена», также «другие отсталые классы». Однако чаще всего все эти три группы сейчас можно определить как «неприкасаемые», признавая их особый статус в обществе. Они составляют более трети жителей современной Индии. Резервация мест создает непростую ситуацию, так как кастеизм был запрещен еще в Конституции 1950 года. Кстати, основным ее автором был министр юстиции Бхимрао Рамджи Амбедкар, который сам был из махараштрийской касты метельщиков-махаров, то есть сам был неприкасаемым. В некоторых штатах процент резервации уже превышает конституционную планку в 50%. Наиболее ожесточенная дискуссия в индийском обществе ведется по поводу занимающих наиболее низкую социальную позицию каст, занимающихся ручной очисткой выгребных ям и подвергающихся наиболее сильной кастовой дискриминации.

Происхождение касты брахманов

Два индийских мифа гласят о разделении людей на касты. В одном варны возникли из тела первого человека, в другом — Брахма пожертвовал для этого свои органы. Но обе легенды согласны, что каста брахманов создана из уст, кшатриев — из рук, вайшьи из бедер, а шудрам достались пыльные подошвы. Поэтому брахманы в Индии считаются хранителями и глашатаями священных правил. Им позволено обучать других и быть посредниками между людьми и богами.

Голубые глаза встречаются в Индии редко. И только в высших кастах

Разделение на касты в Индии началось более 3000 лет назад. Возникшие из союзов древних племен арийские государства состояли из четырех основных сословий: жрецов, воинов, вольных тружеников и беднейших батраков. Из жрецов, бывших духовными наставниками правителей и знати, сформировалась варна брахманов. Они молились за своих покровителей, приносили жертвы богам и давали советы раджам.

Обучение детей брахманов начинается рано

Даже большому пантеону индуистских божеств не нужно слишком много священников. А людей становилось все больше. Но война, торговля и ручной труд для этой касты под запретом. Поэтому «лишние» брахманы в Индии становились учителями, писарями, счетоводами, судьями и другими чиновниками. Позднее они даже владели землями, которые для них обрабатывали наемные шудры и вайшьи.

Вайшьи в 21 веке

В течение последнего столетия происходил постепенный слом варно-кастовой системы. Благодаря статьям Конституции и борьбе далитов (неприкасаемых) за свои права, при приеме на работу уже не просят показать кастовый сертификат. Смотрят больше на поведение человека и его фамилию. В Индии фамилии «говорящие». Например, фамилии варны вайшья — это Гупта, Ганди, Агарвал, Лала, Сахукар. Чтобы перейти в варну повыше, можно сменить фамилию и переехать в город. Ведь кастовый уклад по-прежнему силен только в селах. По мнению исследователей, на современном этапе наблюдается острая нехватка представителей варны вайшьев.

Самые знаменитые ювелиры Индии, конечно же, вайшьи

Кстати, индусы стремятся не только к повышению, но и к понижению своего статуса. Принадлежность к далитам дает льготное поступление в школу, в вуз, получение должности в госструктурах и даже в парламенте. В современной Индии существует негласное соперничество между торгово-финансовыми кастами — банья (север страны) и четтиар (юг). Известны своим влиянием подкасты виджайваргия, асати, омар, кхадаята, рониур, аграхари, магахи саху, кесарвани, марвари. Многие семьи из этих каст владеют крупными корпорациями.

Вайшьи также занимаются земледелием

Привилегии и табу брахманов в Индии

У варны брахманов одновременно больше запретов и привилегий, чем у других каст. Для европейцев они могут показаться абсурдными, а индусы с младенчества привыкли жить по этим правилам. Каста брахманов ограничена в выборе профессий. Главные запреты: не пахать землю и не работать с шкурами животных. К шкурам высшей варне лучше вообще не прикасаться — поэтому во многих индийских храмах висят таблички для туристов «Не входить в кожаной обуви» или «Не иметь с собой кожаных вещей».

Садхви — женщины из касты брахманов

А запрет на вспашку земли буквальный, «не ходить за плугом». Другие работы в поле брахманы-землевладельцы или обнищавшие представители касты выполнять могут, если другого способа заработать на жизнь у них нет. В самых бедных селениях страны можно встретить местных брахманов-батраков, собирающих урожай.

Жрецы в индийских храмах преимущественно из варны брахманов

Еще одно строгое правило — браки только между представителями одной варны. Хотя существует разделение внутри всех каст на джайны по специализации и месту рождения, жрецы (высшие брахманы в Индии) могут жениться на женщинах из семей брахманов-учителей или чиновников. А вот женщинам выйти замуж за мужчину из низшей джайны табу. За кшатрия или вайшьи — вообще немыслимо.

В современной Индии смешанные браки не редкость. Лишь бы человек был хороший

Вегетарианство и употребление мяса зависят от божества, которому они поклоняются, Вишну или Шиве. Что касается приготовления и приема пищи, каста брахманов может принимать еду и питье только из рук равных себе. То есть даже женам высшего сословия не отвертеться от кухни. Хотя посуду мыть — табу. Поэтому в Индии едят руками, а тарелками часто служат пальмовые листья. Но в Ригведе есть отрывки, где святые брахманы ели мясо коров или собак вместе с неприкасаемыми, потому что другой еды не осталось из-за стихийного бедствия – и боги их за это не наказали.

Читать священные тексты могут только брахманы

К привилегиям варны брахманов относится право получать любые подарки без обязанности отблагодарить. Европейцам может показаться, что жрецы высокомерны и даже «спасибо» никому не говорят, но таков обычай. Каста брахманов до середины ХХ века занимала почти 75% постов на государственной службе. Что давало им возможность получать хорошие зарплаты и взятки, которые считались «пожертвованиями». Поэтому брамины не только занимают высокое духовное положение, но и владеют приличными состояниями.

Пуджа проходит в полном соответствии с многовековыми инструкциями

Брахманы в Индии — наиболее защищенные от насильственной смерти люди. Убить жреца, учителя или чиновника считается у индусов главным грехом. Ведь это посягательство на посланника богов! Но поколотить их могут, если они намеренно войдут в поселение неприкасаемых или низших шудр. И потом брахману придется месяц замаливать грех прикосновения к грязным кастам. Могут ли члены касты брахманов потерять свои привилегии? Только если их изгонят из касты. Это возможно из-за брака с низшим сословием, работы со шкурами или на бойне, или из-за убийства другого брахмана. Тогда они становятся париями, людьми без касты и прав.

Утверждается, что именно брахманы написаны Веды

Как создать икс-лучи искусственно?

Рентгеновские аппараты до сих пор широко применяются в целях неразрушающей интроскопии (рентгеновские снимки в медицине, дефектоскопия в технике). Их основным компонентом является рентгеновская трубка, состоящая из катода и анода. Электроды трубки подключаются к источнику высокого напряжения, обычно в несколько десятков и даже сотен тысяч вольт. Катод при нагревании испускает электроны, которые ускоряются за счет создаваемого электрического поля между катодом и анодом.

Сталкиваясь с анодом, электроны тормозятся и теряют большую часть энергии. При этом возникает тормозное излучение рентгеновского диапазона, но преобладающая часть энергии электронов превращается в тепло, поэтому анод охлаждают.

Екатерина Золоторёва для ПостНауки

Рентгеновская трубка постоянного или импульсного действия до сих пор является самым распространенным источником рентгеновского излучения, однако далеко не единственным. Для получения импульсов излучения высокой интенсивности используют сильноточные разряды, в которых происходит сжатие плазменного канала протекающего тока собственным магнитным полем тока — так называемое пинчевание.

Если разряд протекает в среде легких элементов, например в водородной среде, то он играет роль эффективного ускорителя электронов электрическим полем, возникающим в самом разряде. Этот разряд может значительно превышать поле, создаваемое внешним источником тока. Так получают импульсы жесткого рентгеновского излучения с высокой энергией генерируемых квантов (сотни килоэлектронвольт), обладающие высокой проникающей способностью.

Для получения рентгеновского излучения в широком спектральном диапазоне используют ускорители электронов — синхротроны. В них излучение образуется внутри кольцевой вакуумной камеры, в которой по круговой орбите движется узконаправленный пучок электронов высоких энергий, разогнанных почти до световой скорости. Во время поворота под воздействием магнитного поля летящие электроны испускают по касательной к орбите пучки фотонов в широком спектре, максимум которого приходится на рентгеновский диапазон.

Четыре ступени духовного уклада — ашрамы

Варны и джати – сословия и касты Индии

Кроме варн в индийском обществе существуют джати, то есть разделения, установленные по профессиональному признаку, они существуют как бы внутри 4 варн. Бывают джати воров, плотников, горшечников и мужчин-прачек, и священнослужителей конечно тоже. Список джати-каст центральной Индии можно посмотреть на https://indonet.ru/S…

Индийские джати очень близки по смыслу к средневековым европейским цехам, в Индии джати также наследуется и переход из одной джати в другую крайне затруднен, о чем можно прочесть в индийской художественной литературе. Система джати тщательно оберегается кастовыми советами (кхап панчаятами), смешения варн является своебразным преступлением с точки зрения обычаев, и часто ведет к реальному преступлению – убийствам тех молодых людей, которые поженились или просто полюбили друг друга, не взирая на то, что принадлежат к разным джати.

И если мы говорим о делении в современной Индии, то касты – это как раз джати, но никак не варны.

Третья категория «дваждырожденных»

История появления варн и каст в Индии

Ведийская цивилизация возникла в результате завоевания персидскими народами коренных племен полуострова Индостан. Персы проникали волна за волной с приграничных, северо-западных территорий, оседая в долине Инда и его притоков. Их самоназвание – «арии» – в переводе с санскрита означает «благородный». Оно упоминается в Ригведе – древнейшем религиозном тексте в мире, который составлялся в период с 1700 по 1100 г. до н.э.

К тому же браки заключались и с правителями туземцев, которых причисляли к высоким сословиям. Эти союзы нужны были для установления власти на местах.

Кастовый строй общества был установлен правящей элитой и преследовал следующие цели:

  • обеспечение выживания населения в условиях агрессивного тропического климата и высокой плотности населения;
  • трудоустройство 100% населения;
  • культурная и профессиональная преемственность;
  • консервация неравенства на законодательном и идеологическом уровнях;
  • сохранение чистоты высших сословий;
  • мотивация к труду для всех слоев населения, ощущение значимости своей дхармы и ответственности перед обществом;
  • оптимизация управления разрозненными народами на большой территории и создание единой культурной целостности.

Термин «варна» переводится с санскрита как «качество, цвет, категория» и обозначает 4 основных социальные группы традиционного индийского общества. Это понятие впервые встречается в Ригведе. В сцене жертвоприношения боги расчленяют на жертвенном костре первочеловека Пурушу. Разные части тела имеют метафорическое значение в соответствии со своими функциями. Рот первочеловека становится жрецами (брахманами), руки – воинами (кшатриями), бедра – земледельцами и ремесленниками (вайшьями), ноги – слугами (шудрами).

Три высшие варны были сформированы из арийцев, покоренное местное население дало человеческий ресурс для низшего сословия. Ключевым визуальным различием был цвет кожи: светлокожие завоеватели противопоставляли себя темнокожим туземцам.

По мере формирования варн внутри них началось деление на более мелкие замкнутые группы – касты, или джати. В каждой из них действовали свои правила. Каста человека определяла всю его жизнь. Она характеризовалась в первую очередь наследуемой профессиональной деятельностью. Например, в семьях ремесленников мальчики с раннего детства познавали родовое дело, помогая отцу в работе. Уже в 10 лет они делали простые вещи на продажу, а в 15 были готовы сменить старшее поколение. Профессиональная преемственность обеспечивала бесперебойное появление новых мастеров.

Ведическая философия, лежавшая в основе древнеиндийского общества, претерпела ряд изменений и постепенно превратилась в брахманизм, а затем и в индуизм в его современном виде. Помимо самих Вед, священную литературу брахманизма составляли написанные жрецами комментарии к ним: брахманы (для жрецов), араньяки (для отшельников) и упанишады (для учеников).

Некоторые классические положения были изменены для обоснования социального неравенства. Согласно Ведам, душа может воплотиться только в человеке, причем преимущественно той же касты. В брахманизме же она может оказаться не только в ином сословии, но и вовсе утратить человеческий облик: телесные грехи приводят к возрождению в растении, словесные – в теле животного, а умственные – в представителе более низкой касты. Эта вера помогла сформировать общество, обеспокоенное судьбой своей бессмертной души и стремящееся исполнять дхарму – универсальный закон бытия.

Концепция дхармы подкрепляла значение кастовой системы на идеологическом уровне. Согласно ей, человеческое общество – естественный компонент мироздания. Каждый член социума должен направлять усилия на его поддержание и выполнять обязанности, закрепленные за ним с рождения. Регламентировалось все, включая одежду, тип жилья, пищи, сосудов для ее приготовления.

Касты в современной Индии

Индийским кастам буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 году (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы.

Широко распространено мнение, что в современном индийском государстве касты утратили своё прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Позиция[уточнить], занятая ИНК и правительством Индии после смерти Махатма Ганди, отличается противоречивостью. Более того, всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората придали новую значимость корпоративному духу и внутренней сплочённости каст.

Тем не менее, несмотря на то, что касты в Индии существовали в течение более чем двух тысячелетий, их влияние и значимость в обществе (особенно в городах) постепенно утрачивается, хотя в сельской местности этот процесс идёт довольно медленно. В больших городах касты особенно быстро утрачивают своё значение среди либеральной интеллигенции, а также в бизнес-сообществе.

Конституция Индии 1950 года признала равноправие каст и юридическое полноправие неприкасаемых (части 3, 4, 4-А). Конституционная Таблица Каст — Constitution (Scheduled Caste) Order, 1950 — часть Конституции Индии. Индийский гражданин имеет право получить кастовый сертификат как доказательство принадлежности к касте, входящей в таблицу. При этом, Конституция Республики Индия от 1950 г. запрещает употреблять понятие «неприкасаемые» (outcaste, букв. «внекастовые») и определяет дискриминацию по признаку неприкасаемости (но не по признаку касты вообще) как уголовно наказуемое (Ст. 17). Государственные органы не имеют права интересоваться кастовой принадлежностью человека, вместо понятия каста (джати) в документах употребляется термин «община» (community). Кастовая иерархия сохраняется только в сфере ритуала и частной жизни, регламентируя бытовые и религиозные отношения индусов. Юридически, в гражданском отношении, все индийские касты равны. В 1997 году Президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, происходящий из касты неприкасаемых. Основным автором проекта Конституции Индии и её первым министром юстиции был Бхимрао Рамджи Амбедкар, тоже происходивший из касты неприкасаемых.

Антрополог Е. Н. Успенская в статье «К вопросу о природе индийской касты» пишет: «Иерархия каст включает ритуально чистые „дваждырождённые“, то есть прошедшие инициацию касты брахманов, кшатриев (раджпут, наяр и др.) и вайшья (торговые бания, четти и др.), а также многочисленные и разные „чистые“ касты уровня шудра (земледельцы джат, коли; пастухи ахир, гоала; ювелиры сонар, кузнецы лохар, плотники бархаи и др.), к которым примыкают низшие „зарегистрированные“, или „неприкасаемые“ касты (кожевники чамар, уборщики бханги и др.). Эти последние занимают в кастовом обществе особое положение. С точки зрения дхармашастр, они не входят в кастовое общество и остаются на положении внекастовых „пятых“ (интересно, что по численности они составляют около 1/5 населения страны). Правила жизни кастового общества на „неприкасаемых“ не распространяются, но без них оно практически не может существовать. „Пятые“ формируют собственную иерархическую статусную подсистему».

Если приём в джати (наследственные профессиональные касты «происхождения»), занимающие своё место во внутренней структуре варн (четырёх наследственных каст «цвета») для посторонних исключён, то приём в неприкасаемые джати (в касты, стоящие вне системы варн) — возможен. У неприкасаемых существуют специальные ритуалы принятия в джати.

Исследователь Андре Паду в статье «Тантрический гуру» констатирует, что индуистский тантрический гуру, согласно традиции, обычно должен быть брахманской варны, происходить из хорошей семьи, как правило гуру должен быть мужчиной, женатым, знать шастры и быть способным обучать им, и т. д. Индуистский гуру Парамахамса Праджнянананда в комментарии к Джняна Санкалини Тантре утверждает: «В священных писаниях говорится, что компетентный гуру должен быть человеком чистого происхождения, происходить из брахманской семьи».

Раннее применение рентгена

В течение нескольких лет рентгеновские снимки начали активно использовать для проведения более точных операций. Уже спустя 14 дней после их открытия Фридрих Отто Валкхофф сделал первую стоматологическую рентгенограмму. А вслед за этим они вместе с Фрицем Гизелем основали первую в мире стоматологическую рентгенологическую лабораторию.

К 1900 году, через 5 лет после открытия, использование рентгена при диагностике считалось неотъемлемой частью медицинской практики.

Показательной с точки зрения распространения технологий, основанных на рентгеновском излучении, можно считать статистику, собранную старейшим госпиталем в Пенсильвании. Согласно ей, в 1900 году только около 1–2% пациентов получали помощь с помощью рентгена, в то время как к 1925 году их было уже 25%.

X-лучи в то время использовались весьма необычным образом. К примеру, с их помощью предоставляли услуги по удалению волос. Долгое время этот способ считался более предпочтительным в сравнении с более болезненными — щипцами или воском. Кроме того, рентгеновское излучение использовалось в аппаратах для примерки обуви — примерочных рентгеноскопах (педоскопах). Это были рентгеновские аппараты со специальной выемкой для ступней, а также с окошками, через которые клиент и продавцы могли оценить, как села обувь.

Флюороскоп для обуви // wikipedia.org

Раннее использование рентгеновского изучения с точки зрения современных представлений о безопасности вызывает много вопросов. Проблема была в том, что на момент открытия икс-лучей практически ничего не было известно о радиации и ее последствиях, отчего первопроходцы, пользовавшиеся новым изобретением, сталкивались с его вредоносным эффектом на своем опыте.Негативные последствия повышенного облучения стали массовым явлением на рубеже XIX–XX веков, и люди начали постепенно приходить к осознанию опасности бездумного использования рентгеновского излучения.

Брахманы

От 5 до 10% населения типичной сельской местности составляют члены касты брахманов, стоящие на верхнем уровне кастовой иерархии. Среди них: землевладельцы; деревенские писари и бухгалтеры или счетоводы; выполняющие ритуальные функции служители культа. Членами брахманской касты браки заключаются только в своем кругу, хотя возможно создание семьи с представителями аналогичной касты из соседней деревни. Брахманы не должны ходить за плугом и выполнять любые виды работ, связанные с применением ручного труда.

Брахманам запрещено принимать пищу, приготовленную вне их касты, но члены других каст могут питаться едой, приготовленной брахманами. При выборе еды брахман должен соблюдать множество запретов. Например, поклоняющиеся богу Вишну брахманы являются вегетарианцами с IV века н. э. Брахманы, поклоняющиеся Шиве, должны воздерживаться от мяса млекопитающих, которые входят в рацион питания низших каст.

Брахманы являются духовными наставниками для семей каст высшего или среднего статуса. Брахманами в большей мере, чем остальными кастами, соблюдается занятие именно теми профессиями, которые предусмотрены их варной. Их среда на протяжении многих веков порождала писцов, священнослужителей, ученых, учителей и гражданских чиновников. Ещё в начале XX в. брахманы занимали не менее 75% всех важных государственных должностей.

Для брахманов недопустима взаимность в общении с остальными варнами. Им разрешено принимать подарки или деньги, но сами они никогда не совершают даров.

Комментировать
0