No Image

Как правильно сжечь ведьму

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

За что сжигали женщин?

В то время так называемых ведьм сжигали не за какие-то проступки, а за любые отличия от других. Все, кто хоть немного отличался – имел слишком красивые черты лица, слишком длинные волосы, полные тела, слепые и т.д. Горели на кострах также просто из-за соревнования судей, кто больше найдет и казнит ведьм. Тысячи детей остались сиротами из-за глупого соревнования инквизиции.

Но местные жители также были малообразованными в те времена, и по степени жестокости равнялись с той же инквизицией. Они также отправляли «ведьм» на казнь просто так. Известны также случае, когда обычные крестьяне создавали такой себе суд и обрекали своих соседей на смерть по малейшему поводу. Часто причиной казни был донос от соседки на свою более красивую конкурентку, соперничество мужчин в торговле и т.д. При этом в инквизиции участвовали не только ревностные католики, но и представители протестантизма и т.д.

У них были идейные вожди, такие как Мартин Лютер и Кальвин. Кстати, известно, что Лютер сам казнил много женщин.

Средневековая охота на колдунов

Инквизиторы или охотники на колдунов предпочитали сжечь ведьму, поскольку были уверены, что люди, которые занимаются магией, заключили договор с Дьяволом. Иногда ведьм вешали, обезглавливали или топили, но и оправдательные приговоры суда над ведьмами не редкость.

Преследование ведьм и колдунов особенного размаха достигло на западе Европы в XV-XVII веках. Охота на колдунов проходила в католических странах. Люди с необычными способностями преследовались и раньше XV века, например, во времена существования Римской империи и в эпоху Древней Месопотамии.

Несмотря на отмену закона о казни за колдовство, в истории Европы периодически случались инциденты с казнями ведьм и гадалок (вплоть до XIX века). Период активного преследования «за ведьмовство» насчитывает около 300 лет. По оценкам историков, общее число казненных — 40–50 тыс. человек, а количество судебных процессов над обвиняемыми в сговоре с Дьяволом и колдовстве — около 100 тысяч.

Отмена всех ограничений: молись кому угодно

Так продолжалось до середины XIX века. В 1858 году иностранцам официально было разрешено проживать в Японии. Вместе с торговцами и послами во вновь открытую страну прибыли и священники.

Одним из них был француз Бернар Петижан. Он изучил историю преследования христиан в Японии, и с помощью Общества Французских миссий построил церковь двадцати шести японских мучеников. В новый храм хлынули всё ещё официально запрещённые японские христиане. Петижан беседовал со многими из них и был несказанно удивлен, что многие обряды за 250 лет они сохранили практически в неизменном виде. Он написал об этом Папе, и Пий IX объявил это божьим чудом.

После Реставрации Мейдзи некоторое время закон о запрете христианства ещё действовал. Отменили его только в 1873 году. Этому немало поспособствовало давление посольств США и европейских стран.

Официально разрешили вернуться на родину тем, кто был изгнан из страны за веру, и их потомкам, вне зависимости от вероисповедания. После отмены запрета, миссионерством занялась и русская православная церковь: Николай Касаткин был отправлен в Японию с духовной миссией. Он стал успешно проповедовать православие среди японцев.

Некоторые коммуны христиан так и оставались в неведении о том, что времена преследований закончены. Одно из таких сообществ обнаружил в 1990х годах антрополог Христаль Уилан на островах Гото, неподалеку от Нагасаки. В этой коммуне жили два престарелых священника и несколько десятков мужчин и женщин.

Побеседовав с ними, учёный с удивлением понял, что наткнулся на средневековую христианскую общину, которая умудрилась тайно пронести веру своих отцов и дедов сквозь вековые запреты…

Отношение к колдовству в средневековой Восточной Европе и России

Православные государства не были охвачены таким масштабным ажиотажем охоты на магов. За долгий период в триста лет гонения магов в России произошло около 250 судебных разбирательств, что несравнимо с количеством процессов по делам ведьм в другой части Европы.

https://youtube.com/watch?v=tgsFHDlXseY

Этому различию есть определенные объяснения. Православные священнослужители превозносили чистую духовность над грешной плотью. Их не пугали женщины, как телесная оболочка. В Западной же части за колдовство пострадали в большей степени именно женщины.

Для предотвращения самосуда во время православных проповедей священники старались как можно деликатнее затрагивать темы ведьмовства. Возможно, народ не был таким обозленным и ожесточенным из-за отсутствия такого масштаба эпидемий и кризиса, как в другой части Европы. Населению не нужно было искать мистических объяснений происходящей разрухе.

Казнь при помощи огня не только не прижилась на территории тогдашней России, но и вовсе была под большим запретом.

Так говорилось в судебном законе от 1589 года (Судебнике):

Имелось в виду, что любой, кто оскорбит мага, понесет денежное наказание.

Популярна была казнь с помощью воды. В Восточной части Европы обвиняемую топили в водоеме и ждали, пока тело не всплывет. Когда оно всплывало, то женщину объявляли виновной в сговоре с чертом. Считалось, что вода, которой крестят человека, должна принять к себе чистую душу, если же тело выталкивалось на поверхность, то душа считалась черной и порочной.

Ведьмин сосок

Нашли ведьму? Ищите ведьмин сосок!

Если у кого-то было домашнее животное, вполне вероятно, что охотник на ведьм мог попытаться доказать вину этого человека, выискивая у него «ведьмин сосок». Считалось, что ведьмы держали демонов в своих домах в качестве помощников, и они были «замаскированы» под собак, кошек, насекомых или грызунов. Этих фамильяров ведьма кормила из специального соска, подаренного ведьме дьяволом. Присутствие родинки, бородавки и или необычного родимого пятна на теле считалось доказательством того, что обвиняемый практиковал колдовство и кормил фамильяра таким образом. По меньшей мере 80 процентов людей, привлеченных к ответственности за колдовство, были женщинами, и подобная идея – прекрасный пример того, насколько подобные испытания на самом деле были женоненавистническими. Анну Паппенхаймер из Баварии пытали заставить признать сексуальные отношения с Дьяволом. В качестве наказания ей отрезали груди, которые запихнули в рот сначала ей, а затем ее двум взрослым сыновьям, после чего всех троих сожгли на костре.

Регламент сожжения ведьм и еретиков заживо

Перед тем как приговорить пособника Дьявола к сожжению заживо, требовалось допросить обвиняемого, чтобы он выдал сообщников. В средневековье верили в шабаши ведьм и считали, что дело редко обходится только одной ведьмой в городе или селе.

Допросы практически всегда происходили с применением пыток. Сейчас практически в каждом городе с богатой историей можно встретить музеи пыток, экспозиции в замках и даже подземельях монастырей. Если обвиняемый не умирал в процессе допроса, документы передавались в суд.

Пытки инквизиции

Считается, что пытки продолжались до того времени, пока палачу не удастся получить признание в совершении преступления, а также пока подозреваемый не укажет имена сообщников.

Однако не слишком давно учеными-историками были изучены документы инквизиции. На самом деле пытки во время допросов ведьм строго регламентировались.

Не считалось пытками лишение воды или пищи. Например, обвиняемых в ведьмовстве могли кормить только пересоленной пищей и не давать воду. Холод, пытки водой и некоторые другие способы получить признание также были в ходу у инквизиторов. Иногда заключенным показывали, как пытают других людей.

Регламентировалось также время, которое можно было потратить на допрос одного подозреваемого по одному делу. Некоторые пыточные инструменты никогда не были использованы, по крайней мере, официально. Например, это касается известной Железной Девы. Достоверных сведений о том, что ее применяли для казни или пытки, нет.

Оправдательные приговоры не были большой редкостью, их количество составляло около половины от количества процессов над ведьмами. В случае получения оправдательного приговора церковь даже могла заплатить возмещение человеку, которого подвергали пыткам.

Если все же палач получал признание в ведьмовстве, а суд признавал человека виновным, чаще всего его ожидал смертный приговор. Несмотря на немалое количество оправдательных приговоров, все-таки около половины привело к казням.

Иногда применялись более мягкие наказания, например, изгнание, но это случалось уже ближе к 18-19 векам. В качестве особой милости еретика могли задушить, а тело сжечь на костре на площади.

Считалось, что это оказывает моральное давление на ведьм, которые еще не пойманы. При этом складывали костер, осужденного привязывали к столбу и обкладывали хворостом и дровами по пояс или колено.

Таким же способом осуществляли коллективные казни групп ведьм или еретиков. Но сильный ветер мог задуть огонь, и по этой теме по сей день ведутся споры. Случались как помилования — «Бог послал ветер, чтобы спасти невинного человека», так и продолжение казней — «ветер — происки Сатаны».

Второй способ сжигания ведьм на костре был более гуманным. Обвиненную в колдовстве одевали только в рубаху, которая была пропитана серой. Дровами в этом случае ее обкладывали полностью, обвиняемой не было видно за ними.

При этом сжигаемый на костре человек успевал задохнуться от дыма, прежде, чем огонь начинал сжигать его тело. Но иногда он мог и сгореть заживо — это зависело от ветра, количества дров, степени их сырости и многого другого.

Сожжение на костре получило такую популярность благодаря зрелищности. Казнь на городской площади собирала немало зрителей. После того как они расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до того времени, пока тело еретика не превратится в пепел.

Последний обычно развеивался за городом, чтобы ничего не напоминало о происках казненного на ведьмином костре. Только в 18 веке такой способ умертвления преступников начали считать негуманным, и его применение постепенно сошло на нет.

Охота на еретиков

Первые задокументированные преследования за колдовство датируются сороковыми годами XV века. Во Франции, Италии и Швейцарии тогда начали чередой идти судебные процессы над вальденсами, еретиками, якобы практиковавшими оккультные ритуалы для связи с потусторонними силами. На деле они придерживались раннехристианских учений и проповедовали отказ от частной собственности и бедность, в какой пребывали апостолы.

За обвинениями в колдовстве стоял банальный передел сфер влияния. Вальденсы обрели серьезную поддержку среди населения, что угрожало церкви очередным расколом, однако заявить, что они искажают писание, было довольно сложно — что если тебя обвинят в том же самом? Церковь как структура была вынуждена включать самые жестокие меры, чтобы окончательно не раздробиться и не потерять власть.

Так был дан старт массовой истерии. Если уже церковные иерархи обвиняют друг друга в связях с дьявольскими силами, то что же тогда происходит в среде простых мирян? Верования в мозгах обывателей накладывались одно на другое, формируя специфический взгляд на мир, в котором было место и колдовству, и ангелам, и прочим проявлениям высших или низших сил. Прибавить к этому консервативность и суеверность общин, живущих из поколения в поколение трудом в полях, и вуаля — готова благодатная почва для истерик, убийств и погромов, тем более, когда дело касается изначально порочных женщин. Власти на местах пытались остановить безумие, но маховик уже заработал на полную катушку — когда дело касается души и вечной жизни, здесь не до глупых земных законов.

В 1484 году папа римский Иннокентий VIII издал буллу «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»), где объяснил логику поведения ведьм и колдунов, ссылаясь на выдержки из Библии и произведение Генриха Инститориса Крамера «Молот ведьм». Тем самым он окончательно утвердил то, что колдовство вполне реально, а значит, реальны и люди, связанные с ним. Это наложилось на расцвет книгопечатания — булла, как и «Молот ведьм», распространилась по всей Европе со скоростью чумы.

Идеологическая путаница

Для того чтобы ученые рассуждения о колдовстве и ведьмах вылились в массовые преследования в Европе, понадобилось около 100 лет. Не одно поколение дворян выросло в окружении книг и гравюр, слухов и мнений о врагах рода человеческого, вездесущих, как мухи. И к середине XVI века появилось достаточное число рьяных охотников из светской молодежи, убежденных в серьезной опасности ведьм для общества.

В представлении крестьян ведьмы не были связаны между собой, поэтому, например, вред, нанесенный одной, могла исправить другая. Демонологи же, а вслед за ними и охотники-практики сделали следующий логический шаг: раз ведьмы враги общества, значит, они составляют нечто вроде антиобщества, тайной организации, плетущей хитроумный дьявольский заговор. Поэтому каждая из них опасна вдвойне, и ни уживаться с ними, ни миловать их нельзя. По всей видимости, именно наложение простонародной и ученой традиций привело к тому, что ведьму стали воспринимать не как человека, а, подобно инопланетному существу из фантастических фильмов, как Нечто, которое поместили в человеческую оболочку. И чем более знаком и близок был этот человек, тем больше ужаса и отвращения вызывал он после того, как его «подменили». В мире, где человек скорее душа, чем тело, пакт с дьяволом приводит к появлению людей враждебной сущности в человеческом облике. Полеты на шабаш, оборотничество и прочие необычные способности ведьм подчеркивают эту их нечеловеческую природу. Все тайные страхи и подавленные желания, несовместимые идеи, ведущие к раздвоению образа близкого человека, отразились в этой кошмарной фантазии. Признания под пытками, ответы на изощренные вопросы инквизиторов только подтверждали это видение. Казнь ведьмы не была для палачей и большинства ротозеев человеческой смертью, она была освобождением мира от еще одного врага.

Это представление постепенно проникло и в замкнутый прежде мир сельской общины. Когда церковные и светские власти заинтересовались ведьмами, они своим авторитетом только упрочили веру простолюдинов в колдовство и к тому же предоставили им возможность избавляться от опасных или надоевших соседей, не марая собственных рук. Конфликты начали приобретать иную форму не контрмагия и самосуды, а доносы властям. Историки ныне испытывают шок, разбирая эти нацарапанные корявым почерком анонимные записки. В 1692 году в Салеме 4-летнюю Доркас Гуд, дочь одной из осужденных за колдовство, на девять месяцев посадили в Бостонскую тюрьму. Решились бы жители Салема, добропорядочные пуритане, сами, не опираясь на авторитет судей, причинить зло ребенку?

Стараниями элиты народная культура была открыта для внешних воздействий и оказалась плодородной почвой для материализации книжных демонов. Это и порождало, и оправдывало процессы. Своего рода «фокусом», в котором сошлись крестьянские суеверия и ученые теории, стали некоторые местные дворяне, «генералы» охоты на ведьм.

Салем, небольшой городок штата Массачусетс в Новой Англии (ныне США), ведовская паника охватила в 16921693 годах в момент кризиса политической и судебной власти. Группа девочек-подростков, собиравшаяся по вечерам слушать сказки рабыни Титубы и гадать о женихах, вдруг стала странно себя вести (они легко возбуждались и впадали в истерику), что было интерпретировано пастором и врачом как одержимость бесами (в ту эпоху это было привычное объяснение нервных болезней).

Девочки воспользовались мнением взрослых и начали разыгрывать из себя одержимых, корчились и бились в припадках во время проповедей, выкрикивая имена людей, якобы заколдовавших их. Первыми жертвами стали сама Титуба и некоторые одинокие и бедные женщины Салема. Затем очередь дошла и до других. К бездумной шалости подростков присоединились голоса некоторых взрослых, начавших обвинять своих недругов в колдовской порче. Всего во время этой истерии было арестовано 185 человек. Тридцать один человек был приговорен к смертной казни, девятнадцать (в том числе пятеро мужчин) повешены.

Из оставшихся двенадцати двое умерли в тюрьме: одна была замучена до смерти, другая (Титуба) пожизненно содержалась в тюрьме без приговора. Двоим осужденным исполнение наказания было отложено из-за беременности, и они прожили еще довольно долго. Одна женщина после вынесения приговора убежала из тюрьмы, а пятеро покаялись и обеспечили себе снисхождение. 14 лет спустя одна из обвинительниц, Анна Патнем, взяла свои показания обратно, заявив, что она и другие девочки повинны в гибели людей. В 1711 году Верховный суд штата принял постановление о реабилитации осужденных.

Суды и казни

Судебный процесс стартовал в мае 1692 года. К тому моменту процесс стал самоподдерживающимся – за решетку бросали всех, на кого указывали больные девочки. Они якобы видели в них приходивших во сне призраков. Проверяли всех подозреваемых просто – их подводили к детям во время припадка, и если от прикосновения он прекращался, то женщину объявляли ведьмой.

Приговоры выносила судебная коллегия, в составе которой было три друга пастора Пэрриса и вице-губернатор. Председательствовал на процессе Уильям Стафтон, у которого не было юридического образования. За ходом суда следил тот самый Коттон Мэзер, показавший в своих трудах прецедент с повешенной в 1688 году ведьмой-служанкой, околдовавшей детей хозяина.

Первая казнь состоялась 10 июня – повесили старуху Бриджит Бишоп. 19 июля та же участь постигла еще несколько женщин. Через месяц состоялись новые казни, причем среди жертв оказался и бывший пастор Салема – ему не помогло ни заступничество десятков горожан, ни прочитанная у виселицы молитва. Считалось, что колдун не может помолиться без запинки. Священник смог, но палач тут же нашелся – он сказал, что за спиной обвиняемого стоял сам дьявол в образе черного человека и нашептывал слова.

Самая впечатляющая история произошла с 80-летним фермером по имени Жиль Кори. По тогдашним законам все имущество осужденных за колдовство конфисковывалось, а старик был состоятельным фермером. Проводить суд без показаний нельзя, и тогда к Кори применили особую пытку – на грудь положили доски, а на них водрузили тяжелые камни. Если бы фермер под давлением признал вину, то его земли бы отобрали. Но старик молчал и только просил подложить побольше камней, чтобы быстрее умереть. Он не хотел пускать свою семью по миру, и умер через два дня пытки. Вскоре после смерти Кори повесили его жену и еще семерых человек.

Как наказывали за колдовство в Древнем мире

В Древней Месопотамии законы о наказании за колдовство регламентировал кодекс Хаммурапи, названный именем царя, правившего в это время. Кодекс датируется 1755 годом до нашей эры.

Свод законов Хаммурапи

Это первый источник, в котором упоминается испытание водой. Правда, в Месопотамии проверяли на колдовство несколько иным методом, чем тот, которым пользовались в Русском Царстве.

Если доказать обвинение в колдовстве невозможно, обвиненного заставляли погрузиться в реку. Если река забирала его, считали, что человек был колдуном.

Его имущество отходило к обвинителю. Если же человек оставался жив после погружения в воду, его объявляли невиновным. В этом случае к смертной казни приговаривали обвинителя, а обвиняемый получал его имущество.

В Римской империи к наказаниям за колдовство подходили так же, как и ко всем остальным преступлениям. Оценивалась степень его вредоносности, и если пострадавшему не выплачивалась компенсация человеком, обвиненным в колдовстве, ему причиняли такой же вред.

Гонение магов в средние века

Группа людей, которая приговаривала магов к смерти через сожжение, называется инквизиция. Эта организация стремилась истребить как можно больше людей, обладающих магическими способностями.

Было принято считать, что все, кто имел волшебный дар, заполучили его через сделку с дьяволом. Таких особенных людей топили, сжигали или лишали головы.

XV-XVII века стали наиболее опасными и смертоносными для тех, кого считали наделенными необычными способностями. В Западной Европе, в особенности там, где проповедовали католичество, охота на волшебников достигла максимального размаха. Истребление волшебников наблюдалось и раньше, в особенности во времена процветания Римской империи или Древней Месопотамии, но тогда они не имели такого масштаба.

Исторические сведения о смертных казнях колдунов встречаются вплоть до XIX века. Активная фаза преследования насчитывает приблизительно 300 лет. Если верить историкам, то за весь этот период к смерти приговорили около 50 тысяч человек. Всего же было проведено около 100 тысяч процессов для выяснения отношения человека к магии и возможного сговора с «нечистым».

Укалывание

Работает «ведьмокол»

Когда-то считалось, что укалывание считается самым точным способом проверки на способность к колдовству. Обвиняемого полностью обнажали перед судом, а затем обривали все волосы с ног до головы. «Ведьмокол» (тогда это было уважаемой профессией) затем искал «метку дьявола», протыкая кожу жертвы повсюду толстой иглой. Считалось, что на теле жертвы должно быть пятно, которое не кровоточит при укалывании, а также человек не чувствует там боли. Это на самом деле была форма ужасающего сексуального насилия. В обществе, которое высоко ценило скромность, многие женщины признались бы в чем угодно, только чтобы положить конец унижению. В Шотландии ведьмокол мог рассчитывать на зарплату в 6 фунтов за каждую обнаруженную ведьму. Учитывая, что средняя дневная зарплата в те дни составляла один шиллинг, это была значительная сумма. Как и в случае большинства рабочих мест, это была мужская профессия. Но это не помешало одной женщине стать одним из самых известных ведьмоколов всех времен. Кристиан Кадделл, которая одевалась как мужчина и называла себя Джоном Диксоном, приговорила около десяти ведьм к смерти. В конце концов, ее разоблачили и отправили в Барбадос, охваченный лихорадкой, где было практически нереально выжить.

8.

Каэль Мерри
Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, и по местечку прокатилась волна арестов и расправ. Первой казненной стала владелица нескольких городских таверн Бриджет Бишоп, обожавшая носить красные платья. Ее обвинили в колдовстве, в наведении порчи на Бетти, Абигайл и других девушек, порче скота и использовании кукол в колдовских ритуалах. Пожилую Бишоп повесили первой, потом последовали казни Сары Гуд, Ребекки Нёрс и других женщин.
Во времена инквизиции в Рурмонде (Нидерланды) начали происходить странные события. От неизвестной болезни умирали дети и старики, падал замертво скот, быстро скисало молоко. Все эти события крестьяне колдовским чарам датчанки Каэль Мерри. Испанцы, ведшие судебный процесс над ведьмой, настаивали на пытках, однако голландский суд оказался более гуманным и выдворил Мерри из страны, поскольку та поклялась на Библии в своей невиновности. Правда, позднее её выследил и утопил в реке испанский наемник.

Язычество и Викка

Термин “язычник” первоначально означал “деревенский (сельский) житель”. Сегодня этот термин принято относить к каким-либо древним религиям, например, друидизму. На основе давних религиозных культов и появилась такая религия, как Викка. Вообще, основала она была в середине прошлого столетия, однако ее корни уходят невероятно глубоко. Викку можно назвать продолжением пантеистического верования, согласно которому все в природе содержит в себе частичку божественных сил. Опирается Викка и на культ богини – женское начало играет здесь немаловажную роль.

Прежде было принято считать, что именно эти верования позволяют ведьмам вызывать какие-то погодные явления, влиять на домашних животных и людей. Травы применялись как в качестве лекарств, так и были средством избавления от врагов.

Когда начали сжигать ведьм?

Во времена Средневековья в большинстве государств западной части Европы бушевали болезни и эпидемии, люди были бедными и подавленными. Напряжение росло, и нужно было объяснять чем-то социальное напряжение. В те времена что-то непонятное часто объяснялось потусторонними силами, порчей и т.д.

Представители церкви в те тяжелые времена решили, что ведьмы являются слугами дьявола, поэтому так называемое колдовство было объявлено смертным грехом. Все несчастья и проблемы теперь были на счету ведьм.

Считалось, что всех ведьм нужно сжечь, и только тогда человечество заживет в счастье. Еще в 12-13 веках казнь являлась больше редким, нежели постоянным событиям. Но в 16 веке публичные казни можно было увидеть на улицах каждого города в Европе каждый день. Иногда с ведьмами расправлялись массово – до 400 человек за один раз.

Самыми массовыми казни стали после выдачи папой Иннокентием VIII в 1484 году буллы о сжигании ведьм. Начиная с этого момента колдуний сжигали с особой жестокостью, но наиболее отличились в этом немцы.

Властная рука

Преследования ведьм начали выходить за пределы Салема, больных девочек стали возить в другие города, чтобы и там искать одержимых дьяволом. В высших кругах заговорили о том, что суду не следует считать неопровержимым доказательством только лишь видения жертв. Появились и близкие к современным представлениям о смертной казни мнения – лучше оставить в живых несколько ведьм, чем казнить одного невиновного человека. Одна из указывавших на ведьм девочек однажды призналась матери, что просто развлекается. Но потом она испугалась и снова начала говорить про колдовство.

Дискуссия об этической стороне вопроса дошла до губернатора штата, и он издал приказ, запрещающий судам принимать видения в качестве доказательств. Аресты прекратились, большинство брошенных в тюрьмы отпустили. Всего за время антиведьминской кампании за решеткой побывало около 200 человек. 31 из них был осужден, 19 повесили, пятеро скончались в камерах, старика Кори задавили камнями. Охота продолжалась больше года.

В 1697 году о совершенной ошибке сказали судьи, еще через 5 лет их решения были признаны незаконными. В 1706 году одна из наветчиц призналась, что называла ведьмами и колдунами невинных людей. Выйти замуж впоследствии удалось только одной из этих девушек, отправлявших своих соседей в тюрьму и на смерть.

В Массачусетсе через 300 лет решили еще раз вспомнить об этой истории, и в 1992 году в Салеме поставили памятник жертвам расправ религиозных фанатиков. В 2001 году губернатор еще раз подтвердил, что все обвиняемые были невиновны.

Власти города умело использовали трагическую историю и сделали из Салема интересное для туристов место. Здесь сохранился Дом ведьм, построенный в 1670 году. В нем проходил тот самый судебный процесс. Вокруг Салема поддерживается мистический ореол, чему помогли несколько литературных произведений и экранизаций истории.

Salem’s Lot

Город Салем в 1626 году основали пуритане – английские протестанты, отколовшиеся от официальной церкви. В середине 17 века колдовство оказалось в числе уголовных преступлений. На происки ведьм сваливали разные события – что-то странное, непонятное или просто выгодное нечистым на руку судьям.

Переселенцы были фермерами и умели хорошо работать. Семьи их разрастались, земельные наделы приходилось расширять. Где в те времена была свободная земля? Конечно же, у коренных жителей, индейцев разных племен, территории которых захватывались многими способами – от агрессивного сгона до заключения хитрых сделок.

Пуритане вынуждены были вести себя как и все колонизаторы. Они отбирали земли у индейцев, чтобы превратить их в поля и пастбища. Это были религиозные фанатики, жизнь которых сурова и полна испытаний – неурожаи, гибель домашних животных, плохая погода, умирающие дети. Всем бедам находилось одно объяснение – бог разгневался и наказывает своих неразумных чад.

Регламент, согласно которому к ведьмам и еретикам применялась очищающая сила огня

Инквизиторы сразу же не заготавливали костер для ведьмы. Сначала ее необходимо было допросить. Это делалось для того, чтобы обвиняемая сдала всех своих подельников. В те времена считалось, что колдуны собираются в группы для проведения шабаша, в одиночку ведьма не может существовать.

Каждый допрос был жестким и бесчеловечным. Для получения необходимой информации применяли самые жестокие виды пыток. Если во время получения информации подозреваемому удавалось сохранить жизнь, тогда уже дело направлялось на рассмотрение суда.

Пытки длились до тех пор, пока инквизиторы не добивались признательных заявлений от человека и пока обвиняемый не назовет хотя бы несколько имен своих союзников. Каждая пытка имела строгий регламент.

К примеру, если человек был обвинен в одном определенном преступлении, то к нему нельзя было применить более одного вида пыток. Существовало множество способов получить нужные сведения, которые не относились к пыткам (психологическое угнетение). Перед началом процесса колдуну проводили краткий экскурс по тому как, чем и в какой последовательности его будут пытать. Узнав такие подробности, многие люди пугались и сразу же давали признательные показания.

Если человека на долгое время лишали еды и воды, то такое наказание не относилось к разряду пыток. Чтобы еще более ожесточить условия жизни подозреваемых, их кормили очень соленой едой и не давали даже капли воды. Также, чтобы произвести устрашающий эффект, ведьмам и колдунам показывали, как пытают других людей. Не выдерживая морального давления, подозреваемые признавались во всем, что от них требовали.

На допрос одного заключенного было отведено определенное количество времени. Как и во все времена, власти пытались обойти закон и в тайне использовали запрещенные пыточные инструменты (как пример можно привести пытку под названием «Железная Дева»).

Также имели место и оправдательные приговоры. Оправдывали приблизительно половину от всех подозреваемых. Если представители церкви ошибались и обвиняли в ведьмачестве невиновного, то ему возмещали материальный ущерб за причиненные физические наказания.

Когда человек под давлением пыток признавался во всем, и суд посчитал его виновным, в таком случае практически всегда обвиняемого ждала смертная казнь. В XVIII – XIX веках также встречался такой вид приговора, как изгнание. Если суд был благосклонен к еретику, то перед сожжением заживо, его могли задушить и только после этого сжечь.

Также регламенту подвергалось и само устройство костра для казни. Его можно было соорудить двумя способами. Первый способ был более зрелищным, когда приговоренного помещали в верхней части, чтобы толпа могла пронаблюдать за мучениями волшебника. Такой способ был популярен и любим у инквизиторов из Испании. С помощью зрелищности власти показывали свое могущество и предупреждали колдунов о том, что каждый из них может быть следующим. Для произведения такого же эффекта осуществлялись и групповые сжигания.

История рассказывает о случаях, когда костер был затушен сильным ветром. Такое явление могло иметь две точки зрения: первая – Господь помиловал осужденных или спас невиновных, вторая – Сатана послал ветер, чтобы спасти своего последователя. В первом случае осужденных отпускали, а во втором – продолжали казнь. Приговор зависел от настроения толпы.

Второй способ был не таким зрелищным. Человека, обвиненного в использовании магии, облачали в пропитанную серой одежду и во весь рост обкладывали его дровами. Прежде чем испытать непереносимую боль и умереть от болевого шока, маг успевал задохнуться.

Казни с помощью костра стали особо популярными из-за того, что это было особое зрелище. Толпы народа собирались на площадях, чтобы поглазеть. Лишь только в конце XVIII века такой способ наказания стали считать бесчеловечным.

Комментировать
0