Преистория
Вопрос “кто сильнее – американский бомбардировщик Convair B-36 “Peacemaker” или советский истребитель Миг-15” практически неизбежно встает при любом обсуждении возможности военного противостояния между СССР и США в конце 1940-ых – начале 1950-ых. И это неудивительно, поскольку в этот период B-36 представлял собой ударную мощь американской бомбардировочной авиации в той же степени, в которой Миг-15 представлял собой защитные возможности советской противовоздушной обороны. Почти в любом возможном советско-американском конфликте в 1948-1956, эти машины неминуемо встретились бы друг с другом.
Сторонники преимущества Миг-15 обычно ссылаются на опыт войны в Корее, где успешные действия этих истребителей нанесли ощутимый урон американским поршневым бомбардировщикам B-29. Их оппоненты указывают на то, что B-29 был значительно менее совершенной машиной, чем B-36, и кроме того, что советским истребителям так и не удалось воспрепятствовать разрушению северокорейской инфраструктуры. Однако, и те и другие, сходятся в том, что Корейская Война была неадекватным примером: авиация и СССР и США действовала на сравнительно небольшом, ограниченном театре, причем основные аэродромы находились вне досягаемости на территории нейтральных стран (советские – на территории КНР, американские – на территории Японии).
В результате, вопрос о способности B-36 преодолевать советскую противовоздушную оборону/способности Миг-15 сбить B-36 – остается предметом напряженных дискуссий со стороны любителей военной истории. И этот вопрос я предлагаю изучить детально.
Convair B-36 «Peacemaker»: http://www.airwar.ru/enc/bomber/b36.html
Микоян, Гуревич Миг-15: http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig15.html
Для этого, разложим задачу противовоздушной обороны на три базовые составляющие:
- Обнаружение
- Наведение
- Перехват
Рассмотрим теперь все три элемента по очереди:
Статистика популярных прогнозов
Обе забьют Да
+19
чел.овек
поставили
Обе забьют Да
КФ
2.04
Шансы
50%
Повторить прогноз с Кэшбэком +10%
П1
+6
чел.овек
поставили
П1
КФ
1.1
Шансы
91%
ОЗ + ТБ (2.50) Да
+5
чел.овек
поставили
ОЗ + ТБ (2.50) Да
КФ
2.17
Шансы
47%
ИТБ2 (1.00)
+3
чел.овек
поставили
ИТБ2 (1.00)
КФ
4.09
Шансы
25%
Ф1 (-1.50)
+2
чел.овек
поставили
Ф1 (-1.50)
КФ
1.41
Шансы
71%
ТМ (4.00)
+2
чел.овек
поставили
ТМ (4.00)
КФ
1.51
Шансы
67%
Ф1 (-2.50)
+2
чел.овек
поставили
Ф1 (-2.50)
КФ
2.19
Шансы
46%
ТБ (2.50)
+2
чел.овек
поставили
ТБ (2.50)
КФ
1.35
Шансы
75%
Ф2 (2.00)
+2
чел.овек
поставили
Ф2 (2.00)
КФ
2.08
Шансы
49%
https://kushvsporte.ru/bloga-bet/bets/15898-b36-ab-argir
2020-05-16T13:41″>2020-05-16 13:41:28
2020-05-16T13:41″>2020-05-16 13:41:28
В предстоящей игре сойдутся один из грандов местного чемпионата «Б36», частенько играющий в Еврокубках и обычный, ничем непримечательный середняк турнира «Аргир». Изучив статистику, мы обнаружили крайне интересную тенденцию, ставить против которой просто бессмысленно.
Тенденция такова: в последних тринадцати очных матчах команд они обе обменивались забитыми голами. Турнир на Фарерах только стартовал – следовательно, действия в обороне у оппонентов еще не отлажены на сто процентов, поэтому прерывания данной серии быть не должно.
Наш прогноз – обе забьют. Коэффициент исхода – 2.02.
https://kushvsporte.ru/images/kushvsporte-image2.png
Лига прогнозов на спорт
https://kushvsporte.ru/images/kushvsporte-image2.png
В предстоящей игре сойдутся один из грандов местного чемпионата «Б36», частенько играющий в Еврокубках и обычный, ничем непримечательный середняк турнира «Аргир». Изучив статистику, мы обнаружили крайне интересную тенденцию, ставить против которой просто бессмысленно.
Тенденция такова: в последних тринадцати очных матчах команд они обе обменивались забитыми голами. Турнир на Фарерах только стартовал – следовательно, действия в обороне у оппонентов еще не отлажены на сто процентов, поэтому прерывания данной серии быть не должно.
Наш прогноз – обе забьют. Коэффициент исхода – 2.02.
Прогнозы и ставки капперов 58
- С описанием
- Без описания
Футбол Чемпионат Фарерских островов
17 мая 16:33
2020-05-17 17:00:00
Б36
АБ Аргир
Б36 – АБ Аргир
Б36 – АБ Аргир результат матча 17.05.2020 от winlain
Чемпионат Фарерских островов
Б36
17 мая
17:00
АБ Аргир
Футбол Чемпионат Фарерских островов
17 мая 16:27
2020-05-17 17:00:00
Б36
АБ Аргир
Б36 – АБ Аргир
Б36 – АБ Аргир прогноз каппера 17.05.2020 от KoteykaPredskazatel
Чемпионат Фарерских островов
Б36
17 мая
17:00
АБ Аргир
Очередной тур чемпионата Фарерских Остравов , в котором , как мне кажется один из претендентов на чемпионство Б-36 Торсхавн принимает на своем поле неожиданно высоко забравшийся Аргир, правда сыграли они одну игру, и сегодня мы увидим на что на самом деле способна команда, но я уверена в победе Б-36, и посмотрев статистику личных встреч, видно что обе команды постоянно забивают друг другу и думаю стоит рискнуть и в этом матче обе забьют.
Футбол Чемпионат Фарерских островов
17 мая 16:11
2020-05-17 17:00:00
Б36
АБ Аргир
Б36 – АБ Аргир
Б36 – АБ Аргир мнение эксперта 17.05.2020 от Evgenii-Bruder-vkontakte
Чемпионат Фарерских островов
Б36
17 мая
17:00
АБ Аргир
В этом матче понятно сразу кто фаворит и насколько уровень команд разный. Б 36 уже сыграла хороший матч против своего прямого конкурента за титул, выиграв у Клаксвика со счетом 2-0. Думаю что команда не захочет после такого начала оступаться на аутсайдере. В этом матче обязательно нужно чтобы гости сумели забить хоть один мяч, чтобы раззадорить хозяев. Гостям часто удавалось забивать команде Б 36 так что может быть что то интересное.
Статистика личных встреч
Б36
5
Победы
Ничьи
Победы
АБ Аргир
20.09.2020
Б36
3 :
АБ Аргир
04.07.2020
АБ Аргир
: 4
Б36
17.05.2020
Б36
3 :
АБ Аргир
25.08.2019
АБ Аргир
1 : 2
Б36
26.05.2019
Б36
4 : 1
АБ Аргир
Статистика последних матчей
60%
Процент побед
20%
28.11.2020
Викингур Нордрагота
2 : 1
Б36
07.11.2020
Б36
3 : 4
Рунавик
01.11.2020
Викингур Нордрагота
1 : 3
Б36
28.10.2020
ИФ Фуглафйордур
1 : 2
Б36
25.10.2020
Скала
1 : 2
Б36
07.11.2020
АБ Аргир
4 :
ЭБ Стреймур
04.11.2020
Клаксвик
3 : 1
АБ Аргир
01.11.2020
ИФ Фуглафйордур
1 :
АБ Аргир
24.10.2020
АБ Аргир
2 : 3
ХБ Торсхавн
18.10.2020
Скала
2 :
АБ Аргир
Модификации
Самолёт с реактором на борту
- NB-36H (X-6) — самолёт с ядерной силовой установкой
- Convair XC-99 (1947) — экспериментальный военно-транспортный самолёт, построен 1 экземпляр (который довольно интенсивно эксплуатировался).
- Convair Model 37′ — проект пассажирского самолёта на 204 места; не построено ни одного.
- Convair YB-60 (1952) — экспериментальный реактивный бомбардировщик, построен 1 экземпляр (ещё 1 был не достроен); по итогам испытаний предпочтение было отдано проекту Boeing B-52 Stratofortress
- DB-36H — самолёт-носитель крылатой ракеты GAM-63 RASCAL. В них было переоборудовано четыре серийных B-36H.
Стратегические бомбардировщики
- XB-36 — экспериментальная машина, без вооружения. Отличалась от последующих самолётов конструкцией шасси и кабины экипажа. В 1946 году была изготовлена одна машина.
- YB-36 — второй опытный самолёт, имел бортовую РЛС и новую кабину. В 1947 году была изготовлена одна машина. После завершения испытаний YB-36 был переоборудован в RB-36E.
- YB-36A — первая машина предсерийной партии, предназначенная для проведения прочностных испытаний. Был выполнен единственный полёт с завода к месту проведения испытаний. В 1947 году был изготовлен в единственном экземпляре.
- B-36A — предсерийная партия, без вооружения, установлены новые четырёхколёсные основные стойки шасси и двигатели R-4360-25. В 1947 году было выпущено 22 самолёта.
XB-36 с одноколёсными основными стойками шасси
Экспериментальное гусеничное шасси для взлёта с мягкого грунта
- B-36B — первая серийная партия с полным составом вооружения. Установлены двигатели R-4360-41. В 1948 году изготовлено 73 машины, впоследствии 64 из них были модернизированы до уровня B-36D.
- B-36C — нереализованный проект с двигателями R-4360-25 и тянущими винтами.
- B-36D — установлено четыре дополнительных ТРД J47-GE-19. В 1949 году построено 22 машины, в 1954 году модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили название B-36D-III.
- B-36F — установлены двигатели R-4360-53, новая бомбардировочная РЛС K-3A и кормовая прицельная РЛС AN/APG32. В 1950 году изготовлено 34 самолёта, в 1954 г. модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили название B-36F-III.
- B-36H — установлена прицельная бомбардировочная система модернизированная по программе Blue square. В 1951 году изготовлено 83 машины, в 1954 модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили название B-36H-III. Четыре самолёта переоборудованы в DB-36H носители крылатых ракет GAM-63 «Раскл».
- B-36J — модификация с дополнительными топливными баками и усиленным шасси. В 1953 году изготовлено 19 самолётов в 1954 году все машины модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили обозначение B-36J-III.
- B-36J-III — самолёты, изготовленные в соответствии со спецификацией III, в 1954 году выпущено 14 машин.
Стратегические разведчики
- RB-36D — на месте бомбового отсека № 1 имел герметичный отсек, в котором располагалось 14 различных фотокамер для плановой и перспективной съемки и помещение для проявки фотоплёнок и предварительного анализа разведданных. Отсек № 2 мог размещать 80 осветительных бомб, для проведения ночной фотосъёмки. В отсеке № 3 мог размещаться дополнительный топливный бак на 11350 литров бензина. Отсек № 4 был заполнен оборудованием для электронной разведки. В зависимости от полётного задания численность экипажа варьировалась от 19 до 22 человек. Всего было построено 17 RB-36D, и 7 было переоборудовано из B-36B. В дальнейшем 11 RB-36D были модернизированы по спецификации III. В середине 1950-х годов 10 разведчиков переоборудовали в носители RF-84K по проекту FICON.
- RB-36E
- RB-36F — мог применяться в качестве бомбардировщика. В первой части бомбоотсека имелся герметичный отсек с разведоборудованием, остальная его часть позволяла подвешивать бомбы. Экипаж составлял 19-22 человека. Было изготовлено 24 самолёта, один из них был переделан по спецификации III.
- RB-36H
Статистика выступлений с 2000 года
Сезон | Ранг | Турнир | Место | И | В | Н | П | ГЗ | ГП | РГ | Очки | Кубок | Исход |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Премьер лига | 6 | 18 | 9 | 1 | 8 | 49 | 27 | +22 | 28 | 1/4 финала | ||
1 | Премьер лига | 1 | 18 | 15 | 1 | 2 | 55 | 15 | +40 | 46 | Победитель | ||
1 | Премьер лига | 5 | 18 | 9 | 5 | 4 | 55 | 27 | +28 | 32 | 1/4 финала | ||
1 | Премьер лига | 2 | 18 | 12 | 1 | 5 | 38 | 20 | +18 | 37 | Победитель | ||
1 | Премьер лига | 2 | 18 | 10 | 4 | 4 | 37 | 21 | +16 | 34 | 1/4 финала | ||
1 | Премьер лига | 1 | 27 | 15 | 9 | 3 | 38 | 17 | +21 | 54 | 2-й раунд | ||
1 | Премьер лига | 3 | 27 | 13 | 8 | 6 | 45 | 32 | +13 | 47 | Победитель | ||
1 | Премьер лига | 3 | 27 | 15 | 7 | 5 | 47 | 23 | +24 | 52 | 2-й раунд | ||
1 | Премьер лига | 3 | 27 | 14 | 6 | 7 | 34 | 25 | +9 | 48 | Финалист | ||
1 | Премьер лига | 8 | 27 | 7 | 7 | 13 | 37 | 53 | -16 | 28 | 1-й раунд | ||
1 | Премьер лига | 6 | 27 | 11 | 7 | 9 | 44 | 36 | +8 | 40 | 1/2 финала | ||
1 | Премьер лига | 1 | 27 | 21 | 4 | 2 | 63 | 28 | +35 | 67 | 1-й раунд | ||
1 | Премьер лига | 6 | 27 | 10 | 8 | 9 | 42 | 36 | +6 | 38 | 1-й раунд | ||
1 | Премьер лига | 3 | 27 | 12 | 10 | 5 | 48 | 35 | +13 | 46 | 1-й раунд | ||
1 | Премьер лига | 1 | 27 | 19 | 4 | 4 | 53 | 25 | +28 | 61 | 1/4 финала | ||
1 | Премьер лига | 1 | 27 | 18 | 7 | 2 | 60 | 25 | +35 | 61 | 1/2 финала | ||
1 | Премьер лига | 4 | 27 | 14 | 7 | 6 | 46 | 28 | +18 | 49 | 1/4 финала | ||
1 | Премьер лига | 3 | 27 | 13 | 9 | 5 | 62 | 39 | +23 | 48 | Финалист | ||
1 | Премьер лига | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
История
Разработка самолёта началась в начале 1941 года. Он предназначался для бомбардировки Германии с территории США в случае падения Англии.
К началу Холодной войны B-36 стал основой стратегических ядерных сил США, поскольку он мог, базируясь на территории американского континента, доставлять ядерные бомбы к целям на территории СССР.
Первый полёт
B-36 имел 6 поршневых двигателей с толкающими винтами. На поздних модификациях (начиная с B-36D) дополнительно устанавливали 4 турбореактивных двигателя J47, модифицированных для работы на авиационном бензине (то есть всего на самолёте стало 10 двигателей). Эти дополнительные турбореактивные двигатели размещались в двух спаренных гондолах, очень похожих на внутренние гондолы B-47.
Двигательная система B-36 (6 винтовых и 4 реактивных двигателя) получила прозвище «Шесть крутятся, четыре горят» (англ. six turning, four burning). Из-за частых пожаров и общей ненадёжности эта формула, с подачи экипажей, была переделана в «Два крутятся, два горят, два дымят, два поперхнулись, а ещё два куда-то делись» (англ. two turning, two burning, two smoking, two choking, and two more unaccounted for).
С появлением серийных образцов B-52 к концу 1950-х годов устарелость B-36 стала очевидной, в 1954 году производство его прекратилось, а в феврале 1959 года последний самолёт был выведен из состава ВВС. Этому способствовала и относительно низкая надёжность и трудоёмкость обслуживания поршневых двигателей по сравнению с газотурбинными.
Смоляные наборы
G & F Models 1/72 XB-36 Conversion Set
Артикул производителя:
Набор для конверсии в XB-36. В комплекте идут смоляная носовая часть фюзеляжа, вакуумформированный фонарь кабины, основные стойки и ниши шасси, хвостовая антенна AGP-3. Обладает грубой внутренней расшивкой.
G & F Models 1/72 XB-36 w/ Tracked Landing Gear Conversion Set
Артикул производителя:
Набор для конверсии в XB-36 на гусеничном шасси. В комплекте идут смоляная носовая часть фюзеляжа, вакуумформированный фонарь кабины, основные стойки и ниши шасси, хвостовая антенна AGP-3. Обладает грубой внутренней расшивкой.
G & F Models 1/72 NB-36H Conversion Set
Артикул производителя:
Набор для конверсии в NB-36H. Содержит новую носовую часть фюзеляжа и вакуумформированный фонарь. Обладает грубой внутренней расшивкой.
Лётные происшествия и катастрофы
Хотя B-36 имел хороший общий показатель безопасности, намного выше среднего для стратегических бомбардировщиков как класса авиационной техники и для своего времени, в общей сложности десять B-36 были вовлечены в авиационные происшествия между 1949 и 1954 годами (три B-36B, три B-36D и четыре B-36H). В общей сложности из 385 построенных 32 B-36 были списаны в результате несчастных случаев между 1949 и 1957 годами. Зачастую при аварии богатый магниевыми сплавами планер легко сгорал.
- В понедельник[значимость факта?], 1 сентября 1952 года, в День труда[значимость факта?] торнадо обрушился на военно-воздушную базу Карсуэлл в Форт-Уэрте, штат Техас, и повредил самолёты 7-го и 11-го бомбардировочных крыльев B-36. В катастрофе пострадало около двух третей всего действующего флота B-36 ВВС США, а также шесть самолётов, строящихся в этот момент на расположенном рядом заводе Convair в Форт-Уэрте. База была закрыта, а лётные операции перенесены на Мичем Филд. Совместными усилиями Convair и ВВС США восстановили 61 B-36 в течение двух недель и отремонтировали оставшийся 51 самолёт в течение следующих пяти недель.
- 18 из 19 сильно поврежденных самолётов (а также шесть поврежденных и недостроенных самолётов на заводе Convair) были отремонтированы к маю 1953 года. 19-й (№ 2051) должен был быть утилизирован и использовался в качестве наземной цели ядерного полигона. Один сильно поврежденный самолёт (№ 5712) был списан и перестроен как самолёт-испытатель ядерного реактора NB-36H.
- 18 марта 1953 года RB-36H-25, 51-13721, сбился с курса в плохую погоду и разбился около бухты Бергойн, Ньюфаундленд, Канада (48.184352°N 53,664271°W). Бригадный генерал Ричард Эллсворт был среди 23 летчиков, погибших в авиакатастрофе.
- B-36 были вовлечены в два инцидента, которые в США обозначаются как «Broken Arrow» («Сломанная стрела» — случайное событие, связанное с ядерным оружием, боеголовками или компонентами, которое не создает риска ядерной войны).
- 13 февраля 1950 года B-36 под серийным номером 44-92075 потерпел крушение в безлюдном районе Британской Колумбии, что привело к первой потере американской атомной бомбы. Во время тренировочного полета над Тихим океаном бомбардировщика, вылетевшего с авиабазы на Аляске, три из шести двигателей самолета загорелись неподалёку от побережья. Экипаж был вынужден сбросить находившуюся на борту бомбу и покинуть самолет, поставленный на автопилот. Через несколько дней 12 из 17 членов экипажа были обнаружены живыми. По информации ВВС США, плутониевое ядро этой бомбы было фиктивным, свинцовым, но обычная взрывчатка в бомбе взорвалась в самолёте над океаном до того, как экипаж выпрыгнул. Поиск места крушения потребовал усилий.
- 22 мая 1957 года бомбардировщик B-36 перевозил термоядерную бомбу с авиабазы «Биггс» на базу «Киртлэнд» в Нью-Мексико. При подлёте к конечной точке маршрута бомба выпала из самолёта. Боеприпас упал в семи километрах от контрольно-диспетчерского пункта авиабазы «Киртлэнд» и всего в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия». При падении сдетонировало обычное взрывчатое вещество бомбы, которое в нормальных условиях инициирует детонацию плутониевого ядра, однако ядерного взрыва не произошло. На месте падения бомбы образовалась воронка глубиной 3,7 м и диаметром 7,6 м. Жертвой бомбы стала корова.
Выступления в еврокубках
Сезон | Турнир | Раунд | Соперник | Дома | В гостях | Общий счёт | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1992/93 | Кубок обладателей кубков | Предварительный раунд | Авенир Бегген | 1:1 | 0:1 | 1:2 | |
Кубок Интертото | Группа 5 | Генк | 0:5 | – | 5-е | ||
Стабек | – | 0:5 | |||||
Динамо (Москва) | 0:1 | – | |||||
Панахаики | – | 2:4 | |||||
1998/99 | Лига чемпионов УЕФА | Первый отборочный раунд | Бейтар (Иерусалим) | 0:1 | 1:4 | 1:5 | |
1999/00 | Кубок УЕФА | Предварительный раунд | Анкарагюджю | 0:1 | 0:1 | 0:2 | |
2000/01 | Кубок УЕФА | Предварительный раунд | Академиск | 0:1 | 0:8 | 0:9 | |
2002/03 | Лига чемпионов УЕФА | Первый отборочный раунд | Торпедо (Кутаиси) | 0:1 | 2:5 | 2:6 | |
2004/05 | Кубок УЕФА | Первый отборочный раунд | Металлург (Лиепая) | 1:3 | 1:8 | 2:11 | |
2005/06 | Кубок УЕФА | Первый отборочный раунд | Вестманнаэйяр | 2:1 | 1:1 | 3:2 | |
Второй отборочный раунд | Мидтьюлланн | 2:2 | 1:2 | 3:4 | |||
2006/07 | Лига чемпионов УЕФА | Первый отборочный раунд | Биркиркара | 2:2 | 3:0 | 5:2 | |
Второй отборочный раунд | Фенербахче | 0:5 | 0:4 | 0:9 | |||
2007/08 | Кубок УЕФА | Первый отборочный раунд | Экранас | 1:3 | 2:3 | 3:6 | |
2008/09 | Кубок УЕФА | Первый отборочный раунд | Брондбю | 0:2 | 0:1 | 0:3 | |
2009/10 | Лига Европы УЕФА | Первый отборочный раунд | Олимпи (Рустави) | 0:2 | 0:2 | 0:4 | |
2012/13 | Лига чемпионов УЕФА | Первый отборочный раунд | Линфилд | 0:0 | 0:0 | 0:0 | |
2014/15 | Лига Европы УЕФА | Первый отборочный раунд | Линфилд | 1:2 | 1:1 | 2:3 | |
2015/16 | Лига чемпионов УЕФА | Первый отборочный раунд | Нью-Сейнтс | 1:2 | 1:4 | 2:6 | |
2016/17 | Лига чемпионов УЕФА | Первый отборочный раунд | Валлетта | 2:1 | 0:1 | 2:2(г) | |
2017/18 | Лига Европы УЕФА | Первый отборочный раунд | Нымме Калью | 1:2 | 1:2 | 2:4 | |
2018/19 | Лига Европы УЕФА | Предварительный раунд | Сент-Джозефс | 1:1 | 1:1 | 2:2 (4:2 пен.) | |
Первый отборочный раунд | Младост (Подгорица) | 0:0 | 2:1 | 2:1 | |||
Второй отборочный раунд | Бешикташ | 0:2 | 0:6 | 0:8 |
Прочий афтермаркет
Scale Aircraft Conversions 1/72 B-36 Landing Gear
Производитель: Scale_Aircraft_Conversions
Индекс производителя: 72004
Копии стоек шасси модели, отлитые из белого металла, для .
Литература
Famous Airplanes of the World #125 «B-36»
Dennis R. Jenkins, Don Pyeatt «Cold War Peacemaker: The Story of Cowtown and Convair’s B-36», Specialty Press
Jenkins D.R. «Magnesium Overcast, The Story of the Convair B-36», Specialty Press
In Action #1042 «B-36», Squadron Signal
Wachschmuth W. Detail & Scale Vol.47 «Convair B-36 Peacemaker», Kalmbach
Jacobsen M.K. «Convair B-36, a comprehensive History of America`s «Big Stick» », Schiffer
Jacobsen M.K. «Convair B-36 Peacemaker, A Photo Chronicle», Schiffer
«B-36 Peacemaker Pilot’s Flight Operating Manual», Periscope
Фотообзоры
-
Walkaround B-36 на primeportal
-
Walkaround B-36J на primeportal
- Walkaround B-36J на primeportal
-
Кабина B-36 на cybermodeler
-
Небольшой walkaround на thetarmac
-
Walkaround B-36J на svsm.org
-
Ассоциация B-36
-
История B-36 на en.wikipedia
- История NB-36H на en.wikipedia
- История B-36 на airwar
-
Фотогалерея X/YB-36 на cybermodeler
-
Фотогалерея B-36 на cybermodeler
-
Фотогалерея NB-36H на cybermodeler
- Scratchbuild на rcuniverse
-
Собрание видеороликов о B-36 на dipity
- Сайт о B-36, найденном в Сан-Диего на ub88
-
Сайт, посвященный B-36
-
Сайт, посвященный B-36
Тактико-технические характеристики (B-36J-III)
Технические характеристики
- Экипаж: 9 человек
- Длина: 49,4 м
- Размах крыла: 70,1 м
- Высота: 14,25 м
- Площадь крыла: 443,3 м²
- Профиль крыла: NACA 63(420)-422 корень крыла, NACA 63(420)-517 законцовка крыла
- Вес пустого: 77 580 кг
- Вес снаряжённого: 120 700 кг
- Максимальный взлётный вес: 190 000 кг
-
Двигатели:
- 6× поршневых звездообразных (4 звезды по 7 цилиндров в каждой, всего 28 цилиндров) Pratt & Whitney R-4360-53 «Wasp Major» по 3800 л. с. (2500 кВт) каждый
- 4× турбореактивных General Electric J47, по 23 кН каждый
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 685 км/ч (с включёнными турбореактивными двигателями)
- Крейсерская скорость: 380 км/ч (с выключенными турбореактивными двигателями)
- Дальность: 11 000 км с полезной нагрузкой 4535 кг
- Перегоночная дальность: 16 000 км
- Практический потолок: 15 000 м
- Скороподъёмность: 9,75 м/с
- Нагрузка на крыло: 272,3 кг/м²
-
Тяговооружённость:
- поршневые двигатели: 120 Вт/кг
- реактивные двигатели: 0,078
- Аэродинамическое качество: 20,2
Тренеры клуба
- Якоб Томсен (1978–1979)
- Сольбьорн Мортенсен (1979–1980)
- Стэн Милз & Жорлейф Курберг (1980–1981)
- Йовган Нордбуд (1981–1983)
- Йохан Нильсен (1983–1986)
- Йовган Нордбуд (1988–1990)
- Петур Симонсен (1990–1993)
- Яцек Буркхард (1993–1994)
- Петур Симонсен (1994)
- Поль Гудлагсон & Войцлав Захревски (1994–1995)
- Петур Симонсен (1995–1996)
- Йовган Нордбуд (1996–1997)
- Томислав Сивич (1997–2000)
- Пер Олов Андерссон & Петр Краковски (2000–2001)
- Петр Краковски (2001–2003)
- Ион Геолгау (2003–2004)
- Йоханес Якобсен (2004–2005)
- Сигфридур Клементсен (2005–2006)
- Курт Моркоре (2006–2007)
- Хедин Аскам (2007–2008)
- Миккьял Томассен & Милан Цимбурович (2009)
- Сигфридур Клементсен (2009–2010)
- Аллан Моркоре (2010)
- Джон Петерсен & Миккьял Томассен (2010–2011)
- Миккьял Томассен (2011–2013)
- Самаль Эрик Хенце (2013–2014)
- Эйдур Клакстейн (2014–2016)
- Якуп Борг (2017—н.в.)
III: Перехват
Итак, наш условный МиГ-15 набрал необходимую высоту, и сумел-таки найти B-36 в небе. Настало время для атаки.
Скорость полета B-36 составляла порядка 610 километров в час. Скорость полета МиГ-15 на высоте 15000 метров – около 900-950 километров в час. При лобовой атаке, суммарная скорость сближения двух самолетов составляла порядка 1500 километров в час – или, иначе говоря, более 400 метров в секунду.
Прицелы АСП-1 и АСП-3; аналогичные использовались на Миг-15 и Миг-15Бис
Это означало, что при открытии огня с 800 метров (стандарт для советского прицела АСП-3Н), у пилота перехватчика остается не более секунды, прежде чем он должен начинать маневр уклонения. За секунду, все бортовое вооружение МиГ-15 успевало выпустить порядка 26-27 снарядов (37-мм пушка Н-37 давала 6,6 выстрелов в секунду, обе 23-мм пушки НР-23 – по 10 выстрелов в секунду). С учетом, что процент попаданий в воздушном бою как правило не превышал 1,5-3% — статистически, подобный заход не гарантирован даже единичного попадания. И было вполне очевидно, что единичное попадание даже 37-мм снаряда едва ли гарантированно остановит громадный B-36.
Атаки с боковых направлений были немногим лучше. Хотя скорость сближения была более разумной, пилоту истребителя приходилось учитывать при стрельбе угловое смещение цели. МиГ-15, с его узким, стреловидным крылом, не лучшим образом чувствовал себя на больших высотах. Радиус виража этой машины на высоте 10000 метров составлял порядка двух километров (!), а продолжительность маневра – около минуты. Вполне понятно, что атакуемый B-36 также не желал содействовать пилоту перехватчика, и, пользуясь преимуществом своего широкого прямого крыла на больших высотах, маневрировал, стремясь сорвать заход.
В результате, единственным более-менее сулящим успех сценарием перехвата B-36 была для МиГ-15 атака в преследовании, заходя в хвост оппоненту. Но это не было легкой задачей. Для начала, пилоту МиГ-15 следовало выйти в хвост летящему бомбардировщику, затем – догнать таковой, имея преимущество в скорости только порядка 300-350 км/ч (83-97 метров в секунду). Сближение с пяти километров и до дистанции открытия огня занимало почти минуту. Любой промах атаки приводил к гарантированной “просадке” самолета и невозможности повторить заход раньше чем через несколько минут повторного набора высоты и маневрирования.
Не следовало недооценивать и оборонительное вооружение тяжелого бомбардировщика. Кормовая турель B-36 всех моделей была снаряжена спаркой 20-миллиметровых автоматических авиапушек“Hispano-Suzie” – одной из наиболее удачных моделей 1930-ых, использовавшихся по всему миру. Установленный над кормовой турелью в обтекателе радар AN/APG-3 обеспечивал сопровождение цели в любых погодных условиях на дистанции до 5000 метров. Бортовой баллистический вычислитель обеспечивал прицельный огонь по цели на дистанции до 1500 метров – что примерно вдвое превышало возможности прицела МиГ-15.
Пара выдвижных дистанционно-управляемых турелей под брюхом B-36D
В результате, истребитель, решивший зайти B-36 в хвост, был бы вынужден выдерживать обстрел двух (на ранних моделях – до шести) автопушек бомбардировщика на протяжении почти десяти секунд, прежде чем сумел бы ответить. Установленная на большом, устойчивом самолете турель, способная свободно двигать стволами, имела значительные преимущества над жестко зафиксированными орудиями истребителя. Специально для усиления защиты, для действовавших тройками бомбардировщиков была разработана подробная тактика применения турелей, позволявшая добиться максимальной концентрации огня в желаемом направлении.