fbpx
No Image

Авиакомпании россии. список

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Какие самолеты сегодня являются российскими

На сегодняшний день в стране действует несколько крупных и популярных фирм:

  • Туполев
  • Ильюшин
  • Сухой
  • Бериев
  • Камов
  • Миль

Все они специализируются на производстве разного типа судов – от гражданских до военных и транспортных. В числе новейшей техники, которая сегодня предложена миру, такие лайнеры, как:

  • Сухой Суперджет 100 – самолет ближнемагистральный и соответствующий всем современным стандартам
  • Иркут-21 – лайнер нового поколения
  • Ил-96 – самолет, рассчитанный на использование у средних и крупных авиалиний
  • Ту-204/214 – подходит для полетов по средней длины магистралям

Военной авиаотрасли также есть, чем похвастаться. Современные военные списки пополнились такими вариантами, как:

  • Су-27
  • Су-30
  • Су-33
  • Су-35

Есть и истребители, относящиеся к новому поколению. В их числе Т-50, ИмН-29, 31, 35, а также Су-34. Транспортники достойно представлены на рынке Илом-76 и Бе-200.

Сегодня Россия уделяет особое внимание развитию одной из своих важнейших экономических отраслей. Это помогает выполнять масштабные объемы работ по исследовательскому профилю, проводить работы по проектированию на высшем уровне

Направление авиапромышленности также требует решения проблем по современному производству и по эксплуатации летательных аппаратов. Ведь каждый из них олицетворяет страну и должен отвечать всем требованиям мировых стандартов.

Текущее состояние отрасли

Предприятия российской авиационной промышленности сегодня реализуют ряд проектов в сегментах гражданской, военной и транспортной авиации.

Среднемагистральный авиалайнер МС-21

В секторе гражданского авиастроения первоочередное внимание уделяется реализации проекта среднемагистрального самолета МС-21, разработанного конструкторским бюро имени А. С

Яковлева. Самолет, серийное производство которого планируется осуществлять на площадях иркутского авиазавода «Иркут», отличают инновационные решения. Главным из них является так называемое «черное» крыло, создаваемое из композитных материалов. Широкое применение композитов позволяет снизить массу лайнера, тем самым увеличив полезную нагрузку и топливную эффективность.

На текущий момент собрано 4 опытных экземпляра МС-21, проходящих летные испытания. Начало серийного производства авиалайнера намечено на 2021 год.

Региональный самолет Ил-114

Ил-114-100, предназначенный для обслуживания региональных маршрутов, был разработан в конце 80-х годов прошлого века. Мелкосерийное производство лайнеров в 90-е годы осуществлялось на мощностях Ташкентского производственного объединения имени Чкалова. Всего было выпущено 20 машин, большинство из которых эксплуатировались в Узбекистане.

В 2014 году по инициативе правительства РФ было решено вернуться к возрождению проекта и его реализации на территории страны. Самолет планируется существенно модернизировать и оснастить новыми двигателями отечественного производства.

В настоящее время на воронежском авиазаводе (ВАСО), осуществляется сборка первой опытной машины. Серийное производство самолетов планируется наладить на Луховицком заводе корпорации МИГ в 2021 году.

Транспортный самолет Ил-476

Военно-транспортный Ил-476 является глубоко модернизированной версией советского транспортника Ил-76, производившегося на ташкентском авиазаводе. Обновленная машина получила усовершенствованное крыло, новые двигатели и «стеклянную» кабину. Производство самолета налажено на мощностях ульяновского завода «Авиастар-СП».

Помимо вышеперечисленных проектов, предприятия авиационной промышленности РФ готовятся к серийному выпуску истребителей пятого поколения Су-57, легких транспортников Ил-112, возобновлению производства стратегических бомбардировщиков ТУ-160.

Среди перспективных проектов – производство тяжелых транспортных самолетов Ил-276 и местных авиалиний «Байкал», широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR-929, разрабатываемого совместно с КНР.

Одновременно на предприятиях авиационного комплекса страны осуществляется серийное производство истребителей и бомбардировщиков Су-30 СМ, Су-34, Су-35, вертолетов различного назначения, самолетов-амфибий Бе-200, а также мелкосерийное производство авиалайнеров Ту-204/214 и Ил-96-300 по заказу государственных и силовых структур.

Реализация продукции

Внутренний рынок

Крупные соглашения на поставку авиатехники российским заказчикам:

  • Поставка 100 пассажирских самолётов SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в сентябре 2018 года, стоимость контракта — 210 млрд рублей.
  • Поставка 50 пассажирских самолётов МС-21-300 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в феврале 2018 года.
  • Поставка 10 стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 Министерству обороны России. Контракт заключён 25 января 2018 года. Стоимость контракта — 160 млрд рублей.
  • Поставка 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 Министерству обороны России. Контракт заключён в феврале 2012 года. По состоянию на декабрь 2018 года заказчику были переданы 84 самолёта.
  • Поставка 76 истребителей Су-57 Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.
  • Поставка 50 истребителей Су-35С Министерству обороны России. Контракт заключён в декабре 2015 года.
  • Поставка 39 военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А Министерству обороны России. Контракт заключён в октябре 2012 года. Первый самолёт по контракту был передан заказчику в начале 2016 года.
  • Поставка 98 ударных вертолётов Ми-28НМ Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.

Экспорт

Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, Су-35, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и другие.

Портфель заказов «Рособоронэкспорта» (основного российского экспортёра вооружений) по авиационной технике по состоянию на начало 2016 года превышает $22 млрд.

Крупнейшие соглашения на экспорт российской авиатехники:

  • Поставка свыше 20 истребителей Су-35 в Египет. Соглашение вступило в силу в конце 2018 года, стоимость соглашения — около $2 млрд.
  • Поставка 11 истребителей Су-35 в Индонезию. Контракт заключён в феврале 2018 года, стоимость контракта — $1,1 млрд.
  • Поставка свыше 50 истребителей МиГ-29М/М2 в Египет. Контракт заключён в апреле 2015 года, стоимость контракта — около $2 млрд. Поставки самолётов продолжаются.
  • Поставка 30 пассажирских самолётов SSJ 100 для мексиканской авиакомпании Interjet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 22 самолёта.
  • Поставка 50 боевых вертолётов Ка-52 в Египет. Контракт заключён в 2015 году, стоимость контракта — свыше $1 млрд. Поставки вертолётов начались в сентябре 2017 года.
  • Организация сборки не менее 200 лёгких многоцелевых вертолётов Ка-226Т в Индии. Соглашение заключено в 2015 году.
  • Поставка 48 новых вертолётов Ми-17-В5 для ВВС Индии. Контракт одобрен Советом по оборонным закупкам Индии в 2015 году, оценивается в сумму около 1,1 млрд долларов.

Померить и продлить ресурс

Соседствует с ОКБ Симонова в общероссийском рейтинге другое казанское предприятие — казанский завод «Электроприбор». В 2015 году оборот завода составил 1,5 млрд рублей. Годом ранее показатель выручки был на 4% меньше — 1,43 млрд рублей. Завод был эвакуирован в Казань из Москвы в 1941 году, в Москве же он работал еще с 1917 года. С 2005 года завод входит в «Ак Барс Холдинг», выпускает различную аппаратуру для авиации (тахометрическая аппаратура, датчики, фазорегуляторы), датчики давления, концентраторы кислорода. Компания — на 89-м месте в общероссийском рейтинге.

Предпоследнее место среди казанских авиационных компаний по обороту занимает Казанское приборостроительное конструкторское бюро. Оборот предприятия в 2015 году составил 262 млн рублей. Годом ранее показатель выручки компании равнялся 246 млн рублей, что на 6% меньше результата 2015 года. КПКБ создавался для нужд завода «Электроприбор» на территории завода №230, как филиал московского ОКБ-12, подчиненный Министерству авиационной промышленности. С 2004 года находится в составе Федерального агентства по промышленности «Роспром». КПКБ производит измерительную аппаратуру, блоки управления регулятора температуры, датчики температуры, крутящего момента и частоты вращения, чувствительные элементы. По России у бюро — 138-е место.

Замыкает список казанских авиационных предприятий по обороту Конструкторско-производственное предприятие «Авиамотор». В 2015 году оборот предприятия составил 64 млн рублей. На фоне авиационных гигантов — совсем не много. Но тут интересно отметить, что за год выручка компании увеличилась в 2,2 раза — в 2014 году она составляла лишь 29,5 млн рублей. Компания является правопреемником Казанского проектного бюро машиностроения, созданного в 1966 году. Согласно сайту компании, «Авиамотор» является основным разработчиком конструкторских решений по повышению надежности, увеличению ресурса авиационных двигателей НК-8-2У, НК-86 и их модификаций, серийно изготавливаемых КМПО. Среди собственных разработок — двигатели НК-8-2У 2-й серии, НК-8-4К, НК-87 и НК-86А.

Место по России Предприятие Оборот, 2015 г., тыс. руб Оборот, 2014 г., тыс. руб Изменение
7 Казанский вертолетный завод 49 094 537 53 750 323 -9%
69 Закрытое акционерное общество «Казанский Гипронииавиапром» 2 316 483 2 393 872 -3%
74 Казанское опытное конструкторское бюро «Союз» 1 992 320 1 387 888 44%
88 Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М.П. Симонова» 1 493 820 1 197 246 25%
89 Казанский завод «Электроприбор» 1 489 322 1 432 335 4%
138 Казанское приборостроительное конструкторское бюро 261 941 246 140 6%
151 Конструкторско-производственное предприятие «Авиамотор» 64 122 29 454 118%

Максим Матвеев, Фаиль Гатаулин, Арслан Минвалеев

АналитикаПромышленностьОПК Казанское ОКБ Союз

Проблемы промышленности

Несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в российской авиапромышленности в последнее десятилетие, отрасль, особенно ее гражданский сегмент, до сих пор не сумела полностью преодолеть последствия кризиса 90-х.

В числе проблем авиационной промышленности стоит отметить нехватку квалифицированных кадров, низкую эффективность менеджмента предприятий, технологическое отставание в ряде ключевых подотраслей (авионика, авиадвигатели), зависимость от поставок комплектующих изделий западных производителей, недостатки в организации послепродажного обслуживания продукции.

Еще одной серьезной проблемой, тормозящей развитие российского авиапрома, стало санкционное давление, оказываемое на страну. Запрет на поставку российским предприятиям продукции двойного назначения оказывает негативное влияние на темпы обновления производственных линий, станочного парка и внедрения прогрессивных технологий.

Российская авиационная промышленность на фоне кризиса 90-х годов

Авиастроительные заводы серийного производства

Город Предприятие № завода в советский период Самолёты, производимые в настоящее время () Вертолёты, производимые в настоящее время ()
Арсеньев Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина 116 Ка-52, Ка-62
Воронеж ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» 18, 64 Ил-96-300, Ан-148, Ил-96-400, Ил-112
Долгопрудный Долгопрудненский машиностроительный завод 464 Перепрофилирован для производства ракет и комплексов ПВО. С 1971 г. самолёты не выпускаются.
Иркутск Иркутский авиационный завод 125, с декабря 1941 — 39 Су-30, Як-130, МС-21, Як-152
Казань ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» 124, с декабря 1941 — 22 Ту-214, Ту-160М
Казань ПАО «Казанский вертолётный завод» 387 Ансат, Ми-17, Ми-38
Комсомольск-на-Амуре Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина 126 Сухой Суперджет-100, Су-27 (ранее), Су-30 (ранее), Су-33 (ранее), Су-35, Су-57
Кумертау ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» М-5981 Ка-226, Ка-27, Ка-31, Ка-32
Луховицы Производственный комплекс № 1 ОАО «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ“» МиГ-29, Ил-103
Москва Производственный комплекс № 2 ОАО «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ“» 30 Перепрофилирован для производства авиационных агрегатов и иной продукции.
Москва Тушинский машиностроительный завод 82 Перепрофилирован для производства авиационных агрегатов и иной продукции. С 1975 г. самолёты не выпускаются.
Нижний Новгород ОАО «Нижегородский авиационный завод „Сокол“» 21 МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35, Ил-114
Новосибирск Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова 153 Су-34
Омск Производственное объединение «Полёт» 166 Перепрофилировано для производства космических ракет. С 2009 г. самолёты не выпускаются.
Оренбург ФГУП ПО «Стрела» 47 Перепрофилирован для производства ракет и авиационных агрегатов. С 1959 г. самолёты серийно не выпускаются. С 1959 г. вертолёты серийно не выпускаются.
Ростов-на-Дону ПАО «Роствертол» 168 Ми-26, Ми-28, Ми-35
Самара ОАО «Авиакор» 18 Ан-140 (ранее)
Саратов Саратовский авиазавод 292 Завод ликвидирован в 2012 г.
Смоленск Смоленский авиазавод 475 Як-18Т, СМ-92Т
Таганрог Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева 31, с 1946 — 86 Бе-200
Улан-Удэ ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» 99 Су-25УБ, Су-25УБМ Ми-8АМТ, Ми-171, Ми-171А2, Ми-8АМТШ
Ульяновск АО «Авиастар-СП» Ту-204, Ил-76

Примечания.

  • Саратовский завод функционировал до 2011 года, в 2012 году ликвидирован и исключён из реестра юридических лиц РФ.
  • С 1919 по 1958 годы существовал Государственный авиационный завод № 1 (с 1919 по 1941 годы располагался в Москве, в 1941 году эвакуирован в г. Куйбышев). В 1958 году перепрофилирован на выпуск ракетно-космической техники.

Современная авиационная промышленность

ВОВ

Попытки преодоления кризиса в гражданском авиастроении. Проект SSJ-100

К началу нулевых ситуация в экономике России начала изменяться в лучшую сторону, чему способствовала благоприятная обстановка на рынке сырьевых ресурсов. На этом фоне правительство страны стало уделять больше внимания восстановлению некогда мощного гражданского авиастроения. Дальнейшая стагнация в этом сегменте грозила привести к полной утере компетенций в сфере разработки и производства пассажирских авиалайнеров, что не входило в планы государства.

В 2001 году была анонсирована госпрограмма по поддержке гражданского авиапрома, предусматривающая финансирование проекта создания нового пассажирского авиалайнера.

В 2000 году конструкторским бюро имени Сухого началась разработка нового регионального авиалайнера SSJ-100, создаваемого в тесной кооперации с ведущими западными авиапроизводителями. Проект наряду с разработками конструкторских бюро Ильюшина и Мясищева был представлен на рассмотрение экспертного совета Росавиакосмоса и стал победителем конкурса.

Реализацию осуществляла компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). К началу 2005 года в Комсомольске-на Амуре была создана новая сборочная площадка для производства разрабатываемого лайнера. Завод был оснащен современными линиями сборки, позволяющими впервые в России освоить технологию бесстапельного производства воздушных судов.

Первый полет авиалайнера, рассчитанного на перевозку 98 пассажиров на расстояние до 4600 км, состоялся в мае 2008 года, а первый серийный «Суперджет» был передан армянской авиакомпании «Армавиа» в апреле 2011 года.

На мощностях авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) собрано около 200 самолетов SSJ-100. На сегодняшний день это единственный пассажирский авиалайнер, серийное производство которого осуществляется в России.

Несмотря на неоднозначное восприятие проекта, который подвергается критике по ряду параметров, SSJ-100 стал первым самолетом, разработанным и запущенным в серийное производство после развала СССР. Реализация проекта позволила освоить новые цифровые методы проектирования и передовые технологии производства, став тем самым отправной точкой для дальнейшего развития гражданского авиапрома страны.

Авиационная промышленность в СССР

Довоенные пятилетки породили авиапромышленность. Оригинальные конструкции создавались выдающимися советскими конструкторами: Поликарповым, Туполевым, Ильюшиным, Лавочкиным — это далеко не весь список. По своим техническим особенностям и характеристикам они создавали мощную конкуренцию зарубежным аналогам. В Великую Отечественную войну было развёрнуто массовое производство, и к 1945 г. численность техники достигала 40 000 единиц.

После войны в СССР стали появляться реактивные самолёты, РЛС, затем стали активно производить вертолёты. В послевоенное время стала развиваться реактивная авиация. Параллельно технологии стали применяться и в гражданской авиации, появились и были поставлены на поток турбовинтовые, реактивные самолёты для пассажирских перевозок.

В 1970-1980 гг. Количество авиа- и моторостроительных предприятий увеличилось до нескольких десятков. Появились сотни заводов, которые поставляли комплектующие. Проектирование осуществлялось в московском конструкторском бюро, а самолёты-амфибии проектируются и изготавливаются в Таганроге.

Авиазавод Лебедева

Завод Лебедева, в 1917 г. являвшимся вторым по объему выпуска среди петроградских самолетных заводов, лишившись прежнего руководства и наиболее квалифицированных специалистов, постепенно сходил на нет. Почти год из-за нехватки электроэнергии и предполагаемой эвакуации он не работал, и к 1919 г. численность персонала снизилась по сравнению с 1917 г. в 101 раз. Станки были изношены, наскоро возведенные Лебедевым корпуса обветшали, поступлений частей для самолетов из-за границы не было и не предвиделось. Не удивительно, что и отдача была мизерной: используя старые запасы, завод в 1918-1919 гг. сдал Красной Армии 14 самолетов «Лебедь-12», 28 «Ньюпор-10» и 2 из 25 заказанных ему разведчиков «Сопвич». Качество продукции оказалось низким: летчики отмечали ненадежность крепления обшивки, а древесина, из которой делали каркас самолетов, была рыхлой, плохо просушенной.

Фундамент отрасли

Возрождение авиапромышленного комплекса произошло на фундаменте заводов и конструкторских бюро, которые были созданы еще в СССР. Советские власти прекрасно понимали, что для эффективной работы и развития отрасли нужно учитывать такие важнейшие факторы размещения авиастроения в России и республиках, как наличие квалифицированного персонала и удобных транспортных связей между предприятиями и ОКБ. Поэтому конструкторские бюро обустраивались в столице или в Подмосковье, а заводы строились в крупных городах, обладающих развитой транспортной инфраструктурой.

В настоящее время это положение дел не меняется. Прославленные ОКБ Яковлева, Сухого, Миля, Туполева, Илюшина, Камова продолжают успешно разрабатывать новые типы авиационной техники, а их головные офисы находятся в Москве или рядом с ней. Крупнейшие предприятия, занимающиеся производством вертолетов, самолетов и двигателей к ним, расположены в Москве, Смоленске, Казани, Улан-Удэ, Новосибирске, Иркутске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Саратове и других городах.

Выпускаемая и проектируемая авиатехника

Название Фото Тип Статус Первый полёт Разработчики Производители Произведено Примечания
Самолёты
Су-30СМ Тяжёлый истребитель Серийное производство 21.09.2012 ОКБ Сухого ИАЗ >100 Эксплуатанты: Россия, Белоруссия, Казахстан.
Су-30М2 Тяжёлый истребитель Серийное производство КнААЗ >10
Су-30МК Тяжёлый истребитель Серийное производство ОКБ Сухого КнААЗ Основные эксплуатанты: Индия, Китай, Алжир, Вьетнам, Венесуэла, Малайзия.
Су-35 Тяжёлый истребитель Серийное производство 19.02.2008 ОКБ Сухого КнААЗ >70 Эксплуатанты: Россия, Китай.
Су-57 Тяжёлый истребитель Лётные испытания 29.01.2010 ОКБ Сухого КнААЗ
МиГ-29СМТ Лёгкий истребитель Производство РСК «МиГ» >10
МиГ-35 Лёгкий истребитель Лётные испытания Сокол
МиГ-41 Истребитель-перехватчик Разработка РСК «МиГ»
Су-34 Фронтовой бомбардировщик Серийное производство ОКБ Сухого НАЗ >100 Принят на вооружение ВВС России 20.03.2014.
Ту-160М2 Стратегический бомбардировщик Разработка Планируется в феврале 2018 года КАЗ
ПАК ДА Стратегический бомбардировщик Разработка Туполев
Як-130 Учебно-боевой самолёт Серийное производство 25.04.1996 ОКБ им. Яковлева ИАЗ >130 Эксплуатанты: Россия, Алжир, Бангладеш, Белоруссия, Мьянма.
Як-152 Учебно-тренировочный самолёт Лётные испытания 29.09.2016 «Иркут» ИАЗ
СР-10 Учебно-тренировочный самолёт Лётные испытания 25.12.2015
Ил-76МД-90А Военно-транспортный самолёт Серийное производство 04.10.2012 АК им. Ильюшина Авиастар-СП
Ил-276 Средний военно-транспортный самолёт Разработка Авиастар-СП
Ил-112В Лёгкий военно-транспортный самолёт Сборка первого образца Планируется во второй половине 2018 года АК им. Ильюшина ВАСО
ПАК ТА Транспортный самолёт Разработка
Ил-78М-90А Самолёт-заправщик Лётные испытания 25.01.2018 ОКБ Ильюшина Авиастар-СП
Ил-76ТД-90А Гражданский транспортный самолёт Разработка
А-100 Самолёт ДРЛО Лётные испытания 18.11.2017 1
Бе-200 Самолёт-амфибия Производство 24.09.1998 ТАНТК ТАНТК 12
Ла-8 Самолёт-амфибия Производство 20.11.2004 АэроВолга АэроВолга
Borey Самолёт-амфибия Серийное производство АэроВолга АэроВолга
Л-172 Самолёт-амфибия Разработка Авиатех
Ил-96-300 Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Производство 28.09.1988 АК им. Ильюшина ВАСО
Ил-96-400М Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Разработка ВАСО
CR929 Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Разработка «ОАК», COMAC
Ту-204 Пассажирский самолёт Серийное производство Авиастар-СП
МС-21 Пассажирский самолёт Лётные испытания 28.05.2017 «Иркут», ОКБ им. Яковлева ИАЗ
Ан-148 Пассажирский самолёт Серийное производство АНТК им. Антонова ВАСО >10
SSJ 100 Пассажирский самолёт Серийное производство 19.05.2008 ГСС КнААЗ >150 Сертификат МАК получен 03.02.2011, сертификат EASA — 03.02.2012. Основные эксплуатанты: Россия, Мексика, Ирландия.
Ил-114-300 Региональный пассажирский самолёт Разработка Планируется в 2019 году АК им. Ильюшина РСК «МиГ»
Вертолёты
Ми-28Н Ударный вертолёт Серийное производство 14.11.1996 Завод им. Миля Роствертол Основные эксплуатанты: Россия, Ирак.
Ка-52 Ударный вертолёт Серийное производство 25.06.1997 ОКБ Камова Прогресс Эксплуатируется в России, осуществляется крупный заказ на поставку в Египет.
СБВ Ударный вертолёт Разработка «Вертолёты России»
Ми-35М Транспортно-боевой вертолёт Серийное производство ОКБ Миля Роствертол >120 Основные эксплуатанты: Россия, Азербайджан, Ирак, Бразилия, Венесуэла, Индонезия.
Ми-26 Тяжёлый транспортный вертолёт Серийное производство 14.12.1977 Завод им. Миля Роствертол
Ка-32 Средний вертолёт Производство КумАПП
Ми-38 Средний вертолёт Серийное производство 22.12.2003 ОКБ Миля КВЗ Сертифицирован в декабре 2015 года.
Ансат Лёгкий вертолёт Серийное производство 17.08.1999 КВЗ КВЗ
Ми-8 Многоцелевой вертолёт Серийное производство КВЗ, У-УАЗ
Ка-226 Многоцелевой вертолёт Серийное производство 04.09.1997 Камов КумАПП
Ка-62 Многоцелевой вертолёт Лётные испытания 25.05.2017
Беспилотные летательные аппараты
Орлан-10 БПЛА Производство СТЦ
Тахион БПЛА Производство
ZALA БПЛА Производство
Дозор-600 БПЛА Разработка Транзас
Альтаир БПЛА Лётные испытания
Орион БПЛА Лётные испытания

«МиГом» отдаем «Салют» и «Вымпел»

Восьмое место занимает базирующаяся в Москве «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Оборот компании в 2015 году составил 44,1 млрд рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13%. Предприятие было основано в 1930-е под названием «Опытное конструкторское бюро Микояна и Гуревича» для производства истребителей со скоростями не менее 600 км/ч. Сейчас предприятие производит истребители-перехватчики и многофункциональные боевые самолеты семейства МиГ.

На девятом месте по обороту за 2015 год находится московский научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». Оборот в 2015 году у предприятия составил 43,4 млрд рублей — на четверть больше, чем в 2014 году. Предприятие основано еще в 1912 году как завод по сборке авиационных семицилиндровых моторов. В разное время предприятие производило двигатели для Су-7, Ту-114, МиГ-17, Ил-28. На данный момент «Салют» производит двигатели для Су-27 и Як-130, а также двигатели для приводов электрогенераторов.

Замыкает десятку крупнейших российских авиационных компаний еще одно московское предприятие — Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» имени Торопова. В 2015 году оборот компании составил 37,5 млрд рублей, увеличившись за год в полтора раза. «Вымпел» основан в 1949 году как опытный завод по вооружению самолетов — для проектирования и изготовления опытных образцов стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолетов. Сейчас «Вымпел» производит управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также другое авиационное вооружение.

Крупнейшие российские авиационные предприятия

Предприятие Оборот, 2015, тыс.руб Оборот, 2014, тыс.руб Изменение
1 Авиационная холдинговая компания «Сухой», г. Москва 100 651 902 86 233 343 17%
2 Научно-производственная корпорация «Иркут», г. Москва 82 786 503 59 380 219 39%
3 Уфимское моторостроительное производственное объединение, г. Уфа, Республика Башкортостан 67 510 963 48 903 137 38%
4 Ростовский вертолетный производственный комплекс Открытое акционерное общество «Роствертол», г. Ростов-на-Дону 56 826 994 36 938 285 54%
5 Улан-Удэнский авиационный завод, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия 50 000 000 38 407 958 30%
6 Объединенная авиастроительная корпорация, г. Москва 49 289 236 39 902 486 24%
7 Казанский вертолетный завод, г. Казань, Республика Татарстан 49 094 537 53 750 323 -9%
8 Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», г. Москва 44 069 000 39 000 000 13%
9 Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», г. Москва 43 415 531 34 899 945 24%

Авиационные выставки

Национальный центр авиастроения России

Разрабатывается он авиастроительным концерном «Иркут» и конструкторским бюро Яковлева. Старт коммерческой эксплуатации намечен на 2017 год. Узкофюзеляжные самолеты производятся из современных материалов, характеризующихся легкостью и повышенной прочностью. Использование инновационных решений в области двигателестроения и аэродинамики позволят новичку успешно конкурировать с самыми крупными поставщиками авиатехники — «Боингом» и «Эйрбасом».

Многие связывают будущее самолетостроения в России с еще одной примечательной разработкой. «Фрегат Экоджет» будет вмещать 380 пассажиров. При этом он будет короче Ила-86 и Airbus A-300. Если говорить о топливной эффективности, то по данному критерию «Фрегат Экоджет» будет превосходить А-310 на 25% (при полете дальностью до 3500 км). Эллиптический фюзеляж предоставит возможность разместить пассажирские кресла так, чтобы между ними образовалось 3 прохода. На данный момент закончено концептуальное проектирование, проведены испытания в аэродинамических трубах, создана бизнес-модель, подготовлено технико-экономическое обоснование запуска проекта.

Будущее у самолетостроения в России — есть. И если раньше столь смелое утверждение вызывало недоверие, то сегодня становится очевидно — разработки наших авиаконструкторов не останутся без внимания и общественного признания. Остается только немного подождать.

Реализация продукции

Комментировать
0