“Глупую информацию” не комментируем
На самом предприятии от комментариев отказываются. В отделе персонала корреспонденту НДН.инфо заявили, что “таких данных” (видимо, по сокращениям работников) у них нет.
Не внесла ясности и беседа с председателем профкома предприятия:
Однако сам г-н Голуб оказался не доступен для получения комментария. Складывается двоякая ситуация. С одной стороны, анонимная информация о массовых сокращениях и переносе производства находит свое опровержение, но опять-таки анонимное. С предприятия поступает противоречивая информация. А его руководство вносить ясность отчего-то даже не пытается. При этом один из сотрудников завода рассказал НДН.инфо, что дал расписку о неразглашении, тем самым косвенно подтвердив, что расстановка точек над i в вопросе о судьбе крупного новосибирского предприятия в повестке дня у его руководства не значится. Редакция направит запрос корпорации “Сухой”.
По информации РБК Новосибирск, сегодня завод им. Чкалова посетит делегация во главе с руководителем “Объединенной авиастроительной корпорации” Анатолием Сердюковым (бывший министр обороны РФ). В ходе визита будут обсуждаться в том числе и перспективы развития предприятия. Возможно, после этого появится ясность относительно дальнейшей судьбы новосибирского завода им. В. П. Чкалова.
Мэрия рассказала о сокращениях на заводе им. Чкалова – здесь.
История
31 июля 1931 года на окраине Новосибирска был заложен завод горного оборудования, а в 1936 году постановлением Совета Труда и Обороны заводу был определён новый профиль — самолётостроение. 4 ноября 1937 года на заводе поднялся в воздух первый построенный самолёт И-16. Потом были созданы такие известные типы самолётов, как Як-3, Як-7, Як-9.
В декабре 1939 года заводу присвоено имя Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова.
В годы Великой Отечественной войны из цехов завода вышел каждый третий истребитель «Як», построенный в СССР. Практически, в военные годы завод выпускал в день до 33 самолётов (то есть до одного авиационного полка в день).
В послевоенные годы завод сначала выпускал велосипеды ЗиЧ-1, однако затем стал производить реактивные истребители-перехватчики МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28П. Предприятие, известное ранее как завод № 153 и Новосибирский авиационный завод (НАЗ), начало тесно сотрудничать с ОКБ Сухого и с конца 50-х годов осуществляло выпуск истребителей перехватчиков Су-9, Су-11 и Су-15.
Главный вход на предприятие
С 1972 года начался выпуск фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24 и в последующие годы его модификаций — Су-24М, Су-24МР; в варианте Су-24МК самолёт экспортировался в ряд стран Ближнего Востока и Африки (Алжир, Сирия и другие).
В конце 1980-х годов на предприятии приступили к производству постановочной серии новейшего многофункционального самолёта четвёртого поколения — Су-27ИБ, которому затем было присвоено обозначение Су-32 (впоследствии Су-34).
С 1991 года НАПО приступило к реализации конверсионной программы производства современных гражданских самолётов. Летом 1994 года на аэродроме НАПО начал полёты первый лётный экземпляр самолёта Ан-38-100, разработанного коллективом ОКБ им. О. К. Антонова, который предназначен для замены устаревших Ан-2, Ан-28, Л-410 и частично Ан-24 и Як-40; в декабре 1994 года поднялся в воздух второй лётный экземпляр (примечательно, что само ОКБ им. О. К. Антонова было создано на территории завода: здесь был спроектирован и выполнил первые полёты Ан-2).
В 2005 году новосибирские авиастроители подписали контракт с Минобороны РФ на производство ударного самолета Су-34; с 2006 года началась серийная поставка этих машин в ВВС России.
В сентябре 2003 года ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова» вошло в структуру ОАО «Компания „Сухой“», в соответствии с Указом Президента РФ от 26.10.2001 № 1252 «О создании открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания „Сухой“»» и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 929 «О мерах по созданию открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания „Сухой“»».
Сборка истребителя-бомбардировщика Су-34 на заводе.
С 1 января 2013 г. ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» прекратило деятельность в качестве самостоятельного юридического лица, став филиалом ОАО «Компания «Сухой», и сменило название на «Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. В. П. Чкалова»
История возникновения завода
История предприятия начинается в 30-х годах двадцатого века. Первый камень в фундамент будущего авиационного завода положили летом 1931 года. Изначально на этом месте предполагалось построить завод горного оборудования, рядом с центральной частью города Новосибирска. Название завода – «Сибмашстрой».
В мае 1936 года Совет труда и обороны страны принял решение о том, что этот завод будет строить самолеты.
В этом же году, в соответствии с распоряжением народного Комиссара обороны К. Ворошилова, в Новосибирск были направлены более 300 демобилизованных военнослужащих. Их определили как специалистов по самолетам. Они и стали основной составляющей будущего коллектива завода. Уже через год на предприятии числилось более 2000 человек.
Подковерные игры
Однако по данным источника НДН.инфо, близкого к руководству предприятия, ничего экстраординарного на заводе не происходит. И о сокращениях речи не идет. По крайней мере, пока.
По словам нашего источника, информации о сокращениях и закрытии завода он не слышал ни от руководства предприятия, ни от менеджеров корпорации “Сухой”.
По поводу гособоронзаказа наш собеседник отметил, что “возможно, он и уменьшился”, однако есть много других контрактов, за счет которых предприятие остается работоспособным.
Вместе с тем, по данным представителя паблика “Споттинг в Новосибирске”, по заказу Минобороны заводу осталось сделать около 10 самолетов. Предприятие обеспечено работой минимум на год. Что будет дальше — неясно.
Су — в Комсомольск, работников — вон
Слухи о сокращении работников на заводе по производству бомбардировщиков появлялись и ранее. К примеру, в конце 2018 года сотрудники якобы получили предупреждения о сокращениях. Из-за того, что гособоронзаказ близок к концу. Работникам якобы сказали увольняться и получить два средних оклада. Пенсионеров, по словам работников, не увольняли, а молодых выгоняли с предприятия чуть ли не каждый день. Но предприятие продолжает работать.
Новый виток развития тема получила в мае нынешнего года. Сайт “Тайга.инфо” опубликовал материал, в котором сказано: работников сокращают, а сам завод перестает выпускать Су-34. Со слов сотрудников, на которых ссылается издание, производству перебазируется на завод им. Гагарина в Комсомольск-на-Амуре, который, как и Чкаловский, входит в корпорацию “Сухой”. Также сообщается, что испытательный аэродром завода планируется отдать под нужды Росгвардии. И что якобы есть частные инвесторы, которые за свои деньги готовы перенести площадку.
Известные работники
- Перед Великой Отечественной войной на заводе работал Алексей Гаранин — будущий Герой Советского Союза.
- Большой вклад в развитие и успешную деятельность завода внесли Глеб Алексеевич Ванаг, Борис Савельевич Галущак и Василий Степанович Слуев, прошедшие путь от рядового сотрудника до руководящих должностей на заводе.
- Девотченко Иван Георгиевич (1902—1956) — советский военачальник, военный лётчик, участник Гражданской войны, Гражданской войны в Испании, Советско-финляндской и Великой Отечественной войны, командир 126-й и 127-й истребительных авиационных дивизий, полковник. В период с апреля по декабрь 1939 года работал на заводе старшим летчиком-испытателем. С началом Советско-финляндской войны направлен на Северо-Западный фронт командиром 28-го смешанного авиационного полка ВВС 9-й армии. По окончании войны вернулся на прежнюю должность. В январе 1941 года назначен командиром 120-го истребительного авиационного полка. С 10 мая 1942 года опять возвращен на завод старшим летчиком-испытателем. В октябре 1942 года по личной просьбе направлен на фронт.
- Сорокин, Иван Фёдорович, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза.
Завод и самолеты ЛаГГ
В конце 30-х завод фактически стал родоначальником истребительной авиации СССР. В 1939 году коллектив завода начал строить первый скоростной истребитель, у которого была деревянная конструкция фюзеляжа с элементами так называемой дельта- древесины.
Самолет имел название ЛаГГ-3, по фамилиям конструкторов (Лавочкин, Гудков, Горбунов). Однако изготовление истребителей сопровождалось различными проблемами, одной из главных были трудности с покупкой фенольных смол, производимых только за границей. Вследствие этого с началом войны выпуск данных машин начал неуклонно сокращаться. В конце 1941 года ЛаГГ-3 фактически сняли с производства. Однако к этому времени заводом было произведено почти 900 машин этого типа.
Истребителем ЛаГГ заводчане гордятся. Он действительно внес большой вклад в обеспечении обороны СССР в ВОв. Самолет ЛаГГ имел прозвище “рояль” в связи с тем, что машину делали из дерева, подвергнутого специальной обработке. Фюзеляж самолета был тщательно отполирован, вследствие чего он становился схожим с концертным инструментом – роялем. Дельта-древесина, используемая в изготовлении самолета, не боялась огня. ЛаГГ был грозным оружием. Исторические хроники говорят, что Сталин сам принял решение о производстве истребителя. Самолично пытался поджечь образец дельта-древесины. Однако ни спички, ни угли его трубки это сделать не смогли. И Сталин, убедившись в стойкости самолета, дал указания начать его строительство. С этой древесиной можно ознакомиться, посетив заводской музей, из нее изготовлены перила лестницы и ступеньки. В этом же музее можно ознакомиться с отзывами о Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова. За всю его 80-летнюю историю.
Примечания
- ↑ , С. 121.
- ↑ Кучеров В. П. (Генеральный Директор ГАО «ТАПОИЧ») 70 крылатых лет — Ташкент, 2002.
- Андрей Величко. . Авиация России (7 декабря 2020).
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 апреля 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2010.
- Громова Н. Г. Лошади и моя судьба. — М.: «Гласност»ь, 2016. — 400 с., — ил. — ISBN 978-5-4465-1363-5.
- , С. 60.
- ↑
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 августа 2014.
- , С. 47.
- , С. 109.
- , С. 101.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 марта 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2010.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2010.
- , С. 75.
- ↑ .
Участие в выпуске мирной продукции
Завод занимался и выпуском мирной продукции. Так, в первые годы после ВОВ на предприятии освоили выпуск зажигалок, сделанных из авиационного алюминия, мебели, раскладушек. Очень популярен среди населения был велосипед ЗИЧ производства Чкаловского завода.
В начале девяностых годов с наступлением кризиса завод опять вынужден был заниматься выпуском не профильной продукции. Пришлось осваивать производство моторных лодок, колясок для детей, стиральных машин «Кедр».
В период освоения самолета Су-24 завод подключили к космической программе «Буран». Его специалисты участвовали в строительстве и испытаниях космического корабля. Однако планы по освоению космоса для завода не осуществились в связи с закрытием программы.
В конце девяностых годов завод приступил к выполнению конверсионной программы, в рамках которой он освоил производство гражданских самолетов. В середине 1994 года на аэродроме завода начались полеты разработанного ОКБ имени О. К. Антонова самолета Ан-38-100. Он предназначался для замены ряда самолетов,к этому времени признанными устаревших, а именно Ан-2, Ан-28, Л-410. Должен быть составить конкуренцию Ан-24 и Як-40.
В настоящее время завод участвует в создании и строительстве авиалайнера Sukhoi Superjet 100 (SSj-100). Новосибирский авиационный завод имени Чкалова В. П. – авиастроительная организация, которая непосредственно участвует в его производстве, а Сибирский НИИ авиации осуществляет его испытания.
Многоцелевое предприятие
В связи с плановой экономической системой УзССР, помимо производства самолётов, на завод были возложены задачи, не связанные с основным производством. Заводом были построены такие объекты Соцкультбыта, как больницы, детские сады, открыты курортные зоны.
Стадион «Старт», 1967 г.
В 1983 году было начато строительство 2-й ветки Ташкентского метро. Станция «Чкаловская» была построена на средства завода.
В 1942 году персонал завода участвовал в строительстве Северного Ташкентского канала.
Во время Великой Отечественной войны завод оказал помощь в выделении персонала на постройку Саларской ГЭС.
В 1966 году в Ташкенте произошло землетрясение, после которого часть заводских средств и персонала были направлены на устранение последствий катастрофы.
- Курортные зоны
- В г. был открыт дом отдыха «Чигатай».
- В г. начал функционирование пансионат «Золотые пески», расположенный на берегу озера Иссык-Куль близ села Бозтери, с пропускной способностью 1200 ч/г.. В 2016 году пансионат полностью перешёл в собственность Кыргызстана вместе с другими бывшими узбекистанскими пансионатами на Иссык-Куле.
- «Кристалл»
- «Сокол»
- «Кумышкан»
- Детские лагеря
- В г. был построен коллективом завода первый пионерский лагерь, «Акташ».
- «Гулистан»
- «Лайнер»
- Медицинские центры
- Медсанчасть при ГАО ТАПОИЧ
- Больница при ГАО ТАПОиЧ
- Спортивные комплексы
Стадион «Старт»
- Развлекательные комплексы
- Кинотеатр имени Б. П. Лисунова.. После распада СССР объект был продан.
- Дворец культуры и техники авиастроителей им. В. Н. Сивца
Начало сотрудничества с ОКБ Сухого
Новой вехой в истории завода стало сотрудничества с ОКБ П. О. Сухого с конца пятидесятых годов. Не прекращается оно до настоящего времени. В 1956 году завод освоил выпуск Су-9. Это положило начало многолетнему серийному выпуску самолетов, разработанных конструкторским бюро имени Сухого.
Истребители марки Су, а именно Су-9, Су-11, Су-15, Су-15 УТ, выпущенные заводом, являлись основными силами авиации ПВО СССР. Их летно-технические характеристики, возможности боевого применения, а также конструктивно-технологические особенности заложили основы отечественного самолетостроения.
Важным этапом развития завода, а также самолетостроения страны в целом, стал запуск в серию самолета Су-24. Производство этого многоцелевого штурмовика завод начал в 1971 году. На тот период этот самолет намного превосходил образцы авиационной техники такого класса во всем мире.
Известные работники
- Перед Великой Отечественной войной на заводе работал Алексей Гаранин — будущий Герой Советского Союза.
- Большой вклад в развитие и успешную деятельность завода внесли Глеб Алексеевич Ванаг, Борис Савельевич Галущак и Василий Степанович Слуев, прошедшие путь от рядового сотрудника до руководящих должностей на заводе.
- Девотченко Иван Георгиевич (1902—1956) — советский военачальник, военный лётчик, участник Гражданской войны, Гражданской войны в Испании, Советско-финляндской и Великой Отечественной войны, командир 126-й и 127-й истребительных авиационных дивизий, полковник. В период с апреля по декабрь 1939 года работал на заводе старшим летчиком-испытателем. С началом Советско-финляндской войны направлен на Северо-Западный фронт командиром 28-го смешанного авиационного полка ВВС 9-й армии. По окончании войны вернулся на прежнюю должность. В январе 1941 года назначен командиром 120-го истребительного авиационного полка. С 10 мая 1942 года опять возвращен на завод старшим летчиком-испытателем. В октябре 1942 года по личной просьбе направлен на фронт.
- Сорокин, Иван Фёдорович, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза.
Первый полет российского ударного беспилотника-невидимки
Министерство обороны РФ продемонстрировало фрагменты испытания секретного “Охотника”
Полет первого российского сверхсекретного тяжелого разведывательноударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) “Охотник”, создаваемого ПАО “Компания “Сухой” Объединенной авиастроительной корпорации, состоялся 3 августа 2019 года. Приподняв завесу над закрытой разработкой, Министерство обороны Российской Федерации продемонстрировало прототип летательного аппарата шестого поколения в полете над аэродромом на высоте около 600 м. После того как дрон, подчиняясь командам оператора с земли, в течение почти получаса кружил в небе, он успешно совершил посадку. Не такую мягкую, как если бы это делал пилот, но полностью отвечающую всем требованиям программы испытаний.
Награды
Награды предприятия, полученные в советский период:
- В 1945 году предприятие было награждено орденом Ленина за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолётов.
- В 1962 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени за успешное выполнение заданий правительства по выпуску новой техники.
- В 1973 году объединение было награждено за успешное выполнение VIII пятилетнего плана и организацию производства новой техники орденом Октябрьской Революции
- В 1982 году, во время визита Л. И. Брежнева, коллектив завода был награждён вторым орденом Ленина.
История:
НАПО им. В.П. Чкалова – одно из крупнейших самолётостроительных предприятий России. В 1931 г. на окраине Новосибирска был заложен завод горного оборудования, а в 1936 г. постановлением Совета Труда и Обороны заводу был определён новый профиль – самолётостроение. 4 ноября 1937 г. на заводе поднялся в воздух первый построенный самолёт И-16. Потом были созданы такие известные типы самолётов как Як-3, Як-7, Як-9.
В декабре 1939 г. заводу присвоено имя Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова.
В годы второй мировой войны из цехов завода вышел каждый третий истребитель «Як», построенный в СССР. Практически в военные годы завод выпускал в день до 33-х самолётов (полк в день).
В послевоенные годы завод выпускал реактивные истребители-перехватчики МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28П.Предприятие, известное ранее как завод № 153 и Новосибирский авиационный завод (НАЗ), начало тесно сотрудничать с ОКБ П. О. Сухого и с конца 50-х годов осуществляло выпуск истребителей перехватчиков Су-9, Су-11 и Су-15.
С 1972 г. начался выпуск фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24 и в последующие годы его модификаций Су-24М, Су-24МР. В варианте Су-24МК самолёт экспортировался в ряд стран Ближнего Востока и Африки (Алжир, Сирия и др.).
В конце 1980-х годов на предприятии приступили к производству постановочной серии новейшего многофункционального самолёта 4-го поколения – Су-27ИБ, которому затем было присвоено обозначение Су-32. Этот самолёт создавался в ОКБ П. О. Сухого под руководством генерального конструктора М.П. Симонова и главного конструктора Р.Г. Мартиросова. 18 декабря 1993 г. состоялся первый полёт серийного Су-32.
С 1991 г. НАПО приступило к реализации конверсионной программы производства современных гражданских самолётов. Летом 1994 г. на аэродроме НАПО начал полёты первый лётный экземпляр самолёта Ан-38-100, разработанного коллективом ОКБ им. О.К. Антонова, а в декабре 1994 г. поднялся в воздух второй лётный экземпляр.Для новосибирского завода это тем более символично, что ОКБ им. О.К. Антонова в послевоенные годы было создано на территории завода. Именно здесь был спроектирован и выполнил первые полёты знаменитый Ан-2.
Теперь почти полвека спустя на этом же заводе получил путёвку в жизнь Ан-38-100 – современный грузопассажирский самолёт для местных воздушных линий, который предназначен для замены морально и физически устаревших Ан-2, Ан-28, Л-410 и частично Ан-24 и Як-40.
НАПО им В.П. Чкалова сегодня является одним из крупнейших авиастроительных предприятий России и предлагает своим клиентам высококачественную продукцию и большой комплекс услуг.
В 2005 г. новосибирские авиастроители подписали контракт с Минобороны РФ на производство ударного самолета Су-34. С 2006 г. началась серийная поставка этих машин в ВВС России.
Показатели | ед.изм | 90г. | 91г. | 92г. | 93г. | 94г. | 95г. | 96г | 97г. | 98г. | 99г. | 00г. | 01г. | 02г. | 03г. | 04г. | 05г. | 06г. | 07г. | 08г. | 09г, | 10г | 11г | 12г | 13г | 14г |
СУ-34 | шт | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 6 | 10 | ~14 | ~16 | |||||||||
Ан-38 | шт | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Судя по показаниям приведенным в таблице можно сделать вывод,что в 90е годы предприятие было загружено очень слабо,если считать поизводство именно новых самолетов,фронтовой бомбардировщик СУ-34 совершил свой полет еще в 1990 году,и как видно выпускался опытными партиями для доводки оборудования около 15 лет (этот процесс мог идти и быстрее,но повлияла сложная экономическая обстановка в стране)в до середины 2000х годов,было проблемно даже провести модернизацию имеющегося авиапарка ВВС России,не говоря уже о перспективных образцах техники.И лишь в 2006 году строевые части ВВС России получили первый серийный СУ-34,который еще несколько лет дорабатывался вследствии проблем с экспулатацией.
С конца 2000х годов,предприятие обрело можно сказать “Второе рождение”.В 2008 году подписан 5 летний контракт на поставку 32 самолетов СУ-34,что позволило предприятию провести существенную модернизацию производства для поточной сборки самолетов и снижения себестоимости продукции не смотря на финансовый кризис 2008-2009х годов.В дополнении к этому,в 2012 году был подписан еще один контракт до 2020 года на поставку 90 СУ-34.Так же предприятие наращивает выпуск агрегатов по кооперации для нового российского регионального самолета SSJ-100 (головная и хвостовая часть фюзеляжа) все это позволяет предприятию уверенно смотреть в будущее.И гарантировать устойчивое развитие в перспективе…
Возможность новых долгосрочных контрактов для оборонно-промышленного комплекса
Как сообщает газета “Ведомости” в материале Алексея Никольского “Российскому оборонному комплексу нужны досрочные контракты. Их возможность чиновники обсуждают с промышленностью”, досрочное заключение новых многолетних контрактов на поставку вооружений обсуждается заинтересованными ведомствами и компаниями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и может быть принято как одна из мер поддержки оборонной промышленности, сообщили “Ведомостям” два менеджера предприятий ОПК и федеральный чиновник. Другой мерой может стать увеличение авансирования контрактов по гособоронзаказу до 80%. “Ведомости” послали запрос в Министерство обороны России и представителю вице-премьера Юрия Борисова, курирующего ОПК в правительстве.
«Новосибирское авиационное производственное объединение» в публикациях DK.RU
|
|
|
|
|
Лайфхаки
|
Итоги работы за военное время
За время ВОВ заводом произведено около 15 500 самолетов модификации Як. Это стало возможным вследствие большой отдачи коллектива завода. Многие рабочие сутками не выходили из цехов, перевыполняли плановые задания, зачастую в несколько десятков раз. Такой самоотверженной отдачи мир не знал. Тем более, что больше 70% рабочих завода – это женщины и дети в возрасте 12-14 лет. Основным лозунгом сотрудников завода было «Полк в день!», а это порядка 28 – 30 изделий в сутки. Для достижения поставленных задач на заводе организовали поточные линии сборки истребителей. К моменту окончания войны таких линий было 29.
О том, как в войну на заводе трудились дети, есть воспоминания основательницы одной из заводских династий Анны Лутковской:
Очень трогательно отзывались заводчане о посещении завода Александром Покрышкиным. Он, посещая цеха, оказался под сильным впечатлением, когда увидел работающих заморенных детей. Он общался с каждым из них, обнимал, здоровался и постоянно повторял:
В военное время заводчане создали фонд. В него выносили пожертвования из своих скромных заработков. За годы войны на нужды семей фронтовиков собрано 250 000 руб. На оснащение авиационных эскадрилий «За Родину» – 250 000 руб. На танковую колонну от завода – 130 000 руб. На развитие производства «Чкаловец» – 3 410 000 руб.
За военные годы все авиазаводы СССР произвели порядка 36 000 истребителей семейств ЯК. Из этих цифр следует, что НАЗ им. Чкалова произвел почти каждый второй самолет.