No Image

Что такое возницы и какова их роль

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

История[править | править код]

Изобретение колесницправить | править код

На самом деле, дикие предки лошади размером, как раз, с крупного осла и были, — около 120 см в холке. И за первые 3000 лет разведения лошадей ни чего для исправления такого положения дел предпринято не было. Лошади использовались, как вьючные животные, и увеличивать их рост не требовалось.

Однако, основным оружием колесницы уже тогда служили копыта лошадей. Двухсоткилограммовые шумерские кони могли давить врагов, — барельефы отражают это. Хотя, конечно, давить они могли только бегущих врагов. Да и сообщить колеснице высокую скорость способны ещё не были.

Впрочем, упущение, в силу которого колесничные лошади могли быть приняты за ослов, было исправлено очень быстро. В начале II тысячелетия колесницы стали использоваться и в Египте, и на Египетских рисунках уже видны рослые лошади. За 4-5 веков рост колесничных лошадей был доведен до 160 см.

Египетские колесницыправить | править код

В Египте строили колесницы несколько иного вида, — более легкой конструкции, явно более быстрые, часто с одноместной коляской, запряженной одним или двумя крупными конями.

У египтян, да и, вообще, у большинства народов колесницы долгое время выполняли только представительские функции.

Впрочем, вскорости за представительскими, в Египте появились и настоящие боевые колесницы. Причем произошло это весьма неприятным для египтян образом.

Колесницы в Европеправить | править код

В Китае сильные трехместные колесницы использовались до конца II века до нашей эры. Причем, основным способом атаки был именно наезд.

Первый поход фараона

Фараонт Тутмос начинает свой первый поход. Сподвижники Тутмоса уговаривали его выбрать обходной путь, но однако же, фараон их не послушался. Не желая прослыть трусом он отправляется самой короткой дорогой, через горные теснины. Горный проход был настолько узкий, что воины могли идти гуськом друг за другом.

Противники не ожидали такого не умного решения от египтян, не ожидали настолько, что даже не успели ничего предпринять. Возможно сирийцы просто-напросто боялись удаляться далеко от стен Мегиддо, где надеялись в случае чего найти защиту от войск фараона. Как бы то ни было, армия Тутмоса III беспрепятственно выходит на равнину перед Мегиддо и начинается битва.

Антиегипетская коалиция была полностью разгромлена. Враг бежал, бежал, побросав колесницы, коней, оружие. Проигравшие попытались укрыться за стенами города Мегиддо, но жители в страхе перед египтянами закрыли ворота. В результате, проигравшие вынуждены были попадать в город весьма интересным способом: их поднимали при помощи веревок, связанных из одежды. Именно таким образом спасся царь Кадеша, да и царь Мегиддо тоже.

Казалось бы, нужно было закреплять успех войску фараона осталось быстро взять город, но не тут то было. Египтяне бросились грабить и собирать все то, что осталось от убежавшего врага. А пограбить, надо сказать, было что: 900 колесниц, 2000 коней, 3400 пленных, которые были обращены в рабов. Одним словом, дисциплинированная армия фараона Тутмоса III превратилась в толпу мародеров.

Серпоносые колесницы

По свидетельствам ученых, данный вид колесницы появляется в 479-401 до н. э. Что такое колесница серпоносая и чем она отличается от своих предшественниц? Главной ее функцией становится не мощный боевой удар, а психологическая атака. Она должна была оказывать воздействие, снижать боевой дух пехоты противника при лобовом столкновении. В связи с этим нужно было создать новый род войск – бесстрашный, не боящийся нестись навстречу врагу и смерти. Повозка была рассчитана на 4 лошадей, имела большие колеса. К осям колес были прикреплены серпы размером около 90 см. Потери врага от использования серпоносых колесниц не были велики, но психологический эффект они давали. Из-за недостаточной универсальности использование боевых повозок со временем сошло на нет.

Определение

Для того чтобы понять, что значит дышло, нужно ознакомиться с определением данного слова. В наиболее распространенном смысле дышло понимается как оглобля, посредством которой повозка прикрепляется к лошади для дальнейшего передвижения. Существуют одиночные и парные дышла. Конструкция последнего выполнена таким образом, чтобы разделять лошадей в парной упряжке без потери тяговой силы.

Оно крепится к передней оси повозки. В русском языке данное слово считается заимствованным. Оно произошло от польского слова dyszel.

Также ответ на вопрос о том, что такое дышло, могут искать некоторые автолюбители. В качестве второго значения слова под дышлом понимают устройство, связывающее автомобиль с поворотной осью прицепа.

И в том, и в другом случае это устройство, соединяющее средство передвижения с прицепом/телегой. На практике конструкции дышла в прицепе и в упряжке незначительно отличаются друг от друга.

в Новом царстве

В это время военные становятся отдельным сословием и в иерархии занимают третье место вместе с вельможами, после фараона и его визирей. Постоянные набеги со стороны воинствующих соседей требовали усовершенствованного оружия, в результате чего появились мечи прямой и серповидной формы, тело воинов защищал кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими платинами. Появилась структура, и отдельные отличались амуницией.

Все оружие принадлежало государству и хранилось в мирное время в специальных складах, и только колесницы воины покупали на свои средства. Ядром армии оставалась многочисленная пехота. Главную ударную силу составляли колесницы — они позволяли быстрее передвигаться, обеспечивали большую мобильность и подвижность. На колеснице, как правило, стояли два человека — один управлял ею, а второй — стрелял из лука. Привилегия идти в бой на колеснице предоставлялась не всем, а только выходцам из знати, очень часто ею управляли молодые царевичи, сыновья фараона.

Войско фараона в походе двигалось, разделившись на отдельные отряды. При длительных и изматывающих остановках разбивали лагерь. Согласно организации египетского войска, бой начинали колесницы, они же прикрывали тыл, за ними следовали отряды пехоты.

Колесницы с косами

В числе многочисленных модификаций особенно примечательными являлись боевые колесницы с железными косами. Первыми они появились у ассирийцев. Эти жители Ближнего Востока решили усовершенствовать старые колесницы. К колесам присоединили длинные ножи. Они ранили многочисленную вражескую пехоту, которая окружала повозки во время яростных сражений. Устрашающие косы отпугивали воинов, которые сторонились их и в панике убегали.

Позже появились и другие технические решения. Как выглядели боевые колесницы такого типа? К дышлу таких повозок также добавляли косы, что позволяло им таранить кавалерию противника в лобовом столкновении.

Подобные колесницы были популярны в Персии. В них запрягалось 4 лошади. Экипаж состоял из 3 человек. Один из них был возничим. Двое других были воинами, которые разили неприятеля.

Косы помогали разрушать порядок в построении пехоты. Если строй не рассеивался полностью, то в нем хотя бы появлялись заметные бреши. В них устремлялись дружественные солдаты, которые не давали врагу сомкнуть поверженные ряды. Что означает боевая колесница в такой ситуации? Она была гарантом успеха при лобовом столкновении армий.

В отличие от обычной кавалерии, повозки с косами позволяли буквально прорезать ряды врага. На этом фоне обычные конные воины были слабы против плотных греческих фаланг. Кроме того, самая древняя кавалерия не имела удобных седел, шпор и других полезных вещей, которая появилась только в Средневековье. Поэтому, вплоть до нашей эры, колесницы успешно конкурировали с всадниками на лошадях, несмотря на сравнительную дороговизну.

Роль колесниц в армии

Русская тачанка в период Первой мировой войны.

Количество колесниц в составе армий могло сильно разниться. В Китае и Индии одна колесница приходилась на 100 солдат. В Ассирии — на 200. В Египте конца II тысячелетия — на 50. В сухопутной армии Карфагена — даже одна на 20 солдат. Есть указания, что у хеттов колесница приходилась даже на 10 человек, но это маловероятно.

Колесницы по своему времени представляли собой достаточно дорогостоящие и высокотехнологичные изделия. В Ассирии имелся царский завод по производству колесниц, причем стратегические материалы (главным образом дерево разных пород) свозились со всего известного ассирийцам мира. Только ценой подобных затрат удавалось сочетать прочность конструкции с её легкостью, позволявшей размещать в кузове трёх человек, вместо 1-2 у менее изощрённых народов.

Тактика противодействия колесницам

На протяжении веков пехота вырабатывала приёмы защиты от атаки боевых колесниц. В эпоху диадохов защитная тактика фаланги заключалась в том, что гоплиты расступались, пропуская колесницу в тыл, где она становилась добычей вспомогательных отрядов (данный приём облегчался тем, что возницы спрыгивали с колесниц до того, как те достигали вражеского строя, и колесница оставалась неуправляемой).

Римляне со времён Юлия Цезаря также разработали эффективные методы противодействия колесницам. В битве при Магнесии атака серпоносных колесниц селевкидского царя Антиоха Великого была успешно отбита воинами Л. Корнелия Сципиона, применившими целый комплекс тактических приёмов:

Таким образом, действия хорошо обученной пехоты, использующей уязвимые стороны данного вида оружия, позволяли не только защититься от колесниц, но и заставить их нанести серьёзный урон собственным войскам. Это обстоятельство практически ликвидировало боевую ценность серпоносных колесниц к концу эллинистической эпохи.

Колесницы Эллады

Как и в других странах Древнего мира, в Элладе до появления конницы колесницы были непременным атрибутом военной знати, а также богов. Посейдон, сотворив коней, запряг их в колесницу. На конной колеснице ездил по небу и бог-громовержец Зевс.

Первые изображения греческих колесниц можно найти на фресках Кносского дворцана Крите. Они получили широкое распространение в микенской Греции, однако использовались в войне больше как транспортное средство. Описывая в «Илиаде» подвиги героев, Гомер отмечает, что перед непосредственной встречей с неприятелем воины спускались с колесниц. В то же время уже тогда получили распространение скачки на колесницах, которые стали так популярны в античном мире и Византийской империи.

«Ваза Франсуа» из Кьюзи, VI в. до н.э.

Ахиллес обвозит тело Гектора, привязанное к колеснице, вокруг стен Трои

Битва при Мегиддо

В этой связи важно упомянуть битву при Мегиддо. Это было первое документально подтвержденное сражение в человеческой истории

Оно имело место в 1468 году до нашей эры. Противниками оказались египетский фараон Тутмос III и ханаанские цари. Что такое боевая колесница для той эпохи? Это элитное подразделение войск. Сам фараон возглавлял колонну двуколок. Он стрелял из лука по сирийцам и палестинцам, которые в итоге потерпели сокрушительное поражение.

Стрелки были важной составляющей египетской дружины. При Тутмосе они получили самые эффективные луки, которые на тот момент мог произвести человек

Они отличались высокой точностью и мобильностью. Их удар не выдерживала ни одна легкая броня. Древние боевые колесницы позволяли лучниками возвышаться над пехотой и выискивать необходимые цели.

Армия Среднего царства

Она характеризуется улучшенной экипировкой. Новые луки помогали увеличить дальность полета стрелы до 180 метров. Впервые в оснащении появляются колесницы. Улучшилась организация армии, появились отряды с узкой специализацией, к примеру, лучники, копейщики, пехота с мечами. Каждый отряд имел определенное количество воинов — от 4 до 600 человек. Каждый ном набирал добровольцев из числа молодых людей, которые после службы возвращались к мирной жизни. Значительную часть по-прежнему составляли наемники из Нубии. Фараоны в Древнем Египте участвовали в военных походах, их колесница всегда возглавляла войско. Фараон облачался в специальные одеяния, неотъемлемым атрибутом которых был головной убор голубого цвета.

Библейские колесницы

В Ветхом Завете колесница часто упоминается как символ славы и власти. Также колесницами пользовались хананеи и филистимляне, враги древних евреев в Палестине. Сами евреи приняли на вооружение колесницы только при царе Сауле.

Джотто. Видение огненной колесницы

После разделения государства древних евреев в Израиле было создано самое мощное колесничное войско в Восточном Средиземноморье. Саваофа иногда называли богом колесниц, и само слово «меркава» приобрело мощное сакральное значение. Именно так называется танк, стоящий на вооружении в современной армии Израиля.

В книгах пророков описана огненная колесница, которая несомненно связана с солярным культом. Пророк Илия был унесен на небо огненной «колесницей Израиля», которая была истолкована как знак, что Бог хранил своих верующих. Апокрифы рассказывают о путешествии пророка Еноха на небо в огненной колеснице. Наконец, подобная колесница явилась пророку Иезекиилю.

Поделиться ссылкой

Применение дышла в домашнем хозяйстве

Знать, что такое дышло, нужно людям, имеющим в хозяйстве пару лошадей. При уборочных работах одной лошади бывает недостаточно. Для того чтобы запрячь двух лошадей в упряжку, применяют постромочно-дышловую запряжку. Дышло находится между лошадьми, к нему нужно пристегнуть каждую из них.

Постромочно-дышловая запряжка осуществляется следующим способом:

  1. Хомуты и уздечки необходимо надеть на каждую лошадь.
  2. Ставим лошадей так, чтобы дышло находилось между ними.
  3. Затем на дышло нужно надень нашильники и пристегнуть их на нагруднике каждой из лошади. Нашильники регулируют постромки и фиксируют на шее животного хомут.
  4. К хомуту прикрепляем нагрудники.
  5. И в самом конце нужно присоединить вожжи к уздечке.

в Новом царстве

В это время военные становятся отдельным сословием и в иерархии занимают третье место вместе с вельможами, после фараона и его визирей. Постоянные набеги со стороны воинствующих соседей требовали усовершенствованного оружия, в результате чего появились мечи прямой и серповидной формы, тело воинов защищал кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими платинами. Появилась структура, и отдельные отличались амуницией.

Все оружие принадлежало государству и хранилось в мирное время в специальных складах, и только колесницы воины покупали на свои средства. Ядром армии оставалась многочисленная пехота. Главную ударную силу составляли колесницы — они позволяли быстрее передвигаться, обеспечивали большую мобильность и подвижность. На колеснице, как правило, стояли два человека — один управлял ею, а второй — стрелял из лука. Привилегия идти в бой на колеснице предоставлялась не всем, а только выходцам из знати, очень часто ею управляли молодые царевичи, сыновья фараона.

Войско фараона в походе двигалось, разделившись на отдельные отряды. При длительных и изматывающих остановках разбивали лагерь. Согласно организации египетского войска, бой начинали колесницы, они же прикрывали тыл, за ними следовали отряды пехоты.

Солдаты удачи на Европейском континенте

Что такое наёмное войско, Европа узнала в XI веке, после того как установилась практика привлечения феодалами на свою службу иностранцев. Когда же через триста лет стали образовываться крупные централизованные государства, то их монархи, не доверяя ополчению из своих подданных, привлекали чужеземцев. Кроме иностранцев вербовались также горожане, свободные крестьяне, разорившиеся ремесленники и просто случайные люди. Со временем в ряде государств сформированные из них подразделения становились основной военной силой.

На ранних этапах своего существования такие структуры создавались лишь во время войны. Для вербовки наёмников королём или феодалом назначался уполномоченный. Ему выдавался соответствующий патент и необходимая сумма. По окончании военных действий все распускались. Переход к постоянным наёмным армиям осуществился в Европе в XVI веке вместе с установлением в большинстве стран абсолютных монархий. Эти постоянные воинские формирования проходили курс подготовки, в основу которого была положена муштра и слепое подчинение.

Завоевания Тутмоса III

На север от Египта, за Синайской пустыней, вдоль восточного побережья Средиземного моря простираются Палестина, Финикия и Сирия. После изгнания гиксосов, новые фараоны начали завоевывать эти земли.

Самым прославленным завоевателем стал фараон Тутмос III. (1479-1425 до н.э.). Он потерял отца в ранней юности и его мачеха, королева Хатшепсут, захватила власть в стране. В ее правление Египет восстановился после нашествия гиксосов. Были отстроены много прекрасных храмов, расширялись торговые связи. Тутмос повзрослел. Он стал сильным и смелым, желал военных побед. Как только царица, единолично правившая до самого конца, умерла, Тутмос направил свои войска в Азию.

Фараон совершил первый поход против города Мегиддо в Палестине. Он победил войска сирийских и палестинских правителей и завоевал город после семи месяцев осады. Исторические источники сохранили сведения о пятнадцати военных кампаниях Тутмоса III в Азию. Египетские войска достигли Евфрата – реки, которая, в отличие от Нила, течет с севера на юг. Поэтому удивленные египтяне прозвали его «рекой, текущей в обратном направлении».

Завоеваниями в Азии Тутмос III не ограничивался. Он покорил Нубию, землю в районе порогов Нила, и ливийские племена, которые жили к западу от Нила. Границы египетских владений теперь протянулись на 3200 километров с севера на юг – от Евфрата до Нубии. В XV веке до н.э. Египет стал самой могущественной державой в мире.

Возницы в более поздние времена

После того как закрылась последняя страница истории древнего мира, возницы не исчезли, но чаще всего стали именоваться извозчиками. Что такое возница в более современном смысле? Это все также человек, управляющий конной повозкой и осуществляющий перевозку пассажиров или грузов. Именно такой вид транспорта был наиболее распространен в XIX веке и сохранялся в начале 20-го столетия, до появления автомобилей. Слово «возница» постепенно исчезало из обихода, заменяясь синонимами «кучер» или «извозчик», смысл же от этого не менялся.

Появились частные возницы, выходцы из крестьянской среды, занимающиеся извозным промыслом. В Санкт-Петербурге эти люди проживали в слободах и имели нелегкую судьбу. Их могли избить кнутом, за малейшую провинность отправить на каторгу. Выделялись следующие категории извозчиков:

  • Ломовики – перевозили грузы.
  • Лихачи – счастливые обладатели комфортных экипажей, перевозившие исключительно богатых пассажиров.
  • Ваньки – самый дешевый вид повозки, запряженной одной лошадью.
  • Голубчики – запряжены парой, более комфортные и более дорогие.

Вся деятельность возниц строго регламентировалась правилами, которые устанавливали даже ограничения по скорости.

Мы рассмотрели, что такое возница. По истории древнего мира и более современным источникам можно сделать вывод, что эти люди были очень важны как в армии, так и в мирное время для перевозки грузов и пассажиров.

Степняки

Для степняков колесницы стали преимуществом, которое позволило многочисленным диким народам устраивать оглушительные набеги на обширные территории. От Средиземноморья до Тихого океана нашествия приводили к упадку оседлых культур. Колесницы позволяли степнякам получать преимущество на поле боя.

Они имели самых выносливых и сильных лошадей во всем мире. Животные, питавшиеся качественным фуражом и степными травами, становились грозной силой, в том числе и в упряжке колесниц.

Особенно сильный удар пришелся на китайцев, живших в долинах Двуречья. Несколько тысячелетий продолжалась борьба между землевладельцами и кочевниками. В ней наличие колесниц было одним из важных козырей.

Удар жителей степей пришелся даже по Древнему Египту. Однако людям этой великой цивилизации повезло больше, чем китайцам. Они были дальше от степных регионов. Кроме того, им удалось эффективно перенять у кочевников саму технологию колесниц.

Правление фараона Тутмоса III

Битва при Кадеше

Это был золотой век повозок. Самое массовое использование колесниц было зафиксировано в битве при Кадеше. В ней схлестнулись силы египетского фараона Рамсеса II и хеттского царя Муваталли II. Сражение произошло в XIII веке до нашей эры.

В битве обе стороны в сумме использовали около 7 тысяч колесниц. Она началась с того, что хетты внезапно атаковали египетский лагерь, который остался практически беззащитным из-за маневров противника. Уже в этом нападении были использованы сотни колесницы. Хеттам удалось победить на этом начальном этапе.

Однако основное египетское войско под руководством самого фараона находилось за несколько километров от лагеря. Эта армия двинулась в ответную атаку. У египтян также были колесницы, которые сеяли ужас среди пехоты. У хеттов не было копейщиков, чтобы противостоять этому типу войска. Тем не менее, в их армии пехота имела железные доспехи. Этот металл был военной и государственной тайной. Египтяне не умели выплавлять его. По сути это было последнее сражение бронзового века.

Битва так и не выявила победителей. Количество колесниц с обеих сторон было приблизительно равным, что привело к паритету. В итоге египтяне и хетты договорились подписать мирный договор. При этом каждая страна приписала победу себе. Тем не менее именно здесь было остановлено египетское вторжение на Ближний Восток. Этому во многом способствовали боевые колесницы хеттов.

Колесницы в бою[править | править код]

Транспортправить | править код

Стрельба из несущейся колесницы явно превышала человеческие возможности. Максимум, можно было освободить одну руку для метания дротиков по курсу. Гонки на колесницах даже по треку, — не то, что по полю, — считалась в античном мире экстремальным спортом.

Десантправить | править код

Хотя, дольше всего использовались колесницы самого примитивного типа, в древности, пока этот род войск сохранял главенствующее значение на поле боя, колесницы подверглись многим усовершенствованиям. Так, еще в XIV веке до н. э. хетты ввели в экипаж третьего человека, — щитоносца. При стрельбе с остановок лучник и возница оказывались прикрытыми, а эффективность десанта удваивалась.

Таранправить | править код

Начиная с шумеров, цивилизованные народы, у которых воин в полном вооружении не являлся редкостью, а лук считался игрушкой, использовали колесницы преимущественно для тарана. Колесницы действующие наездом составляли главную силу армий до середины I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до I века до н. э. в Китае.

Серпоносные колесницыправить | править код

Позже, серпоносные колесницы в небольшом количестве встречались на вооружении армий генуэзских государств, но либо не использовались, либо использовались неудачно.

Армия Среднего царства

Она характеризуется улучшенной экипировкой. Новые луки помогали увеличить дальность полета стрелы до 180 метров. Впервые в оснащении появляются колесницы. Улучшилась организация армии, появились отряды с узкой специализацией, к примеру, лучники, копейщики, пехота с мечами. Каждый отряд имел определенное количество воинов — от 4 до 600 человек. Каждый ном набирал добровольцев из числа молодых людей, которые после службы возвращались к мирной жизни. Значительную часть по-прежнему составляли наемники из Нубии. Фараоны в Древнем Египте участвовали в военных походах, их колесница всегда возглавляла войско. Фараон облачался в специальные одеяния, неотъемлемым атрибутом которых был головной убор голубого цвета.

Египетское войско в Новом царстве

Римские наёмники

Но что такое наемное войско в Древнем Египте по сравнению с его аналогом в высокоорганизованной римской армии. В конце III века до нашей эры закончилась Вторая Пуническая война, следствием которой было разорение свободных крестьян. Чтобы как-то прокормить себя и свои семьи, они массово вливались в армию римского императора. Но в отличие от прежних ополченцев соглашались проливать свою и чужую кровь исключительно за деньги. Да и что такое наемное войско без барыша? Государство пошло им навстречу, и за службу новобранцы получали приличное жалованье, а по истечении определённого срока (16 лет) ещё и земельный надел. Кроме того, им полагалось оружие, одежда и много всего, что необходимо в повседневной жизни. В общем, было за что рисковать головой.

Миф, отлитый в бронзе

Казалось бы, тут колесницам и закатиться в древние ангары или стать музейной диковинкой. Но в V веке до нашей эры они пережили очередное усовершенствование и получиливторое дыхание». Появились машины, имевшие боевые косы, точнее — серпы, закреплённые на оси.

Серпоносная колесница(фото: П. Васин)

Колесницы 3.0» вновь принципиально отличались от классических. Теперь там стоял лишь возница. Он, как и лошади, был прикрыт панцирем. Кузов стал выше и прочнее — он также выполнял защитную функцию. Разогнавшись, серпоносные квадриги должны были прорубиться сквозь плотное построение пехоты и устроить там самую натуральную мясорубку. Впрочем, прорваться насквозь при таком раскладе всё равно было трудновато, и у возничего были высокие шансы погибнуть, повиснув на копьях. Фактически серпоносные колесницы выполняли задачу, которую в Средние века взяла на себя тяжёлая конница.

Первое упоминание серпоносных колесниц относится к битве при Кунаксе(401 г. до н. э.). Греческие наёмники выступали на стороне Кира Младшего, претендовавшего на персидский престол. Но конноприводные мясорубки не смогли там показать себя во всей красе. Под напором греков войско Артаксеркса стало отступать, поэтому колесничие потеряли интерес к атаке и покинули поле боя. Спустя шесть лет лишь пара персидских колесниц смяла спартанский отряд, который не успел построиться в фалангу. А затем контрольный удар нанесли всадники.

Вообще, ход этой битвы оставляет немало вопросов. И есть версия, что левое крыло македонян, которым командовал Парменион, было смято, так как колесницы там действовали успешнее.

Селевкиды сменили Ахеменидов, нобоевые мясорубки» сохранились. На протяжении трёх веков они появляются на полях сражений, что свидетельствует об их эффективности. Последняя встреча с ними произошла в Малой Азии, в 47 г. до н. э. Там Юлий Цезарь разбил Фарнака, сына Митридата VI Евпатора. Римский полководец был лаконичен, написав знаменитое донесение Veni, vidi, vici. Тогда же он и завершил историю серпоносных машин.

Они исчезают с поля боя, но… появляются в мифологии и искусстве.

Колесницы в Китае

Что такое боевая колесница для китайцев? Восточная цивилизация начала применять ее в оборонительных целях (а не наступательных, как это было принято в других обществах). Для этого отряд из 5-7 колесниц выстраивался в форме башни, которую окружала плотная пехота. В случае атаки противника такие оборонительные редуты обстреливали приближающихся врагов. Также на востоке проявилась еще одна особенность. Вместо луков здесь использовались рогатки.

Тем не менее легкие коляски по-прежнему использовались в летучих атаках на вражеский строй. Если тяжелые колесницы были эффективны в обороне, то мобильные и быстрые небольшие двуколки стремительно надвигались на соперника.

Применение повозок в Китае было связано еще и соседством степняков. Именно от них ханьцы получили первых лошадей, которые, кстати, долго приспосабливались к новым условиям жизни. Владельцы повозок были военной элитой китайских княжеств. У каждого небольшого местного государства было около 200-300 колесниц в действующей армии.

Со временем повозки постепенно увеличивались в размерах. Становился больше и их экипаж. Параллельно с этим количество сопровождающих пехотинцев уменьшилось (с 80 человек до 10). Это означало то, что сражения между армиями превращались в огромные столкновения колесниц. В таких битвах роль пехоты становилась все незначительнее. Подобное соотношение сходно с ситуацией, когда в средневековой Европе основу войска стали составлять отряды вооруженных рыцарей.

О роли возниц

Понимание значения военных колесниц позволяет определить, что такое боевые возницы. Это люди, в функции которых входило управление данными повозками. Так, с изобретением лука и стрел изменились и методики ведения боя, теперь врага можно было поражать на расстоянии, но требовалась маневренность и скорость. И управляющий повозкой прикладывал все усилия, чтобы его «напарнику»-лучнику было удобно попасть в цель.

Постепенно конструкция колесниц усложняется, она приобретает две оси и специальный конструктивный элемент – большой щит, обеспечивающий защиту находящихся на ней воинов. Упряжка становится ударной силой, готовой внести смятение в ряды вражеских войск. Что такое возница в этом случае? Это не просто управляющий лошадью, но и стратег, в задачу которого входило направить животное в пекло боя, чтобы оно своими мощными копытами растоптало или покалечило как можно большее число противников.

Примечания

  1. Военные колесницы // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Корпусова В. Н., Ляшко С. Н. Погребение эпохи бронзы Крыма с глиняными модельками колёс у с. Ильичево в Крыму. — 1999. — Т. VII. — С. 42-48.
  3. Кондрашов А. В., Резепкин А. Д. Новосвободненское погребение с повозкой // Памятники неолита и бронзы. — М: Наука, 1988. — № 193. — С. 91—97.
  4. Зданович Д. Г. Жертвоприношения животных в погребальном обряде населения степного Зауралья эпохи средней бронзы : Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Екатеринбург, 2005.
  5. Mercklin E. 1 // Der Rennwagen in Griechenland. — Leipzig, 1909. — С. 1.
  6. Evans A. 2 // The Palace of Minos at Knossos. — London, 1935. — Т. IV. — С. 796.
  7. Елена Ефимовна Кузьмина. Откуда пришли индоарий?: материальная культура племён андроновской общности и происхождение индоиранцев. — М.: Восточная литературара, 1994. — С. 180. — 472 с.
  8. Аппиан
  9. Тацит «Анналы» xiv.35
  10. Юлий Цезарь. Книга 4. // Записки о Галльской войне = De Bello Gallico / Перевод: М. М. Покровский.
  11. Dr. Aaron Ralby. Battle of Kadesh, c. 1274 BCE: Clash of Empires. — Atlas of Military History. — Parragon, 2013. — С. 54–55. — ISBN 978-1-4723-0963-1.
  12. Книга Бытия 50:9
  13. Книга Иисуса Навина 17.:6; 17:18
  14. Книга Судей Израилевых 1:19; 4:3; 4:13.
  15. Третья книга Царств 1:10.26.
  16. Полибий
  17. Аппиан, Митридатовы войны, «Александрийская война» анонимного автора
  18. Анна Комнин
  19. Школяр. Китайская доогнестрельная артиллерия. — М.: Наука, 1980.
  20. Журнал «Воин», № 12’2003, С.2-12

Боевая колесница

Появилась боевая колесница более 2,5 тысячелетий назад и активно использовалась в военном деле. Ее назначением было обеспечение мобильности воинов, их более быстрого перемещения. Вот почему армии, обладающие таким транспортным средством, нередко одерживали победы.

Что такое возница в древнем мире? Это один из воинов, находившийся на колеснице. В его обязанности входило управление лошадьми, также нередко он играл роль щитоносца, подавая воинам, вступившим в рукопашную схватку, новое оружие на замену поврежденному в бою. Именно возница следил за конем во время битвы и все время находился в самом центре кровопролития, поэтому его участь легкой не назовешь.

Дышло в автомобильном прицепе

Что такое дышло в конструкции прицепа, знает не каждый опытный механик. Дышло – это рычаг, расположенный на передней части рамы прицепа.

Конструкция бывает А-образной и I-образной. Она может включать в себя:

  • Страховочный трос.
  • Узлы сцепки.
  • Складная подставка (у некоторых прицепов она не предусмотрена).
  • Опорное (подкатное) колесо.
  • Также на нем может быть закреплено запасное колесо.

Дышло прицепа несет на себе основную нагрузку. Поэтому чем больше масса перевозки прицепа, тем серьезней будет конструкция дышла. Если грузоподъемность прицепа небольшая, используется I-образная конструкция. Соответственно А-образная предназначена для перевозки более тяжелых грузов. Она не дает прицепу возможности раскачиваться при езде по ямам и неровному дорожному покрытию.

Помимо этого, конструкция дышла автомобильного прицепа может быть съемной или складной, что, в свою очередь, очень сильно помогает при хранении в помещениях небольшого размера.

На другом краю света

Британия — это на краю света. Колесницы там долго не выходили из моды… и до сих пор в моде одно распространённое заблуждение о них. Вообще, устройство и тактика кельтских колесниц хорошо известны — там стояли возничий и воин, метавший специальные копья. Римские полководцы ни разу не упоминают о косах, да и у археологов нет находок, подтверждающих такой факт. И тем не менее, то тут то там изображаются они до сих пор.

Эсседа — кельтская колесница На ту же тему Мануал для попаданца: как стать полководцем античности

О серпоносных колесницах у островитян первым написал один римский географ. Видимо, под впечатлением от Ксенофонта. А как же ещё колесницы могут сражаться? Конечно, они должны мчаться и лихо рубить врага лезвиями. Иначе он и представить не мог — да и не только он. Серпоносной в ирландских мифах была и колесница Кухулина. Но можно ли этому верить? В конце концов, на руках и ногах у этого древнего героя было по семь пальцев, а в глазах — семь зрачков…

В Лондоне стоит знаменитый памятник королеве-воительнице Боудикке, возглавившей восстание против римлян в I веке н. э. И там она тоже мчится на колеснице, оснащённой боевыми косами. И где же историческая достоверность?

Миф отлили в бронзе и он пошёл в жизнь — да там до сих пор и остался. В 2011 году на экраны вышел фильм   Орёл девятого легиона», где кельтские колесницы тоже оснащены боевыми косами…

Но в военном деле всему рано или поздно приходит конец. Легионы и конница постепенно вытесняли боевые повозки с полей сражений, пока им совсем не осталось там места. Колесницы окончательно переехали на ипподромы. А также сохранили сакральную функцию — именно на колеснице ехал триумфатор во главе победоносных легионов.

Потому что бои боями, а колесница — это, прежде всего, красиво.

Колесницы Древней Греции

Первоначально в Греции колесница выполняла лишь транспортную роль. Она доставляла воина в доспехах на место битвы. Если воин не погибал, колесница с возничим увозила его обратно. Случалось, что их использовали и в бою, но это было опасно. Для повозки необходимо ровное поле боя, так как дышло на неровностях может сломаться, тогда кони понесут. Это чревато смертью воина, находящегося на колеснице.

Древняя колесница Греции очень часто использовалась и вне поля боя. Эллины любили устраивать колесничные бега, позже они даже вошли в программу Олимпийских игр.

Вместе с прогрессом пришли и новые технические боевые новинки, отодвинувшие боевые колесницы на задний план, а затем и вовсе вытеснившие их. К концу своего существования эти повозки уже стали не столько участниками боевых действий, сколько показателями знатности и богатства своего хозяина. Для содержания всего одной колесницы требовалось немало земли (для лошадей) и персонал, ухаживающий за животными и самой колесницей. Вскоре содержание всего этого стало невыгодно, и колесницы канули в Лету.

Комментировать
0