fbpx
No Image

Касатонов, владимир афанасьевич

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Народ и власть

Принимая это решение, адмирал учитывал мнение общественных организаций, простых граждан , ветеранов и Военного совета черноморского флота. Пресса также принимала живое участие в этом противостоянии.

Следует отметить, что в то время Игорь Владимирович получил сотни телеграмм и писем от простых граждан Севастополя, Крыма и России, но ни одной телеграммы от руководителей страны. Так что сопротивление длилось силами севастопольцев и моряков. Власть выбрала позицию наблюдателя.

Украинские власти поняли, что упрямый адмирал флот не отдаст и начали препятствовать поставкам грузов с продовольствием на полуостров. Но это не главное: была заблокирована доставка призывников из России в Севастополь. Тогда Касатонов договорился с Новороссийском о доставке на боевых кораблях новобранцев, и за 1992 год таким образом были доставлены 5 тысяч человек. Киевские власти начали уголовное преследование адмирала: начала работать юридическая машина, но безуспешно.

В российском правительстве на тот момент не было единого мнения по вопросу о принадлежности Черноморского флота. Не было определенной позиции и у президента Ельцина, и адмиралу Касатонову необходимо было убедить его в том, что Черноморский флот должен быть российским. Бывший в то время главнокомандующим ОВС СНГ маршал Шапошников организовал в Новороссийске встречу Касатонова и Ельцина, на которой, после 8 часов обсуждения, было принято решение о разделе флота между субъектами СНГ, территориально в этом заинтересованными.

Однако с Кравчуком переговоры начались только через год. И одним из первых условий, которое выдвинула тогда украинская сторона, было “убрать Касатонова”…

Карьера

В течение 20 лет В.А. Касатонов под руководством С.Г. Горшкова принимал участие в развитии ВМФ, выводе нашего военного флота в Мировой океан и в достижении паритета с сильнейшим флотом в мире – военно-морскими силами США. При этом адмирал сам активно участвовал в походах боевых кораблей. В составе группы Генеральных инспекторов Минобороны России Владимир Афанасьевич вел активную военно-патриотическую работу. Много ездил по стране, выступал перед молодёжью. Всю войну он стоял на защите балтийских рубежей страны, защищал Ленинград и славу Российского флота – Кронштадт.

С февраля по ноябрь 1931 года служил вахтенным начальником и штурманом на подводной лодке «Большевик» Балтийского флота.

До декабря 1932 года продолжал службу на Балтийском флоте помощником командира подводной лодки «Комиссар».

1933 – 1939 гг. – служба на Тихоокеанском флоте.

Январь 1933г – май 1934г – помощник командира подводной лодки «№ 24» (с декабря 1933 – «Форель»).

Май 1934г – март 1937г – командир подводной лодки «Пескарь» (с сентября 1934 – «Щ-112»).

Март 1937г – январь 1938г – командир подводной лодки «Л-12».

Январь 1938г – октябрь 1939г – командир 12-го дивизиона подводных лодок.

После окончания Военно-морской академии назначен начальником штаба отдельного дивизиона подводных лодок Балтийского флота. В этой должности встретил Великую Отечественную Войну, участвовал в летне-осенних боевых действиях 1941 года на Балтике и обороне Ленинграда.

С августа 1941 года служил в Главном морском штабе ВМФ на должностях – старшего командира-оператора 5-го отдела (август 1941г – апрель 1942г), начальника 5-го (апрель 1942г – август 1943г), 4-го (август 1943г – ноябрь 1944г) и 6-го (ноябрь 1944г – декабрь 1945г) отделов Оперативного управления. Занимался изучением и анализом обстановки на Дальнем Востоке, а также внедрением опыта действующих флотов в боевую подготовку Тихоокеанского флота.

Февраль 1945г – участник Ялтинской (Крымской) конференции.

Декабрь 1945г – январь 1947г — начальник штаба Кронштадтского морского оборонительного района (Балтийский флот).

1947—1949 гг. — служба в Генеральном штабе Вооруженных Сил СССР начальником морского отдела Главного оперативного управления (февраль-июнь 1947г) и помощником начальника Главного оперативного управления по ВМФ – начальником морского отдела (июнь 1947г – октябрь 1949г).

С октября 1949 года — начальник штаба — первый заместитель командующего 5-м ВМФ (Тихий океан, главная база флота — Владивосток).

С апреля 1953 года — первый заместитель командующего Тихоокеанским флотом.

С ноября 1954 года — командующий 8-м ВМФ (Северо-Балтийский флот).

С декабря 1955 года — командующий Черноморским флотом.

С февраля 1962 года — командующий Северным флотом.

С июня 1964 года – первый заместитель Главнокомандующего и член Военного совета Военно-Морского Флота СССР. Внёс большой вклад в укрепление боевой готовности ВМФ СССР, в испытания новых кораблей и изучение условий действий сил флота в арктических районах, принимал активное участие в создании океанского ракетно-ядерного флота. Возглавлял ряд военно-дипломатических миссий – первым из советских военачальников в послевоенные годы посетил Югославию, Албанию и США. Неоднократно бывал в Египте, Болгарии, Польше, Румынии, ГДР и других зарубежных странах.

В годы его командования Северным флотом советские атомные подводные лодки впервые вышли на просторы Атлантики, совершили плавания к Северному полюсу, прошли подо льдами Арктики и через Берингов пролив в базы Тихоокеанского флота. В 1962 году Владимир Афанасьевич руководил сложным учением авиации ВМФ под условным названием «Шквал» (на Новоземельском полигоне), в ходе которого испытывалась авиационная противолодочная крылатая ракета К-10. Лично участвовал во многих походах атомных подводных лодок, а в 1963 году возглавил поход атомной подводной лодки «К-181» (командир Ю.А.Сысоев) к Северному полюсу, которая 29 сентября 1963 года впервые всплыла точно на северной вершине планеты, и был водружён Государственный флаг нашей страны.

25 ноября 1966 года В.А.Касатонову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за большой вклад в повышение боевой готовности ВМФ, испытания новых кораблей и проявленные при этом мужество и героизм.
С сентября 1974 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР.
1958 -1979гг. – депутат Верховного Совета СССР V—IX созывов.

Жил и скончался в Москве 9 июня 1989г. Похоронен на Новодевичьем кладбище, где ему установлен памятник.

Награды

Ордена:

  • Герой Советского Союза (25 ноября 1966).
  • 3 ордена Ленина
  • Орден Октябрьской Революции
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Нахимова 2-й степени
  • Орден Отечественной войны 1-й степени
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени
  • 2 ордена Красной Звезды
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени

Медали:

  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

Иностранные награды:

Орден Красного Знамени (Монголия)

Черноморский флот

В биографии адмирала флота Касатонова Игоря Владимировича время с сентября 1991 по сентябрь 1992 годов, когда он стал командующим Черноморским флотом, станет одним из важнейших периодов жизни. В те дни события сменялись настолько быстро, что принимать решения приходилось мгновенно, опираясь только на опыт, интуицию и еще — верность присяге.

8 декабря 1991 года считается официальной датой образования СНГ. И не успели президенты разъехаться по своим новообразованным государствам, как 11 декабря из Киева последовало приглашение к Кравчуку для обсуждения вопроса о принятии Черноморским флотом присяги Украине. Адмирал Касатонов категорически отказался, обосновав свою позицию тем, что офицер принимает присягу один раз, а также тем, что Россия — правопреемница СССР, так что судьбу Черноморского флота должна решать она.

В подчинении адмирала Касатонова находилось около 92 тысяч офицеров и моряков. Чтобы внести ясность в вопрос присяги, он подписал приказ о запрете для военных Черноморского флота присягать иностранному государству Украине.

Демонстрация флага

Принципиальное решение о развертывании на Тихом океане фрегатов проекта 22350 уже принято, сообщили «Известиям» источники в военном ведомстве. Первым на Дальний Восток отправится «Адмирал Амелько». Ожидается, что ТОФ получит его в 2023 году. По словам собеседников издания, планируется, что два других корабля усилят стратегическое направление до 2025 года.

Всего планируется выпустить восемь кораблей «адмиральской» серии, как ее называют военные моряки. По три корабля получат Тихоокеанский и Северный флот, два — Черноморский.

Сейчас в составе ВМФ числится один фрегат — «Адмирал Горшков». Второй — «Адмирал Касатонов» — завершает государственные испытания. Ожидается, что его передадут флоту до конца года. Согласно планам Минобороны, третий и четвертый — «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» — должны пополнить состав ВМФ в ближайшие два года.

Адмирал_1

Контр-адмирал в отставке, кандидат технических наук Всеволод Хмыров, президент РФ Владимир Путин, министр обороны РФ Сергей Шойгу, вице-премьер РФ Юрий Борисов и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на церемонии закладки двух серийных фрегатов проекта 22350 «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов» на судостроительном заводе «Северная верфь». 23 апреля 2019 года

Фото: ТАСС/Алексей Дружинин

Будущий тихоокеанец «Адмирал Амелько» был заложен вместе с «Адмиралом Чичаговом» прошлой весной. Постройку последних кораблей серии должны начать в нынешнем году. Но пока не прошла даже официальная церемония их закладки. Поэтому эти фрегаты ещё не получили имена.

Корабли ТОФ ежегодно участвуют в совместных учениях с Китаем и Индией, напомнил военный эксперт Василий Кашин.

— По меньшей мере дважды в год флоту надо отправлять корабли в дальние походы, — рассказал специалист «Известиям». — Параллельно они должны участвовать в международных действиях по поддержанию присутствия у берегов Сомали. Периодически бывают походы к берегам государств Юго-Восточной Азии с заходом в порты, совместные учения с такими странами, как Вьетнам и Сингапур.

Новые фрегаты заменят старые советские эсминцы и большие противолодочные корабли (БПК), которые поддерживают наше присутствие в Азии. Сейчас в составе ТОФ имеется эсминец проекта 956 и три БПК проекта 1155 — все они построены ещё во времена СССР.

Новейшие фрегаты в мирное время прекрасно подходят для демонстрации возможностей российского флага в Юго-Восточной Азии и за её пределами, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.

Адмирал_2

Испытания фрегата проекта 22350 «Адмирал Касатонов» в Баренцевом море

Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ

— Силы ТОФ регулярно совершают походы в водах Тихого и Индийского океанов, иногда даже доходят до Средиземного моря, — рассказал «Известия» эксперт. — Фрегаты проекта 22350 отлично подходят для таких миссий — это красивые и современные корабли с мощным вооружением. Их присутствие в удаленных уголках планеты позволит оценить возможности российского ВМФ

Важно и то, что они надежны и имеют хорошие мореходные качества. Фрегат «Адмирал Горшков», возглавляя отряд кораблей, совершил кругосветный поход, во время которого военные моряки без серьезных поломок прошли более 40 тыс

морских миль (не менее 74 тыс. км).

После зачисления «Адмиралов» в состав флота, СФ и ТОФ получат современные ударные группировки — по три однотипных фрегата в каждой. На этих стратегических направления ВМФ всегда концентрировал мощные силы. Они, особенно с учетом подводных лодок, всегда превосходили возможности Черноморского и Балтийского флотов и предназначались для отражения атак многоцелевых и авианесущих объединений кораблей вероятного противника, отметил Дмитрий Болтенков.

Семейные обстоятельства

Супруга Игоря Владимировича Касатонова — Юлия Александровна — также из семьи морского офицера: она дочь контр-адмирала А. А. Трофимова, назначенного в 1974 году Советником Командующего ВМФ Сирийской Арабской республики. Он погиб в том же году, за месяц до своего 50-летия.

У Касатоновых трое детей: дочь Тамара, сын Александр, сын Кирилл. Сейчас Александр — капитан I ранга, его место службы — в постоянном представительстве России при НАТО.

Кирилл в настоящее время — полковник юстиции.

В те дни, когда решалась судьба Черноморского флота, семья была рядом с Игорем Владимировичем и подвергалась реальной опасности: в особо сложные периоды он определял жену и детей на “временное место жительства” на военном корабле “Ангара”.

По сведениям российской разведки, существовал план физического устранения мятежного адмирала, ввиду того, что первоначальный вариант со сбором и распространением компромата не увенчался успехом.

Антиторпеды и радиоэлектронная борьба

Испытания «Адмирала Касатонова» начались 20 ноября 2019 года и были поделены на несколько этапов.

Сначала в Белом море было протестировано ракетное вооружение фрегата. Экипаж выполнил пуски крылатых ракет «Калибр» по береговой мишени. Отрабатывалось применение оружия и по морским целям, для чего были задействованы крылатые ракеты «Оникс» и «Калибры».

Затем в акватории Баренцева моря «Адмирал Касатонов» выполнил артиллерийские стрельбы, торпедные пуски по подводной цели и отработал взаимодействие с авиацией и судами обеспечения.

  • «Адмирал Касатонов»
  • РИА Новости

В феврале 2020 года стало известно об успешных испытаниях комплекса радиоэлектронной борьбы: экипаж «Адмирала Касатонова» выполнил постановку пассивных помех и ложных целей.

В июне фрегат тестировал защиту с применением антиторпеды малогабаритного противолодочного комплекса «Пакет», который предназначен для уничтожения подводных лодок и торпед в ближней зоне корабля.  

Также по теме


«Универсальные корабли»: как Россия развивает проект по созданию многоцелевых корветов

Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» доставлен во Владивосток для проведения испытаний, сообщила пресс-служба…

Комплекс «Пакет» «автономно или в составе корабельного контура противолодочной обороны и противоторпедной защиты обеспечивает в автоматическом или автоматизированном режимах выработку целеуказания по данным корабельных гидроакустических комплексов и станций, а также обнаружение, классификацию и определение параметров движения атакующих корабль торпед», отмечается на сайте Минобороны.

На завершающем этапе испытаний в Балтийском море были проверены все проектные характеристики корабля, работа систем и вооружения, отработано взаимодействие с подводными лодками и авиацией, проведены спасательные и эвакуационные учения.

Завершились госиспытания 6 июня 2020 года.

«В течение десяти месяцев корабль проходил этапы испытаний на двух флотах — Северном и Балтийском, работал в разных погодных условиях. Сдаточная команда вместе с экипажем, службами обеспечения флота провела тщательную проверку фрегата», — заявил в июне этого года генеральный директор «Северной верфи» Игорь Пономарёв.

История строительства

Корабль заложен 26 ноября 2009 года на судостроительном предприятии «Северная верфь». На церемонии закладки корабля присутствовали представители командования ВМФ России, администрации Санкт-Петербурга и руководители ряда судостроительных предприятий и конструкторских бюро. Корабль должен был быть спущен на воду в 2011 году, а вступить в строй он должен был годом позднее.
Планировалось, что нести службу корабль будет в составе Черноморского флота в Севастополе.

В марте 2014 года было объявлено, что первые два фрегата проекта 22350 войдут в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ РФ, которая будет воссоздана в Севастополе после присоединения Крыма к Российской Федерации.

12 декабря 2014 года был спущен на воду. В конце ноября 2015 года должен был приступить к прохождению швартовных испытаний.

По состоянию на январь 2016 года техническая готовность корабля составляла 81 %, на корабле завершены были покрасочные и изоляционные работы, смонтировано электромеханическое оборудование, принято электропитание с берега, завершалось изготовление общекорабельных систем. Судостроители готовили все цистерны корабля под приём воды, топлива, масла, на фрегате выполнялись электромонтажные работы.

К 23 июня 2016 года на фрегате был установлен главный ударный комплекс и смонтировано электрооборудование. Основные работы достроечного периода были закончены, смонтированы электрокабели, электрооборудование и поступившая на завод спецтехника. Строители завершали центровку на плаву главных двигателей, редукторов, газовых турбин и линий валопроводов. Продолжалась зашивка и оборудование жилых и служебных помещений.

В начале июня 2017 года на фрегате началось тестирование дизель-генераторов. 9 ноября 2017 года осуществлен пробный пуск маршевых двигателей ГЭУ.

По состоянию на февраль 2018 года техническая готовность корабля составила 98%. Вселение экипажа намечено на конец февраля 2018 года.

К 13 марта 2018 года комиссией с участием специалистов 13-ой бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей, судостроителей и экипажа завершена контрольная проверка готовности первого серийного фрегата «Адмирал флота Касатонов» проекта 22350 к вселению личного состава корабля. По итогам проверки комиссия подписала акт о готовности корабля к вселению моряков. Вселение личного состава началось с середины марта 2018 года.

По состоянию на сентябрь 2018 года строительная готовность корабля составила 99%.

Передача флоту запланирована на 2019 год.

Комментировать
0