Примечания[править | править код]
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- . rnd.cnews.ru (22 марта 2010). Дата обращения: 22 марта 2010.
- ↑ Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (671), 2003. стр.41
- ↑
- ↑
- Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 10 (643), 2000. стр.33
- Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 9 (654), 2001. стр.40
- ↑
- Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (659), 2002. стр.39
- Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 6 (663), 2002. стр.40
- Потери авиации коалиционных сил в войне с Ираком по данным зарубежных СМИ // «Зарубежное военное обозрение», № 4 (673), 2003, стр.24
- IRAQI-313. (ар.). وكالة أنباء براثا (9 августа 2019). Дата обращения: 17 августа 2019.
- Елена Плавская. . Известия (9 августа 2019). Дата обращения: 17 августа 2019.
- . news.myseldon.com. Дата обращения: 16 сентября 2020.
- ↑ . avia.pro. Дата обращения: 16 сентября 2020.
- . Мировое политическое шоу. Дата обращения: 16 сентября 2020.
- The Military Balance 2018, p.41,49,56,57
- The Military Balance 2016, p.54
- ↑ Смирнов, Сергей . Ведомости (17 декабря 2009). Дата обращения: 18 декабря 2009.
- ↑ (англ.).
Чуть хуже, но куда дешевле
Дискуссия насчет целесообразности экспорта американских БЛА с вооружением началась еще при администрации Обамы, когда США были намерены убедить другие государства присоединиться к ограничениям на продажу и применение боевых беспилотников. При этом военные аналитики разошлись во мнении, какое влияние может оказать новая инициатива Госдепартамента по урегулированию на международном уровне поставок и использования оснащенных оружием дронов на растущий рынок ударных БЛА.
По информации аналитической компании «Авасент» (Avascent), помимо США, еще 15 стран либо объявили о намерении приобрести боевые беспилотники, либо уже подготовили средства для финансирования таких закупок. На это планируется затратить в общей сложности 13,4 миллиарда долларов до 2021 года включительно. И данный показатель может вырасти, если появятся другие заказчики или упомянутые 15 стран увеличат количество приобретаемых БЛА. В целом, по расчетам «Авасент», рынок ударных беспилотников за пределами США вырастет с 1,08 миллиарда долларов в 2015 году до 1,98 миллиарда в 2021-м.
По мнению аналитиков, инициатива Госдепартамента должна была, во-первых, несколько успокоить противников БЛА, обеспечив некое подобие Женевской конвенции в вопросе применения вооруженных дронов, которое будет включать пункты о транспарентности. Во-вторых, американское внешнеполитическое ведомство, учитывая интересы собственной промышленности, преследовало цель сохранить конкурентоспособность компаний США в борьбе с европейскими и израильскими соперниками, которые быстро сокращают технологическое отставание.
Однако пока официальные лица Соединенных Штатов дискутировали по поводу целесообразности экспорта БЛА, а некоторые заявки на поставки боевых дронов от таких близких союзников США, как Иордания и ОАЭ, не удовлетворялись Вашингтоном, в Китае не дремали. Испытывая трудности в общении с американскими партнерами, Египет, Ирак, Иордания, Казахстан, Мьянма, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Узбекистан обратились с соответствующими запросами к Поднебесной и начали закупать у нее более дешевые аналоги современных западных боевых БЛА. Эксперты американского журнала «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» подчеркивают, что контракты китайских производителей БЛА с правительствами стран Среднего Востока и Центральной Азии создали в этих географических регионах предпосылки для компаний КНР исследовать и другие сегменты рынка для продвижения беспилотных авиационных систем (БАС).
Отказ США продавать свои самые мощные и эффективные дроны за рубеж, в том числе ближневосточным союзникам, вполне объясним: в Вашингтоне не без оснований опасаются, что аппараты могут попасть в руки врагов Соединенных Штатов и Израиля, а также подорвут военное доминирование еврейского государства над соседями.
Определить реальное количество китайских ударных беспилотников на Ближнем и Среднем Востоке достаточно трудно, но они уже применялись там. Саудовская Аравия использовала эти БЛА в операциях против Йемена, Ирак – в боях с формированиями «Исламского государства» (запрещенного в РФ). ОАЭ отправили несколько приобретенных у КНР аппаратов в Ливию для поддержки ее национальной армии в борьбе против исламистов.
Все эти страны пытались купить американские беспилотники MQ-1 «Предейтор» (Predator) и MQ-9 «Риппер» (Reaper), однако администрация Обамы полагала, что продажа разведывательно-ударных БЛА в регион будет нарушением РКРТ. Хотя Вашингтон гарантировал ОАЭ выдачу разрешения на покупку невооруженной экспортной версии «Предейтора» (Predator XP).
Успехи Пекина в экспорте дронов, отмечают эксперты, связаны с двумя БАС, представляющими собой почти точные копии MQ-1 «Предейтор». Это CH-4 «Рейнбоу» (Rainbow) корпорации CASC и БЛА «Уинг Лунг-1» производства AVIC, получивший в ВВС НОАК обозначение GJ-1. Конфигурации аппаратов почти идентичны, однако у «Уинг Лунг-1»-1» бортовая гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС) расположена за носовой стойкой шасси, а у CH-4 – впереди. «Уинг Лунг-1» также отличает бульбообразная передняя часть фюзеляжа, в которой может размещаться аппаратура спутниковой связи для управления.
По мнению экспертов, американские БЛА по качеству и технологиям превосходят китайские аналоги, однако КНР, подчеркнем еще раз, поставляет гораздо более дешевые и достаточно надежные, эффективные беспилотные системы, а также авиационные средства поражения. Например, цена китайского аппарата CH-1 в пять раз меньше стоимости американского MQ-1 «Предейтор».
Потери[править | править код]
Сбитый американский MQ-1 Predator в Белградском музее авиации
По российским заявлениям, с 1997 года до 18 января 2010 года ВВС США потеряли 58 MQ-1/RQ-1 Predator.
По данным США потери были выше, к 16 марта 2009 года было потеряно 70 MQ-1/RQ-1 Predator, из них 4 были сбиты, 11 потеряны в ходе боевых действий по иным причинам и 55 были потеряны в результате отказа оборудования, ошибки пилота и по иным причинам.
В течение 2015 года потери США составили 10 уничтоженных и серьёзно повреждённых БПЛА «Predator» (один из которых был сбит, а остальные выведены из строя или потеряны по небоевым причинам).
Развёрнутая информация имеется о следующих потерях БПЛА этого типа:
Дата | Модификация и бортовой номер | Место | Военный конфликт | Описание |
---|---|---|---|---|
14.08.1995 | н/д | Босния | Боснийская война | Сбит огнём ПВО |
14.08.1995 | н/д | Босния | Боснийская война | Разбился из-за отказа двигателя |
18.04.1999 | RQ-195-3017 | Босния, в районе военного аэродрома Тузла | Война НАТО против Югославии | Разбился из-за отказа топливной системы |
13.05.1999 | 95-3019 | Союзная Республика Югославия, деревня Биба | Война НАТО против Югославии | Сбит югославской армией из ЗРК «Стрела-1М» |
20.05.1999 | 95-3021 | Союзная Республика Югославия, деревня Талиновце | Война НАТО против Югославии | Сбит югославской армией по одной версии из стрелкового оружия, по другой версии с помощью ЗРК «Стрела-1» |
14 сентября 2000 | RQ-1A | США, штат Невада | Авария при совершении посадки на испытательном полигоне авиабазы ВВС США Неллис | |
26 августа 2001 | «Predator» | Ирак, в районе города Басра | БПЛА был сбит средствами ПВО Ирака при выполнении разведывательного полёта в воздушном пространстве Ирака. Министерство обороны США официально признало потерю БПЛА, но не комментировало, при каких обстоятельствах был утрачен БПЛА | |
декабрь 2001 | н/д | Афганистан, вблизи населённого пункта Шамангал | Война в Афганистане (с 2001) | Предположительно сбит средствами ПВО талибов |
22 января 2002 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в результате технической неисправности, он стал третьим аппаратом данного типа, который США потеряли с начала операции в Афганистане. Причиной потери БПЛА стал отказ двигателя |
18 мая 2002 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в результате технической неисправности в 25 км от города Джейкобабад |
23.12.2002 | н/д | Ирак | Сбит перехватчиком МиГ-25 ВВС Ирака, по ряду данных — во время попытки обстрелять МиГ-25 ракетами «Стингер» с небольшой дистанции. | |
20 января 2003 | н/д | Пакистан | Война в Афганистане | Разбился во время тренировочного полёта над южной частью Пакистана |
весна 2003 | н/д | Ирак | вторжение в Ирак | Уничтожение БПЛА вооружёнными силами Ирака официально подтвердило министерство обороны США |
февраль 2007 | MQ-1 «Predator» | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в 60 милях к северо-востоку от города Джелалабад по причине технической неисправности |
июнь 2008 | MQ-1 «Predator» | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в шести милях к югу от авиабазы Кандагар |
ноябрь 2008 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане | Потерян над авиабазой Кандагар вскоре после взлёта в ветреную погоду — было утрачено управление и «Predator» разбился |
15.01.2010 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в южной части Афганистана при выполнении ночного полёта |
08.02.2011 | н/д | Йемен, провинция Абиян, около г. Лодар | Революция в Йемене (2011-2012) | Разбился |
14 апреля 2012 | MQ-1B «Predator» | Афганистан | Война в Афганистане | Разбился в результате отказа двигателя |
17 марта 2015 | «Predator» | Сирия, северная часть провинции Латакия | Сбит огнём ПВО Сирии | |
14 июля 2015 | MQ-1B «Predator» | Афганистан | операция «Решительная поддержка» | Разбился в связи с отказом двигателя |
16 июля 2015 | MQ-1 «Predator» | Ирак | Разбился в связи с техническими неисправностями (потерей связи) | |
7 января 2016 | MQ-1 «Predator» | провинция Анбар, Ирак | Сбит | |
16 июня 2019 | RQ-1C | Ирак | Разбился в связи с техническими неисправностями (потерей связи) | |
8 августа 2019 |
RQ-1C
52187 |
Ирак | БПЛА подвергся хакерскому перехвату | |
20 ноября 2019 | MQ-1 «Predator» | Ливия | Гражданская_война_в_Ливии_(с_2014) | Сбит огнём ПВО ЛНА к юго-западу от ливийской столицы Триполи |
21 ноября 2019 | MQ-1 «Predator» | Ливия | Гражданская война в Ливии (с 2014) | Сбит огнём ПВО над военным лагерем Ярмук к югу от Триполи 166-м подразделением 9-й бригады ЛНА |
Упор – на сбалансированность
Необходимо подчеркнуть, что американское военное командование считает необходимым создание мощных и сбалансированных сил авиации – в составе тех типов и классов летательных аппаратов, которые позволят наилучшим и наиболее эффективным образом решать различные боевые задачи. Для реализации планов военного строительства Пентагон определил четыре ключевых «направления для инвестиций». Именно здесь будут преимущественно сосредоточены главные средства, что, по оценке американских военных экспертов, поможет Минобороны США реализовать планы военного строительства в области авиации.
Данные направления частично учтены в военном бюджете США на 2010 финансовый год, они же прописаны в предварительном варианте военного бюджета на 2011 финансовый год и в 30-летнем плане военного строительства в области авиации на период 2011–2040 годов
Одно из ключевых «направлений для инвестиций», которому в последнее время американское военно-политическое руководство в целом уделяет достаточно большое внимание, – разработка и принятие на вооружение беспилотных авиационных комплексов: многоцелевых, разведки и наблюдения, а также разведывательно-ударных и чисто ударных
В рамках этого направления планируется довести количество беспилотных летательных аппаратов (БЛА) типа «Глобал Хок», MQ-9 «Рипер» и MQ-1B «Предейтор», имеющихся во всех видах и родах войск вооруженных сил США и обладающих наряду с высокими возможностями по разведке и наблюдению еще и способностью наносить авиационные удары (кроме БЛА «Глобал Хок»), с трехсот по состоянию на 2011 финансовый год до восьмисот к 2020 финансовому году. При этом предполагается со временем постепенно заменить в американских ВВС беспилотники «Предейтор» на более эффективные БЛА «Рипер», количество которых с 2011 по 2020 год должна вырасти с менее чем 100 машин до более чем 400.
По мнению американских аналитиков, наряду с качественным ростом технических характеристик средств разведки и наблюдения все вышеозначенное позволит существенно повысить возможности ВС США по ведению разведки и решению различных задач в рамках разведывательно-ударных операций, а также обеспечения действий американских сил специальных операций (ССО). Так, например, командование ВВС США намеревается к 2013 году получить возможность одновременно держать в воздухе до 65 БЛА типа «Предейтор»/«Рипер», тогда как на 2011 год этот показатель запланирован на уровне 50 БЛА. Кроме того, для беспилотника MQ-9 «Рипер», созданного на базе БЛА MQ-1 «Предейтор», в ближайшей перспективе будет разработана и новейшая система шифрования линии связи данного аппарата с наземным командным пунктом и средствами огневого поражения.
Помимо указанных выше образцов, парк беспилотных авиационных средств ВС США должны пополнить также перспективные армейская беспилотная авиационная система ERM (Extended-Range/Multipurpose, в переводе с английского – «Беспилотная авиационная система, многоцелевая, увеличенной дальности»; к 2020 году их планируется иметь в боевом составе ВВС США порядка 200 машин) и флотская беспилотная авиационная система BAMS (Broad-Area Maritime Surveillance – «Морская разведывательная беспилотная авиационная система большой дальности»). Последняя представляет собой фактически приспособленный для нужд ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) США вариант БЛА «Глобал Хок», способный существенно дополнить возможности по ведению разведки и наблюдения новейших самолетов базовой патрульной авиации Р-8 «Посейдон». Следует также упомянуть разработку разведывательно-ударного БЛА корабельного базирования, предназначенного для включения в состав авиагрупп авианосцев ВМС США, и перспективной беспилотной авиационной системы, создаваемой в интересах КМП.
Здесь нужно отметить, что руководство Пентагона прогнозирует: в период 2011–2020 финансовых годов произойдет почти семикратный рост количества имеющихся в ВС США многоцелевых беспилотных авиационных систем разведывательного и разведывательно-ударного типа, к которым причисляют уже принятые на вооружение БЛА «Предейтор» и «Рипер», а также перспективные БЛА авианосного базирования и БЛА для морской пехоты, – с 72 аппаратов в 2011 году до 476 – в 2020-м (2012-й – 88 БЛА, 2013-й – 133, 2014-й – 178, 2015-й – 223, 2016-й – 268, 2017-й – 313, 2018-й – 358, 2019-й – 415).
Стоимость и потребность
«Рипер» имеет достаточно высокую цену. В 2012 финансовом году ВВС США закупили 48 БЛА «Рипер» при средней стоимости аппарата 19,7 миллиона долларов, однако в 2013-м при сокращении количества приобретаемых беспилотников этого типа до 24 единиц цена увеличилась до 36,9 миллиона долларов за аппарат.
БЛА MQ-1C «Грей Игл», являющийся вариантом аппарата «Предейтор-А» (MQ-1B «Предейтор» в составе ВВС США) с меньшей полезной нагрузкой, но с автоматическим взлетом и посадкой и увеличенной продолжительностью полета с 24 до 36 часов, также имеет высокую цену. В 2012 финансовом году было закуплено 43 MQ-1C по 12,8 миллиона долларов за аппарат, однако сокращение количества приобретаемых в 2013-м этих аппаратов до 19 увеличило цену до 27,3 миллиона долларов за единицу.
После вывода американских войск из Ирака в декабре 2011 года и планируемого их вывода из Афганистана в 2014-м можно было ожидать снижения потребностей США в военных БЛА. Однако в действительности Пентагон намерен увеличить численность парка боевых беспилотников на 30 процентов.
В настоящее время ВВС США имеют на вооружении 61 беспилотный боевой воздушный патруль CAP (combat air patrol), применяемый ежедневно на круглосуточной основе. В составе патруля CAP используются три-четыре БЛА MQ-1B «Предейтор» массой 1022 килограмма или MQ-9 «Рипер» массой 4763 килограмма. К 2016 году ВВС планируют располагать достаточным количеством БЛА этого типа для организации постоянного дежурства в воздухе 65 патрулей CAP, а в ограниченные периоды времени иметь возможность доведения их численности до 85 единиц.
Для реализации этих планов ВВС предполагали с 2011 до 2016 финансового года ежегодно закупать 48 БЛА MQ-9 и довести парк этих аппаратов до 319 единиц, постепенно сокращая количество MQ-1 до 185. Однако ввиду урезания бюджета 2013 финансового года планы закупки сократились до 24 беспилотников MQ-9 в данном финансовом году, что задержит реализацию планируемой программы. Последний MQ-1 для ВВС США (268-й по счету) был поставлен в марте 2011-го.
В связи с подписанием соглашения о режиме контроля за передачей ракетных технологий MTCR (missile technology control regime) США ограничили продажи боевых БЛА типа MQ-9 и MQ-1B/C странам – членам НАТО. Однако компания «Дженерал Атомикс» продвигает на рынок «Предейтор XP» (Predator-XP), не имеющий узлов подвески авиационных средств поражения и способный нести только 500 килограммов полезной нагрузки на дальность 300 километров. По мнению экспертов, «Предейтор XP» может экспортироваться в такие регионы, как Средний Восток (в частности в ОАЭ) и Северную Африку.
ВВС США аннулировали план замены MQ-9 с 2020 финансового года перспективным малозаметным среднеразмерным многоцелевым БЛА MQ-M. Вместо этого рассматривается возможность создания скоростного беспилотника с уменьшенными демаскирующими признаками, который может прорывать систему ПВО противника с применением средств радиоэлектронного подавления и противорадиолокационных ракет.
“ЯСТРЕБИНОЕ” СЕМЕЙСТВО
Разработка американского стратегического разведывательного БЛА RQ-4 “Глобал Хок” была начата компанией Teledyne Ryan Aeronautical (в 1999 году она вошла в состав Northrop Grumman) еще в 1990-е годы. Система создавалась в том числе с расчетом на замену пилотируемых самолетов-разведчиков U-2, а также – в морской версии – для замещения самолетов семейства Р-3 “Орион” (Orion).
Первый полет беспилотника состоялся зимой 1998 года. Поступивший в 2004 году в эксплуатацию аппарат версии Block 10 стал первым в этом семействе, за которым последовали фактически масштабированные версии Block 20, 30, 40 и сделанные на их базе модификации для различных пользователей как в США, так и за рубежом.
Беспилотник выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж изготовлен из алюминиевых сплавов и представляет собой полумонокок. БЛА имеет взлетную массу от 12 до почти 15 т (в зависимости от модификации) и способен нести полезную нагрузку массой до 900 кг. Крыло размахом от 35,5 до почти 40 м (в зависимости от модификации) полностью изготовлено из композитного материала на основе углеволокна. V-образное хвостовое оперение также сделано из композитов. В хвостовой части установлен турбовентиляторный двигатель AE3007H.
Данный БЛА может выполнять полеты на различных стадиях в автоматическом режиме. Для навигации используется инерциальная система с поправками от GPS. На аппарате установлены широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах прямой видимости.
В качестве полезной нагрузки “Глобал Хок” несет интегрированную систему наблюдения и разведки HISAR (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance). Это упрощенная и более дешевая версия комплекса ASARS-2, разработанного фирмой Hughes Aircraft (с 1997 года принадлежит компании Raytheon) для пилотируемого самолета-разведчика U-2. Комплекс включает радар SAR/MTI и многоканальную оптикоэлектронную систему наблюдения.
Морская версия БЛА – “Тритон” – оснащена радаром Х-диапазона для обнаружения надводных целей и, как предполагалось, должна входить в состав стратегической морской системы воздушной разведки и наблюдения (BAMS – Broad Area Maritime Surveillance) ВМС США. Они должны заменить устаревшие самолеты P-3C “Орион”, дополнив собой в составе авиации ВМС США патрульные самолеты нового поколения P-8A “Посейдон” (Poseidon).
Беспилотники семейства “Глобал Хок” уникальны: в мире не существует прямых аналогов, соответствующих им по размерности и функционалу. Вместе с тем внедрение данных систем в войска идет отнюдь не столь быстрыми темпами, как предполагалось. Некоторое время назад сообщалось, что американское военное ведомство сочло преждевременной замену самолетов-шпионов U-2 на БЛА “Глобал Хок” в силу более низких характеристик оборудования полезной нагрузки, а также вследствие чрезвычайно высокой стоимости беспилотного комплекса – его цена вместе с наземной составляющей оценивается в сумму порядка 110–150 млн долл., немалой является и стоимость эксплуатации.
На сегодня БЛА линейки “Глобал Хок” в основном используются в ВВС и ВМС США, но при сохранении производства на малосерийном уровне ожидать возможности снижения стоимости систем не стоит. Разработчики при поддержке властей США стремятся расширить число заказчиков за счет иностранных партнеров, но их число, как и число приобретенных ими систем, остается незначительным. В Европе БЛА “Глобал Хок” используются в рамках натовской программы AGS. Кроме того, их приобретали такие страны, как Германия, Австралия и Южная Корея. Впрочем, все эти заказы были единичными.
В числе потенциальных покупателей БЛА стратегического класса – Канада, Испания, Новая Зеландия и Япония. Однако нет гарантий, что их выбор будет сделан именно в пользу продукции компании Northrop Grumman. В мире имеется несколько систем БЛА, формально относимых так же, как и “Глобал Хок”, к классу HALE, но уступающих ему по ряду параметров. Тем не менее их характеристики вполне могут устроить некоторых потенциальных заказчиков. Особенно, если они будет одновременно выгодно отличаться от “Глобал Хока” по стоимости.
Личный состав проводит техобслуживание стратегического беспилотного разведчика RQ-4. Фото с сайта www.af.mil
MQ-1 Predator
MQ-1 Predator (ˈpredətə ˈв переводе англ. Хищник ) — разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат производства General Atomics (США). Первый полёт состоялся в 1994 году. Стоит на вооружении ВВС США. Активно применяется в данный момент на территории Ирака и Афганистана.
ТТХ:
• Размах крыла, м: 14,84 • Длина самолета, м: 8,23 • Высота, м: 2,21 • Масса, кг пустого: 512 максимальная взлетная: 1020 • Тип двигателя: 1 x ПД Rotax 914 UL • Мощность, л.с.: 105 • Максимальная скорость, км/ч: 217 • Крейсерская скорость, км/ч: 110—130 • Дальность полета, км: 740 • Продолжительность полета, ч нормальная более: 20 максимальная: 40 • Практический потолок, м: 7920
БПЛА Predator B был создан на базе успешного многоцелевого БПЛА RQ/MQ-1 Predator фирмы General Atomic Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI). Работы надо Predator B были начаты в частном порядке в 1998 г., но частично финансировались NASA. Первый полет прототипа состоялся в феврале 2001 г. Было выпущено 3 прототипа YMQ-9A: • Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов. • Predator B-002 — следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов. • Predator B-003 или «Альтаир» — снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов! БПЛА Predator B представляет собой увеличенный вариант RQ/MQ-1 Predator. Основным отличием является «более традиционное» V-образное хвостовое оперение, имеющее положительную V-образность. Фирма GA-ASI испытывала прототипы Predator B с двумя разными двигателями. Первый — ТВД фирмы Honeywell TPE-331-10T, а второй — ТРДД фирмы Williams FJ44-2A. Оборудование Predator B в основном идентично оборудованию RQ/MQ-1, и состоит из широкодиапазонной инфракрасной оптико-электронной прицельной системы Raytheon AN/ASS-52(V) и РЛС с синтезируемой апертурой AN/APY-8 Lynx фирмы General Atomics. Predator B так же может использоваться как многоцелевой боевой комплекс, вооруженный ПТУР AGM-114C/K Hellfire и другим управляемым оружием. Аппаратура управления БПЛА совместима с наземным оборудованием MQ-1B. После успешных экспериментов с вооруженным RQ-1 возникла идея отработать применение оружия и с борта Predator B. В феврале 2003 г. БПЛА Predator B в варианте с ТВД, получил обозначение MQ-9A Reaper. И в конце года ВВС США закупили два опытных БПЛА YMQ-9A. Были проведены войсковые испытания этих машин. YMQ-9A продемонстрировали высокие, весьма превосходящие характеристики своего «родителя». БПЛА показали находится в воздухе до 24 часов на высоте 13700 м, а по заявлению фирмы GA-ASI максимальная продолжительность полета составляет 30 часов. Новейший беспилотный самолет MQ-9 Reaper по классификации ВВС США относится к разряду «охотников-убийц» — самолетов, способных выслеживать цель и уничтожать ее. MQ-9 Reaper способен нести до 14 ракет Hellfire класса воздух-земля, в то время как широко используемый сейчас беспилотный самолет Predator вооружен только двумя такими ракетами. В случае необходимости вместо ракет MQ-9 Reaper может нести 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения — GBU-12 Paveway II по 250 килограмм каждая. MQ-9 Reaper с полной нагрузкой может непрерывно находиться в воздухе в течение 14 часов и имеет максимальную скорость 480 километров в час, тогда как максимальная скорость самолета Predator не превышает 215 километров в час. 18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок. Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный «Mariner». Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов. В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.
Объекты управления
Беспилотная авиационная система (БАС) MQ-1/RQ-1 «Предейтор», состоящая на вооружении ВВС США, разработана компанией «Дженерал атомикс аэронотикл систем» (General Atomics Aeronautical Systems). Каждая такая система включает четыре средневысотных БЛА типа MALE (medium-altitude, long-endurance) «Предейтор», наземную систему управления и основную спутниковую систему связи PPSL (Predator Primary Satellite Link). Для развертывания системы она загружается в контейнер, который доставляется к месту дислокации на транспортном самолете габаритов C-130 «Геркулес» (Hercules). В 2009 году стоимость одной БАС «Предейтор» составляла 20 миллионов долларов. Аппаратом управляет экипаж в составе летчика высокой квалификации и оператора систем полезной нагрузки (ПН). Группа специалистов обеспечивает готовность к вылету в нужный момент.
Хотя изначально БАС «Предейтор» разрабатывалась для разведывательных миссий, она способна также выполнять ударные задачи. Поэтому сначала аппарат обозначался RQ-1, где R (reconnaissance) означает разведывательный, а Q – дистанционно-управляемый. В последующем обозначении MQ-1 буква M (multirole) означает многоцелевой. Оно появилось в 2002 году после оснащения «Предейтора» управляемыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» (Hellfire). «Предейтор» стал первым в мире БЛА, применяемым для ударных операций.
БАС MQ-9A «Рипер» представляет глубоко модернизированную версию «Предейтора» и первоначально называлась «Предейтор-B». «Рипер» совершил первый полет в 2001 году. Эта БАС крупнее по габаритам и оснащена более мощным двигателем. Может применяться для решения широкого спектра задач и лучше подходит для выполнения ударных миссий. Спутниковая система навигации обеспечивает «Риперу» возможность круглосуточного функционирования на большой дальности. Он был разработан специально для оснащения вооружением и имеет семь узлов подвески, включая одну под фюзеляжем, которая не используется, и по три под каждой консолью крыла.
Высокотехнологичное оборудование «Рипера» включает в том числе систему целеуказания AN/DAS-1 компании «Рейтеон» и радиолокационную станцию AN/APY-8 «Линкс» (Lynx II) с синтезированной апертурой, способную работать в режиме картографирования, в носовом обтекателе. В разобранном виде «Рипер» в контейнере транспортируется самолетом типа C-130 «Геркулес».
Дальнейшее развитие «Предейтора» привело к созданию БЛА MQ-1C «Грей игл», который ранее имел обозначение MQ-12 «Уорриор» (Warrior), «Альфа Уорриор» (Alpha Warrior) и «Скай Уорриор» (Sky Warrior). Он совершил первый полет в октябре 2004 года. БЛА оснащен дизельным двигателем с толкающим винтом. Максимальная продолжительность полета – 36 часов. Может оснащаться разведывательными системами или вооружением. В июле 2013-го в небо поднялась усовершенствованная версия с улучшенными характеристиками IGE (Improved Gray Eagle). В текущем году США закупят 29 БАС «Грей игл» и доведут количество систем в строю до 152 единиц к 2022-му.