Машины на базе[править]
СССР и Россияправить
БРМ-1К.
- БММ-1 — бронированная медицинская машина (медицинский транспортёр для розыска, сбора и вывоза раненых с поля боя или очагов массовых санитарных потерь, оказания раненым первой помощи).
- БММ-2 — бронированная медицинская машина (медицинский пункт подразделения для оказания первой и доврачебной помощи, эвакуации раненых).
- БММ-3 — бронированная медицинская машина (подвижная перевязочная для оказания раненым первой врачебной помощи по неотложным показателям и эвакуации раненых).
- БМП-1КШ — командно-штабная машина, не имеет вооружения, неподвижная башня, телескопическая антенна (после разворачивания высота антенны 19 м), оснащена радиостанциями Р-111 — 2 шт., Р-123, ТПУ Р-124, навигационным оборудованием, приборами химической и радиационной разведки, автономным электробензогенератором.
- БРМ-1К — Боевая разведывательная машина.
- БРЭМ-2 — бронированная ремонтно-эвакуационная машина.
- Объект 680 — опытная боевая машина пехоты.
- Объект 768 — опытная боевая машина пехоты.
- ПРП-3 — подвижный разведывательный пункт.
- ПРП-4М — подвижный разведывательный пункт.
- ПРП-4МУ — подвижный разведывательный пункт.
- БТЗ-3 — российский бронированный топливозаправщик.
- РМ-Г — российская ремонтная гусеничная машина.
- Жук — советская инженерная разведывательная машина.
На Рубцовском машиностроительном заводе на базе узлов и агрегатов БМП-1 разработаны и поставлены на серийное производство гусеничные машины для народного хозяйства:
- ГТ-ТМ — модернизированный гусеничный транспортёр-тягач;
- ГПЛ-520 — гусеничная путеремонтная летучка;
- Изделие 521 — универсальное гусеничное шасси;
- ЛПА-521 — лесопожарный агрегат;
- МГШ-521М1 — многоцелевое гусеничное шасси;
- МГП-522 — машина гусеничная пассажирская;
- СКБМ-523 — специальная краново-бурильная машина;
- ПГБМ-528 — гусеничная буровая машина;
- МГТ-529 — машина транспортёр-тягач.
Беларусьправить
BPzV.
- ЛПМ-2 — белорусская лесопожарная машина.
- Березина 1 — транспортная машина.
- Березина 1М — транспортная машина.
- Березина 1ТЛП — транспортёр-тягач.
- Березина-2 — белорусская аварийно-транспортная машина.
Чехословакия и Чехияправить
- BPzV — чехословацкая боевая машина разведки, созданная на основе BVP-1 и производящаяся в Детве в 1984—1987 годах.
- ShM vz.85 PRÁM-S — чехословацкий 120-мм самоходный миномёт, созданный на основе BVP-1 и производившийся в 1980—1990 на заводах в Тренчине и Дубнице-над-Вагом.
- AMB-S — чехословацкая бронированная медицинская машина.
- VOV — чехословацкая командно-штабная машина.
- VPV — чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина.
- OT-R5 — чехословацкий командный пункт BEČVA.
- OT-90 — чехословацкий бронетранспортёр, создан на базе BVP-1, установлена башня от OT-64-2A, вооружённая 14,5-мм пулемётом КПВТ.
- VT-90 — чехословацкий командный пункт помощи.
- DTP-90 — чехословацкий мастерская технической помощи.
- MGC-14,5 — чешский бронетранспортёр, создан на базе BVP-1. С башни демонтирована ПУ 9М14М “Малютка”, 73-мм пушка 2А28 “Гром” заменена на 14,5-мм пулемёт КПВТ. Обновлённая башня получила название MGC-14,5.
- MGC-M1 — MGC-14,5 с дополнительной пассивной (уровень защиты от мин 2, от снарядов 4 по STANAG 4569) и активной защитой, решетчатыми защитными экранам, динамической защитой ERA, или NXRA на башне.
Румынияправить
M89 — Румынская самоходная артиллерийская установка. Создана на шасси MLI-84, был полностью изменён корпус, установлена башня от САУ 2С1 “Гвоздика”, вооружена 122-мм гаубицей Д-32.
Тактико-технические характеристики БМП-1
Экипаж, чел.: 3Десант, чел.: 8Разработчик: ГСКБ-2Годы производства: 1966—1988Количество выпущенных, шт.: более 20 000Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади
Вес БМП-1
– 13,0 тонн
Размеры БМП-1
– Длина корпуса, мм: 6735- Ширина корпуса, мм: 2940- Высота, мм: 2068 (по броневому колпаку), 1924 (по крыше башни)- База, мм: 3660- Колея, мм: 2550- Клиренс, мм: 370
Броня БМП-1
– Тип брони: стальная катаная броня- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 7 / 80°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 19 / 57°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 16 / 14°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 18 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 16 / 19°- Крыша корпуса, мм: 6- Лоб башни, мм/град.: 23 / 42°- Маска орудия, мм/град.: 26—33- Борт башни, мм/град.: 19 / 36°- Корма башни, мм/град.: 13 / 30°- Крыша башни, мм: 6
Вооружение БМП-1
– Калибр и марка пушки: 73-мм 2А28 «Гром»- Тип пушки: гладкоствольное орудие- Длина ствола, калибров: 29- Боекомплект пушки: 40- Дальность стрельбы, км: до 1,3 (прицельная)- Прицелы: перископический дневной / пассивный ночной 1ПН22М1- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ- Другое вооружение: ПУ ПТУР 9М14М «Малютка»
Двигатель БМП-1
– Тип двигателя: УТД-20- Мощность двигателя, л. с.: 300
Скорость БМП-1
– Скорость по шоссе, км/ч: 65- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40—45 по грунтовой дороге, 7 на плаву- Запас хода по шоссе, км: 550—600- Удельная мощность, л. с./т: 21,5—23,1- Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического двустороннего действия- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,602—0,614- Преодолеваемый подъём, град.: 35°- Преодолеваемая стенка, м: 0,7- Преодолеваемый ров, м: 2,5- Преодолеваемый брод, м: плавает.
Технические характеристики БМП-1 1966 года
- Годы производства: 1966-1983гг.
- Всего изготовлено: около 20000 шт.
- Боевое применение: военные конфликты второй половины XX века, война в Афганистане.
- Экипаж — 3 человека, десант — 8 человек.
- Боевая масса — 12,6 т.
- Длина — 6,74 м, ширина — 2,94 м, высота — 1,88 м, клиренс — 370 мм.
- Вооружение: 73-мм гладкоствольное орудие, боекомплект — 40 снарядов. 7,62-мм пулемет, боекомплект — 2000 патронов. ПТУР «Малютка«, боекомплект — 4 ракеты.
- Толщина брони: 7-26 мм.
- Двигатель дизельный, мощность 300 л.с.
- Максимальная скорость движения по шоссе — 65 км/ч, на плаву — 7 км/ч.
- Запас хода по шоссе — 600 км.
- Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,7 м, ров — 2,5 м.
Фото БМП-1
Боевые машины пехоты (БМП) – это довольно широкий класс боевой техники, основной задачей которой является доставка военнослужащих на поле боя, повышение их мобильности, усиление защиты и огневой мощи пехоты. Современные БМП могут выполнять множество функций, они обучены поддерживать танки на поле боя, а если надо, то и успешно бороться с ними. Эти боевые машины имеют весьма богатую историю.
Мысль о том, что пехота также нуждается в броневой защите впервые пришла в голову англичанам еще во времена Первой мировой войны. Однако, техника того времени была очень тихоходной и крайне ненадежной. Танки были не слишком стремительны, и пехотинцы легко поспевали за ними и без всяких БМП.
Но уже в тридцатых годах прошлого века, в эпоху стремительного развития танковой техники, о боевых машинах пехоты вспомнили опять. Советский Союз создал большое количество танков и бронеавтомобилей, но средство доставки пехоты на поле боя и ее поддержки так и не было сделано. Единственное, что можно вспомнить, это полугусеничный бронетранспортер Б-3, который был создан перед войной. Он мог перевозить до 15 пехотинцев. Его так и не приняли на вооружение.
В гитлеровской Германии работы в этом направлении продвигались куда более активно. Немецкие полководцы, которые разрабатывали концепцию молниеносной войны, понимали, что скорость передвижения важна не только для бронетехники, но и для пехоты, идущей следом за ней. К началу войны немцы создали и запустили в серийное производство полугусеничный бронетранспортер «Panzergrenadir», который не только доставлял бойцов на поле боя, но и часто принимал участие в сражениях, двигаясь рядом с танками.
Второе рождение этот вид боевой техники получил в середине прошлого столетия. Военная доктрина того времени предусматривала широкое применение тактического ядерного оружия. Нужна была машина, которая могла бы защитить пехоту от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяла солдатам поражать противника, находясь внутри боевой машины.
Так определилась концепция создания БМП. Это боевая машина с высокой проходимостью, полностью закрытая, которая способна не только привести пехотинцев на поле боя, но и пойти с ними в атаку. Броня БМП должна была надежно защищать экипаж от стрелкового оружия, от осколков артиллерийских снарядов и от поражающих факторов оружия массового поражения.
БМП-1 приняли на вооружение в 1966 году. Это открыло новую страницу в истории Сухопутных войск СССР, существенно повысив их огневую мощь и маневренность, что привело к изменению тактики ведения боевых операций. Переходя к описанию БМП-1, следует отметить, что это первая машина с подобными характеристиками в мире.
ТТХ БМП-1
Боевая масса, кг | 12 600 |
Экипаж, чел. | 3+8 |
Основные размеры, мм | |
Длина | 6460 |
Ширина | 2940 |
Высота | 2068 |
Вооружение | |
73-мм пушка «Гром», ПТРК «Малютка» | |
Механизм заряжания | электромеханический |
Прицельное приспособление | 1ПН22М1 |
ИК-прожектор | ОУ-3ГА2 |
Средства постановки завесы | ТДА |
Двигатель | дизель УТД-20 |
Максимальная мощность, л. с. | 300 |
Количество цилиндров | 6 |
Удельная мощность | 23,8 |
Емкость топливных баков, л | 462 |
Максимальная скорость, км/ч | 65 |
Запас хода, км | 600 |
Бронирование, мм | июня.26 |
Радиостанция | Р-123М |
Навигационная аппаратура | ГПК-59 |
Видео о машине
https://youtube.com/watch?v=aAUlR6n_1k8
https://youtube.com/watch?v=aAUlR6n_1k8
Автор статьи:
Никифоров Владислав
История
БМП-1У была разработана в конце 1990-х — начале 2000-х годов в киевском Научно-техническом центре артиллерийско-стрелкового вооружения в рамках ОКР «Блиндаж».
17 марта 1999 года было официально объявлено о создании унифицированного боевого модуля, предназначенного для модернизации БМП-1. БМП-1У была впервые продемонстрирована 24 августа в Киеве на военном параде в честь Дня независимости Украины.
В 2004 году, после завершения предварительных испытаний, было объявлено о намерении до конца 2012 года модернизировать 400 шт. БМП-1 трёх механизированных бригад украинской армии до уровня БМП-1У, однако фактически вооружённые силы Украины получили только 12 модернизированных бронемашин (ещё 30 были поставлены в Грузию и три – в Чад).
В 2007 году модернизированный вариант БМП-1 с боевым модулем «Шквал» вышел на этап государственных испытаний.
В ноябре 2014 года для вооружённых сил Украины стоимость одной БМП-1У составляла 6 млн. гривен.
В 2015 году был разработан вариант БМП-1УМ.
В сентябре 2016 года был разработан вариант БМП-1УМД с двигателем Deutz, в декабре 2016 года начались испытания образца БМП-1УМД “Мисливець” с новой цифровой системой управления огнём, которые были завершены 27 ноября 2017 года.
Защита и вооружение
Операторы
Бронирование[править]
Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23-мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности с 500 метров, и защита кругом от 7,62-мм бронебойных пуль на дальности с 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов, последние в секторе обстрела 60 градусов с носа с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20-мм автоматической пушки “Эрликон KAD” (ранее Hispano-Suiza HS-820) на дальностях более 100 метров.
Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62-мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от лёгких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7-мм пулемёта с близкой дистанции и от тяжёлых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают обстрел 12,7-мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулемётов винтовочного калибра (ПКТ, M60) на малых дальностях порядка 30—50 м 7,62-мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.
Критикаправить
БМП-1 уязвима от РПГ и ПТРК противника. Фактически любое попадание кумулятивного боеприпаса ведет к уничтожению машины с экипажем и десантом. Из-за этого во время Войны в Афганистане и Чеченских кампаний десантники старались ездить “верхом на броне” так как снаружи были шансы выжить. Однако даже в этом случае десантники получали как минимум контузию или травмы.
В Афганской кампании потеряно более 1300 БМП-1, БМП-2, БТР и БРДМ. В некоторых сражениях в Чечне потери БМП и БТР доходили до 70 процентов. Во время Первого сражения за Грозный (Новогодний штурм) потеряно как минимум 100 БМП-1/2. БМП-2 также слабо бронирована, но имеет дымовые гранатометы для маскировки и автоматическую пушку, позволяющую ей вести, по сравнению с БМП-1, более плотный огонь. Ещё одним недостатком является расположение двигателя. Передняя часть машины является наиболее обстреливаемой, таким образом есть вероятность поражения трансмиссии с последующим выведением машины из строя. Серьезным недостатком БМП-1 является слишком малый угол возвышения пушки (всего 15 градусов), у БМП-2 он уже составлял 75 градусов. Сирийская Арабская армия потеряла с 2011 года около 700 БМП-1/2. В Сирии солдаты очень часто прибегают к самодельной броне. Так на многие БМП и танки вешают мешки с песком и ставят металлические решетки (кумулятивный боеприпас разрывается раньше времени, что снижает бронепробиваемость).
На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам “Испано-Сюиза” HS 820, “Рейнметалл” RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке M242 “Бушмастер” основной БМП США M2 “Брэдли”, принятой в 1982 году, проектировались из расчёта поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60°/1500 м.
Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в борта, а попадание противотанковой гранаты РПГ, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта.
Во время первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек.
Согласно данным испытаний, проведённых в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделяемым поддоном) M791 25-мм пушки M242 “Бушмастер” на дальностях 1500—2000 м. Какой-либо масштабной модернизации БМП-1 и БМП-2 в планах повышения их защищённости за прошедшие десятилетия не последовало.
Конструкция[править]
Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металлические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки, перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди формой корпуса поток воды направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.
БМП-1 получила принципиально новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.
Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля В-2, являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий СССР. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя БМП-1 был В.Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П.П. Исаков.
Варианты и модификации
БМП-1М «Шквал» на выставке «Сила непокоренных» ко Дню защитника Украины в 2015 году
- БМП-1У «Шквал» — базовая модель
- БМП-1М — экспортный вариант БМП-1У, на который установлен прицельный комплекс «Тандем-2» от НИИ радиолокационных систем «Квант-радиолокация», а советский противотанковый комплекс «Конкурс» заменён на украинский ПТРК «Барьер» разработки киевского КБ «Луч». Демонстрационный образец был представлен в феврале 2011 года
- БМП-1УМ — новый вариант массой 13,6 тонн, разработанный с учётом конструкции БМП-1М, демонстрационный образец представлен 22 сентября 2015 на оружейной выставке «Зброя та безпека-2015». Усилена броневая защита, установлены усовершенствованный боевой модуль КБА-105ТБ «Шквал-А» с цифровым стабилизатором вооружения СВУ-500-3Ц и прицельным комплексом «Тандем-2», новый дизельный двигатель ЗТД-2, новые топливные баки, прибор спутниковой навигации СН-3003, модернизированный прицел командира ТКН-3Б, новые сиденья с улучшенной противоминной защитой, высота десантного отделения увеличена на 15 см, двери десантного отделения заменены аппарелью с механическим приводом, изменено расположение выхлопной трубы
- БМП-1УМД – модификация БМП-1УМ с немецким четырехтактным шестицилиндровым дизельным двигателем Deutz TCD2013 L64V (330 л.с.) производства Deutz AG, модификация разработана в сентябре 2016 года и впервые представлена 11 октября 2016 года.
Примечания
- ↑ Improving the capabilities // “Ukrainian Defense Review”, № 1 (January – March) 2016. pages 20-25
- О. С. Андрiйченко, О. I. Баранчук, К. Б. Круковський-Сiневич, В. О. Шевченко. Перспективи модернізації бойових машин легкої вагової категорії // журнал “Наука і оборона”, № 2, 1999. стор.51-53
- I. Б. Чепков, В. К. Борохвостов, О. М. Рябець, I. В. Борохвостов. Технічне переоснащення Збройних Сил України: можливі варіанти й орієнтовна вартість // журнал “Наука і оборона”, № 1, 2015. стор.20-24
- Микола Федоркiв. Модернізована БМП-1: новий потужний двигун, підвищений бронезахист, бойовий модуль «Шквал» // “Народна армiя” вiд 26 листопада 2015
Операторы
-
- Россия:
- Сухопутные войска России — 8000 БМП-1, из них 7000 на хранении, по состоянию на 2012 год
- Внутренние войска МВД России — 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2012 год
- Азербайджан:
- Армия Азербайджана — 43 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Пограничные войска Азербайджана — 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Алжир — 685 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Ангола — 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Армения:
- Россия:
-
-
- Армия Армении — 80 БМП-1, 7 БМП-1К, по состоянию на 2012 год
- МВД Армении — 44 БМП-1, 1 БМП-1К, по состоянию на 2012 год
- Пограничные войска Армении — 35 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Афганистан — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2010 год
- Белоруссия — 109 БМП-1, по состоянию на 2010 год
- Болгария — 80 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Венгрия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Вьетнам — 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Греция — 401 БМП-1, по состоянию на 2012 год[
-
-
- Грузия — 25 БМП-1 из них 8 на хранении, по состоянию на 2012 год
- ДР Конго — 20 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Египет — 220 БМП-1 на хранении, по состоянию на 2012 год
- Индия — более 350 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Йемен — 420 БМП-1, по состоянию на 2005 год
- Иран — 210 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Ирак — 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Йемен — 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Казахстан — 730 БМП-1, по состоянию на 2012 год
-
- Камбоджа — 70 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Киргизия — 230 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- КНДР — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 1985 год, на данный момент количество и статус неизвестны
- Кот-д Ивуар — 10 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Куба — около 50 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Ливия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Мозамбик — 40 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Монголия — 310 БМП-1, по состоянию на 2012 год
-
- Польша — 1297 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Сирия — до 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2012 год
- Словакия — 162 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Судан — 75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- США — 21 БМП-1. 19 единиц БМП-1 поставлены из ФРГ в 1991 году, ещё 2 единицы поставлены из ФРГ в1993 году
- Таджикистан — 8 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Туркмения — 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Украина — 994 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Уругвай — 18 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Финляндия — 10 BMP-1TJ, по состоянию на 2012 год
- Чад — 83 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Чехия — 166 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Шри-Ланка — 13 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Экваториальная Гвинея — 20 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Эритрея — 15 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Южная Осетия — 80 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2008 год
Бронирование
Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23-мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности с 500 метров, и защита кругом от 7,62-мм бронебойных пуль на дальности с 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов, последние в секторе обстрела 60 градусов с носа с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20-мм автоматической пушки «Эрликон KAD» (ранее Hispano-Suiza HS-820) на дальностях более 100 метров.
Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62-мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от лёгких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7-мм пулемёта с близкой дистанции и от тяжёлых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают обстрел 12,7-мм пулями.
Критика
БМП-1 уязвима от РПГ и ПТРК противника, а также обладает низкой стойкостью при подрывах на минах. Из-за последнего во время Войны в Афганистане и Чеченских кампаний десантники старались ездить «верхом на броне». Однако даже в этом случае десантники получали как минимум контузию или травмы.
Серьезным недостатком БМП-1 является слишком малый угол возвышения пушки (всего 15 градусов), у БМП-2 он уже составлял 75 градусов. Сирийская Арабская армия потеряла с 2011 года около 700 БМП-1/2. В Сирии солдаты очень часто прибегают к самодельной броне. Так на многие БМП и танки вешают мешки с песком и ставят металлические решетки (имеется шанс разрушения кумулятивной воронки до подрыва, что предотвращает формирование кумулятивной струи).
На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке M242 «Бушмастер» основной БМП США M2 «Брэдли», принятой в 1982 году, проектировались из расчёта поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60°/1500 м.
Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в борта, а попадание противотанковой гранаты РПГ, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта.
Во время первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек.
Согласно данным испытаний, проведённых в США, броня БМП-1 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделяемым поддоном) M791 25-мм пушки M242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м.
Конструкция
General information[edit | edit source]
The BMP-1 is a Soviet amphibious tracked infantry fighting vehicle. It was the first mass-produced infantry fighting vehicle (IFV) of the Soviet Union. The Soviet military leadership saw any future wars as being conducted with nuclear, chemical and biological weapons and a new design, like the BMP, combining the properties of an armored personnel carrier (APC) and a light tank would allow infantry to operate from the relative safety of its armored, radiation-shielded interior in contaminated areas and to fight alongside it in uncontaminated areas. It would increase infantry squad mobility, provide fire support to them, and also be able to fight alongside main battle tanks.
The BMP-1 was first tested in combat in the 1973 Yom Kippur War, where it was used by Egyptian and Syrian forces. Based on lessons learned from this conflict, and early experiences in the Soviet–Afghan War, a version with improved fighting qualities was developed, called the BMP-2. By the end of the 20th century, all BMP-1s in Russian military service were upgraded to the BMP-2 standard with the 2A42 30mm cannon.
Литература
- Боевая машина пехоты БМП-1. Техническое описание. — М.: Военное издательство, 1972. — 328 с.
- Смирнова Любовь Н. , Горбачева Екатерина Геннадьевна. Всемирная история бронетехники // Энциклопедии, Военная техника и вооружение. — Вече, 2002. — С. 39—41. — ISBN 5-7838-1176-9.
- Сергей Суворов. Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3 ≪Братская могила пехоты≫ или супероружие?. — Эксмо, 2011. — ISBN 978-5-699-48204-7.
- Сергей Суворов. Боевая машина пехоты БМП-1 // Фронтовая иллюстрация. — Стратегия КМ, 2008. — № 2. — С. 67—68. — ISBN 5-901266-01-3.
- Сергей Суворов. Боевая машина пехоты БМП-2 // Фронтовая иллюстрация. — Стратегия КМ, 2008. — № 7. — С. 4. — ISBN 5-901266-01-3.
- Пастернак Г. Развитие БМП в 1970-1980-е гг. (рус.) // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2009. — Январь (№ 01). — С. 23—25.
- Благонравов А. Боевые машины пехоты. Зарождение и развитие. (рус.) // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2008. — Май (№ 05). — С. 4—10.