Введение юлианского календаря
Календарь предков славян
Юлианский календарь на Руси
На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.
Основные статьи: Сентябрьский стиль и Мартовский стиль
Летосчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летосчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летосчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.
Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летосчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.
Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 декабря 7208 года (19 (29) декабря 1699 года) после 31 декабря 7208 года следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…».
7208 год, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь.
Примечания[править | править код]
- А. Н. Зелинский. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст. М., 1978. С. 62—135.
- История календаря в России и в СССР
-
Крис Тёрни. Изменчивый календарь // Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло = Bones, Rocks and Stars: The Science of When Things Happened. — Альпина нон-фикшн. — 240 p. — 3000 экз. — ISBN ISBN 978-5-91671-087-8, ISBN 978-0-230-55194-7. (см. ISBN )
- Zmiana kalendarza liturgicznego. (польск.)
-
Селешников С. И. История календаря и хронология. — М.: Наука, 1970. — С. 70—72. — 224 с. — 11 000 экз. (см. ISBN )
-
Климишин И. А. Календарь и хронология. — 3-е изд. — М.: Наука, 1990. — С. 308—309. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5. (см. ISBN )
-
Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. — М.: Наука, 1991. — С. 140—146. — 288 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-02-014563-7. (см. ISBN )
- Nautical almanac offices of the United Kingdom and the United States. Explanatory Supplement to the Astronomical Ephemeris and The American Ephemeris and Nautical Almanac. 1961 page 417. (англ.)
История
Отказ и возвращение на юлианский календарь поместных Церквей
- Константинопольская Православная Церковь:
отказ с 10 марта 1924 года (патриаршей и синодальной грамотой)
- Александрийская Православная Церковь:
отказ в 1926 году
- Антиохийская Православная Церковь:
отказ в 1948 году
- Иерусалимская Православная Церковь – неизменно сохраняет юлианский календарь
- Русская Православная Церковь:
- отказ 2 октября года
- возвращение 8 ноября года ввиду несостоятельности Константинопольского Конгресса и неприятия “нового стиля” большинством верующих
- Грузинская Православная Церковь:
- отказ в году
- возвращение через несколько месяцев ввиду отвержения реформы народом и большинством священников
- Сербская Православная Церковь – неизменно сохраняет юлианский календарь
- Румынская Православная Церковь:
отказ в 1924 году
- Болгарская Православная Церковь:
отказ 19 декабря 1968 года (согласно объявлению от 18 июля того года), “в экуменических целях”
- Кипрская Православная Церковь
- Элладская Православная Церковь:
отказ в марте 1923 года
- Албанская Православная Церковь
- Польская Православная Церковь:
- отказ 12 апреля года, при позволении отдельным приходам сохранять юлианский календарь
- возвращение 15 июня года (согласно синодальному постановлению от 18 марта того года) “в связи с тем, что большинство приходов Польской Церкви (96%) празднует праздники по старому стилю (юлианскому), и по просьбам верующих” . При этом на тех приходах, где была такая необходимость, новый стиль мог быть сохранён.
- Чехословацкая Православная Церковь
- Православная Церковь в Америке:
отказ в 1970-х годах , при позволении отдельным епархиям и приходам сохранять юлианский календарь
Никейский собор, календарь и пасхалия
Напомним вкратце некоторые известные вещи, небходимые для понимания сути дела. Вскоре после принятия апостольского христианства в Римской Империи, на Первом вселенском соборе в Никее, где участвовал сам император Константин Великий, святые отцы утвердили православную пасхалию. В дальнейшем христианская церковь всегда придавала пасхалии и церковному календарю очень большое значение.
Церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей: неподвижной и подвижной.
НЕПОДВИЖНАЯ часть православного церковного календаря — это календарь, который называют еще «юлианским календарем» или «старым стилем календаря». По числам этого календаря распределены «неподвижные» православные христианские праздники. Кстати, «неподвижными» они называются именно потому, что приходятся каждый год на одно и то же число ЮЛИАНСКОГО календаря.
Вторая, ПОДВИЖНАЯ часть церковного календаря определяет сроки празднования христианской Пасхи и некоторых других отсчитываемых от нее праздников. Например, Вознесения, Троицы, начала Петрова поста. К подвижной части церковного календаря относится также счет церковных недель, который начинается от последней прошедшей Пасхи. Христианская Пасха и отсчитываемые от нее праздники называются подвижными потому, что их место в юлианском календаре год от года меняется. При этом, день Пасхи в числах юлианского календаря изменяется по вполне определенному правилу. Это правило — «пасхалия», — тесно связано с рядом астрономических понятий, о которых пойдет речь ниже.
Совокупность неподвижной и подвижной частей церковного календаря называется календарем-пасхалией или просто пасхалией. Не надо забывать, что в пасхалию входят не только правила определения Пасхи, но и сам юлианский календарь. Ведь лишь по отношению к нему эти правила имеют смысл.
Обе части христианского календаря-пасхалии в своей совокупности определяют порядок церковной службы на каждый день года. Именно поэтому канонизация календаря-пасхалии имела основополагающее значение для Церкви. Пасхалия обеспечивала единообразие церковной службы в различных местах и являлась, таким образом, одной из основ церковного богослужения.
В Средние века пасхалия входила в состав канонических церковных книг. На Руси в XVII веке она включалась, в частности, в «Следованую Псалтырь». В русских церковных книгах XVI-XVII веков пасхалия была представлена в виде набора таблиц, определяющих, в частности, дату празднования православной Пасхи для любого наперед заданного года. Отсюда и ее название — ПАСХАЛИЯ.
Структура юлианского календаря
В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 суток, что больше продолжительности тропического года (средняя продолжительность — 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды) на 11 минут и 15 секунд.
- 365,25=365+,25=365+14{\displaystyle 365,25=365+0,25=365+{\frac {1}{4}}}
В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; первым днём года может быть любой из семи дней недели с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт 2 × 7 = 14 вариантов календаря.
Юлианский календарь на 2020 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Как пересчитывать прошлые даты?
Григорианский и юлианский календарь: отличия и сходства
Какие существуют новые проекты календарей
На протяжении последних ста шестидесяти лет предлагались различные проекты. В 1923 году был создан комитет по календарной реформе при Лиге Наций. После окончания второй мировой войны данный вопрос был передан в Экономический и Социальный комитет при ООН.
Несмотря на то, что их достаточно много, предпочтение отдается двум вариантам – 13-месячному календарю французского философа Огюста Конта и предложению астронома из Франции Г. Армелина.
В первом варианте месяц всегда начинается в воскресенье, а завершается в субботу. В году один день вообще не имеет названия и вставляется в конце последнего тринадцатого месяца. В високосном году такой день появляется в шестом месяце. По мнению специалистов, этот календарь имеет много существенных недостатков, поэтому больше внимания уделяется проекту Гюстава Армелина, согласно которому, год состоит из двенадцати месяцев и четырех кварталов по девяноста одному дню.
В первом месяце квартала тридцать один день, в двух последующих – по тридцать. Первое число каждого года и квартала начинается в воскресенье и завершается в субботу. В обычном году один дополнительный день прибавляется после тридцатого декабря, а в високосном – после 30 июня. Данный проект был одобрен Францией, Индией, Советским Союзом, Югославией и некоторыми другими странами. Долгое время Генеральная Ассамблея оттягивала утверждение проекта, а в последнее время эта работа в ООН прекратилась.
Неподвижные праздники
Январь
7 Рождество Христово
8 Собор Пресвятой Богородицы
9 Святого архидиакона Стефана
19 Крещение Господне, Богоявление
20 Собор святого Иоанна Предтечи
24 Преподобного Феодосия Великого
Февраль
2 Преподобного Евфимия Великого
7 Святого Григория Богослова
9 Перенесение мощей святого Иоанна Златоуста
15 Сретение Господне
9 Обретение главы Иоанна Предтечи
22 Сорока мучеников
30 Святого Алексея, человека Божия
Май
8 Апостола и евангелиста Марка
16 Успение преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского
22 Перенесение мощей святого Николая
3 Святых царей и равноапостольных Константина и Елены
24 Святых апостолов Варфоломея и Варвары
18 Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца
21 Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани
Август
1 Преподобного Серафима Саровского
2 пророка Ильи
9 Великомученика исцелителя Пантелеймона
19 Преображение Господне
28 Успение Богородицы
Сентябрь
13 Священомученика Киприана, епископа Карфагенского и святого Геннадия
19 Чудо Архистратига Михаила
21 Рождество Богородицы
27 Воздвижения Креста
Ноябрь
4 Казанской иконы Божьей Матери
8 Великомученика Дмитрия Солунского
21 Собор Архистратига Михаила
29 Святого апостола и евангелиста Матфея
Декабрь
7 Святой Великомученицы Екатерины
13 Андрея Первозванного
17 Святой Великомученицы Варвары
19 Святого Николая
22 Зачатье святой Анны
Юлианский календарь в богослужении
Православие
См. также: Православный календарь
В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская (вернулась 15 июня 2014 года). Также юлианский календарь используют многочисленные неканонические юрисдикции.
Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия и украинское викариатство), греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.
Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, — по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи — по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.
Католицизм
Юлианский календарь используют поместные Украинская грекокатолическая церковь (за исключением приходов украинской диаспоры) и Российская грекокатолическая церковь, которые принадлежат к 22 Восточнокатолическим церквам.
Юлианский календарь
- Подробности
- Категория: Измерение времени
- Опубликовано 08.11.2012 11:19
- Просмотров: 5551
Римский государственный деятель, полководец, писатель Гай Юлий Цезарь, прежде чем затеять реформу календаря, побывал в Египте, где ознакомился с египетским солнечным календарем. В честь этого великого римлянина получил название месяц июль. А сам календарь, преобразованный по велению Цезаря Созигеном, называется юлианским.
Новый (юлианский) календарь введен с 1 января 45 года до н.э. Юлианский календарь был создан на основе старого римского календаря, а он, в свою очередь, основывался на солнечном календаре Древнего Египта.
Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем.
Почему сложно восстановить славянский календарь?
Вы тоже заметили, что если 40 дней умножить на 9 месяцев получим 360 дней это не 365? Куда делись 5-6 дней в году, если историки утверждают, что славянское летоисчисление отличалось такой точностью, что даже за несколько тысячелетий не накопилось какой-либо погрешности, а не то что у нас – каждые четыре года – високосные? Дело в том, что в сороковнике могло быть 40 или 41 день.
В дне было 16 часов по 144 части. 1 час (примерно 90 минут) составляло 1296 Долей (примерно 37,56 сек). В Доле — 72 мгновений, каждое мгновенье — это 760 мигов. Один Миг равнялся 160 Сигов, а Сиг — 14 тысячам Сантигов.
Еще один вопрос – как и кто находит и объясняет источники. Ученые – они тоже люди. В 1988 году обнаружена древнейшая стоянка человека в местности Диринг-Юрях. Это Якутия. Предполагаемый возраст стоянки – около 2,5 млн. лет. Но по общепринятой теории жизнь начала распространяться с Африки. (Не говоря уж о том, что от обезьяны). В Челябинской области найдено поселение 20 в.- 2 до н.э. – Аркаим. Раскопки доказывают, что человек в то время был очень даже культурно развит, опять же, не говоря о других аспектах развития. Не прекращаются споры историков, развешивание ярлыков «псевдоученых» и «эзотериков». Сам разброс датирования построек Аркаима показателен – от 20 до 2 века до н.э.
Ачинскому жезлу (календарю) — около 18 тысяч лет. Те же самые вопросы без ответов.
Получается, что мало найти «след», надо еще его интерпретировать.
Предания доходят до нас не только через камни и поселения. Другое направление – устное народное творчество. Вот где есть разгуляться фантазии! Как говорится, нет дыма без огня
Если какое-то важное событие произошло, оно обязательно будет отражено. Сказ о том важном событии, обрастая подробностями, будет передаваться из поколения в поколение
И через сказки, где «ложь добрым молодцам урок», можно уловить нить знаний, накопленных давно-давно.
Но это уже совсем другая история… Как результат творчества можно привести пример чертоги по датам рождения или славянский тотемный календарь.
Блог » Статьи по астрологии
Сергей Рыбаков, 19-Янв-2020 01:52, 2328/108
ЭТО БЫЛО ДАВНО, НО НАМ ОТ ЭТОГО НЕ ЛЕГЧЕ…
Информация в этой статье шокирует многих астрологов, но это реальность. Заключается она в том, что ВСЕ гороскопы, построенные по датам старого стиля (юлианского календаря) построены неправильно. Это связано с неправильным переводом дат из старого стиля в новый (из юлианского календаря в григорианский). Попробуем разобраться, почему это произошло.
Немного истории.
Юлианский календарь был введён в Римской империи с 1 января 45 года до н. э.
Продолжительность года в юлианском календаре 365 1/4 дней, что на 11 с небольшим минут больше, чем длина солнечного («тропического») года, каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Наибольшую проблему представляло смещение дня весеннего равноденствия, от которого отсчитывается Пасха. Для расчёта дня Пасхи в юлианском календаре дата весеннего равноденствия условно принята 21 марта. В XVI веке весеннее равноденствие происходило примерно на десять дней раньше, 11 марта. Разница была замечена ещё в начале второго тысячелетия, возникла необходимость коррекции календаря, однако только в 1582 году папа Григорий XIII издал постановление о реформе календаря. В новом календаре, получившем название григорианского, уменьшили количество високосных лет и применили новую формулу для определения дня Пасхи. Для возврата весеннего равноденствия на 21 марта было пропущено 10 дней, и в 1582 году следующий после 4 октября день был объявлен 15 октября.
Так написано в Википедии. Здесь все написано правильно за исключением одной фразы: «примерно 10 дней». На самом деле разница между юлианским и григорианским календарем в 1582 году составляла не 10, а 12 дней. В этом каждый может легко убедиться: к 1582 году юл.календарь насчитывал 1627 лет (1582+45=1627).
За каждые 128 лет накапливается лишний день.
1627:128=12,7
Эту ошибку нашел еще в 1899 году Д.И. Менделеев. Но видимо никто тогда ничего менять не захотел.
Самые тяжелые последствия эта ошибка повлекла для астрологии. Легко понять, что за 2 дня планеты должны изменить свои координаты. Поэтому все гороскопы, построенные по датам старого стиля не соответствуют истинному положению планет.
В России на новый стиль перешли в феврале 1918 года. Соответственно все гороскопы до этой даты необходимо пересматривать заново.
Вот программа, которая переводит юлианский год в григорианский
Покажу на примере гороскопа Сталина. Если мы введем 1878 год, то получим поправку 14 дней. Значит при дате рождения по старому стилю 6 декабря 1878 года по новому стилю должна быть дата не 18 декабря, а 20 декабря 1878 года.
По этой дате Луна в гороскопе Сталина из Весов (для даты 18.12) переходит в Скорпион, а Венера из Стрельца уходит в Козерог. Что больше подходит Сталину – вопрос риторический.
Вот еще некоторые наблюдения по известным личностям:
У Пушкина Луна не в Раке, а во Льве,
У Цветаевой Луна не в Тельце, а в Близнецах,
У Николая 2 Луна не в Овне, а в Тельце.
теги: Юлианский григорианский календарь реформа ошибка
Полный индивидуальный нумерологический портрет (описание личности, важных периодов, подбор талисманов, ароматов и цветов), прогноз на год в целом и на каждый месяц и прогноз на каждый день |
Индивидуальный календарь с информацией на каждый день: лунный день, Луна без курса, ингрессии, развороты, аспекты к транзиту и наталу. |
Старый и новый стиль календаря. Что это означает?
Почему у нас есть старый и новый стиль календаря, новый год, “старый” новый год? И я лично раньше не понимал ситуацию с этими високосными годами и октябрьской революцией в ноябре.
В 45 г. до. н.э. Юлий Цезарь ввел Юлианский календарь. На тот момент благодаря достижениям науки стало известно, что земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. Юлианский календарь похож на используемый ныне: год насчитывает 365 или 366 дней, 12 месяцев с января по декабрь, в каждом месяце кроме февраля 30 или 31 день, а в феврале 28 или 29 дней. В Юлианском календаре каждый дополнительный день появляется каждые 4 года для корректировки в связи дополнительными 6-ю часами в году.
Однако, если в измерениях обеспечить минутную точность, оказывается что год длится 365 дней, 5 часов и 49 минут. При использовании Юлианского календаря за 128 лет возникает смещение на 1 день! Данный недостаток был выявлен к XVI в. при вычислении даты пасхи, связанной с днем весеннего равноденствия. Исходя из этого, в 1582 г. Папа Римский Григорий XIII ввел новый григорианский календарь, которым мы пользуемся и сейчас.
Особенность календаря состоит в том, что в нем стало меньше високосных годов: год цифра которого делится на 100 но не делится на 400 високосным не является (например 1700, 1800) и содержит в себе 365 дней. Получается, что в Юлианском календаре на 400 лет приходится 100 високосных, а в григорианском 97.
По указанию Григория XIII при переходе от юлианского календаря к григорианскому было пропущено 10 дней: после 4-го октября наступило сразу 15-е. Сделано это для того, чтобы получить день весеннего равноденствия 21 марта, в день когда его отмечали в 325 г., когда состоялся I Никейский собор и когда были утверждены правила расчета даты пасхи.
В Советской России политические предпосылки для введения нового календаря возникли к 1918 г., когда расхождение между старым и новым стилем составило 13 дней. Переход произошел 31 января, и на следующий день наступило сразу 14 февраля. Так и возникли старый и новый стили, появились такие явления как день октябрьской революции 7 ноября, со сдвигом с 25 октября и старый новый год 14 января.
Ставьте лайки и давайте дальше разбираться)
Источник статьи:
Подвижные праздники
ПАСХА — первое воскресенье после первого весеннего (случившегося после дня весеннего равноденствия) полнолуния.
У православных, по причине накопившегося отставания календаря на 13 дней, «равноденствие» (тоже 22 марта, но по «старому стилю») приходится на 4 апреля по «новому стилю», и следовательно, праздник Пасхи обычно съезжает на более позднее время. Поэтому все подвижные праздники съезжают каждый год на разное количество дней. Остальные, неподвижные даты, у православных и католиков расходятся на 13 дней, то есть они привязаны к одинаковым числам месяца, но сам календарь — у каждого свой.
Из за этой разницы календарей возникает проблема с языческими обрядами — большая их часть привязана к астрономическим моментам — датам равноденствий и солнцестояний, и если отталкиваться от «старого стиля» и церковных праздников, то многие важные астрономические моменты будут упущены.
Красная Горка — первое воскресенье после Пасхи.
Радуница — девятый день после Пасхи.
Семик — четверг седьмой недели после Пасхи.
Родительская суббота — суббота седьмой недели после Пасхи.
Вход Господен в Иерусалим — За семь недель (Великий пост) до пасхи.
Тогда же начинается Масленица (Сырная Седьмица).
Вознесение Господне — через 40 дней после Пасхи.
Пятидесятница (Святая Троица) — через 50 дней.
Духов день — первый понедельник после Троицы.
Характеристика
В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, номер которого делится на 4 без остатка – високосный.
Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем.
Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до VI века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем.
Секреты нового и старого стиля
Отмечая церковные праздники, знаменательные даты исторического прошлого, мы постоянно сталкиваемся с понятиями старого и нового стиля.
Старый стиль – это юлианский календарь, календарь солнечный, основанный на видимом годичном движении Солнца. А есть еще и лунный календарь, связанный с изменением фаз Луны, — мусульманский календарь, и лунно-солнечный, учитывающий и смену фаз Луны, и годичное движение Солнца. Но солнечный календарь в мировой практике явно доминирует.
Вернемся к юлианскому календарю. Он был введен еще Юлием Цезарем в Римской республике в 46 году до н. э. Разработал этот календарь знаменитый александрийский математик Созиген. Юлианский календарь оказался очень простым и довольно точным.
Год в нем начинался с 1 января, все 12 месяцев имели современные названия, в году было 365 дней, а каждый четвертый год, високосный, включал 366 дней. В 325 году Никейский собор признал юлианский календарь обязательным для христианской церкви. Однако из-за того, что продолжительность астрономического солнечного года – 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд, юлианский календарь каждые четыре года убегает вперед против астрономического на 44 минуты 56 секунд.
Так что момент весеннего равноденствия за каждые 128 лет смещается относительно календарных дат на целые сутки. Поэтому возникла необходимость реформы календаря, поскольку празднование Пасхи все больше отодвигалось от астрономической даты весеннего равноденствия. В 1582 году такую реформу, направленную прежде всего на удовлетворение церковных нужд, осуществил папа римский Григорий ХIII.
Накопившиеся лишние дни убрали очень просто, объявив после 4 октября сразу 15 октября 1582 года.
Календарь, введенный папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль),был в том же, 1582м, году принят в Италии, Франции, Испании, Португалии и других католических землях. Протестантские страны долго не признавали такое нововведение и перешли на этот календарь уже в ХVIII веке. В 1873 году григорианский календарь принимается в Японии, в 1911 году – в Китае.
В России декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года следующий после 31 января день стал считаться 14 февраля. Однако русская православная церковь не перешла на новый стиль, сохранила юлианский календарь.
Но в светском обиходе григорианский календарь стал международным, так как его придерживаются практически все страны мира. Григорианский календарь – это, по сути дела, реформированный юлианский. Чтобы избежать будущих перемещений дня равноденствия, в григорианском календаре, в отличие от юлианского, были отменены три високосных года в каждые четыреста лет.
Високосными теперь считаются только те вековые (с двумя нолями на конце) годы, т. е. годы полных столетий, первые две цифры которых делятся без остатка на 4. Это – 1600, 2000 годы, но не 1700, 1800, 1900. В результате григорианский календарь отстает от астрономического солнечного года лишь на 26 секунд, так что лишние сутки могут накопиться только за 3280 лет. Поэтому длина солнечного года практически равна длине года календарного.
Разница между датами юлианского и григорианского календаря, летосчислением по старому и новому стилю, по ходу исторического времени возрастает.
В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке – на 12 дней, в ХХ веке – на 13. В ХХI веке эта разница в 13 дней сохранится. Ведь 2000 год, первые две цифры которого кратны 4, несет следующему веку лишний день. Такого лишнего дня не будет в 2100 году: его первые две цифры не делятся на 4, и, значит, он не високосный. Так что в XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.
Вот они, «секреты» летосчисления по старому и новому стилю. Александр Сергеевич Пушкин, например, родился 26 мая 1799 года, а умер 29 января 1837 года. Это даты старого стиля.
А по новому стилю к дате пушкинского дня рождения прибавляется 11 дней (ведь это XVIII век), а к дате смерти уже в ХIХ веке – 12 дней. Вот почему годовщину со дня рождения Пушкина мы отмечаем 6 июня, а годовщину смерти – 10 февраля по новому стилю.
Или, скажем Февральская революция 1917 года в России. Если бы она исчислялась по европейскому, григорианскому календарю, то должна была бы называться Мартовской.
И в самом деле: началась она в международный женский день 23 февраля (8 марта по новому стилю), а к утру 28 февраля (13 марта по новому стилю) Петроград полностью перешел в руки восставших.
Так соотносятся юлианский и григорианский календари, отражая движение истории, вехи нашей духовной, общественной и культурной жизни.
Римская версия юлианского календаря
Введена примерно в 750 г. до н.э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось произвольным решением жрецов, даты до 8 г. н.э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях.
Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condita) — 753/754 г. до н.э.
Внимание! В нашем конвертере даты до 753 г. до н.э. не вычисляются, т.к
в римском календаре не имеют исторического смысла
не вычисляются, т.к. в римском календаре не имеют исторического смысла.
Названия месяцев
Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями при слове mensis — месяц: m. Januarius; m. Februarius; m. Martius; m. Aprilis; m. Majus; m. Junius; m. Julius; m. Augustus; m. September; m. October; m. November; m. December.
Бог времени — Янус двуликий и Майя — богиня плодородной земли
Римляне как и мы имели 12 месяцев (вернее это современный мир позаимствовал у них эти месяцы, зачастую с названиями), но год у них начинался с марта. Месяцы получили свое название от имен богов, людей, праздников и просто чисел:
№ | Современное имя | Римское имя | в честь: |
---|---|---|---|
11 | January | Ianuarius | Janus — God |
12 | February | Februarius | Februa — festival |
1 | March | Martius | Mars — God |
2 | April | Aprilis | ? |
3 | May | Maius | Maia — Goddess |
4 | June | Iunius | Iuno — Queen of the Gods |
5 | July | Iulius / Quinctilis | Iulius — Caesar / 5 (quinque, пятый) |
6 | August | Augustus / Sextil | Augustus — Emperor / 6 (sex, шестой) |
7 | September | September | 7 (septem, седьмой) |
8 | October | October | 8 (octo, восьмой) |
9 | November | November | 9 (novem, девятый) |
10 | December | December | 10 (decem, десятый) |
Числа месяца
Число внутри месяца определялось по фазам Луны. Первый день месяца (новолуние) назывался Календы (Kalendae); 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Ноны (Nonae); 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды (Idus). Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае, июле и октябре, в остальные месяцы Ноны — на 5-е, а Иды — на 13-е число. Например, 22 августа 80 г. н.э. обозначали так: за одиннадцать дней до сентябрьских Календ (ante diem XI Kalendas Septembres).
Первые числа месяца определяли, отсчитывая дни от предстоящих Нон, затем, когда Ноны проходили — от Ид, и последние дни определялись от будущих Календ. Если день приходился на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня ставилось в abl.pl., например: 1-го февраля — Kalendis Februariis, 15-го марта — Idibus Martiis, 5-го апреля — Nonis Aprilibus. День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначался словом pridie (накануне) с acc.: 31-го января — pridie Kalendas Februarias, 14-го марта — pridie Idus Martias, 4-го апреля — pridie Nonas Apriles.
Дни недели
Хотя само деление на недели по семь дней появилось еще в древнем Вавилоне, семь дней недели стали стандартом примерно в 3 веке нашей эры. Имена дни недели получили по небесным телам:
1 | Monday | dies Lunae | The Moon (Луна) |
2 | Tuesday | dies Martis | Mars (Марс) |
3 | Wednesday | dies Mercurii | Mercury (Меркурий) |
4 | Thursday | dies Iovis | Jupiter (Юпитер) |
5 | Friday | dies Veneris | Venus (Венера) |
6 | Saturday | dies Saturni | Saturn (Сатурн) |
7 | Sunday | dies Solis | The Sun (Солнце) |
Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н.э. Эта дата произвольна и была избрана историками лишь для согласования различных систем летоисчисления.
Лилианская дата — это астрономический способ измерения времени, при котором считается количество дней, прошедших с введения григорианского календаря (00:00:00 15 октября 1582 года).
Дата меняется в полночь по всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time, или UTC). Лилианская дата 15 октября 1582 года имеет порядковый номер 1. Лилианскую дату можно получить из юлианской даты путём вычитания 2 299 160,5 и исключения из результата десятичной дроби. (с)Основа скрипта взята с несуществующего в настоящее время сайта http://www.24hourtranslations.co.uk/dates.htm
Выводы
Начав отвечать на вопрос: что представляет из себя Каледы дар или славянский календарь, мы получили еще больше вопросов. Конечно, хорошо было бы написать: вот он, такой точный и красивый календарь. Пользуйтесь, как наши предки тысячи лет назад. Но к сожалению, до нас дошло так мало источников, которые могли бы дать исчерпывающие ответы. Представьте, что снова (?) наступит потоп (поменяются полюса или др.) и сметет все достижения цивилизации. Останутся лишь кое-где каменные глыбы. Ни книг, ни компьютеров. Наши далекие потомки через три-четыре тысячи лет найдут захоронения и будут по украшениям судить о развитии нашей цивилизации. Ну, и, конечно, наскальные росписи изучать, те самые, которые мы сейчас сами изучаем. И календари каменные.
Я буду рада, если мое исследование заставило вас задуматься о казалось бы обыденных явлениях. Иногда задать вопрос гораздо важнее, чем получить ответ.
Лада Фролова