СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Описание

Thunderbolt 2 А-10 представляет собой самолет низкоплановой эксплуатации, изготовленный по стандартной аэродинамической схеме с парным килевым оперением вертикального типа и силовым агрегатом из двух моторов.

Фюзеляж сделан в виде половинчатого монокока, передняя часть оборудована кабиной пилота. Форма и конфигурация конструкции обеспечивают летчику хорошую обзорность по разным векторам. Защита выполнена в виде ванны из мощной титановой брони, предохраняющей объект от боеприпасов калибром до 37 миллиметров. Кресло с катапультой обеспечивает экстренную эвакуацию пилота на любой допустимой скорости и высоте.

В центре фюзеляжа закреплены при помощи пилонов моторизованные гондолы пары турбинных винтовых двигателей. Подобное размещение силового агрегата способствует уменьшению вероятности попадания в моторный отсек посторонних включений при взлете и посадке. Кроме того, такая конструкция упрощает обслуживание элементов, увеличивает их защиту от огня с земли. Отработанные газы из двигателя поступают на выход через плоскость стабилизатора, ограничивая заметность самолета в тепловом диапазоне. Конструктивные особенности дают возможность размещения топливных резервуаров в зоне центра тяжести, что избавляет от необходимости создания системы перекачки горючего.

Самолет «Бородавочник», фото которого имеется ниже, оснащен объемным прямоугольным крылом, состоящим из центроплана и пары консолей трапециевидной формы. На крыле – закрылки с тремя секциями и элеронами. Особенности конструкции позволяют активно маневрировать на малых скоростях при значительной полезной нагрузке.

Стабилизатор отличается большой площадью прямоугольной формы, на концах расположены два вертикальных киля с рулевыми направляющими элементами. Такое устройство способствует «живучести» аппарата, даже в случае потери одного из килей или консолей стабилизатора.

Нюансы

Если говорить о вооружении штурмовика США «Бородавочник», то суммарный вес выстрела 30-миллиметрового орудия А-10 перекрывает аналогичный параметр ГШ-2-30, предусмотренного на Су-25. Кроме того, эксплуатация подкалиберных зарядов многократно увеличивает эффективность ведения огня по бронированным мишеням.

После начала испытаний самолета оказалось, что пороховые газы внедряются в силовые установки штурмовика, обуславливая снижение их тяги. Средний показатель падения мощности составил порядка одного процента на каждую тысячу выстрелов. Эту проблему удалось частично решить при помощи оснащения двигателей специальной системой, направленной на сжигание уцелевших частиц пороха.

«Бородавочники» успешно и активно применялись во время операций в Афганистане и бывшей Югославии. Сейчас рассматриваемая машина является основной единицей поддержки сухопутных подразделений в армии США. Свое прозвище («Бородавочник») самолет получил в честь легендарного предшественника времен Второй мировой войны Warthog P-47 Thunderbolt.

Интересные факты

Развернутая программа по разработке самолета «Бородавочник», фото которого представлено ниже, начала активно вестись в 1967 году. Условия конкурсного отбора были направлены в 21 летную компанию. Американские воздушные силы требовали агрегат со скоростью полета не менее 650 км/ч, хорошими маневренными параметрами, мощным вооружением различного калибра и существенной бомбовой загрузкой. Также новый штурмовик должен был обладать взлетно-посадочными показателями, позволяющими эксплуатировать аэродромы с грунтовым покрытием.

Когда стало понятно, что американская армия проигрывает войну во Вьетнаме, разработка самолета стала больше ориентирована на возможный театр военных действий в Европе. В 1970 году конструкторы наконец-то определились с основным вооружением военного самолета «Бородавочник». Им стала 30-миллиметровая скоростная пушка типа GAU-8, сконструированная по схеме Гатлинга (с элементом из семи стволов).

Конструкция штурмовика

Конструктивно одноместный штурмовик A-10 Thunderbolt II представляет собой низкоплан, обладающий трапециевидным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Фюзеляж боевого самолета простой конструкции типа полумонокок изготавливался в основном из сплавов алюминия, которые отличались высокой коррозийной стойкостью к дефолиантам (смесь дефолиантов и гербицидов составляла печально известный Agent Orange), широко использовавшимся американцами во Вьетнаме. Фюзеляж самолета отличается достаточно высокой живучестью: он не должен был разрушаться при повреждении двух диаметрально противоположных лонжеронов, а также двух прилегающих к ним панелей обшивки.

Трехлонжеронное низкорасположенное крыло состояло из прямоугольного центроплана, в котором находились топливные баки, и двух трапециевидных консолей. Простота конструкции крыла штурмовика была достигнута использованием большого количества прямых лонжеронов, одинаковых нервюр и обшивки, которая производилась методом штамповки. В местах изменения толщины обшивки по размаху крыла конструкторы предусмотрели использование прямых соединений внахлест. Законцовки крыла самолета A-10 Thunderbolt II были отогнуты вниз, что позволило увеличить крейсерскую дальность полета на 8%. Само крыло выделялось большой относительной кривизной и толщиной, что обеспечивало ему на малых скоростях полета оптимальную величину подъемной силы.

Пилот и критически важные системы управления штурмовиком надежно защищены полуторадюймовой титановой броней, которая в состоянии выдержать попадание 37-мм снарядов. При этом бронекабина летчика изготовлена в форме «ванны», собранной на винтах из титановых бронелистов. Бронестекло фонаря кабины в состоянии выдержать попадание 23-мм снаряда такой ЗСУ как «Шилка».

На концах центральной части крыла самолета были установлены обтекатели, предназначенные для размещения основных стоек шасси, убирающихся вперед. Ниши обтекателей стоек после их уборки не закрываются щитками, поэтому колеса шасси несколько выступают наружу, что делает аварийную посадку штурмовика более безопасной. Хвостовое оперение самолета было спроектировано конструкторами таким образом, чтобы при потере одного киля или даже одной из половин стабилизатора A-10 Thunderbolt II мог продолжать свой полет.

Новой и интересной для боевых самолетов была схема установки двигателей, которые разместили в отдельных гондолах по бокам хвостовой части фюзеляжа штурмовика. К достоинствам подобной схемы расположения можно было отнести снижение радиолокационной и тепловой заметности двигателей, снижение вероятности попадания в воздухозаборник посторонних предметов с ВПП и пороховых газов при стрельбе из артиллерийской установки. Также подобная компоновка силовой установки позволяла обслуживать штурмовик и подвески вооружения при работающих двигателях и обеспечивала удобство при ее эксплуатации и замене. К тому же центральная часть фюзеляжа штурмовика A-10 оставалась свободной для размещения вблизи центра тяжести самолета топливных баков, что позволило обойтись без системы перекачки топлива для обеспечения необходимой центровки самолета.

Достоинством такого расположения было и повышение живучести штурмовика. Подтверждение этому было получено в боевых условиях. В 1999 году с авиабаз, расположенных на территории Италии, штурмовики A-10 Thunderbolt II принимали участие в военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии. В рамках проведения данной операции американские военные не признали ни одной потери штурмовиков A-10. В то же время 2 мая 1999 года в аэропорту Скопье (Македония) аварийную посадку совершил один из штурмовиков этого типа. Самолет сел на одном двигателе, второй двигатель был начисто отстрелен, позднее его демонстрировали по югославскому телевидению.

Высокая маневренность штурмовика на низких высотах давала машине неплохие шансы на уклонение от ЗУР и атак истребителей противника. Хорошая маневренность в совокупности с обзором из кабины и сравнительно низкой скоростью полета позволяли самолету поражать даже сравнительно малоразмерные цели с одного захода. Стрельба из артиллерийской системы по целям типа танк велась с высоты 100-150 метров с расстояния в 1800 метров, по небронированным целям огонь можно было открывать с дистанции 3000-3600 метров.

Боевое применение

Дата, событие Расклад сил до… …и после Ущерб противнику
1983

Войны в Гренаде — Первое использование

Простая поддержка сухопутных войск
1991

Войны в Персидском заливе —

Первое боевое использование

144 самолёта, 8100 боевых вылетов, уровень боеготовности — 95,7%,

7 сбито (одна потеря на 1350 вылетов), 15 повреждено

Прилетали со страшными ранами в крыле, двигателе и хвосте (но прилетали!)

Танков — более 1000, другой техники — более 2000,

стволов артиллерии — более 1200.

Результаты лучше, чем у всех прочих самолётов и даже противотанкового вертолёта «Апач» (АН-64)

«Буря в пустыне» 2 штурмовика, 1 вылет Танки — 23 уничтожено, 10 повреждено
Охота за пусковыми установками «Скад» 1 ночь Ноль установок, 2 вертолёта (Ми-8 и MBB Bo 105)
1999

«Союзническая сила» — военная операция НАТО против  Югославии.

С авиабаз на территории Италии

Более 30 тысяч снарядов с урановым сердечником В начале 2001 – скандал: угроза здоровью миротворцев НАТО и мирного населения в Косово
2001

  • Войны НАТО в Афганистане;
  • операции «Несгибаемая свобода»;
  • аэродром Баграм под Кабулом
Успешно применяется и поныне для уничтожения талибов
март-апрель 2003

Операция «Свобода Ираку»

60 штурмовиков 1 сбит 7 апреля, 1 тяжело повреждён, пилот спаслась

24 танка Т-54 и Т-55, до 13 единиц бронетанковой техники

Успешно применяются «Тандерболты» и против ИГИЛа, особенно по колоннам бензовозов.

Отметки на фюзеляже А-10 «Тандерболт»: 1 пусковая установка «Scud», 3 радиолокационных станции, 11 танков и 42 единицы бронетехники.

В светлое время А-10 показал высокую точность: с 1,2 км 80% снарядов попадают в круг 6 м диаметра. По танкам стрельба велась с 1,8 км (на высоте 100-150 м), по небронированным целям — с 3-3,5 км.

Ночью и в сложных метеоусловиях (а также при запыленности и задымленности) эффективность была крайне низкой. Известны случаи и «дружественного огня»:

Дата Атакованная цель Результат
1991, сражение за Рас-эль-Хафджи Американский бронетранспортёр LAV-25 (лётчик и наводчик перепутали его с БТР-60) 6 погибших американцев
Британские боевые машины пехоты 5 раненых и 1 погибший британец
2001, сражения за Насирию Подразделение морских пехотинцев (из-за ошибки авианаводчика) 1-10 погибших
28 марта 2001 Четыре боевые британских машины 1 погибший
2003, возле Газни Дом предполагаемого террориста 9 детей, игравших неподалёку

Характеристики A-10 Thunderbolt II

Самооборона

Для защиты рассматриваемый военный самолет использует ракетные заряды конфигурации «воздух-воздух», а также добавочные блоки с пушками «Вулкан» калибра 20 мм. Штурмовики по праву входят в элитную группу своей категории. Наряду с высоким параметром живучести, маневренности и относительно низкой стоимости отмечается значительная эффективность бортового вооружения и обороноспособность.

В подтверждение «живучести» А-10 свидетельствует тот факт, что при ведении боевых действий в Ираке и Югославии штурмовики были в состоянии вернуться на базу даже с поврежденным двигателем, отсутствующим стабилизатором либо отказавшей гидравлической системой, включая серьезные деформации крыла.

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Происшествия

  • 10 мая 2010 года — A-10 «Тандерболт» II (сер. номер 79-0141 75-й эскадрильи, 23-го авиакрыла ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в 16:58 при взлёте с авиабазы Муддис. Пилот катапультировался.
  • 1 апреля 2011 года в нескольких сотнях метров от западногерманской коммуны Лауфельд потерпел крушение штурмовик ВВС США A-10 Thunderbolt. Пилот успел катапультироваться, погибших нет.
  • 26 сентября 2011 года — A-10С «Тандерболт» II (26-е истребительное авиакрыло армии ВВС США) — Джорджия: самолёт разбился в окрестностях города Кук Кантри при выполнении тренировочного полёта после взлёта с базы ВВС Муди (Джоржия). Пилот катапультировался и был госпитализирован в госпиталь Адель.

Конструкция штурмовика

Основные параметры конструкции:

  • цельнометаллический;
  • основной материал — сплавы алюминия 2024 и 7075;
  • коррозийная стойкость к дефолиантам (например химикату агент «орандж»);
  • сопротивление распространению трещин;
  • терпимая перегрузка — 7,33 (разрушающая — 11);
  • система пожаротушения — инертный газ фреон.

Компоновка штурмовика

Компоновка штурмовика А-10:

  • приёмная штанга для дозаправки;
  • 30-мм пушка;
  • броня кабины пилота;
  • отсеки электронного оборудования
  • барабан пушки (1350 оборотов);
  • основные топливные баки;
  • крыльевые топливные баки;
  • двигатель;
  • вспомогательная силовая установка.

Бронезащита (от 23-мм снарядов):

  • систем управления,
  • топливных баков (самозатягивающихся в случае мелких пробоин),
  • топливных трубопроводов к двигателю.

Бронекабина — в виде «ванны»:

  • из катаной титановой (13-38 мм) брони;
  • скреплена винтами;
  • пуленепробиваемое стекло;
  • противоосколочный подбой (внутри) из многослойной нейлоновой ткани;

Система управления:

  • двойное резервирование гидравлических систем;
  • дополнительное ручное управление.

Внутреннее устройство А-10 «Тандерболт»

Крыло — три секции:

  • центр — топливные баки;
  • нос и хвост — сотовые заполнители.

Большая площадь (47 м2):

  • маневры на малой скорости;
  • большая боевая нагрузка.

Законцовки отогнуты вниз — крейсерская дальность выросла на 8%.

Проекции А-10 «Thunderbolt»

Два турбовентиляторных двигателя:

Расположение Что даёт
в отдельных гондолах ниже радиолокационная и тепловая заметность
менее вероятно попадание в воздухозаборник посторонних предметов и пороховых газов
сзади удобно менять
центр свободен для топливных баков, так что не нужна перекачка топлива для центровки
сверху равномерный забор воздуха при разных углах атаки
можно обслуживать самолёт и подвески при включенных двигателях

Защита двигателей:

  • снизу — сама конструкция;
  • с передней и задней полусферы — консоли крыльев и хвостовое оперение;
  • дополнительно — броня.

Стреляные гильзы собираются обратно в барабан, а не выбрасываются наружу — так минимизируется риск повредить обшивку самолётаДля снаряжения магазина и удаления стреляных гильз существует особое приспособление. Процесс перезарядки на аэродроме длится 13 минут

Бортовое оборудование:

радиосистема ближней навигации TACAN AN/ARN-84
радиосистема дальней навигации LORAN C/D AN/ ARN-101
радиокомпас AN/ARA-50
радиовысотомер APN-194
радиопеленгатор DF-301E/DA
радиолокационный маяк AN/UPN-25
Радиостанции разных диапазонов дециметрового — AN/ARC-164 и 618М
метрового — 807А
коротковолновый — AN/ARC-154M-622A
системы радиоопознавания AN/APX-101
система предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-64 или AN/ALR-69
система обнаружения целей (до 24 км), подсвеченных лазерным лучом AAS-35 «Пейв Пенни»
система посадки по приборам AN/ARN-108
инерциальная навигационная система ASN-141

А также:

  • автопилот;
  • индикатор на лобовом стекле;
  • индикаторами обстановки в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Кабина штурмовика А-10 «Thunderbolt»

История создания A 10 Thunderbolt II

В 1966 году в связи с тем, что американский Т-28 «Троян» не смог выстоять против советской системы ПВО, было принято решение о разработке нового бронированного штурмовика. В марте 1967 года был объявлен конкурс, в котором принимали участие 21 авиастроительная компания. ВВС США было поставлены следующие условия:

  • скорость не должна быть менее 650 км/ч;
  • должна обеспечиваться хорошая маневренность в воздухе;
  • приземление могло осуществляться на любой местности;
  • большое количество узлов подвески снаружи.

В дальнейшем были изменены условия и минимальные требования к скорости поднялись до 740 км/ч, что привело выбыванию проектов с турбовинтовыми моторами.

Основным орудием штурмовика стала 30 мм пушка GAU-8

Американские конструкторы приняли во внимание успешный опыт израильских пушек DEFA, которые поражали арабские танки

В мае 1970 определилось два финалиста — «Fairchild» и «Northrop». Fairchild на разработку прототипа YA-10A получил 41,2 млн долларов, а Northrop 28,9 млн на YA-9.

В 1972 году первые два YA-10A были готовы и оснащены пушками «Вулкан» М61, диаметр которых составлял 20 мм, вместо 30 мм, поскольку последних попросту не было. 10 мая состоялся первый подъем самолета в воздух. Пилотом был Говард «Сэм» Нельсон. YA-9 впервые взлетел спустя 20 дней. Второй прототип YA-10 взлетел 21 июня 1972 года. Конкурент взлетел лишь 23 августа.

В октябре 1972 года начались испытания на авиабазе Эдвардс, в ходе которых выяснилось, что YA-9 более маневренный, легкий и скоростной. YA-10, в свою очередь, обладает более простой конструкцией, что упрощает обслуживание. Также он потребляет меньше топлива. На авиабазе Райт-Паттерсон самолеты испытывали на живучесть, используя оружие, произведенное в СССР.

18 февраля 1973 года было объявлено о победе YA-10A. Fairchild получает 159 млн на производство 6 предсерийных самолетов. В 1973 году в конкурсе по производству пушки, победил «Дженерал Электрик», который в этом же году создал 30 мм GAU-8.

В августе 1974 года A-10A были проведены испытания с ракетами «воздух-поверхность» AGM-65A «Maverick», которые обладают телевизионным самонаведением. Впервые контрактный испытательный штурмовик поднялся в воздух в феврале 1975 года. В сентябре была заменена пушка с 20 мм «Вулкана» на 30 мм «Мститель». Огромная GAU-8 занимает половину фюзеляже и по этой причине шасси пришлось расположить немного в стороне. Пушка успешно поражает цель с расстояния до 1,2 км.

21 октября 1975 года в воздух поднялся первый серийный «Thunderbolt». Масса штурмовика оказалось больше, чем была рассчитана ранее. По этой причине самолет пришлось усиливать.

В марте 1976 года самолет принят на вооружение ВВС США. Через год были поставлены первые серийные версии. В октябре 1977 года была создана первая эскадрилья «Бородавочников».

В 1977 году Тандерболт был модифицирован, получив всепогодную версию. В новой разработке была добавлена вторая кабина прямо над боекомплектом пушки. Самолет может быть пилотирован из обеих кабин. Кроме того, в комплектацию добавлены следующие опции:

  • Вестингауз WX-50 — бортовая радиолокационная станция предназначена для выявления мелких наземных целей;
  • Texas Instruments AN/AAR-42 — это тепловизионная станция;
  • Ферранти 105 — лазерный дальномер;
  • Литтон LN-39 — навигационная система на инерциальной основе.

4 мая 1979 года всепогодная версия впервые поднялась в воздух, но из-за низкой востребованности в серийное производство так и не вошла.

Thunderbolt A-10 имел свои «детские болячки». Одна из них была решена в 1981 году. В двигателе самолета скапливался порох из-за недогоревших частиц, которые осаждались на вентиляторе после выстрелов. Через каждые 1000 выстрелов у самолета падала тяга на 1%.

В 1983 году штурмовик оснастили новым оборудованием специально для европейского климата.

В 1984 году было готово 715 Тандерболтов, каждый из которых обошелся по 4 миллиона. 707 из них были серийными, 6 предсерийных и 2 прототипа.

Спустя два года были произведены испытания с управляемыми ракетами AIM-9 «Sidewinder».

Где-то в середине 1990-х штурмовики были модифицированы. Благодаря новым изменениям самолет стал более маневренным и легким, так как была убрана часть брони и пассивная лазерная система «Пейв Пенни».


A-10, 1975. (U.S. Air Force photo)

Оценка проекта

Модификации

Название и изображение Описание Отличия от серийной модели
YA-10A

Первый прототип будущего «Бородавочника»

Первые 2 прототипа Более слабая пушка — 20-мм «Вулкан»
A-10A

Грозному штурмовику – грозная раскраска

Серийный вариант
OA-10A (Observation – наблюдение)

«Наблюдательная» модификация мало чем отличается от серийной и тоже может нести вооружение (как это было в Косово)

Задача Тандерболта Обзёвера — контролировать воздушное пространство

Самолёт воздушного контроля Подвесные модули с дополнительной электроникой и средствами  радиоэлектронного противодействия
YA-10B Night/Adverse Weather A-10

Всепогодная модификация «Тандерболта» А-10В

Принципиальное отличие – двухместная кабина (уже не такая бронированная) и увеличенное вертикальное оперение

1 прототип, госзаказа не получил Двухместный, для ночной и всепогодной работы.

Самолет оснащался навигационной системой LN-39 INS и радиовысотомером AN/APN-194, но бронезащита задней кабины отсутствовала

A-10C

Старый добрый «Тандерболт» дооснастили новым оборудованием — и он снова в строю!

Обновлённая, на вооружении с 2006, первый полёт — 20 января 2005, пилот — Мишель Роулс В числе нового оборудования:

  • нашлемная система Helmet Mounted Cueing System (HMCS);
  • новое программное обеспечением;
  • обновлённая система;
  • распознавания наземных целей;
  • оружие с лазерной системой наведения
A-10PCAS

Persistent Close Air Support – постоянная непосредственная авиационная поддержка

По некоторым версиям, у последней версии «Тандерболта» и вовсе не будет кабины!

Что у беспилотного «Тандерболта» А-10 вместо кабины?

Беспилотный, от разработки отказались

Разработчики — компании «Raytheon» и «Aurora Flight Sciences».

Наземные войска указывают цель, штурмовик уничтожает её автоматически, без участия пилота.

Время до удара сокращается на 6-10 минут.

Предпосылки к созданию

Во многом создание самолета Thunderbolt 2 связано с противостоянием во время вьетнамской войны. Дело в том, что в начале 60-х стратегия Пентагона имела направленный вектор на усиление конфронтации с СССР. Для этого в боевую готовность приводились ударные воздушные летательные аппараты типа F-100, F-101 и F-105. Они переоборудовались под возможность несения ядерных зарядов с последующим нанесением ударов по стратегическим обозначенным целям.

Вьетнамская кампания заставила генералов США переосмыслить ситуацию. По причине недостачи специализированной техники американцам пришлось использовать в боевом режиме учебный самолет «Троян», который переоборудовали под соответствующие задачи. Встреча с военными истребителями показала, что данная затея неуместна и полностью провальная. Началась разработка специального самолета США «Бородавочник», хорошо защищаемого броней и оснащаемого мощными орудиями.

ArmA: Armed Assault

A-10
Faction U.S. Army
Type Ground Attack Craft
Seats 1 seat:
Item capacity Max:

  • 3× Weapons
  • 20× Magazines
Top speed 720 km/h
Service ceiling ~ 7,000 m
Fuel capacity 1000 fuel units
Primary armament Main:
Secondary armament Secondary:

  • 5× AGM-65 Maverick AGM
  • 4× FFAR Rocket Pods
Variants None
Games

The A-10 is used exclusively by U.S. Army forces in ArmA: Armed Assault.

Overview

  • Role:

    Air-to-ground fire support

The A-10 is a single-seat twin-engine straight-wing jet aircraft used by the US Air Force. The A-10 carries large numbers of ground-attack munitions, and is designed to be survivable in the face of intense anti-aircraft fire.
Library Description

Design

Like its Cold War Assault counterpart, the A-10 is still designed for anti-tank duties.

Armament

It is armed with the GAU-8 30 mm gatling cannon as its primary weapon. Its alternate weaponry consists of air-to-ground anti-tank missiles along with four 70 mm rocket pods.

The GAU-8 feeds from a single linked belt containing 1,350 rounds worth of armor-piercing (AP) shells, while the FFAR pods contain up to a maximum of 7 rockets apiece fitted with high-explosive (HE) warheads; for a combined total of 28 rounds.

Features

The A-10 mostly remains the same but exchanges three of its Maverick AGMs for four unguided rocket pods instead, allowing it to be more useful against infantry targets.

However it no longer features a separate LGB-armed variant, and has had its precision bombardment role transferred to the .

Mobility

It flies faster and has marginally better handling than its Cold War-era predecessor. It is still much slower than the SLA’s fighter-bomber however, and is unable to keep up with the latter even at level altitudes.

Drawbacks

While it’s still a tough aircraft like its Cold War Assault predecessor, the A-10 is by no means impervious to ground fire. It will be easily shot down if its pilot remains careless and takes too much much damage from or .

Since it lacks VTOL capability like the AV-8B, the A-10 also relies heavily on airstrips to resupply from which can limit its utility on extended CAS missions.

Crew Capacity

The A-10 only supports a single crew member in the form of its pilot. It is unable to transport any passengers.

Protection

The A-10 has a base armour value of 75.

Hull

The plane’s hull can withstand up to 75 points of damage. Depletion of the hull’s integrity will instantly result in its destruction.

Armament

The pilot controls all three weapon systems on the A-10:

GAU-8

Base damage value Initial velocity (m/s)
250 1,067

30 mm Gatling cannon. Fires hybrid AP/HE-type shells useful for direct air-to-ground fire support.

It can attain a fire rate of 4,000 RPM and has a muzzle velocity of 1,067 m/s. The GAU-8 has a dispersion of 0.015 rad at ranges of up to 1,000 metres. Shells have a blast radius of 3 metres but also have a deflection angle of 10°.

AGM-65 Maverick

Damage type Base damage value
High-Explosive Anti-Tank 800

Infrared-guided, air-to-ground anti-tank missile. Has a maximum lock-on range of 8,000 metres.

There is a forced delay of 1 second in-between launches. AGM-65s are soft launched and require 2.5 additional seconds for their motors to gain a top speed of 313 m/s in-flight. The warheads have a blast radius of 2 metres.

FFAR

Damage type Base damage value Maximum speed (m/s)
High-Explosive 150 1,000

Unguided air-to-ground 70 mm rocket pods. Strong against groups of infantry and unarmoured/lightly-armoured ground vehicles.

The pods are capable of firing off one rocket every 0.2 seconds. The rockets have initial launch velocities of 44 m/s and can reach a top speed of 1,000 m/s in mid-flight. The warheads are HE-based and have a blast radius of 12 metres.

Trivia

In real-life, the U.S. Army does not utilise the A-10 as all existing variants (both A and C models) are only operated by the U.S. Air Force.

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Конструкция

Планер Самолета

Фюзеляж военного самолета выполнен в виде полумонокока. Традиционно кабина расположена в носовой части самолета. Хорошую обзорность обеспечивает смещенный вниз выпирающий фонарь. Прямо под кабиной находится блок стволов авиапушки. За крыльями располагаются две мотогондолы с моторами. Такое необычно расположение двигателя обосновывается тем, что самолет лучше управляется за счет лучшего потока воздуха.

Удачно расположение двигателей также способствовало снижению попадания тепла в оружие с инфракрасным наведением. Хвост имеет два вертикальных киля и рулевое управление.

Шасси

Поворотное колесо расположено в передней части самолета. Два основных колеса находятся снаружи центроплана. Колеса на крыльях убираются в специальную нишу, когда самолет начинает взлет. Механизм приводится в движение при помощи гидропривода и складывается против движения перпендикулярно оси корпуса. Сложенные колеса выступают за обводы корпуса примерно на 1/3 объема. Такое техническое решение позволяет совершить экстренную посадку.

Поворотное колесо спереди расположено в 40 сантиметрах от центра, так как посередине располагается пушка. Рычажная стойка при взлете полностью убирается в отсек. Давление в шинах составляет 4 кгс/см2 для передвижения на грунтовой дороге.

Силовая установка

Самолет приводят в движение два турбореактивных двигателя General Electric TF34-GE-100, которые также используются в гражданской авиации под индексом CF34. Агрегаты были созданы компанией GE Aircraft Engines. Конструктивную основу составляет одноступенчатый вентилятор, который управляется четырехступенчатой турбиной пониженного давления. Вес одного агрегата составляет 654 кг.

Топливная система

Баки «Бородавочника» имеют хорошую броню. Чтобы избежать возгорания, топливные баки заполняют специальной противовзрывной пеной. Два резервуара с топливом располагаются в фюзеляже и два в крыльях. Топливные баки в общей сложности вмещают в себя 4840 кг топлива. Кроме того, на штурмовик можно дополнительно установить три подвесных бака с топливом, общая емкость которых составляет 2280 литров.

Еще одним достоинством считается возможность дозаправки самолета в воздухе.

Пневмосистема и гидросистема

Пневматическая система в Тандерболт А10 служит для вентиляции кабины пилота и отсека с авиапушкой. В ее функциональность также входят препятствие обледенению.

За управление самолетом, шасси, а также вращением ствола пушки, на самолете была применена гидравлическая система с независимыми насосами. Давление в системе может достигаться свыше 200 кгс/см2. Насосы приводятся в движение от привода авиадвигателя.

Противопожарная система и электрооборудование

В случае возникновения пожара на борту самолета, включается автоматическая противопожарная система на основе фреона, который, в свою очередь, является хладагентом.

Электронику «Thunderbolt A10» питают два генератора переменного тока, которые обладают выходным напряжением в 120/200В. Также имеется аккумуляторная батарея с зарядом 34 А/ч. Ее напряжение составляет 24В. Батарею можно применять, как аварийный источник питания.

Среди электрооборудования также имеется автономный генератор.

В штурмовике установлена навигационная система TACAN AN/ARN-84. Для поддержания связи на большом удалении от точки доступа, в самолете установлена радиостанция LORAN C/D AN/ ARN-101.

В система радиоэлектронного оборудования также присутствует компас AN/ARA-50, пеленгатор DF-301E/DA, а также система расчета аэродинамических параметров CPU-16.

Для радиолокационного распознавания, штурмовик оснащали системой радиолокационного оборудования AN/UPN-25. В случае возникновения плохих погодных условий, посадить самолет поможет система AN/ARN-108, которая работает совместно с показаниями приборов. Также присутствует автопилот.


Кабина пилота A-10A

Тактико-технические характеристики A-10 Тандерболт 2

– Первый полёт: 10 мая 1972 года- Начало эксплуатации: A-10A 1977 год, A-10С 2007 год- Годы производства: 1975 — 1984- Единиц произведено: 715

Стоимость A-10 Тандерболт 2

– $11,8 млн (1994 год)

Экипаж A-10 Тандерболт 2

– 1 пилот

Размеры A-10 Тандерболт 2

– Длина: 16,26 м- Размах крыла: 17,53 м- Высота: 4,47 м- Площадь крыла: 47,01 м²- Профиль крыла: NACA 6716 — корень крыла, NACA 6713 — законцовка- Удлинение крыла: 6,54- Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная)- База шасси: 5,40 м- Колея шасси: 5,25 м

Вес A-10 Тандерболт 2

– Масса пустого: 9176 кг- Масса снаряжённого: 10 515 кг- Нормальная взлётная масса: 13 628 кг (с 6 × 227 кг бомбами)- Максимальная взлётная масса: 21 148 кг- Масса топлива во внутренних баках: 4830 кг- Объём топливных баков: 6200 л

Двигатели A-10 Тандерболт 2

– 2 × ТРДД General Electric TF34-GE-100- Тяга: 2 × 40,32 кН (4112 кгс)- Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе)

Скорость A-10 Тандерболт 2

– Максимально допустимая скорость: 834 км/ч- Максимальная скорость: 722 км/ч у земли- Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли- Скороподъёмность: 30,5 м/с- Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой)- Длина пробега: 623 м

Дальность полета A-10 Тандерболт 2

– Боевой радиус непосредственная авиационная поддержка: 463 км- Боевой радиус сопровождение: 484 км- Боевой радиус воздушная разведка: 803 км- Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)- Перегоночная дальность: 4647 км

Практический потолок A-10 Тандерболт 2

– 13 380 м

Вооружение A-10 Тандерболт 2

Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм

Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем) может быть задействовано в вылете только 10:- (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)- центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг- 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый- 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый- 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый

Боевая нагрузка: 7257 кг

Управляемые ракеты:  – ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9- ракеты «воздух-поверхность»: 6 × AGM-65

Неуправляемые ракеты:  – 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19× / 7× 70 мм ракетами Hydra 70)- 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni)

Бомбы свободнопадающие:- фугасные: 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84- зажигательные: 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B с напалмом- кассетные: 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70

Бомбы управляемые: 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12

Подвесные артиллерийские установки: 2 × SUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A

Подвесные топливные баки: 3 × 2271 л: пара под крылом, один под фюзеляжем.

Комментировать
0