О цене и качестве бронирования
Как и следовало ожидать, разница между заводскими и частными компаниями в подходе к изготовлению защищенных автомобилей, что отражается, естественно, на цене конечного продукта. «Фирмачи» изготавливают свою продукцию в тесной кооперации с производителем «обычных» автомобилей, что и обуславливает их местоположение. Например, компания «Mercedes-Benz Guard» находится неподалеку от штутгартского завода «Daimler AG». Кузова со сварочной линии попадают к специалистам по бронированию‚ которые вживляют бронированные элементы в силовую структуру, убивая таким образом двух зайцев — и конструкцию усиливают, и «оборонную» задачу выполняют. Уже после всех «секретных» операций кузов попадает на заводскую линию грунтовки и окраски, что обеспечивает заводским «броневикам» высочайшее качество. Ретрофитеры вынуждены разбирать уже готовый автомобиль и проявлять недюжинную смекалку, вживляя бронирование в и без того плотно упакованный кузов современного автомобиля.
Впрочем, и тем, и другим приходится жертвовать простыми вещами — стеклоподъемниками (на заводах могут поставить гидравлические — только они справятся с тяжелыми бронестеклами), доводчиками дверей (для них просто не остается места). Появляется необходимость усиливать петли…
Еще одно отличие двух «противоборствующих лагерей» — методика испытаний. Заводские «броневики» проходят до 17 краш-тестов, не считая баллистических экспертиз и ходовых испытаний, — поведение бронированного авто не должно разительно отличаться от штатного аналога. Однако не внушающему доверия клиенту в заводской «конторе» автомобиль не продадут ни за какие деньги. Так что, как бы ни развивался в дальнейшем рынок автозащиты, ретрофитеры без работы не останутся.
Термин «бронеавтомобиль»[ | код]
С точки зрения классификации военной техники отличие бронеавтомобиля от колёсного бронетранспортёра состоит в предназначении машины. Броневой транспортёр предназначен для транспортировки (перевозки) стрелков (моторизованной пехоты) на поле боя или к месту боя, где возможен обстрел машины противником, тогда как бронеавтомобиль служит для обнаружения и поражения противника огнём из бортового вооружения. Существуют специализированные бронеавтомобили, не имеющие десантного отделения, не являющиеся бронетранспортёрами, и бронетранспортёры, не имеющие интегрального бортового вооружения, которые не могут называться бронеавтомобилями. Однако современные бронеавтомобили зачастую являются вариантами колёсных бронетранспортёров, и поэтому они не поддаются чёткой классификации.
В рамках механизации ВС в СССР выпускался БТР-40 — похожий американский «разведывательный автомобиль» «M3 Scout car» поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза и являвшийся универсальной колёсной машиной без башни. Впоследствии дальнейшее развитие концепции двухосной полноприводной бронемашины привело к появлению специализированных плавающих «бронированных разведывательно-дозорных машин» БРДМ-1 и БРДМ-2, которые по компоновке схожи с советскими пулемётными бронеавтомобилями тридцатых годов. Также определённое сходство с бронеавтомобилями тридцатых годов имеют самоходные гаубицы на восьмиколёсной базе БТР-ов (2С23 «Нона-СВК»). Термин «бронеавтомобиль» (БА) как составная часть названия в Союзе ССР в последний раз применялся по отношению к двухместному БА-64. По отношению к современной колёсной бронетехнике используются термины БКМ, то есть «боевая колёсная машина» или КББМ — «колёсная боевая бронированная машина».
Используются и другие наименования: так, в США многоцелевая бронемашина «Кадиллак Коммандо» называется машиной огневой поддержки пехоты (Infantry fighting vehicle) либо БТР, так как в машине есть десантное отделения на двух человек. «Фокс» британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1970-х годов, обозначается как «боевая (колёсная) разведывательная машина» (БРМ) (англ. Combat Vehicle Reconnaissance (Wheeled)) или CVR(W). (В вооружённых силах государств на территории бывшего СССР колёсные БРМ специальной разработки традиционно называют БРДМ). По отношению, например, к «эрзац-бронеавтомобилю» на базе армейского вездехода «хамви», используется выражение «up-armored HMMWV» то есть «дополнительно бронированный хамви». Бронированные вездеходы в Ираке используются и по политическим причинам — использование тяжёлой бронетехники является свидетельством эскалации военных действий, что вызывает спад энтузиазма по отношению к продолжению военных действий у американского налогоплательщика. Небронированные вездеходы «хамви» понесли значительные потери в Сомали в 1993 году, и с тех пор эти машины усиливаются бронёй, полубашнями и используются для поддержки пехоты. По отношению же к колёсным БТР-ам, используемым в качестве разведывательно-дозорных (по советской терминологии) машин (например, «АТФ Динго») используется выражение «Infantry Mobility vehicle» — то есть «мобильная машина пехоты». Такие машины часто имеют большой клиренс и клинообразное днище, что значительно улучшает защиту экипажа и десанта от последствий наезда на мину (одно из исключений — немецкий бронеавтомобиль ATF Dingo, где плоское днище защищено композитной бронёй).
История
Разработка бронемашины началась в инициативном порядке в апреле 2015 года, проектирование и строительство осуществляла инженерная группа полка НГУ «Азов» (руководитель инженерной группы, конструктор Богдан Зварич; главный конструктор инженерной группы ; главный консультант — бывший главный инженер и главный конструктор Харьковского бронетанкового ремонтного завода , имевший опыт работы на заводе им. Малышева; советник Заур Берианидзе), а также военнослужащие вооружённых сил Украины, принимавшие участие в боевых действиях на востоке Украины.
Финансирование проекта осуществлялось с использованием внебюджетных средств, пожертвований и спонсорской помощи. Строительство бронемашины проходило на территории тренировочной базы полка «Азов» — в цехах киевского завода «АТЕК», до банкротства выпускавшего тракторы и экскаваторы.
Источником шасси для бронемашины «Азовец» стал бульдозер, ранее изготовленный из демилитаризованного танка Т-64. Орудия ГШ-23 для установки в башенные модули были привезены из зоны боевых действий.
18 августа 2015 года украинский журналист Андрий Цаплиенко опубликовал фотоснимок строящейся бронемашины.
24 августа 2015 украинский корреспондент Станислав Ясинский сообщил, что строящейся бронемашине присвоено наименование «Азовец».
25 ноября 2015 было упомянуто, что стоимость производства бронемашины составляет 5 млн. долларов США (из них 100 тысяч долларов составляла стоимость комплекта динамической защиты: цена каждого из 500 элементов ХСЧКВ-34 — 200 долларов США).
27 ноября 2015 во время посещения тренировочной базы полка «Азов» министром внутренних дел Украины А. Б. Аваковым бронемашина была представлена журналистам. В интервью А. Б. Аваков сообщил, что «Азовец» может быть направлен на технические полевые испытания с участием государственной комиссии «примерно через месяц», хотя в тот момент бронемашина ещё не была достроена.
В начале 2016 года «Азовец» был направлен на государственные испытания.
Современные иностранные бронемашины[ | код]
- Navistar MaxxPro (США) — бронетранспортёр производства Navistar International, принятый на вооружение США в 2007 году для срочного перевооружения войск в Ираке, перспективная замена HMMWV во всех передовых частях вооружённых сил США представляет собой доработанный гражданский грузовик, на шасси которого установлен сварной корпус с V-образным расположением бронелистов.
- BAE Systems Ground Caiman RG-33 (США) — семейство полноприводных бронеавтомобилей, разработанное и производимое фирмой BAE Systems.Броня машины защищает экипаж и десант от огня ручного стрелкового оружия, мин и самодельных взрывных устройств.
- Dingo ATF ФРГ — бронетранспортёр производства Krauss-Maffei-Wegmann (KMW), принятый на вооружение Бундесвера, а также находится на вооружении: Бельгии, Люксембурга, Австрии, Чехии, Норвегии и Пакистана. Корпус машины состоит из броневой стали и комбинированной брони «MEXAS» и защищает от пуль и осколков артиллерийских снарядов, противотанковых мин и самодельных взрывных устройств. Созданный на полноприводном шасси Unimog способен преодолевать труднопроходимую местность.
Российские бронеавтомобили
ГАЗ-2330 «Тигр»
Урал-63095
Урал-4320ВВ. 2016
ГАЗ-3937 «Водник». 2011
ВПК-3924 «Медведь». 2011
КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97). 27 мая 2017 года
В настоящее время в Российской Федерации — России применяются бронеавтомобили:
- Спецавтомобиль «Тайфун» на базе войскового грузовика «Урал-63095». Предназначен для перевозки военнослужащих. Кабина водителя, моторный отсек, топливный бак и аккумуляторы защищены усиленной бронёй, в кузове бронекапсула для перевозки 10 человек. В ней устроены обзорные бронестекла и бойницы. Капсула обеспечивает защиту от взрыва осколочно-фугасного устройства и от поражения пулями снайперской винтовки и автомата Калашникова. В декабре 2014 года для опытной эксплуатации в войска поступила первая партия (30 автомобилей), весной 2015 года — вторая.
- ГАЗ-2330 «Тигр» — ГАЗ-2330 или «Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль. Тигр весит 7 тонн против 14 у БМП-2. На бронеавтомобилях стоят кондиционер, антиблокировочная система, автоматический поддув колес, возможна установка АКПП. Внедорожник имеет много перспектив как на военном так и на гражданском рынке. Также «Тигр» весит значительно меньше чем БТР-80/А. Вооружение броневика (АГС, Корд, ПКМ) является также достаточно мощным. Разрабатываются версии с 30-мм автоматической пушкой в дистанционном модуле, с зенитным ракетным вооружением малой дальности. Есть ещё противотанковый вариант, вооруженный ПТРК «Корнет».
- Урал-4320ВВ — защищенный автомобиль, созданный для силовых структур в ОАО «АЗ Урал» по техническому заданию Главного командования внутренних войск МВД России. Бронеавтомобиль построен на модернизированном шасси серийного грузовика «Урал-4320». Стоимость одной машины около 10 млн рублей. Первая партия автомобилей поступила в 2014 году во Внутренние войска МВД России Северо-Кавказского федерального округа.
- ГАЗ-3937 «Водник» — российский автомобиль для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Обеспечивает защиту экипажа от стрелкового оружия. Разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». Изготавливался на Арзамасском машиностроительном заводе. Производится и для Министерства обороны России с 2005 года.
- КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) — российский легкобронированный бронеавтомобиль. Применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля, а также в качестве мобильного противотанкового или зенитного ракетного комплекса.
- СПМ-3 (ВПК-3924 «Медведь») — специальная полицейская бронемашина с высоким уровнем защиты противоминной стойкости. Созданная по заказу МВД России для вооружения внутренних войск и спецподразделений.
На январь 2017 года в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.
«Фалькатус» (Falcatus) — российский бронеавтомобиль на базе автомобиля «КамАЗ-4911», массой 12 тонн, предназначен для использования Центром специального назначения.
Реализуем бронеавтомобили с пробегом и гарантией надежной эксплуатации
Приобретая бронеавтомобиль с пробегом в компании «Евраком», вы получаете достоверную информацию о реальном состоянии транспортного средства, прозрачную историю его эксплуатации, безупречную документацию. Специалисты компании «Евраком» — ваши квалифицированные, объективные и честные помощники в любых вопросах, касающихся:
- подбора транспортного средства с пробегом;
- диагностики технического состояния, техобслуживание;
- ремонта и переоборудования по индивидуальным потребностям;
- экспертной оценка транспортного средства, а также участия в сделке купли/продажи в качестве третьей стороны.
Недостатки
- Отсутствие танковой пушки.
- Отсутствие перископа “ослепляет” машину при отказе камер.
- Огромное количество устаревших узлов и агрегатов в том числе бывших в употреблении, а также деталей Российского производства (например ГШ-23), которые не производятся в других странах, что осложняет сам ремонт машины.
- Слишком высокая цена, по некоторым данным достигающая 5 млн. долларов США. Для сравнения: стоимость нового танка “Армата” около 250 млн. рублей, что составляет примерно 3,8 млн долларов, а Т-84 и того меньше.
- Низкий уровень надёжности, за счёт того, что в конструкции использовано множество пластиковых деталей.
- Многобашенная компоновка. Это увеличивает количество членов экипажа. Размещение 5 человек в корпусе старого т-64 практически невозможно. Так же танки данной компоновки сложны в управлении. При такой компоновки происходит перегрузка командира, ввиду чего от нее отказались в конце 30гг прошлого века.
Некоторые критики утверждают, что “Азовец” это просто испорченный Т-64.
Советские бронеавтомобили
История
БА-22 — Бронированный мото-медицинский пункт для РККА
Бронированные медицинские машины на базе танка M4 «Шерман». Израиль, экспонаты музея «Яд ле-Ширьон»
Исход ранения при боевых действиях зависит от сроков и качества оказания медицинской помощи.
В СССР первый образец бронированной санитарно-эвакуационной машины (БА-22 на базе ГАЗ-ААА) был создан в 1937 году.
В годы Великой Отечественной войны военные медики оказывали первую помощь непосредственно на поле боя 84,4 % раненым, а 15,6 % — в медицинских пунктах, медсанбатах и госпиталях. При этом вынос (вывоз) раненых с поля боя осуществлялся непрерывно.
Розыск раненых на поле боя, оказание им первой помощи, сбор и эвакуация в тыл на медицинские пункты проводится в сложной обстановке и сопровождается большой опасностью для жизни. В войнах и боевых конфликтах XX века боевые потери младшего медицинского состава занимали одно из первых мест. Обстрел противника и сильно пересечённая местность не позволяют широко использовать для розыска и вывоза раненых обычные средства. Вынос раненых осуществлялся на руках, плащ-палатках или волоком по земле. В результате оказание врачебной медицинской помощи затягивалось на несколько часов. В связи с этим в конце XX века во многих странах (США, Германия, Великобритания, Франция, Китай, Россия и другие страны) начали разрабатывать специальные медицинские бронированные средства — бронированные медицинские машины (БММ). Так, из общего числа военных санитарных машин более 40 % являются бронированными.
Другие модели автомобилей ФСБ
Спецназ под прикрытием «Фалькатуса»
Модельный ряд броневых автомобилей ФСБ за время конструирования и производства сменил уже несколько названий. В условиях повышенной секретности неизвестно, какие из них официальные, какие придуманы средствами массовой информации. Также нет точных данных о серийном производстве ответвлений модельного ряда.
Каратель
Бронеавтомобиль «Каратель» — одно из самых распространенных наименований машины. Именно такое название было дано в 2012 году, когда о ней стало известно широкой общественности. Позже проект был официально переименован в «Фалькатус».
Клоп
«Клоп» — ранние образцы броневых машин, разрабатываемые в начале 2000-х. Название получено за характерный внешний вид, напоминающий данное насекомое.
Антиградиент
«Антиградиент» — одна из моделей бронеавтомобиля, которая должна была поступить в серийное производство. Неизвестно, остался ли секретный проект в заморозке или его объединили с другими конструкторскими решениями для создания более поздних «Фалькатусов».
Основные технические особенности БММ
В основном БММ — это медицинские модификации на базе боевых бронированных машин лёгкой категории и военных многоцелевых автомобилей высокой проходимости. Медицинские модификации обычно унифицированы по основным ТТХ с базовой боевой машиной.
БММ, создаваемые на базе боевых бронированных машин, должны соответствовать определенным медицинским требованиям. Так, наиболее удачная компоновка медицинского (обитаемого) отделения возможна на технике с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. При этом возможно рациональное размещение раненых, медицинского оборудования, обеспечение удобства погрузки-выгрузки раненых, создание оптимальных условий для работы медицинского персонала. У медицинских модификаций увеличена длина корпуса, высота обитаемого отделения, ширина проемов и кормовых дверей, оборудуются устройства и приспособления для погрузки-выгрузки, извлечения раненых из боевых машин и труднодоступных мест.
Сравнение бронеавтомобиля и танка[ | код]
См. также: Колёсный танк и Колёсно-гусеничные танки
Преимущества и недостатки бронеавтомобиля обуславливаются двумя факторами — применением колёсного движителя и постройкой на основе коммерческой машины.
-
Преимущества бронеавтомобиля:
- Относительно высокая скорость. Уже к началу 30-х годов скорость большинства бронеавтомобилей превысила 60—70 км/ч, в то время как скорость большинства танков была в полтора-два раза меньше. К нынешнему времени развитие гусеничного движителя танков несколько сгладило эту разницу.
- Дешевизна. Для получения эрзац-бронеавтомобиля достаточно покрыть гражданский автомобиль стальными листами достаточной толщины и установить на нём вооружение. И даже бронеавтомобили специальной постройки значительно дешевле аналогичных по массе танков, обычно используя многие узлы гражданских машин.
- Экономичность Более низкая масса машины требует менее мощный двигатель, также колёсный движитель имеет меньшие механические потери при движении, следовательно у бронеавтомобиля ниже расход горючего. Его ремонт (в большинстве случаев) не отличается от ремонта обычного автомобиля, что также упрощает его эксплуатацию.
- Надёжность. За счёт большой массы танка, его двигатель подвергается высоким нагрузкам; ресурс этого двигателя относительно невысок. Траки танковых гусениц также испытывают при движении высокие нагрузки, что ведёт к их быстрому разрушению. Всё это вело к низкой надёжности танков —30-х годов. В результате, бронеавтомобили в те годы, как правило, были значительно надёжнее танков. Лишь после Второй мировой, развитие танков почти свело на нет это преимущество. Тем не менее, на большие дистанции их всё равно предпочитают перебрасывать на специальных колёсных транспортёрах, тогда как колёсные машины чаще всего преодолевают путь своим ходом.
- Преимущества в миротворческих операциях — простота заброса в зону боевых действий и менее «военный» вид. К тому же, танк проявляет свои преимущества только в масштабных боях, которых в миротворческих операциях практически не бывает.
-
Недостатки бронеавтомобиля:
- Плохая проходимость. Разнообразные эрзац-бронеавтомобили, как правило, способны эффективно действовать почти исключительно на хороших дорогах или во всяком случае на ровной местности, поскольку проходимость их перегруженного и снабжённого узкими колёсами шасси даже хуже, чем у послужившего для них базой гражданского автомобиля. Бронеавтомобили специальной постройки обычно снабжены гораздо более совершенными шасси, но всё равно значительно уступают танкам в проходимости. Лишь появление многоосных шасси (колёсная формула 8×8) с системой централизованной подкачки шин, колёсными редукторами и блокируемыми дифференциалами подарило бронеавтомобилям проходимость практически на уровне танков.
- Недостаточные защищённость и вооружение, что является следствием использования колёсного шасси, которое намного слабее гусеничного. Колёсное шасси бронеавтомобиля серьёзно ограничивает максимальную нагрузку, что не позволяет оснастить его мощным вооружением и толстой бронёй. Бронеавтомобили 1930-х годов ещё могли соревноваться с танками (например, советские БА-11 и Т-26 имеют одинаковое вооружение и сопоставимое бронирование). Но с развитием защищённости и вооружения танков бронеавтомобили навсегда отстали от них.
Конструкция броневика спецназа
«Фалькатусы» на вооружении ЦСН ФСБ
Конструкция бронемобиля выполнена в нестандартной манере, отчасти напоминающей джип, из-за чего многие обозреватели скептически высказываются о внешнем виде. Передняя часть корпуса сделана под острым углом для противодействия фронтальному огню. Лобовое стекло разделено на три части.
Броневой лист
Броня штурмового автомобиля по некоторым данным соответствует шестому классу. Предусмотрена защита подвески и днища, что позволяет преодолевать мины с минимальным риском. Стекло также бронированное, имеются свидетельства о его способности выдерживать выстрелы из СВД.
Средства наблюдения и связи
О средствах внешней и внутренней связи броневика «Фалькатус» сведений не имеется. С учетом применения машин предполагается, что коммуникационное оборудование должно обеспечивать как связь между группами и подразделениями, так и координацию действий с воздушным прикрытием.
В вопросе наблюдения учитывается компоновка автомобиля и корпуса. Острая носовая часть и небольшие оконные проемы не обеспечивают хорошей прямой видимости на близком расстоянии. Вместо этого задействованы камеры, выводящие изображения на экраны. Уже известно о шести таких устройствах.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель и большая часть узлов трансмиссии располагается в передней части машины под бронированным капотом. Используется турбодизельная силовая установка Тутаевского моторного завода модели 8431.10. Объем — 17,2 л, мощность — 830 л. с., максимальный крутящий момент — 2550 Нм. Трансмиссия роботизированная, имеет двенадцатиступенчатую коробку ZF.
Ходовая часть
Броневые автомобили «Фалькатус» строятся на базе шасси КамАЗ-4911 Extreme с колесной формулой 4х4. Учитывая большую массу кузова подвеска получила значительное усиление. На каждом из колес имеется пара сдвоенных гидравлических амортизаторов. На более поздних моделях для колес устанавливают защитные кожухи.
Число пассажирских мест
«Фалькатус» рассчитан на перевозку 10-12 человек, включая водителя и командира группы. По имеющимся сведениям, сидения располагаются спинками к продольной оси машины, что позволяет бойцам наблюдать за окружением.
Выход десанта обеспечивается через боковые и кормовые двери, имеется люк в крыше. Боковые двери открываются по разворотной схеме — передние вперед, задние назад. Это защищает бойцов спецназа при выходе с обеих сторон.
Классы бронирования автомобилей
Устойчивость автомобиля к оружейному воздействию маркируется классом защиты: от В1 до B7 по международной классификации и от 1 до 6а по российской. Скрытое бронирование до класса B4 включительно вполне в состоянии обеспечить элементы из композитных материалов — они легкие (Mercedes S — класса B4 прибавляет в весе всего 350 кг) при соответствующей защите. Скрытое бронирование по уровню В7 куда более серьезно, но и автомобиль прибавляет в весе добрых 1,5 т — вполне резонная плата за защиту не только от стрелкового оружия, но и от гранат. Правда, такая доработка возможна далеко не для каждого автомобиля. Идеально для этого подходит разве что кирпичеобразный Mercedes Gelandewagen для более современных автомобилей самое мощное бронирование именуется В6/В7 — шестой уровень с элементами седьмого. При испытаниях такой автомобиль должен выдержать взрыв четырех ручных гранат одновременно: двух под днищем и двух — на крыше. Автомобиль тяжелеет существенно — на 1350 кг для того же S — класса‚ прошедшего доработку на заводе фирмы «Guard».
В дополнение
Броня — не единственное средство защиты VIP-пассажиров. Можно, например, установить в дверце потайную бойницу — для инкассаторских авто с явным бронированием их наличие вообще обязательно. Точность стрельбы никакая, но тут главное — дать понять нападающим, что легкой добыча не будет. Но все-таки важнее как можно скорее покинуть место атаки. Поэтому помимо того, что при постройке бронеавтомобилей за основу выбирают самые мощные модификации, пересмотру подвергаются и передаточные числа КП, и отношение пары главной передачи — все ради сохранения динамики. В итоге лучшие из заводских «броневиков» проигрывают в разгоне до «сотки» всего пару секунд своим незащищенным родственникам. При этом, естественно, приходится дорабатывать тормоза.
Подвеска тоже требует вмешательства. Как ни странно, штатные пневмоэлементы представительских седанов вполне «держат» лишние полторы тонны, доработке подвергается программное обеспечение блока управления клапанами. Если же пневматики в подвеске нет, приходится ставить усиленные пружины и более жесткие амортизаторы.
Шины «броневика» тоже не могут быть стандартными — они должны обеспечить возможность покинуть место атаки даже на пробитых баллонах. Чаще всего современные автомобили со скрытым бронированием оснащают резиной Michelin РАХ — «внутреннее колесо» (закрепленный на диске резиновый бандаж) позволяет проехать до 200 км на полностью спущенных шинах, сохраняющих при этом управляемость.
Советские бронеавтомобили[ | код]
В Вооружённых силах Союза ССР имелись следующие БА:
- БА-И
- БА-3
- БА-6
- БА-10
- БА-20
- БА-27
- БА-64
- БРДМ-1
- БРДМ-2
Модель | Год начала выпуска | Базовое шасси | Мощность двигателя, л. с. | Экипаж и десант, чел. | Колёсная формула | Снаряжённая масса, кг | Скорость, км/ч |
---|---|---|---|---|---|---|---|
БА-27 | 1927 | АМО-Ф-15 | 35 | 4 | 4х2 | 4400 | 50 |
Д-8 | 1931 | «Форд-А» | 40 | 2 | 4х2 | 1600 | 85 |
БА-27М | 1937 | ГАЗ-ААА | ? | 3 | 6х4 | 4500 | 48 |
Д-13 | 1931 | «Форд-Тимкен» | 40 | 3 | 6х4 | 4140 | 55 |
Д-12 | 1932 | ГАЗ-А | 40 | 2 | 4х2 | 1650 | 85 |
ФАИ | 1932 | ГАЗ-А | 40 | 2 | 4×2 | 2000 | 80 |
БА-3 | 1934 | «Форд-Тимкен» | 40 | 4 | 6×4 | 5820 | 70 |
БА-6 | 1935 | ГАЗ-ААА | 40 | 4 | 6×4 | 5120 | 43 |
ПБ-4 | 1935 | ГАЗ-ААА | 40 | 4 | 6×4, плав. | 5280 | 50 |
БА-20 | 1936 | ГАЗ-М-1 | 50 | 2 | 4×2 | 2300 | 90 |
БА-9 | 1936 | ГАЗ-ААА | 50 | 4 | 6×4 | 4500 | 55 |
БА-30 | 1937 | ГАЗ-60 | 50 | 3 | Полугусеничн. | 4600 | 35 |
БА-22 | 1937 | ГАЗ-ААА | 50 | 2+10 | 6×4 | 5240 | 40 |
ПБ-7 | 1937 | ГАЗ-ААА | 50 | 3 | 6×4, плав. | 4500 | 50 |
ФАИ-М | 1938 | ГАЗ-М-1 | 50 | 2 | 4×2 | 2000 | 90 |
БА-10 | 1938 | ГАЗ-ААА | 50 | 4 | 6×4 | 5100 | 52 |
БА-11 | 1939 | ЗИС-6 | 90 | 4 | 6×4 | 8130 | 64 |
Б-3 | 1939 | ЗИС-22 | 73 | 12 | Полугусеничн. | 7100 | 30 |
БА-21 | 1939 | ГАЗ-21 | 50 | 3 | 6×4 | 3240 | 52 |
ЛБ-23 | 1939 | — | 72 | 3 | 6×4 | 3500 | 70 |
ЛБ-62 | 1940 | ГАЗ-62 ? | 85 | 3 | 4×4 | 5150 | 70 |
БА-64 | 1941 | ГАЗ-64 | 50 | 2 | 4×4 | 2400 | 80 |
БА-64Б | 1942 | ГАЗ-67 | 54 | 2 | 4×4 | 2425 | 80 |