No Image

Константин ушинский – биография, информация, личная жизнь

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Последние годы жизни

В биографии Ушинского было место и общественной деятельности, к которой педагог пристрастился на склоне лет. Он принял участие в учительском съезде в Крыму, побывал в учебных заведениях Симферополя, охотно общался с учителями и учащимися.

Кроме того, Константин Дмитриевич продолжал много писать. Среди его последних работ – статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников.

После трагической гибели старшего сына Ушинский решил переехать жить с семьей в Киев. Но прежде ему необходимо было отправиться на лечение в Крым. По дороге Константин Дмитриевич сильно простудился, и умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе.

Ушинский внес огромный вклад в развитие педагогической деятельности в России, и после смерти его именем были названы многие учебные заведения в стране.

Суть педагогических идей

Основа обучения человека

  1. Главный принцип — демократизация народного образования и воспитания: убрать разделение на «благородных» и «неблагородных».
  2. Теория педагогики должна разрабатываться с учетом философских, психологических, анатомических и физиологических знаний о человеке.
  3. Не основываться исключительно на собственном опыте.
  4. Теория должна быть подтверждена практикой.

Воспитание и преподавание

принимать во внимание особенности каждого народа — традиции, территорию проживания и др.;
изучать родной язык и историю, чтобы привить чувство национальной гордости и уважение к другим народам;
воспитание — это сознательный, серьезный процесс, «святое дело»;
направлять воспитание на гармоничное развитие личности;
воспитание нравственности первостепенно, даже важнее получения знаний. Оно приводит к дисциплинированности, гуманности, честности и трудолюбию, развивает чувство собственного достоинства и скромность;
любовь и терпение необходимы, но одних их мало

Чтобы воспитать детей правильно, нужно еще разбираться в детской природе.

Средства воспитания

Как действовать:

  • обучать,
  • подавать личный пример,
  • убеждать,
  • придерживаться педагогического такта,
  • предупреждать,
  • поощрять,
  • взыскивать.

Конфликты в научных кругах

Придерживался либеральных взглядов, что привело к конфликтам в лицее. Последовали доносы от начальства в вышестоящие инстанции. Обвинялся в излишнем свободомыслии, которое, якобы, передавал своим студентам.

В 1849 году перестал работать в лицее, полгода занимался переводами статей из иностранных журналов. Затем работал столоначальником в Петербурге. Сотрудничал в «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

В 1854 году последовала должность учителя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Ушинскому не нравилась система преподавания, отношение руководства к процессу, бюрократия. Через год он стал там инспектором классов. Им был найден архив предшественника, представлявший собой ценное собрание педагогической литературы. Прочтение этих книг повлияло на дальнейшие взгляды ученого.

В 1859 год — должность инспектора классов в Смольном институте благородных девиц. Ситуация там сильно улучшилась, были проведены новаторские реформы. Но снова последовал конфликт с начальством. В 1862 году это стало поводом к его отстранению от преподавания в институте.

Все эти конфликты привели Ушинского к высылке из страны.

Поездка за границу

Был отправлен за границу под предлогом поправки здоровья и для изучения школьного дела.

Посетил Италию, Германию, Швейцарию, Бельгию, Францию. Все это были передовые в плане образования страны того времени. Там он побывал во всех возможных учебных заведениях, знакомился с методами преподавания, изучал новации. Все записывал и позже издал большую статью и несколько книг и пособий для родителей и учителей, которые актуальны и сегодня.

Вернулся в Россию в 1860-х.

Требования

Главнейшее требование этого выдающегося педагога заключалось в том, чтобы с ранних лет ученики знакомились с произведениями устного народного творчества. Благодаря этому они становились ближе к народной культуре, больше любили и понимали родную речь. Передовым было его требование, которое неоднократно высказывалось в научных работах – обучение необходимо строить с учетом индивидуальных психологических особенностей детей, которые присущи им в разные возрастные периоды. Учеников педагогу нужно на постоянной основе изучать заново, а не полагаться слепо на собственный опыт, каким бы он ни был успешным

Важно узнавать обучающегося таким, какой он есть – со всеми недостатками и достоинствами

Особенно много внимания в своих трудах Ушинский уделял психологическим аспектам. Он считал, что психология дает множество знаний, которые попросту необходимы в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, мало лишь знать и владеть законами этой науки – необходимо постоянно действовать в соответствии с ними. Здесь важен творческий подход, чтобы это было максимально эффективным.

ОТ РЕДАКЦИИ

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил в связи с исполнившимся 3 января 1946 г. 75-летием со дня смерти великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского издать собрание его сочинений.

Выполняя это постановление, Академия педагогических наук РСФСР приступает к изданию десятитомного собрания сочинений К. Д. Ушинского, включающего не только педагогические и психологические работы, но и другие его произведения.

К. Д. Ушинский — основоположник русской педагогической науки и народной школы России, создатель оригинальной, основанной на принципе народности педагогической системы, психолог, тонко понимавший особенности развития ребенка, замечательный дидакт, «учитель русских учителей». Он — автор книг, по которым обучались и воспитывались в течение многих десятилетий несколько поколений нашей родины, десятки миллионов детей. Он оказал глубокое влияние на развитие передовой педагогической мысли народов СССР.

Детские и юные годы

Константин Ушинский родился 19 февраля (3 март) 1823 года в Туле, в семье офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского, участника Отечественной войны 1812 года.

Мать мальчика умерла, когда ему исполнилось двенадцать лет, однако она успела дать сыну хорошее домашнее образование и привить любовь к наукам. После ее смерти Константин был зачислен сразу в третий класс гимназии.

В 1840 году Ушинский, закончив гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета, где преподавали блестящие преподаватели своего времени. Четыре года спустя Константин Ушинский стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Помимо юриспруденции и философии, юноша интересовался театром и литературой, его искренне волновали проблемы народного образования.

Труды

Примечательно, что даже спустя века с момента смерти великого педагога издаются его произведения. Книга «Детский мир. Хрестоматия» продолжает весьма успешно издаваться и покупаться по всей российской территории. Она считается одним из самых популярных сборников. В книге «Детский мир. Хрестоматия» содержатся отобранные Ушинским лучшие произведения, когда-либо написанные для лиц в возрасте 6-13 лет.

Учебная книга «Родное слово» Ушинского издавалась с 1864 года вплоть до революции. Это были учебники для лиц младшего возраста. Уроки сопровождались рассказами, сказками Ушинского, скороговорками, пословицами.

В выборе произведений для данного сборника автор руководствовался принципами, закрепленными впоследствии большинством российских детских поэтов. Стихи эти почти не имеют эпитетов, но они наполнены глаголами. Благодаря такой особенности подобные произведения легко применять в играх для детей.

Во второй же части «Родного слова» Ушинского имеется множество познавательных статей, автором которых выступил сам великий педагог. Они усложняются со временем, оставляя ученика с достаточно цельной картиной действительности.

Проявились инновационные представления об образовательном процессе Ушинского в дополнениях к основному материалу. Он постоянно смешивает подачу новых тем со стихами, рассказами, сказками и загадками. Деловые статьи написаны простым и строгим слогом. Считается, что это приучает детей к ясности мысли. Ушинский активно поощряет беседы с детьми, наличие дискуссий в классе. Задания в его учебнике наполнены вопросами, которые побуждают учеников сравнить то, что они прочитали, с собственным опытом.

Художественные статьи написаны с подчеркнутой эмоциональностью, и это также не случайно. Они весьма занимают юных учеников.

Учения

Память

Мемориальная доска (Сиротский институт)

Именем К. Д. Ушинского названы:

  • Ушинское — до 2000 г. название села Бакконыс Мактааральского района Южно-Казахстанской области.
  • Научная педагогическая библиотека Российской академии образования в Москве

Учебные заведения:

  • Южноукраинский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе
  • Ярославский государственный педагогический университет
  • Петропавловский педагогический институт имени К. Д. Ушинского (до перестройки)
  • Гимназия № 1 в Симферополе
  • Педагогический колледж в Гатчине
  • Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт)
  • Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединен с экономико-правовым колледжем и стал НГК)
  • Гимназия в Гатчине
  • До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь — им. Лихачёва)
  • Специализированная школа № 187 им. К. Ушинского (Киев)
  • Школа № 6 в городе Тула
  • Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского в Москве
  • Педагогическое училище (колледж) в Тамбове
  • Черниговский областной институт последипломного образования им. К. Д. Ушинского
  • Одесский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ)
  • Гатчинский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского.

Улицы:

  • Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле
  • Улица в Липецке
  • Улица в Санкт-Петербурге, название утверждено в 1970 году
  • Улица в Киеве
  • Улица в г. Миллерово.
  • Улица в Новокузнецке
  • Улица и переулок в Харькове.
  • Улица в Симферополе
  • Улица в Перми
  • Улица в Воронеже
  • Улица в Никополе
  • Улица в Батайске
  • Улица в Туле
  • Улица в Иркутске

Награды:

  • Премия К. Д. Ушинского (существовала в СССР)
  • Медаль К. Д. Ушинского (утверждена приказом Министра образования и науки Российской Федерации «О знаках отличия в сфере образования и науки» № 84 от 6 октября 2004 г.)

Памятники и памятные доски:

  • Санкт-Петербург, Набережная Мойки, д. 48 — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Памятник работы скульптора В. В. Лишева был открыт во дворе института 30 июня 1961 года.
  • Москва, Москва, д. 9 — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики (бывший Аудиторный корпус), памятная доска (открыта 2 марта к 150-летию педагога).

Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока»

“…ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в … строгом смысле, а только искусствами… Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет…”
“Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека”

Историческая заслуга

Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики

Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память

Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах.

Биография: кратко

Педагогика

Когда Ушинскому исполнился 31 год ему помогли устроиться в Гатчинский сиротский институт, где он преподавал русскую словесность. Перед ним стояла задача воспитывать учеников в духе преданности «царю и отечеству».

В институте, где были установлены строгие порядки, занимались воспитанием потенциальных чиновников. Студентов наказывали даже за незначительные нарушения. Кроме этого ученики доносили друг на друга, вследствие чего между ними были холодные отношения.

Примерно через полгода Ушинскому доверили должность инспектора. Получив более широкие полномочия, он смог поставить воспитательный процесс таким образом, что доносы, воровство и какая-либо вражда постепенно исчезли.

В скором времени Константин Ушинский наткнулся на архив одного из предыдущих инспекторов вуза. Он состоял из множества педагогических трудов, которые произвели на мужчину неизгладимое впечатление.

Знания, полученные из этих книг настолько воодушевили Ушинского, что он решил написать свое видение о воспитании. Он стал автором одной из лучших работ по педагогике – «О пользе педагогической литературы», которая произвела настоящий фурор в обществе.

Получив немалую популярность Константин Ушинский начал публиковать статьи в «Журнале для воспитания», «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

В 1859 г. педагогу доверили пост инспектора классов Смольного института благородных девиц, где он смог провести немало эффективных изменений. В частности, Ушинский добился отмены социального разделения между учащимися – на «благородных» и «неблагородных. К последним относились выходцы из мещанских семей.

Мужчина настоял на том, чтобы дисциплины преподавались на русском языке. Он открыл педагогический класс, благодаря чему ученицы смогли стать квалифицированными воспитательницами. Также он разрешил девушкам во время каникул и праздников навещать свои семьи.

Ушинский был инициатором введения собраний педагогов, на которых обсуждались разные темы и передовые взгляды в области образования. Благодаря таким встречам преподаватели могли лучше узнать друг друга и поделиться своими идеями.

Константин Ушинский имел большой авторитет среди коллег и студентов, однако его новаторские настроения были не по душе руководству вуза. Поэтому, чтобы избавиться от «неудобного» коллеги, в 1862 г. его на 5 лет отправили в командировку за рубеж.

Время, проведенное за границей не прошло для Ушинского даром. Он посетил несколько европейских стран, наблюдая за разными учебными заведениями – детсадами, школами и приютами. Своими наблюдениями он поделился в книгах «Родное слово» и «Детский мир».

Эти работы не теряют своей актуальности и сегодня, выдержав около полутораста переизданий. Помимо научных работ, Константин Дмитриевич стал автором многих сказок и рассказов для детей. Его последний главный научный труд назывался «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он состоял из 3-х томов, последний из которых так и остался незавершенным.

Воспитательные принципы К. Д. Ушинского

К.Д. Ушинского с полной уверенностью можно считать основателем научной педагогики. Опираясь на идеи французских педагогов эпохи Просвещения, он провозглашает «антропологический принцип» связи общественных и частных психических явлений. Основу его педагогики в ещё большей степени составляет требование ее философского осмысления. Здесь можно выделить три принципа:

  • принцип народности образования,
  • принцип патриотического воспитания,
  • принцип трудового воспитания.

Основу для построения педагогической системы в целом, К. Д. Ушинский видел в концепции народности в воспитании. Эта идея получает развитие в его статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических сочинениях. К. Д

Ушинский понимал важность и неотъемлемость православия в русской народной культуре, поэтому выделяет три константы, которые отражают суть русского национального воспитания – христианская духовность, народность и наука

Рисунок 2. К. Д. Ушинский

Любой народ обладает своей собственной, уникальной системой воспитания, что находит отражение в реальном педагогическом процессе. Особое место занимает национальный язык. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее поля, горы и долины ». Поэтому К. Д. Ушинский призывал больше внимания уделять изучение русского языка в школах и создаёт для этого учебные пособия, такие как «Родное слово» и «Детский мир», которые остаются актуальными и на сегодняшний день.

Замечание 1

Высокий патриотизм можно сформировать только изучая историю и культуры своего народа. Воспитание, по мнению К. Д. Ушинского, напрямую зависит от исторического развития народа. Нельзя просто выдумать систему воспитания или заимствовать ее у других – нужно идти своим индивидуальным, творческим путем, ведь воспитание, основанное на народных началах, имеет намного большую силу, чем любая система, основанная на абстрактных идеях.

Трудовое воспитание также занимает очень важное место в развитии личности. Образование – это тяжёлый, бесконечный труд, и задача педагога – воспитать стремление и привычку к такому труду

В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся – залог формирования активной и творческой личности . Среди факторов нравственного воспитания, К. Д. Ушинский выделяет личность учителя и его личный пример, поощрение, предупреждение, убеждение, педагогический такт. Также крайне необходимо взаимодействие семьи и школы в воспитании ребёнка.

Женское образование

Прославился Ушинский и своими взглядами на этот вопрос. Он отмечал, что если смотреть на женщину как на равноправного в любом отношении человека с мужчиной, меняется и взгляд на ее образование. Женщина – проводник «успехов науки цивилизации», по утверждению великого педагога.

Он отмечал, что преподавателю необходимо понимать ученика, больше задумываться непосредственно о цели воспитательного процесса. Все в нем зиждется непосредственно на личности педагога, так как воспитание происходит лишь из живых источников, личных примеров. Ни одно искусственное заведение, даже при максимально хитрой системе образования, не сумеет выполнить столь же важную роль в воспитательном процессе, как личность.

Педагогу необходимо обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразной преподавательской деятельности.

Педагогические идеи Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система, пусть и не все реализуется на практике. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих инноваций.

Вклад в науку

В истории педагогической мысли в России К.Д. Ушинский наиболее известен как основатель научной педагогики в России. Педагогическая концепция педагога строилась на реализации идеи народности, в качестве приоритета отдавалось предпочтение русскому языку при организации обучения и воспитания детей

Важное место в педагогических трудах Ушинского занимала идея труда, который педагогом признавался ведущим фактором развития личности

Замечание 1

В качестве основополагающих принципов, К.Д. Ушинским были обосновано введение принципов сознательности и активности, наглядности, последовательности, доступности, прочности.

Другими не менее важными идеями для обучения в России стали следующие:

опора педагогики на результаты исследования других наук (анатомия, физиология, психология, история и т.д.);
формирование патриотизма и любви к Родине;
требование гуманного отношения к детям;
важность формирования нравственных качеств личности;
выделение средств нравственного воспитания (обучение, пример педагога, убеждение, поощрение и взыскание);
в качестве условия обучения школьников описал необходимость класса, имеющего твёрдый состав учащихся, твёрдого расписания, проведения фронтальных занятий во взаимосвязи с индивидуальными, при этом учитель выполняет ведущую роль, кроме того, описаны различные виды занятий на уроке, обосновал некоторые дидактические особенности урока
необходимость использования наблюдения;
необходимость включения в процесс обучения устного народного творчества;
введение и распространение звукового аналитико-синтетического обучения чтению, который был реализован в «Родном слове».

Дидактические принципы К. Д. Ушинского

Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов, были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов.

Учение о дидактике

По мнению К.Д. Ушинского основным средством всестороннего развития ребенка является обучение. Эффективность обучения во многом зависит от таких факторов как соблюдение индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого ребенка. На основании данных выводов, К.Д. Ушинским была создана всеобъемлющая теория обучения и воспитания – дидактика, основой которой являются следующие принципы:

Принцип посильности и доступности. Содержание воспитательно-образовательного процесса должно соответствовать возрасту ребенка, его умственным возможностям и потребностям. Недопустимо перенапрягать ребенка во время педагогического процесса. Также отрицательно сказывается и легкость в обучении, так как слишком простое не интересно ребенку и значительно снижает его мотивацию. Оптимальность достигается путем создания такого воспитательно-образовательного процесса, при котором ребенок узнает что-то новое, у него возникает стимул познавать далее, есть условия для самостоятельной исследовательской деятельности.
Принцип наглядности. Наглядность способствует развитию мышления ребенка, формирует у него правильное представление о предмете или действии, делает педагогический процесс интересным и познавательным, так как ребенку интереснее и легче познавать новое на картинках (моделях, макетах, схемах и т.д.), чем просто на словах и устных образах.
Принцип последовательности. Процесс обучения и воспитания основан на познании от общего к частному (от простого к сложному). Каждый последующий учебный материал опирается на полученные ранее знания и умения. Необходимо постепенно усложнять материал, тем самым ребенок постоянно находится в необходимом рабочем напряжении.
Принцип сознательности

Ребенок должен понимать и осознавать всю важность получаемых знаний и умений, он должен сам хотеть ими овладеть. Только в этом случае педагогический процесс будет эффективным.
Принцип основательности и прочности

Весь пройденный учебный материал или полученные умения должны периодически повторяться в форме тренировочных и проверочных упражнений для их закрепления, расширения и последующего углубления.

Биография

Детство и юность

Город рождения — Тула. Отец — офицер в отставке, мелкопоместный дворянин. До 12 лет воспитывался дома. Большой вклад в его начальное образование внесла мать. Эти первые 11 лет были счастливыми. Семья была весьма обеспеченная. Жили в красивейшей местности с древней историей. Мать воспитывала сына с любовью и терпением, привила ему любовь к чтению.

Образование

В 12 лет лишился матери, но благодаря ее подготовке поступил в Новгород-Северскую гимназию сразу в третий класс.

Примечание

Дети в классе были намного старше его и не дворянского происхождения, относились недружелюбно. Социально положение «барчука» здесь было скорее невыгодным. Но он смог сдружиться со всеми, часто бывал в гостях у бедных семей своих одноклассников. Впоследствии это повлияло на формирование его педагогических взглядов.

Ушинский очень уважал директора этого учреждения за любовь к науке. Впоследствии он отмечал, что полученное им в гимназии небольшого уездного городка образование было не только не хуже, но даже во многом лучше того, что давали более крупные и уважаемые в то время учреждения.

В 1840 году поступил в Московский университет, учился на юриста. Окончил в 1844 году блестяще в статусе кандидата юридических наук.

Начало научной деятельности

Ушинский остался при университете готовиться к получению звания профессора в своей области. 

В 1846 получил назначение профессором в Демидовский лицей на кафедру законоведения, государственного права и науки финансов. Стал преподавать, также работал редактором «Ярославских губернских ведомостей».

Литература

  • Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. — С. 249—250. — 300 с. — 2 000 экз. — ISBN 5—8037—0164—5.
  • Днепров Э. Д. Ушинский и современность / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. — 232 с. — 1 000 экз. — ISBN 978-5-7598-0548-9.
  • «Дело о выдаче свидетельства о рождении и крещении надворной советницы Л.С. Ушинской сыну её Константину». 1832; Государственный архив Тульской области. — Ф. 3. — Оп. 4/4. — Д. 2149. — Л. 1—18.
  • Иванов А. Н. К. Д. Ушинский. Гимназист. Студент. Профессор. — Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд, 1973.
  • Петухов А. Дело о рождении Ушинского // Учительская газета. — 1969. — 5 августа
  • Шаин Е. Г. Дата рождения К. Д. Ушинского // Журнал «Педагогика». — 2004. — № 4. 1 С. 63—64.
  • Ермолин Е. А. Константин Дмитриевич Ушинский. — Ярославль: Ярослав Мудрый, 2014.

Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушинского

Основой педагогической системы К. Д. Ушинского является идея народности.

Замечание 2

Народность – это объективная потребность каждого народа в процессе воспитания подрастающего поколения, основанного на национальных особенностях и традициях.

По мнению К.Д. Ушинского процесс обучения и воспитания детей в каждой стране должен иметь свои отличительные национальные черты. Это связано с тем, что каждый народ уникален и индивидуален. «Подчинение» процесса воспитания идеям и традициям другого народа принесет только вред.

Основной системы народности в воспитании является труд К.Д. Ушинского «О народности и общественном воспитании», где он осуществляет анализ различных систем воспитания, раскрывает их национальные особенности и зависимость от истории народа.

По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях.

Одно из важнейших мест в трактовке народности К.Д. Ушинским, занимает труд и его влияние на процесс воспитания личности. В своих работах, в частности в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», он рассказывает о великой воспитательной силе труда. Труд в понимании Ушинского бывает «свободный» и «несвободный». Только «свободный» труд делает человека счастливым, «несвободный» же превращает его в раба.

Говоря о физическом и умственном труде, Ушинский считает необходимым их чередование. При этом умственный труд он считает очень тяжелым для человека. Говоря о воспитании у детей привычки думать, он предъявляет высокие требования к педагогу и правильной организации педагогического процесса. Главная задача педагога – не в простой передаче знаний, а в приучении ребенка к умственному труду.

Замечание 3

Таким образом, Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.

Комментировать
0