fbpx
No Image

Все мэры владивостока: “совесть россии”, “человек-рубильник” и “человек кремля”

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

ОБ ЭКОНОМИКЕ

Основание Владивостока. Кто выбирал место и дал название будущему городу?

История Владивостока начинается в 1859-м. В залив Петра Великого зашел первый русский корабль – колесный пароходо-корвет «Америка». На его борту путешествовал сам генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев.

Пароход-корвет «Америка» – колесный, с парусным вооружением, построен в 1856 г. в Нью-Йорке. Длина 50,3 м, ширина 8,6 м, водоизмещение 554 тонны. Количество орудий – 8. Экипаж: офицеров – 5, нижних чинов – 86

Он отметил, что глубокая и защищенная гавань напоминает бухту Золотой Рог в Стамбуле (тур. Altın Boynuz) и предложил назвать ее сходно. Так будущая владивостокская бухта обрела свое русское название – Золотой Рог«…основатели Владивостока назвали бухту Золотым Рогом, вероятно, желая дать понять, что если у нас нет Стамбула, то хоть залив вроде того, при котором он расположен».. Вскоре на ее берегах начнется создание самого крупного порта России на Тихом океане.

Бухты Золотой Рог в Стамбуле и во Владивостоке. Масштаб выдержан

Губернатор Муравьев распорядился заложить на берегах бухты военный пост. Он же предложил название – Владивосток – «владеть востоком». Так возникло известное на весь мир название города.

Владивосток возник на карте в тот год, когда Россия и Китай подписали Пекинский договор

Это был акт огромной политической важности. Он установил точную и постоянную границу между двумя странами

Приамурье и Уссурийский край на вечные времена стали владением России.

Летом 1860 года парусно-винтовое судно «Манджур» под командованием капитана А. Шефнера совершило плавание из порта Николаевск вдоль побережья Татарского пролива до залива Посьета.

Транспорт «Манджур» на фоне приморских сопок

20 июня (по новому стилю 2 июля) «Манджур» зашел в бухту Золотой Рог и высадил на ее северный берег отряд из 30 солдат во главе с прапорщиком Н. Комаровым. Затем судно морем ушло на юг. Оставленные на берегу солдаты-линейцы стали первостроителями города. Орудуя топорами и пилами, они возвели первые деревянные постройки и причалы. Так была открыта первая страница истории Владивостока. Так был основан порт Владивосток.

Владивосток основан летом 1860 года солдатами-линейцами по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского

Чтобы посчитать, сколько лет городу Владивостоку, нужно отсчитывать от 1860 года. Так, 2 июля 2020 г. столица Приморья отметила 160-летний юбилей.

Памятник основателям Владивостока. Цифры у основания – хороший способ запомнить год возникновения города

Комаров исполнял обязанности постового начальника всего один год. Трудовой подвиг прапорщика и подчиненных ему солдат увековечен в памятнике основателям Владивостока на Корабельной набережной. Уже в марте 1861-го российский форпост на тихоокеанском побережье принял первое иностранное судно «Эмма и Матильда».

Как и другие дальневосточные города, Владивосток появился на карте благодаря дипломатическим усилиям генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева. Позднее советская историческая наука тенденциозно замалчивала достижения высших царских администраторов. Руководствуясь классовым предупреждением, их старались вычеркнуть из истории, убирая под благовидными предлогами памятники, переименовывая городские улицы и площади.
Развал социалистической системы и крах советской идеологии имели не только отрицательные последствия для страны и общества. В частности, либерализация помогла извлечь из неоправданного забвения многих исторических личностей, восстановить разрушенные памятники, вернуть многим объектам их первоначальные названия.

Стоимость новостроек

Расцвет, упадок и возрождение

Прогулка по городу Владивосток

[править] Климат

Климат Владивостока умеренный, муссонный. Зима сухая и холодная с ясной погодой. Весна продолжительная, прохладная, с частыми колебаниями температуры. Лето теплое и влажное, на летние месяцы приходится максимум количества осадков. Осень в городе как правило теплая, сухая, с ясной погодой.

Среднегодовая температура воздуха в городе 4,2 °C. Самый теплый месяц — август, с температурой 19,6 °C, холодный — январь (-12,6 °C). Абсолютный максимум температуры 34,1 °C был зарегистрирован 21 августа 1921 и в июле 1939 года, минимум −31,4 °C регистрировался 10 января 1931.

Средний годовой уровень осадков составляет 826 мм. Рекордный максимум осадков за сутки 243,5 мм пришелся на 13 июля 1990 год (тайфун «Робин»). Абсолютный максимум осадков за месяц, 405 мм, был зарегистрирован в июле 2005 года.

Жизнь продолжается

В 1930-е годы у дальневосточных границ СССР обрел силу агрессивный сосед. Императорская Япония захватила китайскую Маньчжурию, угроза Владивостоку становилась реальной.

Комплекс дальневосточных сооружений обрел новую жизнь под названием «крепость Владивосток». Советский Дальний Восток превратили в гигантскую крепость. Береговые батареи и бронированные пулеметные точки снабдили мощной артиллерией. Вдоль побережья возвели бетонные бункеры и минометные позиции для борьбы с десантом. Входы в морские бухты перекрывали минные заграждения.

Тяжелые батареи устанавливали на закрытых позициях. Погреба с боеприпасами от бомбардировки с воздуха и отравления газами защищали подземные бетонные укрытия. От возгорания или взрыва боеприпасов предохраняла система аварийного орошения погребов.

В 1934 году крепость получила мощную батарею – две вращающиеся трехорудийные башни, произведенные на ленинградских заводах с использованием пушек царского линкора «Полтава». Батарея служила более 60 лет до конца XX века.

В 1941 году возрожденная крепость обладала такой мощью, что Япония, союзница гитлеровской Германии, не осмелилась напасть на Советский Союз.

Завершение Второй мировой войны и новая эра ядерного оружия, казалось, навсегда оставили в прошлом артиллерийскую крепость. Всю артиллерию списали в металлолом.

О крепостном сооружении вспомнили в 1969 году во время ухудшения отношений с Китаем и боях на острове Даманский.

В 1970 году образован Владивостокский оборонительный район – новое обозначение крепости. Заброшенные объекты вдоль побережья и на островах срочно ремонтировали. На старых батареях установили современные пушки и полуавтоматические орудия. Устроили импровизированные доты – танки периода Великой Отечественной войны, врытые в землю и защищенные бетоном.

Советско-китайский конфликт ограничился локальными боевыми действиями и улажен дипломатическим путем. В конце 1980 года Владивосток утратил статус закрытого города, объекты крепости поломали вандалы и продали на металлолом.

История Владивостока: 1960-1990

“Число мигрантов нужно увеличить на порядок” (о том, как решить демографические проблемы региона)

Экономика края и города

Основную роль в экономике края и его столицы играет Тихий океан. Японское море считается одним из самых богатых рыбными ресурсами морей. Также на территории субъекта сосредоточены значительные запасы минеральных и лесных ресурсов. Основными отраслями промышленности региона считаются:

  • добыча, обработка и переработка рыбы и морепродуктов;
  • транспорт (морской и железнодорожный);
  • горнодобывающая;
  • лесная и деревообрабатывающая;
  • машиностроение и металлообработка (судостроение, судоремонт, авиастроение, приборостроение);
  • электроэнергетика;
  • пищевая;
  • сельское хозяйство (в основном в южных районах края, есть производство меда);
  • угольная (для собственных нужд региона).

Из всего объема продукции горнодобывающей промышленности России на долю Приморского края приходится 30% рафинированного и 80% концентрированного свинца, 71% концентратов вольфрама, 20% олова, 80% шпата плавикового, 90% борных продуктов.

На долю рыбной промышленности субъекта в общем объеме рыбной промышленности страны приходится 33% добычи рыбы и морепродуктов, 53% производства рыбной муки, 30% пищевой рыбной продукции.

В самом Владивостоке основная экономическая деятельность сконцентрирована вокруг железнодорожного узла Транссиба и торгового морского порта, военно-морской базы (обслуживание и поставки). Здесь место базирования рефрижераторного флота, китобойного, краболовного и рыбного промыслов.

Серьезное место занимает торговля подержанными машинами из соседней Японии. Машиностроение в городе специализируется постройке и ремонте судов, изготовлении различной продукции рыбной отрасли. Тут есть предприятия пищевой, легкой и строительной промышленности, работающие в основном для нужд столицы субъекта. В 2009 году были открыты сборочные производства автомобилей Ssang Yong и Mazda.

В 2012 году запущено производство лифтов.

“Человек-рубильник” и “человек-магазин” Константин Толстошеин (1994-1996)

Как стал мэром

В промежутке между первым и вторым пришествиями Черепкова на город в мэрское кресло “сел” человек из команды его антагониста, губернатора Евгения Наздратенко — Константин Толстошеин. Именно Толстошеин “брал” мэрию штурмом с выносом на носилках отказавшегося покидать рабочее место Виктора Черепкова, при поддержке вооруженного ОМОНа и под прицелом фото— и телекамер СМИ. После этого Толстошеин больше двух лет проработал в ранге исполняющего обязанности главы городской администрации.

Чем запомнился

Толстошеин запомнился горожанам главным образом решением накопившихся при Черепкове коммунальных проблем в городе (в частности, был решен “мусорный” вопрос), но при нем появилась новая — систематические отключения света. Это было вызвано непростыми отношениями краевых властей с энергетиками. В те годы город постоянно жил по графику отключений. Следуя политике своего патрона Наздратенко в его борьбе с тогдашним главой РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом, Константин Борисович лихо командовал включениями-отключениями электричества, за что в городе был прозван “человек-рубильник”.

Памятны и его непростые отношения с представителями СМИ, что вылилось в нашумевшую историю с похищением и избиением журналиста Алексея Садыкова. Журналист подготовил озорной материал о первых ста днях правления новоиспеченного мэра, за что вскоре был наказан. Неизвестные вывезли журналиста за город, где долго били, пытаясь выяснить, кто “заказал” материал. Дело было громкое, исполнителей в итоге нашли, а вот заказчиков, как и водится, установить не удалось.

Еще был скандал с нелестным отзывом Толстошеина о владивостокских учителях, пришедших к нему на прием. Громкая тирада “А этих, в китайских кофточках, ненавижу. В мою приёмную этих… больше не пускать!” в адрес учителей, громко выданная в приемной и.о. мэра им самим, стала достоянием учительской общественности.

Но крепче всего в народную память запал гастроном на улице Вилкова, прозванный “Толстошеинским”. С тех давних пор магазин уже неоднократно менял вывеску (последняя принадлежит крупной региональной сети супермаркетов — прим.ред.), но народное имя сохранил и поныне.

Жизнь после мэрства

После триумфального возвращения в мэрию Виктора Черепкова Константин Толстошеин вернулся под крыло своего патрона, а именно стал вице-губернатором в администрации Евгения Наздратенко. Ушел в отставку он также одновременно с последним. Недолго поруководив Владивостокским водоканалом, Константин Борисович пропал с политической арены. Последний раз СМИ видели Толстошеина в Подмосковье, где бывший владивостокский градоначальник обосновался в середине нулевых. СМИ писали, что Константин Борисович прикупил там коттедж и небольшой то ли свечной, то ли майонезный заводик.

Население Владивостока

О ДЕМОГРАФИИ

В отчётах отражался рост численности населения города и изменение его состава. В 1880 году было всего жителей во Владивостоке до 7,3 тыс. чел., в 1883 г. – 10 тыс., в 1885 году 13 тыс., в 1889 – 14,5 тыс. чел. И если число военных с семьями в 1880-е годы оставалось почти неизменным (3,5 – 4,5 тыс. чел.), то выходцев из сопредельных азиатских стран постоянно росло (от 1,5 тыс. в 1880 г. до 5 тыс. в 1889 г.). Эта особенность состава населения – обилие иностранцев и военных, и малочисленность женщин – была характерна для Владивостока на всём протяжении его имперской истории. Фактически каждый третий житель города был выходцем из сопредельных азиатских стран и более всего из Китая. В отчёте за 1884 г. мы читаем: «Это преобладание иностранцев в населении резко отличает Владивосток от других Русских городов, главным образом войско и чиновничество дают Владивостоку вид Русского города. Женского пола весьма недостаточно … преобладание мужского элемента, бессемейного большинства, тоска по родине отражается крайне дурно на нравственном состоянии населения, порождая разврат, пьянство и вообще разнузданность, в особенности в низших слоях общества».

Главнейшим недостатком торговли была дороговизна и периодический дефицит товаров.

А. Ф. Фельдгаузена волновала неупорядоченность правового положения китайцев. Он одним из первых поставил вопрос о необходимости «всех китайцев, пребывающих в наших пределах, подвергать действию наших законов» и привлекать к отбыванию повинностей; для «устройства гражданского состояния» он считал необходимым «разделить китайцев на группы с назначением в каждой группе своих выборных начальников».

“Амурской области нужен выход к морю” (о корректировке границ дальневосточных регионов)

[править] Источники

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Главной исторической достопримечательностью города можно смело назвать Владивостокскую крепость, которая была построена в начале 20 века. К 1916 году в городе насчитывалось около 130 оборонительных сооружений, которые были связаны между собой развитой многочисленными подземными ходами и тоннелями. На сегодняшний день все фортификационные сооружения крепости объединены в музей под открытым небом и открыты для посещения.

фото с сайта www.primamedia.ru 

Католический костел нередко называют одним из самых красивых зданий города. Деревянный костел был открыт в 1889 году, но в феврале 1902 года здание сгорело и было отстроено заново. Современное каменное здание возвели в 1921 году. Сегодня здесь периодически проводятся службы, а также концерты хоровой и органной музыки на единственном во Владивостоке органе, привезенном из США.

фото с сайта www.photovladivostok.ru 

Старейшим культурным и этнографическим центром Дальнего Востока является  музей имени В.К. Арсеньева, экспозиции которого знакомит гостей города с историей освоения и природой Приморского края. На базе художественного отдела этого музея была сформирована Приморская государственная картинная галерея. Здесь туристы смогут полюбоваться уникальной коллекцией картин, представляющей русское искусство в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Одной из самых популярных достопримечательностей Владивостока является городской океанариум, в котором представлены живые организмы из подводного мира Тихого океана. Здесь можно насладиться видом коллекции морских кораллов, раковин, рыб и морских животных. Среди экспонатов имеются и уникальные: череп морской коровы, тропические рыбы и птицы, зародыш калана-альбиноса и многое другое.

фото с сайта www.interlectric.com

Жители и гости города любят гулять по Корабельной набережной. И, действительно, здесь есть, на что посмотреть! Около набережной установлен на вечную стоянку сторожевой корабль «Красный Вымпел». Известно, что это судно было первым советским кораблем на Дальнем Востоке. «Красный Вымпел» долгие годы служил в составе Тихоокеанского флота, участвовал в боевых действиях и разминировании вод Японского моря. Сегодня на борту корабля музей, кстати, это один из пяти кораблей-музеев дореволюционной постройки, расположенных на территории России.

фото с сайта www.photovladivostok.ru 

Также на Корабельной набережной установлена легендарная субмарина С-56, которая принимала активное участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны.  На счету этой подлодки более 10 потопленных фашистских кораблей. За боевые заслуги субмарина С-56 была отмечена орденом Красного Знамени, кроме того, ей было присвоено звание гвардейской.

фото с сайта www.transib.net

Визитной карточкой Владивостока являются маяки на мысе Басаргина и Токаревской кошке, последний из которых – один из старейших российских маяков Дальнем Востоке. Эти маяки действуют и по сей день, а кроме того они обозначают морские ворота в поливе Босфор Восточный.

фото с сайта www.shamora.info 

Прекрасное зрелище представляют собой Николаевские Триумфальные ворота, расположенные на улице Петра Великого. Ворота были сооружены в 1891 году, таким образом решено было увековечить память посещения Владивостока императором Николаем II. Именно он заложил во Владивостоке железную дорогу с вокзалом, сухой док для ремонта кораблей и памятник адмиралу Невельскому.

фото с сайта www.ael.ru 

В августе 2012 во Владивостоке был открыт Русский мост, соединяющий остров Русский, входящий в состав города, с материком. Идея воздвижения моста до Русского острова появилась еще в первой половине 20 века, однако тогда ни к каким действиям это не привело. Строительство моста было начато только в 2008 году в рамках программы подготовки города Владивостока к проведению саммита АТЭС в 2012 году. На момент ввода в эксплуатацию и на сегодняшний день Русский мост является самым большим вантовым мостом в мире.

фото с сайта www.primorye24.ru

Достопримечательности Владивостока

Уникальное географическое положение города в сочетании со своеобразным рельефом его местности – вот, пожалуй, главное, что отличает Владивосток от многих других российских городов. Панорамы и виды – городские, морские, горные – открывающиеся с высоты сопок, разбросанных по всему Владивостоку, и составляют его главную достопримечательность.

Самые высокие их них – это сопки Орлиное гнездо и Холодильник. Немного странное название последней обусловлено тем, что когда-то у самого ее подножия располагались продуктовые склады, где в условиях горной прохлады довольно долго хранились запасы провианта.

Продолжая тему нерукотворных достопримечательностей города, не хочется обделять вниманием и владивостокские острова во главе с островом Русским, где кроме природы и тихих заливов можно увидеть еще и памятник архитектуры – одно из укреплений Владивостокской крепости

В целом же Владивостокская крепость является комплексом строений, который находится не только на островах, но и на основной, так сказать «материковой» части города.

То есть для того чтобы осмотреть форты и казематы крепости совсем не обязательно далеко удалятся от исторического центра Владивостока, тем более что именно там находятся и другие архитектурные достопримечательности города, которые в основном сосредоточены в районе главной его улицы – Светланской.

Среди них и здание железнодорожного вокзала, который символизируя единство страны от самого центра до дальневосточных окраин, является точной копией другого конечного пункта Транссибирской магистрали – Ярославского вокзала Москвы, и Триумфальная арка, возведенная в честь визита в город тогда еще цесаревича, а впоследствии последнего русского императора Николая II. Также на Светланской находится Приморский краевой драматический театр молодёжи, Приморская краевая филармония, цирк, военно-исторический музей Тихоокеанского флота, а также старейший и крупнейший Приморский объединенный археолого-этнографический музей имени В.К. Арсеньева.

Также наиболее интересные музеи Владивостока – это Приморская государственная картинная галерея, которая является единственным художественным музеем Приморья, и Владивостокский Океанариум, экспозиция которого включается в себя многочисленные виды тихоокеанского флоры и фауны.

Наземные же растения, а также некоторые виды животных и птиц Приморского края обитают в городском Ботаническом саду, где особое место занимает редкий цветок под названием лотос Комарова, который просто поражает практически неземной красотой своего внешнего вида.

Не стоит забывать, что Владивосток приморский город, а, значит, особую туристическую популярность здесь имеет побережье – там находятся базы отдыха на любой вкус и кошелек, а также лечебные и профилактические учреждения. Любители же дикого отдыха просто разбивают здесь палатки или отправляются в безлюдные бухты и заливы близлежащих островов.

История Хабаровска в XX веке

Дореволюционная история Хабаровска увенчалась строительством Амурского моста. Грандиозный даже по нынешним меркам проект стал заключительным звеном Транссибирской магистрали. «Стальная стрела из прошлого в будущее» установила прямое железнодорожное сообщение между двумя берегами великой реки.

Первые полвека истории Хабаровска население росло медленно. Так, к переломному 1917 году оно составляло немногим более 50 тыс. человек. К концу Гражданской войны это число сократилось вдвое и восстановилось только к 1926-му.

История
Хабаровска. Революция и Гражданская война

Большое число достопримечательностей Хабаровска
связано с событиями Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской
войны.

Революционные преобразования в Хабаровске, как провинциальном городе, проходили мирно. Все ограничилось массовыми митингами на Николаевской площади в поддержку сначала буржуазной революции, а затем и социалистической.

Однако начавшаяся вскоре Гражданская война, отягощенная иностранной интервенцией, не обошла стороной столицу Приамурья. Как и по всей России, на Дальнем Востоке началась резня между красными и белыми. Черные колониальные войска вступили в Хабаровск. Город несколько раз переходил из рук в руки, а большая часть хозяйства была разрушена либо разграблена.

  • Американские солдаты идут парадным строем по ул. Муравьева-Амурского. Март 1920-го
  • По главной улице города маршируют японские экспедиционные войска

5 сентября 1918 года в Хабаровск входят войска атамана Калмыкова. Белоказаков поддерживают 12-ая японская дивизия и силы Чехословацкого корпуса. Пребывание белых продолжалось до февраля 1920-го и все это время сопровождалось выслеживанием большевиков и им сочувствующих, жестокими пытками и расправами.

Памятник партизанам поставлен над оврагом, где в 1918-1920-е гг. подчиненные Калмыкова расстреляли и закопали тысячи хабаровчан

После антиколчаковского переворота во Владивостоке направил революционные войска Приморья освободить Хабаровск. В феврале 1920 года партизаны красного командира Булгакова-Бельского выбили калмыковцев из города.

5 апреля 1920 г. произошло нападение японцев на Хабаровск. В 9 часов утра начался артиллерийский и минометный обстрел мирного города. Днем японская пехота и кавалерия ворвались на улицы. Хабаровск превратился в арену боев между силами Японской императорской армии и стоявшими в городе красными партизанскими отрядами.

, где стоял состав с боеприпасами для частей Народно-революционной армии. Оборонявшая военное имущество полурота моряков-амурцев во главе с Николаем Хорошевым заняла круговую оборону. Под шквальным огнем японской артиллерии и непрекращающихся атаках железнодорожники успели перегнать со станции Хабаровск-1 на левый берег Амура 88 груженных вагонов. Почти все оборонявшие вокзал моряки пали в том бою. Погиб и коммунист Хорошев.

Многие матросы и солдаты, защищавшие Советский Дальний Восток в те лихие годы, похоронены на братской могиле в Краснофлотском районе города. В 1932 на этом месте поставили обелиск с памятной надписью и именами захороненных бойцов.

Мемориал матросам Амурской речной флотилии

В 1921 году ситуация в Дальневосточной Республике осложняется. Хабаровск вновь занимают белогвардейские отряды. На этот раз генерала Викторина Михайловича Молчанова. Москва производит замену военного руководства. Главнокомандующим НРА ДВРНародно-революционная армия
Дальневосточной республики назначают В. К. Блюхера.

Решающее сражение между частями НРА и войсками генерала Молчанова произошло на сопке Июнь-Корань в феврале 1922-го. Оно закончилось победой красных и стало переломным в Гражданской войне на Дальнем Востоке. Боясь быть отрезанными от японских союзников, «молчановцы» бросили Хабаровск. И красногвардейцы без боя вошли в город. На этом Гражданская война для Хабаровска закончилась.

В 1956-м на Комсомольской площади благодарные потомки установили памятник героям Гражданской войны 1918-1922 гг. А в 1975-м в Хабаровском краеведческом музее открыли панораму «Волочаевская битва».

История
Хабаровска во время Великой Отечественной войны

Ряд достопримечательностей Хабаровска посвящен Великой Отечественной войне. В 1975-ом страна отмечала 30-летие Победы. В связи с этим в Хабаровске открылось несколько памятников и мемориальных комплексов.

На Урядовском утесе в начале улицы Ленина появилась первая очередь площади Славы. Кроме того, в разных частях города в качестве памятников поставили реально воевавшую технику:

  • танк Т-34 на ул. Лермонтова;
  • истребитель Су-7Б на Восточном шоссе;
  • речной бронекатер в северной части города;
  • артиллерийское орудие ЗИС-3 на территории завода Дальдизель.

“При существующей стратегии население и дальше будет убегать” (о перспективах Дальнего Востока)

Районы города

Комментировать
0