fbpx
No Image

Первый выход человека в открытый космос

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Нарушение инструкций

Кислорода Леонову должно было хватить только на 20 минут. Космонавт понимал,что докладывать начальству было опасно для его жизни: каждое критическое решение на Земле принималось на общем собрании. Времени было чрезвычайно мало.

Леонов принял решение — самостоятельно сбросить давление в скафандре до аварийного. Это помогло «сдуть» скафандр.

Алексей Леонов,
советский летчик-космонавт:

Шлюзовая камера корабля соединялась с кабиной корабля при помощи люка. Он открывался во внутрь камеры автоматически или вручную. По инструкции,входить в него необходимо было ногами вперед. Тогда легче было бы закрывать верхнюю крышку и переместиться в кабину. Первый люк — в шлюз — Леонов вынужден был преодолеть нарушив инструкцию,вперед головой. Это затрудняло его дальнейшие передвижения по камере. Для того,чтобы войти в кабину,Леонову пришлось развернуться в узком пространстве.

Спустя 12 минут 9 секунд космонавт вернулся из открытого космоса в корабль.

Первый американец в открытом космосе

Американцы отстали от СССР на 2,5 месяца. Первый выход в открытый космос астронавта США состоялся 3 июня 1965 года. Это был астронавт НАСА, подполковник ВВС Эдвард Уайт. Полет совершался на космическом корабле «Джемини-4». Корабль такого типа не имел шлюзовой камеры, поэтому для выхода в открытое пространство требовалась разгерметизация всего корабля. 

Эдвард Уайт

Началом выхода в космос у американцев считался момент, когда голова астронавта выступала за пределы корабля, даже если все остальное тело было еще внутри. Окончанием выхода в открытый космос был момент, когда астронавт полностью оказывался внутри «Джемини-4». Таким образом Эдвард Уайт провел в открытом космосе 36 минут. Через 2 года после этого события, в возрасте 36 лет, астронавт погиб во время пожара при испытании корабля «Аполлон-1» и был посмертно награжден медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».

Космический корабль «Джемини-4»

С тех пор космонавты регулярно совершают выходы в открытое космическое пространство, чтобы выполнить работу за пределами корабля. Конечно, такая деятельность рискованна. В первую очередь опасность представляет космический мусор, столкновение с которым может стоит космонавту жизни или серьезного повреждения скафандра. Опасно и непреднамеренное удаление от корабля. Чтобы обезопасить работу космических сотрудников, ученые трудятся над созданием роботов, которые смогут выполнять действия за пределами корабля без участия человека.

Космонавт в открытом космосе

В космонавтике наша страна всегда занимала лидирующие позиции: первый полет в космос, первый выход в открытое пространство, запуск первого искусственного спутника Земли и первого искусственного спутника Солнца, даже запуск в космос первого животного — собаки Лайки. Все это наша история и наша гордость!

В 2017 году в память о подвиге Алексея Леонова и Павла Беляева был снят художественный фильм, основанный на реальных событиях, – «Время первых». Главные роли в нем сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский. В фильме можно увидеть не только технические факты самого полета и его подготовки, но и личные переживания героев и их семей. И в очередной раз восхититься героизмом и отвагой великих космонавтов, которые внесли бесценный вклад в освоение космоса.

Сложности в полете

Связан с летательным аппаратом Леонов был весьма крепко, все было просчитано до мелочей, длина троса составляла пять метров. Пять раз космонавт приближался и отдалялся от корабля за время пребывания в вакууме. Опасность стала ощущаться практически с первой минуты: от сильного давления скафандр раздуло. Когда пришло время возвращаться обратно, Леонову пришлось нарушить два пункта строгих инструкций с Земли. Из-за габаритов он снизил давление внутри скафандра и проник на корабль вперед головой, а не ногами.

Но на этом страшные злоключения, к сожалению, не завершились. Из-за перепада температур прямо в обшивке люка образовалась довольно крупная расщелина, которая могла привести к разгерметизации корабля и гибели космонавтов. Автоматические системы “Восхода-2” в это же время сработали на увеличение подачи массы кислорода, поэтому все могло закончиться взрывом. Преодолеть проблемы удалось лишь через семь часов, только тогда пилоты смогли почувствовать себя в безопасности.

А перед выходом легендарный космонавт чуть не забыл закрепить страховочный трос. Беляев случайно подметил это и еле успел спасти напарника. Если бы не этот факт, то тело Леонова до сих пор находилось бы на орбите планеты.

1965-й, когда совершился выход Леонова в открытый космос, – год для СССР очень знаменательный, поэтому права на ошибку у космонавтов не было.

Второй полет

15-го июля 1975-го года Алексей Архипович начал свой второй полет  вместе с Валерием Кубасовым на борту корабля «Союз-19» в рамках программы ЭПАС – совместного экспериментального полета «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР). Спустя двое суток корабль «Аполлон» начал сближение с кораблем «Союз» со скоростью около 0.25 м/с. Стыковка длилась три часа и по ее окончанию произошло рукопожатие двух командиров – советского космонавта Леонова и американского Стаффорда. Было выполнено четыре перехода космонавтов между кораблями, за время нахождения в состыкованном состоянии. Еще через двое суток, 19-го июля, корабли расстыковались, и 21-го июля 1975-го года Алексей Леонов вернулся на Землю.

На следующий день Алексей Архипович, генерал-майор авиации, во второй раз был награжден званием Героя СССР, за выдающиеся заслуги перед мировой космонавтикой. В марте 1976-го года Леонов стал командиром отряда космонавтов. В 1981-м году заканчивает адъюктуру ААИА Жуковского и становится кандидатом технических наук. Уволен из отряда был 1982-го года, по причине назначения 1-м замом начальника ЦПК по космической подготовке, проработал в ЦПК до 1991-го года.

Первый, кто побывал в открытом космосе

Полет

Возвращение Леонова на корабль

Посадка «Восход-2»

Согласно установленному плану посадка корабля должна была происходить автоматически после 17-го витка вокруг Земли, однако система отказала, и спустя еще один виток командир экипажа Павел Беляев решил взять управление корабля на себя, пока он окончательно не сбился с курса.

Так как кресла экипажа были развернуты на 90 градусов относительно пульта управления, Беляеву потребовалось отстегнуться от кресла. После настройки ориентации и запуска тормозной двигательной установки корабля космонавт вновь вернулся в кресло. На все вышеперечисленные действия у Павла Ивановича ушло 22 секунды, из-за чего корабль приземлился в 75-ти километрах от запланированного места посадки.

19-го марта космонавты оказались в заснеженной тайге, в двух сотнях километрах от Перми. Спустя четыре часа после посадки экипаж был обнаружен спасателями. Однако, на этом миссия космонавтов не окончилась и они провели в тайге еще два дня, чтобы расчистить место для посадки вертолета. Недалеко от места находился деревянный дом, в котором ночевали космонавты, и от которого добирались до вертолета на лыжах в последний день.

Советские космонавты опередили США на два с половиной месяца, по прохождению которых выход в открытый космос провел астронавт Эдвард Уайт.

По возвращению домой, 23-го марта Алексей Леонов был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя СССР.

Возвращение домой

Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.

Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.

С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.

Доспехи

Политическая подоплека

Первостепенной задачей для руководства СССР было опередить американцев и первыми отправить в открытый космос своего пилота. Ранее предпринимались попытки запуска ракет-носителей, но человек не покидал пределов летательного аппарата. Например, известный полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. А в 1964 году советский «Восход» доставил на орбиту сразу трех космонавтов, что тоже было громадным шагом вперед.

Что касается США, то в 1965 году они собирались совершить пять пилотируемых пусков. А выход первого человека в космос американцы хотели осуществить в марте (по факту удалось это сделать только в июне). Почему руководство СССР так торопилось поскорее отправить своих пилотов в открытый космос? Дело в том, что со стороны двух сильнейших держав – США и Советского Союза – началась отчаянная битва за Луну. Но лунный корабль по своей конструкции гораздо сложнее, чем капсула для надземных путешествий, он включает командный модуль, камеру для посадки на поверхность, цистерны для транспортировки топлива. Но столь мощных ракет, способных отправить на орбиту такую махину, не было ни у СССР, ни у США, собирать аппараты с отсеками в те времена еще не умели. Оставался один выход: доставлять в несколько полетов части судна на Луну, а уже только потом перемещать экипаж в нужный модуль. Но делать это людям пришлось бы, выходя в открытый космос.

Валентина Терешкова: краткая биография

Кто первый от имени СССР вышел в открытый Космос

Сегодня, когда туристические полеты на околоземную орбиту становятся обыденным явлением, вокруг Земли постоянно вращается обитаемая космическая станция с интернациональным экипажем, трудно представить сколько усилий потребовалось учеными, инженерам и простым рабочим, чтобы гарантировать успешность и безопасность первого пребывания человека в открытом космическом пространстве.

Для полета экипажа в составе командира П. И. Беляева и дублирующего пилота, инженера – космонавта А. А. Леонова была подготовлена двухместная реплика космического корабля серии «Восход», которая не только значительно отличалась от гагаринского «Востока – 1», но и имела большие конструктивные изменения по сравнению с трехместным «Восходом – 1». Специально для выхода и пребывания в открытом Космосе в конструкции корабля была предусмотрена надувная камера – шлюз «Волга», а экипировка космонавтов состояла из принципиально нового скафандра «Беркут». По плану выход А. А. Леонова за пределы «Восхода – 2» должен был состояться на втором витке орбитального полета.

Старт ракетоносителя произошел в запланированное время с космодрома «Байконур». Пролетая над Сахарой, инженер-космонавт стал готовиться к выходу из корабля. Намного позже Алексей Леонов то ли с иронией, то ли с усмешкой вспоминал все перипетии этого события.

Для того чтобы космонавт не улетел от космического корабля, став самостоятельным спутником Земли, система страховки была выполнена в виде пристегивающегося фала, прочность которого неоднократно проверялась в земных условиях. Но то ли по обычной русской безалаберности, то ли из-за волнения Алексей Архипович забыл пристегнуть фал к страховочной скобе «Восхода – 2», и лишь только дополнительная проверка, проведенная Павлом Беляевым, позволила заметить эту погрешность, которая могла вызвать непредсказуемые последствия – вплоть до утери космонавта.

Второй недостаток проявился в несоответствии жесткости скафандра настоящему космическому вакууму. Несмотря на многократные проверки на Земле, при возвращении внутрь корабля «одеяние» космонавта «надулось» сверх нормы, и при пролезании через люк А. Леонов вынужден был понижать давление внутри «Беркута» ниже положенного значения.

Однако задание было выполнено, и Советский Союз утратил свое лидерство в Космосе только после высадки американских астронавтов на Луне. При этом стоит помнить, что Эдвард Уайт – тот, кто первым вышел в открытый Космос из американских астронавтов, совершил свой подвиг на два месяца позднее. 

Старт первого полета в космос

Тогда, на заре рождения космонавтики, никто не знал что ждет человека, вышедшего в открытый космос. На тот момент никаких систем спасения еще не было создано. 1965 год мог стать годом величайшего краха космической программы СССР.

После того, как корабль вышел на орбиту и совершил первый виток, Леонов стал готовиться.

Беляев помог одеть ранец и заполнил шлюз воздухом. После перехода в него Леонова, Павел Иванович задраил люк и разгерметизировал камеру. Алексей Архипыч сделал последний шаг.

Космонавт пять раз удалялся от корабля и возвращался назад. Температура в «Беркуте» была комнатной, причем в тени он остывал до -100°C, а на солнце нагревался до +60°C. Когда пришло время вернуться, оказалось, что сделать это непросто.

Надежная ткань и ребра жесткости не выдержали и в вакууме скафандр вздулся. Так как на земле такие условия воспроизвести невозможно, никто не предполагал, что это будет настолько сильно. О том, чтобы протиснуться в люк шлюзовой камеры, нечего было и думать.

Кислорода в баллонах хватит на 20 минут и на переговоры с Землей времени нет. Тогда, нарушая все предписанные инструкции, космонавт снижает давление в скафандре и вплывает в шлюз головой. Но это была не единственная критическая ситуация.

При возвращении люк камеры закрылся неплотно, хотя датчики сработали. Системы восстановления начали накачивать кислород. Космонавты не смогли установить причину и получили кислородное отравление.

Посадка в запасном районе и завершение полета

Приземление космического корабля должно было происходить автоматически. Но для этого требовалось отсоединить шлюзную камеру. Космонавты сделали для этого все необходимое, но во время сильного удара при её отстреле, корабль закрутился.

Из строя были выведены системы автоматической стабилизации и ориентации. «Восход-2» пролетал над территорией Австралии и связаться с космическим центром управления было невозможно. Космонавты приняли единственно верное решение – произвести приземление вручную. Это тоже было впервые.

Когда связь была восстановлена и посадку разрешили, корабль опустился в 200 км на север от Перми, в непроходимой тайге. Таких возможностей для поиска, как сейчас, тогда не было. Вертолеты ни скинуть теплую одежду, ни приземлиться не смогли.

Лишь на следующий день спасатели смогли произвести высадку и добраться до космонавтов по глубокому снегу. Пришлось вырубать деревья под площадку. Лишь спустя двое суток Леонов и Беляев прибыли на Байконур.

Одно из величайших событий ХХ столетия – первый полет человека в космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. И как бы ни умаляли американцы значимость этих событий, первостепенная роль в освоении космоса отведена Советскому союзу.

Корабль

Первый человек в открытом космосе

Политическая и научная схватка была нешуточная: советские космонавты и американские астронавты совершали регулярные полеты в космическое пространство, но вся работа осуществлялась внутри корабля. И, наконец, наступил тот исторический день, когда СССР снова вырвался вперед. 18 марта 1965 года советский летчик-космонавт Алексей Леонов вышел в открытый космос.

Павел Беляев и Алексей Леонов

Полет состоялся на космическом корабле «Восход-2». Командиром был напарник Леонова — Павел Беляев. Достигнув орбиты, космонавты стали готовиться. Алексей Леонов облачился в специально разработанный скафандр «Беркут», а Павел Беляев занялся установкой шлюзовой камеры, через которую предстоял выход. Камера была цилиндрической формы и состояла из трех изолированных друг от друга отсеков с 12-ю надувными секциями в каждом. При выходе в космическое пространство совершалась разгерметизация шлюзовой камеры. 

Космический корабль “Восход-2”

Как только космонавт оказывался в вакууме внутри отсеков, начинался отсчет его пребывания вне корабля. Моментом окончания выхода в открытый космос принято считать время, когда был закрыт люк шлюзовой камеры. Таким образом, первый выход в космос Алексея Леонова продлился 23 минуты 41 секунду. Полностью вне корабля и камеры он провел 12 минут 9 секунд. За это время Леонов 5 раз удалялся от корабля и приближался к нему. Прикреплен к «Восходу-2» он был специальным фалом длиной 5,35 м.

Алексей Леонов в космосе

Но не все было так безоблачно. Скафандр «Беркут» был вентиляционного типа с общим запасом кислорода в 1666 литров. Расход воздуха на каждую минуту составлял 30-35 литров, в зависимости от частоты дыхания космонавта, т.е. запаса кислорода хватило бы максимум на 45 минут. Когда космонавт Леонов вышел в открытое пространство, из-за разницы давления скафандр раздуло. Возвращаясь на корабль, он понял, что не сможет пройти через шлюз, внутренний диаметр которого всего 1 метр. 

Сначала Алексей Леонов хотел сообщить о случившемся в штаб на Земле, но решил не тратить на это драгоценное время, ведь таких ситуаций раньше не возникало, попросту из-за того, что именно он – первый космонавт, вышедший в открытое пространство. Леонов принял решение, которое спасло ему жизнь, – стал стравливать кислород из скафандра, тем самым сдувая его. Постепенно космонавт все же вернулся обратно на корабль. 

Алексей Леонов и Павел Беляев

10 интересных фактов о космосе, рассказанных астрономами

Это была победа! Но, как всегда, беда не приходит одна. Сначала у «Восхода-2» отказала система ориентации, и Беляеву с Леоновым пришлось управлять кораблем в ручном режиме. Затем, войдя в атмосферу Земли, орбитальный модуль не отделился от посадочного. И пока не сгорел соединительный кабель, космонавты вращались, испытывая перегрузку до 10G. 

Из-за всех технических трудностей посадка произошла далеко от предполагаемого места. Команда приземлилась в глухой заснеженной тайге, в 200 км севернее Перми. Ночью температура достигала -30 градусов. Спасатели добрались до героев только через 2 дня.

Алексей Леонов рисует картины

Сколько лететь до Марса

Это был исторический момент не только для СССР, но и для всего мира. Главные полосы всех газет пестрели фото и рассказами о достижении советских космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева. Обоим были присвоены звания Героев Советского Союза. В 2017 году Алексею Архиповичу Леонову исполнилось 83 года. Он живет в Москве. Всю свою жизнь, до выхода на пенсию, он посвятил космонавтике, а также стал художником: совместно с фантастом А. Соколовым создал серию почтовых марок на тему «История космоса». К сожалению, Павел Беляев скончался в 1970 году от болезни. Ему было всего 44 года.

Жизнь после полета

После того выхода Леонов на протяжении четырех лет принимал участие в советских лунных программах. Предполагалось, что отечественные космонавты облетят Луну и затем уже высадятся на ней. Было набрано три экипажа, Леонов вместе с Олегом Макаровым должен был лететь в первом из них.

Хотя беспилотные запуски не увенчались успехом, Леонов и его коллеги по отряду обратились в ЦК с просьбой дозволить пилотируемый запуск. Однако советские руководители так и не дали добро. Окончательно крест на лунной программе СССР поставила высадка американских астронавтов в июле 1969-го.

Следующий полет Леонов осуществил в 1975 году на корабле «Союз-19». Его напарником был Валерий Кубасов. Полет длился почти 6 суток, в ходе него советские космонавты и их американские коллеги осуществили стыковку космических судов. За эту работу, попавшую в новости во всем мире, Леонов получил вторую «Золотую звезду».

На тот момент Леонов был уже замглавы Центра подготовки космонавтов. Он занимал этот пост до 1991 года, пока его не перевели в запас. Оказавшись на пенсии, дважды герой СССР жил в столице, в начале 90-х работал в частной компании «Четек», позднее сотрудничал с «Альфа-банком» (был советником зампреда СД и рисовал эскизы для банковских карт).

Возвращение

По расписанию посадка должна была начаться после завершения 17-ого витка, но произошел сбой в работе тормозной двигательной установки, поэтому корабль продолжил движение. Причиной стал отказ автоматики из-за отстреливания уникальной шлюзовой камеры.

Павел Беляев по инструкции переводит корабль на ручное управление. Далее командиру приходится покинуть кресло (они расположены к панели управления под прямым углом, поэтому манипуляции проводить в таком положении невозможно), чтобы проложить маршрут и привести в действие тормозную двигательную установку. На все эти действия Беляев потратил 22 секунды, за это время аппарат успел пролететь лишних 165 километров к северо-востоку.

Корабль начал снижение и упал не в той точке, куда должен был приземлиться изначально. У пилотов был только передатчик КВ, по которому они отправили сигнал. Приземление корабля зафиксировано 19 марта в 12.02 вблизи города Березники (Пермская область).

Угрозы

Советское устройство 21 КС

Подобное перемещение имело ряд недочетов.

  1. Ранец с запасом сжатого газа и системой управления
  2. Сопла бокового смещения
  3. Отгибаемые подлокотники с рукоятками управления

Пятьдесят лет назад всем казалось, что космос без пяти минут освоен и вот-вот мы начнем строить колонии на Луне. Но чтобы строить дивный новый мир на орбите, безусловно, требовались устройства для индивидуального передвижения. Реактивные пистолеты быстро отошли на задний план, поскольку «целиться» приходилось в пустоту, а выстрелы не всегда попадали в «яблочко». Безвоздушный строитель должен четко и надежно ориентироваться в пространстве, попадать именно в ту точку, в которую хочет, иметь большую автономность и выбор действий для комфортной работы.

Юрий Гагарин: краткая биография

Непредвиденные обстоятельства

При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.

В открытом космосе мягкий скафандр раздулся из-за избыточного давления (внутри 0,5 атм, снаружи — ноль). «Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — вспоминает Леонов. Космонавт оказался внутри большого надутого шара. Пропали тактильные ощущения и чувство опоры. А еще предстояло собрать фал в бухту, чтобы не запутаться в нем, забрать кинокамеру, которую он держал в руках и войти в узкий люк надувной шлюзовой камеры. Решение надо было принимать очень быстро, и Леонову это удалось.

Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота (кессонная болезнь, известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.

Леонов сделал несколько попыток войти в шлюз, но все они были неудачными, скафандр не слушался и не позволял зайти вперед ногами, как положено по инструкции. Каждая неудача приближала страшную гибель: кислород был на исходе. От волнения и напряженной работы пульс Леонова участился, он стал чаще и глубже дышать.

Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.

Комментировать
0