fbpx
No Image

Самолет дьявола ту-134

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

СОДЕРЖАНИЕ

8. Стр.

8.1.1. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПРАВКЕ САМОЛЕТА ТОПЛИВОМ

(а) Заправку самолета топливом производить в соответствии с заданием на полет с помощью системы централизованной заправки, в исключительных случаях — через верхние заливные горловины.

(б) При заправке самолета применять топлива в соответствии с ограничениями по топливной системе (см.

РЛЭ,6.2.1.,л.6).

(2) Правила безопасности при заправке.

Перед заправкой самолета топливом убедиться в следующем:

— на*стоянке имеются средства пожаротушения;

— самолет и топливозаправщик заземлены;

— в паспорте на топливо имеется виза лица, разрешающего заправку;

— из отстойника цистерны топливозаправщика слит отстой в присутствии ответственного лица из техсостава или одного из членов экипажа (командира воздушного судна, второго пилота, бортмеханика).

(3) Варианты заправки.

Контроль за заправкой вести по показаниям счетчика на топливозаправщике (ТЗ) и указателю топливомера в кабине экипажа.

Заправка осуществляется в следующих вариантах:

“П” правка “М” (4) Нормальная эксплуатация.

Заправка самолета топливом с Аэродромный источник постоянного и пере- — подключить на бортпомощью системы централизо- менного тока сеть.

ванной заправки Преобразователь ПО-500 — включить (при отсутствии аэродромного источника переменного тока).

Технические характеристики

Самолет Ту-134 (дьявол небес) способен без дозаправки преодолевать расстояния до 2 тыс. км, и набирать высоту соответствующую 12 км. Пассажиро-вместимость машины варьируется от 60 до 80 человек (в зависимости от модели). В самолетах, действующих на международных маршрутах, салон разделён на классы, и соответственно вмещает меньше пассажиров, чем внутренние перевозчики.

Вес самолета

В зависимости от модификации вес ТУ-134 изменялся. Так, масса пустой базовой проектной модели с застекленным носом была всего 29 000 кг. При этом его взлетный и посадочный вес соответствовал 43 000 кг, а максимальный взлетный — 45 т. Но уже первая серийная модификация Ту-134А имеет взлетный вес 47 000 кг, что позволяло машине поднять в воздух почти 20 т груза. У модернизированного Ту-134Б конструкторы еще снизили массу пустого самолёта, и тем самым увеличили грузоподъемность машины.

Скорость самолета

Скорость первых моделей Ту -134 не превышала 780 км\ч, но вскоре параметры крейсерской скорости модификации А были повышены до 850 км\ч.

Для сравнения крейсерская скорость Боинга 737-500, выпущенного в конце 80-х, — 807 км\ч.

Межремонтный ресурс

В 2002 г. Роскосмос и Минтранс РФ утвердили срок службы российских авиалайнеров. Так для Ту-134 и его модификаций А и Б, которые эксплуатируются отечественными предприятиями, был установлен межремонтный ресурс в количестве 8 тысяч летных часов на 5 тысяч полетов сроком на 9 лет (решение n 24.9-113ГА).

Аэродинамика Ту-134А (Бехтир)

В 1977 г. выходит пособие для авиационных вузов В.П. Бехтира «Практическая аэродинамика самолета Ту-134А». В учебнике подробно и доступно изложены геометрические и компоновочные выкладки самолета. Автор анализирует летные возможности машины, как для стандартных ситуаций, так и для внештатных (в случаях отказа двигателя или обледенения самолета).

Он подчеркивает, что именно инженерное решение разместить двигатели в хвосте фюзеляжа, на спец пилонах позволяла улучшить аэродинамические данные лайнера за счет применения «чистого крыла». А также свести к минимуму шумовые помехи в кабине летчиков и в салоне для пассажиров, и сократить нагрузку, оказываемую газовыми струями действующих двигателей на фюзеляж.

Время разбега самолета

На продолжительность взлета авиалайнера влияет масса самолета, аэродинамические особенности:

  • Ветер;
  • атмосферное давление;
  • влажность воздуха и прочие факторы.

Средняя цифра для ТУ-134 составляет 56 секунд при взлетной скорости 170 км\ч.

Эксплуатация


Страны, где используется Ту-134. Красные — текущие эксплуатанты; Синие — бывшие.

Самолёты семейства Ту-134 производились в Харькове в 1966—1984 годах. В 1984 году серийное производство было свернуто, но в последующие годы было построено ещё несколько экземпляров. Последний Ту-134 сошёл со стапелей Харьковского авиазавода 30 июня 1989 года. Всего за 23 года было произведено 854 самолёта. К моменту окончания серийного производства Ту-134 стал третьим по числу выпущенных экземпляров советским реактивным самолётом (уступая Як-40 и Ту-154) и самым массовым магистральным.

За долгие годы эксплуатации Ту-134 показал свою надёжность и экономичность, отвечая всем требованиям времени. По показателям коэффициента надёжности Ту-134 зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолёта являются непревзойдённые до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлёте и посадке. В условиях СССР, где подавляющее большинство аэродромов имели только одну ВПП, это качество сыграло заметную роль в повышении регулярности полётов. До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевёз около 500 млн пассажиров и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС. Кроме пассажирских перевозок, отдельные модификации Ту-134 используются в военной и сельскохозяйственной авиации. Так, на Ту-134УБЛ проходят тренировку лётчики дальней авиации (модификация для подготовки пилотов Ту-22М), на Ту-134Ш — штурманы (в салоне имеется несколько полноценных рабочих мест для штурманов-навигаторов Ту-22М). Построено некоторое количество машин для пассажирско-транспортных перевозок командных кадров ВС (штабных), в том числе и оборудованных спецсвязью (ЗАС), на базе Ту-134А.

Ту-134УБЛ «Волга» из состава 1449 авиабазы Тамбов

Ту-134 считается одним из самых шумных самолётов в мире. После вступления в действие Главы 3 приложения 16 Международной организации гражданской авиации в 2002 году, ужесточившей шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация Ту-134 в странах ЕС была запрещена, и сегодня он используется почти исключительно на внутренних маршрутах России и стран СНГ.

После катастрофы Ту-134 в аэропорту Курумоч в марте 2007 года было объявлено о том, что к 2015 году эксплуатация самолётов этой модели будет прекращена. С 1 января 2008 года обладатель одного из крупнейших флотов Ту-134, «Аэрофлот», прекратил их эксплуатацию. Часть самолётов была передана в дочерние компании «Аэрофлот-Норд» и «Аэрофлот-Дон», часть продана, часть списана.

На начало 2006 года в эксплуатации находилось 245 Ту-134, из них 162 — в России. К середине 2007 года число российских Ту-134 сократилось до 146, ещё через год — до 117, к началу 2009 года примерно до 100 штук. Они заменяются на Boeing 737, Airbus A319, Ан-148. В перспективе на смену последним Ту-134 должны были прийти самолёты проекта Superjet 100. Большинство летающих в России машин используются как бизнес-чартеры.

23 июня 2011 года Президент России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу рассмотреть возможность полного вывода лайнеров Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах с 2012 года. Таким образом, уже в ближайшие годы Ту-134 может стать историей.

По состоянию на февраль 2012 года в эксплуатации в мире находилось порядка 120 самолётов Ту-134, из них более 100 — в России. С 1 января 2012 года к полётам на территории России допускаются только самолёты, дополнительно оборудованные системой предупреждения столкновения с землёй.

Пассажирский самолет

Ту-134 – это узкофюзеляжный пассажирский авиалайнер, коммерческая эксплуатация которого началась уже в 1967 году. Первые же полеты показали, насколько эта машина надежна, устойчива и проста в обслуживании. Благодаря сочетанию таких нужных качеств Ту-134 уже через год после выхода в массовое производство приобрели германские и польские компании.

Кабина пилотов

Существует две основные модификации Ту-134 – это А и Б. Считается, что модель А имеет стеклянный нос, что обеспечивает экипажу колоссальный визуальный обзор, а самолеты типа Б – только «деревянный», то есть закрытый. На самом деле Ту-134А так же может иметь неостеклённую носовую часть. В кабине пилотов на таких моделях тесновато, и кресло штурмана расположено практически в проходе. Такое компромиссное решение приняли конструкторы с целью расширить багажный отсек, который располагается непосредственно за спиной штурмана. Там же находится и знаменитый «черный ящик».

Кабина любой модификации Ту-134 также состоит из нескольких перегородок, панелей управления, облегченной отделки стен и потолка, фанерных или выполненных из пенопласта багажных полок.

Взлет Ту 134. Вид из штурманской кабины.

Салон

Двух классовый пассажирский салон является самым распатроненным модификации.

В салоне бизнес-класса Ту-134 более мягкие сиденья. Расстояние между креслами от 1 метра до 1,3, что позволяет раскладывать их почти до горизонтального положения, и при этом не нарушать комфорт сидящего позади пассажира. Места бизнес-класса расположены в первых 2-х рядах пассажирского салона. Наиболее привлекательными считаются кресла у иллюминаторов, которые обеспечивают отличный обзор пассажирам. А наименее удобными здесь являются места 2-го ряда, граничащие с проходом, так как расположены в непосредственной близости от подсобных помещений и туалета.

В салоне эконом-класса кресла расположены, как и в бизнесе по типу «2-2», и потому между ними находится широкий проход, не характерный для категории «эконом». Обычно в салоне 14 рядов, но счет начинается с 5. Так что первый ряд эконома расположен под №5, а последний – под №19.

Лучшие места эконом-класса Ту-134 расположены в рядах 5 и 13, так как располагают большим промежутком для ног по сравнению с другими креслами.

А самыми неудачными признаны места в 18 — 19 рядах из-за близости туалетных помещений.

Экипаж

  • Командир — Милош Маркичевич (Miloš Markićević). 41 год, в Aviogenex с января 1971 года, после чего был направлен в СССР на теоретические курсы продолжительностью 2,5 месяца по управлению самолётом Ту-134А. Затем с 1 апреля по 6 мая в Белграде прошёл практический курс, после завершения которого 8 мая был назначен капитаном на Ту-134А. Общий опыт работы на самолётах Ту-134А на день катастрофы составлял 87 полётов общей продолжительностью 138 часов 50 минут, в том числе 31 час 32 минуты в должности командира. Общий лётный опыт Маркичевича составлял 9230 полетов или 6987 часов.
  • Второй пилот — Стеван Мандич (Stevan Mandić). 34 года. Опыт работы на самолётах Ту-134 и Ту-134А на день катастрофы 899 часов. Общий лётный опыт составлял 2563 полёта или 2400 часов.
  • Бортинженер-инструктор — Иван Чавайда (Ivan Čavajda). 39 лет, в должности инструктора с 30 мая 1958 года. Общий налёт около 7500 часов, в том числе 1373 часа на Ту-134.
  • Бортинженер-стажёр — Виктор Томич (Viktor Tomić). 45 лет, налёт на самолётах Ту-134А (в ходе тренингов) 99 часов. Во время данного полёта занимал место бортинженера.
  • Стюардесса — Алма Свобода (Alma Svoboda). 29 лет, первый рейс совершила 2 мая 1970 года. Общий налёт 656 часов.
  • Стюардесса — Мира Мише (Mira Miše). 22 года, первый рейс совершила 15 мая 1971 года. Общий налёт 29 часов.
  • Стюардесса — Мирьяна Янкович (Mirjana Janković). 20 лет, первый рейс совершила 30 апреля 1971 года. Общий налёт 45 часов.

Модификации

Более десятка модификаций самолета создано за период выпуска этой серии. Эти модели также имели не один вариант воплощения. Восхищает факт того, что все они имели реальные исполнения, успешно работали, а многие и работают, по сей день.

  1. Базовый экземпляр Ту-134, вместимость от 64 до 72, носовой отсек остеклён, вмонтирован парашют для сокращения тормозного пути.
  2. Ту-134А – этот самолет оснастили прогрессивными моторами, позволившими избавиться от парашюта. Увеличили число принимаемых пассажиров, за счет наращения длины воздушного судна. Благодаря новым моторам повысилась и эксплуатационная экономичность.
  3. Модель Ту-134Б обладает дополнительным объемом топлива, увеличенной дальностью, имеет массу поменьше базовой версии. Здесь выполнен более удобный салон и аварийные выходы. Экипажи стали летать по три человека, вместо четырех. На ее базе выполнен экземпляр Ту-134М, оборудованный новыми двигателями.
  4. Опытная лабораторная машина Ту-134ЛК создана для космической отрасли.
  5. Модель Ту-134С представляла собой грузовую машину для технических нужд.
  6. Ту-134СХ – сельскохозяйственная вариация.
  7. Ту-134УБЛ – учебно-испытательный тип самолета для тренировки летного состава бомбардировщиков и штурмовиков.
  8. Ту-134УБЛ-Ш — специальная модификация вышеупомянутой модели, для подготовки штурманов ВВС и ВМФ.
  9. Для учебных подготовок штурманов дальней и фронтовой авиации создан вид Ту-134Ш.
  10. Ту-134Ш-СЛ. На этом самолете расположена воздушная лаборатория для выверки и апробации радиоэлектронного спецоборудования.
  11. Премиум-модель Ту-134А-3М насчитывает шесть построенных единиц.

Обзор и характеристики Ту-134

Аэродинамически Ту-134 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение Т-образное. Силовая установка лайнера представлена двумя двигателями, установленными в хвостовой части.

Лётно-технические характеристики Ту-134:

Ту-134А Ту-134Б-3 Ту-134Ш
Габариты
Длина, м 37,1 37,1 37,1
Размах крыла, м 29 29 29
Высота, м 9 9 9
Диаметр фюзеляжа, м 2,9 2,9 2,9
Ширина салона, м 2,6 2,6 2,6
Высота салона, м 2 2 2
Число мест
Экипажа 4 3 3
Пассажирских 76 80 12
Масса
Взлётная, т 47 47,6 47
Коммерческая, т 8,2 9
Посадочная, т 43 43 43
Запас топлива, т 13,2 14,4 16,5
Лётные данные
Крейсерская скорость, км/ч 850 880 885
Дальность полёта, км 2100 2020 1890
Эксплуатационный потолок, м 12 100 10 100 11 900
Длина ВПП, м 2200 2550 2200
Двигатели 2 × 6800 кгс 2 × 6930 кгс 2 × 6800 кгс
(Д‑30‑II) (Д‑30‑III) (Д‑30‑II)
Расход топлива (взлётн. режим) 8296 кг/ч 8454,6 кг/ч
Расход топлива (крейсер. режим) 2300 кг/ч 2062 кг/ч
Расход топлива 2907 кг/ч 3182 кг/ч
Удельный расход топлива 45г/(пасс.⋅км) 45,2г/(пасс.⋅км)

Факты

На выставке «Джет-экспо» выставлена машина Ту-134 (RA-65995), выпущенная в октябре 1984 года. Принадлежала ранее ФСБ, а сейчас находится в распоряжении корпорации «Космос» (с 2017 года). Самолет выполняет перевозки первых лиц компании и имеет налет всего 3700 часов из объективных 40 тысяч часов. Рейсы большей частью совершаются в Казахстан на «Байконур». Комфортабельность салона на высоком уровне, иметь такой бизнес-джет может позволить себе только богатый владелец.

Еще десятка два машин этого семейства в наши дни обслуживают высокопоставленных клиентов различных корпораций.

На балансе Минобороны все еще находится более тридцати машин семейства Ту-134. Пилотами отмечается их управляемость и надежность. Постепенно происходит замена устаревшего парка, новыми магистральными «Суперджетами».

Кабина Ту-134

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Салон самолета и лучшие места

Число пассажирских мест в салоне Ту-134 зависит от его модели и компоновки салона. Больше всего кресел установлено в модификации Ту-134Б-3, способного перевозить 80 пассажиров.

Особенностью лайнера является то, что некоторые первые кресла расположены так же, как и в железнодорожном вагоне, спиной вперед. То есть, получается, что пассажиры в двух рядах кресел сидят лицом друг к другу. При этом между ними находится столик.

Салон Ту-134

Основная часть лайнеров имеет двухклассовую компоновку салона. При этом в бизнес-классе установлены более мягкие кресла. Их шаг (расстояния между ними) варьирует от метра до 1,3 метра. Кроме того, кресла в этом классе раскладываются более основательно. Это обеспечивает больше удобств во время полета.

Лучшими местами здесь являются те, которые расположены у иллюминаторов. Ведь иметь возможность для хорошего обзора – гораздо лучше, чем просто смотреть на сидящих впереди пассажиров.

Во втором ряду места менее хорошие. Они находятся вблизи подсобных помещений. Рядом располагается и туалет.

Эконом-класс в Ту-134 начинается с 5-го ряда и заканчивается 19-ым. Схема расположения кресел такая же, как в бизнес-классе, «2-2». Между креслами имеется довольно широкий проход.

Лучшими местами признаются те, которые находятся в 5-ом и 13-ом рядах. Плюсом является достаточно большое место для ног.

Неудобные места находятся в 18-ом (19-ом, зависит от компоновки салона) ряду. Причина – этот ряд находится в непосредственной близости от туалета.

Остальные места можно назвать стандартными. Они практически не отличаются друг от друга. Пассажиры, сидящие у иллюминаторов, имеющие возможность для хорошего обзора, вынуждены, если нужно выйти, обращаться к соседу, сидящему у прохода, с просьбой встать и пропустить. Те, кто сидит у прохода, могут вставать, когда захотят, не обращаясь ни к кому с просьбами. Однако, передвигающиеся по проходу пассажиры и бортпроводники могут иногда мешать таким пассажирам.

Неудобством для сидящих у проходов, в случае, если кресла расположены ближе к туалету, является и появление очереди пассажиров. При этом, чем ближе ряд находится к туалету, тем вероятнее возникновение очереди, тем больше здесь минусов.

Схема пассажирских мест Ту-134

«Даже природа плакала»

Последним рейсом Мирный — Новосибирск авиакомпани «Алроса» борт Ту-134 перевез 72 пассажира, в том числе шесть детей. Во время
полета им не давали скучать — проводили викторины, розыгрыши и все получили небольшие прощальные подарки.

Александр — житель Мирного, в Новосибирск приехал на курсы
повышения квалификации, и ему тоже часто приходилась летать на Ту-134: «Они по
качеству не уступают иностранным самолетам, я бы и дальше летал на нем».

Но тяжелее всего прощаться со знаменитой крылатой машиной
экипажу корабля. Командир, штурман, пилот по очереди обошли самолет, каждый прикоснулся
к нему, легко похлопал и погладил по выбеленному фюзеляжу рукой. А
в глазах слезы.

«Я летаю на нем с 1985 года. Чувствую тоску и жалость, что
такой красивый корабль уходит. Хорошо, что в музей. Это самый надежный самолет,
который придумало человечество для перевозки пассажиров. Все самолеты хорошие,
ими управляют люди. А люди у нас в России тоже хорошие», — сказал
командир воздушного судна Алексей Корниенко.

«У каждого самолета есть душа и характер. У этого такой же
наглый и напористый, как у меня. Мы друг друга понимали с полуслова, с
полувзгляда. Я только на него посмотрю и уже его понимаю, а он меня. Только
коснусь штурвала, знаю, что ему надо. Вы знаете… когда угоняли его из Мирного, шел прекрасный сильный дождь. Даже природа в Мирном плакала, потому что этот
кормилец улетал оттуда», — рассказал о последнем перелете Корниенко.

Угон в 1983 году

Попытка угнать Ту-134 произошла в 1983 г. в середине ноября. Преступники захватили самолет с целью побега из СССР. Однако благодаря профессиональным действиям экипажа, оказавшего сопротивление террористам, удалось выиграть время и посадить самолет в тбилисском аэропорту. Сидевший за штурвалом летчик Габараев, чтобы лишить преступников равновесия, начал резко маневрировать. В результате, нагрузка на основные несущие конструкции авиалайнера в 3 раза превысила технически допустимую. Во время маневров перегрузки достигали критического уровня +3.15 и −0.6G. Но самолет выдержал это испытание на прочность с честью. Пассажиры и пилоты были освобождены в результате штурма, мастерски проведенного спецназом.

Салон Ту-134

К конструкционным особенностям прошлых версий Ту-134 можно отнести остеклённый нос (на месте штурмана), под центропланом тормозной щиток. На современных вариациях самолёта смонтирвоана «Гроза-134», радиолокационная система . Ту-134 также стал первым в СССР реактивным самолётом, на котором не использовали тросовую проводку к рулю направления (так обычно делали на прошлых моделях — Ту-16 бомбардировщике и Ту-104 и Ту-124 пассажирских), установив гидроусилитель и заменив  жёсткой тягой.

На данный момент самолётам установили ресурс 40 тысяч лётных часов, 25 тысяч полётов на протяжении 25 лет. В случае индивидуальной оценки  состояния ресурс можно последовательно увеличить до 55 тысяч лётных часов, 32 тысяч полётов, 40 лет.

Интересная особенность данного воздушного судна –  расположение пару первых кресел пассажиров спиной вперёд, как и в вагоне железной дороги, имеющем столик между  рядами, которые обращёны друг к другу. Такое решение не встречается больше ни на каких других коммерческих современных ВС.

МАЛОГО ГАЗА С НАЧАЛА СНИЖЕНИЯ. ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РЕЗКИХ ИЗМЕНЕНИЙ РАСХОДА ВОЗДУХА, ПОДАВАЕМОГО В КАБИНЫ, КОМАНДИРУ ВОЗДУШНОГО СУДНАНЕОБХОДИМО ПЛАВНО ИЗМЕНЯТЬ РЕЖИМ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ.

(до 3000 м) Для выключения вентиляции кабин от скоростного напора переключатели:

0.4. НЕИСПРАВНОСТИ (1) В полете температура воз- Перейти на ручное регулирование температуры по средством переклюдуха по указателю ТУЭ-48 чателей “ВЕНТИЛЯЦИЯ: ТХ, ВВР”, “ОБОГРЕВ КАБИН: ЭКИПАЖ, отличается от указанной в ПЕРЕДНЯЯ, ЗАДНЯЯ”.

РЛЭ, 6.6.1, разд. 0. (2) Появление в кабинах ды- Поочередным выключением переключателей “НАДДУВ КАБИНЫ” опма и запаха гари из панелей ределить, какой двигатель является источником загрязнения. Переклюобогрева или насадков систе- чатель “НАДДУВ КАБИНЫ” этого двигателя на 30 с нажать в положение мы индивидуальной вентиля- “МЕНЬШЕ”.

ции в кабине самолета Если источником загрязнения являются оба двигателя:

Модификации Ту-134

В период с 1996 по 1984 год было разработано и производилось 12 модификаций самолёта Ту-134, некоторые из которых имели по нескольку вариантов исполнения.

  • Ту-134 – базовая модификация самолёта, имеющая пассажировместимость до 64 человек (позднее – до 72). Имеет остеклённый нос, а также тормозной парашют для уменьшения расстояния пробега при посадке. Производилась с 1966 по 1970 год.
  • Ту-134А – модификация лайнера, оснащённая более совершенными двигателями, что позволило отказаться от использования тормозных парашютов для снижения скорости лайнера при посадке. Также серьёзно повышена экономичность эксплуатации самолёта. Благодаря удлинённому на 2 метра фюзеляжу была увеличена и пассажировместимость Ту-134. Модель производилась с 1970 по 1980 год.
  • Ту-134Б – усовершенствованный вариант Ту-134А. Обладает меньшей массой и новой компоновкой пассажирского салона. Экипаж самолёта был уменьшен (с 4 до 3 человек). Добавлены новые аварийные выходы. Некоторые самолёты данной модификации имеют дополнительные топливные баки, что позволяет увеличить их дальность полёта. Серийное производство продолжалось с 1980 по 1984 год.
  • Ту-134ЛК – модификация, которая представляет собой летающую лабораторию, используемую в основном для космических нужд.
  • Ту-134М – модернизированная версия Ту-134Б, оснащённая новыми двигателями.
  • Ту-134С – грузовая модификация самолёта.
  • Ту-134СХ – модификация Ту-134 для использования в сельскохозяйственных целях.
  • Ту-134УБЛ (также встречается название Ту-134А-4) – самолёт, используемый для подготовки лётчиков морских и стратегических бомбардировщиков.
  • Ту-134УБЛ-Ш – специализированная модификация Ту-134УБЛ, предназначенная для подготовки штурманского состава для самолётов морской и стратегической авиации.
  • Ту-134Ш (также встречается обозначение Ту-134Уч) – самолёт, предназначенный для подготовки штурманского состава для дальней и фронтовой бомбардировочной авиации.
  • Ту-134Ш-СЛ – модификация, используемая в качестве летающей лаборатории для испытаний радиоэлектронного оборудования.
  • Ту-134А-3М – VIP-модификация Ту-134. Всего было построено 6 самолётов данной модели.

ВНИМАНИЕ. ПРИ ВЫКЛЮЧЕННОМ РЕЗЕРВНОМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕ ПО-4500 ОБОГРЕВ СТЕКОЛ ВТОРОГО ПИЛОТА И ШТУРМАНА НЕ РАБОТАЕТ.

нального табло “ОБОГРЕВ Обогрев стабилизатора выключить.

СТАВИЛ” и отсутствие на штатных амперметрах нагрузки, потребляемой секциями обогрева стабилизатора (4) Светосигнальное табло Принять меры к скорейшему выходу из зоны обледенения.

“ОБОГРЕВ СТАВИЛ” горит Обогрев стабилизатора выключить.

постоянно (5) Незагорание светосиг- При визуальном обнаружении обледенения (лед на остеклении фонаря и нального табло “ОБЛЕДЕНЕ- на стеклоочистителях) убедиться, что ПОС стабилизатора включен в ВИЛ” периодически загорается, а штатные амперметры показывают увеличение токов, потребляемых ПОС стабилизатора._ (6) Отказ ПОС двигателей Принять меры к скорейшему выходу из зоны обледенения.

Отказ ПОС двигателей и их воздухозаборников Незагорание светосигнального табло “П/О ДВИГ. И В/ЗАБОРН. ВКЛЮЧЕН” и отсутствие показаний температуры воздуха на входе в носки воздухозаборников по указателям ТЦТ- (7) Отказ ПОС крыла и киля Выйти из зоны обледенения и продолжать полет.

а) Незагорание светосигнальных табло “П/О КРЫЛА и КИЛЯ ВКЛЮЧЕН” и отсутствие показаний температуры воздуха на входе ПОС крыла по указателю ТЦТ-1.

б) Незагорание одного свето- По указателю температуры воздуха на входе в ПОС крыла убедиться, что сигнального табло “П/О воздух подается, и продолжать полет, повысив контроль за состоянием КРЫЛА и КИЛЯ ВКЛЮЧЕН” защищаемых поверхностей. 6.6.3. Стр.

История разработки и эксплуатации

В начале 60-х годов XX века в СССР сложилась довольно интересная ситуация. Пассажирские авиаперевозки начали набирать популярность, однако новых реактивных самолётов Ту-104 было недостаточно для удовлетворения всех потребностей в них. Так, эти самолёты использовались в основном для международных авиарейсов, в том числе между странами социалистического лагеря, а также на наиболее загруженных воздушных путях. Основную же часть внутреннего авиапарка страны составляли устаревшие самолёты, не отличавшиеся уже надёжностью, удобством и экономичностью эксплуатации.

Именно для совершения ближних авиационных пассажирских рейсов и началась разработка нового самолёта. Первоначально лайнер задумывался как модернизация Ту-124, поэтому его обозначение было Ту-124А. Уже в 1963 году первый самолёт был построен и приступил к лётным испытаниям. Однако вскоре в конструкцию самолёта был внесён ряд изменений, благодаря чему было принято целесообразным признать лайнер в качестве новой, самостоятельной модели и присвоить ему наименование Ту-134.

В 1970 году, учитывая особенности конструкции самолёта, а также условий его эксплуатации, в ОКБ Туполева была разработана первая модификация Ту-134 – Ту-134А, имевшая удлинённый корпус и более экономичные двигатели. Данная модификация и сменила базовую модель в серийном производстве.

В первой половине 70-х годов XX века Ту-134 использовались практически на всех внутренних авиалиниях в Советском Союзе, однако ближе к 80-м их активнее начали вытеснять новые Ту-154. Тем не менее, в 1980 году была разработана и пошла в серийное производство новая модификация Ту-134 – Ту-134Б.

В 1989 году эксплуатация Ту-134 резко сократилась, ввиду чего его серийное производство было прекращено. По состоянию на 2013 год в эксплуатации находилось чуть меньше 130 самолётов, большинство из которых – грузовые.

Заключение

Авиалайнер Ту-134, разработанный более половины века назад, и сейчас признается одним из наиболее надежных самолетом. Даже сейчас пассажирские самолеты не имеют таких аэродинамических возможностей, которые имел он. При этом разрыв в таких показателях довольно велик. По этой причине некоторые машины, изготовленные более четверти века назад, находятся в строю.

Находясь в серийном производстве более двух десятилетий, лайнер оказал влияние на дальнейшее развитие авиационной промышленности. Многие конструкторские решения, реализованные в этом самолете, позже были использованы при создании новых машин.

Хотя на оживленных авиатрассах в настоящее время Ту-134 не появляется, ряд небольших авиакомпаний продолжает использовать его на среднемагистральных внутренних рейсах. Приобретается лайнер и летными школами, становясь в них «учебной партой» для тех, кто решил стать летчиком.

Расчет стоимости такси в аэропорт

Полезные ссылки для туристов

Комментировать
0