«Дух соревнований — бешеный»
— А давай на соревнование? — начал уговаривать Александру инструктор.
— Вы что, налет маленький, какие соревнования?
— Да нет, поезжай, надо начинать. Самая простая лига…
Соревнования бывают разной сложности: третья, вторая, первая и высшая лиги, у каждой — свои спортивные комплексы. Отдельную лигу выделили специально для Як-52 — любимого самолета Александры. Участники соревнований должны четко, без ошибок выполнить фигуры, не выходя за рамки пилотажного квадрата километр на километр: ни левее, ни правее, иначе — штрафное очко. Оценки выставляют минимум трое судей, а желательно — пятеро. Судьи не знают, кто сейчас выступает, а результаты подсчитывает компьютерная программа.
Почти 17 лет от Краснодарского края на соревнования никто не ездил, но Александра решила готовиться.
Окружающие не верили и в один голос говорили: «Куда ты лезешь? Не позорься».
— Это не то, чтобы самое обидное, но… В Краснодаре можно было по пальцам пересчитать людей, которые меня поддерживали: «Давай, мы в тебя верим, ты молодец». Среди тех, с кем общалась и летала, буквально два–три человека. Не знаю, почему все считали, что у меня не получится. Я неплохо летала, и это подмечали многие инструкторы. Конечно, за меня переживали, спрашивали, как у меня дела, но поехала я туда почти тайком. Родители как раз отдыхали в Москве, и тут появляюсь я: «Привет, я, ну… просто мимо проходила. Соревнования хочу посмотреть».
Летчик никогда не скажет, что он чего-то испугался
Первые соревнования были в Подмосковье, на аэродроме Дракино. Обычно участники приезжают на такие события с группой поддержки: жена, муж, друзья, тренеры. Александра приехала одна. Она очень благодарна своему тренеру Олегу за то, что он позвонил своему другу, чемпиону мира Александру Мякишеву, и попросил ее встретить, ведь девушка была там в первый раз и вообще никого не знала.
Однако вскоре она уже перезнакомилась со всей сборной России по высшему пилотажу. Александра не чувствовала себя одиноко, общалась с профессионалами и вообще ни о чем не волновалась.
Александра забрала три серебряных медали и одну золотую, а через два месяца поехала в Белоруссию и заняла там третье место. Более опытный участник из того же аэроклуба, что и Александра, набрал меньше баллов, чем она, и это всех удивило еще больше.
— Некоторых мужчин может задевать, что девушки летают лучше их: «Ну как же так, девчонка поехала с таким налетом и всех переиграла?» Но большинство ребят адекватные, они понимают, что это нормально.
Мама переживала очень сильно. Она знала, что Александра летает, но никогда не видела этого вживую. «Если бы увидела, вообще пришла бы в ужас», — уверена ее дочь. Когда сказала маме о том, что заработала четыре медали, та была потрясена.
— Я человек, который любит соревноваться. Некоторые ребята просто летают, для себя. Я все время зову их съездить хотя бы посмотреть, как летают другие, ведь одни соревнования заменяют месяц полета в аэроклубе! Мне это нравится: общение с такими же людьми, обмен опытом, новые знакомства. Дух соревнований у меня просто бешеный, если честно.
Путь к штурвалу
— Когда заканчивала школу, если честно, не очень верила, что получится пробиться в пилоты. Поступала я в 2004 году — тогда девочке надо было получать отдельное разрешение, чтобы учиться на факультете летной эксплуатации. Писала ректору, чтобы зачислили в качестве исключения.
После одиннадцати классов сразу же улетела в Питер — поступать в университет, который тогда назывался Академией гражданской авиации. Я не боялась уехать далеко от дома. Это нормально, если ты очень хочешь, а тем более — если тебе дали шанс и разрешили учиться.
Сначала поступила не на пилота, а на штурмана. На пилота были места только платные, а моя семья, к сожалению, не могла оплатить такую дорогую учебу. Сначала надеялась перевестись на пилота уже во время учебы, когда освободятся бюджетные места, но так и не дождалась. Очно училась на штурмана, а заочно — на пилота. Летала в аэроклубе. Поэтому теперь у меня два высших образования, оба летные. Штурманом я, кстати, тоже успела поработать — в «Псковавиа».
Учиться было интересно. Жила в общежитии, стипендия была копеечная — триста рублей. Но летным специальностям: диспетчерам, пилотам, штурманам и наземным штурманам — выдавали талоны на питание. А талоны были аж на две тысячи рублей. Ты мог на них домой молока набрать, хлеба, в университете покушать на них же. Некоторым ребятам так хватало талонов, что они их еще и продавали (смеется. — TUT.BY).
Подрабатывала официанткой, потому что на полеты надо было собирать деньги — все же не бесплатно. Потом начала курсовые решать ребятам — тоже подработка.
Когда узнавали, что я учусь в университете гражданской авиации, то первый вопрос был: «На стюардессу?». Кивала: «На стюардессу, да».
Девушке-пилоту всегда много внимания, которое я, если честно, не очень люблю. Я понимаю, что всем факт женщины в авиации очень интересен. Приходится отвечать на одни и те же вопросы. Иногда мне было так скучно, что я придумывала разные ответы, чтобы себя хотя бы как-то повеселить.
Женщины пилоты в России
Пол в авиации сейчас практически не важен, достигнуто это в первую очередь, благодаря западу. Там более либерально относятся к такому вопросу. А может ли женщина быть пилотом в России? Такой подход распространяется и на другие регионы, поэтому и в России можно нередко встретить женщину в капитанском кресле. Дамы принимают участие не только в гражданских полетах, но и в военных. Во многих российских авиакомпаниях, в качестве пилотов, работают женщины, среди них «ЮТэйр», «Аэрофлот» и «Трансаэро».
Сами женщины понимают, что профессия пилота очень важная и нелегкая. Они готовы к тому, что к ним будут серьезно относиться и требовать идеального выполнения работы. Каждая женщина — пилот с гордостью выполняет все возложенные на нее обязанности, часто даже лучше мужчин.
Как сказала Агнешка Баран, главное – это правильно подойти к делу, тогда все получится и мечты сбудутся
Не важно, какую должность в авиации хочет занять девушка, если ее мечта – это рулить самолетом, то она сбудется в первый же день начала карьеры пилота
Девушки – пилоты, вперед!
Особого внимания заслуживает компания «British Airways». В 2013 году ее руководство объявило, что впредь будет отдавать предпочтение, именно, девушкам-пилотам. Цель такой программы – разбавить мужской штат сотрудников представительницами прекрасного пола. В связи с этим, были изменены требования для вступления на курсы летчиков. Мужчин записывали в последнюю очередь, сначала набирали всех желающих среди девушек.
Наибольшее количество женщин на данный момент работает в «Lufthansa».
Это европейская авиакомпания, в штате которой насчитывается 300 летчиц. Что касается «British Airways», то там до объявления нового курса, ориентированного на девушек, количество мужчин в восемнадцать раз превышало женский коллектив. В США на данный момент летчиц уже примерно 7 процентов. Это, учитывая, что всего пилотов в стране более 120 тысяч. Количество дам в штатах авиакомпаний постоянно растет, за последние десять лет этот рост составил около 20 процентов.
Но, хоть авиакомпании уже полностью доверяют прекрасным девушкам — пилотам, этого нельзя сказать о пассажирах. Большинство из них спокойно к этому относятся, но есть и те, которые, узнав, что в кабине пилотов сидит женщина, напрочь отказываются садиться в самолет. Еще несколько лет назад, согласно опросу, проведенному в Великобритании, чуть более половины респондентов не желали видеть пилотов в юбках. На данный момент этот показатель значительно снизился.
Девушка — военный лётчик — истребитель
О том, что многие советские девушки и женщины наравне с мужчинами на боевых самолётах, бомбардировщиках и легкомоторных, успешно воевали, я знал, но тут в 1945 году к нам в Школу воздушного боя, да не куда-нибудь, а в нашу эскадрилью, прибыл лётчик — истребитель лейтенант Клава Блинова. Ну, братцы, услышав об этом, я невольно поскрёб затылок. Лётчиц ночных бомбардировщиков, как грозно именовались наши «кукурузники» По-2, я встречал, не раз сопровождал и чисто женские экипажи на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Но женщина-истребитель…
Быть может, и не было у меня желания унизить эту девушку, взявшуюся за совсем уж не женское дело, но всё же что-то такое было. По долгу службы я мог и обязан был проверить её технику пилотирования в зоне, как у всех вновь прибывающих лётчиков, с целью определить уровень подготовки, чтобы правильно сформировать пары и определить объём программы подготовки для каждой пары. Конечно, её технику пилотирования мог проверить командир звена, но, признаюсь, мне очень захотелось самому слетать с ней и убедиться, что эта молодая девушка действительно может пилотировать истребитель, я уж не говорю о фигурах высшего пилотажа.
Клава Блинова ничем особенно не выделялась, была скромная и молодая девушка, и, не зная о том, что она лётчик — истребитель, никогда бы не подумал, что эта худенькая блондинка, которая стоит в окружении многих лётчиков и оживлённо о чём-то беседует — лётчик, а не то что пилот истребителя!
Проверив её лётную книжку и узнав, где, когда, сколько и на каких типах самолётов она летала, накануне полётов я ей сообщил, чтобы она готовилась лететь со мной на проверку. Перед вылетом, когда ей ставил задачу, определил количество и последовательность выполнения фигур высшего пилотажа, она сказала:
Клавдия Блинова
— Товарищ капитан! Я имею некоторый перерыв в полётах, если что-то не совсем чисто получится, вы мне покажете?
— Обязательно покажу, вы не смущайтесь, а выполняйте задание так, как вы всегда выполняли, все неполадки устраним, затем вас сюда в школу и прислали, товарищ лейтенант, — ответил я ей, и мы сели в кабины, она в передней кабине, я в задней, как и положено.
Я внимательно присматривался ко всем её действиям, но ни во что не вмешивался, это была моя привычка ещё из Качинской школы. Я допускал ошибки обучаемого лётчика до пределов, вмешивался только тогда, когда дальнейшее невмешательство грозило опасностью. Такая методика оправдывала себя, лётчик более уверенно и свободно себя чувствовал и мог показать все, на что он способен, без нервозности и переживаний за допущенные ошибки. Затем на земле и в воздухе эти ошибки устранялись и повторялись всё меньше и меньше.
Лейтенант Блинова, получив разрешение, запустила мотор, проделала всё, что необходимо перед взлётом, и мы поднялись в воздух. На взлёте мне пришлось чуть — чуть ей помочь, в элементах взлёта и посадки с допусками в ошибках надо быть очень и очень осторожным, ведь другой раз именно из-за пустяковой ошибки можно иметь большие неприятности. Что ещё можно сказать? Все сомнения о возможностях лётчицы — истребителя у меня были рассеяны. Эта обыкновенная, простая девушка была истребителем, и она в самом деле выполняла фигуры высшего пилотажа, стойко перенося при этом возникшие перегрузки.
Признаюсь, до сих пор я был убеждён в том, что настоящим истребителем может быть только мужчина. Оказалось, что я ошибался, я сидел в самолёте, который прекрасно пилотировала девушка — истребитель. Конечно, она не могла пилотировать самолёт так же грамотно, как это делали мы, учителя лётного дела. Но всё же она правильно выполняла все комплексы фигур. По радио я предложил ей повторить комплекс вместе, затем показал сам, как надо выполнять сложные фигуры. Тут я уже постарался выполнять фигуры с ювелирной точностью. Здесь заговорила чисто профессиональная гордость, да ещё перед девушкой. Я выполнял комплекс за комплексом, стараясь избежать больших перегрузок, ведь незачем было показывать девушке своё «ухарство», выносливость и умение резко пилотировать. Незачем было заставлять её переносить сильные перегрузки и получать неприятные ощущения. Мы, лётчики, мужчины, должны быть благодарны таким девушкам за то, что они решились на такую рискованную профессию да ещё и могли бить врага в воздухе.
В те суровые военные годы наши советские девушки, находясь в рядах ВВС, оказали большую помощь в разгроме противника. Лейтенант Клавдия Блинова, летая на самолётах-истребителях СССР, наравне с другими лётчиками успешно окончила Школу воздушного боя. Но на фронт попасть ей не пришлось, так как вскоре она вышла в Москве замуж тоже за лётчика, а через некоторое время закончилась и война.
Женщины в небе
Расхожий стереотип о том, что женщины не могут управлять самолетами, постепенно уходит в прошлое. На данный момент только в России работают тридцать таких пилотов, и еще больше – за границей. Эксперты утверждают, что их навыки и компетенции ничем не отличаются от знаний их коллег-мужчин. Однако пассажиры продолжают считать иначе, поэтому иногда девушки попадают в неловкие, а то и смешные ситуации.
Например, однажды пилоту-женщине сочувствующий пассажир сообщил, что у него есть лицензия на полеты, и он может в случае чего прийти на помощь. В основном девушкам удается относиться к ситуации с юмором. Они понимают, что многие все еще не готовы к тому, что пилотом окажется женщина, поэтому уже не обращают внимания на подобные ситуации.
Без очереди: британцы готовы платить до 2000 фунтов, чтобы получить вакцину
Мелина Тадж, визажист из Ирана, выводит силу красоты женщин на мировой уровень
На продажу выставили старую церковь, и ее можно превратить в дом: фото изнутри
«А вы не хотите на боевом тренажере?»
На сегодняшний день Александра освоила три типа самолета, на которых может летать самостоятельно. Первый — Бекас, самолет сверхлегкой авиации. Он достаточно прост в управлении, на нем легко осваивать технику пилотирования. После него пересела на Як-18Т, а потом добралась и до Як-52, отлично подходящего для фигур сложного и высшего пилотажа.
В небе она не ощущает ни страха, ни эйфории, целиком сосредотачиваясь на управлении: все проверить, ничего не забыть, выдержать скорость, высоту
Важно, чтобы полет прошел безопасно и — желательно — красиво
— Положиться не на кого, ты доверяешь только себе. Самостоятельные полеты закаляют, и ты чувствуешь огромную ответственность.
Пока инструкторы за тобой смотрят, у них потихоньку седеют волосы.
К тому же в самолете ты один, но у тебя еще семья дома!
«Мама летает», — сказала Александра своим детям. Сыну сейчас 11 лет, дочке почти 14. Вопросы посыпались незамедлительно: «О! А где? А как? А покажи, и я тоже хочу!» Оба они летали за компанию, но девочка относится к увлечению мамы спокойно, а вот ее брат влюбился в авиацию. Теперь он мечтает строить самолеты и собирается стать инженером.
Не раз Александра оказывалась в условиях, когда лететь было трудно: турбулентность, сдвиги ветра, облачность. Она называет их не опасными, а неприятными. Когда попадаешь в облачность, нужно доверять приборам на все сто процентов: пилот, выполняя в тумане вираж, ничего не видит, а во время ночного полета организм и вовсе по-другому воспринимает положение в пространстве — у человека возникает ложное ощущение, будто он все делает неправильно. Ночью Александра пока не летала, но попробовала, как это, на тренажере — в авиационной кабине с большим экраном.
— В гражданской авиации летчики тренируются на таких каждые полгода, отрабатывая все возможные аварийные ситуации, например, отказ двигателя или других устройств. И первый раз, когда мне включили «ночь», я не справилась. Это очень сложно, ощущения обманчивы даже на тренажере. Нужно четко по приборам выдержать высоту, скорость… Но со второго раза у меня получилось.
Двигатель самолета взорвался, но женщина-пилот благополучно посадила его
Благодаря авиации Александра познакомилась с будущим мужем, которого по совпадению зовут Александром, — полковником военно-воздушных сил в отставке, бывшим начальником военного училища. Долгое время они летали на одном аэродроме, у одного и того же инструктора, но нигде не пересекались. На тот момент, признается спортсменка, она вообще бы на него не посмотрела — не до любви было.
Познакомились мимоходом на аэродроме — заговорили об авиационном симуляторе Боинга-737, установленном в торговом центре: на похожих тренируются пилоты гражданской авиации.
— А вы не хотите на боевом тренажере полетать? — предложил Александр.
— Ничего себе, конечно!
— Я вам устрою.
— Что, правда можно?
— Хотите завтра?
И больше они не расставались ни на один день. «Он знал, знал, чем меня завлечь», — улыбается Александра.
Муж продолжает заниматься авиацией, сейчас они вдвоем работают над проектом, посвященным первоначальной летной подготовке и самолетостроению.
«В России негде стать пилотом». Почему авиация должна становиться частной и что будет, если всем разрешат летать
Александра рассказывает, что в СССР с такой подготовкой проблем не было. Пилотов сначала тренировали в ДОСААФе, а затем они шли учиться либо в гражданскую авиацию, либо в военную. Сейчас же этой практики нет. В училищах два года учат теорию, а летать начинают только с третьего курса.
— Но некоторые хотят управлять небольшими самолетами просто для себя. Для этого им требуется свидетельство частного пилота. Чтобы его получить, нужно около пяти месяцев: два–три они будут изучать теорию, в зависимости от количества часов в неделю, а в остальное время — получать налет, в идеале 40–42 часа. Если погода плохая, обучение может затянуться на неопределенное время. В Краснодарском крае нет ни одного центра подготовки частных пилотов, а кто позволит себе так надолго уехать в другой регион?
«Утром подходишь к самолету и здороваешься с ним»
— Как вы стали вице-президентом Федерации самолетного спорта Краснодарского края?
— Бывший начальник нашего аэроклуба предложил создать федерацию, и я согласилась ему помочь. Так она и появилась. А потом мы с мужем создали Ассоциацию авиации общего назначения: помимо федераций воздухоплавания и планеризма, туда вошла и федерация самолетного спорта. Гору бумажек пришлось собрать, конечно.
В Москве у многих ребят, которые занимаются высшим пилотажем, есть свои, частные самолеты. Сохранились и досаафовские, — их единицы,— но они практически все без ресурсов, а провести капремонт дорого.
Самолетный спорт у нас в стране никто не поддерживает, все делается на деньги людей, которые это любят и могут приобрести технику. У нас в Краснодаре ситуация сложнее, желающих меньше, хотя погода позволяет совершать полеты круглый год.
— Что нужно делать, если хочешь заняться самолетным спортом?
— Искать ближайший аэроклуб, если такой имеется. Если в аэроклубе есть свои самолеты, вам вообще повезло.
— А сколько стоит самолетик?
— Есть ли какие-то ограничения по здоровью для тех, кто собирается стать пилотом?
— Когда человек идет в авиацию — на бортпроводника, частного, коммерческого, линейного пилота или диспетчера, — ему нужно пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Там безумное количество специалистов, которые все проверят и дадут заключение.
Чтобы заниматься самолетным спортом, требуются выносливость, хорошие физические данные, вестибулярный аппарат: некоторые люди летят горизонтально, а их уже тошнит. А есть ведь такие фигуры, например, абракадабра, когда самолет вращается одновременно во всех трех плоскостях. Конечно, вестибулярный аппарат можно тренировать, но не всем это дано, их так и будет укачивать.
— Для вас самолет — это как для мужчины любимая тачка?
— Вот да, однозначно! У меня есть автомобиль, но я к нему, можно сказать, равнодушна… Мне намного интереснее, как устроен самолет, как работает двигатель!
Когда утром подходишь к самолету, обязательно здороваешься с ним, намываешь его, чтобы все блестело, закатываешь, выкатываешь…
Вообще у меня к самолетам особые чувства — больше, чем просто к технике.
— Что вам дает самолетный спорт?
— Помимо кайфа для меня это и огромное развитие. Авиация повышает чувство ответственности. Я и так очень ответственный человек, но здесь ответственность возрастает раз в десять. У меня были ошибки, инструкторы ругались, но грубых промахов я не делала. Правила авиации написаны кровью, их не просто так придумали, я к этому всегда отношусь жестко. Когда работала бортпроводником, я очень строго следила за соблюдением правил безопасности.
Еще ты учишься быть хладнокровным в непростых ситуациях. У меня это получается, несмотря на то, что я очень эмоциональна. Если во время полета случился отказ, у тебя может начаться паника, и тогда пиши–пропало. Ну и, банально, полеты дарят мне уверенность в себе.
Средний доход
Сколько будет получать летчик – зависит от организации, в которой он работает. Кроме самой зарплаты, сотрудникам полагаются различные премии и льготы. В Америке летчики, управляющие гражданскими лайнерами, получают в среднем 15 000-17 000$ в месяц. В Европе заработная плата летчиков еще выше.
Например, в Великобритании летчики за год получают до 146 000$. Турецкие авиакомпании предлагают своим сотрудникам около 2000$ в месяц. Доход КВС в турецких авиалиниях выше – до 3500$ в месяц. Больше всего пилотам платят чартеры. При такой работе за час можно заработать до 150$.
Узнав, какая зарплата у пилотов пассажирского самолета в России, многие удивляются, ведь средний оклад у представителей профессии – 150 000 рублей. В городах-миллионниках он чуть выше и часто доходит до 200 000 рублей. В небольших городах, где население не превышает 1 млн человек, уровень управляющих лайнерами небольшой – они редко получают более 80 000 рублей.
Зарплата пилотов «Аэрофлота» держится на достойном уровне и составляет около 370 000 рублей. При этом сотрудники, работающие в этой авиакомпании, имеют множественные привилегии.
Например, у них есть право на медицинское обслуживание в лучших частных клиниках (оно распространяется не только на летчика, но и на членов его семьи). Также пилоты и пилотессы «Аэрофлота» не платят за проживание в отелях в городах прибытия.
Первые женщины в авиации
Первой женщиной в мире, покорившей небо, традиционно считается Раймонда де Ларош (она же Элиза Дерош), которая в 1909 году первый раз поднялась на высоту 6 метров и пролетела около 300 метров. Этот поступок и стал отправной точкой для женщин в авиации. Элиза стала первой летчицей в мире, поставила несколько мировых рекордов. До появления авиации в жизни этой женщины она была актрисой. Умерла Элиза в авиакатастрофе. Пилотом был мужчина, а Элиза сидела на пассажирском сиденьи.
Первой женщиной, официально получившей свидетельство пилота, стала Берилл Маркхэм. Это первая девушка, совершавшая полеты по африканскому континенту со спасательными миссиями. В 1936 году Маркхэм первая из женщин отправилась в одиночный трансатлантический полет с востока на запад из Англии. Является автором мемуаров и различных пособий по авиации. Среди прочих заслуг Берилл можно отметить то, что она была первой женщиной, которая имела лицензию на преподавание верховой езды в Кении, что во времена ограничения женской половины человечества в правах было очень значимым достижением. Берилл Маркхэм умерла в возрасте 83 лет в г. Найроби.
А что сейчас?
Война оказалась серьёзнейшим испытанием для нашей страны, и отношение к женщинам на военной службе резко поменяли на отрицательное. Возможно, это было частью общего пацифистского настроя идеологии. Результат — современная ситуация, когда одна лишь мысль, что женщин можно пускать в кабину пилота, кажется смешной.
В 1976 году академия ВВС США начала принимать девушек на обучение. Поначалу их в первую очередь ориентировали на вспомогательные задачи; например, на управление транспортной авиацией и самолётами-заправщиками. Примерно тогда же женщины получили доступ и к морской авиации. Спектр лётных специальностей постепенно расширялся, и в 90-х годы практически все ограничения сняли.
Ким Кэмбелл на фоне обстрелянного А-10
Женщины-пилоты активно участвовали в локальных войнах США последних десятилетий. Широкую известность получил эпизод с капитаном Ким Кэмбелл, которая в 2003 годуна честном слове и одном крыле» посадила сильно повреждённый штурмовик A-10, на котором, в числе прочего, вышли из строя и основная, и резервная гидравлические системы… что, мягко говоря, не добавляло удобства и лёгкости в управлении.
На данный момент только в ВВС США(без учёта армейской авиации и моряков) числятся 728 женщин-пилотов плюс 310 штурманов и 227 операторов бортового радиоэлектронного оборудования на самолётах ДРЛО(дальнего радиолокационного обнаружения) или электронной разведки. Большая их часть служит в транспортной авиации, но пара сотен имеется и в тактической. Такое количество, кстати, снимает вопросы о потенциально большей аварийности.
Вообще количество медиаматериалов на темудевушки в ВВС НОАК»(военно-воздушных силах народно-освободительной армии Китая) в последнее время создаёт впечатление сознательной пропагандисткой кампании.
Марьям аль-Мансури
Страшно сказать, но даже в ВВС Объединенных Арабских Эмиратов с 2007 служит на истребителе F-16пилот в хиджабе»(да, так в нём и летает).
Читатель может справедливо возразить, что если в Китае и ОАЭ прогнулись под давлением феминисток(!), то это не повод повторять за ними! Однако на самом деле это вопрос боеспособности — как бы странно ни прозвучала такая формулировка.
Любой военком или председатель приёмной комиссии военной академии мечтает, чтобы пополнение состояло исключительно из высоченных богатырей, пышущих здоровьем и патриотизмом. Но в реальной жизни приходится работать с тем, что есть. Причём у военных профессионаловчто есть» должно ещё по собственному желанию захотеть военной карьеры. Так что собственные хотелки военкомы затыкают.
Кого посадить в кабину самолёта, богатыря или красну девицу? — вопрос не столь важный. А вот будет ли вообще хоть кто-то этим самолётом управлять — это уже проблема.
Насколько она серьёзная? Дадим одну цифру для размышлений: на данный момент в ВВС США нехватка лётчиков приближается к двум тысячам человек. Многовато!
Можно, конечно, предположить, что в России такой проблемы нет. Но если подобные цифры не оглашают публично, это не значит, что их не существует.
Девушки-курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова(КВВАУЛ)
Поэтому хорошо, что у нас наконец тоже озаботились подобными вопросами — на перспективу. Разбрасываться людьми, которые настолько хотят летать, что буквально ломятся снеправильным» полом в лётные училища — как минимум расточительно.
P. S. Если в комментариях не появятся заявления проженщины плохо переносят перегрузки», значит текст пропал зря. До предположения, что большинство из тех, кто это пишет, редко нагружает себя чем-то большим, нежели бутылка для кулера, опускаться не будем. Кроме того, если на транспортнике или бомбардировщике перегрузка скакнула за 6G, то что-то идёт не так. Также не будем вспоминать, что уже шестьдесят женщин летали в космос. И, воспользовавшись случаем, поздравим семикратную(больше всех!) чемпионку мира по высшему пилотажу Светлану Капанину, которой приходилось плохо переносить перегрузки за 10G.
Примеры
Бывают ли женщины-пилоты? Чтобы в этом не оставалось сомнений, приведем несколько примеров. Ольга Кирсанова – пилот, который уже на протяжении нескольких лет управляет авиалайнером. Ольга является одним из немногих специалистов женского пола, которые получили право управлять большими самолетами. Последние годы Ольга является пилотом авиалайнера, который весит более 100 тонн. Как утверждает сама пилотесса, каждый может получить место в кабине авиалайнера. Главное – иметь сильное желание и стремление этого достичь. Ольга признается, что ей пришлось упорно трудится и прилагать максимальные усилия, чтобы добиться права пилотировать самолет, но оно того стоило.
Еще одним ярким примером женщин в истории гражданской авиации является Мария Федорова. Этот специалист является сотрудником компании «Аэрофлот». Мария получила право управлять пассажирскими самолетами в 23 года. Это первая в мире девушка, которой удалось стать пилотом в столь раннем возрасте. В 23 года многие еще не умеют водить машину. А Мария уже успела освоить управление гигантскими авиалайнерами с более, чем 100 пассажирами на борту.
Мария Федорова, ставшая пилотом в 23 года
В период Первой и Второй мировых войн в ряды военных разрешили поступать не только мужчинам, но и девушкам. Результат удивил всех: многие девушки справлялись с поставленными задачами и проявляли такую смелость, которой могли позавидовать многие представители сильного пола. Девушки и женщины поднимались в небо на военных самолетах, которые были далеко не такими безопасными, как современные модели военных воздушных судов.
Первая женщина-пилот – Раймонде де Ларош. Она получила статус единственной девушки-пилота в 1910 году. Это была летчица из Франции. Во времена царского правления были женщины-пилоты в гражданской авиации России. На учебу, чтобы стать летчиками, поступало 80% мужчин и 20% женщин. В этот период княгиня Шаховская официально получила статус военной летчицы. Во время Второй мировой войны многие женщины, которые были допущены к управлению истребителями, стали героинями. Однако в те времена в гражданской авиации пилотами были только мужчины. Из-за этого у многих людей сформировался стереотип, согласно которому управлять авиалайнером могут только мужчины. Поэтому, когда перед взлетом объявляют имя пилота, и оно женское, многие испытывают шок. Аналогичную реакцию можно наблюдать у людей, которые узнали, что лучшим пилотом прошлого столетия стала женщина. Действительно, это звание было присвоено летчице Светлане Капаниной. И это в очередной раз доказывает, что женщины могут управлять авиалайнером ничуть не хуже мужчин.
Есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации? Конечно. Ольга Грачева, Мария Уваровская, Мария Федорова, Дарья Синичкина, Ларина Ермурзаева, Татьяна Казачкова – далеко не полный перечень. Многие из этих девушек годами добивались получения права управлять самолетом. Кто-то из женщин в российской гражданской авиации работает вторым пилотом, а некоторые девушки имеют статус управляющего воздушным судном. Всего в России имеют лицензию пилота около 400 женщин. В «Аэрофлоте» работает тринадцать девушек-пилотов. Трое из них имеют должности КВС. В частности, Мария Уваровская управляет самолетом Airbus A320. Для сравнения в США лицензию имеют более 25 000 женщин. Но только 800 из них могут управлять линейным самолетом.
В Европе и в США количество женщин, управляющих авиалайнерами или работающих вторыми пилотами, значительно больше, чем в России. Почему такая разница? Это объясняется тем, что после распада СССР в стране осталось немного возможностей для обучения на летчика. Далеко не каждая девушка могла позволить себе поступить в летное училище, после окончания которого придется потратить немалые деньги и много времени для получения практических навыков, которые необходимы, чтобы поступить в гражданскую авиацию.