СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Католицизм — одна из двух крупнейших конфессий Германии

Католические и протестантские религиозные общины Германии — самые многочисленные. Именно поэтому католицизм в этой стране считается одной из самых древнейших и крупнейших христианских конфессий.

29,9%
столько на 2007 год в Германии было католиков

По состоянию на 2007 год в рядах Католической церкви насчитывалось 24 170 745 прихожан, что соответствует 29,9 % населения. Работает 27 епархий (20 епархий и 7 архиепархий) Все диоцезы сгруппированы в семь церковных провинций.

Шильдик: церкви в Вайнгартене. Христианство доминирует в современной Германии. Фото: upload.wikimedia.org

Католическая церковь в Германии имеет статус публично-правовой корпорации. Это означает, что она имеет право взимать со своих прихожан церковный налог. Католическая церковь Германии называет его в качестве главной составляющей своего бюджета.

Что же касается истории католичества, то первые католические епархии на территории современной Германии возникли сразу после превращения христианства в государственную религию Римской Империи.

Среди них можно назвать: епархии Кёльна (провинция Германия II), Майнца, Вормса, Шпайера (провинция Германия I), Трира (провинция Белгика I) и Аугсбурга (Провинция Реция II).

29,9 %
столько жителей Гармании — католики

Аугсбургский религиозный мир (1555) и Вестфальский мир (1648) разделили страну на две зоны — католическую и лютеранскую.

В 1921 году между Ватиканом и Германией были установлены дипломатические отношения, через восемь лет дипломатические отношения были установлены между Ватиканом и Пруссией, в 1929 году между ними заключён конкордат.

После уничтожения войсками союзников в 1945 году фашисткой Германии, католические епископы Вармии и Бреслау перенесли свои кафедры в ФРГ, оставшиеся канонники назначили епархиальных администраторов, вошедшие в Конференцию католических епископов Польши.

Кёльнский собор. Кёльнский собор считается символом католичества в современной Германии. Фото: upload.wikimedia.org

После объединения ФРГ и ГДР в 1994 году апостольские администраторы Эрфурта, Магдебурга и Гёрлица были преобразованы в епархии.

Берлинская конференция католических епископов самораспустилась, епархия Берлина стала архиепархией совместно с епархиями Дрездена-Мейссена и Гёрлица образовали Церковную провинцию Берлина.

Апостостольская администратура Шверина была объединена с частью Епархии Оснабрюка в Архиепархию Гамбурга, образовавшую вместе с епархиями Оснабрюка и Хильдесхайма Митрополию Гамбурга.

В настоящее время католическая община Германии переживает не лучшие времена, так как испытывает на себе давление представителей других религиозных конфессий и, в первую очередь, ислама.

Иудаизм, буддизм и индуизм как мировые религии также представлены в Европе

Истоки

Современный немецкий этнос формировался много столетий. Участие в этом процессе принимали многочисленные германские племена, например:

  • Неметы;
  • Швабы;
  • Готы;
  • Алеманны;
  • Бавары;
  • Саксы;
  • Франки;
  • Маркоманы.

На территории Европы они появились в первые столетия нашей эры. К началу 5 в. племена освоили западные регионы континента, в том числе территорию современной Германии. Историки нашли достоверные доказательства того, что огромное влияние на генетическом уровне на образование этноса оказывали славянские племена. Скорей всего, это были вагры и ободриты (многие названия местностей в Восточной Германии являются славянскими).

Христианизация Германии

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи. В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации. В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения. Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Реформация религии и возникновение национальной церкви

Христианизация Германии

Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов. Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.

Литература и философия

Как и музыка, литературные и философские немецкие произведения стали классикой. Литература, созданная авторами из Германии, стала известна в Европе, еще во времена средневековья. Интересно, что это были сказки, написанные для детей. Каждый из нас в детстве читал сказки, созданные Якобом и Вильгельмом Гримами, но мало ли кто знает, что они были написаны в средние века. Произведения Гримов быстро покорили сердца читателей, поскольку рассказывали народные немецкие сказки простым и понятным языком. В них главными героями были персонажи, знакомые тогдашним взрослым и детям по рассказам бабушек и дедушек, которые пугали непослушных детей лесными персонажами, героями легенд и мифов.

Пик развития немецкой литературы пришелся на 19 в., который считается триумфальным для литературных произведений. О себе тогда заявили И. В. фон Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Под их влиянием стали творить классики немецкой литературы и философии – Г. Гессе, Т. Манн, Г. Бейлль, Б. Брехт, Э. Гофман.

Для классических литературных произведений характерно:

  • Пунктуальность.
  • Рассудительность.
  • Поднятие философских проблем.
  • Изображение особенностей национального характера немцев.

В 19 в. появилась и классическая философская школа, представителями которой были Шопенгауэр, Лейбниц, Ницше, Кант, Гегель. Они поднимали большинство философских проблем, связанные с существованием человека, материей, бытием, мировоззрением, местом человека в обществе и мире. Творения немцев-философов способствовали развитию различных направлений в философии. В начале 20 в. появились политическая, экономическая и социальная философия, которые продолжают и дальше развиваться под влиянием тенденций современной миры, технологий, Интернета.

Не последнюю роль в этом сыграли работы и деятельность выдающихся мыслителей Германии – Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Их произведениями пользовались и продолжают пользоваться лидеры коммунистической и социалистической идеологии.

Литература

  • Германцы, племя // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Энциклопедия «Народы и религии мира». — Москва, 1998 год.
  • История зарубежной литературы. — М., 1987.
  • Зайдениц Ш., Баркоу Б. Эти странные немцы = The Xenophobic Guide to the Germans. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2001. — 72 с. — ISBN 5-85044-302-9.
  • Немцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Томан И.Б. Праздничные встречи. Христианские праздники в немецких традициях, литературе и искусстве. М., 2006

Вероисповедание

Германия – это родина протестантский Реформации, однако из-за политической раздробленности Священной Римской империи в 16 веке многие территории остались верны римскому католицизму. В настоящее время 34% населения считают себя приверженцами евангелической (протестантской церкви), 34% – католиками. Многие немцы вообще не причисляют себя ни к какой вере.

Это особенно относится к жителям бывшей Восточной Германии, где в 1989 году количество прихожан евангелической церкви составляло менее 400 тысяч человек (при обще численности населения 16,5 миллионов), в католической же церкви было всего 921 тысяча прихожан. Начиная с 1990 года, евангелическая церковь потеряла еще больше верующих.

Евангелическая церковь – это единая протестантская церковь, которая соединяет в себе лютеран, реформаторских протестантов и представителей других религиозных течений. Реформаторские протестанты придерживаются кальвинизму, в то время как Организация Объединенных протестантов объединяет в своем вероучении лютеранство и кальвинизм.

Приверженцев других протестантских конфессий в Германии ничтожное количество. Большая часть католиков живет в Рейнских землях и в Южной Германии, а протестанты обитают в основном в северных и центральных районах страны.

В 1933 году насчитывалось более 500 тысяч евреев, которые проживали в пределах границ Германской империи. В период между 1933 и 1945 годами немецкие евреи, наряду с евреями стран Восточной Европы, пали жертвами антисемитской политики геноцида нацистов. По оценкам, в Германии в 1997 году проживало 67 тысяч человек еврейской национальности. Самые крупные еврейские общины находятся во Франкфурте-на-Майне и в Берлине.

В послевоенный период в Германию начали прибывать иммигранты из Северной Африки и Западной Азии. В 1987 году, по оценкам, насчитывалось 1700000 мусульман, живущих в Западной Германии.

Представители церкви

В немецком обществе с уважением относятся к протестантским и католическим пасторам и священникам. В местных общинах священники входят в группу местной знати, которая также включает в себя чиновников, бизнесменов и должностных лиц учебных заведений. Римскую католическую церковь олицетворяют представители местного уровня церковной иерархии.

Ритуалы и святые места Германии

От маленьких деревень до больших городов – местные церкви есть практически в каждом населенном пункте. Немецкие церкви представляют собой впечатляющие архитектурные сооружения. Католические области – Рейнская Бавария, Баден-Вюртемберг, как правило, усеяны храмами и часовнями.

Несмотря на начавшийся в 19 веке процесс секуляризации, церковь сохранила свое значение в жизни общества. В 1840-х годах сформировалось народное движение за завершение строительства Кёльнского собора, которое было начато еще в Средние века. При поддержке жителей Кёльна, католической церкви и прусского короля (который был протестантом), работа по строительству началось в 1842 году и закончилась в 1880 году.

Различные церемонии и фестивали, которые сопровождали процесс строительства, указывают, что Кёльнский собор служил не только в качестве церкви, но и национального памятника.

Национальное собрание 1848 года, на котором была принята Конституция объединенной Германии, прошло в Церкви Святого Павла во Франкфурте. (национальное и конституционное движение окончилось неудачей, когда прусский король отказался от императорской короны, которая была ему предложена представителями национального собрания). Одним из центров народного движения, который привел к падению ГДР, была церковь Святого Николя в Лейпциге.

С конца 19 века церкви и другие исторические здания Германия стали объектами программы Denkmalpflege – сохранения культурного наследия. Кладбища и военные мемориалы находятся где-то между святыми местами и историческими памятниками. Во всех населенных пунктах страны есть кладбища, на которые приходят родственники умерших во время специальных дат и праздников.

Повсеместно распространены военные мемориалы, посвященные Первой мировой войне. С памятниками Второй Мировой войне дело обстоит по-другому. Концентрационный лагерь Бухенвальд, расположенный возле Веймара, с начала 1950-х годов является памятником, посвященным жертвам нацистского режима. Смерть и жизнь после смерти

Немцы как политическое понятие

Немцы как этнос

Ислам — это четвертая по численности религия в Европе и самая быстрорастущая

Статистика

Согласно организационному, reportings основанный на проектированиях в 2008, у приблизительно 32 немцев на %-34% нет зарегистрированного религиозного наименования.

Христианство – крупнейшая религия в Германии, приблизительно с 52 миллионами сторонников (62,8%) в 2008, из которых 24,5 миллиона – протестанты (29,9%), принадлежащие EKD и 24,9 миллионам, католики (30,0%) в 2008, остаток принадлежат маленьким наименованиям (каждый (значительно) меньше чем 0,5% немецкого населения). Вторая по величине религия – ислам с приблизительно 3,8 4,3 миллионам сторонников (4.6 к 5,2%) сопровождаемый буддизмом и иудаизмом, обоими приблизительно с 200 000 сторонников (0,3%). У индуизма есть приблизительно 90 000 сторонников (0,1%) и сикхизма 75,000 (0,1%). У всех других религиозных общин в Германии есть меньше чем 50 000 (

Из этих примерно 4 миллионов мусульман большинство – сунниты и Alevites из Турции, но есть небольшое количество Шиитов и других наименований. 1,6% полного населения страны объявляет себя православными, сербами и греками, являющимися самым многочисленным. У Германии есть третье по величине еврейское население Европы (после Франции и Соединенного Королевства). В 2004 вдвое больше евреев из бывших советских республик поселилось в Германии как в Израиле, принеся полное еврейское население к больше чем 200 000, по сравнению с 30 000 до немецкого воссоединения. Большие города со значительным еврейским населением включают Берлин, Франкфурт и Мюнхен. Приблизительно 250 000 активных буддистов живут в Германии; 50% из них – азиатские иммигранты.

Согласно Опросу Евробарометра 2010, 45% немецких граждан согласились с заявлением, «Я полагаю, что есть Бог», тогда как 25% согласились с, «Я полагаю, что есть своего рода дух или жизненная сила», и 27% сказали, что «Я не полагаю, что есть любой вид духа, бога или жизненной силы». Согласно новому опросу 2012 года, выпущенному WIN-Gallup International, 51% немецких граждан сказал, что они религиозные, 33% сказали не, что религиозный, 15%-й сказанный атеист, и 1% не дал ответа.

Перепись 2011 года

Согласно переписи 2011 года:

  • Римско-католическая церковь: 24,740,380 или 30,8% немецкого населения;
  • Евангелическая церковь: 24,328,100 или 30,3% немецкого населения;
  • Другой, атеист или не определенный: 31,151,210 или 38,8% немецкого населения.

File:Evangelisch Zensus 2011.png|Evangelical население согласно переписи 2011 года

File:Katholisch Zensus 2011.png|Catholic население согласно переписи 2011 года

File:Konfessionslos Zensus 2011.png|Non-религиозное население согласно переписи 2011 года (включая другие религии и не определенный)

File:Konfessionen Deutschland Zensus 2011.png|Pre-доминирующая религиозная группа согласно переписи 2011, католики доминирующие (Т.е. большинство на юге и западе, Нерелигиозные (включая другие религии и не определенные) доминируют на востоке и больших городах, протестантах в остатке от Германии)

Этимология слова

См. также: Deutsch (этимология слова)

Праславянское слово *němьсь «чужестранец» образовано от *němъ «немой, неспособный говорить на понятном языке». В более широком смысле слово обозначало всех иностранцев, говорящих «непонятно», в том числе и другие германские народы: шведов, датчан и другие. Такая трактовка встречается в новгородских летописях, где норвежцы назывались «каинскими немцами». В актах археографической экспедиции за 1588 год этноним «немец» распространяется на англичан, шотландцев, брабантцев, венецианцев, голландцев, пруссов и другие народы Европы. Корень используется во многих славянских языках для обозначения государства немцев, названия их народа и языка: немец/немски — в болгарском, німецька/нiмець — в украинском, nemecký/nemčina — в словацком, и т. д. Одна из теорий происхождения такого названия указывает на германское племя неметов.

В византийских источниках обозначение жителей Баварии (и, шире, Германии) словом «немиции» фиксируется с X в. (трактат De cerimoniis). По-видимому, это древнейшее упоминание этнонима.

Немецкое же слово Deutsche происходит от древневерхненемецкого слова diutisc (от diot, что значит «народ»), которое использовалось в словосочетании «народный язык», как называли немецкий язык. Слово ein diutscher в смысле одного представителя немецкого народа появилось в средневерхненемецком языке во второй половине XII века. Корень закрепился во многих современных германских и некоторых языках Юго-Восточной Азии: в африкаанс (Duitsland, Duits), фарерском (Týskland, Týskt), датском (Tyskland, tysk), нидерландском (Duitsland, Duits), шведском (Tyskland, tysk(a)), японском (ドイツ, ドイツ人 или ドイツ語), корейском (독일, 독일인 или 독일사람) и других.

В других языках распространены иные корни. Латинский корень german употребляется для обозначения немцев и немецкого языка в английском (Germany, German), индонезийском (Jerman, Jerman), румынском (Germania, germana) и в других языках. В русском языке корень употребляется только в названии страны (Германия), тогда как название языка и определение «немецкий» образованы от славянского «ньмьць». В других языках используются корни от названия германского народа алеманнов. В большинстве своём это романские языки: французский (allemand), португальский (alemão), испанский (alemán) и другие. Этот же корень существует в арабском (almāniyy — الألمانية), казахском (алман), турецком языке (Alman), азербайджанском языке (Alman) и татарском языке (Алман, Alman). Менее распространённые корни этнонима, которые происходят от названий других германских племён: saksa — от племени саксов (в эстонском языке), bawerski — от племени баваров (в лужицких языках).

Также следует отметить, что восточными славянами и балтами для обозначения конкретно германцев использовался термин «тевтоны», ведущий от латинского названия германских племён «Teutoni» упоминаемых вместе с кимврами. Он же дал название Тевтонскому Ордену (официальное — «Тевтонской братии церкви Святой Марии Иерусалимской»), это не самоназвание, так называли лишь жители Великого княжества Литовского, Польши и племена балтов.

В настоящее время мусульмане признаны влиятельной религиозной группой в Германии

Немного статистики

Большинство православных в Европе проживают в Восточной Европе

Православие в Хорватии, в основном, исповедуют сербы

Зачем нужна религия

Какая вера у хорватов популярна кроме католичества можно понять, изучая этнографическую карту страны. Дело в том, что большинство хорватов — это католики, а сербы, в основном, православные.

В настоящее время на территории Республики представлены: Сербская православная церковь, Болгарская православная церковь и Македонская православная церковь, которые официально признаны государством.

По данным переписи 2011 года число православных в Хорватии равнялось 190 143 человек, что составляет 4,44 % населения страны.

Сербский Преображенский собор в Загребе. Большинство православных в Хорватии — сербы. Фото: upload.wikimedia.org

Православные хорватские сербы канонически входят в Загребско-Люблянскую митрополию и три иные епархии Сербской православной церкви. На территории Хорватии существует ряд православных монастырей, которые были построены ещё в Средние века.

Наиболее известные среди них: Монастырь Драгович, Монастырь Крка, Монастырь Крупа, Монастырь Лепавина и Монастырь Гомирье.

190 143
столько человек в стране — православные

Во время гражданской войны в Югославии и Сербо-хорватского конфликта многие сербские православные в Хорватии были разрушены. Часть из них хорватские власти восстановили при помощи сербской диаспоры. В целом положение православных в Хорватии остается достаточно сложным.

Эмблема Македонской православной церкви. В Хорватии присутствуют представители нескольких поместных православных церквей. Фото: upload.wikimedia.org

Стоит отметить, что в Республике Хорватия активны и представители неканонического православия. Ряд православных общин Хорватии относятся к неканоническим национальным православным автокефалиям. Македонская православная церковь имеет в стране 4 прихода, по одному приходу у Черногорской православной церкви и возродившейся Хорватской православной церкви.

Кроме того, здесь также живут и представители старостильных православных церквей. Это так называемые матфеиты-кирикиты из Истинно-православной церкви Греции (последователи митрополита Кирика).

Религия фашистской Германии

Культы, секты, религиозные движения

Тест

1. Что в переводе с латинского означает религия?

  • благочестие (святыня)*;
  • магия;
  • подчинение.

2. Что такое мировая религия?

  • религия, распространенная на всех континентах*;
  • религия, объединяющая людей по национальному признаку;
  • религия для высших слоев общества.

3. Период возникновения христианства.

  • 7 в. н. э.;
  • 5 в. до н. э.;
  • 1 в. н. э.*

4. Какая из этих религий является ответвлением христианства?

  • буддизм;
  • конфуцианство;
  • православие*.

5. Кто является главой католической церкви?

  • патриарх;
  • Папа Римский*;
  • епископ.

6. Источник веры мусульман.

  • Библия;
  • Коран*;
  • Ветхий Завет.

7. Родоначальник протестантского движения.

  • Мартин Лютер*;
  • князь Владимир;
  • Бонифаций.  Хорда читайте в нашей статье.

Еврейская община в Хорватии относительно малочисленна

Данные археологических раскопок говорят о том, что евреи жили на территории современной Хорватии уже во 2 – 3 веках. В 14 – 15 вв., когда основная часть страны находилась под властью венгерских королей, в Загребе, жили еврейские семьи, однако уже в 1456 г. последовало их изгнание.

В 1526 г., когда хорватская знать признала Фердинанда Австрийского своим сюзереном, евреям было запрещено приезжать в Хорватию.

Загребская Синагога. Фотография 1906 года.  Снесена в 1942 году в рамках гонений на евреев, организованных властями Хорватии, поддерживающих фашистскую Германию

В 1782 — 89 гг. император Иосиф II издал серию «указов о веротерпимости», отменявших многие антиеврейские ограничения. В результате последователям иудаизма было разрешено находиться в Хорватии.

Постановление об окончательной эмансипации хорватского еврейства собор принял лишь в октябре 1873 года. Хорватские националисты-усташи во время Второй мировой войны активно поддерживали гитлеровскую политику.

1500
столько евреев жили в стране на 1991 год

Их вождь А. Павелич осуществлял геноцид еврейского населения. Возрождение еврейской общины в Хорватии началось с обретением Республикой независимости в 1990-х годах. На 1991 год в стране проживало примерно 1500 евреев. В наше время из-за иммиграции в Израиль и гражданской войны в бывшей Югославии их число значительно уменьшилось.

Ислам

Ислам – крупнейшая нехристианская религия в стране. Большинство мусульман в Германии имеет турецкое происхождение (63,2%), сопровождаемые теми из Пакистана, стран бывшей Югославии, арабских стран, Ирана и Афганистана. С 2006, согласно американскому Госдепартаменту, приблизительно 3,2 миллиона мусульман живут в Германии. Это число включает различные наименования ислама, такие как суннит, шиит, Ahmadiyya и Alevites. Исследования также показали, что несколько тысяч немцев ежегодно преобразовывают в ислам.

Мусульмане сначала приехали в Германию как часть дипломатических, военных и экономических отношений между Германией и Османской империей в 18-м веке. Во время Первой мировой войны приблизительно 15 000 мусульманских военнопленных были интернированы в Берлине. Первая мечеть была установлена в Берлине в 1915 для этих заключенных, хотя это было закрыто в 1930. После того, как западногерманское правительство пригласило иностранных рабочих в 1961, мусульманское население непрерывно поднималось.

  • Общее количество: 3,6 миллиона (4%), из которых 1 миллион (1,1%) имеет немецкое гражданство.
  • Суннит 2,5 М
  • Шииты 225 000
  • Ахмадия 50 000
  • Исмаилит 12 000
  • Суфий 10 000

Быт и культура

Национальные традиции и обычаи

Религиозный состав

Расселение в мире

Этимология слова

Родина протестантизма — Западная Европа

Протестантизм возник в Западной Европе в XVI веке. Это третья по количеству верующих христианская деноминация на европейском континенте. На сегодняшний день насчитывается несколько тысяч протестантских деноминаций.

Это затрудняет подсчёт количества протестантов в Европе. Количественный состав некоторых протестантских общин не превышает 1 тыс человек.

Среди наиболее крупных можно назвать такие религиозные объединения как: Церковь Англии, которая объединяет последователей англиканской церкви, пуритане, сторонники учения Лютера, которых объединяет Лютеранская церковь.

Кафедральный собор Базеля. Европа — родина протестантизма. Фото: freecity.lv

Отдельно стоит отметить такое религиозное объединение как Евангелическая церковь в Германии. Она объединяет реформаторскую церковь и лютеранские общины в Германии. Кроме того в Европе также действуют адвентисты седьмого дня, представители Свободной Церкви и Армии Спасения, Церковь Шотландии и т.д.

Большинство верующих протестантов являются приверженцами лютеранства, англиканства, кальвинизма, при этом в Европе действуют также и мелкие религиозные группы, называющие себя протестантами. Количество их последователей в разных странах не превышает 2 тыс человек.

34 млн
столько протестантов проживает в Великобритании, это самое большое число протестантов в Европе

Самыми населенными протестантскими странами Европы на данный момент являются Великобритания, где исповедуется англиканство, главой которого является английский монарх (34 миллиона), а также Германия, где протестантские деноминации наиболее разнообразны (23 миллиона).

К протестантам причисляет себя треть швейцарцев, пятая часть голландцев, более 80% населения Скандинавских стран и Финляндии. Более миллиона протестантов живет во Франции, Венгрии и Румынии. В исторически лютеранских Эстонии и Латвии лютеранином себя считают только каждый пятый, а христианином в Эстонии 40%, а в Латвии чуть более 50% населения страны.

Вероисповедание в Германии – личное дело каждого

Вероисповедание в Германии имеет географический признак. Христианские церкви католиков и евангелистов, поровну делящие две трети верующих на западе Германии, уступают атеизму на востоке Германии. Вероисповедание в Германии меняется и по направлению с юга, традиционно относящего себя к католицизму, на север – где большинство получают евангелисты-протестанты. Вероисповедание в Германии остальных жителей достаточно пестрое: иудеи, православные, баптисты и мусульмане – среди них большинство иммигрантов, имеющих вид на жительство, бывших жителей Турции и арабских стран.

Вера в Германии сейчас находится в стадии испытаний и потрясений. Несмотря на большое количество церквей, жители Германии посещают их от случая к случаю, особенно в больших городах. Многие религиозные обряды становятся необязательными или превращаются в народные обычаи. Впрочем, это повсеместный процесс, имеющий место не только в Германии. Во многом на вероисповедание в Германии оказывает влияние экономика, точнее, финансы. Дело в том, что регистрационные документы жителя Германии включают в себя пункт религиозной принадлежности. Указавшие религию, выплачивают часть подоходного налога на нужды церкви, для содержания благотворительных учреждений и на социальные программы. Многие жители, отказываясь от религиозной принадлежности, тем самым лишают церкви доходов.

При
абсолютной доминанте в местной немецкой
среде лютеранства, течения евангельских
христиан, в том числе баптистов, мы не
исключаем принадлежности части немецкой
общины региона к католической церкви.
Нам не удалось выявить соответствующие
опубликованные и архивные документы.
Поэтому пока основным источником
информации по этому сюжету являются
«свидетели века» – уроженцы и жители
региона в рассматриваемый период.

Нами
собран блок предметной информации в
Лельчицком районе, где, как отмечалось,
и в досоветский период, и в 20-30-е гг. в
немецкой среде сильные позиции занимало
баптистское течение. Полученные данные
свидетельствуют, что часть немцев в
этом микрорегионе были католиками.

Так,
А.Ф.Рихтер при опросе в 2002 г. отметил,
что немцы в д. Средние Печи были католиками,
собирались отдельно в специальном доме
и молились там. Признавали они и
православие. Праздновали как католические,
так и православные праздники. При общении
в октябре 2004 г. он изложил другую версию:
«Былі
праваслаўныя».
Кладбище
было совместное, отличий в похоронах
не было. «Так
як і ў нас…».
Данная путаница, очевидно, связана не
только с особенностями памяти, но и с
размытостью этнической самоидентификации
респондента. С его слов, он – сын немца
и полячки, сам – «поляк».

По
информации других местных старожилов,
немцы д. Ветвица были католиками, ходили
молиться в костел в Лельчицы. Аналогичная
ситуация подается и применительно к д.
Дубницкое. При этом респондент добавляет,
что немцы и поляки праздновали католические
праздники, остальное население –
православные.

Смешанное
восприятие и понимание религиозной
жизни довоенных немцев предстает в
воспоминаниях жителей д. Дубравки. С
одной стороны, немцы были католиками,
посещали костел в Лельчицах. И вместе
с тем, отмечается, что при крещении
взрослые немцы «бросались в воду». В
доме у Гинса собирались и молились.

Аналогичны
свидетельства и других местных жителей.С
их слов, в д. Дубравки немцы принимали
крещение следующим образом. Бросали
друг друга в озеро и кто больше находился
под водой, тот был более достойным. Немцы
собирались отдельно от остального
населения в специально отведенном для
молитв доме и молились там. Божественные
песни сопровождались звуками гармони.
И вместе с тем респонденты заявляют,
что по вероисповеданию эти немцы были
католиками.
Анализируя данные материалы необходимо
отметить искусственное смешение
респондентами в единый религиозный
анклав местных немцев – евангельских
христиан и католиков.

Комментировать
0