fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Убийство Абу Джихада

В последние годы жизни на Абу Джихада были совершены три неудачных покушения. Израильская разведка обладала полной информацией о его местонахождении. План ликвидации, по некоторым данным, отрабатывался на подробном макете его виллы в 20 километрах от Туниса.

15 апреля 1988 года трое неизвестных под фиктивными именами арендовали в Тунисе два легковых автомобиля и микроавтобус. В субботу, 16 апреля, поздним вечером в эти машины пересели высадившиеся с моря израильские спецназовцы. В половине первого ночи в Сиди бу Саид (пригороде Туниса, где находились дома и виллы многих палестинцев) и местном полицейском участке была отключена телефонная связь. После получения подтверждения, что Абу Джихад в доме, его вилла была окружена, и в 1:30 ночи начался штурм. В нападении участвовали 7 мужчин и женщина, одетые в форму тунисского спецподразделения.

Сначала были убиты трое телохранителей Абу Джихада. Ворвавшись внутрь виллы, спецназовцы обнаружили её хозяина с пистолетом в руке и Умм-Джихад с детьми. Абу Джихад был расстрелян в упор, при этом нападавшие не тронули его семью. По некоторым данным, в теле убитого позже были обнаружены свыше 70 пулевых ранений. На стрельбу и крики Умм-Джихад никто из соседей не отозвался. Нападавшие покинули виллу через пять минут после начала штурма, захватив с собой бумаги, над которыми работал Абу Джихад, и ушли морем, бросив на берегу арендованные машины.

Государственный департамент США осудил это убийство. Израиль встретил сообщение о его смерти словами восхищения по поводу организации убийства, но официально отверг обвинения в причастности к нему. Израильский премьер-министр Ицхак Шамир заявил, что о происшедшем узнал из сообщения по радио. Израиль официально признал свою причастность к убийству только в 2012 году.

Брачный джихад

В Сирии появилось новое понятие – «брачный джихад». Что это значит? Девушек направляют «служить» невестами в места боевых действий. Такие поступки спровоцировали на территории страны случаи изнасилования молодых женщин боевиками. Религиозные представители некоторых арабских государств одобряют подобное явление, полагая, что после этого в Сирии возникнет исламское религиозное государство. И хотя многие опровергают слухи о «брачном джихаде», нашлись свидетельницы, которые пострадали от насильственных действий солдат. Кроме того, в некоторых мусульманских странах, в частности в Египте, Сирии, существует понятие «сексуальный джихад». Он означает, что женщина должна оказывать интимные услуги мужчинам, тем самым «поощряя» их борьбу. Некоторые мусульманки утверждают, что такие действия их призывает совершать религия. Таким образом они могут показать свою причастность к джихаду – «священной войне».

Цели

По мнению историка ислама Даниэля Пайпса, «целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные и исламские апологеты утверждают, что, согласно идеологии джихада, разрешается вести только защитные военные действия или что джихад является всецело ненасильственным движением».

Джихад в исламизме

Основные статьи: Исламизм и Исламистский терроризм

Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации «Братья-мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с врагами ислама.

Российский политолог И. И. Хохлов пишет, что тенденции в деятельности исламистских экстремистов следует считать «глобальным джихадом»

По его мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами». Аналогичного мнения о связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм, полагающий, что это борьба за реисламизацию мира.

Как считает исполнительный директор Института международной политики по борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на две части – «мир войны» и «мир ислама». Их целью является всемирная террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности — глобальный джихад.

В 2014 году Совет безопасности ООН в связи с деятельностью международной террористической организации «Исламское государство» принял резолюцию № 2170 о борьбе с джихадизмом, являющимся важнейшим источником международного терроризма

Виды джихада

Арабское слово джиха̄д означает «усердие», «борьба». В широком смысле джихад — постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Под джихадом подразуме­ва­ют­ся любые усилия, предпринимаемые во имя религии и соответствующие духовной практике про­ро­ка Мухаммада ﷺ. Как сообщается в одном из хадисов, джихад — это основа и вершина ис­ла­ма. Наивыс­шей формой джихада считается борьба с собственными страстями, воспитание ду­ши и донесение истины до человечества. В самом Ко­ране разъяснение коранических знаний названо «великим джихадом» .

В узком смысле джихад — это священная война для защиты родной земли от агрессора, целостности государства и восстановления справедливости. Ислам — религия мира и согласия, призывающая разрешать любые конфликты мирным путём: Мирное решение — лучше . Во многих аятах Корана прощение обидчика описывается как добродетель. Более того, мусульманам предписывается отвечать на зло добром, ибо искоренить зло можно только любовью и великодушием. Но если страна, в которой проживают мусуль­ма­не, подвергается агрессии, если проливается кровь невинных граждан, женщин, стариков и детей, то остановить насилие можно то­ль­ко с оружием в руках. В таких случаях Аллах в Коране приказывает верующим встать на защиту Отечества и дать оккупантам достой­ный от­пор: Если кто посягнул на вас, то и вы посягните на него, подобно тому, как он посягнул на вас .

В исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада:

  1. Джихад против своих пороков. Индивидуальная борьба против пороков — самая сложная форма джихада, так как не поборов греховные страсти и духовные пороки, человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. В одном из хадисов гово­рит­ся, что пророк Мухаммад ﷺ, вернувшись из похода на Табук, сказал: «Мы вер­нулись с малого джихада, чтобы при­сту­пить к джихаду великому», т. е. назвал военный поход «малым джихадом», а борьбу с по­роками — «великим джиха­дом». В дру­гом хадисе он сказал: «Настоящий муджахид тот, кто ведёт борьбу со своими поро­ка­ми».
  2. Джихад своими познаниями. Изучение наук, эрудиция, учёность и использование этого для проповеди ислама обеспечивают совершенствование личности и противопоставляются невежеству, что расценивается как джихад: Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор наилучшими средствами .
  3. Джихад материальными средствами. Необходим в силу того, что многие проблемы в этом мире можно решить при помощи де­нег, имущества, недвижимости. Истинные мусульмане не должны жалеть средств, данных им Аллахом, для развития мусуль­ман­ского общества. Об этом виде джихад говорится во многих аятах Корана (например 8:72).
  4. Джихад на поле боя. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии обяза­тельно (фард̣) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, назы­ва­ются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане назы­ва­ются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в Рай. Живые участники войн называ­ют­ся газиями.

Таким образом, джихад — это и борьба со своими страстями, и устранение социальной несправедливости, и постоянное усердие в распространении религии Аллаха, и наконец ведение войны с агрессорами во имя Аллаха.

Виды джихада

Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.

Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».

Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.

Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоким развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.

Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.

Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад. К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.

То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.

Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.

Происхождение

На современном Стандартном арабском языке термин джихад использован для борьбы по причинам, и религиозным и светским. Словарь Ханса Вехра современного Письменного арабского языка определяет термин в качестве «борьбы, сражения; джихад, священная война (против неверных, как религиозный долг)». Тем не менее, это обычно используется в религиозном смысле, и его начало прослежено до Корана и слов и действий Мухаммеда. В Коране и в более позднем мусульманском использовании, джихад обычно сопровождается выражением fi sabil illah, «в пути Бога». Это иногда используется без религиозной коннотации со значением, подобным английскому слову «крестовый поход» (как в «крестовом походе против наркотиков»).

Использование Quranic и арабские формы

Джихад появляется в 164 стихах в Коране и 199 раз в стандартной коллекции хадиса, Bukhari.

Для множественной формы или для участников джихада, используется «компонент сложного слова» «JAHD» (جاهد) арабского языка, и префиксы и суффиксы добавили: например,

mu (тот, кто) + jahid (джихад) + een (множественное число) = моджахеды ().

В контексте Корана слово происходит 164 раза и большую часть времени подразумевается или термин, Qital (борьба) используется. «Джихад» как точная форма «JHAD» (جهاد) появляется только дважды в Коране (Коран 60:1 и 9:24). (Использование в сюра 60 ayat 1 (60:1), находятся позже в Коране, но фактически показали ранее. Это из пятой Главы, показанной в Медине, когда Мухаммед начал серию набегов автоприцепа в 623 CE. Сюра 9 ayat 24 Корана (9:24) была показана к концу жизни Мухаммеда.) Контекст Корана объяснен хадисом (обучение, дела и высказывания исламского пророка Мухаммеда). Из этих 199 ссылок на джихад в, возможно, самой стандартной коллекции хадиса — Bukhari — все предполагают, что тот джихад означает войну.

Согласно Джонатон Берки, джихад в Коране был первоначально предназначен для соседних соседей мусульман, но поскольку время прошло, и больше врагов возникло, заявления Quranic, поддерживающие джихад, были обновлены для новых противников. Это поощряет использование джихада против немусульман.

Хадис

Контекст Корана объяснен хадисом (обучение, дела и высказывания исламского пророка Мухаммеда). Из этих 199 ссылок на джихад в, возможно, самой стандартной коллекции хадиса — Bukhari — все предполагают, что тот джихад означает войну.

Среди высказывания, о котором сообщают, относительно исламского пророка Мухаммеда, включающего джихад,

и

Ибн Нухаас также процитировал хадис от Муснада Ахмада ибн Ханбала, где Мухаммед заявляет, что самый высокий вид джихада, «Человек, который убит, проливая последнюю из его крови». (Ахмед 4/144)

Было также сообщено, что Мухаммед полагал, что выступающий хадж был лучшим джихадом для мусульманских женщин.

Взаимосвязь между формами джихада

Сравнивая виды джихада друг с другом, можно увидеть их сопряженность между собой, взаимозависимость. И если столпы ислама являются основой религии, то без джихада сердца, направленного на внутреннюю веру человека, попросту невозможно совершение каких-либо других его форм. Только после того как сформированы духовный мир мусульманина и его личность, верующий человек может проповедовать словом, исполнять закон или вести борьбу с врагами ислама. Без веры все это не имело бы смысла.

Здесь можно привести в пример пророка Мухаммеда, пережившего становление своей личности как человека, призванного к особому служению. Затем он несколько лет тайно проповедовал, результатом чего стало заложение основ будущего мусульманского общества – и только после этого он смог открыто начать возвещение божественной воли. Все то, что он создал, было необходимо сохранить. Для этого и нужен шариат – свод правил, с помощью которого можно было бы регулировать отношения мусульман друг с другом. В конечном счёте появляется надобность обеспечивать целостность мусульманской уммы и защищать ее от внешних врагов.

Очевидно, что понятие джихада имеет свое историческое развитие и сегодня представляет собой достаточно сложную систему.

Джихад женщин[править]

«Я спросила (у пророка): «О посланник Аллаха, возложен ли на женщин джихад?» Он ответил: «Да, на них возложен джихад, в котором нет сражения – это хадж и умра».

  — Аиша бинт Абу Бакр

Нам не нравится то, что женщина участвует в сражении вместе с мужчинами, потому что у женщин нет соответствующих физических способностей для сражения, как сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Это не боец», указывая на тело погибшей женщины.
И во время сражения аврат женщины может раскрыться, что может обрадовать мушриков и может стать причиной для увеличения их надежд на победу над мусульманами, и они могут подумать, что мусульмане настолько слабы, что используют женщин в сражении, они могут сказать: «Для сражения с нами им нужны женщины». Поэтому, этого следует избегать. Не рекомендуется женщинам участвовать в непосредственном сражении. Но если у мусульман нет выбора и они вынуждены пойти на это, то подобное разрешено, даже, более того, это обязательно, так как необходимо использовать все средства для победы над неверными.

  — аль-Сархаси

Женщины семейства Халида ибн аль-Валида и женщины сахабов, подвернув рукава, приносили воду муджахидам и читали вдохновляющие стихи во время сражения с византийцами.

  — Абдуллах ибн Карата аль-Азди

Женщинам не дозволено (участвовать в джихаде), потому что они являются источником соблазна, и не способны квалифицированно сражаться, потому что они изначальны слабы и робки, и потому что нет гарантий, что враг не захватит их, и будет относиться к ним, как положено. Некоторые из ученых сказали: «Кроме жен правителя или командующего, которые могут присутствовать для выполнения его нужд, потому что так поступал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует); или это могут быть пожилые женщины в случае нужды, как, например, обеспечение водой воинов и лечение их ран, потому что аль Рубаййи бин Муавиз сказала: «Мы выходили на сражение вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), принося воду и ухаживая за ними, перенося раненных и убитых в Мадину.

  — Бухути

Но во времена всеобщей мобилизации, как, например, вторжение врага на землю мусульман, (сражение) становится обязательным (фардайн) для каждого мусульманина, который способен сражаться, потому что Аллах сказал: «Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». Сказано, что этот аят был ниспослан в отношении всеобщей мобилизации. И Аллах также сказал: «Не следовало жителям Медины и бедуинам из окрестностей оставаться позади Посланника Аллаха и отдавать предпочтение собственным жизням перед его жизнью. Это — потому, что жажда, усталость и голод, постигающие их на пути Аллаха, и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела. Воистину, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро».

  — аль-Касани аль-Ханафи

Различные точки зрения историков на понятие «джихад»

Существуют различные взгляды мыслителей и политологов на то, что же такое джихад. На сегодняшний день выделяются следующие точки зрения:

  • Идеолог Кутб уверен, что джихад это не что иное, как противоборства с теми, кто против ислама.
  • Известный русский политолог Хохлов относит джихад к глобальной проблеме экстремизма. Он уверен в том, что если когда-то давно любая борьба была основана на свержении правящего режима в стране, государстве, регионе, то теперь это явная война джихада с США и странами ЕС.
  • Доктор Боаз Гонар относится к числу тех, кто считает, что глобальный джихад – это, прежде всего организация, чья деятельность направлена на порабощение мира и навязывания ценностей, которые ею исповедуются. Кроме всего, прочего джихад не принимает возражения и рассматривает чужие интересы.

Ранние годы

Родился в подмандатной Палестине в городе Рамле в 1935 году в семье владельца пекарни. В 1948 году после захвата Рамлы израильскими войсками его семья, вместе с тысячами других жителей города, была изгнана и осела в лагере беженцев Эль-Бурейдж в секторе Газа.

Обучался в средней школе, финансируемой БАПОР, и закончил её с отличием, после чего поступил в Александрийский университет. Одновременно с учёбой в университете проходил военную подготовку в Каире.

Ещё во время учёбы в школе начал организовывать отряды федаев, нападавших на израильские пограничные посты. Вступил в запрещённую в Египте организацию «Братья-мусульмане», за что попал на некоторое время в тюрьму. В египетской тюрьме начал изучать иврит и историю сионизма. В 1957 году снова был арестован за вылазки на израильскую территорию и выслан в Саудовскую Аравию, где нашёл работу в качестве учителя. В 1959 году перебрался в Кувейт, где занимался преподавательской работой до 1963 года.

История

Первый руководитель организации — выпускник Каирского университета Мохаммед Абдоссалям Фарадж. Организация признавала своим духовным наставником знаменитого «слепого шейха» Омара Абдель Рахмана.

В последующем группировка раскололась на две организации:

  • Группа «Новый джихад» во главе с Аббуд аль-Зумаром, в большей степени сохраняет оригинальные принципы;
  • «Авангард реконкисты» во главе с доктором Айманом аз-Завахири

В июне 2001 группировка аз-Завахири заявила о своем присоединении к «Аль-Каиде» Усамы бен Ладена, после чего аз-Завахири стал вторым лицом в «Аль-Каиде».

Располагала силами в несколько сотен боевиков.

Правила ведения войны в Исламе

Правила ведения войны в Исламе имеет несколько принципов:

  • Военная необходимость — применение силы возможно только в том случае, когда нет альтернативного решения.
  • Различие сторон — когда объявили джихад, сила не должна применяться к мирному населению.
  • Пропорциональность — наносить разрушение пропорциональные полученным.
  • Гуманность — амнистия все пленным и уважение к погибшим.

Также существуют запреты, которыми пренебрегают террористические организации, например, ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра.

Джихадом запрещено:

  • убивать детей, женщин и стариков;
  • использовать детей в военных конфликтах;
  • убивать священников;
  • разрушать любые храмы;
  • глумление над телами погибших;
  • использование пыток с применением огня;
  • уничтожение и пытки пленных;
  • уничтожение животных и деревьев.

Террористы ИГИЛ, объявившие джихад против России

Данные запреты для джихадистов были созданы мусульманскими пророками, и их нарушение влечет за собой вопрос: «точно ли на Ближнем Востоке воюют мусульмане?»

История джихада

История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).

Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.

Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, — это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.

Во время Первой мировой войны джихад России и остальным странам Антанты объявила Турция. Впрочем, этот призыв не слишком подействовал на мусульман, которые массово участвовали в восстаниях против Османской империи.

Во время следующей мировой войны джихад нацистской Германии объявили мусульмане СССР.

Джихад был объявлен СССР после вторжения в Афганистан. Первый джихад современной России был объявлен после начала войны в Чечне. Последний раз он был объявлен в конце прошлого года террористической группировкой ИГИЛ, после начала российских бомбардировок Сирии.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Как Таджуддин раздавал свои должности

К концу нулевых открытая конфронтация Таджуддина и Гайнутдина зашла в скрытую фазу. И глава ЦДУМ стал призывать консолидироваться мусульманским лидерам и создать единую структуру. В декабре 2009 года он объявил, что готов уйти на пенсию, а свой пост уступить более молодому Равилю хазрату. Более того, дабы показать всю серьезность своих намерений, он пригласил в Уфу представителей СМР и Координационного центра мусульман Северного Кавказа. На встрече также присутствовал тогдашний кремлевский куратор по религиозным вопросам Алексей Гришин. Там был и будущий корреспондент «Реального времени», единственный журналист.

Таджуддин показал схему предполагаемого единого мусульманского центра, которая оказалась в форме шестиконечной звезды, чем уже удивил гостей из Москвы и с Кавказа. Каждый луч символизировал определенную сторону будущей структуры: верховный муфтий, общественный совет, совет улемов, председатель ЦДУМ, главный казый и совет аксакалов. В центре звезды он написал «шейхуль-ислам». Верховным муфтием он предложил назначить Равиля Гайнутдина, председателем ЦДУМ — Гусмана Исхакова (на тот момент — муфтий Татарстана), а главным казыем — Исмаила Бердиева (председатель КЦМСК). Когда журналист поинтересовался у Таджуддина, какую роль он отводит себе, то получил ответ: «Шейх-уль-ислам».

Фото Тимура Рахматуллина

После этого несколько раз собирались рабочие группы по объединению, обсуждались варианты. Но, как видим, объединения не произошло, а число муфтиев только выросло.

В 2012 году он предложил Минтимеру Шаймиеву должность председателя ЦДУМ России. Однако первый президент Татарстана отказался от такого поста.

Через 3 года, в декабре 2015-го, во время торжеств к дню рождения пророка Мухаммада (Мавлид) Таджуддин озадачил председателя ДУМ Республики Татарстан Камиля Самигуллина, объявив, что назначает последнего «баш муфтием» (верховным муфтием). Нашему корреспонденту он сообщил, что председателем ЦДУМ хочет поставить своего сына Мухаммада хазрата (возглавляет региональное ДУМ в Башкортостане). Татарстанский муфтий от такого щедрого подарка от старшего коллеги отказался.

Далеко не все понимают его юмор. Сам же верховный муфтий на вопрос, когда его слова и поступки серьезны, а когда он хохмит, ответил: «Если делаю какую-то шутку, в это время я не в чалме».

Использование термина

Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:

Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда:«Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».

Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности выделяют следующие:

  • Джихад на поле боя («джихад руки»). Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
  • Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»). Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
  • Военный джихад (газават) («джихад меча»). Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
  • Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого.
  • Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
  • Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.

Анализ текстов принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна), много писавшего о джихаде показывает, что в 97% случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3% — о внутренней борьбе за нравственную чистоту.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие “джихад” не обязательно должно нести агрессивный или негативный смысл. Все гораздо сложнее. Даже флаг джихада, как бы угрожающе он ни выглядел, является всего лишь надписью на черном фоне (иногда на зеленом), гласящей «нет бога, кроме Аллаха». Меч, изображающийся на этом знамени, символизирует борьбу, которая, как уже не раз говорилось, не всегда может вестись путем применения реальной военной силы.

Радикальные исламисты, использующие термин “джихад” для обозначения своих действий, которые, к сожалению, иногда сопряжены с кровью и смертью, попросту манипулируют значением этого слова, истолковывая его по-своему. Весьма часто это делается с подачи авторитетных исламских духовных лидеров. Поэтому если вам довелось услышать о джихаде из уст умеренных мирных мусульман, то, скорее всего, нет повода для беспокойства. Что касается агрессивно настроенных мусульман, то разве имеет значение то, какими словами они обозначают свою деятельность?

Комментировать
0