No Image

Наследие рима: что означает орел на гербе россии

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Значение гербовой символики

Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.

У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:

  • орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
  • в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
  • конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
  • цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.

Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:

  • Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
  • Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
  • Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
  • Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник – Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
  • Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.

В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.

Символика скипетра, который держит орёл на гербе России в левой лапе

А вот левая рука, в нашем случае лапа геральдического орла, — рука дающая. Она символ государства. Помните этих недоразвитых девиц при должности, которые на весь белый свет вопили, что государство нам ничего не должно? Дуры они набитые. Государственная рука, как раз рука для народа, рука дающая ему всякие блага.

А во главе государственного хозяйствования стоит государь. Он должен распределять (дарить) среди народа блага, которые он получил от державы. Гос-у-дарь – человек дарения, ему дарит держава, а он одаривает свой народ. Распределять блага он должен честно, справедливо, по правде. Буква У в слове государь это юрода или правда.

Скипетр в государственной – левой лапе двуглавого орла символизирует природный, живой камень. Петр – это камень. Ски-петр – русс-кий камень . Русский – это живой. Так и образуется образ скипетра – каменя живого. Настолько живого, что ударь по нему посохом Моисея, из него польётся вода.

Венчает скипетр российский герб. Он уже не зерцальный, как всё остальное в геральдическом символе росссийской государственности, а созерцальный. В нем права и обязанности поменялись местами. Сделано это тоже со смыслом. Права человека могут быть однажды заменены на обязанности и наоборот.

Отношения державы и государства тогда складываются идеально, когда рука берущая способна удовлетворит запросы руки дающей. Такой вот парадокс. У вас в семье, наверняка всё наоборот.

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу.

Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

Деньги татарского хана

У предыдущих версий возникновения герба есть много слабых мест. Одно из них – это никем не объяснимый факт, что изображение орла как «приданного» появилось в документах спустя более 20-ти лет после того как Иоанн женился на Софье. Касаемо «птицы из Гарсбурга» тоже есть много сомнений. Зачем Руси понадобилась символика, пусть и соседней империи, при отсутствии всякой политической связи с Германией. И доподлинно известно, что Габсбурги проповедовали католическую веру.

И здесь наши взоры обращаются в сторону Золотой Орды. Тоже соседи, которые в разные времена занимались чеканкой денежных знаков с символом двуглавой птицы

Безусловно, Иоанн III был оповещен о татарских деньгах и наверняка обращал на них внимание. В его время Орда находилась в стадии распада, и в конце 1483 года окончательно исчезла

Есть мнение, что Московский князь поставить на печать именно это изображение, которое было знакомо оставшимся татарам, образовавшим независимые ханства в результате исчезновения Орды.

Город Орел: из глубины веков до наших дней

Свою историю этот славный город ведет с 1566 года, именно тогда Иван Грозный приказал построить в данной местности крепость для защиты Москвы с южной стороны.

Своим названием поселение обязано реке Орел, которая в XVIII веке стала официально именоваться Орликом. Практически сразу после основания крепости была определена и административная единица – Орловский уезд. Интересный исторический факт – некоторое время этот город являлся резиденцией Лжедмитрия Первого. Со временем населенный пункт утратил свое стратегическое значение в качестве охранного объекта.

При Екатерине II был разработан и утвержден герб города Орла. В истории нашего государства Орловская область часто упоминается как одна из первых по использованию новых изобретений, здесь достаточно рано появилось электричество, трамвайное движение и кинотеатры. Во времена Великой Отечественной войны в этих местах шли ожесточенные бои, город был захвачен и серьезно разрушен, но 5 августа 1943 года его удалось освободить.

Орел

Город воинской славы

Год основания: 1566 г. День города отмечается 5 августа.

Орёл – российский город, центр Орловской области, расположенный по обеим сторонам реки Оки и её притока Орлика.

Город основан в 12 веке, в 15 веке эту территорию захватывает Великое княжество Литовское и жители оставляют город.

В 1566 году указ Ивана Грозного возрождает крепость и город. В 1605 году Орёл захвачен войсками Лжедмитрия I. С 1607 по 1608 год Орёл был резиденцией Лжедмитрия II.

В 1615 году город разрушен польскими войсками, и лишь в 1636 году восстановлен. Многократно подвергался нападению крымских татар. С 17 века Орёл – центр хлебной торговли по реке Ока. В 18 веке крепость потеряла свое значение и была разобрана. Железная дорога прошла через город во второй половине 19 века, это прекратило судоходство по Оке. Орёл известен своими рубежными боями в гражданскую войну.

Во время Великой Отечественной войны, 3 октября 1941 года, Орёл был захвачен танковой группой Гудериана. В период оккупации здесь шла активная деятельность подпольщиков. Город был освобождён в ходе Орловской стратегической операции «Кутузов» 5 августа 1943 года. В тот же день в честь этой победы в Москве был дан артиллерийский салют – первый за время Великой Отечественной войны. А 19 сентября 1943 года в Орле состоялся первый в истории Отечественной войны парад партизанских соединений.

За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Указом Президента РФ от 27 апреля 2007 года № 560 городу Орлу присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Биографии многих деятелей культуры тесно связаны с историей Орла. В городе действуют музеи И.Тургенева, Н.Андреева, Н.Лескова, И.Бунина, А.Фета, М.Пришвина. В послевоенное время город становится известным образовательным и промышленным центром.

Орёл примечателен большим количеством хорошо сохранившихся храмов и других исторических зданий. Интересен Орёл и своими тайными подземельями. Старая часть города расположена на карстовых разломах, там же были и каменоломни. Во время войны подземелья активно использовались партизанами. Теперь они, хоть и таят много опасностей, привлекают любителей приключений.

В Орле проживает около 315 тысяч человек (2018).

Горожане празднуют День города 5 августа, он совпадает с Днём освобождения Орла от фашистов.

Впервые герб Орла утвержден 16 августа 1781 года. На синем поле был изображен белый город, на воротах черный орел с золотой короной. В 1966 году рождается советский символ города, который приобрел серп и молот, но потерял орла. Современный герб повторяет исторический, однако орел представлен без короны.

Флаг города Орла представляет собой прямоугольное полотнище из двух вертикальных полос: левой (у древка флага) – синего цвета и правой – красного цвета. Отношение размеров полос 1:9. В центре красной полосы расположено цветное изображение герба города Орла. Ширина герба составляет 1/3 часть от ширины красной полосы. Высота герба составляет 3/5 высоты красной полосы. В верхнем левом углу красной полосы расположено изображение золотых скрещенных серпа и молота и над ними контура золотой пятиконечной звезды. Отношение ширины флага к его длине – 3:5.

Российский державный орел: полет сквозь столетия

Как уже было сказано выше, двуглавый орел стал официальным российским символом при Иване III. Первым свидетельством его использования, которое дошло до наших дней, стала царская печать, скрепившая меновую грамоту в 1497 году. Примерно в это же время орел появился на стенах Грановитой палаты Кремля.

Двуглавый орел того времени сильно отличался от своих позднейших «модификаций». Лапы его были раскрыты, или, переводя с языка геральдики, в них ничего не было – скипетр и держава появились позже.

Считается, что размещение всадника на груди орла связано с существованием двух царских печатей – Большой и Малой. У последней на одной стороне был помещен двуглавый орел, а на другой – ездец. Большая же царская печать имела только одну сторону, и чтобы разместить на ней оба государственных их просто решили совместить. Впервые такая композиция встречается на печатях Ивана Грозного. В это же время над головой орла появляется корона с крестом.

Дизайном российского государственного герба занимался даже Лжедмитрий I. Он развернул всадника в другую сторону, что больше соответствовало геральдическим традициям, принятым в Европе. Однако после его свержения от этих нововведений отказались. Кстати, и все последующие самозванцы с удовольствием пользовались двуглавым орлом, не пытаясь заменить его чем-либо другим.

После окончания Смутного времени и воцарения династии Романовых в герб были внесены изменения. Орел стал более агрессивным, атакующим – он расправил крылья и приоткрыл клювы. При первом государе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, российский орел впервые получил скипетр и державу, хотя их изображение еще не стало обязательным.

В период правления Алексея Михайловича орел впервые получает три короны, которые символизируют три новых недавно завоеванных царства – Казанское, Астраханское и Сибирское, а скипетр и держава становятся обязательными. В 1667 году появляется первое официальное описание государственного герба («Указ о гербе»).

В царствование Петра I орел становится черным, а его лапы, глаза, язык и клюв – золотыми. Также меняется форма корон, они получают характерный «имперский» вид. Дракон стал черным, а Георгий Победоносец – серебряным. Подобная цветовая гамма останется неизменной вплоть до революции 1917 года.

Любящий порядок Николай I занялся стандартизацией государственной символики. При нем было официально утверждено два государственных герба: стандартный и упрощенный. Ранее в изображениях главного державного символа нередко допускались непозволительные вольности. Птица могла держать в лапах не только скипетр и державу, но и различные венки, факелы, молнии. По-разному изображались и ее крылья.

В середине XIX века император Александр II провел большую геральдическую реформу, которая коснулась не только герба, но и имперского флага. Руководил ею барон Б. Кене. В 1856 году был утвержден новый малый герб, а через год реформа была завершена – появился средний и большой государственные гербы. После нее внешний вид орла несколько изменился, он стал больше походить на своего германского «собрата». Но, главное, теперь Георгий Победоносец стал смотреть в другую сторону, что больше соответствовало европейским геральдическим канонам. На крылья орла поместили восемь щитов с гербами земель и княжеств, входящих в состав империи.

Что символизируют цвета

Цветовое оформление играет значительную роль в геральдике, это оптимальное средство передачи конкретизированного значения языка символов. Существует и общепринятое толкование, допускающее незначительную вариативность. Щит, являющийся фоном, изображается красным, что означает кровь, пролитую защитниками Родины в многочисленных сражениях против внешних врагов во имя сохранения независимости. Наряду с мужеством и отвагой, оттенок олицетворяет яркое чувство, в частности — любовь к Отечеству, которая проявляется в бескомпромиссной стойкости его граждан, готовности защищать рубежи, в братском отношении к соотечественникам разных этнических групп.

проект Г. А. Ильина. 1918

Двуглавый орёл имеет золотистый цвет, что отражает богатство во всех смыслах. Речь идёт не только о материальных ресурсах и благах, но и о природном достоянии, а также духовной, душевной составляющей. Последнее понятие тесно связано с проявлениями качеств, выполняющих роль духовной канвы в православии — сострадания, милосердия, смирения, великодушия и верности. Во времена Петра Первого орёл окрашивался в чёрный цвет, как выражение преемственности имперских традиций Византии, а золотистый цвет «вернулся» к птице только в 1993 году.

Щит на груди орла — вновь красный, а «заключённая» в его границах композиция воспроизведена с преобладанием серебристых тонов. Таким создан всадник, копьё и конь. Светлые тона — чистота мыслей и намерений, благородные устремления к высшим идеалам. Ярким элементом на таком фоне кажется плащ воина — он синий, что обозначает освобождение или стремление к достижению и сохранению свободы, а также мирное небо над головой. Змей под копытами коня — чёрный, это знак, олицетворяющий зло, альтернативная трактовка побуждает воспринимать чёрный цвет как символ памяти, неизбывной скорби о погибших в кровопролитных войнах разных эпох, одновременно это и демонстрация постоянства в преодолении тяжёлых испытаний.

Проект герба предлагавшийся Конституционной комиссией РФ

Откуда в Россию прилетел двуглавый орел

Главной загадкой российского герба, без сомнения, является происхождение и значение его главного элемента – орла с двумя головами. В школьных учебниках истории все объясняется просто: московский князь Иван III, женившись на византийской принцессе и наследнице престола Зое (Софье) Палеолог, получил в качестве приданного герб Восточной Римской империи. А «в нагрузку» и концепцию Москвы, как «Третьего Рима», которую Россия до сих пор пытается (с большим или меньшим успехом) продвигать в отношениях с ближайшими соседями.

Данную гипотезу первым высказал Николай Карамзин, которого по праву называют отцом российской исторической науки. Однако подобная версия абсолютно не устраивает современных исследователей, ибо слишком много в ней нестыковок.

Во-первых, двуглавый орел никогда не был государственным гербом Византии. Его, как такового, вообще не существовало. Диковинная птица была гербом Палеологов – последней династии, правившей в Константинополе. Во-вторых, вызывает серьезные сомнения, что Софья вообще могла что-то передать московскому государю. Она не была наследницей престола, родилась в Морее, отрочество провела при папском дворе и всю свою жизнь была далека от Константинополя. Кроме того, сам Иван III никогда претензий на византийский престол не предъявлял, а первое изображение двуглавого орла появилось только через несколько десятилетий после свадьбы Ивана и Софьи.

Кроме византийской, существует еще три версии происхождения российского двуглавого орла:

  • болгарская;
  • западноевропейская;
  • монгольская.

В XV веке османская экспансия заставила многих южных славян покинуть свою родину и искать прибежища на чужбине. Болгары и сербы массово бежали в православное Московское княжество. Двуглавый орел был издревле распространён на этих землях. Так, например, этот символ был изображен на болгарских монетах периода Второго царства. Хотя, надо отметить, что облик восточноевропейских орлов сильно отличался от российской «птицы».

Есть еще и монгольская версия происхождения двуглавого орла. В Орде этот символ чеканили на монетах еще с начала XIII века, среди клановых атрибутов Чингизидов присутствовала черная двуглавая птица, которую большинство исследователей считают именно орлом. В конце XIII века, то есть задолго до бракосочетания Ивана III и принцессы Софьи, ордынский правитель Ногай женился на дочери византийского императора Ефросинии Палеолог, и, как считают некоторые историки, официально принял двуглавого орла в качестве официального символа.

Учитывая тесные связи Московии с Ордой, монгольская теория происхождения главного российского символа кажется весьма правдоподобной.

Подытоживая все вышесказанное, можно констатировать, что мы доподлинно не знаем, почему и откуда в Россию пришел двуглавый орел. В настоящее время наиболее вероятными историки считают «болгарскую» и «европейскую» версию его происхождения.

Не меньше вопросов вызывает и сам облик птицы. Почему у нее две головы – абсолютно непонятно. Объяснение о повороте каждой головы на Восток и Запад появилось только в середине XIX века и связаны с традиционным расположением сторон света на географической карте. А если бы оно было другим? Орел бы смотрел на север и юг? Вероятно, что просто взяли понравившийся символ, особо не «заморачиваясь» его значением.

Герб Российской империи

Большой государственный герб России, 1882 год

Герб, утверждённый Павлом I в 1799 г.

В 1730—1740-х годах герб получает надолго закрепившуюся форму. В 1736 году императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 году Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 года.
После завоевания Мальты Наполеоном император Павел I становится главой Мальтийского Ордена. В 1799 году Павел I подписывает «Указ о включении в российский герб Мальтийского креста под короной». Крест разместился на груди орла, под московским гербом (который был назван «коренным гербом России»).
Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. В 1800 году он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако, принять этот герб до смерти Павла не успевают.

К этому времени появляются различные варианты герба: к примеру, орёл мог иметь одну корону и держать венок, молнии или факел. Император Николай I принимает два официальных типа гербов: на одном, упрощённом, у орла только основные элементы. На втором официальном варианте герба на крыльях орла появляются титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финский.

При императоре Александре II под руководством герольдмейстера барона Кёне была проведена геральдическая реформа. Орёл на рисунке получил новые черты, позаимствованные у западной Европы — например, герб с Георгием Победоносцем был повёрнут влево от зрителя. Малый государственный герб был утверждён 8 декабря 1856 года. На нём также добавились щиты с гербами территорий в составе Российской империи.

Всего же к 11 апреля 1857 года был создан и принят целый комплект из гербов, включая Большой, Средний и Малый государственные гербы, и прочие — в общей сложности сто десять рисунков. Герб останется практически неизменным вплоть до самой февральской революции, будут вноситься лишь небольшие изменения: например, при императоре Александре III добавится герб Туркестана — ещё одной провинции Российской империи.

Значение составных частей герба

Традиционное толкование элементов современного герба таково:

Описание символа
Значение геральдики
Три короны
Суверенитет как Федерации в целом, так и её субъектов.
Скипетр и держава
Символы как государственной власти, так и единства страны.
Георгий Победоносец, пронзающий копьём змея
Многозначный символ

Основные трактовки сводятся к следующему:
Символ борьбы добра со злом;
Символ защиты Отечества;
Символ княжеской власти (именно с этой целью всадник был добавлен при Иване Грозном).

Кресты на коронах
Уважение к истории государства, тесно связанной с православием, и дань уважения важной роли РПЦ в ней.. Отдельно следует сказать об элементах советского герба

Лозунг прописан на всех языках СССР, входящих в Союз. Однако лозунг, прописанный на русском языке, занимает центральное место, что говорит о его связующей роли в Союзе. Серп и молот символизируют труд, а также союз двух основных классов страны — пролетариата и крестьянства

Отдельно следует сказать об элементах советского герба. Лозунг прописан на всех языках СССР, входящих в Союз. Однако лозунг, прописанный на русском языке, занимает центральное место, что говорит о его связующей роли в Союзе. Серп и молот символизируют труд, а также союз двух основных классов страны — пролетариата и крестьянства.

Пятиконечная звезда является старинным символом.

В разные годы использовавшимся различными народами и группами, в том числе христианами. Однако на советском гербе звезда символизирует Красную армию (символ бога войны Марса), т.е. защиту всех трудящихся страны. Обилие красного символизирует тяжесть борьбы за диктатуру пролетариата. Земной шар является прямой отсылкой к идее мировой революции.

Но вернёмся к текущему формату важнейшего государственного символа, поскольку трактовка его основных элементов не столь однозначна как считается и не объясняет, почему герб России их содержат.

Иоанн III и Философский камень

Известно, что Иоанн III был неравнодушен к западным специалистам, которых русские эмиссары ангажировали по всей Европе. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строители того времени состояли в цехах, которые, по сути, представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

Кроме того, двуглавый орел в качестве символа широко использовался и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…

Орел Вермахта без свастики

Сегодня орел Вермахта все еще ассоциируется с нацистской символикой. Характерный силуэт и контур позволяет опознать в любом, казалось бы, нейтральном изображении птицы орла Третьего рейха и без свастики. Например, в городе Орле в декабре 2016 года разразился скандал из-за того, что в декоре новых скамеек жители Орла разглядели нацистский символ. Впрочем, местная пресса отмечает, что подобные дискуссии относительно похожести/непохожести и ассоциаций с фашистами возникают практически вокруг каждого нового изображения орла не только в одноименном городе, но и вообще во всей стране. Вспомните, например, символ Спецсвязи – орла с распростертыми крыльями утвердили еще в 1999 году. При сравнении его с предметом нашей статьи можно заметить, что логотип действительно напоминает орла 3 рейха на фото.

Кроме той части населения, что воспринимает любой намек на фашистскую символику в логотипе как личное оскорбление, существует также и категория людей, которая относится к этому с юмором. Частое развлечение дизайнеров – вырезать свастику из изображения герба с орлом для того, чтобы туда можно было вставить все, что угодно. Более того, встречаются даже карикатуры, где вместо орла может быть любой другой персонаж с крыльями. По той же причине популярен орел 3 рейха без фона, нарисованный в векторном формате. В таком случае его гораздо легче “вытянуть” из первоначального документа и добавить на любое другое изображение.

Большой, Средний и Малый гербы Российской империи

Всадник на гербе: почему появился и что означает

Вторым центральным элементом российского национального герба является всадник на коне, поражающий змия. Этот символ появился в отечественной геральдике задолго до двуглавого орла. Сегодня он прочно ассоциируется со святым и великомучеником Георгием Победоносцем, но изначально он имел другое значение. А с Георгием его чаще всего путали иностранцы, приезжающие в Московию.

На монетах князя Ивана II Красного впервые появляется воин, поражающий мечом змея. Правда, он был пешим. После этого мотив уничтожения различных пресмыкающихся становится одним из самых популярных на Руси. В период феодальной раздробленности его использовали разные князья, а после становления Московского государства он превращается в один из главных его символов. Значение «ездеца» довольно просто и лежит на поверхности – это победа добра над злом.

Долгое время всадник символизировал не небесного воина, а исключительно князя и его верховную власть. Ни о каком святом Георгии речи не было. Так, например, на монетах князя Василия Васильевича (это XV век) рядом с ездецом была надпись, которая уточняла, что это действительно князь.

Орел в геральдике

Для символов в геральдике существует определенная, исторически сложившаяся классификация. Все символы подразделяются на геральдические и негеральдические фигуры. Если первые, скорее, показывают, как различные цветовые области делят само поле гербового щита и имеют абстрактное значение (крест, кайма или пояс), то вторые изображают образы предметов или существ, выдуманных или вполне реальных. Орел относится к естественным негеральдическим фигурам, считается, что он второй по распространенности в этой категории после льва.

Как символ верховной власти орел известен еще со времен Античности. Древние греки и римляне отождествляли его с верховными богами – Зевсом и Юпитером. Это олицетворение активной солярной энергии, мощи и нерушимости. Часто он становился персонификацией небесного бога: если уж небожитель перевоплощался в птицу, то только в такую величественную, как орел. Орел также символизирует победу духа над земной природой: воспарение к небесам – это ни что иное, как постоянное развитие и вознесение над собственными слабостями.

Двухголовая птица индуизма

Большой магической силой наделена в мифологии индуизма двухголовая птица Гандаберунда. Она способна противостоять разрушениям. О возникновении этого существа придумали красивое предание. Согласно ему, верховный бог Вишну сразил демона, обернувшись в образ смеси человека и льва Нарасимхи. Однако даже после того, как он одержал победу и выпил кровь своего врага, в нем продолжала бурлить злость и он оставался в страшном образе. Все его боялись, и поэтому полубоги попросили помощи у Шивы. Бог обернулся в восьминогое создание Шарабхи, чья сила и мощь превосходила Нарасимху. Тогда Вишну перевоплотился в Гандаберунду, и в этих образах два божества вступили схватку. С тех пор в индуизме двуглавая птица означает колоссальную, разрушительную мощь.

Самое древнее сохранившееся изображение птицы находится в Индии на статуе, созданной в 1047 году. Чтобы показать огромную силу этого существа, его изображали несущим в когтях и клювах слонов и львов. Сегодня эта эмблема присутствует на гербе индийского штата Карнатака.

Заключение

Комментировать
0