fbpx
No Image

Русско-японская война: причины, основные сражения, итоги для россии и японии

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Примечания

  1. Свиты Его Императорского Величества ген.-майоры и контр-адмиралы // Высшие государственные учреждения // Весь Петербург на 1903 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. — СПб.: издание А. С. Суворина, 1903. — С. [б/н] (стб. 91—92). — ISBN 5-94030-052-9.
  2. П. К. Худяков. Путь к Цусиме. Москва, 1908 г. Второе издание. Стр. 44.
  3. «За игрой в карты с гостями „черный ворон“ Цусимы по-адмиральски разволновался, задергался, посинел и, свалившись со стула, сразу умер». Новиков-Прибой А. С. Цусима: роман. Примечания.
  4. Новиков-Прибой А. С. Цусима: роман. Книга 1: «Поход». Часть 1: «Под андреевским флагом». Глава «Последняя ночь у родных берегов»
  5. Там же. Часть 4: «Эскадра идет дальше». Глава «Причуды командующего»

Наследники традиций Геннадия Рождественского

В свое время из дирижеров помоложе Рождественский выделял троих — Саймона Рэттла, Пааво Ярви и особенно Владимира Юровского, даже появлялся на его концертах.

В более поздних интервью Рождественский предпочитал отмечать своих учеников и ассистентов, выделяя Филиппа Чижевского, хотя и критикуя его за «авангардный крен». Между тем сегодня именно Юровский — самый прямой и очевидный наследник лучших традиций Рождественского: в составлении интригующих программ, в блистательных преамбулах, во внимании к незаслуженно забытым партитурам прошлого и к самой новой музыке.

То, что год назад Юровский пригласил к участию в «Историях с оркестром» именно Геннадия Рождественского и Александра Лазарева, а они приняли его приглашение, говорит о взаимном ощущении преемственности между тремя поколениями дирижеров.

Отменив свой собственный филармонический абонемент, 86-летний Рождественский нашел силы последний раз выйти на сцену именно в абонементе Юровского: это выглядело как символическое благословение.

Записи Геннадия Рождественского

Из сотен записей Рождественского доступны далеко не все, тем большей благодарности заслуживает фирма «Мелодия», переиздавшая многие на CD. Это циклы симфоний Шумана, Глазунова, Сибелиуса, Воан-Уильямса, Чайковского; все балеты, фортепианные концерты, симфонии и опера «Игрок» Прокофьева; «Нос» и «Игроки» Шостаковича; избранные сочинения Мендельсона, Венявского, Мусоргского, Грига, Стравинского, Щедрина, Арапова, Локшина, Буцко; эпохальная программа 1982 года «Русский авангард» (Шнитке, Денисов, Губайдулина); альбом фортепианных дуэтов с Викторией Постниковой.

Фирма Chandos выпускала симфонии Бородина, Энеску, Нильсена, Губайдулиной, Шнитке, балеты Дукельского и Глазунова, первые полные записи трех балетов и оперетты «Москва-Черемушки» Шостаковича. Вышли произведения Тищенко, Тавенера, «Человеческий голос» Пуленка, издаются записи с Симфоническим оркестром Би-Би-Си.

Дискография Рождественского таит еще немало открытий; недавно появились сочинения Слонимского и Фалика, стоило бы переиздать и его цикл симфоний Шостаковича. И, конечно, те записи, где звучит голос Рождественского.

Примеры награждений

Колодка с наградами Шупалеева (Щупалеева) Егора. Аверс.

Колодка с наградами Шупалеева (Щупалеева) Егора. Реверс.

Боровский 2-й Северин Эдуардович (польск. Borowski; 1864 – 1935) — русский военно-морской деятель, инженер-механик генерал-майор. Участник Русско-японской войны. В Цусимском сражении старший судовой механик эскадренного броненосца «Сисой Великий».

Костенко Владимир Полиевктович (1881 — 1956) — российский и советский инженер-кораблестроитель, участник Цусимского сражения, демократ-революционер, один из организаторов судостроения в СССР. Автор книги воспоминаний “На «Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны”. В «Книга выдачи медалей в память похода эскадры Генерал-Адъютанта Рожественского вокруг Африки на Дальний Восток» под номером 168 записан поручик, корабельный инженер Костенко.

Мазуров Георгий Николаевич (1867 — 1918) — русский военный моряк, генерал-майор флотского экипажа. Во время русско-японской войны, в должности вахтенного начальника крейсера «Адмирал Нахимов», Мазуров участвовал в походе 2-й Тихоокеанской эскадры, и был награжден медалью «В память похода эскадры адмирала Рожественского».

Новиков (Новиков-Прибой) Алексей Силыч (1877 — 1944) — русский советский писатель-маринист, автор известной исторической эпопеи «Цусима». Участвовал в Цусимском сражении, на броненосец «Орёл», попал в японский плен. Под номером 4166 в «Книга выдачи медалей в память похода эскадры Генерал-Адъютанта Рожественского вокруг Африки на Дальний Восток» значится баталер 1-й статьи Новиков.

Старк 3-й Георгий Карлович (1878 — 1950) — русский морской офицер, контр-адмирал. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. В Цусимском сражении находился на крейсере «Аврора».

Щупалеев (Шупалеев) Егор (Георгий) Михайлович — минный кондуктор крейсера 2 ранга «Кубань». Среди его наград Знак отличия Военного ордена 4 степени №180526. Награжден с формулировкой «За отличие, оказанное во время военных действий с Японией, а именно 14-15 мая 1905 года в Цусимском морском сражении», медалью «В память похода эскадры адмирала Рожественского» и другими наградами. В годы Первой мировой войны награжден Георгиевским крестом 3 степени №132388. Будучи минным кондуктором-электриком в подрывной партии отдельного батальона 1-го Балтийского флотского экипажа награжден «За то, что в ночь на 27.06.1915 года вызвавшись охотником минировать наши позиции у мест. Попеляны, впереди наших проволочных заграждений, несмотря на то, что был освещен неприятельскими ракетами и, невзирая на убийственный ружейный огонь, продолжал работу до ее полного окончания, все время ободряя подчиненных его команде нижних чинов».

Биография

Родился в семье полкового военного врача (возможно военного священника) в Краснинском уезде Смоленской губернии недалеко от села Сырокоренье. В 1864 году поступил в Морской кадетский корпус, который закончил в 1868 году. В 1873 году закончил Петербургскую Михайловскую артиллерийскую академию по специальности морского артиллериста и был выпущен по первому разряду лейтенантом. Некоторое время служил командиром роты Учебного отряда Балтийского флота, участвовал в работе Комиссии морских артиллерийских опытов. Начальник штаба эскадры броненосных кораблей Балтийского флота вице-адмирал Г. И. Бутаков отзывался о лейтенанте Рожественском следующим образом: «Ужасно нервный человек, а бравый и очень хороший моряк».

В 1876 году участвовал в подготовке артиллерии Черноморского флота к надвигающейся русско-турецкой войне, после чего был назначен начальником артиллерии Черноморского флота. Во время боевых действий неоднократно участвовал в крейсерских рейдах. В июле 1877 года, находясь на пароходе «Веста», принял командование артиллерией взамен убитого подполковника Чернова и нанёс турецкому броненосцу «Фетхи-Буленд» повреждения, заставившие тот выйти из боя. За этот бой Рожественский был произведён в капитан-лейтенанты и награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Святого Георгия 4-й степени.

После окончания войны Рожественский опубликовал в газете «Биржевые ведомости» статью «Броненосцы и купцы-крейсера», где выступил с критикой технической отсталости отечественного флота и призывом переориентироваться на строительство броненосцев. Подвиг «Весты» был назван в статье «постыдным бегством». Статья вызвала всеобщее негодование и привела к возбуждению судебного процесса по делу «Весты». Управляющий Морским министерством адмирал С. С. Лесовский обещал «стереть в порошок» строптивого офицера.

После создания независимой Болгарии был прикомандирован к создававшемуся болгарскому военному флоту и в период —1885 годов исполнял обязанности «начальника Флотилии и морской части Княжества и командира княжеско-болгарской яхты „Александр I“». При нём были созданы первые болгарские военно-морские регламенты, основаны военно-морской музей и библиотека.

В —1891 годах проходил службу флагманским офицером, старшим офицером, капитаном корабля на Балтийском и Тихоокеанском флотах. Старший офицер броненосной батареи «Кремль» (), фрегата «Герцог Эдинбургский». Командир клипера «Наездник» (), канонерской лодки «Грозящий» (1891).

В — гг. капитан первого ранга Рожественский был российским военно-морским атташе в Лондоне.

С 1894 года — командир крейсера «Владимир Мономах», входившего в Средиземноморскую эскадру контр-адмирала Степана Осиповича Макарова. Совершил вместе с эскадрой переход на Дальний Восток. Адмирал Макаров отзывался о Рожественском как о надёжном морском командире.

В — гг. — командир броненосца береговой обороны «Первенец».

С 1898 года — контр-адмирал, командир Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. В 1900 году получил всероссийскую известность благодаря исключительно чёткой организации работ по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», вылетевшего на камни около о. Гогланд. Примечательно, что когда после трёх месяцев работ броненосец своим ходом вернулся в Кронштадт, Рожественский настоял на поощрении и награждении отличившихся в операции офицеров в точном соответствии с представленным им списком.

С 1903 года — контр-адмирал Свиты.

Русско-японская война (1904—1905 гг.)

В 1902/03 году, за год до начала русско-японской войны, Рожественский получает назначение на должность начальника Главного морского штаба. Он приступил к выполнению плана перевооружения и усиления Тихоокеанского флота, но результатов достичь не удалось. В деятельности Рожественского на этом посту были заметны его предпочтения к тяжёлому броненосному флоту в ущерб другим классам кораблей и упор на генеральное морское сражение как основное средство достижения победы.

В апреле 1904 года Рожественскому поручают подготовку и командование Второй тихоокеанской эскадрой, состоявшей из 7 броненосцев, 8 крейсеров, 9 миноносцев и ряда вспомогательных судов. В задачи эскадры входил переход из Балтики в Тихий океан, помощь осаждённому Порт-Артуру и сражение с японским флотом.

В сентябре 1904 г. Рожественскому присвоено очередное адмиральское звание вице-адмирала.

Рожественский с самого начала не верил в успех похода. Великий князь Александр Михайлович так описывает беседу с Рожественским и морским министром Авеланом до начала похода:

Александр Михайлович после этого разговора попытался действовать через своего дядю, великого князя Алексея Александровича, который номинально являлся главой флота, но ничего не добился.

В октябре г Вторая тихоокеанская эскадра вышла в поход и 14 мая 1905 года подошла к Цусимскому проливу. За время похода, проходившего в условиях отсутствия надёжных баз снабжения, плохой выучки экипажей — не было потеряно ни одного корабля. Рожественский считал поставленную задачу практически невыполнимой, во время перехода обращался в Петербург с рапортом об отставке и намёками на необходимость вернуть эскадру. 22 октября 1904 года произошёл Гулльский инцидент: русская эскадра под командованием Рожественского обстреляла в Северном море собственный крейсер «Аврора», потопила английский траулер «Крэйн» и серьезно повредила пять малых рыболовецких судов, приняв их за японские торпедные катера. Уже после войны он писал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры».

14 мая г. японский флот атаковал эскадру Рожественского в Цусимском проливе (см. Цусимское сражение). В ходе сражения был выведен из строя и потоплен флагманский корабль «Князь Суворов», сам вице-адмирал получил тяжёлое ранение в голову. Управление эскадрой было потеряно через 20 минут после начала боя. К утру 15 мая Вторая тихоокеанская эскадра перестала существовать. Миноносец «Бедовый», на котором находился раненый Рожественский и другие раненые русские офицеры, был сдан японцам и позднее служил в японском императорском флоте.

Адмирал Рожественский на процессе, 21 июля 1906 года

После подписания Портсмутского мира адмирал вернулся в Россию, где был восстановлен в своей прежней должности. В «Полном послужном списке» от 16 января 1906 года, подписанным контр-адмиралом А. Г. Нидермиллером, он «Начальник Главного Морского Штаба, Генерал-Адъютант, Вице-Адмирал». (РГАВМФ, Фонд 406, опись 9, дело 3560, лист 1- 13 об.) В том же документе чёрным по белому написано: « В службе сего адмирала не было обстоятельств, лишающих его права на получение знака отличия беспорочной службы…». Но вскоре в газетах началась «травля» адмирала. Первоначально Рожественский пытался оправдываться. Затем, в феврале 1906 года, он подал в отставку с поста начальника Главного морского штаба. Но волна критики не утихала, и адмирал настоял на привлечении себя к суду.

На суде Рожественский изо всех сил оправдывал своих подчинённых, в особенности матросов, и просил для себя смертной казни. Однако был оправдан военно-морским судом как человек, получивший в сражении тяжкое ранение.

После окончания процесса жил затворником, практически не выходил из своей квартиры и умер в Петербурге от сердечного приступа в ночь на Новый 1909 год. Погребён на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Могила не сохранилась.

Отношения Геннадия Рождественского с критикой

Абонемент «Туманный Альбион» Рождественский завершил оперой Чарльза Вильерса Стэнфорда «Критик». Накануне концерта дирижер нагнетал интригу, обещая поразмышлять о музыкальной критике, которую не жаловал никогда.

Их отношения особенно обострились в сезоне-2000/01, когда одна из газет написала об отмене программы Рождественским, в ответ он прочитал целую речь перед очередным концертом. В рецензии на него, в свою очередь, была допущена ошибка, и Рождественский бросил все силы на борьбу с автором.

Дирижер вспомнит об этом и 13 лет спустя так, будто обидная рецензия вышла накануне. В отношениях с критикой Рождественский словно застрял в 2001 году. Воюя с прошлым, он молчал о том, что из газет, писавших о музыке, одни закрыты, другим эта тема не нужна, а третьи оценивают материалы количеством лайков.

Обращаясь к тысячной аудитории, Рождественский разворачивал веер цитат, называя критиков то подлецами, то ослами. Вот чем запомнилось незаурядное исполнение оперы «Критик», к которому было приложено столько труда.

В литературе

В романе назван болезненно самолюбивым, невероятно самонадеянным, вспыльчивым, не знающим удержа в своем произволе человеком, наводившим страх не только на матросов, но и на офицеров, презиравшим их, убивавшим в них волю и всякую инициативу. «Даже командиров кораблей он всячески третировал и, не стесняясь в выражениях, хлестал их отборной руганью… За все время службы я ни разу не видел, чтобы мрачное лицо адмирала когда-либо озарилось улыбкой». Контр-адмирал Небогатов говорил о нем: «Многие командиры на языке адмирала имели прозвища, граничащие с площадной бранью, и адмирал нисколько не стеснялся употреблять эти прозвища громко на верхней палубе в присутствии судовых офицеров и команды». «…Рожественский заочно разносил какого-нибудь командира, заменяя его фамилию придуманной кличкой… Не только командиры судов, но и младшие флагманы не избежали прозвищ… Что представлял собою в его глазах толстый контр-адмирал Фелькерзам? „Мешок с навозом“. А недалекий контр-адмирал Энквист? „Пустое место“…. Командир „Ушакова“ Миклуха-Маклай, родственник знаменитого путешественника? „Двойной дурак“… Некоторым командирам Рожественский давал прозвища, заимствованные из терминологии венерических болезней… Часто Рожественский кричал на командиров военных кораблей, как фельдфебель на новобранцев».

Ход воины

24 января (6 февраля по новому стилю) 1904 г. Япония прервала переговоры и разорвала дипломатические отношения с Россией. Ещё до официального объявления войны, последовавшего 28 января (10 февраля) 1904 г., японские миноносцы в ночь с 26 на 27 января (с 8 на 9 февраля) атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре и повредили два броненосца и крейсер. Для русских моряков нападение оказалось внезапным, хотя по поведению японцев было ясно, что они вот-вот начнут войну. Тем не менее русские корабли стояли на внешнем рейде без противоминных сетей, а два из них освещали рейд прожекторами (они-то и были подбиты в первую очередь). Правда, и японцы не отличились точностью, хотя стреляли почти в упор: из 16 торпед в цель попали только три.

Японские матросы. 1905г.

27 января (9 февраля) 1904 г. шесть японских крейсеров и восемь миноносцев блокировали в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) русский крейсер «Варяг» (командир — капитан 1 -го ранга В. Ф. Руднев) и канонерскую лодку «Кореец» и предложили им сдаться. Русские моряки пошли на прорыв, но после часового боя вернулись в порт. Сильно повреждённый «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван своими командами, которые перешли на борт кораблей нейтральных государств.

Подвиг крейсера «Варяг» получил широкий резонанс в России и за её рубежами. Моряков торжественно встретили на Родине, их принял Николай II. До сих пор и на флоте, и в народе популярна песня «Варяг»:

Наверх вы, товарищи, Все по местам! Последний парад наступает… Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает.

Неудачи на море преследовали русских. В конце января на собственных минных заграждениях подорвался и затонул минный транспорт «Енисей», а затем посланный ему на помощь крейсер «Боярин». Впрочем, японцы подрывались на русских минах всё-таки чаще. Так, 2 (15) мая взорвались сразу два японских броненосца.

Вице-адмирал С. О. Макаров

В конце февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий эскадрой вице-адмирал С. О. Макаров, смелый и деятельный флотоводец. Но одолеть японцев ему было не суждено. 31 марта (13 апреля) флагманский броненосец «Петропавловск», двигаясь на помощь атакованным японцами кораблям, напоролся на мину и в считанные минуты затонул. Погибли Макаров, его личный друг художник-баталист В. В. Верещагин и почти весь экипаж. Командование эскадрой принял малоинициативный контр-адмирал В. К. Витгефт. Русские пытались прорваться во Владивосток, но 28 июля (10 августа) в сражении в Жёлтом море были остановлены японцами. В этом бою Витгефт погиб, а остатки русской эскадры вернулись в Порт-Артур.

На суше также дела складывались для России неудачно. В феврале 1904 г. японские войска высадились в Корее и в апреле дошли до границы с Маньчжурией, где на реке Ялу разбили крупный русский отряд. В апреле — мае японцы высадились на Ляодунском полуострове и прервали связь Порт-Артура с основной армией. В июне направленные на помощь крепости русские войска потерпели поражение под Вафангоу и отошли на север. В июле началась осада Порт-Артура. В августе произошло Ляоянское сражение с участием главных сил обеих сторон. Русские, имея численное преимущество, успешно отбивали атаки японцев и могли рассчитывать на успех, но командующий армией А. Н. Куропаткин проявил нерешительность и приказал отступить. В сентябре — октябре встречное сражение на реке Шахэ закончилось безрезультатно, и обе стороны, понеся тяжёлые потери, перешли к обороне.

Гибель флагманского броненосца «Петро-павловск». 31 марта (13 апреля) 1 904 г,

Эпицентр событий сместился к Порт-Артуру. Уже не один месяц эта крепость выдерживала осаду, отбив несколько штурмов. Но в конце концов японцы смогли захватить стратегически важную гору Высокую. А вслед за этим погиб генерал Р. И. Кондратенко, которого называли «душой обороны» крепости. 20 декабря 1904 г. (21 января 1905 г.) генералы А. М. Стессель и А. В. Фок, вопреки мнению военного совета, сдали Порт-Артур. Россия потеряла главную морскую базу, остатки флота и более 30 тыс. пленных, а японцы высвободили 100 тыс. солдат для действий на других направлениях.

В феврале 1905 г. произошло самое масштабное в этой войне Мукденское сражение, в котором участвовало более полумиллиона солдат с обеих сторон. Русские войска потерпели поражение и отступили, после чего активные боевые действия на суше прекратились.

Причины русско-японской войны 1904-1905 гг.

Война между Россией и Японией была спровоцирована стратегическими проблемами, международным контекстом и личными факторами. Российский экспансионизм, стремительно растущая военная мощь Японии и модернизация стали главными причинами множества баталий с целью отстоять военные, политические и коммерческие интересы в Восточной Азии. В китайско-японской войне 1894-1895 годов Япония свергла правителей Китая в Корее и получила контроль над полуостровом Ляотунг в Маньчжурии. Однако союз России, Франции и Германии заставил Японию вернуть полуостров, с чем японская сторона, разумеется, не была согласна.

Напряженность возросла, когда Россия основала российско-корейский банк, через который потребовала от Китая плату за 25-летнюю аренду полуострова Ляотун. Прошло еще немного времени, и Россия перебросила войска в Маньчжурию.

Кроме того, в 1897 году Россия приступила к строительству железной дороги на территории Китая, чтобы открыть ее для коммерческой эксплуатации. Потенциал железной дороги как инструмента экономического контроля, колонизации и военной политики вызвал тревогу у японских лидеров.

В 1902 году Япония подписала стратегически важный договор с Великобританией, который гарантировал вмешательство Великобритании в случае, если какая-либо страна присоединится к России в войне против Японии. Тем самым, Япония готовила основу для начала военных действий против Российской империи. Страна была уверена – никто не вмешается в их противостояние в случае войны.

Все попытки хоть как-то снизить градус напряжения в отношениях России и Японии ни к чему не привели. Как раз наоборот – влиятельные люди сделали все, чтобы война началась.

Так, российский государственный деятель Евгений Иванович Алексеев (1843-1917) призвал царя усилить свои силы на Дальнем Востоке и ни в коем случае не покидать Маньчжурии. Поскольку переговоры зашли в тупик, в ночь с 8 на 9 февраля 1904 г. японские эсминцы предприняли неожиданную атаку на русские военные корабли в Порт-Артуре в Маньчжурии и в Чемульпо (теперь – Инчхоне) в Корее.

10 февраля 1904 г. Япония официально объявила войну России. Пути назад уже не было, и каждая страна понимала – сейчас или никогда. При этом Российская империя начинала эту войну с солидным перевесом, как по военным, так и по технике. И, казалось бы, у Японии просто не было шансов праздновать победу, но…

Соперничество держав на дальнем востоке

Блокада Порт-Артура. Литография. 1904 г.

Первое крупное столкновение Петербурга и Токио произошло, когда японцы, победив китайцев в войне 1894—1895 гг., намеревались навязать им крайне тяжёлые условия мира. Вмешательство России, поддержанной Францией и Германией, заставило их умерить свои аппетиты. Зато Петербург, выступив заступником Китая, укрепил своё влияние в этой стране. В 1896 г. было подписано соглашение о строительстве через Маньчжурию Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая на 800 км сокращала путь до Владивостока и позволяла расширить русское присутствие в регионе. В 1898 г. был получен в аренду Порт-Артур на Ляодунском полуострове, ставший главной военно-морской базой России на Тихом океане. Он имел выгодное стратегическое положение и, в отличие от Владивостока, не замерзал.

В 1900 г. в ходе подавления так называемого Боксёрского восстания русские войска заняли Маньчжурию. Настала очередь Токио выражать своё крайнее недовольство. Предложения о разделе сфер интересов (Маньчжурия — России, Корея — Японии) были отвергнуты Петербургом. На императора Николая II всё большее влияние оказывали авантюристы из его окружения, недооценивавшие силу Японии. К тому же, как говорил министр внутренних дел В. К. Плеве, «чтобы удержать революцию… нужна маленькая победоносная война». Это мнение поддерживали многие в верхах.

«Максимы» были приняты на вооружение русской армии 28 мая 1895 г. В русско-японской войне они применялись в двух видах: с большими колесами и щитом или же, как показано на рисунке, на треноге

Между тем Япония активно готовилась к войне, наращивая свою военную мощь. Развёрнутая по мобилизации японская армия насчитывала свыше 375 тыс. человек, 1140 орудий, 147 пулемётов. Японский флот состоял из 80 боевых кораблей, в том числе 6 эскадренных броненосцев, 8 броненосных и 12 лёгких крейсеров.

Россия вначале держала на Дальнем Востоке около 100 тыс. человек (примерно 10% всей армии), 148 орудий и 8 пулемётов. На Тихом океане имелось 63 русских боевых корабля, в том числе 7 эскадренных броненосцев, 4 броненосных и 7 лёгких крейсеров. Сказывались отдалённость этого региона от центра и трудности транспортировки по Транссибирской магистрали. В целом Россия заметно уступала Японии по степени готовности к войне.

Цусимский бой и продолжение цусимского ада

Решение отправить на помощь блокированной в своей базе 1-й Тихоокеанской эскадре силы Рожественского (а сам З. П. Рожественский был активным сторонником этого варианта) было не только не бессмысленным, но и возможно единственным активным шагом. Соединившись, русские корабли имели бы весьма заметное превосходство над японцами, которое отчасти компенсировало бы неудобство стратегического положения.

Как только пал Порт-Артур и погибли корабли 1-й эскадры, стратегическое положение русских военно-морских сил на Дальнем Востоке стало безнадежным. Все темпы были потеряны. Постоянные задержки эскадры Рожественского привели к тому, что японские корабли исправили все повреждения, а русские постепенно теряли боеспособность в изнурительном тропическом плавании. З. П. Рожественский был меньше всего повинен в этом.

Неоднократно высказывались предположения о том, что командующий русской эскадрой мог “обойти” японские силы, попытавшись проникнуть во Владивосток не прямым путем через Корейский пролив, а пройдя вдоль восточного побережья Японии, через Сангарский пролив или пролив Лаперуза. Надуманность подобных рассуждений совершенно очевидна. Реальная дальность плавания русских броненосцев составляла примерно 2500 миль. Это означает, что потребовалась бы не одна погрузка угля. Шансов пройти незамеченной у столь большой и медлительной эскадры вдоль всего побережья Японии практически не было. Но даже если бы Рожественский благополучно форсировал Лаперузов или Сангарский пролив, это отнюдь не избавляло его от сражения. При вполне вероятном заблаговременном обнаружении флот Хейхатиро Того ждал бы его где-нибудь у выхода одного из проливов. Слишком малая крейсерская скорость русской эскадры обрекала ее на перехват японцами задолго до Владивостока.

Поведение русского командующего в Цусимском сражении безусловно вызывает ряд вопросов, но принимавшиеся им тактические решения ни в коей мере нельзя считать предосудительными, и обвинение его в бездарности совершенно беспочвенны.

Значительное, практически полуторное превосходство в скорости японцев позволяло, двигаясь по дуге большого радиуса, сохранять тактическое превосходство, а адмиралу Того – выполнить свою задачу и добиться преимущества.

Весь остаток жизни был для Рожественского прямым продолжением цусимского ада. Пресса, незримо, но умело направляемая господами «из-под шпица», объявила его главным и едва ли не единственным виновником национальной катастрофы. “Надо было во что бы то ни стало сохранить в общественном сознании ту картину боя, которая была наспех, в первые же дни создана патентованными стратегами… Ведь если бы… выяснилось, что не отсутствие таланта и тем более мужества и самоотвержения, а полная негодность оружия, с которым люди, верные долгу, были посланы не в бой, но на бойню, были причиной этого неслыханного разгрома? Если бы каждому до очевидности ясно стало, что виноваты не те, что «не все погибли», а пославшие их на бесславную гибель? Что бы случилось? Что могло бы случиться? Какими последствиями могло бы грозить такое просветление общественного сознания для господ, мирно проживающих под шпилем адмиралтейства и даже вне его?..» — спрашивал позднее В. И. Семенов .

То, что истинным победителем в Цусимском бою оказалась неодушевленная «шимоза» и что, таким образом, сугубо техническая частность свела на нет блестящий успех флотоводца, не умещалось в сознании морских теоретиков «доцусимской» школы. Верно оценить происшедшее мешали сложившиеся еще во времена паруса «вечные и неизменные» принципы…

Итоги

Портсмутский мир и итоги войны

После Цусимы рухнули последние надежды на благоприятный для России исход войны, в которой русские армия и флот не одержали ни одной крупной победы. К тому же в России началась революция. Но истощены были обе стороны. Людские потери составили примерно по 270 тыс. человек. Поэтому и Япония, и Россия, с готовностью приняли посредничество президента США Т. Рузвельта.

23 августа (5 сентября) 1905 г. в американском городе Портсмуте был подписан мирный договор. Россия отдавала Японии Южный Сахалин и свои права на аренду Порт-Артура с прилегающими территориями. Она также признавала Корею сферой влияния Японии.

Русско-японская война оказала большое влияние на военное и военно-морское дело. Впервые столь широко применялись пулемёты и скорострельные пушки, появились ручные пулемёты, миномёты, ручные гранаты, стал накапливаться опыт применения на войне радио, прожекторов, аэростатов, проволочных заграждений с электротоком. Впервые были применены подводные лодки и новые морские мины. Совершенствовались тактика и стратегия. В оборонительных позициях сочетались окопы, траншеи, блиндажи. Особое значение приобрели достижение огневого превосходства над противником и тесное взаимодействие родов войск на поле боя, а на море — оптимальное сочетание скорости, силы огня и бронезащиты.

В России поражение положило начало революционному кризису, завершившемуся преобразованием самодержавия в конституционную монархию. Но уроки Русско-японской войны ничему не научили правящие круги Российской империи, и спустя восемь лет они втолкнули страну в новую, ещё более грандиозную войну — Первую мировую.

Поделиться ссылкой

Комментировать
0