definition – Человек_из_Линдоу
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Человек из Линдоу
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Человек из Линдоу (англ. Lindow man) — так назвали человека, умершего в эпоху железного века и обнаруженного в торфяном болоте Линдоу-мосс близ деревни Мобберли, графство Чешир, Великобритания. Является одним из наиболее хорошо сохранившихся болотных тел и одной из самых сенсационных археологических находок, сделанных в Великобритании в 1980-х годах. Местные журналисты сначала окрестили его Питом Маршем (игра слов, созвучная словосочетанию peat marsh, т.е. торфяное болото).
Тела в болоте Линдоу-мосс
13 мая года Энди Молд и Стивен Дули — работники компании по добыче торфа, в обязанности которых входило следить, чтобы в шредер не попали крупные камни или куски древесины — заинтересовались неким округлым предметом. Они обнаружили под слоем торфа человеческую голову, настолько хорошо сохранившуюся, что в глазнице осталось глазное яблоко, а сквозь пробоину в черепе был виден мозг. После того, как экспертиза установила, что голова принадлежала женщине, полиция арестовала местного жителя, которого еще в 1950-х годах подозревали в убийстве жены и сокрытии ее трупа. В результате он сознался в преступлении, а также в том, что расчленил тело и бросил его в болото. Вскоре повторная экспертиза, проведенная в лаборатории Оксфордского университета, с помощью радиоуглеродного анализа установила, что голова принадлежала женщине, которая скончалась в первом или втором веке н.э.
1 августа года Энди Молд на тех же разработках сделал еще одну находку. Под слоем торфа, покрывавшего, как ему сначала показалось, кусок древесины, он обнаружил человеческую ногу и вновь вызвал полицию. Затем группа археологов обследовала нетронутую разработками часть трясины и на глубине 2.5 метров нашла тело, которое впоследствии назвали человеком из Линдоу (предыдущая находка Молда получила имя женщины из Линдоу). 6 августа пласт торфа с трупом был извлечен из болота и помещен в морг местного госпиталя.
Исследование
Чтобы полиция согласилась передать тело археологам, необходимо было установить, что оно принадлежит древнему человеку. Ученые из британского научно-исследовательского института атомной энергетики подвергли фрагменты кости человека из Линдоу радиоуглеродному анализу и 17 августа выявили, что он умер по меньшей мере 1000 лет назад. Вторичные исследования дали более точную датировку, определив, что его смерть наступила в 20 − 90 годах н.э.
На момент гибели человеку из Линдоу было около 25 лет. Он был 168 см ростом и весил 60 − 65 кг. При жизни он, вероятно, не занимался физическим трудом — его мускулатура была развита равномерно, а ногти аккуратно острижены, что может свидетельствовать о знатном происхождении. Электронная микроскопия показала, что борода и усы молодого мужчины были подровнены ножницами незадолго до гибели. Внутренние органы не были повреждены, а значит при жизни он не страдал никакими болезнями (за исключением наличия гельминтов в кишечнике). Волосы ранее были темно-русого цвета. Одежда человека из Линдоу, вероятно, полностью истлела, либо он был гол при погребении. Сохранилась лишь повязка из лисьего меха на правом предплечье.
Человек из Линдоу встретил насильственную смерть. Его череп был проломлен в двух местах тяжелым орудием (предположительно топором), а горло перерезано. Кроме того, на шее была затянута тонкая, плетеная из кожи веревка, свидетельствующая об удушении, а сама шея сломана. Одно из ребер со стороны спины тоже было сломано. Столь множественные и разнообразные раны позволили ученым предположить, что человек из Линдоу погиб во время ритуального жертвоприношения друидов. Его последняя трапеза, судя по результатам изучения пищеварительного тракта, состояла из жженых зерен пшеницы и ячменя. Были обнаружены и следы пыльцы омелы, которую друиды считали священным растением.
В настоящее время человек из Линдоу находится в экспозиции Британского музея в Лондоне.
Король из Олд Крогана (350-175 до н. э.)
Человек из Олд Крогана / wikimedia
В 2003 году рабочие, расчищавшие болота неподалеку от древних поселений кельтов, нашли в ковше экскаватора останки мужчины. Хотя от “человека из Олд Крогана” осталось только туловище – остальные части тела, судя по всему, были уничтожены экскаватором – археологам-криминалистам удалось по длине руки вычислить рост человека. Он был крепким мужчиной ростом под два метра.
Как предполагают ученые, “человек из Олд Крогана” был из знатного рода. Впрочем это не спасло его от жестокого убийства. Сначала 20-летнего мужчину закололи кинжалом, затем выпотрошили и обезглавили. Судя по ране на левом предплечье, он яростно сопротивлялся. Однако силы были неравны. Мужчину скрутили, пронзили ему предплечья и продели сквозь раны гибкие побеги орешника, которыми стянули его руки.
Эксперт по ирландским “болотным людям” Имон Келли считает, что “человек из Олд Крогана” был королем, претендентом на трон или королевским заложником, которого принесли в жертву богине плодородия. О высоком социальном статусе мертвеца говорят ухоженные ногти, непривычные к работе руки и последняя трапеза, состоявшая из злаков и кислого молока.
Кроме того у “Олд Крогана” были отрезаны соски, что также свидетельствуют о высоком положении в обществе. По словам Келли, в Средневековье был обычай в знак покорности целовать или сосать соски правителя. А когда короля свергали с престола, первым делом ему вырезали соски. Другие эксперты утверждают, что эти повреждения могли появиться за долгие годы, которые мертвец пролежал в болоте.
Согласно ирландской мифологии, кельты проводили ритуальные убийства королей – их считали проводниками между потусторонним и земным миром. После жертвоприношения останки короля скидывали в болота на границах кельтских королевств, а рядом оставляли дары – горшки, оружие и золотые воротники, которые символизировали власть. По словам Келли, с помощью кровавого ритуала кельты отмечали перед богами границы королевства.
Фасоны “болотной моды”
Одежда или ее отдельные элементы также сохранились, что позволило узнать “моды” той эпохи. Например, на голове “человека из Толлунда” сохранилась островерхая кожаная шапочка мехом внутрь, похожая на те, в которых изображают сказочных гномов; шерстяное платье, которое нашли рядом с погребением “женщины из Хюлдремосе” и т. д. А вот “человек из Клоникавана”, как оказалось, был большим франтом и делал себе укладку волос при помощи смеси смолы с растительным маслом. На черепе “человека из Остерби” волосы были завязаны в узел над правым виском и, между прочим, римский историк Тацит описал такую прическу, как принадлежавшую людям племени свевов.
Болотное тело из Виндеби: такое название дали хорошо сохранившемуся телу подростка, обнаруженного в одном из торфяных болот на севере Германии. Причем сначала думали, что это девочка. Сейчас мумия экспонируется в археологическом музее в замке Готторф в Шлезвиге.
Болото в культуре
Издревле болота пользовались дурной славой из-за смертельной опасности, которую представляет трясина, и особенно — характера этой опасности — медленной, но верной гибели. Тем не менее, болота издревле же посещались и намеренно — ради растущих на них грибов и ягод, а также лечебных трав (не говоря уж о крупных болотистных регионах, где другой тип местности просто отсутствует). В результате, постепенно были выработаны приметы, обозначающие опасные места, и техники хождения по болотам, передававшиеся из поколения в поколение.
Мифология
В мифологии многих культур болото ассоциируется с плохим, гиблым, нечистым местом.
Согласно восточнославянской мифологии на болотах обитает болотный человек, который может заблудить путника (см. также болотник).
С древних пор людей пугало ночное свечение на болотах. Из-за характерного расположения огоньков — на высоте человеческой руки — их называют «свечами покойника». Считается, что увидевший их, получил предупреждение о скорой смерти, а несут их пришельцы с того света. В Германии говорили, что огоньки на болоте — это призраки тех, кто украл у соседей землю — в наказание их души бродят по болотам в поисках твёрдой земли. Финны называли их «льеккьо» и верили, что это души детей, захороненных в лесу. В Северной Европе считали, что огоньки на болоте — духи древних воинов, охраняющих клады.
По английским поверьям эти так называемые блуждающие огни пытаются завлечь человека в болото или другое опасное место.
В финно-угорской мифологии болото наделяет невиданной силой своего обитателя великана Яра Морта.
В кельтской мифологии болота являлись «вратами духов» — в том месте, где кажущаяся твёрдой почва мгновенно уходит из-под ног, открываются врата в мир загадочных духов природы и божеств. Кельты приносили на болотах жертвенные дары.
Ханты и манси верили, что весь мир родился из «жидкой земли», то есть из болота.
Египетская богиня Исида прятала там своего сына — бога Хора.
В одном из мифов о сотворении мира, болота возникли из выплюнутой изо рта черта, спрятанной от Бога земли.
Поэзия
Таинственная прелесть болот воспета Александром Блоком в стихах «Полюби эту вечность болот…», «Болото — глубокая впадина огромного ока земли…», «Болотный попик», «Белый конь чуть ступает усталой ногой…» и др. (цикл «Пузыри земли», 1904—1905).
Литература
Болота и связанная с ними деятельность фигурируют во множестве литературных источников, отражающих быт. Например, это — типичное место обитания Бабы-яги из русских народных сказок; описанию болот Заволжья посвящена глава романа П. Мельникова «В лесах», а на Припятских болотах происходит действие повести А. Куприна «Олеся»; герои романа А. Фадеева «Разгром» строят гать, спасаясь от белоказаков, а герои повести А. Власова «Тайна девятки усачей» организуют экспедицию на болотных лыжах, чтобы исследовать партизанскую базу на островинах. Одна из героинь повести «А зори здесь тихие…» погибает в трясине на болоте. Двое детей в повести Бориса Алмазова «Оглянись», заблудившись на болоте, выходят к древнему старообрядческому скиту, после чего происходит немало событий, так или иначе связанных с этими болотами.
Интерпретация
Археолог Дон Бротвелл полагает, что многим более старым телам нужно повторное исследование с современными методами, такими как используемые в анализе Линдоу Мэна. Исследование болотных тел, включая их найденные в Линдоу Моссе, способствовало более широкому пониманию хорошо сохранившихся останков человека, помогая развить новые методы в анализе и расследовании
Использование сложных методов, таких как компьютерная томография (CT) просмотры, отметило расследование тел Линдоу как особенно важное. Такие просмотры позволяют реконструкцию тела и внутреннюю экспертизу
Из этих 27 тел, восстановленных от поднятых болот низменности в Англии и Уэльсе, только, те от Линдоу Мосса и останков Уорсли Мэна выжили, вместе с обувью от другого тела. У оставления есть диапазон дат от раннего 1-го до 4-х веков. Расследование других тел полагается на современные описания открытия.
Вещественные доказательства позволяют общую реконструкцию того, как Человек Lindow был убит, хотя некоторые детали обсуждены, но они не объясняют, почему он был убит. В Северо-западной Англии есть мало доказательств религиозной или ритуальной деятельности в период Железного века. То, что действительно переживают доказательства, обычно находится в форме артефактов, восстановленных от трясин торфа. Последние похороны Железного века в регионе часто принимали форму присевшего погребения, иногда с личными украшениями. Хотя датированный к середине 1-го века н. э., тип похорон Человека Lindow был более распространен в доисторическом периоде. В последней половине 20-го века ученые широко полагали, что болотные тела, демонстрирующие повреждения шеи или главной области, были примерами ритуальной жертвы. Болотные тела были связаны с германскими и кельтскими культурами, определенно имея отношение к главному вероисповеданию.
Согласно Brothwell, Человек Lindow – один из самых сложных примеров «излишества» в болотном теле, и возможно имеет ритуал, означающий, поскольку это было «экстравагантно» для прямого убийства. Археологи Джон Ходжсон и Марк Бреннэнд предполагают, что болотные тела, возможно, были связаны с религиозной практикой, хотя есть подразделение в академическом сообществе по этой проблеме. В случае Человека Lindow ученые дебатируют, было ли убийство убийством или сделанный как часть ритуала. Энн Росс, эксперт по религии Железного века, предложила, чтобы смерть была примером человеческой жертвы и что «тройная смерть» (горло сократилось, задушенный и ударенный по голове) была предложением нескольким различным богам. Широкий диапазон дат для смерти Человека Lindow (2 до н.э к 119 н. э.) означает, что он, возможно, встретил свой упадок после того, как римляне завоевали северную Англию, в 60-х н. э. Как римляне человеческая жертва вне закона, такой выбор времени открыл бы другие возможности. Это заключение было подчеркнуто историком Рональдом Хаттоном, который бросил вызов интерпретации жертвенной смерти. Коннолли предполагает, что, поскольку Человек Lindow был найден голым, он, возможно, был жертвой сильного грабежа.
Джой сказала,
«Жюри действительно все еще отсутствует на этих телах, были ли они аристократами, священниками, преступниками, посторонними, пошли ли они охотно в их смертельные случаи или были ли они выполнены – но Lindow был очень отдаленным местом в те дни, маловероятным местом для засады или убийства».
Что было в меню?
По сути, ученым, в руки которых попадают болотные мумии, приходится выступать в роли детективов. То есть им нужно установить причину смерти, мотив «преступления», а также собрать «улики» — самые различные сопутствующие мумифицированному трупу артефакты. Обязательно проводится вскрытие древних тел, после чего по совокупности собранных фактов создается «история» каждой такой мумии.
Например, изучение содержимого пищеварительных трактов дало возможность выяснить, чем эти древние люди питались, по крайней мере, незадолго до своей смерти. Так, известный человек из Толлунда ел кашу из 40 видов зерна и семян. А судя по мелким костям в желудке человека из Гроболла тот незадолго до смерти ел мясо.
Помог в этом и анализ состава сохранившихся волос. По нему, например, выяснили, что человек из Клоникавана ел много овощей, а значит, умер, скорее всего, летом. Необходимо отметить, что, хотя болотные люди и имеют черный цвет кожных покровов и рыжие волосы, неграми они не были. Причина таких резких цветовых изменений заключается в специфическом воздействии торфа.
Сколько лет “людям из болота”?
Египетских мумий насчитываются многие тысячи (имеются в виду мумии людей, поскольку тех же мумифицированных кошек считают на тонны!) но в торфяных болотах Европы также было обнаружено более тысячи мумифицировавшихся в торфе тел. Нужно сказать, что ряд мумий практически не был затронут процессом разложения, хотя остальные сохранились намного хуже. Как правило, на них натыкались местные рабочие, которые болотах добывали торф. Вот почему многие из этих находок оказались потерянными для науки — по невежеству люди просто не сообщали о них куда следовало.
Современными методами радиоуглеродного анализа удалось выяснить, что найденные мумии принадлежат людям, которые жили 2000-2500 лет тому назад, но есть и находки большей древности, скажем, это “женщина из Кельбьерга”, умершая около 8000 года до н. э. Интересно, что цвет кожи у большинства из этих мумий черный, а волосы рыжие. Но… это не негры. Таковы особенности консервирующего воздействия торфа на человеческие ткани и волосы.
О самых известных “болотных телах”
На первом месте находится “человек из Толлунда”, умерший примерно в IV веке до н. э., и обнаруженный в 1950 году при разработке торфяного болота в Толлунде вблизи Силькеборга в Ютландии в Дании. Возможно, это самая хорошо сохранившаяся “болотная мумия”, пусть даже сегодня в музее города Силькеборга экспонируется только ее голова, присоединенная к макету тела (которое сохранить в целости, увы, не удалось).
Изучая находку, ученым удалось выяснить, что “человек из Толлунда” имел рост всего лишь 162 сантиметра. Мозг и прочие внутренние органы сохранились у него очень хорошо, а его возраст к моменту смерти был равен примерно 40 годам.
“Человека из Гроболла” также нашли 1952 года вблизи от Силькеборга в Дании. Считается, что умер он около 290 года до н. э. в возрасте 30 лет и имел рост 175 сантиметров. Останки “человека из Гроболла” сегодня экспонируются в музее в датском городе Орхус и являются его главнейшей достопримечательностью.
“Женщина из Кёльбьерга”, найденная в 1941 году, является древнейшей из “болотных мумий”. Это, к тому же, самая ранняя из находок древних людей на территории Дании. Считается, что жила она в эпоху Маглемозе, то есть около 8000 лет до н. э. Останки женщины экспонируются в городском музее в Оденсе.
Тело “женщины из Харальдскера” нашли еще в 1835 году, также во время добычи торфа. Эта находка, причем в хорошей сохранности, на сегодня одна из самых ранних найденных болотных мумий, которые попали в руки к археологам. Находится она в богато украшенном застекленном саркофаге в церкви святого Николая в центре города Вайле в Дании. Врачи выяснили, что умерла она в возрасте около 50 лет, и не имела признаков старческих заболеваний, которые столь часто можно встретить у пожилых людей. Скорее всего она стала жертвой для какого-то ритуального жертвоприношения.
В Дании все эти находки являются “гвоздем” экспозиций многих городских музеев в небольших городках, куда бы иначе никто из туристов особо и не заглянул. А так здесь всегда людно, ведь интересно же взглянуть на тело человека, пролежавшего в торфянике более двух тысяч лет, а то даже и больше!
Происхождение термина
Слово «болото» имеет древнее балто-славянское происхождение. Этот корень встречается во всех древних и современных балто-славянских языках. Например, хорв. Blato (грязь), чеш. Bláto (шлам). В славянских языках с полногласием (русский, украинский, белорусский и др.) звучит в виде болото, в других славянских и балтийских языках, в том числе в старославянском как «блато», «балто». Примечательно что в результате долгих языковых контактов славян с восточно-романским населением слово baltă «топь» вошло в румынский и молдавский языки, в том числе в топонимы. С ними вместе была заимствована и другая лексика, относящаяся к воде (lúncă, zăvoi, smârc («болото») от слова «сумрак», ostrov, lótcă и др.).
Согласно словарю Фасмера, слово имеет славянское происхождение и родственно литовскому слову báltas (белый). В то же время родственность английскому слову pool (лужа, прудик) ставится под сомнение.
Открытие
Год спустя дальнейшее открытие было сделано в Линдоу Моссе, просто к юго-западу от Женщины Линдоу. 1 августа 1984 Энди Мулд, который был вовлечен в открытие Линдоу Уомена, взял то, что он думал, был кусок дерева от лифта кромсающей торф машины. Он бросил объект в Эдди Слэка, его коллегу. Когда это поразило землю, торф упал с объекта и показал его, чтобы быть человеческой ногой. Полиция была вызвана, и нога была устранена для экспертизы. Рик Тернер, Археолог округа Чешир, был уведомлен относительно открытия и преуспелся нахождение остальной части тела, которое позже стало известным как Линдоу Мэн. Некоторая кожа была выставлена и начала распадаться, так чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение тела, это было восстановлено с торфом. 6 августа были выполнены полные раскопки блока, содержащего оставление. Пока это не могло быть датировано, это было перемещено в Окружную Больницу общего профиля Макклсфилда для хранения. Поскольку тело Малики Реин-Бардта все еще не было найдено, о нем думали возможное, что тело могло бы быть ее, пока оно не было полно решимости быть мужчиной и датированным радиоуглеродом. Владельцы земли, на которой Линдоу Мэн был найден пожертвованным тело британскому Музею, и 21 августа это транспортировалось в Лондон.
В то время, тело было названо «Пит Марш» (игра слов на «болоте торфа») радиологами Больницы Миддлсекса, имя, впоследствии взятое местными журналистами, как был подобный «Пит Богг» (игра слов на «трясине торфа»). О находке объявили прессе в течение второй недели расследования. Как лучшее сохраненное болотное тело, найденное в Великобритании, ее открытие вызвало внутреннюю сенсацию СМИ и получило глобальное освещение. Зажигая волнение в археологическом сообществе страны, которое долго ожидало такую находку, она была провозглашена как одно из самых важных археологических открытий 1980-х. Документальный фильм Q.E.D. о Человеке Lindow, переданном Би-би-си в 1985, привлек 10 миллионов зрителей.
Официальное название Линдоу Мэна – Линдоу II, поскольку есть другие находки из области: Линдоу I (Линдоу Уомен) обращается к человеческому черепу, Линдоу III к «фрагментированному безголовому телу» и Линдоу IV к верхей части бедра взрослого мужчины, возможно тот из Линдоу Мэна. После открытия Линдоу Мэна не было никаких дальнейших археологических раскопок в Линдоу Моссе до 1987. Большая часть кожи была найдена рабочими на лифте 6 февраля 1987. В этом случае полиция оставила расследование археологам. Более чем 70 частей были найдены, составив Линдоу III. Хотя кость не была также сохранена как тот из Линдоу Мэна, другие ткани, пережившие в лучшем условии. Заключительное открытие было открытием Линдоу IV 14 июня 1988. Часть левой ноги и ягодиц была найдена на лифте от места просто к западу от того, где Линдоу Мэн был найден. Почти три месяца спустя, 12 сентября, правое бедро было обнаружено в торфе на ведре землеройной машины. Близость мест открытия, вместе с фактом, что оставление, как показывали, прибыло от взрослого мужчины, означает, что Линдоу IV – вероятно, часть Линдоу Мэна.
Роль болот
Болота играют важную роль в образовании истоков рек и управлении водным режимом больших территорий поверхности Земли.
Болота препятствуют развитию парникового эффекта. Их, в не меньшей степени, чем леса, можно назвать «лёгкими планеты». В течение одного года гектар болота поглощает из воздуха в 7-15 раз больше чем гектар леса углекислого газа: 550—1800 кг и выделяет в 7-15 раз больше кислорода: 260—700 кг. Дело в том, что реакция образования органических веществ из углекислого газа и воды при фотосинтезе по суммарному эффекту противоположна реакции окисления органических веществ при дыхании, и поэтому при разложении органики углерод, связанный до этого растениями, выделяется назад в атмосферу (в составе углекислого газа в основном за счёт дыхания бактерий). Один из главных процессов, способных уменьшить содержание углекислого газа в атмосфере — это захоронение неразложившейся органики, что и происходит в болотах, образующих залежи торфа, трансформирующегося затем в каменный уголь. (Другие подобные процессы — отложение карбонатов (CaCO3 , MgCO3) на дне водоёмов и химические реакции, протекающие в земной коре и мантии). Поэтому практика осушения болот, осуществлявшаяся на протяжении всей истории человеческой цивилизации, с точки зрения экологии в некоторых случаях может быть разрушительна для среды обитания.
С другой стороны, болота являются одним из источников бактериального метана (одного из парниковых газов) в атмосфере. В ближайшем будущем ожидается увеличение выделения болотного метана в атмосферу из-за таяния болот в районах вечной мерзлоты.
Болота — естественные фильтры воды, поглощающие токсичные элементы и санитары агроэкосистем благодаря тому, что пыль имеет тенденцию двигаться в сторону низкой температуры. В течение года гектар болота поглощает до 3 т пыли.
На болотах растут ценные растения (голубика, клюква, морошка). В болотах Карелии урожайность болот составляет до 200 кг клюквы и 700 кг морошки с гектара.
Болота являются местом обитания водоплавающих и пушных зверей.
Торф используют в медицине (грязелечение), как топливо, удобрение в сельском хозяйстве, корм для сельскохозяйственных животных, сырьё для химической промышленности.
Торфяные болота служат источником находок для палеобиологии и археологии — в них находят хорошо сохранившиеся остатки растений, пыльцу, семена, тела древних людей.
Для последних болотная руда была сырьём для изготовления железных изделий.
Литература
- Березина Н.А. и др. Мир зелёного безмолвия (болота: их свойства и жизнь). — М.: Мысль, 1983. — 159 с.
- Боч М.С., Мазинг В.В. Экосистемы болот СССР. — Л.: Наука, 1979. — 188 с.
- Елина Г.А., Лопатин В.Д. Многоликие болота. — Л.: Наука, 1987. — 192 с. — (Человек и окружающая среда).
- Кац Н.Я. Болота земного шара. — М.: Наука, 1971. — 295 с.
- Кирюшкин В.Н. Формирование и развитие болотных систем. — Л.: Наука, 1980. — 88 с.
- Лисс О.Л., Астахова В.Г. Лесные болота. — М.: Лесная промышленность, 1982. — 128 с.
- Хейкурайнен Л. Болота / Пер. с фин. Л.В. Блюдника. — М.: Лесная промышленность, 1983. — 41 с.
- Энциклопедические статьи
- // Большая российская энциклопедия. Том 3. — М., 2005. — С. 733—736.
- Болота // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Том 4. — СПб., 1891. — С. 308—311.
Примечания
- ↑ .
- ↑
- Goulding, M. (1980). The Fishes and the Forest: Explorations in Amazonian Natural History. Berkeley, CA: University of California Press[нет в источнике]
- Lowe-McConnell, R. H. (1975). Fish Communities in Tropical Freshwaters: Their Distribution, Ecology and Evolution. London: Longman
- L.H. Fraser and P.A. Keddy (eds.). 2005. The World’s Largest Wetlands: Ecology and Conservation. Cambridge University Press, Cambridge, UK. 488 p.
- ↑ Марк Софер. О болотах с уважением и любовью // Наука и жизнь. — 2018. — № 7. — С. 2—12.
- С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е. — СПб.: Норинт, 1998.
- Географический энциклопедический словарь / Гл. редактор А.Ф. Трешников. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — 432 с. — 100 000 экз.
- ↑ Четырёхъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии / Составитель И.С. Щукин. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 703 с. — 55 000 экз.
- С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е. — СПб.: Норинт, 1998.
- Кац Н.Я. О типах олиготрофных сфагновых болот Европейской России. — 1928. — 60 с.
- .
- Васюганское болото (природные условия, структура и функционирование) (под ред. Л. И. Инишевой). — Томск: ЦНТИ, 2000. — 136 с
- Богдановская-Гиенэф, И. Д. Закономерности формирования сфагновых болот верхового типа. На примере Полистово-Ловатского массива. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1969. — 186 с.
- ↑ Шлионская Ирина_Энциклопедия нечистой силы. — Geleos Publishing House, 2006. — 320 c Тираж 5000 ISBN 5-8189-0527-6, ISBN 978-5-8189-0527-3 с.
-
Болото / Н. И. Толстой // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 228—229. — ISBN 5-7133-0704-2.
Ритуальное убийство в Гроболла (290 до н. э.–310 н.э.)
Человек из Гроболла / wikimedia
Рабочие наткнулись на тело “человека из Гроболла” в 1952 году, когда добывали торф в датском болоте. Мужчина будто бы сидел в торфянике и медитировал. Впрочем, по умиротворенному лицу “человека из Гроболлы” и не скажешь, насколько страшной была его смерть. Ученые считают, что его казнили – поставили на колени, откинули голову назад и перерезали горло от уха до уха.
В отличие от “Олд Крогана”, “Гроболла” был не из знатного рода: в желудке 25-летнего мужчины нашли остатки пищи бедных – грубо измельченной зерновой каши. Недавние исследования костей мертвеца также показали, что у него была задержка роста (были обнаружены линии Харриса – признак повышенной плотности костной ткани). Возможно в детстве он испытывал сильный стресс и недоедал.
Археологи до сих пор не сошлись во мнении, при каких обстоятельствах погиб мужчина. В его желудке были найдены следы галлюциногенного гриба спорыньи – в наши дни из него синтезируют наркотик ЛСД. По мнению некоторых ученых, это, наряду со страшными ранами, свидетельствует о ритуальном убийстве. Другие настроены скептически – по их мнению, найденной в желудке спорыньи недостаточно, чтобы вызвать галлюцинации.
Клоникаванский человек
Еще одно болотное тело найдено в Англии в 2003 году в болотах местности Клоникаван в графстве Мит в Ирландии.
Мумия сохранилась настолько хорошо, что сначала ею занимались полицейские судмедэксперты. Потом выяснилось, что возраст тела около 2300 лет, и находку передали ученым.
Мумия интересна прежде всего тем, что волосы на ее голове были уложены с помощью своеобразного «геля для волос», в состав которого входили ингредиенты, подтверждающие, что торговля между Ирландией и Южной Европой велась уже тогда. За некоторые характерные черты во внешности мумию прозвали Дэвидом Бэкхемом.
Клоникаванский человек. Мумия и реконструкция облика (ниже)
Мальчик из Кайхаузена (500-100 до н. э.)
В 1922 году рабочие, добывавшие торф неподалеку от Кайхаузена, нашли на немецком болоте останки восьмилетнего мальчика. Тело было завернуто в шерстяной плед и плащ из телячьей кожи. Рабочие погрузили мертвеца на тачку и отвезли в местный музей естественной истории.
“Мальчик из Кайхаузена” – один из немногих детей, найденных в торфяных болотах – умер от нескольких ударов кинжалом в шею. Ребенок пытался закрыться рукой, о чем свидетельствуют порезы на кистях. Убийцы связали мальчику руки за спиной и завернули его в плащ из телячьей кожи.
Рентген показал, что “мальчик из Кайхаузена” с трудом ходил без посторонней помощи – у него была сломана шейка бедра. Также у него была задержка роста из-за недоедания или болезни.
В своей книге «Погребенная душа» британский антрополог Тимоти Тейлор предполагает, что мальчик из Кайхаузена был предсказателем будущего. В железном веке считалось, что калеки обладают сверхъестественными способностями, и едва ли они могли справиться с другой работой. Однако в те времена царили суровые нравы. Вполне возможно, что ребенок поплатился своей жизнью за несбывшееся предсказание.