No Image

Международные миротворческие операции: суть, примеры, особенности

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Как появилась эта организация?

Предпосылки к созданию ООН появились в ходе Второй Мировой войны. Они были обусловлены тем, что Лига Наций, обязанная обеспечить сохранение мира, не справилась со своей задачей. В ходе Ялтинской конференции лидеры союзных держав Ф. Рузвельт (США), У. Черчилль (Великобритания) и И. Сталин (СССР) заявили о своём желании основать новую международную организацию, целью которой будет поддержание мира. Весной того же года представители 50 государств прибыли в Сан-Франциско для обсуждения устава будущего международного института. Он был принят 25 июня 1945 года единогласным голосованием.

Первым генеральным секретарём новой организации стал английский дипломат Глэдвин Джебб. Юридически он был исполняющим обязанности, поэтому несколько месяцев спустя на этом посту его сменил норвежский министр Трюгве Ли. Изначально членами ООН стали 50 государств, среди которых были Бельгия, Бразилия, Великобритания, Дания, Канада, США, СССР (и в отдельном порядке БССР и УССР), Турция и Польша. Впоследствии членство в организации получили ещё 142 государства, и сейчас насчитывается 193 страны, состоящих в организации.

Виды

Группы, состоящие из небольших контингентов военных или гражданских созерцателей, которым поручено следить за прекращением огня, выводом войск или другими условиями, изложены в профессиональном соглашении, как правило, безоружны, и им в первую очередь поручено наблюдать и сообщать о происходящем. Таким образом, они не обладают способностью или мандатом на вмешательство в случае отказа любой из сторон от соглашения. Примеры миссий по наблюдению включают КМООНА II в Анголе в 1991 году и МООНРЗС в Западной Сахаре.

Межпозиционные миссии, также известные как традиционные миротворческие силы, представляют собой более крупные контингенты легко вооруженных войск, призванные служить буфером между воюющими группировками после конфликта. Таким образом, они являются зоной между двумя сторонами и могут отслеживать и сообщать о соблюдении любой из них. Но только строго по параметрам, которые установлены в этом соглашении о прекращении огня. Примеры включают КМООНА III в Анголе в 1994 году и МИНУГУА в Гватемале в 1996.

Многоплановые миссии выполняются военным и полицейским персоналом. В них они пытаются создать надежные и всеобъемлющие поселения. Они не только выступают в качестве наблюдателей или выполняют межпозиционную роль, но и участвуют в более многогранных задачах, в таких как надзор за выборами, реформа полиции и сил безопасности, институциональное строительство, экономическое развитие и многое другое. Примеры включают ЮНТАГ в Намибии, МНООНС в Сальвадоре и ЮНОМОЗ в Мозамбике.

Миссии по принуждению к миру в отличие от предыдущих не требуют согласия воюющих сторон. Это многоплановые операции с участием как гражданского, так и военного персонала. Боевые силы значительны по размеру и достаточно хорошо оснащены миротворческими стандартами ООН. Они уполномочены использовать оружие не только для самообороны. Примерами могут служить ЭКОМОГ и МООНСЛ в Западной Африке и Сьерра-Леоне в 1999 году, а также операции НАТО в Боснии — СВС и СФОР.

Как узнать особый контингент?

Несмотря на благородную миссию по принципам миротворчества, силы ООН состоят из вооруженного контингента. Создают их страны, принадлежащие к членам организации. Выделяют подобные группировки по решению СБ, когда происходит вооруженный конфликт между странами, противоречащий международному праву. При условии, что принимались меры воздействия на воюющие стороны экономические и политические, но они не принесли благоприятного результата.

Примером участия многонациональных формирований служат проведенные ими многолетние операции в районах:

  1. Африки.
  2. Азии.
  3. Европы.
  4. Ближнего Востока.

Миротворцы носят отличительное военное одеяние своей страны с эмблемой ООН. Обязательный атрибут – это голубой берет, он символизирует особую миссию. Без наличия голубых касок не проводится ни одна операция.

Общая характеристика и направления миротворческой деятельности ООН

ООН созданная в 1945 году, пришла на смене Лиге Наций и преследует те же основные цели, что и предыдущая международная организация – предотвращение нового мирового конфликта, а также осуществление попыток мирного урегулирования локальных конфликтов и противоречий между странами.

Миротворческая деятельность ООН осуществляется по различным направлениям. В качестве основных из них можно назвать:

  • проведение конференций по ограничению и запрету вооружений, и поддержка исполнения их решений государствами мира;
  • борьба с незаконной торговлей и распространением оружия;
  • функционирование ООН в качестве переговорной площадки для поиска мирных решений межнациональных конфликтов и противоречий;
  • проведение операций по обеспечению мира и безопасности в зоне конфликта;
  • содействие миротворческих сил ООН нормальному протеканию политических и гражданских процессов в странах с нестабильностью, организации и развитию полицейских сил.

Дипломатическая деятельность ООН носит профилактический характер, она ориентирована на общее снижение напряженности в мире, а также на противодействие таким факторам возбуждения насилия и вооруженных действий как активность преступных группировок и легкодоступность оружия. Однако несмотря на высокое значение данной работы, вооруженные конфликты в мире продолжают происходить, что требует привлечения миротворческого контингента ООН.

ООН не имеет собственных вооруженных сил, организацией используется воинский контингент, предоставляемый странами-участниками для привлечения к той или иной миссии организации, что негативно сказывается на оперативности его развертывания. Решение о создании миротворческой миссии и использовании воинского контингента принимается соответствующей резолюцией Совета Безопасности ООН, что требует согласия всех ее постоянных членов. Ни Генеральный Секретарь, ни Генеральная Ассамблея не имеют подобного права, что делает действия ООН, отчасти зависимым от политических интересов постоянных членов СБ.

До 1970 года миротворческий контингент ООН преимущественно комплектовался из военных западных стран, в следствии чего возникали закономерные сомнения в их беспристрастности в текущих конфликтах, однако после 70-х годов ООН все чаще начинает привлекать воинские силы социалистического блока.

Россия в миротворческих операциях

8 марта 1992 года по решению Верховного совета России 900 российских миротворцев были направлены в состав сил ООН в бывшей Югославии. В 1996 году контингент достиг максимальной численности в 1600 человек (из них — 1340 в Боснии и Герцеговине). Вывод российских миротворцев из Боснии завершился 14 июня 2003 года. За время операций в Хорватии и Боснии погибли 22 российских военнослужащих.

25 июня 1999 по решению Совета Федерации РФ в Косово было направлено 3600 миротворцев. К тому времени там уже находилось 400 российских военных из числа контингента в Боснии и Герцеговине, которые совершили марш-бросок в Приштину и вошли туда 12 июня 1999 года Миссия продлилась до 24 июля 2003 года. За время пребывания в Косово погибло 12 российских миротворцев.

7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.

  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 — 40 человек в Бурунди. Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан. В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана.

1 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Указ О направлении воинского формирования Вооружённых сил РФ для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР». Речь шла о направлении в район её проведения четырёх российских транспортных вертолётов Ми-8МТ и до 200 военнослужащих. На 10 марта 2009 года в миротворческой операции в Республике Чад и ЦАР участвовало 100 российских военнослужащих и 4 вертолёта Ми-8МТ. В декабре 2010 года российские войска, согласно указу президента, покинули территорию Чада и ЦАР.

Кроме российских воинских формирований, в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры — военные наблюдатели, которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года.

В рамках заключённого трёхстороннего Соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе, 10 ноября 2020 года Россия направила миротворцев в Нагорных Карабах. В зоне армяно-азербайджанского конфликта создан Российский миротворческий контингент, основу которого составляют военнослужащие 15-й отдельной мотострелковой бригады (миротворческой).

Вопрос собственной безопасности

Для России участие в миротворческой деятельности сегодня — во многом вопрос собственной безопасности. Ряд регионов с повышенной напряжённостью находится в непосредственной близости от нашей страны или напрямую граничит с Россией. В частности, речь идёт о гражданском конфликте в Донбассе.

Россия уже неоднократно предлагала разместить миротворческий контингент на линии разграничения сторон. Ввод миротворцев позволил бы начать процесс мирного урегулирования на востоке Украины. Однако Киев не согласен с таким сценарием.

«Россия одной из первых предложила ввести миротворческий контингент в район конфликта в Донбассе», — подчеркнул в беседе с RT эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Посреднические услуги

С момента своего создания Организация Объединенных Наций играет исключительно важную роль в посреднических усилиях по урегулированию межгосударственных и внутригосударственных конфликтов на всех их этапах: до их перерастания в вооруженный конфликт, после вспышки насилия и в ходе осуществления мирных соглашений. Добрые услуги и посреднические действия осуществляются Генеральным секретарем и его представителями и посланниками по просьбе сторон, по инициативе Генерального секретаря или в ответ на просьбу Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. В 1992 году в целях оказания помощи в этой работе был создан Департамент по политическим вопросам. В 2019 году в состав ДПВ вошло Управление по поддержке миростроительства (УПМС) и таким образом был создан Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ).

Успешное посредничество в урегулировании конфликтов предполагает наличие надлежащей системы поддержки, с тем чтобы оказывать посланникам кадровую помощь и консультативные услуги, а также обеспечивать, чтобы в ходе переговоров имелись все необходимые логистические и финансовые ресурсы. В течение последних нескольких лет Организация Объединенных Наций, действуя при весомой поддержке Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства, сумела существенно усовершенствовать свои возможности по оказанию такого рода содействия, как в рамках своих собственных посреднических усилий, так и усилий организаций-партнеров.

Группа поддержки посредничества (ГПП) в структуре ДПВМ, которая была создана в 2006 году, тесно взаимодействует с региональными отделами Департамента в деле планирования и поддержки посреднической деятельности на местах. В рамках своей деятельности ГПП оказывает консультативную, финансовую и логистическую поддержку мирным процессам; способствует укреплению посреднического потенциала региональных и субрегиональных организаций, а также служит местом хранения информации, стратегий и руководящих указаний, извлеченных уроков и передового опыта в области посредничества.

Департамент руководит работой созданной в 2008 году Резервной группы экспертов по вопросам посредничества Организации Объединенных Наций — группы экспертов «по первому требованию», которые могут быть направлены для оказания помощи посредникам на местах. Члены этой Группы оказали помощь в проведении многих переговоров и имеют экспертный опыт и знания в вопросах, касающихся разделения властных полномочий, эксплуатации природных ресурсов и конфликтов, разработки конституции, прекращения огня и мероприятий по обеспечению безопасности, а также гендерных вопросов в той степени, в какой они связаны с конфликтными ситуациями. Члены Резервной группы способны выдвигаться по первому требованию, с тем чтобы содействовать работе посредников как Организации Объединенных Наций, так и других организаций на глобальном уровне или осуществлять анализ и предоставлять консультативную помощь в рамках дистанционного обслуживания. При поддержке доноров Департамент также создал фонд быстрого реагирования, с тем чтобы иметь возможность приступать к посредническим действиям в короткие сроки. Перспективное планирование и наличие ресурсов являются одним из ключевых факторов эффективного посредничества на ранних этапах возникновения кризисных ситуаций.

ДПВМ будет оказывать поддержку Консультативному совету высокого уровня по вопросам посредничества, созданному Генеральным секретарем Антониу Гутерришем в сентябре 2017 года. В состав Совета входят 18 человек — действующие и бывшие мировые лидеры, старшие должностные лица и видные эксперты; они будут поддерживать конкретные посреднические усилия во всем мире, опираясь на свой уникальный опыт, знания и обширные связи.

ДПВМ также разработал и обслуживает онлайновый портал по вопросам посредничества под названием «UN Peacemaker» (веб-сайт по вопросам миротворческой деятельности). Этот портал предназначен для специалистов в области миротворчества и содержит обширную базу данных, включающую более 750 мирных соглашений, различные руководства и информацию о посреднических услугах Организации Объединенных Наций.

Превентивная дипломатия

Видение Генерального секретаря, предусматривающее сосредоточение деятельности Организации по обеспечению мира и безопасности на предотвращении, а также активизацию дипломатических усилий в интересах мира, вновь подтверждает первоначальную миссию ООН. Организация Объединенных Наций привержена цели перехода от культуры реагирования к культуре предотвращения.

Превентивная дипломатия означает принятие дипломатических мер с целью предотвращения перерастания споров в конфликты и ограничения распространения конфликтов после их начала. Хотя превентивная дипломатия осуществляется в разных формах и в рамках различных форумов как в государственном, так и в частном секторах, наиболее распространенным действием в рамках превентивной дипломатия является работа дипломатических посланников, направляемых в кризисные районы с целью содействия диалогу, достижению компромисса и мирной разрядке напряженности. Превентивная дипломатия может также включать в себя действия Совета Безопасности, Генерального секретаря и других заинтересованных сторон, направленные на предотвращение применения насилия в критические моменты.

Генеральный секретарь оказывает сторонам в конфликте свои «добрые услуги» как лично, так и через дипломатических посланников, которых он направляет в районы напряженности в различных частях мира. Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ) является основной вспомогательной структурой в реализации этих усилий, проводя анализ конфликтных ситуаций, планируя и поддерживая деятельность посланников мира и руководя работой более десятка полевых политических миссий, которые служат важнейшими площадками для осуществления превентивной дипломатии. Из всех этих миссий региональные отделения, деятельность которых охватывает Центральную Африку, Западную Африку и Центральную Азию, наделены конкретными мандатами на осуществление превентивной дипломатии и укрепление потенциала государств и региональных субъектов в целях устранения источников напряженности мирными средствами. Задачи превентивной дипломатии также часто реализуются в контексте деятельности миссий по поддержанию мира.

Совет Безопасности как орган Организации Объединенных Наций, на который возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности, также играет исключительно важную роль в оказании поддержки превентивным действиям. В последние годы Совет более активно и гибко занимается решением возникающих проблем до того, как они официально включаются в повестку дня Совета. В рамках своей деятельности Совет способен направить мощный сигнал в стремлении содействовать предотвращению насилия и созданию условий для превентивных действий, в том числе со стороны Генерального секретаря.

Работа Организации Объединенных Наций в области предотвращения конфликтов выходит далеко за рамки традиционной превентивной дипломатии. В этой работе участвует большое число учреждений Организации Объединенных Наций, действующих в самых разных соответствующих областях, включая, в частности, искоренение нищеты и содействие развитию, осуществление прав человека и обеспечение верховенства права, проведение выборов и создание демократических институтов, а также контроль над стрелковым оружием.

Подбор персонала для миротворческих операций

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

5. Миссия ООН в Сьерра-Леоне

В 1990-м году лидер Ирака Саддам Хусейн обвинил Кувейт в незаконном присвоении приграничного нефтяного месторождения и полученных в результате продажи нефти доходов. Ирак призвал Кувейт простить государственный долг и выплатить в качестве компенсации $2,5 млрд, и в ответ на отказ в Кувейт вторглись иракские танковые войска. Началась война, продолжавшаяся всего два дня — за это время армия Кувейта была разгромлена, а сам Кувейт перешёл под контроль Ирака.

В ответ на вторжение иракских войск ООН немедленно приняла резолюцию и призвала иракское правительство вывести свои войска с территории Кувейта. Если же Ирак не выполнит требования в установленный срок, ООН пригрозила вмешаться и использовать для стабилизации ситуации в Кувейте все доступные ей средства. Ирак выполнить требования отказался, и в январе силы союзных Кувейту войск атаковали иракские территории с воздуха. В конце февраля иракским войскам пришлось покинуть территорию Кувейта, а в апреле 1991-го года Совет Безопасности ООН принял ещё одну резолюцию о прекращении огня и скорейшем окончании конфликта, вступившую в силу после официального согласия с выдвинутыми условиями иракского правительства.

После этого ООН направила группу наблюдателей на границу Ирака и Кувейта, в состав которой входило 300 военных наблюдателей: задачей миссии было наблюдение за окончательным выводом с территории Кувейта оставшихся там иракских войск. Надо отметить, что силы ООН были безоружны и могли способствовать окончательному погашению конфликта только путём мирных переговоров. Но в апреле ввиду чрезвычайных обстоятельств ООН ввела на охраняемые территории мотопехотный батальон.

Благодаря предпринятым усилиям, обстановка в регионе оставалась спокойной до 2003-го года, что позволило свести жертвы войны к минимуму. На протяжении всего этого периода миссия ООН оказывала поддержку Кувейту по возвращению его имущества, а также по переселению иракских беженцев обратно в Ирак. В 2003-м году, когда конфликт был официально завершён, ООН отозвала военных наблюдателей и миротворческие войска, а в Ираке на какое-то время воцарился мир.

Миротворческие миссии ООН

Миротворческие миссии ООН могут протекать в двух форматах – это миссия наблюдения, в которой участвуют безоружные международные наблюдатели ООН, главная задача которых это наблюдение за выполнение сторонами условий соблюденных договоренностей о режиме прекращения огня, а также миссии по разведению огня.

Миротворческий контингент ООН использует только легкое вооружение, он не ведет активных боевых действий, а разделяет противоборствующие стороны и применяет силу исключительно в целях самообороны. Миротворцы ООН используют форму своих национальных армий их объединяющим элементов служит использование голубых беретов или касок с эмблемой ООН.

Более чем за 70 лет миротворческой деятельности ООН было осуществлена 71 миротворческая операция 13 из которых действуют по настоящее время:

  • ОНВУП на Ближнем Востоке (арабо-израильский конфликт) с 1948 года;
  • ГВНООНИП на границе Индии и Пакистана с 1949 года;
  • ВСООНК на Кипре с 1964 года;
  • СООННР на границе Израиля и Сирии с 1974 года;
  • ВСООНЛ на границе Израиля и Ливии с 1978 года;
  • МООНРЗС в Западной Сахаре с 1991 года;
  • МООНК в Косово с 1999 года;
  • ЮНАМИД в Дарфуфе с 2007 года;
  • МООНСДРК в Конго с 2010 года;
  • ЮНИСФА в Абьее с 2011 года;
  • МООНЮС в Южном Судане с 2011 года;
  • МИНУСМА в Мали с 2013 года;
  • МИНУСКА в Центрально Африканской Республике с 2014 года.

За прошедшее время миротворческой работы ООН серьезно изменился ее характер и задачи. Если в период «холодной войны» ООН занималась урегулированием прежде всего межгосударственных конфликтов, которые не редко были связаны с идеолого-политическим противостоянием враждебных блоков, которые так или иначе стремились к их завершению, то начиная с середины 80-х годов характер конфликтов изменился на преимущественно межнациональный, в том числе в рамках одного государства, а также значительно возросло их количество, как и число создаваемых миссий.

В связи с неэффективностью принимаемых ООН мер на фоне таких шокирующих событий как гражданская война в Югославии, геноцид тутси в Бурунди и т. д. организацией был предпринят ряд мер по расширению финансирования ее миротворческого контингента, увеличению оперативности его развертывания, а также усилило свое взаимодействие в региональными организациями.

2. Миссия ООН в Кот-д’Ивуаре

Кот-д’Ивуар — государство в Западной Африке, получившее независимость от Франции в 1960-м году, и с этого момента до 1999-го года в стране царила политическая стабильность. В отличие от большинства африканских стран, в Кот-д’Ивуаре не было политических диктаторов, а власть переходила к той или иной партии, которых к началу 1990-х годов насчитывалось 50. Так было до тех пор, пока в конце 1990-х годов в конституцию страны не была внесена поправка: отныне на пост президента могли выдвигаться только кандидаты, которые являлись ивуарийцы по рождению, а не по натурализации. Таким образом, все люди, рождённые в смешанных браках, исключаются из возможной борьбы за президентский пост.

Это не позволило партии «Объединение республиканцев» выдвинуть в качестве кандидата в президенты Алласана Уаттару. Выборы были назначены на 2000-й год, и кроме Уаттары был только один кандидат — Анри Конан Бедье.

Эти события послужили причиной беспорядков: в стране прошли массовые демонстрации в знак протеста, имели место вооружённые конфликты гражданского населения с полицией. Регулярная армия также выступила на стороне протестующих, поскольку при нынешнем правительстве не получала жалованье в срок. В итоге мятежниками под руководством генерала Роберта Гея были взяты под контроль ключевые службы столицы Кот-д’Ивуара, но к выборам 2000-го года статья так и не была отменена, и Уаттара не смог выставить свою кандидатуру, что породило ещё одну волну вооружённых конфликтов в стране.

В 2004-м году в конфликт вмешалась ООН: Совет Безопасности направил в страну войска в количестве 6 240 человек для помощи правительству в урегулировании конфликта, а также оказал помощь в объединении расколотой на два лагеря страны. В результате был проведён референдум по вопросу о национальной принадлежности, государство вновь объединилось.

В конце 2010 года в Кот-д’Ивуаре прошли президентские выборы, которые вылились в острый политический кризис и, как следствие, гражданскую войну. Международные организации зафиксировали многочисленные нарушения прав человека с обеих сторон, несколько сотен человек погибло. В ходе совместной операции ООН и французских войск действующий президент был отстранён от власти, новым президентом стал Алассан Уаттара.

Комментировать
0