Введение
4. Платье
Внешность
Черкесы храбрые, бесстрашные и мудрые люди. Очень почитают доблесть, щедрость и великодушие. Самый презренный порок для черкесов — это трусость. Представители этого народа высокие, стройные, с правильными чертами лица, темно-русыми волосами. Женщины всегда считались очень красивыми, отличались целомудрием. Взрослые черкесы были выносливыми воинами и безупречными наездниками, в совершенстве владели оружием, умели сражаться даже в высокогорьях.
Одежда
Основным элементом национального мужского костюма является черкеска, которая стала символом кавказского костюма. Покрой этого предмета одежды не изменился спустя столетия. В качестве головного убора мужчины носили «келпак», пошитый из мягкого меха, или башлык. На плечи надевали бурку из войлока. На ногах носили высокие или короткие сапоги, сандалии. Нательная одежда шилась из хлопчатобумажных тканей. Оружие черкеса — ружье, шашка, пистолет и кинжал. На черкеске по обеим сторонам есть кожаные гнезда для патронов, на поясе крепятся жирницы, сумочка с принадлежностями для очистки оружия.
Одежда черкесских женщин была довольно разнообразной, всегда богато украшалась. Женщины носили длинное платье, сшитое из кисеи или хлопка, короткое шелковое платье бешмет. До замужества девушки надевали корсет. Из головных уборов носили высокие шапки конусообразной формы, украшенные вышивкой, невысокие уборы цилиндрической формы из бархата или шелка, украшенные золотым шитьем. На голову невесты надевали вышитую шапочку, отороченную мехом, которую она должна была носить до рождения первенца. Снять ее мог только дядя супруга со стороны отца, но только в том случае, если он приносил новорожденному щедрые подарки, среди которых был скот или деньги. После вручения подарков шапочку снимали, после молодая мать надевала шелковый платок. Пожилые женщины носили платки из хлопчатобумажной ткани. Из украшений надевали браслеты, цепочки, кольца, разнообразные серьги. Серебряные элементы пришивали к платьям, кафтанам, украшали ими головные уборы.
Обувь производили из кожи или войлока. Летом женщины часто ходили босиком. Сафьяновые красные чувяки могли носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии был вид обуви с закрытым носом, сшитой из плотного материала, на деревянной подошве и небольшим каблуком. Люди из высших аристократических сословий носили сандалии из дерева, выполненные в форме скамеечки, с широким ремешком из материи или кожи.
Достопримечательности города Черкесск
Преимущества маленького городка в том, что все места отдыха и развлечений находятся недалеко друг от друга. При желании можно обойти все достопримечательности за один день.
Основной зоной отдыха является развлекательный центр “Россия”. В этом центре находятся не только бутики, но также кинотеатр “Чарли” и детский лабиринт “Малибу”. “Россия” находится на пересечении ул. Ленина и ул. Умара Алиева. Слева от “России” можно увидеть ресторан “Avenue”. Напротив “России” расположена мэрия города и площадь со светомузыкальным фонтаном.
Светомузыкальный фонтан
Гордостью Черкесска является парковая зона, называемая “Зеленый остров”. В этом парке имеются разнообразные аттракционы, кафе, водоемы для купания, стадион, памятники военного прошлого, также строится музей. Благодаря реконструкции и обновлениям, в этом году появилась сказочная аллея “У лукоморья”.
Выходя из “Зеленого острова”, справа можно увидеть ресторан “Золотой дракон”.
Ресторан Золотой дракон
При желании поесть, можно перекусить в пиццерии “Пицца Хат”, либо в пиццерии ”Verona”. Кстати, возможна доставка пиццы на дом.
Одежда для торжеств
Праздничный костюм шился из блестящей яркой ткани. В особых случаях поверх бешмета надевали черкеску из сукна высшего качества. У нее не было воротника и застегивалась только на талии, подчеркивая стройный стан обладателя. Рукава одежды длинные, ниже уровня кистей, поэтому их часто огибали.
По обеим сторонам груди черкески крепили газырницы. На заметку: газырницы – это небольшие кармашки, в которых хранили специальные деревянные трубочки с зарядами для оружия. Постепенно по назначению использовать перестали, но кармашки сохранили как дань традициям.
Черкеску никогда не носили расстегнутой, обычно с узким поясом. Раньше на нем висело оружие.
Женский традиционный костюм
Французский военный советник А.Фонвиль в XVIII веке так описывал костюм черкешенки: «Поверх широких, суженных книзу, шароваров, надевается длинная белая рубашка из бязи или кисеи, разрезанная на груди, с широкими рукавами и с небольшим стоячим воротничком. По талии рубашка стягивается широким поясом с серебряною пряжкою. Сверх рубашки надевается шелковый бешмет какого-нибудь яркого цвета. Бешмет шьется короче колена, с короткими выше локтя рукавами, полуоткрытый на груди и украшенный продолговатыми серебряными или другими металлическими застежками. На ногах легкие красные, сафьяновые чувяки, обшитые галуном; на голове круглая шапочка, с небольшим околышем из смушек, обложенная серебряным галуном; верх шапочки повит белою кисейною чалмою, с длинными концами, падающими за спину. Из-под шапочки вьются, всегда распущенные по плечам, волосы и придают много прелести костюму и красоте девушки».
В XIX веке костюм черкешенки стал более совершенным и изысканным. На одежде появилась золотая вышивка. Костюм состоял из штанов, корсета, рубашки, кафтанчика с серебряными застежками, верхнего распашного платья (бозцей).
Большой интерес представляют отдельные элементы женского черкесского костюма: шапочки, нагрудные застежки, пояса и пр., зачастую являющиеся настоящими произведениями искусства.
Головным убором девушки и молодой замужней женщины до рождения первого ребенка была шапочка. Шапочки адыгов весьма разнообразны по форме и отделке. Шили их из сукна, бархата или шелка предпочтительно красного цвета; верх их украшали выпуклые или плоские бляхи из серебра, завершавшиеся изображением птички или полумесяца. Эти украшения играли роль оберегов. Девушки могли носить шапочку на рапущенные волосы или косы. Но чаще поверх шапочки накидывали платок или шарф, который закрывал только заднюю половину шапочки, оставляя свободным шарик на макушке.
Борта платья, углы передних пол кафтанчика, нарукавники, донышко и околышек шапочки покрывали вышитые узоры. Особый колорит декору придавало умелое сочетание разнообразных видов и техник золотного шитья и басонных изделий (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески).
Шапочки, нагрудные застежки, золотое шитье:
Другие детали женского костюма:
История
Прототип черкески возможно была распространённым видом одежды у хазар, от которых была заимствована другими народами населявшими Кавказ. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он был сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по канону Хазарской империи, в которой знать народов проживавших в ней, независимо от своей этнической принадлежности одевалась по хазарской моде.
Возможно первое изображение черкески (или точнее её прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах. На серебряном хазарском блюде в сцене единоборства двух богатырей можно увидеть хазарский костюмный комплекс. Он состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки (на одном из персонажей). Особое место в этом ряду занимает костюм как важнейший показатель единства материальной культуры разноязычных народов Хазарского каганата.
В могильнике Мощевая Балка, расположенной на Бескесском плато (бассейн реки Большая Лаба), найдены хорошо сохранившиеся кафтаны сшитые из иранских и китайских тканей, а также серебряные блюдца на которых показаны наряды отдалённо напоминающие черкеску. Костюм показанный на блюдце состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки. В сохранившихся кафтанах были пришиты различные амулеты, а в нагрудных карманах помещены грецкие орехи.
Население оставившее могильник, судя по антропологичным данным и этнографическим аналогиям одежде, вероятно включало аланов и местных горцев (предков адыгов). Мощевое городище связанное с могильником, было важным пунктом северо-кавказского участка Великого шёлкового пути, где происходили смена вьючных животных и отдых до и после перевалов. А привозные вещи (китайские, согдийские, иранские и византийские ткани и орудия) служили средствами натуральной оплаты местному населению за оказанные караванам купеч
Говоря о могильнике Мощевая Балка важно отметить, что это скальный могильник VII—IX BB. в верховьях р
Большая Лаба (левый приток Кубани), у поселка Курджиново в Карачаево -Черкесии. Гробницы, сложенные из каменных плит в естественных или искусственно вытесанных нишах, располагались на террасах с навесами. Благодаря высокогорному климату с его чистым воздухом и отсутствием микроорганизмов в погребениях сохранились дерево, кожа, ткани, а умершие оказались естественным образом мумифицированными.
Описанию костюмных комплексов, найденных в вышеупомянутом могильнике, уделила в своей монографии доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН Доде З. В. В частности исследователь отмечает, что «покрой северокавказских кафтанов соответствовал крою тюркской плечевой одежды. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по тюркскому канону. Следует отметить, что могильник в Мощевой Балке связывается с адыгским этносом. Это подтверждает единство материальной культуры Хазарской империи, в которой знать независимо от этнической принадлежности одевалась по тюркской моде». Так же отмечается тот факт, что «…на широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили одежду практически одинаковой формы: приталенный, расклешенный, распашной кафтан длиной до колен, с характерными отворотами ворота, образующими лацканы. Эти признаки, очевидно, характеризовали и хазарскую одежду. Вероятно, что, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной престижности. Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др. позволяют с документальной точностью реконструировать именно аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его соответствие не столько хазарскому, сколько общетюркскому средневековому комплексу».
Название
Античные авторы называли черкесов зихи и керкеты. Самоназвание народности «адыгэ», о чем даже упоминается в гимне черкесов. Называют они себя так и по сей день. «Черкесы», это иноназвание.
В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.
В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.
Состояние инфраструктуры
Увидев любое объявление о съеме жилья, часто можно заметить “стоимость + коммунальные услуги”. Итак, во сколько же могут обойтись вам эти самые услуги в Черкесске?
В зимний период времени самой дорогой услугой является отопление (от 700 руб. в мес.). При этом, перед тем как снять жилье, нужно заведомо поинтересоваться у владельцев о температуре в квартире зимой. Бывает, что ежемесячно “отстегиваешь” кругленькую сумму за тепло, а в итоге отапливаешь комнаты при помощи электрического обогревателя. В таком случае, за свет приходится платить от 600 рублей ежемесячно.
В летнее время оплата за электроэнергию составляет около 450 руб. в месяц. Это с учетом того, если пользоваться стиральной машиной-автомат и холодильником. Вода нагревается при помощи газа. За газ высчитывают общую сумму со всех жильцов дома.
Центральные улицы города заасфальтированы. Те улицы, что находятся подальше от центра, просто засыпаны гравием. В целом, новую машину можно покупать, не опасаясь за ее ходовую часть.
Перекресток ул. Ленина и ул. Ставропольская
Дорожные пробки бывают крайне редко. Правда, в праздничные дни можно простоять в заторе около 10 минут. На дорогах очень часто происходят ДТП. Причиной аварий чаще всего служат высокая скорость и несоблюдение правил дорожного движения. Такое чувство, что большинство водителей самоучки, освоившие 3 педали, коробку передач и руль.
Перекресток ул. Грибоедова и ул. Ставропольская
Из общественного транспорта ездят автобусы и троллейбусы. Автобусы, словно с советских времен, имеют причудливую форму фургончиков. Проезд по городу составляет 11 рублей.
Местный автобус
Такси с каждым годом становится все больше. Самым дорогим такси является “24 часа”, т.к. расчет производится строго по счетчику. Самые приемлемые расценки на поездки по городу от 60 рублей у такси “Империал” и “Смайл”.
Отдельно нужно сказать о так называемых “музыкальных шкатулках” или “дискотеках на колесах”. Это такие машины с опущенным поддоном и затемненными стеклами. Главным отличием таких тюнингованных машин является громкая “на всю катушку” музыка. Чаще всего врубают музыку 80-х. Музыка делается настолько громко, что водитель “шкатулки” вставляет себе беруши, дабы не оглохнуть! Суть такой поездки известна лишь “ди-джею” этой “дискотеки”.
Черкесск является культурным центром Карачаево-Черкессии, поэтому проблем с наличием учебных учреждений здесь нет. Кроме государственных школ и университетов имеются также частные школы и лицеи. Единственной проблемой является большая очередь в государственный детский сад. Не каждый родитель в состоянии платить по 400-600 руб. в день за пребывание ребенка в частном детсаде. Поэтому многим приходится сидеть дома с детьми до их школьного возраста.
Предприятия и работа в Черкесске
Экономика столицы в основном базируется на заводах и фабриках. На сегодняшний день работают следующие заводы: цементный, холодильного машиностроения, низковольтной аппаратуры, резинотехнических изделий, автомобильный завод Derways.
В Черкесске присутствует сеть супермаркетов “Меркурий” и ”Магнит”. В первом – ассортимент продукции выше. Во втором – делать покупки дешевле. Продуктами и одеждой закупаются на “Колхозном рынке” по ул. Кавказская. В городе есть также “Вязальный рынок”, на котором можно приобрести исключительно вязаные вещи, пряжу и изделия из меха. Рыночные цены особо не отличаются от магазинных цен, зато есть возможность вести торг. Домашней провизией – молоком, сметаной, яйцами, зеленью, овощами и фруктами – часто запасаются прямо на улице, идя по тротуару. Каждое утро по центральным улицам города можно увидеть торгующих бабушек. Кстати, цены на продукты у них самые низкие.
Гуляя по улицам столицы, также можно встретить множество попрошаек “от мала, до велика”. По всей вероятности у них тут свой бизнес! Глядя на это, сразу вспоминается кубинский закон о запрете попрошайничества. На Кубе, на того, кто дает подаяние и на того, кому его дают, возлагается штраф в кругленькую сумму денег.
ТРЦ Россия
Самыми крупными торговыми центрами Черкесска являются “Россия”, “Новый мир”, “Одежда”, ”Максим”.
Для тех, кто в поисках работы, можно посоветовать просмотреть предложения в газете “Все для Вас”. Вакансии даются напрямую от работодателей. Можно обратиться в центр занятости (по прописке).
Центр занятости по центральной улице города
Честно говоря, зарплаты в городе ниже среднего. Средний заработок составляет 15 тыс. руб. Приличный доход получают лишь те, кто имеет свой бизнес или кого “воткнули” по знакомству, либо за деньги. Хорошую зарплату имеют врачи, так как народ здесь очень щедрый. Например, за благополучные роды (бесплатная услуга по мед. страховке) люди отдают врачам от 5 до 15 тыс. рублей, в знак своей благодарности.
Торговля является не менее прибыльным делом. Поскольку базарные цены на одежду особо не отличаются от цен в магазинах, то спекуляция на импортных вещах выгодна как никогда прежде.
Благодаря существующим вязальным и трикотажным фабрикам, на работу постоянно требуются вязальщицы, девушки для клейки страз, сшивальщицы и др. Зарплата на таких фабриках зависит от количества выполненной работы. В среднем выходит около 20 тыс. в месяц.
На завод машиностроения Derways требуются механики, инженеры и др.
Этимология
Название «черкеска» горский костюм получил от русского населения, прибывавшего на Кавказ и впервые увидевшего его на черкесах. Но вместе с тем, у каждого народа имеется и своё национальное название черкески.
Слово «чуха», применяемое для мужской верхней одежды типа черкески у некоторых народов Кавказа (в частности на Восточном Кавказе), в переводе из тюркских языков означает «сукно».
К XVIII веку окончательно сформировался общий для Северного Кавказа мужской костюм, состоявший из бешмета, черкески, бурки, башлыка, папахи и др. Однако при общей схожести, у разных народов Кавказа внешний вид черкески имел некоторые различия.
День черкесского костюма в Нальчике
22:01, 06 октября 2012
Пару дней назад в Нальчике и Майкопе праздновали День черкесского костюма. Решение о проведении в Кабардино-Балкарии Дня черкесского костюма было принято на совете Международной черкесской ассоциации 8 сентября в Нальчике. Инициатором праздничных мероприятий выступило общественное движение Адыгеи “Адыгэ хасэ – Черкесский парламент”.
Впервые этот день отметили в Адыгее 28 сентября 2011 года, там прошла демонстрация моделей модельера-художника национального черкесского костюма Юрия Сташа. Тогда же инициаторы проведения нового праздника заявили, что он станет ежегодным.
О том, как праздновали День черкесского костюма в Нальчике, КУ писал здесь http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/213598/
Даже самый краткий экскурс в историю черкесского костюма показывает, что костюм всегда был живым явлением нашей культуры, ни в суровые 1920-е, ни в 1930-е не выходя из поля традиций, которые сознательно хранили и воспроизводили, которыми искренне гордились. Современные же модельеры и дизайнеры в своих самых смелых опытах и экспериментах сохранили «дух» и высокую культурную планку черкесского костюма – его лаконичность, изысканность и сдержанность.
Еще в 1920-е годы велась борьба с серебряными поясами и вообще с серебряными деталями черкесского женского костюма, но уже в 1930-е годы реализуется проект национальной по форме и социалистической по содержанию советской культуры, благодаря которому костюм удалось сохранить. Конструирование советских праздников становится важным элементом этого проекта. Джигитовки, праздничные колонны юношей и девушек в традиционных костюмах были типичны для улиц северокавказских городов. Да и партийные и советские руководящие работники не прочь были надеть на торжества традиционные черкески и папахи.
Призыв в армию, который в 1930-е гг. рассматривался кавказским юношей как уникальный шанс проявить себя и увидеть большую страну, был отличным поводом, чтобы явиться на призывной пункт в черкеске.
Во второй половине 1930-х годов в Нальчике, Орджоникидзе и других городах открываются фабрики и мастерские, где шьют национальную одежду и обувь на заказ и на продажу, здесь изготовляют пояса, газыри, украшения, кавказские седла и ногайки.
В те же 1930-е годы бурки были обычной одеждой пастуха, и человек в бурке, восседающий в кузове грузовика, направляющегося в горы, был также обычен для кавказского ландшафта, как и юный пионер, спешащий к первому звонку в школу. В 1960—1970-х годах бурка служила производственной одеждой табунщиков, которую они получали от совхоза или колхоза.
Излюбленная всеми горцами черкеска только ненадолго, в 1960—1970-х годах, вытесняется одеждой городского типа — плащами, пальто, куртками, пиджаками, но уже в 1980-2010-е гг. станет предпочтительной как одежда юношей-молодоженов и свиты жениха.
Башлык сегодня переживает очередную реинкарнацию – из элемента костюма для праздников, демонстраций, выступлений самодеятельности, почти исчезнувшего в 1960—1970-е гг., сегодня он становится самой актуальной деталью одежды, даже для девушек, уверенно входя не только в праздничную, но и повседневную жизнь.
Черкесское девичье платье тоже переживает свои лучшие времена – традиционные технологии и новые материалы дают ему новое дыхание, в котором ощущение прочности своих корней сосуществует вместе с динамикой нашего времени. Как сказал питерский историк Яков Гордин, современная черкесская девушка, выходя замуж, одета в такой же благородный костюм, как когда-то ее прабабушка.
И какой еще праздник, как ни день черкесского костюма, может нам дать переживание таких чувств?
Замир и Элла Шуховы в день своей свадьбы
Справа – министр по делам молодежи КБР Султан Хажироко. Черкеска ему к лицу
Девушки на площади Абхазии
Любого мужчину черкеска и папаха заставляют соответствовать ситуации
На празднике в Нальчике – терские казаки..
На этом фото – черкесская семья, репатриировавшая из Сирии в Нальчик в 1990-е.
Местные журналисты поддержали идею праздника
фото любезно предоставлены мне Murat Shurdum
7. Аксесуары, орнамент и цветовая гамма костюма
Девушка из Малой Кабарды. Фото конца XIX века
К аксесуарам женского костюма можно отнести такие украшения как: браслеты (кабард.-черк. Ӏэпщэрылъ), кольца (кабард.-черк. Ӏэлъын), цепочки (кабард.-черк. дыщэпс), серьги (кабард.-черк. тхьэгур, тхьэкӀумэрылъ, тхьэгъу), и дополнительные элементы из серебра и басонных изделий которые пришивались к платью, кафтану или головному убору девушки. В редких случаях черкешенки носили бусы (адыг. щыгъэ, кабард.-черк. щыгъэ). Так же дополнительным рудиментом костюма был веер (адыг. жьыф кабард.-черк. жыху).
Абазинки и черкешенки были очень консервативны в выборе цвета для своего костюма, не допускались яркие тона в одежде, предпочтение отдавалось сдержанным цветам или тканям с неброским рисунком. Не использовали никогда такие цвета как: синий, берюзовый, зелёный; жёлтый, оранжевый (в верхней одежде); так же избегали в использовании пёстрые ткани с ярким рисунком.
Чеченский мужской костюм
3. Пояс и нагрудные застёжки
Культура
Фольклор этого народа очень разнообразен и состоит из нескольких направлений:
- сказки и сказания
- пословицы
- песни
- загадки и иносказания
- скороговорки
- частушки
Танцы были на всех праздниках. Самыми популярными являются лезгинка, удж хаш, кафа и удж. Они очень красивы и полны сакрального смысла
Музыка занимала важное место, без нее у черкесов не проходило ни одно торжество. Популярными музыкальными инструментами являются гармоника, арфа, флейта и гитара
Во время национальных праздников проводились соревнования по верховой езде среди молодых людей. Черкесы проводили танцевальные вечера «джегу». Девушки и юноши стояли в кругу и хлопали в ладоши, в середине танцевали парами, а девушки играли на музыкальных инструментах. Юноши выбирали девушек, с которыми хотели потанцевать. Такие вечера позволяли молодым знакомиться, общаться и образовывать впоследствии семью.
Сказки и сказания делятся на несколько групп:
- мифические
- о животных
- с загадками и отгадками
- правовоспитательные
Одним из основных жанров устного народного творчества черкесов является героический эпос. В его основу входят сказания о героях-богатырях и их приключениях.
Религия
Древней религией этого народа является монотеизм — часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру. Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем. У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.
С 6 века в Черкесии ведущей верой стало христианство. Исповедовали православие, небольшая часть народа приняла католичество. Таких людей называли «фреккардаши». Постепенно, с 15 века, началось принятие ислама, который является официальной религией черкесов. Ислам стал частью народного самосознания, и сегодня черкесы относятся к мусульманам суннитам.
Покрой черкески
Черкеска идеальна для верховой езды, для передвижения по горам и скалам, при переходе через ручьи и так далее. Она представляет собой распашной однобортный кафтан без воротников. Изготовляется из сукна недемаскирующих тёмных цветов: чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен (согревать колени всадника), длина может варьировать. Кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнём, пряжка ремня служила кресалом для высекания огня. Поскольку воином был каждый, это была одежда для боя, не должна была стеснять движений, поэтому рукава были широкие и короткие, и только старикам рукава делали длинными — согревающими кисти рук. Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом являются газыри (от араб. hāzr — «готовый»), перехваченные тесьмой специальные кармашки для пеналов, чаще — костяных. В пенале была мерка пороха и завёрнутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружьё на всём скаку. В крайних пенальчиках, расположенных почти под мышками, хранили сухие щепки на растопку. После появления ружей, воспламеняющих заряд пороха капсюлем, там хранили капсюли. На праздники надевали черкеску более длинную и тонкую.
Криминал
Черкесск особо не отличается картиной приступного мира от остальных российских городов. Широко известных криминальных событий пока не наблюдалось, и будем надеяться, что так оно и останется.
Но все-таки уголовные дела заводятся довольно часто. Приведем, к примеру, несколько описаний преступлений за 2013 год.
4 февраля этого года была раскрыта крупная кража ювелирных украшений на сумму более 40 000 рублей, плюс 6 000 рублей наличными. Преступник оказался жителем Кубани. Против него возбуждено уголовное дело.
14 июня недалеко от Черкесска в Большом Ставропольском канале было найдено тело младенца. Судебно-медицинская экспертиза установила, что ребенок родился живым и здоровым. А значит, смерть наступила в результате проникновения воды в легкие новорожденного. Предполагается дальнейшее выяснение обстоятельств, и установление личности матери ребенка.
Мошенничество – это еще один пункт криминальной среды. Телефонные мошенники придумывают все более изощренные способы выманивания денег у граждан. На телефон может прийти смс сообщение с содержанием следующего плана “Мама, внезапно я почувствовал боль в груди. За мной приехала скорая помощь. Сейчас меня везут в больницу. Позвонить не могу – закончились деньги на балансе. Срочно положи мне на телефон 500 рублей!” Многие верят подобным сообщениям, руководствуясь своими эмоциями и паникой. За счет таких “паникеров” и живут телефонные беспредельщики.
В целом, криминальная обстановка в городе удовлетворительная.
Черкесск на карте России: география, природа и климат
Город Черкесск на карте России расположился в северной части Карачаево-Черкесии, на правом берегу р. Кубань. Рядом также протекают Овечка, Абазинка, Топка. Среди самых крупных водоемов – о. Малое, Кубанское водохранилище, Большой Ставропольский канал.
На карте города Черкесска со спутника можно заметить, что город находится в предгорьях: на востоке от него расположились холмы около 700 м. высотой.
Климат в Черкесске умеренно континентальный, с мягкими, но ветреными зимами и жарким, долгим летом. Среднегодовая температура достигает 10 °C, абсолютный максимум +36,2 °C, минимум — 25,7 °C.
Достопримечательности города Черкесск
Музеи
- Картинная галерея. Размещена в старинном кирпичном здании. В фондах хранится более 2000 картин. Адрес: ул. Красноармейска, д. 56;
- Историко-культурный и природный музей-заповедник. Состоит из 12 филиалов, разбросанных по всей Республике. Коллекция насчитывает более 100 000 уникальных археологических находок и предметов быта разных периодов. Адрес на карте Черкесска: пр-т Ленина, д. 14.
Храмы и соборы
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Представляет собой храм, возведенный в 18 в. из черного дуба. Адрес: пр-т Ленина, д 156в;
- Армянская церковь Святого Георгия. Открылась летом 2008 г. Инициаторы строительства – армянская община Черкесска. Адрес: ул. Октябрьская, д. 206;
- Церковь Преподобного Сергия, Игумена Радонежского. Возведена в 2007 г. из сосны и без использования гвоздей. Адрес: ул. Гутякулова, д. 29;
- Соборная мечеть. Внушительное здание высотой 32 м. Святыня возведена в византийском стиле, украшена 4 минаретами и 33 куполами. Адрес: пр. Ленина, д. 326.
- Собор Святителя Николая Чудотворца. Был заложен еще в конце 19 в., однако в советский период претерпел разрушение. В 21 в. храм выстроили заново: воссозданная постройка имеет размеры 32×45 м. и вмещает 1000 человек. Адрес: пл. Кирова, д. 22;
- Георгиевская церковь. Полное название – Храм святого Великомученика и Победоносца Георгия. Перестроен из кладбищенской часовни в 2015 г. Адрес: ул. Доватора, д. 154.
Парки и скверы
Баталпашинские озёра. Бывшие соленые водоемы, преобразованные в водохранилище Черкесское море. Излюбленное место отдыха местных жителей. Адрес: 18 км. от Черкесска, у водораздела Кумы и Кубани.
Интересные места
- Драматический театр. Основан в 1937 г. В репертуаре – русская, иностранная классика и пьесы местных авторов. Адрес: пр-т Ленина, д 42;
- Черкесская филармония. Начала свою работу в 1981 г. Сегодня здесь проходят концерты местных коллективов и приезжих артистов. Адрес: ул. Первомайская, д. 26;
- Дом Советов. Яркая архитектурная достопримечательность, построенная в 1948 г. по проекту К. Ю. Хубиева. Адрес: ул. Чкалова д. 1.
Жизнь
Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме. У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением. Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.
Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.
У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними. Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина. Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.
Детей воспитывали достойно, старались, чтобы они выросли мужественными и достойными людьми. Все дети проходили суровую школу, благодаря которой формировался характер и закалялось тело. До 6 лет воспитанием мальчика занималась женщина, затем все переходило в руки мужчины. Они обучали мальчиков стрелять из лука и ездить верхом. Ребенку давали нож, которым он должен был научиться поражать мишень, потом давали кинжал, лук и стрелы. Сыновья знати обязаны заниматься разведением лошадей, занимать гостей, спать на открытом воздухе, используя вместо подушки седло. Еще в раннем детстве многих княжих детей отдавали в знатные дома на воспитание. В 16 лет мальчика одевали в лучшую одежду, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и отправляли домой. Возвращение сына домой считалось очень важным событием. В благодарность князь должен одарить человека, воспитавшего его сына.
С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.
Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.
Этимология
Название «черкеска» горский костюм получил от русского населения, прибывавшего на Кавказ и впервые увидевшего его на черкесах. Но вместе с тем, у каждого народа имеется и своё национальное название черкески.
Слово «чуха», применяемое для мужской верхней одежды типа черкески у некоторых народов Кавказа (в частности на Восточном Кавказе), в переводе из тюркских языков означает «сукно».
К XVIII веку окончательно сформировался общий для Северного Кавказа мужской костюм, состоявший из бешмета, черкески, бурки, башлыка, папахи и др. Однако при общей схожести, у разных народов Кавказа внешний вид черкески имел некоторые различия.