fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Окраска

Имеющиеся фотографии прототипа, подтверждают соответствие схемы окраски и цветов, предложенных «Italeri». После тщательной полировки всей конструкции, промывания мыльным раствором и проточной водой, все элементы прогрунтованы ММ2748. Перед грунтовкой на место возвращаются все ранее удалённые антенны, штанга ПГО, выполненная из иглы. Брюшко задуто ММ1728, закрыто скотчем и масколом. Верх окрашен ММ1721. Чтобы не превращать модель в одноцветную болванку, предкрылки, управляющие поверхности, некоторые лючки доступа к узлам и агрегатам на фюзеляже, отграничены скотчем и окрашены чуть высветленной RSM8 ММ1721.
Получилось неброско, но аккуратно, и достаточно заметно. Почему-то только на фотографии это не сильно видно. Ниши шасси окрашены RSM8, оттонированы. Сопло окрашено Н27003, через час натёрто щетинкой. Серебристое колечко – из алюминиевой самоклеющейся фольги (кстати, на ракетах – тоже). После просушивания сопло закрывается скотчем, сам планёр и пилоны вооружения задуваются «Humbrol»’вским полуматовым лаком. Вооружение задуто ММ глянцевым лаком. Немногочисленные, но весьма качественные декали переводятся с использованием МикроСет’а, хвостовые номера обрезаны дизайнерским резаком по наружнему и внутреннему контуру после перевода на модель. Ещё слой полуматового лака. На фотографиях машины выглядят очень чистыми, поэтому тонировка свелась к очень умеренной заливке акриловой XF-63 по линиям кроя. Для лучшей «разбегаемости» в тонировочный раствор добавлена капля «Фэри». Стойки шасси, колёса, ниши тонированы смывкой.

Преимущества на борту

По известным данным, проект модернизации JAS 39E/F использует хорошо известные и отработанные принципы. Существующий планер, не претерпевая кардинальных изменений, должен получить новый турбореактивный двигатель большей мощности, а также современное радиоэлектронное оборудование. Ожидается, что по результатам такого обновления самолет сохранит летно-технические характеристики, останется прежней его радиолокационная заметность. При этом увеличится собственный потенциал обнаружения целей и противодействия вражескому оборудованию.

Под носовым обтекателем истребителей «E» и «F» будет располагаться активная фазированная антенная решетка РЛС Leonardo Raven ES-05. Станция массой 215 кг работает в X-диапазоне и обеспечивает обзор пространства шириной 200°. Возможно слежение за воздушной и наземной обстановкой. Заявлен существенный рост дальности и надежности обнаружения целей в сравнении со штатной РЛС самолетов старых модификаций. Также увеличена дальность обнаружения целей с малой ЭПР.

Дополнительным средством обнаружения становится инфракрасная оптико-локационная станция Leonardo SkyWard-G. Это изделие предназначается для обзора передней полусферы и обнаружения теплоконтрастных воздушных или наземных целей. ОЛС планируется использовать в качестве дополнения к основной РЛС. Также ее можно применять в качестве основного средства наблюдения, не демаскирующего самолет-носитель собственным излучением.

С 2014 года проходит испытания подвесной контейнер ESTL (Enhanced Survivability Technology), оснащенный средствами радиоэлектронной борьбы. Основной его задачей является защита самолета-носителя от ракет противника. Согласно некоторым источникам, новые проекты предусматривают использование усовершенствованных станций РЭБ, интегрированных в конструкцию самолета. Впрочем, точные данные на этот счет пока отсутствуют.

В компании Saab предлагают оригинальный способ постепенной модернизации самолетов, в том числе находящихся в эксплуатации. Повышать потенциал техники предлагается за счет постоянного обновления программного обеспечения. Компания-производитель каждые два года намерена выпускать пакеты обновлений ПО для бортового оборудования. Это позволит своевременно исправлять ошибки и недочеты, а также внедрять новые функции. Саму электронику будут заменять по мере необходимости.

Испытания двигателя на закрытом стенде

По результатам предлагаемой модернизации истребитель JAS 39 становится немного крупнее. Сухая масса увеличивается с 6,7 до 8 т; максимальная – с 14 до 16,5 т. За счет применения более мощного двигателя General Electric F414-GE-39E планируется компенсировать рост массы и сохранить исходные летно-технические характеристики.

Двигатель JAS-39

В JAS-39 в качестве двигателя используется силовая установка RM12. Данный двигатель является турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) производства Volvo Aero Corporation. Это модифицированная версия двигателя американской компанией General Electric F-404-400, который используется в американском F/A-18. RM12 от F404 отличается повышенной тягой. 54кН в RM12 против 48,9кН в F404 без форсажа и 80,5кН против 78,7кН соответственно с форсажем. Другими различиями являются большая устойчивость к проглатыванию инородных предметов и более высокую надежность, так что двигатель отвечает критериям безопасности для использования в качестве одного двигателя самолета. Работа двигателя, в том числе автоматическое управление тяги, в зависимости от режима полета контролируется специальным компьютером, обеспечивая максимальную производительность двигателя, что дает возможность адаптироваться к конкретным условиям с максимальной эффективностью. В JAS-39C/D используется модифицированный двигатель Volvo Aero RM12UP.

История создания

Многоцелевой истребитель Gripen создавался, начиная с середины 1980-х годов, для обороны своей страны — возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолётом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.

Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.

Первый лётный прототип «39-1» был потерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 года — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.

Планируемые поставки

Швейцария

30 ноября 2011 года правительство Швейцарии объявило победителя тендера на поставку 22 истребителей. На поставку новых самолётов ВВС Швейцарии претендовали компании Saab AB (JAS 39 Gripen E), Dassault Aviation (Rafale) и Eurofighter (Eurofighter Typhoon). Данные самолёты прошли испытания и оценку в 2008—2009 гг., однако принятие решения о выборе победителя тендера было перенесено на конец 2011 года.

Сравнительный анализ комиссии ВВС Швейцарии показал, что JAS 39NG Gripen провалил испытания, набрав всего 5,33 балла против 6,48 у Eurofighter Typhoon и 6,98 у Dassault Rafale. Основным показателем в выборе однако стали не технические характеристики, а стоимость. По предположению экспертов, 22 Gripen обойдутся швейцарцам в 2,5—2,8 млрд франков (2,7—3,0 млрд долларов). При этом французская компания на сумму 2,7 млрд франков согласилась продать лишь 18 самолётов.

Швейцария планировала приобрести 22 «Грипена», которые должны были бы поступить на вооружение её ВВС к 2017 году. 18 мая 2014 прошёл национальный референдум, на котором гражданам страны было предложено проголосовать за или против приобретения «Грипенов»; по итогам референдума против покупки Gripen E высказались 53,4 % респондентов.

Бразилия

Тендер FX на поставку 36 самолётов Бразилии начался в 2001 году. Изначальными тремя претендентами были Dassault Rafale (Франция), Eurofighter Typhoon (Германия, Британия, Италия, Испания) и JAS 39NG Gripen (Швеция).

В 2009 году военные остановились на самолёте от Saab AB. Однако из-за конфликта мнения военных с президентом победа шведского самолёта была отклонена.
В 2011 году тендер вновь продолжился. В 2013 году бразильцы на этот раз чётко определились с выбором шведского «Грипена» — «Рафаль» был отвергнут из-за слишком большой цены, а F/A-18E/F по причине американского кризиса со Сноуденом. Тем самым 18 декабря 2013 года JAS 39NG Gripen вышел победителем из 12-летнего тендера.

Первые 36 самолётов поставит Швеция. Остальные будут производиться в Бразилии по лицензии. Однако, учитывая сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию в Бразилии, возникшую вследствие импичмента президенту страны Д. Русефф в 2016 г., связанного, в том числе, со злоупотреблениями в сфере выделения бюджетных средств на оборону, будущее данного контракта стало выглядеть неопределённым.

Участие JAS 39 в индийском тендере MMRCA

Индийский тендер MMRCA для ВВС Индии /когда?/

Таблица: сравнительные характеристики самолётов, принимавших участие в индийском тендере MMRCA
Название Dassault Rafale Eurofighter Typhoon F-16IN Super Viper F/A-18E/FSuper Hornet JAS 39 NG(IN) МиГ-35
Страна
Производитель Dassault Aviation Eurofighter GmbH Lockheed Martin Boeing Defense, Space & Security Saab AB РСК «МиГ»
Длина 15,30 м 15,96 м 15,03 м 18,31 м 14,10 м 17,32 м
Размах крыла 10,90 м 10,95 м 10,00 м 13,62 м 8,40 м 12,00 м
Площадь крыла 45,7 м² 50,0 м² 27,9 м² 46,5 м² 30,0 м² 42,0 м²
Масса пустого 10 000 кг 11 000 кг 9979 кг 14 552 кг 7100 кг 11 000 кг
Масса топлива (без ПТБ) 4700 кг 4996 кг 3265 кг 6780 кг 3360 кг 4800 кг
Боевая нагрузка 9500 кг 7500 кг 7800 кг 8050 кг 5300 кг 7000 кг
Узлов подвески вооружения 14 (5 для тяжёлого вооружения) 13 11 11 10 10
Максимальная взлётная масса 24 500 кг (нормальная – 14 700) 23 500 кг 21 800 кг 29 937 кг 14 300 кг 23 500 кг
Двигатель 2 × Snecma M88 2 × Eurojet EJ200 1 × GE F110-132 2 × GE F414-400 1 × GE F414G 2 × РД-33МКВ
Максимальная тяга 2 × 50,0 кН 2 × 60,0 кН 1 × 84,0 кН 2 × 62,3 кН 1 × 62,3 кН 2 × 53,0 кН
Максимальная тяга на форсаже 2 × 75,0 кН 2 × 90,0 кН 1 × 144,0 кН 2 × 98,0 кН 1 × 98,0 кН 2 × 88,3 кН
Максимальная скорость на высоте M=1,8+ M=2,25 M=2,0 M=1,8 M=2,0 M=2,25
Боевой радиус 1389 км (с 3-мя ПТБ) 1390 км 550 км 722 км 800 км 1000 км
Практический потолок 15 240 м 19 812 м 18 000 м 15 000 м 15 240 м 17 500 м
Скороподъёмность 305 м/с 315 м/с 254 м/с 228 м/с 255 м/с 330 м/с
Тяговооружённость 1,03 1,18 1,10 0,93 1,18 1,10
Управляемый вектор тяги нет нет нет нет нет есть
БРЛС с АФАР есть есть есть есть есть есть
Первый полёт 4.07.1986 27.03.1997 2.02.1974 29.11.1995 9.12.1988 24.11.2016
Начало эксплуатации 2001 2003 1984 2000 1997 до 2020
Стоимость (2011 год) $85—124 млн $120 млн $50,0 млн $55,0 млн $48,0 млн ~$45,0 млн

Болгария

26 апреля 2017 года Минобороны Болгарии объявило Saab JAS 39 C/D Gripen победителем в тендере на поставку истребителей, исходя из ценовых соображений. Стоимость новых самолётов оказалась ниже конкурентов: F-16A/B Block 15 и Typhoon, к тому же б/у. Общая стоимость составила 1 млрд левов (510 млн евро) за 8 единиц против 1,5 млрд левов за то же количество Ф-16 или Тайфунов.

Однако контракт не был выполнен. В июле 2019 года болгарским парламентом был одобрен договор на покупку F-16, но президент Болгарии наложил на этот договор вето.

Авионика JAS-39

Самолет оснащен импульсным доплеровским радаром PS-05/A, работающего в частотном диапазоне 8-10 ГГц. Излучаемая мощность радара 1 кВт с возможностью обнаружения целей до 120 км. Радар может автоматически отслеживающий несколько целей в верхней и нижней полусфере, на земле, на воде и в воздухе, и в любых погодных условиях. Она также может одновременно наводить до 4 ракет класса «воздух-воздух»  на 4 различные цели.

Радиоэлектронная аппаратура характеризуется высокой степенью интеграции и автоматизации многих функций, Позволяя самолету вести боевые действия в любых погодных условиях, днем и ночью.

Вы здесь

Главная » Военная авиация » JAS-39 Gripen 2014-01-07

Военная авиация

JAS-39 Gripen

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком — аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Фюзеляж

После установки кокпита и удаления центрующих штырьков, сложился хорошо. Незначительные ступеньки по нижней поверхности удалены шпаклеванием и шлифовкой. Традиционно больное место – сопряжение воздухозаборников и фюзеляжа, в этот раз потребовало совсем небольшого количества шпаклёвки. Отсекатели пограничного слоя раскроены по имеющимся линиям наружного кроя, окрашены, так же, как и внутренние поверхности воздухозаборников. Штанга ПГО удалена до уровня генераторов вихрей ( у Павла Осиповича содрали, хулиганы. – прим. Кота), в месте среза высверлено отверстие 0,55 мм.  
Удалены также все антенны с фюзеляжа. Конус собран, внутрь вложен попавшийся под руку болтик, и подклеен к фюзеляжу. Имеющаяся в наборе антенна проста, и, если вы хотите делать конус открытым, нужна значительная доработка. Место стыка конуса и фюзеляжа подшпаклёвано, просушено. В кабину набита вата. Для шлифовки использована абразивная губка
Вообще, замечательная вещь – ровная, и в то же время, достаточно эластичная. При некотором навыке позволяет выполнить качественное мокрое шлифование практически любых мест конструкции. Восстановлены незначительно повреждённые в местах стыка половин фюзеляжа линии кроя. Очень хотелось не вклеивать сопло, чтобы иметь возможность покрасить и оттонировать его отдельно, не связываясь с масками, но даже при тщательной подгонке не удалось убрать крохотные щели между ним и ХЧФ. Вздохнув, хорошо промазал торцы клеем, и прижал, выдавив колбаску. Срезал резаком через трое суток. Всё отполировано тамиевской полировочной пастой до равномерно-матовой поверхности.

Sitemap

  • About

    • Company in brief
    • Our business
    • Innovation
    • Sustainability
    • For suppliers
    • Corporate Governance
    • Certifications and Approvals
    • Locations
  • Products

    • Air
    • Land
    • Naval
    • Security
    • All products
  • Newsroom

    • Press releases
    • Images & Videos
    • Stories
    • Media contact
    • Press kits
  • Investors

    • Creating value
    • Factsheet
    • Our share
    • Reports and presentations
    • Financial data
    • Credit market
    • Calendar
    • Contacts
  • Career

    • Job opportunities
    • Saab life
    • Students
  • Support

    • Support Concept
    • Support Portal

Our global presence

  • Australia

  • Austria

  • Belgium

  • Brazil

  • Canada

  • Colombia

  • Czech Republic

  • Denmark

  • Finland

  • France

  • Germany

  • India

  • Italy

  • Japan

  • Korea

  • Netherlands

  • Norway

  • Portugal

  • Singapore

  • South Africa

  • Spain

  • Switzerland

  • Thailand

  • United Arab Emirates

  • United Kingdom

  • United States

Вооружение

Отлито весьма качественно. Стёкла ГСН изнутри окрашены Х-16 и подклеены на окрашенные изделия. «Сайдуиндеры», поскольку традиционный белый цвет надоел, окрашены RSM365 (подтверждается фото), роллероны окрашены, нанесена кольцевая маркировка. Конечно, всё подвесное вооружение и контейнер РЭБ усеяны многочисленными техническими надписями, но даже в моих запасах, собранных за четверть века, как-то не нашлось технички в 1/48 на шведском языке. А ставить англоязычные надписи – слишком заметно. Поэтому пришлось ограничиться покраской, нанесением кольцевой маркировки и тонировкой.

Две модификации

И все же последние модификации шведского истребителя JAS 39 Gripen представляют большой интерес и достойны рассмотрения, вне зависимости от способов их рекламы на международном рынке. Разработка модернизированной версии «Грипена» стартовала в 2007 году, а к 2013-му завершилось проектирование и началось строительство первого опытного самолета.

Свой первый полет опытный истребитель JAS 39E (Gripen E) совершил 15 июня 2017 года; испытания продолжаются до сих пор. Прототип самолета Gripen F еще не построен.

Церемония выкатки опытного «Грипена», 18 мая 2016 г.

Согласно текущим планам Saab и ВВС Швеции, в ближайшем будущем появятся сразу две новые модификации самолета Gripen. Машина JAS 39E будет представлять собой глубоко модернизированный истребитель с одноместной кабиной. Также создается проект JAS 39F, максимально повторяющий «E», но отличающийся от него экипажем из двух человек. В начале двадцатых годов Швеция планирует заказывать как машины новой постройки, так и модернизацию имеющихся «Грипенов».

Еще на стадии проектирования и строительства прототипа истребитель JAS 39E представили финским ВВС, находящимся в процессе выбора новой техники. В этом году шведский опытный образец должен будет показать потенциальным заказчикам все свои возможности. Если сравнительные испытания в рамках конкурса ВВС Финляндии завершатся успехом, фирма Saab получит второй заказ. В рамках контракта финская сторона сможет получить 52 самолета Gripen E и 12 Gripen F.

Примечания

  1. 1234 Gripen in use Архивировано 30 октября 2013 года.
  2. Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  3. 12 «Gripen for Empire Test Pilots’ School»(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 марта 2012. Архивировано 14 апреля 2012 года.
  4. Многоцелевой истребитель JAS-39 Gripen Архивная копия от 20 октября 2011 на Wayback Machine // worldweapon.ru
  5. Hoyle, Craig Saab’s Demo aircraft to highlight Gripen NG capabilities(неопр.) .Flightglobal (25 April 2008). Дата обращения 17 декабря 2013. Архивировано 3 ноября 2013 года.
  6. The Military Balance 2020.p.144
  7. The Military Balance 2020. p.-140
  8. The Military Balance 2020. p.88
  9. The Military Balance 2020.p.468
  10. Thai Gripens declared operational
  11. Thailand declares Gripens operational
  12. 12 ВВС Швейцарии забраковали победивший в тендере Gripen(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 февраля 2012. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  13. Истребитель Gripen обошел Rafale в швейцарском тендере // Lenta.ru
  14. Швейцария сделала выбор в пользу закупки истребителей JAS-39 «Грипен NG» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2014 года.
  15. Official Rafale specifications , FR: Dassault, <https://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> .
  16. Official Typhoon Specifications , Eurofighter, <https://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> .
  17. Eurofighter Typhoon , DE: Luftwaffe, <https://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> .
  18. F-16C/D Factsheet. US Air Force
  19. F-16 Specifications. Lockheed Martin
  20. F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
  21. Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
  22. Aircraft Museum — F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
  23. 123

    , Blogspot, <>

  24. Official Gripen IN Technical Specifications , SE: Saab, <https://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> .
  25. Pressbrief Gripen NG , NL, 8 Aug, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. .
  26. 12Saab NG presentation , JSF Nieuws, с. 5, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> .
  27. MiG-35 , RU: MiG Aravia, <https://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> .
  28. MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
  29. MiG-35 , Deagel, <https://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> .
  30. MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
  31. Aero India 2007 Brochure , Bharat-Rakshak, <https://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> .
  32. F-16 Versions — F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
  33. Technische Daten Eurofighter Austria , AT: Air Power, <https://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> .
  34. «Gripen Dimensions». Saab
  35. https://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
  36. «Fox Three.» dassault-aviation.com .
  37. Austrian Airforce
  38. Gripen Supercruises
  39. EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
  40. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
  41. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
  42. Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
  43. Capaccio, Tony . Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Дата обращения 12 сентября 2011.
  44. Правителството прие като най-изгодна офертата за шведските изтребители «Грипен» (болг.) (26 апреля 17). Дата обращения 28 апреля 2020. Архивировано 28 апреля 2020 года.
  45. Болгары выбрали шведские истребители (рус.) (недоступная ссылка) (27 апреля). Дата обращения 28 апреля 2020. Архивировано 2 мая 2020 года.
  46. Болгария опять ищет истребители. А что с покупкой Saab JAS 39 C/D Gripen? (рус.) (30 июня 2018). Дата обращения 12 января 2020.
  47. Президент Болгарии наложил вето на покупку американских истребителей (рус.) (23 июля 2019). Дата обращения 12 января 2020.
  48. Технические характеристики Архивировано 30 октября 2013 года.
  49. Gripen — The wings of your nation — Technical Summary
  50. Specifications and performance data Архивировано 28 января 2012 года.

Резюме Кота

Ай, молодцы шведы! И страна маленькая, и ВВП не на нефтебаксах держится, а поди ж ты, отличную технику делают. Что машины, что самолёты – крепко, надёжно и современно. А всё потому, что котов любят. Мне рассказывал один знакомый Кот, что в Швеции есть закон – кормить котов только нежной норвежской селёдкой, давать им от пуза сгущённых сливок, и вообще, всячески баловать. А коты за это хозяевам помогают, вот и богатеет страна. А модель – конечно, у нас с хозяином есть куда более навороченные, но этого шведа мы делали с удовольствием, болтали и копили силы для борьбы с А-моделовским «Ту-160». И в шкафу этот «Грипен» отлично смотрится. Так что и прототип, и модель мне понравились. Ответственно рекомендую.

На вооружении


Страны эксплуатанты Saab JAS 39 Gripen.

  • Швеция Швеция: 98 JAS 39C/D, по состоянию на 2016 год В 2013 году заказано 60 единиц JAS 39E, начало поставок запланировано на 2018 год
  • Венгрия Венгрия: 14 единиц (12 JAS 39C и 2 JAS 39D), по состоянию на 2016 год
  • Чехия Чехия: 14 единиц (12 JAS 39C и 2 JAS 39D), по состоянию на 2016 год
  • ЮАР ЮАР: 17 JAS 39C и 9 JAS-39D, по состоянию на 2016 год
  • Таиланд Таиланд: 12 JAS 39C/D, по состоянию на 2016 год. Всего заказано 12 истребителей: 8 JAS 39C и 4 JAS 39D.
  • Великобритания Великобритания: один JAS 39D эксплуатируется частной авиашколой лётчиков-испытателей Empire Test Pilots’ School.

Истребитель JAS 39 Грипен – видео

https://youtube.com/watch?v=6Xsr3WKAnTo

В июне 1984 г. парламент Швеции утвердил проект JAS (истребитель, штурмовик. разведчик) по созданию боевого самолета третьего поколения «Грипен». Постройка первого опытного самолета JAS 39 была завершена 26 апреля 1987 г., его первый полет состоялся 9 декабря 1988 г. Во время шестого испытательного полета 2 февраля 1989 г. из-за отказа системы управления полетом опытный самолет потерпел катастрофу, что потребовало усовершенствования системы управления. Исправления в основном программном обеспечении были сделаны в США на модифицированном самолете Т-33. Были проблемы и с двигательной установкой RM12, которая страдала от помпажа и трещин на лопатках компрессора. Поэтому серийный самолет впервые поднялся в воздух 10 сентября 1992 г.. а не в 1990 г. как планировалось первоначально.

JAS 39 «Грипен» представляет собой одноместный самолет, выполненный по схеме «утка», с одним двигателем, расположенным в фюзеляже. Планер рассчитан на максимальную эксплуатационную перегрузку 9. Кабина летчика с каплевидным фонарем герметичная. Катапультное кресло S10LS обеспечивает аварийное покидание самолета на стоянке. Шасси трехопорное, с одноколесными основными и двухколесной носовой стойками, рассчитано на посадку с большой вертикальной скоростью. Турбореактивный двухконтурный форсажный двигатель разработан на основе американского двигателя Дженерал Электрик F404 и имеет по сравнению с первоначальным увеличенный на 5% расход воздуха. Топливо размещается в протектированных фюзеляжных баках. Система регулирования подачи топлива обеспечивает управление центровкой самолета. Возможна установка подвесных топливных баков емкостью по 500 или 1000 л. Имеются две основные гидравлические системы и одна резервная.

Самолет аэродинамически неустойчив при большинстве вариантов нагрузок и режимов полета. Искусственная устойчивость обеспечивается цифровой ЭДСУ с трехканальной схемой резервирования. Есть также резервная встроенная аналоговая система. Отклонение системы управления осуществляется с помощью гидроприводов.

В октябре 1991 г. началась разработка двухместного тренировочного самолета JAS 39В «Грипен». Первый самолет был передан ВВС Швеции 8 июня 1993 г.

Итоги модернизации

Опытный истребитель Saab JAS 39E Gripen пока проходит летные испытания. В будущем на испытания выйдет его двухместный вариант JAS 39F. Первый контракт на поставку такой техники военно-воздушным силам Швеции ожидается в начале двадцатых годов. Доля модернизированных машин в общем парке ВВС достигнет существенных значений лишь во второй половине следующего десятилетия. Тем не менее, главком ВВС уже сейчас называет новый Gripen E «убийцей «Сухих» – пусть даже из рекламных соображений.

Доступные данные о шведских истребителях, а также о самолетах марки «Су» позволяют считать заявления генерал-майора М. Хельгессона излишне смелыми. Возможно, новые модификации «Грипена» действительно создаются с учетом противостояния «Сухим», но именовать их убийцами с черным поясом все же преждевременно. JAS 39E/F пока не прошли испытания и еще не могут в полной мере продемонстрировать свой потенциал – особенно в рамках полномасштабной эксплуатации в войсках.

С многочисленным во всех отношениях семейством «Сухих» дело обстоит иначе. Во многих странах служат как достаточно старые Су-27, так и новейшие Су-35. При этом некоторые типы машин «Су» по своей численности давно превзошли шведские JAS 39.

Опытный JAS 39E во время наземных испытаний, начало 2017 г.

Впрочем, доступная информация о проектах Gripen E/F не позволяет принижать заслуги шведских авиастроителей и отрицать результаты их работы. В ходе последних работ им действительно удалось создать современный многоцелевой истребитель поколения «4+» (или даже «4++»), вполне способный бороться с воздушным противником и атаковать наземные цели. Впрочем, о кардинальном росте характеристик и возможностей, а также о полноценной конкуренции с 5 поколением речь уже не идет.

Таким образом, модернизированные шведские JAS 39E и JAS 39F вряд ли могут быть убийцами «Сухих», хотя и способны оказаться их конкурентами на международном рынке авиационной техники

Предлагаемая модернизация предусматривает заметный рост основных возможностей, что может привлечь внимание потенциальных покупателей. Впрочем, пока единственный «Грипен» новой модификации проходит испытания, а результаты первого конкурса с его участием еще не определены

Очевидно, что целью громких высказываний шведского военачальника было создание дополнительной рекламы своему истребителю, претендующему на выгодный контракт от ВВС Финляндии. Эти заявления не имели никакого отношения к техническим вопросам или к боевому применению. Поэтому российская общественность может не беспокоиться – «убийцы «Сухих» не несут никакой реальной угрозы. А российским авиастроителям следует учитывать, что на международном рынке появился еще один современный самолет, способный составить конкуренцию отечественным образцам.

//

Комментировать
0