Учебный процесс
Слушатели и курсанты обучались на 6 факультетах училища по всем основным специальностям, востребованным в РВСН: инженеры-механики, специалисты по электронике, системам дистанционного управления и контроля, радио-техническому управлению, энергетике, автоматизированным системам управления и связи, электронно-вычислительной технике.
Училище отличалось сильным профессорско-преподавательским составом, представленным большим количеством докторов и кандидатов наук. Кафедры и лаборатории ХВВКИУ были оснащены самыми современными на то время приборами, оборудованием, стендами и тренажерами. Училище располагало обширной научно-технической библиотекой. Многие учебники и учебные пособия были уникальными, они разрабатывались профессорско-преподавательским составом кафедр училища и пользовались большим спросом в других родственных ввузах РВСН.
Общеобразовательные кафедры давали слушателям полноценную вузовскую подготовку. Разработанные на специализированных кафедрах училища учебные программы не уступали соответствующим программам родственных военно-инженерных академий. В училище были созданы и много лет успешно функционировали специализированные ученые советы по подготовке кандидатов и докторов наук, существовала собственная школа научных кадров.
Большое количество выпускников училища впоследствии стали преподавателями военных вузов, известными учёными, а также старшими офицерами, начальниками отделов и управлений в соединениях, объединениях и главкомате РВСН. Среди выпускников Харьковского училища — значительное количество командиров частей и соединений РВСН. Наиболее знаменитые военачальники — Главнокомандующий РВСН генерал армии В. Н. Яковлев и Командующий РВСН генерал-лейтенант А. А. Швайченко (2009 г.).
Харьковское инженерно-техническое училище
В первое время в СССР большинство училищ было для подготовки лётного и технического составов ВВС. Не исключением было и созданное училище в Харькове.
Нормального учебного процесса так и не было из-за начавшейся войны. Стремительное наступление вермахта по территории Украины поставило перед командованием училища задачу в кратчайшие сроки эвакуировать училище. С по сентября 1941 года курсантский, преподавательский, а также командный состав с семьями был эвакуирован в город Душанбе. После прибытия к новому месту училище в краткие сроки наладило учебный процесс, и уже в октябре на фронт было отправлено более 1000 авиатехников. В 1944 году училище вернулось к месту постоянной дислокации в Харьков. В связи с полным разрушением города курсанты некоторое время проживали в землянках, блиндажах и палатках. Позже училище было размещено в корпусах, а для курсантов были построены казармы.
История университета
Зарождение этой школы лётной подготовки уходит корнями в 1930 год, когда по решению Советского правительства 12 ноября 1930 года в районе ж.д. станции Рогань была создана 3-ая объединенная военная школа лётчиков и лётчиков-наблюдателей. К 1938 году школа состояла из 2-х бригад по 3 авиационных эскадрильи в каждой и в связи с возросшими потребностями в лётных кадрах в мае 1938 года школа была реорганизована. На базе 1-ой бригады было создано Харьковское военное авиационное училище штурманов, а на базе второй – Чугуевское военное авиационное училище летчиков (ЧВАУЛ) со сроком обучения 3 года на самолетах Р-5, И-5, И-15, И-16.
- Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков им. С. И. Грицевца (1930—1993 гг.);
- Харьковское высшее военное авиационное училище радиоэлектроники им. Ленинского комсомола (1937—1993 гг.);
- Военная инженерная радиотехническая академия ПВО им. Л. А. Говорова (1941—1993 гг.);
- Харьковское высшее военное командно-инженерное училище им. Н. И. Крылова (1941—1993 гг.);
- Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище (1941—1993 гг.);
- Полтавское высшее зенитное ракетное командное училище им. Генерала армии Н. Ф. Ватутина (1941—1995 гг.);
- Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков им. Ленинского комсомола (1941—1995 гг.);
- Военная академия ПВО Сухопутных войск им. Маршала Советского Союза Василевского А.М. (1974—1994 гг.);
- Киевское высшее военное зенитное ракетное инженерное училище им. С. М. Кирова (1937—1994 гг.);
- Луганское высшее военное авиационное училище штурманов им. Пролетариата Донбасса (1966—1994 гг.);
- Киевский институт Военно-Воздушных Сил (1951—2000 гг.).
Территориально университет расположен в двух городках (ул. Сумская, 77/79 и ул. Клочковская, 228). Общая площадь учебно-лабораторных помещений составляет более 100 тысяч квадратных метров. Учебные занятия проводятся в аудиториях, оборудованных компьютерной техникой, тренажерами и действующими образцами вооружения. В лабораториях кафедр используются современные лабораторные установки, которые позволяют проводить исследования разнообразных явлений и процессов, изучаемых в учебных дисциплинах.
К услугам курсантов и студентов 18 компьютерных классов, из которых 3 класса предоставляют доступ ко всемирной сети Интернет. Постоянно расширяются возможности использования персональных компьютеров на занятиях и во время самоподготовки. Лишь за последние два года в учебный процесс введены свыше 200 собственных программных разработок.
Для привития обучаемым практических навыков по специальности в составе университета имеется учебная авиационная бригада, учебный центр, учебный полигон, учебный аэродром, учебно-тренировочный комплекс, спортивный комплекс и другие структурные подразделения и части обеспечения. Университет имеет уникальную библиотеку, одну из лучших библиотек не только среди военных учебных заведений, но и в общегосударственной системе образования. Её научно-технический фонд насчитывает свыше 1,3 млн. изданий, художественный — свыше 100 тыс. изданий. Типография университета способна издавать учебные издания в короткие сроки. Большинство учебников и учебных пособий, которыми пользуются курсанты, подготовлены научно-педагогическими работниками университета.
Условия поступления
Кандидатами для поступления Военную академию связи могут стать граждане РФ со средним общим образованием, прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными к обучению в ВУЗе, а также прошедшие предварительный профотбор. К поступлению допускаются:
- лица от 16 до 22 лет не прошедшие военную службу в рядах ВС РФ;
- лица прошедшие военную службу в рядах ВС РФ, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и не достигшие 24-летнего возраста;
- военнослужащие (не из офицерского состава) проходящие военную службу по контракту, не достигшие 27-летнего возраста.
Для лиц, желающих поступить в военную академию необходимо подать заявление в военный комиссариат по месту жительства (воспитанники суворовского военного училища и других кадетских корпусов подают заявление на имя начальника своего образовательного учреждения). Военнослужащие срочной службы или по контракту подают рапорт на имя командира воинской части.
К заявлению или рапорту следует приложить следующие документы:
- копии документов подтверждающих личность и гражданство;
- автобиография;
- копия документа об образовании (для учащихся школ справка о текущей успеваемости);
- характеристика с места работы, службы, учебы;
- три фотографии 4,5х6 см;
- для военнослужащих копии военного билета и служебной карточки;
- копии документов, предполагающих возможность льготного поступления по законодательству Российской Федерации.
Заправка военных истребителей перед полетом
Оформленное в соответствии с установленным образцом личное дело высылается любым доступным способом на адрес Академии. После допуска к профессиональному отбору кандидата на поступление вызывают для прохождения испытаний на 1 или 10 июля года поступления.
После прохождения предварительного отбора до 20 мая в институт отправляются необходимые документы, включая данные медицинского освидетельствования, психологического отбора и личные дела (для военнослужащих по контракту). На основе полученных документов Приемная комитета института проводит отбор кандидатов для прохождения профессионального отбора. Решение отправляется в военный комиссариат по месту регистрации и лично кандидату до 20 июня года поступления. Допущенные к профессиональному отбору граждане должны явиться в институт со всеми документами.
Профессиональный отбор проводится приемной комиссией и включает следующие мероприятия:
- определение годности для поступления по состоянию здоровья;
- определение категории профпригодности на основе психологического и физического исследования;
- оценка уровня подготовки в общеобразовательных дисциплинах;
- оценка профессиональной подготовки на основе дополнительных испытаний;
- оценка физической подготовки.
По результатам профессионального отбора кандидатов делят на 4 категории:
- Рекомендуется в первую очередь.
- Рекомендуется.
- Рекомендуется условно.
- Не рекомендуется.
Кандидаты, получившие категорию «не рекомендуется», считаются не прошедшими отбор.
Девушки-курсанты Краснодарского ВВАУЛ
На первом курсе начало обучения начинается с 1 августа. Курсанты находятся на полном государственном обеспечении. В летний период им предоставляется отпуск на 30 дней, в зимний период отпуск составляет 14 дней.
Базовые учебные заведения, высшие учебные заведения, курсы последующей подготовки
Наименование | Примечание |
---|---|
Военно-воздушная академия командного и штурманского состава ВВС КА | Монино, Чкалов |
Высшая офицерская школа воздушного боя ВВС КА | Люберцы |
1-я Высшая школа штурманов ВВС КА | Рязань, Карши |
1-я Высшая школа штурманов и летчиков АДД | Карши, Троицк |
1-я Рязанская высшая офицерская школа ночных экипажей АДД | |
1-я Рязанская высшая офицерская школа ночных летчиков ВВС КА | |
2-я Высшая школа штурманов ВВС КА | Иваново |
2-я Высшая школа штурманов и летчиков АДД | Иваново, Мары |
2-я Ивановская Высшая офицерская школа ночных экипажей АДД | Иваново |
Краснодарская высшая офицерская школа штурманов ВВС | Краснодар |
Серпуховская высшая военная авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания | Серпухов, Оренбург |
Ленинградские авиационно-технические курсы усовершенствования ВВС КА | Ленинград, Магнитогорск |
Полтавские высшие авиационные курсы штурманов ВВС КА | Полтава, Краснодар, Ворошиловск, Соль-Илецк |
Летный центр по усовершенствованию штурманского состава АДД (18 ВА) | Иваново, Мары |
Учёба и жизнь в училище
Срок обучения в Краснодарском авиационном училище составляет 5 лет и 3 месяца. Здесь готовят офицеров по специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов», которая включает в себя следующие военные специальности:
- применение истребительной, штурмовой, бомбардировочной и фронтовой авиации;
- применение военно-транспортной авиации;
- применение дальней авиации;
- применение морской ракетоносной и противолодочной авиации.
Все курсанты обеспечиваются вещевым имуществом по постановлению Правительства РФ о вещевом обеспечении. При поступлении на первом курсе каждый курсант получает по 2000 рублей, как и военнослужащие на срочной службе. Те, кто поступил на обучение с военной службы, получают денежное довольствие согласно денежному аттестату. Если заключается контракт на втором курсе, денежное довольствие будет состоять из двух частей:
- оклад 7000 рублей;
- оклад от звания (5000 рублей для рядовых).
Далее идут надбавки по разным факторам:
- за выслугу лет (от двух лет – 10% от оклада и должности);
- за секретность – 10% от должностного оклада;
- премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей: при обучении на «удовлетворительно» – 5%, на «хорошо» – 15%, «отлично» – 25% ежемесячно;
- ежемесячная надбавка за выполнение квалификационного уровня по физической подготовке: в зависимости от результатов от 15 до 90 % должностного оклада.
- минимальное денежное довольствие курсанта по контракту составляет 12615 рублей;
- максимальное денежное довольствие курсанта по контракту составляет 21000 рублей.
Питание курсантов организуется по принципу «шведский стол», по установленным нормам через стороннюю организацию ООО «Ресторан Сервис Плюс». Такой подход позволяет курсантам самостоятельно выбирать еду, исходя из личных предпочтений.
С 1 по 3 курс курсанты проходят обучение в Краснодаре, последние два курса в зависимости от выбранного рода авиации в Армавире, Борисоглебске или Балашове.
Авиационная группа высшего пилотажа КВВАУЛ
Помимо вещевого имущества, бесплатного питания и денежного довольствия курсанты получают бесплатное медицинское обслуживание и возможность проживания в комфортабельных общежитиях. Комнаты могут вмещать от двух до шести человек, в общежитии есть прачечная, душевая и спортивный зал с тренажёрами.
Навыки летного дела курсанты отрабатывают на современных тренажёрах, практические навыки отрабатываются на самолётах Як-130, Миг-29, Су-27, Су-24, Су-25, Л-39, Л-410, Ан-26, Ил-76, Ту-142. В общей сложности каждый курсант за год обучения должен налетать не менее 90 часов.
Начальники 11 ШВП, ВВАШП, ВВАШЛ, ВВАУЛ, ЛВАУЛ, ЦПВ, ВВВАУШ, ЛВВАУШ
В разные годы начальниками 111 ШВП, ВВАШП, ВВАШЛ, ВВАУЛ, ЛВАУЛ, ЦПВ, ВВВАУШ, ЛВВАУШ были:
Годы | Фамилия, имя, отчество | Звание | Примечание |
---|---|---|---|
1930-1938 | Стойлов Алексей Георгиевич | Комдив | Начальник 11 школы военных пилотов |
01.1942 — 1945 | Кравцов Александр Михайлович | Генерал-майор авиации | Начальник ВВАШП |
1947-1956 | Пётр Карпов | Полковник | Начальник ВВАШЛ, ВВАУЛ |
1956-1959 | Аблазов Иван Степанович | Полковник | Начальник ВВАУЛ, ЛВАУЛ |
09.1959 — 12.1960 | Карасёв Александр Никитович | Герой Советского Союза (24.08.1943 г., № 1138), генерал-майор авиации | Начальник ЛВАУЛ |
1960-1964 | Николай Архипенко | Генерал-майор авиации | Начальник центра подготовки вертолётчиков |
1966-1974 | Лашин Михаил Афанасьевич | Герой Советского Союза, заслуженный военный штурман СССР, генерал-майор авиации | 07.11.1918 — 08.03.1998, начальник ЛВВАУШ, ВВВАУШ |
1974-1979 | Матросов Михаил Васильевич | Заслуженный военный лётчик СССР, генерал-майор авиации | Начальник ВВВАУШ |
1979 — 24.05.1984 | Марченко Юрий М. | Заслуженный военный лётчик СССР, генерал-майор авиации | Начальник ВВВАУШ, погиб в авиационной катастрофе самолёта Ту-134Ш 46 УАП |
1984-1996 | Рыбакин Михаил Петрович | Заслуженный военный лётчик СССР, генерал-майор авиации | Начальник ВВВАУШ, ЛВВАУШ, проживает в Луганске |
Комдив Стойлов А. Г.
Полковник Аблазов И. С.
Генерал-майор авиации Лашин М. А.
Училище обучало курсантов по трём профилям, два из которых лётные — военно-транспортная авиация и противолодочная авиация (ранее морская ракетоносная авиация). На третьем профиле обучались будущие офицеры боевого управления авиацией, многие из которых в дальнейшем прошли Афганистан и другие локальные конфликты.
В 1966-1973 годах, по воспоминаниям выпускника 3 роты ВВВАУШ 1972 года Александра Васильевича Колосова, на основном аэродроме училища с ВПП длиной 2150 метров и шириной 50 метров базировались два учебных авиационных полка:
- Ту-124Ш1 под командованием полковника Мосина, на которых летали курсанты-штурманы на 2 курсе;
- Ан-12Б, Ан-12БК под командованием полковника Тюфякова, на которых летали курсанты-штурманы профиля ВТА на 3 и 4 курсах (позднее их полёты осуществлялись в Жданове).
Курсанты-штурманы профиля МРА лётную стажировку проходили в Миргороде на Ту-16, профиля ПЛА — в Бердянске на Бе-12.
Курсанты профилей ВТА и ПЛА все 4 года обучались в Ворошиловграде и в 1980 годах осуществляли полёты на базе 46 УАП: курсанты-штурманы ВТА — на самолётах Ан-26Ш, курсанты-штурманы ПЛА — на Ту-134Ш (до 1985 года). В 1985 году Ту-134Ш были переданы в Челябинское ВВАКУШ, вместо них ВВВАУШ получило Ан-26Ш.
Лётная практика в училище начиналась на втором курсе, маршруты и эшелоны полётов для профилей ВТА и ПЛА отличались. Так, у Ан-26Ш время в полёте для курсантов-штурманов составляло обычно 2 часа 40 минут, 10 минут из которых занимал заход на посадку по большой коробочке. В день, как правило, каждая лётная группа осуществляла два вылета. Полёты выполнялись в разное время суток — и днём, и ночью.
Курсанты профиля ОБУ до 1982 года 1 и 2 курсы обучения проходили в Ворошиловграде, а 3 и 4 — в пгт. Багерово Ленинского района Крыма (г. Керчь-16), где базировался отдел подготовки офицеров боевого управления авиацией (ОПОБУА). Курсанты, зачисленные в училище в 1982 году, в Ворошиловграде обучались только на первом курсе, а со второго курса — в созданном на базе ОПОБУА филиале ВВВАУШ. В дальнейшем обучение курсантов по профилю ОБУ осуществлялось в пгт. Багерово с первого курса. Будущие офицеры боевого управления авиацией, многие из которых затем прошли Афганистан передовыми авиационными наводчиками, также проходили лётную практику — около десяти часов налёта на самолётах Л-29. В пгт. Багерово на аэродроме с одной из самых протяжённых в стране ВПП базировался 228 УАП, имевший парк самолётов Л-29 и МиГ-21, а в дальнейшем — Л-39 и Миг-23.
В 1970-1980 годах на базе училища действовала Школа юных космонавтов имени Германа Титова, в которой в воскресные дни обучались школьники. Многие из них в дальнейшем поступили в ВВВАУШ. Такая же школа с начала 1980 годов функционировала в пгт. Багерово.
Новости
Casus belli и конец войны 2020 в Нагорном Карабахе
10 ноября 2020 / Третья мировая После уничтожения Российского военного вертолета Ми-24 в воздушном пространстве Армении Вооруженными силами Азербайджана (фактический «Сasus belli» — повод для войны), РФ вынуждена была вмешаться в вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе и принудить стороны к миру. 10.11.2020 в Нагорный Карабах был введен миротворческий контингент РФ.
В Армении сбит Ми-24 РФ. (09.11.2020)
9 ноября 2020 / Aвиационные новости 9 ноября 2020 около 17.30 мск в воздушном пространстве Армении вблизи с границей Нахичеванской автономной республики (Республика Азербайджан) расчетом ПЗРК Вооруженных Сил Азербайджана был сбит военный вертолет Ми-24 Вооруженных Сил Российской Федерации. Два члены экипажа погибли, один эвакуирован с травмами средней тяжести.
Поздравляем с 33-й годовщиной выпуска!
30 октября 2020 / Наши новости Поздравляем наших однокашников, инструкторов и преподавателей, которые нас ставили на крыло и учили с 33-й годовщиной выпуска ХВВАУЛ 1987 года.
Катастрофа Ан-26 под Чугуевом. ( 25.09.2020)
24 сентября 2020 / Aвиационные новости 25.09.2020 в 20:45 киевского времени при выполнении учебно-тренировочного полета, в двух километрах от посадочной полосы (между дальним и ближним приводом) потерпел катастрофу Ан-26 Харьковского университета Воздушных сил Украины. На борту находились 28 человек (инструктора и курсанты). 26 человека погибло, 1 курсант получили тяжелые ранения, (Новость обновляется)
С днем авиации!
18 августа 2020 / Наши новости С днем Воздушного Флота СССР (Днем Авиации)!
Надбавкам быть!
30 июня 2020 / Пенсия в Украине
24.06.2020 Большая Палата Верховного суда Украины оставила без изменений решение Кассационного Административного суда в составе Верховного суда Украины в образцовом деле №160/8324/19 «О выдаче справки про размер денежного обеспечения для перерасчета пенсий военнослужащим». Теперь можно снова подавать в суд на Военкомат.
Раздел по пенсиям военнослужащих
30 июня 2020 / Наши новости Открываем новый раздел по восстановлению пенсий экс-силовиков на Украине.
С Днем Победы!
9 мая 2020 / Наши новости Поздравляем с 75 годовщиной победы Советского народа в Великой Отечественной войне!!!
Небезопасный перехват над Средиземным морем.
16 апреля 2020 / Aвиационные новости 15.04.2020 США заявили об очередном «небезопасном» перехвате американского патрульного самолета P-8A Poseidon российским Су-35. Истребитель выполнил высокоскоростной перевернутый маневр на расстоянии 7-8 метров перед самолетом США. Экипаж P-8A сообщил о попадании в турбулентность после взаимодействия.
Поздравляем с Всемирным денем авиации и космонавтики!
12 апреля 2020 / Наши новости Поздравляем Вас с Всемирным денем авиации и космонавтики (Международным денем полета человека в космос)!
Герои Российской Федерации — выпускники ВВВАУШ
Четыре выпускника ВВВАУШ были удостоены звания «Герой Российской Федерации», трое из них — посмертно:
- Гречаник Владимир Павлович — выпускник профиля ОБУ 1982 года, за участие в боевых действиях в составе ОКСВА награждён орденом Красной Звезды, старший офицер командного пункта авиации Северо-Кавказского военного округа, майор, погиб в бою при выполнении специального задания на территории Республики Дагестан 08.09.1999 года, закрыв своим телом при минометном обстреле командира батальона 119 гвардейского парашютно-десантного полка 106 Тульской гвардейской воздушно-десантной дивизии майора Юрия Цветова, похоронен в Луганске, звания «Герой Российской Федерации» удостоен посмертно (Указ Президента РФ № 1435 от 25.10.1999 г.).
- Кирьянов Александр Владимирович — выпускник профиля ОБУ 1987 года, авиационный наводчик (произвёл 38 наведений на цели, в боях лично уничтожил 10 террористов), капитан, погиб в Грозном 31.12.1994 года, закрыв собой командира 81 мотострелкового полка полковника Алексея Ярославцева при обстреле БМП из гранатомета, звания «Герой Российской Федерации» удостоен посмертно.
- Письменный Владимир Леонидович — выпускник 13 роты профиля ПЛА года, Заслуженные военные штурманы РФзаслуженный военный штурман РФ, военный штурман-снайпер, впервые в истории авиации совершивший перелёт и посадку на Южный полюс на вертолёте Ми-8 вместе с однокурсником Зориным Павлом Фёдоровичем.
- Ярошенко Александр Сергеевич — выпускник профиля ОБУ 1984 года, начальник группы боевого управления командного пункта авиации Северо-Кавказского военного округа, майор, погиб в бою 13.09.1999 года, ценой своей жизни обеспечив прорыв из окружения подразделения специального назначения ВВ МВД РФ, похоронен в Луганске на Острой могиле, звание «Герой Российской Федерации» присвоено посмертно.
Герой России Гречаник В. П.
Герой России, заслуженный военный штурман РФ Письменный В. Л.
В этом ряду можно вписать имена других выпускников ВВВАУШ: старший лейтенант Поваренков Сергей Викторович, штурман звена самолётов Як-28Р 87 отдельного разведывательного авиационного полка, сбит 15.04.1987 года при выполнении боевого вылета над территорией Демократической Республики Афганистан, погиб, проявив мужество и стойкость.