fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

“Ночные ведьмы”, удостоенные наград и вселяющие ужас в немецких оккупантов: Литвяк, Раскова, Буданова

Летчицы получили больше всего наград за время войны. Бесстрашные хрупкие девушки шли на таран, вели бои в воздухе, участвовали в ночных бомбардировках. За свою отвагу получили прозвище “ночные ведьмы”. Опытные немецкие асы боялись ведьминского налета. На фанерных бипланах У-2 они совершали налеты на немецкие эскадрильи. Семь из чуть больше тридцати летчиц были удостоены ордена кавалера высшего звания посмертно.

Самые известные “ведьмы”, совершившие не один боевой вылет, на счету которых не один десяток сбитых фашистских самолетов:

Буданова Екатерина. По званию Гвардии старший лейтенант, была командиром, служила в составе истребительных полков. На счету хрупкой девушки 266 боевых вылетов. Буданова лично сбила около 6 фашистских самолетов и с товарищами еще 5. Катя не спала и не ела, самолет выходил на боевые вылеты круглосуточно. Буданова мстила за гибель своей семьи. Опытные асы поражались отваге, выдержке и самообладанию хрупкой девчушки, похожей на парня. В биографии великой летчицы есть такие подвиги – одна против 12 самолетов противника. И это не последний подвиг женщины во время Великой Отечественной войны. Однажды, возвращаясь с боевого задания, Буданова увидела тройку Ме-109. Предупредить свою эскадрилью не было возможности, девушка вступила в неравный бой, несмотря на то, что топлива в баках уже не было, боеприпасы закончились. Отстреляв последние патроны, Буданова измором взяла фашистов. У них просто не выдержали нервы, поверили, что девушка идет на них в атаку. Буданова блефовала на свой страх и риск, боеприпасы закончились. Нервы у врага сдали, бомбы были сброшены, так и не долетев до конкретной цели. В 1943 году Буданова совершила свой последний вылет. В неравном бою она получила ранение, но умудрилась посадить самолет на своей территории. Шасси коснулось земли, Катя испустила последний вздох. Это была ее 11 победа, девушке было всего 26 лет. Звания Героя Российской Федерации была удостоена только в 1993 году.

Лидия Литвяк – летчица истребительского авиаполка, на счету которой не одна немецкая душа. Литвяк совершила более 150 боевых вылетов, на ее счету 6 вражеских самолетов. В одном из самолетов находился полковник элитной эскадры. Немецкий ас не поверил, что его сбила молоденькая девушка. Самые ожесточенные бои на счету Литвяк – под Сталинградом. 89 вылетов и 7 сбитых самолетов. В кабине Литвяк всегда были полевые цветы, а на самолете изображен рисунок белой лилии. За это получила прозвище “Белая лилия Сталинграда”. Погибла Литвяк под Донбассом. Совершив три вылета, из последнего она так и не вернулась. Останки были обнаружены в 1969 и перезахоронены в братской могиле. Симпатичной девчушке был всего 21 год. В 1990 году получила звание Героя Советского Союза.

  • Евгения Руднева. На ее счету 645 ночных боевых вылетов. Уничтожала железнодорожные переправы, технику противника, живую силу. В 1944 году не вернулась с боевого задания.
  • Марина Раскова – знаменитая летчица, Герой Советского Союза, основательница и командир женского авиационного полка. Погибла в авиакатастрофе.
  • Екатерина Зеленко – первая и единственная женщина, совершившая воздушный таран. Во время разведывательных вылетов советские самолеты были атакованы Ме-109. Зеленко сбила один самолет, а на второй пошла на таран. В честь этой девушки назвали малую планету солнечной системы.

Женщины-летчицы были крыльями победы. Они несли ее на свои хрупких плечах

Отважно сражаясь под небесами, жертвуя порой собственными жизнями

10.

Людмила Павличенко
Американские журналисты называли Павличенко «Леди Смерть». Девушка училась на историка, увлекалась стрельбой. Перед войной она решила пройти снайперские курсы.

Когда Людмила узнала о том, что началась война, она сразу же отправилась добровольцем на фронт. В июне 1942 года Людмилу сильно ранили. На этот момент она уничтожила 309 офицеров и солдат противника.

Также она обучала снайперов, передавала свой опыт новобранцам. После тяжелого ранения Людмила больше не вернулась на фронт.

Она стала инструктором в снайперской школе. Людмила одна из немногих, кому посчастливилось дожить до победы. Она умерла в возрасте 58 лет.

Оружие и армия
10 мая, 2019
763 просмотра

Ночи-максимум

Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи

Вспоминает Марина Чечнева:«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…

…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»

Минута отдыха

После войны

Многие женщины, воевавшие за свою землю наравне с мужчинами, после войны вернулись к мирным профессиям. Интересна судьба Байды Марии Карповны. В войну она служила медсестрой, позже санинструктором. В одном из боев за Севастополь в одиночку расправилась с пятнадцатью врагами, освободила восемь солдат и одного офицера. За этот подвиг приставлена к звезде Героя. По окончанию боевых действий эта уникальная женщина стала заведующим ЗАГСа г. Севастополя, который так отчаянно защищала в войну.

Заместителем руководителя библиотеки в Белорусской ССР работала Елена Григорьевна Мазаник. Звание Героя она получила за операцию по уничтожению генерального комиссара Белоруси В. Кубе. Он был подорван на мине в собственной постели. Устройство разместила там Елена Мазаник, работавшая в доме уборщицей.

Павличенко Людмила Михайловна

Самая известная и успешная женщина-снайпер в мировой истории — на ее счету 309 уничтоженных бойцов противника. Американские журналисты прозвали ее «Леди Смерть», но так ее называли только в европейских и американских газетах. Для советского народа она — героиня.

Павличенко принимала участие в приграничных сражениях Молдавской ССР, обороне Севастополя и Одессы. Павличенко Людмила окончила стрелковую школу — стреляла она метко, что потом сослужило ей хорошую службу.

Сначала ей не выдали оружия, потому что молодая женщина была новобранцем. На ее глазах убили солдата, его винтовка и стала ее первым оружием. Когда Павличенко стала показывать поразительные результаты, ей выдали снайперскую винтовку.

Многие пытались понять, в чем был секрет ее результативности и хладнокровия: как молодой женщине удалось уничтожить столько вражеских противников?

Некоторые полагают, что причина — в ненависти к врагам, которая стала только сильнее, когда немцы убили ее жениха. Леонид Киценко был снайпером, и ходил на задания вместе с Людмилой. Молодые люди подали рапорт о заключении брака, но пожениться они не успели — Киценко погиб. Павличенко сама вынесла его с поля боя.

Людмила Павличенко стала символом героя, который вдохновлял советских солдат. Потом она стала заниматься обучением советских снайперов.

В 1942 году известная женщина-снайпер отправилась в составе делегации в США, во время которой даже пообщалась и подружилась с Элеонорой Рузвельт. Тогда же Павличенко произнесла пламенную речь, призвав американцев принять участие в войне, «а не прятаться за спинами».

Некоторые исследователи полагают, что боевые заслуги Людмилы Михайловны преувеличены — и приводят различные доводы. Другие же критикуют их аргументы.

Но одно можно сказать точно: Павличенко Людмила Михайловна стала одним из символов народного героизма и вдохновила своим примером советский народ на борьбу с врагом.

Подвиг механиков

Стихи о ночных ведьмах летчицах

«Ночные ведьмы». Сергей Соколов. Москва, 9 мая 2012 г.

Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
«Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах»
Бомбят фашистские позиции в тылу.

Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.

И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.

Вы для своих бойцов — «небесные созданья»,
А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.

Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус — хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»

Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы»,
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.

Екатерина Зеленко

Фото: Википедия

Старший лейтенант Екатерина Ивановна прошла Великую Отечественную войну в составе 135-го ближнебомбардировочного авиаполка. Однако до этого Зеленко прославилась тем, что была единственной женщиной, участвовавшей в Советско-финляндской войне. Женщину наградили орденом Красного Знамени, но ее боевой путь был недолгим. На счету Зеленко 40 боевых вылетов, 12 воздушных боев и один огненный таран вражеского истребителя в воздухе – во время него девушка и погибла 12 сентября 1941 года. За всю историю войны лишь две женщины решились на такой смертельный подвиг: Екатерина Зеленко и Александра Полякова. Уже в современное время имя Екатерины Зеленко получила одна их малых планет Солнечной системы. Кроме того, в память о ней установлены два монумента.

Соревнования

В период 1920-30-х гг. по всему миру происходил скачок в развитии авиации. Устанавливались мировые рекорды. В 1928 г американец Ч. Линдберг впервые перелетает Атлантику. Через пятилетие женщина-пилот Амелия Эрхарт пробует повторить рекорд. Советский Союз посчитал нужным ответить собственными достижениями. В 1937 г. пилоты ССР впервые отважились на полет СССР-США. Команда, состоящая из летчиков В. Чкалова, А. Байдукова и А. Белякова была с одинаковой радостью принята как в ССР, так и в Соединенных Штатах.

В 1938 г. планировалось осуществить два полета на рекордные расстояния. Путь пролегал на Дальний Восток, в процессе перелета запрещалась посадка. Готовили для этой миссии два экипажа: мужской и женский. В мужской вошли В. Коккинаки и А. Бряндинский. Команда должна была совершить полет летом, а осенью отправлялась женская группа. Отличие второго маршрута заключалось лишь в том, что заканчивался он раньше – в Комсомольске-на-Амуре. Команда мужчин же должна долететь до Спасска-Дальнего.

Екатерина Буданова

Екатерина Васильевна служила в составе 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка (он же – преобразованный 586-й полк) и одержала в группе 11 личных побед. Она была командиром звена и стала второй по результативности женщиной-истребителем Второй мировой войны. За время своей службы женщина совершила 266 боевых вылетов. 19 июля 1943 года Буданова прикрывала советские самолеты Ил-2 вместе с другими истребителями. Штурм прошел успешно, и группа уже возвращалась домой, когда Екатерина заметила вражеские самолеты позади себя. Девушка была замыкающей, поэтому быстро предупредить товарищей об опасности не получилось. Летчице пришлось в одиночку выступить против трех Ме-190, в итоге ее самолет был подбит. Через 50 лет Екатерина Будановой посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации и назвали в ее честь одну из московских улиц.

Фото: ТАСС (На снимке: (слева направо) Лидия Литвяк и ее боевые подруги Екатерина Буданова и Мария Кузнецова)

Маншук Маметова

Герои ВОВ: пулеметчица Маншук Маметова

«Бусинка» («Моншагылым») – вот как ласково называли Маншук родные с самого раннего детства. Кто бы мог подумать, что девочка со столь ласковым именем впоследствии прославится как отважный герой своей страны, не знавший страха перед сильным и жестоким врагом.

Маншук Маметова родилась 2 октября 1922 года в ауле Жаксус Уральской области. При рождении ей дали имя Мансия. Малышка осиротела в пятилетнем возрасте. Ее взяли на воспитание двоюродный брат отца – Ахмет Маметов и его жена Амина.  По другой версии, родители отдали дочь бездетным, но обеспеченным родственникам, желая ей лучшей доли. В любом случае, Ахмет и Амина обожали девочку (к слову, они и дали ей имя Маншук), она росла в любви и достатке. До тех пор пока Ахмета Маметова не признали «врагом народа». Его увезли и расстреляли (о последнем родные так и не узнали). Амина советовала Маншук всем называть имена настоящих родителей, чтобы избежать проблем, но Маншук этого не делала.

Маншук Маметова в детстве (справа в нижнем углу)

Маншук мечтала стать врачом, как ее приемный отец, но судьба распорядилась иначе. На смену белому халату алматинского медицинского института пришло военное обмундирование. Волевую Маншук это ни капли не пугало. Отправившись добровольцем на фронт, Маншук знала: она не должна оставаться в стороне. Впрочем, у нее был и скрытый мотив. Кто-кто сказал ей, что якобы участиями в боевых действиях дети могли облегчить участь своих репрессированных родителей. Ничего не зная о расстреле Ахмета Маметова, Маншук как могла пыталась спасти его.

Боевой настрой был оценен не сразу. Поначалу ей нашлось лишь место писаря при штабе. Маншук же рвалась в бой и все свободное время посвящала тому, чтобы освоить пулемет. Миниатюрную худенькую девушку жалели, ей не хотели давать место «смертника», ведь пулеметчиков противник старался уничтожить в первую очередь. Но она просто завалила штаб рапортами, так что пришлось дать ей шанс продемонстрировать свои навыки. Маншук ни разу не промахнулась. Результатом «экзамена» стало зачисление в 21-ю гвардейскую стрелковую дивизию 3-й ударной армии Калининского фронта.

Маншук успешно проходила все военные операции и пользовалась огромным уважением и авторитетом среди бойцов стрелковой дивизии. Но на войне есть место не только боевым действиям, Маншук встретила свою любовь – пулеметчика Нуркена Хусаинова. Маншук и Нуркен погибли в один день – 15 октября 1943 года в бою под Невелем. Дочь «врага народа» пала смертью храбрых, обеспечив успешное дальнейшее продвижение нашим силам в казалось бы проигранном сражении. Ей было двадцать лет.

Маншук Маметову похоронили в городе Невеле. 1 марта 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР Маншук Маметовой было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

1941-1945 гг.

Как профессионал своего дела и патриот до глубины души, Валентина не осталась в стороне и защищала Родину от фашистских захватчиков. Ей было поручено командовать 101-м авиационным полком. Примечательно, что Марина Раскова получила в командование женское отделение, а Гризодубовой в подчинение дали мужчин. Это наглядно демонстрирует отношение властей к этой героической женщине и иллюстрирует ее волевой и решительный характер. Раскова позже геройски пала в бою.

Валентина осуществила больше двухсот боевых полетов. За голову полковника Гризодубовой была назначена крупная награда. Сама Валентина вспоминала, что на протяжении всей войны ей пришлось неоднократно доказывать свою состоятельность как летчика и как командира. К женщинам в армии, а тем более в командовании относились с пренебрежением. Подчиненные же любили и уважали строгого, но справедливого полковника. Во время боевых действий ее полк бомбил тылы врага, из зон, попавших под обстрел, ей удалось вывезти более 4000 детей.

4.

Маншук Маметова
В 1942 году Маншук добровольцем отправилась на фронт, ее определили в Казахскую стрелковую бригаду. Девушка стала писарем, а потом медсестрой.

Маметова не стала останавливаться на достигнутом. Она изучила конструкцию пулемета. Она отлично стреляла, научилась этому в институте. Маншук перевели в стрелковую часть.

В 1943 году, во время тяжелых боев под Невелем, она уничтожила около 70 солдат противника. Девушка осталась одна, при обороне господствующей высоты ее боевые товарищи погибли.

Маметова не растерялась и нанесла противнику сильный урон. Девушка погибла смертью храбрых.

Ночные ведьмы

Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями.

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, – они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы».

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Ссылки по теме:

Женское лицо войны

«Фрау Черная Смерть»

Евдокия Завалий родилась 28 мая 1926 года в Николаевской области. Впервые она осознала, что такое война, когда немцы бомбили ее деревню и в лужах крови лежали раненые солдаты. Девушка старалась им помочь, перевязывая раны простынями. Познакомившись здесь же с командиром подразделения и прибавив себе возраст, она уговаривает взять ее тоже на фронт.

Сначала она не участвовала в сражениях, а была медсестрой. Но девушка смогла научиться пользоваться оружием. Чтобы стать солдатом, Евдокия не только надела мужскую военную форму, но даже побрила голову. Поэтому ее часто солдаты принимали за мужчину. Однако она добилась того, чтобы ее тоже отправили в бой. Так, в составе Шестой воздушно-десантной бригады она участвовала в бою под Горячим Ключом, а после принимала участие и во многих других битвах.

В 1942 году в одной из битв ее войска голодали, так как не было продуктов. Боеприпасов тоже было мало, а это означало, что в бою они могли все погибнуть. Тогда ночью, проявляя мужество и героизм, Евдокия через реку проникает в немецкий лагерь, где крадет боеприпасы и продукты. А вот уже в бою на Кубани она получила серьезные ранения, и врачи сильно удивились, когда увидели, что она – женщина. Раскрылась и ложь о том, что она прибавила себе возраст.

Уже в семнадцать лет Евдокия Завалий стала взводным командиром автоматчиков. Немцы так сильно боялись эту девушку, что прозвали ее «Фрау Черная Смерть». Военную службу Евдокия оставила лишь только в 1947 году, имея более 40 наград. Умерла она в 2010 году.

Женщины-летчицы

Героини-летчицы

Больше всего женщин, заслуживших на фронтах Великой Отечественной войны высшее звание страны, оказалось среди летчиц. Это легко объяснимо: все-таки в авиации чисто женских полков было аж три, тогда как в других родах и видах войск подобные части почти не встречались. К тому же на долю женщин-летчиц выпала одна из самых трудных задач: ночные бомбардировки на «небесном тихоходе» — фанерном биплане У-2. Стоит ли удивляться тому, что из 32 женщин-летчиц, получивших звание Героя Советского Союза, 23 — «ночные ведьмы»: именно так прозвали героинь немецкие вояки, которые несли серьезные потери от их ночных налетов. Кроме того, именно женщины-летчицы были первыми, кто получил высшее звание еще до войны. В 1938 году экипаж самолета «Родина» — Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова — удостоился высшей награды за беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток.

Летчицы женского авиаполка.

Из трех с лишним десятков женщин ― кавалеров высшего звания семь получили его посмертно. И среди них — первая летчица, таранившая немецкий самолет, пилот бомбардировщика Су-2 Екатерина Зеленко. Ей, кстати, это звание присвоили много лет спустя после окончания войны — в 1990 году. В авиации служила и одна из четырех женщин ― полных кавалеров ордена Славы: воздушный стрелок разведывательного авиаполка Надежда Журкина.

Хиуаз Доспанова

Герои ВОВ: летчица Хиуаз Доспанова

Единственная во всей советской армии летчица-казашка Хиуаз Доспанова, в отличие от соотечественниц Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой, знакома не всем. О подвигах Доспановой вспомнили лишь к 60-летию Великой Победы, когда летчице было уже 85 лет. Тогда же Хиуаз Доспанова была награждена орденом Халык Каhарманы («Народный Герой»).

Хиуаз Доспанова родилась 15 мая 1922 года в селе Ганюшкино Гурьевской области в семье рыбака.

С детства активная и смелая, окончив школу в Уральске на круглые «пятерки», Хиуаз отправилась в Москву, грезя о Военно-воздушной академии им.Жуковского. В столице СССР поступок казахской девушки сочли дерзким, Хиуаз отказали. Не намереваясь возвращаться назад, девушка поступила в Первый московский медицинский институт. Отучиться не удалось даже год: началась война. Хиуаз, узнав о том, что формируется первый женский авиаполк под руководством легендарной советской летчицы Марины Расковой, попросилась в летчики запаса. И после дополнительного обучения стала штурманом-стрелком в 588-й ночном бомбардировочном авиаполке. Единственная летчица-казашка выполняла боевые задания на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Белоруссии.

Хиуаз Доспанова в составе женского авиаполка

Трагический инцидент, поставивший точку в участии летчицы в активных боевых действиях, произошел 1 апреля 1943 года. После выполнения операции на Кавказе самолет, на борту которого Хиуаз Доспанова находилась вместе со своими однополчанами, при посадке столкнулся с другим самолетом. Казахская летчица осталась единственной выжившей, но ей раздробило ноги. Полеты пришлось заменить на должность начальника штаба связи.

После окончания войны Хиуаз возвращается в Уральск. Ей всего двадцать три года. Она инвалид II-группы.

За храбрость и отвагу в Великой Отечественной войне летчица Хиуаз Доспанова награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и другими боевыми наградами.

Автор. Малика Рустам.

Полет

24 сентября 1938 г. экипаж стартовал из Москвы. После столицы самолет должен был через сутки приземлиться на Дальнем Востоке. Но в отчетное время машина на аэродроме не появилась. Прождав определенное положенное время, за которое экипаж не подал никаких признаков жизни, была срочно собрана экстренная экспедиция на поиски пропавших.

Позже выяснилось, что во время полета был установлен мировой рекорд по дальности расстояния – 6450 км. Еще до начала рекордного перелета метеорологи предупреждали, что за Уралом погода скверная, предлагали отложить мероприятие на несколько недель. Но Сталин приказал лететь. Из-за плохих метеоусловий приходилось снижать самолет, чтобы из-под облаков видеть землю. Ночью, чтобы сориентироваться по звездам, штурману приходилось открывать замерзшее окно и в кислородной маске изучать их положение. Внутри самолета происходил перепад температур, и связь с центром управления полетами прервалась. В результате в самолете закончилось горючее раньше предполагаемого времени посадки.

Гризодубовой пришлось экстренно сажать машину прямо в лесную чащу. Из-за опасности острыми макушками и ветками деревьев повредить переднюю часть самолета, где находился штурман экипажа, ей был дан приказ катапультироваться. Марина Раскова выкинулась из самолета на несколько десятков километров от того места, где Гризодубова и Осипенко посадили машину. Благодаря мастерству экипажа самолет приземлился на мягкую заболоченную поляну, и повреждений почти не было. Позже его продолжили использовать.

Заступница

После заключения мира между Германией и СССР Гризодубову определили зам. начальника НИИ-17 (Институт Приборостроения). Первая женщина Герой Советского Союза олицетворяла собой настоящую коммунистку, эталон, который властьимущие желали видеть. Ее ставили в пример, взаимоотношения Валентины Степановны со Сталиным были очень благоприятными. Помимо научно-исследовательской и управленческой деятельности, она занималась помощью. Отличалась чуткостью, на ее имя в Кремль приходили пачки писем. На конвертах так и было написано «Москва. Кремль. Валентине Гризодубовой». Героическая женщина помогала найти репрессированных родственников, с учетом хороших отношений с верхушкой власти могла содействовать в освобождении заключенных.

По воспоминаниям современников, у Валентины Степановны Гризодубовой имелась специальная бордовая папочка. В ней она хранила список тех, кого удалось спасти. В период с 1948 по 1951 года папочка пополнилась на 4767 фамилий тех людей, которых удалось вытащить из застенок ГУЛАГа и вернуть родным. Одним из таких спасенных стал знаменитый конструктор – Сергей Павлович Королев, история которого широко известна общественности. Первая женщина-Герой Советского Союза никогда не зазнавалась от своих результатов. Сокрушалась лишь, что вытащить человека из тюрьмы намного проще, чем его же вернуть в общество (найти работу и дом).

Герои мужчины

Список героев Советского Союза, прославившихся во время Великой Отечественной, довольно обширен, поэтому назовем самых известных:

  • Николай Гастелло (1907-1941): Герой Союза посмертно, командир эскадрильи. После бомбардировки немецкой тяжелой техники самолет Гастелло был подбит. На горящем бомбардировщике летчик протаранил вражескую колонну;
  • Виктор Талалихин (1918-1941): Герой СССР, зам командира эскадрильи, участвовал в битве за Москву. Один из первых советских летчиков, совершивших таран противника в ночном авиабою;
  • Александр Матросов (1924-1943): Герой Союза посмертно, рядовой, стрелок. В бою у деревни Чернушки (Псковская область) закрыл собой амбразуру немецкой огневой точки;
  • Александр Покрышкин (1913-1985): трижды Герой СССР, летчик-истребитель (признан асом), совершенствовал технику боя (около 60 побед), прошел всю войну (около 650 вылетов), маршал авиации (с 1972);
  • Иван Кожедуб (1920-1991): трижды Герой, летчик-истребитель (ас), командир эскадрильи, участник Курской битвы, произвел около 330 боевых вылетов (64 победы).

    Прославился результативной техникой стрельбы (за 200-300 м до противника) и отсутствием случаев, когда самолет был сбит;

  • Алексей Маресьев (1916-2001): Герой, зам командира эскадрильи, летчик-истребитель. Знаменит тем, что после ампутации обеих ног, пользуясь протезами, смог вернуться к боевым полетам.

Рис. 1. Николай Гастелло.

Экипаж

Отбор на состав, который примет участие в легендарном полете, был строг. В итоге выбрали троих: Валентину Гризодубову, Марину Раскову и Полину Осипенко. Все девушки были спортсменками, многократными победительницами соревнований среди женщин на мировом уровне. Валентину Степановну назначили командующим. П. Осипенко – вторым пилотом, М. Раскову – штурманом. Для выполнения полета выбрали машину АНТ-37, переоборудованную из бомбардировщика. Именно Гризодубова стала инициатором проведения опаснейшего мероприятия. За ее плечами на тот момент было несколько мировых рекордов по расстоянию и скорости полетов. Само воздушное судно, на котором планировалось установить рекорд, привело Гризодубову в восхищение. Первый самолет в ССР, у которого запуском одной кнопки поднимались шасси.

Сохранились воспоминания М. Расковой, что величественный самолет был намного крупнее, чем те, которым им довелось управлять ранее, и колеса у него величиной с человеческий рост. Корпус напоминал тяжелый корабль, и управление этим кораблем доверили девушке – Валентине Гризодубовой. Название машине дали под стать – «Родина».

Комментировать
0