fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

История создания

Обладающей мощной оружейной промышленностью Швейцарии производство танков было вполне по силам. Первоначально предполагалось, что к 1939 году будет закуплено за рубежом либо построено внутри страны 80-90 танков. Но в апреле 1937 года аппетиты снизились: по планам, шесть дивизий получали по одному взводу из четырех танков в каждом, итого их требовалось 24 штуки.

18 октября 1937 года швейцарские военные сформировали требования к новому танку. Они здорово напоминали те, что для своего танка разработали литовские военные. Боевая масса танка оценивалась в 6 тонн, толщина брони должна была составить 25 мм, в качестве вооружения предполагалось использовать 20-мм автоматическую пушку Örlikon и пулеметы системы Максима. На танк планировалось установить дизельный двигатель Saurer.

Приложение к патенту Алексея Сурина на специальную систему, предотвращающую затекание горючей смеси внутрь танка.

Не менее стремительно развивалась ситуация и с изготовлением первого опытного Praga LTL-H. К концу января 1938 года работы были в самом разгаре. Несмотря на то, что на танк предполагалось ставить дизельный двигатель Saurer, на опытный экземпляр поставили шведский мотор Scania-Vabis 1664. Работы немного затянулись, по этой причине вместо февраля опытный LTL-H вышел на испытания 17 марта. За ними следили офицеры KTA, в том числе и сам Кёниг.

Вышедшая на испытания машина несколько отличалась от изначального проекта. Прежде всего, это касалось башни, которая подверглась достаточно серьезным изменениям. Вместо пушки в нее установили деревянный макет. Кроме того, машину оснастили одним любопытным приспособлением. До Чехословакии дошла информация о специфике боев в Испании, в том числе – о массовом использовании против танков бутылок с зажигательной смесью. Для защиты моторного отделения от горючих жидкостей Сурин спроектировал специальную “юбку”. Благодаря ей горючая смесь не растекалась по надгусеничным полкам, а стекала назад.

После завершения первого этапа испытаний, в ходе которых танк прошел 811 километров, в конструкцию LTL-H внесли небольшие изменения. Далее опытный образец отправился в Швейцарию, где прошел еще 901 километр. После этого LTL-H получил новый двигатель – 110-сильный дизель Saurer CT1D, изначально разработанный для автобуса. С ним машина прошла еще 750 километров.

Швейцарские военные остались довольны машиной, которая хорошо показала себя в гористой местности. По завершению испытаний LTL-H вернулся обратно в Прагу, где его разобрали и поставили обратно двигатель Scania-Vabis 1664.

В июне 1938 года в адрес KTA пришла документация на машинокомплекты серийного LTL-H. В дальнейшем, танк модифицировался, и в мае 1939 года первые танки стали поступать на вооружение швейцарских подразделений как Panzerwagen 39.

Модификации танка.

  • Ausf.A.

    Данная партия из ста пятидесяти танков является первой серийной модификацией танка. Pz.Kpfw 38(t) данной серии практически полностью повторяли конструкцию LT vz. 38. Отличия все же были и заключались в немецком электрооборудовании, накладных кольцах на шаровые опоры пулеметов. Наиболее очевидное внешнее отличие – крупное основание радиоантенны, от которого отходил трубчатый кожух антенны. Поздние танки Ausf.A прошли модернизацию, которая изменила их внешний облик. 

     В виду очевидных превосходных боевых свойств Pz.Kpfw 38(t)фирме BBM, в которую преобразовали ЧКД, передали заказ еще на триста двадцать пять машин. В рамках этого заказа были изготовлены танки трех модификаций – Ausf.B,С, а также D. Контракт подписан в июле тридцать девятого, танки были изготовлены в течении четырех месяцев, начиная с января сорокового года.

  • Ausf.B.

    Модификация Pz.Kpfw 38(t) Ausf.B. представляла собой первые сто десять машин из заказа, изготовлены в срок января по май. Немецкое оборудование дополнили немецкие радиостанции. Машины получили обычные для немецких танков световые сигналы тормоза и ходовую фару типа Notek. Антенна лишилась трубчатого кожуха. 

     

    Ранние Ausf.B, в количестве 50 машин электрическим оборудованием старого типа, все последующие машины электрооборудованием все той же фирмы Bosch нового типа.

  • Данную производственную серию выпустили количеством сто десять машин, с мая по август. Отличие оп прежнего образца – уплотнитель вокруг погона башни, по-иному размещен глушитель, а также немецкого типа антенна. На месте глушителя смонтировали дымовые шашки. Нижний лобовой лист усилили до сорока миллиметров.

  • Ausf.D.

    Последние Pz.Kpfw 38(t) из заказа лета тридцать девятого года. Всего изготовлено сто десять машин, в производстве с сентября по ноябрь сорокового года.В данную модификацию внесены улучшения на основе опыта начала войны. Изменения коснулись лобового листа, который из изогнутого стал прямым. Часть машин построена с лобовым листом толщиной в 50 мм. Для чего использовали накладную броню толщиной в двадцать пять миллиметров.  

    Удачный опыт боевого применения Ausf.A. в Польше принес BBM еще два заказа на партии танков- 275 танков в тридцать девятом году и еще 250 в сороковом году.Для выполнения заказов среднемесячное производство должно было увеличено до пятидесяти машин.

  • Ausf.E.

    Производство Pz.Kpfw 38(t) данной модификации продолжалось с 10.1940 г. по 05.1941 г., всего было изготовлено 275 машин. Конструктивно танк представлял собой 38(t) Ausf.E усиленного бронирования. Толщина бронирования башни и корпуса танка доведена до пятидесяти миллиметров путем экранирования дополнительным броневым листом (25+25). Аналогично добронированированы борта боевой машины до тридцати миллиметров.

    Число заклепок и болтов, крепящих листы брони, сокращено для упрощения производства. Приборы наблюдения радиста и водителя заменили аналогичными по функционалу, но упрощенной конструкции.

    Для компенсации возросшего до 10,14 т веса увеличено с число листов рессор. На надгусеничной полке левого борта установлен ящик для амуниции. Кольцевые накладки вокруг шаровой пулемета башни больше не ставили.

  • Серийная модификация серийно выпускалась с мая по октябрь текущего года, всего было выпущено двести пятьдесят машин. Данная модификация отличалась от предыдущей лишь в деталях, например кронштейнами, удерживающими канистры. 

  • Танки из заказа для Шведской армии. Серия выпускалась параллельно с 05-10.1940 г. Конфискована Германией для собственных нужд. Конструктивно аналогичны Ausf.A-C за исключением толщины лобового бронирования, равного пятидесяти миллиметров.

  • Вскоре после начала операции “Барбаросса” фирме ВММ был спущен правительственный заказ на выпуск двух серий танков по Ausf.G и Ausf.Н по пятьсот машин в каждой. На протяжении года с октября сорок первого по октябрь сорок второго года, было произведено всего триста шесть машин из серии Ausf.G.Оставшиеся шасси из этой серии достроили как ПТ САУ Marder. Та же участь постигала и серию Ausf.H.

PzKpfw 38 (t)

Approximately 1400 PzKpfw 38 (t)s were produced in 8 different variants (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) with various modifications, improved armor protection, and armed with Czech-made 37mm Skoda A7 vz.38 guns designated by the Germans as 37mm KwK 38(t) L/48 (L/47.8). It is interesting to note that Ausf Ss were vehicles purchased by Sweden, but impounded by the Germans in the Spring of 1940. Instead, Germans granted Scania-Vabis licence and production rights, who in turn produced the Strv m/41. The early model’s construction was riveted (and a direct hit on its armor plate could tear rivet heads off and kill or wound the crew), while the later model’s construction was largely welded. Later on, earlier models were up-armored and a few were possibly rearmed with the German-made 37mm KwK 35/36 L/46.5 gun, but it is unconfirmed.

A number were also converted to flamethrower tanks by replacing the hull machine gun with a flamethrower, while fuel was supplied from a towed single-axle trailer carrying 200 liters of fuel by a hose. There was also the PzKpfw 38 (t) swimming tank with a prototype AP-1 float, but it never entered production.

Further production of the PzKpfw 38 (t)’s chassis continued with improved models of Ausf H/K/L/M, which were used as a base for various vehicles (such as the Marder III Ausf H/M, Bison/Grille Ausf H/K/M, and Hetzer). In addition, older models returned for repair were often used as a base for a conversion.

PzKpfw 38 (t)s were built under German supervision and saw extensive service in Poland (3rd Leichte Division), Norway (XXXI Armee Korps), France (6th, 7th and 8th Panzer Division), Balkans (8th Panzer Division), and Russia (6th, 7th, 8th, 12th, 19th and 20th Panzer Division). During the fighting in Russia, the need for heavier armor and armament made the PzKpfw 38 (t) inadequate and in 1942, it was relegated to other duties (e.g. reconnaissance and service in armored trains).

In September of 1939, plans were laid for the development of a fast/light reconnaissance tank and in early 1942, 15 PzKpfw 38 (t) nAs (neuer Art) were produced by BMM (Praga/CKD), but its design was not accepted for production. In 1942, the usual German process of adapting the chassis for other purposes commenced with vehicles such as the Marder III and Flakpanzer 38(t). In 1942 and 1943, a number of PzKpfw 38 (t)s had their turrets removed and were converted to driver training vehicles that, late in the war, were mounted with wood-burning generators. Training vehicles based on turret-less tanks were designated as PzKpfw 38 (t) Schulfahrwannes and were used by school units of the Wehrmacht and NSKK. Some 351 PzKpfw 38 (t) turrets were used for German fortifications in Norway (75), Denmark (20), Western Atlantic shore (9), Italy (25), Southwest Europe (150), and the Eastern Europe/Front (78).

История

Чехословацкая армия в 1937 году объявила конкурс на новый легкий танк, который должен был заменить LT 35. На участие в конкурсе подала заявление Плзеньская Шкода и как её конкурент — «ČKD». В испытаниях, прошедших весной 1938 года, победил танк — тип идентификации TNHPS производства «ČKD». Танк был создан под руководством русского инженера Алексея Сурина, оказавшегося в Чехословакии после Октябрьской революции 1917 года. В июле 1938 года был подписан заказ на 150 шт. этих танков, военное обозначение которых было LT модель 38. Предполагалось, что будет поставлено двадцать машин до окончания текущего года, а остальные — в первом квартале 1939 года.

Первые десять танков без вооружения были готовы в середине марта 1939 года. В возможной войне с Германией осенью 1938 года они, к сожалению, не могли бы участвовать. Эти танки имели очень хорошо сбалансированную огневую мощь, броню и мобильность, были просты в уходе и имели высокую надежность. Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт — 0,57 кг/см2.

При массе 9,7 т. LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.37. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов. Пушка могла с 500 метров вертикального воздействия снаряда пробить броню толщиной 38 мм.

После оккупации Чехии и Моравии немецкое управление вооружениями сухопутных сил (Waffenamt) заинтересовалось этими танками и немцы взяли на свое попечение весь заказ, над которым работало «ČKD». В немецкой армии танк получил обозначение «Leichte Tank Muster 38» (LTM 38), а с января 1940 года — обозначение «Panzerkampfwagen 38(t)» (PzKpfw 38(t), t = tschechisch). В общей сложности их было произведено в нескольких сериях для германской армии 1396 и ещё 37 для словацкой армии. После окончания войны танки наконец-то попали в руки первоначального заказчика — чехословацкой армии. Шасси LT-38 оказалось крайне удачным и в различных модификациях производилось на протяжении всей Второй мировой войны

На базе танка было построено множество других боевых бронированных машин, например Marder III или Hetzer.

Производство

1939 — 150

май — 9 (№ 1-9)

июнь — 12 (№ 10-21)

июль — 39 (№ 22-60)

август — 18 (№ 61-78)

сентябрь — 31 (№ 79-109)

октябрь — 30 (№ 110—139)

ноябрь — 11 (№ 140—150)

1940 — 370

январь — 10 (№ 151—160)

февраль — 24 (№ 161—184)

март — 31 (№ 185—215)

апрель — 30 (№ 216—245)

май — 30 (№ 246—275)

июнь — 30 (№ 276—305)

июль — 30 (№ 306—335)

август — 35 (№ 336—370)

сентябрь — 35 (№ 371—405)

октябрь — 44 (№ 406—449)

ноябрь — 27 (№ 450—476)

декабрь — 44 (№ 477—520)

1941 — 698

январь — 45 (№ 521—565)

февраль — 50 (№ 566—615)

март — 53 (№ 616—668)

апрель — 49 (№ 669—717)

май — 78 (№ 718—775, 1001—1020)

июнь — 65 (№ 776—825, 1021—1035)

июль — 65 (№ 826—875, 1036—1050)

август — 64 (№ 876—919, 1051—1070)

сентябрь — 76 (№ 920—975, 1071—1090)

октябрь — 53 (№ 976—1000, 1091—1118)

ноябрь — 50 (№ 1119—1168)

декабрь — 50 (№ 1169—1218)

1942 — 196

январь — 60 (№ 1219—1278)

февраль — 60 (№ 1279—1338)

март — 29 (№ 1339—1359, шасси, использованное для 7.5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t), для Словакии — 7)

май — 21 (№ 1480—1500)

июнь — 26 (№ 1501—1526)

Примечание: кроме того для Словакии выпустили ещё по 10 танков в ноябре 1940 и апреле 1941 гг. Итого всего собрали 1433 танка.

Description

The Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. F is a rank I German light tank
with a battle rating of 2.0 (AB/RB/SB). It was introduced in Update 1.41.

The Pz.Kpfw. 38(t) Ausf.F variant is an up-armoured version of its predecessor: the Ausf. A. Notably, armour on all sides has been doubled from 25/15/15 mm to a decent 50/30/30 mm. However, the increased armour thickness brings additional weight, making this tank a bit slower than the Ausf. A variant. The cannon remains the same, a decent, quick-firing 3,7 cm Kwk 38(t) L/48. The vehicle can certainly hold its ground at this BR, although usage of APCR ammo is sometimes necessary, and the cannon’s damage output is sometimes lacking compared to other vehicles at this rank.

Description

The Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A is a rank I German light tank
with a battle rating of 1.3 (AB/RB/SB). It was introduced during the Closed Beta Test for Ground Forces before Update 1.41.

The Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. A is a small beginners tank. It boasts a 37 mm cannon, which can’t easily get through most armour at its rank. The tank is primarily a support tank, helping the larger tanks push forward. The armour is not very heavy, and most cannons and autocannons can get through it. Always try to make use of your gun depression, hiding your hull behind terrain and obstacles, while exposing only your turret to the enemy.

PzKpfw 38 (t)

Approximately 1400 PzKpfw 38 (t)s were produced in 8 different variants (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) with various modifications, improved armor protection, and armed with Czech-made 37mm Skoda A7 vz.38 guns designated by the Germans as 37mm KwK 38(t) L/48 (L/47.8). It is interesting to note that Ausf Ss were vehicles purchased by Sweden, but impounded by the Germans in the Spring of 1940. Instead, Germans granted Scania-Vabis licence and production rights, who in turn produced the Strv m/41. The early model’s construction was riveted (and a direct hit on its armor plate could tear rivet heads off and kill or wound the crew), while the later model’s construction was largely welded. Later on, earlier models were up-armored and a few were possibly rearmed with the German-made 37mm KwK 35/36 L/46.5 gun, but it is unconfirmed.

A number were also converted to flamethrower tanks by replacing the hull machine gun with a flamethrower, while fuel was supplied from a towed single-axle trailer carrying 200 liters of fuel by a hose. There was also the PzKpfw 38 (t) swimming tank with a prototype AP-1 float, but it never entered production.

Further production of the PzKpfw 38 (t)’s chassis continued with improved models of Ausf H/K/L/M, which were used as a base for various vehicles (such as the Marder III Ausf H/M, Bison/Grille Ausf H/K/M, and Hetzer). In addition, older models returned for repair were often used as a base for a conversion.

PzKpfw 38 (t)s were built under German supervision and saw extensive service in Poland (3rd Leichte Division), Norway (XXXI Armee Korps), France (6th, 7th and 8th Panzer Division), Balkans (8th Panzer Division), and Russia (6th, 7th, 8th, 12th, 19th and 20th Panzer Division). During the fighting in Russia, the need for heavier armor and armament made the PzKpfw 38 (t) inadequate and in 1942, it was relegated to other duties (e.g. reconnaissance and service in armored trains).

In September of 1939, plans were laid for the development of a fast/light reconnaissance tank and in early 1942, 15 PzKpfw 38 (t) nAs (neuer Art) were produced by BMM (Praga/CKD), but its design was not accepted for production. In 1942, the usual German process of adapting the chassis for other purposes commenced with vehicles such as the Marder III and Flakpanzer 38(t). In 1942 and 1943, a number of PzKpfw 38 (t)s had their turrets removed and were converted to driver training vehicles that, late in the war, were mounted with wood-burning generators. Training vehicles based on turret-less tanks were designated as PzKpfw 38 (t) Schulfahrwannes and were used by school units of the Wehrmacht and NSKK. Some 351 PzKpfw 38 (t) turrets were used for German fortifications in Norway (75), Denmark (20), Western Atlantic shore (9), Italy (25), Southwest Europe (150), and the Eastern Europe/Front (78).

LT vz. 38 в игре

Исследование и прокачка

Лёгкий танк LT vz. 38 исследуется на LT vz. 35 за 1 055 .

Ходовая
Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. G

 300 1620

Орудие
37 mm Škoda A8

 120 2730

Орудие
37 mm Škoda A7

 130 3460

Башня
Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. G

 390 1950

Орудие
37 mm Škoda A23

 980 16500

Двигатель
Praga TNHPS/II

 130 1250

Двигатель
Praga TNHPS (dvojkarb.)

 270 3750

Радиостанция
Radiostanice vz. 37

 370 2250

Итог:
Кредиты: 33510
Опыт: 2690
Комментарии к прокачке
  • Ходовая добавит грузоподъемности, а также увеличит манёвренность танка.
  • Орудие увеличит скорострельность, точность и скорость сведения. Может остаться с LT vz. 35.
  • Орудие увеличит пробитие.
  • Башня увеличит обзор, скорость поворота и бронирование.
  • Орудие с магазином на 3 снаряда увеличит скорострельность и пробитие.
  • Двигатель немного повысит динамику.
  • Двигатель ещё немного повысит динамику.
  • Радиостанция немного увеличит дальность связи.

Боевая эффективность

LT vz. 38 является песочным танком, однако имеет отличительную черту топовых чехословацких машин – барабан. Барабан представляет собой три снаряда по 40 единиц урона с внутрибарабанной перезарядкой в одну секунду, а суммарным уроном за барабан 120. В принципе трёх снарядов хватит, чтоб ополовинить одноуровневый танк. В среднем перезарядка длится 4-6 секунд. Кроме барабана орудие сочетает приемлемою, для песка, точность и время сведение, а также бронепробитие – 82 мм. Пробоя хватает на любой танк 3-4 (даже всемогущий Джедай пробивается в лоб под прямым углом), и даже с 5-ми танк может доставить немало хлопот зазевавшимся противникам. Также стоит отметить неплохие УВН -10 градусов. Однако потенциал танка ограничивает посредственная динамика – более 35 км/час танк не едет. Лоб корпуса, как и башня может кое-чего отбивать, однако надеяться на броню будет опрометчиво. Также взвод из 2-3-х ЛТ способен нагибать всея песочница, используя тактику один стреляет, двое на перезарядке.

Достоинства:
  • приемлемая динамика;
  • большой боекомплект;
  • хорошая бронепробиваемость топового орудия;
  • быстрое сведение всех орудий.
Недостатки:
  • слабый обзор;
  • слабая дальность связи;
  • слабая броня;
  • малый разовый урон;
  • частые повреждения двигателя;
  • частые повреждения боеукладки;
  • самый малый запас прочности среди одноклассников.

Экипаж

  • Боевое братство увеличит характеристики танка.
  • Ремонт ускорит починку поврежденных модулей.
  • Комбинация Орлиный глаз + Радиоперехват даст прибавку к обзору в 5%.
  • Комбинация Плавный поворот башни + Плавный ход позволит меньше терять время на сведение при движении и повороте башни.
  • Король бездорожья повысит подвижность по слабым грунтам.
  • Изобретатель повысит дальность связи.
  • Отчаянный повысит ДПМ в жарких схватках.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

ББ60

БПспец30

ОФ

Оборудование
  • Улучшенная вентиляция — немного улучшит характеристики машины.
  • Просветленная оптика — увеличит дальность обзора.
Боекомплект

Основные снаряды — бронебойные. Подкалиберные снаряды могут помочь в борьбе с машинами 4-5 лвл. Осколочно-фугасные снаряды неэффективны.

Поддержка — топовое орудие с барабаном эффективно как в топе, так и внизу списка.

История изменений

Основная статья: История изменений LT vz. 38

История изменений

Обновление 0.9.13

Введен в игру как чехословацкий легкий танк III уровня.

Обновление 1.9
  • Боезапас орудия 37 mm Škoda A3 изменён с 90 до 180 снарядов.
  • Боезапас орудия 37 mm Škoda A7 изменён с 90 до 160 снарядов.
  • Боезапас орудия 37 mm Škoda A8 изменён с 90 до 180 снарядов.
  • Боезапас орудия 37 mm Škoda A23 изменён с 90 до 159 снарядов.
  • Стоимость ремонта уменьшена на 44%.
  • Доходность уменьшена на 14%.
  • Прочность с башней LT vz. 38 изменена с 180 до 370 единиц.
  • Прочность с башней Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. G изменена с 220 до 390 единиц.

Немецкое наследство

К концу Второй мировой находившиеся чуть ли не в её эпицентре Чехия и Словакия подошли с минимально возможными потерями. Промышленность региона в годы войны относительно слабо пострадала от массированных бомбардировок союзной авиацией, и воссозданная в 1945 году Чехословакия оказалась в неплохих условиях. Škoda и BMM (так во время немецкой оккупации называлась ČKD) за счёт немецких заказов получили бесценный опыт. По состоянию на конец войны BMM занималась выпуском истребителей танков Jagdpanzer 38(t). Эту же машину выпускали и на заводе Škoda.

Установка 75-мм пушки KwK 42 L/70 с орудийной маской от башни Schmalturm разработки Krupp. Фото сделано американскими специалистами на заводе Škoda в 1945 году

У Škoda, впрочем, уровень взаимодействия с немецкими заказчиками оказался намного выше. Помимо Jagdpanzer 38(t), под конец войны на заводе в Пльзене освоили производство корпусов для немецких тяжёлых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Помимо этого, Škoda активно участвовала в работах по сверхтяжёлому танку Pz.Kpfw.Maus: чешская фирма выпускала его ходовую часть, включая траки. Не стоит забывать и про артиллерийское производство Škoda: за годы войны здесь был раз­работан целый ряд орудийных систем самого разного класса. К примеру, танковую версию 149-мм орудия sIG 33, которое устанавливалась на штурмовой САУ Sturm­panzer IV, создали и выпускали именно в Чехии. Одним словом, опыт, полученный при выполнении немецких заказов, позволял чехословацким оружейникам с оптимизмом смотреть в завтрашний день.

По окончании Второй мировой войны чехословацкая армия получила самую разную технику: советские Т-34-85 и ИС-2, английские Cromwell и Challenger, немецкие Pz.Kpfw.IV. Эти машины были неплохими, но с одной существенной оговоркой – все они были разработаны и выпущены не в Чехословакии. Учитывая богатый опыт предвоенного чехословацкого танкостроения, такое положение дел вполне справед­ливо считалось временным. Не стоит забывать, что до войны Чехословакия была одним из крупнейших европейских экспортёров бронетанковой техники. Чехо­словац­кие танки поставлялись в Румынию, Швецию, Швейцарию, Эфиопию, Перу. Это были вполне современные машины, не уступавшие аналогичным иностранным раз­работкам тех лет. Застой, вызванный немецкой оккупацией, считался быстро преодолимым, тем более что танковые производственные мощности в годы войны, как уже говорилось выше, пострадали относительно слабо.

Траки, изготовлявшиеся на заводе Škoda. Этот опыт позже был использован при разработке Škoda T-40

Варианты

  • LT vz.38  — обозначение в Чехословацкой армии (в чехословацкую армию попасть не успел).
  • Praga TNH — первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук).
  • Praga LTP  — экспортный вариант для Перу .
  • Praga LTH  — экспортный вариант для Швейцарии .
  • Praga LTL — экспортный вариант для Литвы.
  • Praga LLT — модификация LTL, использовавшаяся в Словении.
  • Praga LTS — экспортный вариант для Словении.
  • Strv m/41 (Praga TNH-Sv)  — производились по лицензии в Швеции .
  • Sav m/43 — штурмовое орудие на базе LT vz.38, производилось в Швеции.
  • PzKpfw 38(t) A-D — танк производства Германии. Выпущено 475 танков. А — 150 (№ 1 — 150), В — 110 (№ 151—260), С — 110 (№ 261—370), D — 105 (№ 371—475)
  • PzKpfw 38(t) E-G  — Pz. 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной лобовой брони. Выпущен 841 танк. Е — 275 (№ 476—750), F — 250 (№ 751—1000), G — 316 (№ 1091—1359, 1480—1526)
  • PzKpfw 38(t) Ausf S — производился для Швеции, но был конфискован Германией. Выпущено 90 танков (№ 1001—1090).
  • Кроме того 27 танков были собраны по отдельному заказу Словакии.
  • Marder III

    • SdKfz 138 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой.
    • SdKfz 139 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой.
  • SdKfz 138/1 Grille

    • Geschützwagen 38 (t) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и передним расположением рубки.
    • Geschützwagen 38 (M) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и задним расположением рубки.
    • Также был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов.
  • SdKfz 140 (Pz.Kpfw.38 für 2 cm Flak 38) — ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой.
  • Aufklärungspanzer 38 (t)

    • SdKfz 141/1 — разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронеавтомобиля Sd.Kfz.222. В начале 1944 года из находящихся в ремонте танков и САУ Мардер переделано 70 машин.
    • 8 cm Gr.W. — прототип самоходного миномёта.
  • Jagdpanzer 38(t) — истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48.
  • G-13 — швейцарское обозначение Jagdpanzer 38(t), проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

TNH n.A

В немецкой классификации Panzerkampfwagen 38 (t) neuer Art — лёгкий разведывательный танк, боевой массой 14,8 тонн; в серию не пошёл. Разработан на основе LT vz.38 осенью 1939 года. В новой машине широко применялась сварка, имел радиостанцию. Производился в 1941—1942 годах. Выпущено 5 опытных образцов, первый из которых был выполнен из обычной стали. Экипаж — 4 чел; длина — 5000 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2400 мм. Вооружался 37 мм пушкой KwK А7 L/48 и двумя 7,92 мм пулемётами MG 37(t). Двигатель карбюраторный, «Прага» V8 в 250 л. с. Скорость и запас хода по шоссе до 62 км/ч и 200 км соответственно.

Стендовый моделизм

PzKpfw 38(t) широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Моделист (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Гонконг), Trumpeter (Китай), Italeri (Италия), Hobby Boss (выпускаются модели закрывшейся фирмы Tristar (Гонконг)). В масштабе 1:100 выпускается фирмой Звезда (Россия).

General info

Survivability and armour

Armour type:

  • Rolled homogeneous armour (hull, turret, cupola)
  • Cast homogeneous armour (gun mantlet)
Armour Front (Slope angle) Sides Rear Roof
Hull 50 mm (20°) Front plate 30 mm (74°) Upper glacis 50 mm (15°) Lower glacis 8 mm (68°) Bottom junction glacis 30 mm 30 mm (14°) 30 mm (16°) Front glacis 15 mm Turret section 15 mm (0-30°) Rear section
Turret 50 mm (10°) Turret front 25 mm + 50 mm (10°) Gun mantlet 30 mm (8°) 8 mm
Cupola 15 mm 8 mm

Notes:

  • Suspension wheels, tracks and torsion bars are 15 mm thick.
  • The belly of the tank is 8 mm thick
  • Add-on tracks on the front hull are 15 mm thick.
  • Mudguards are 4 mm thick.

The Pz.38(t) F has similarly bad survivability as the Pz.35(t) and Pz.38(t) A, but it boasts double the front hull and turret front armour. This makes it frontally immune to many reserve-tier guns, particularly Japanese, French, and Italian ones. But while it is harder to initially penetrate, its internal components are still weak and your battle rating is also higher. Angling your hull will increase your chances of surviving a hit.

Mobility

Game Mode Max Speed (km/h) Weight (tons) Engine power (horsepower) Power-to-weight ratio (hp/ton)
Forward Reverse Stock Upgraded Stock Upgraded
Arcade 47 7 10.1 194 238 19.21 23.56
Realistic 43 7 111 125 10.99 12.38

As a light tank, the Pz.38(t) F accelerates decently and is able to reach its top speed of 46 km/h in a dozen of seconds. Braking happens quickly but the hull wobbles for a full second afterwards. The lack of neutral steering makes turning on the spot slow (2 km/h): make sure to build a little speed before turning and you’ll turn much faster (12 km/h). The reverse speed is average: it will not get you out of a dangerous situation quickly but isn’t a handicap either. Turning in reverse is equally slow (-3 km/h). The Pz.38(t) F reaches 14 km/h when fording, 18 km/h when driving uphill with some speed built-up but a mere 4 km/h uphill from a stop. The narrow tracks will grant you a decent mobility on hard terrain (solid ground, roads) but poor mobility on soft terrain (mud, snow, sand). Light obstacles (fences and bushes) are not a problem but medium to large obstacles (posts, trees, concrete blocks and parked vehicles) will reduce your mobility: avoid them.

The Pz.38(t) F has a good mobility like the Pz.38(t) A, if not slightly more sluggish (because of the additional armour weight).

Комментировать
0