Штурм Останкино
3 октября. В 14-00 на Октябрьской площади состоялся многотысячный митинг. Несмотря на попытки, ОМОНу не удается вытеснить протестантов. Прорвав оцепление, толпа выдвинулась в направлении Крымского моста и дальше. ГУВД Москвы отправило на Зубовскую площадь 350 солдат внутренних войск, которые попытались оцепить митингующих. Но уже через несколько минут их смяли и оттеснили, захватив при этом 10 военных грузовиков. Через час с балкона Белого Дома Руцкой призывает толпу брать штурмом мэрию Москвы и телецентр «Останкино». Многотысячная толпа, прорвав оцепление, начинает движение по направлению к Белому Дому. Отодвинувшийся к мэрии ОМОН открывает огонь. Погибло 7 протестующих, десятки раненых. Также убито 2 сотрудника милиции. В 16-00 Борис Ельцин подписывает указ о введении чрезвычайного положения в городе. Но протестанты, возглавляемые назначенным министром обороны, генералом-полковником Альбертом Макашовым, захватывают московскую мэрию. ОМОН и внутренние войска были вынуждены отступить и в спешке оставляют 10-15 автобусов и тентовых грузовых автомобилей, 4 БТРа и даже гранатомет. В 17-00 колонна из нескольких сотен добровольцев на захваченных грузовиках и БТРах, вооруженная автоматическим оружием и даже гранатометом, прибывает к телецентру. В ультимативной форме они требуют предоставить прямой эфир. В то же время к «Останкино» прибывают БТРы дивизии Дзержинского, а также отряды спецназа МВД «Витязь». Начинаются длительные переговоры с охраной телецентра. Пока они затягиваются, к зданию прибывают другие отряды МВД и внутренних войск. В 19-00. «Останкино» охраняют примерно 480 вооруженных бойцов из разных подразделений. Продолжив стихийный митинг, требуя предоставить им эфирное время, протестующие предпринимают попытку выбить грузовиком стеклянные двери здания АСК-3. Это им удается лишь частично. Макашов предупреждает, что если будет открыт огонь, протестующие ответят из имеющегося гранатомета. В процессе переговоров один из охранников генерала получает ранение из огнестрельного оружия. Пока раненого выносили к карете скорой помощи, одновременно раздались взрывы у снесенных дверей и внутри здания, предположительно от неизвестного взрывного устройства. Погибает боец спецназа. После этого по толпе открыли беспорядочный огонь. В наступивших сумерках никто не разбирал, в кого стрелять. Убивали протестантов, журналистов, просто сочувствовавших, пытающихся вытаскивать раненых.
Но самое страшное началось потом. В панике толпа попыталась скрыться в Дубовой роще, но там силовики их окружили плотным кольцом и начали расстреливать в упор из бронетехники. Официально погибло 46 человек. Сотни раненых. Но, возможно, жертв было намного больше. В 20-45 Егор Гайдар по телевидению обращается к сторонникам президента Ельцина с призывом собраться у здания Моссовета. Из прибывших выбирают людей, имеющих боевой опыт, и формируют добровольческие отряды. Шойгу гарантирует, что при необходимости люди получат оружие. В 23-00 Макашов отдает распоряжение своим людям отступать к Дому Советов.
Расстрел Белого Дома
4 октября 1993 года ночью был заслушан и одобрен план Геннадия Захарова по захвату Дома Советов. Он включал в себя использование бронетехники и даже танков. Штурм был назначен на 7-00 утра. Ввиду сумятицы и несогласованности всех действий происходят конфликты между прибывшей в Москву Таманской дивизией, вооруженными людьми из «Союза ветеранов Афгана» и дивизией Дзержинского. Всего в расстреле Белого Дома в Москве было задействовано 10 танков, 20 единиц бронетехники и примерно 1700 человек личного состава. В отряды набирали только офицеров и сержантов.
В предрасстрельную октябрьскую ночь у Моссовета Егор Гайдар с помощью телевидения, которое было полностью подконтрольно ельцинской группировке, собрал толпы «либерал-демократов» и с балкона призывал убивать «красно-коричневых» депутатов и защитников — «этих свиней, называющих себя русскими и православными».
Штурм был назначен на 7-00 утра. Первым от пулевого ранения гибнет капитан милиции, который находился на балконе гостиницы «Украина» и снимал происходящие события на видеокамеру.
5 БМП, сминая баррикады, въезжают на площадь перед Белым Домом. Из бронетехники открывают прицельный огонь по окнам здания. Под прикрытием огня бойцы Тульской дивизии ВДВ приближаются к Дому Советов. Защитники стреляют по военным. На 12-ом и 13-ом этажах начался пожар. Танки начали обстреливать верхние этажи. Всего было выпущено 12 снарядов. Позже утверждали, что стрельба велась болванками, но, если судить по разрушениям, снаряды были боевыми.
В 11-25 артиллерийская стрельба возобновилась вновь. Несмотря на опасность, вокруг начинают собираться толпы любопытных. Среди зевак были даже женщины и дети. В больницы поступили уже 192 пострадавших участника расстрела Белого Дома, 18 из которых умерло.
В книге Александра Коржакова «Борис Ельцин: от рассвета до заката» сообщается, что когда Ельцин назначил захват Белого дома на 7 утра 4 октября с прибытием танков, группа «Альфа» отказалась идти на штурм, считая всё происходящее антиконституционным, и потребовала заключение Конституционного суда России.
Тогда «неизвестные» снайперы начали стрелять в спину противоборствующим сторонам. По оперативной информации, поступающей в то время в разные организации, последовало сообщение, что «это были снайперы международных спецслужб, которые под видом спортсменов были размещены в гостинице „Украина“, откуда и вели прицельный огонь».
В 15-00 из высотных зданий, примыкающих к Дому Советов, эти снайперы открывают огонь. Они стреляют по гражданским лицам. Погибают два журналиста и женщина, проходившая мимо.
Отрядам спецназа «Вымпел» и «Альфа» отдают приказ штурмовать здание. Но вопреки приказу, командиры групп решают предпринять попытку договориться о мирной сдаче. Позже спецназ накажут за это самоуправство.
Через час человек в камуфляже входит в помещение и выводит через запасной выход около 100 человек, пообещав, что им ничего не угрожает. Командирам спецназа удается уговорить защитников сдаться. По живому коридору из силовиков с поднятыми руками здание покинуло около 700 человек. Всех их сажали в автобусы и отвозили в фильтрационные пункты.
Все еще находящиеся в Доме Хасбулатов, Руцкой и Макашов попросили защиты у послов западноевропейских стран. Но они были задержаны и отправлены в следственный изолятор в Лефортово.
Лента
РАЗДАВИТЕ ГАДИНУ!
«Известия» получили текст обращения к согражданам большой группы известных литераторов. В нем говорится:
РАЗДАВИТЕ ГАДИНУ!
Нет ни желания, ни необходимости подробно комментировать то, что случилось в Москве 3 октября. Произошло то, что не могло не произойти из-за наших с вами беспечности и глупости, — фашисты взялись за оружие, пытаясь захватить власть. Слава Богу, армия и правоохранительные органы оказались с народом, не раскололись, не позволили перерасти кровавой авантюре в гибельную гражданскую войну, ну а если бы вдруг?.. Нам некого было бы винить, кроме самих себя. Мы «жалостливо» умоляли после августовского путча не «мстить», не «наказывать», не «запрещать», не «закрывать», не «заниматься поисками ведьм». Нам очень хотелось быть добрыми, великодушными, терпимыми. Добрыми… К кому? К убийцам? Терпимыми… К чему? К фашизму?
И «ведьмы», а вернее — красно-коричневые оборотни, наглея от безнаказанности, оклеивали на глазах милиции стены своими ядовитыми листками, грязно оскорбляя народ, государство, его законных руководителей, сладострастно объясняя, как именно они будут всех нас вешать… Что тут говорить? Хватит говорить… Пора научиться действовать. Эти тупые негодяи уважают только силу. Так не пора ли ее продемонстрировать нашей юной, но уже, как мы вновь с радостным удивлением убедились, достаточно окрепшей демократии?
Мы не призываем ни к мести, ни к жестокости, хотя скорбь о новых невинных жертвах и гнев к хладнокровных их палачам переполняет наши (как, наверное, и ваши) сердца. Но… хватит! Мы не можем позволить, чтобы судьба народа, судьба демократии и дальше зависела от воли кучки идеологических пройдох и политических авантюристов.
Мы должны на этот раз жестко потребовать от правительства и президента то, что они должны были (вместе с нами) сделать давно, но не сделали:
История еще раз предоставила нам шанс сделать широкий шаг к демократии и цивилизованности. Не упустим же такой шанс еще раз, как это было уже не однажды!
Алесь АДАМОВИЧ,
Анатолий АНАНЬЕВ,
Артем АНФИНОГЕНОВ,
Белла АХМАДУЛИНА,
Григорий БАКЛАНОВ,
Зорий БАЛАЯН,
Татьяна БЕК,
Александр БОРЩАГОВСКИЙ,
Василь БЫКОВ,
Борис ВАСИЛЬЕВ,
Александр ГЕЛЬМАН,
Даниил ГРАНИН,
Юрий ДАВЫДОВ,
Даниил ДАНИН,
Андрей ДЕМЕНТЬЕВ,
Михаил ДУДИН,
Александр ИВАНОВ,
Эдмунд ИОДКОВСКИЙ,
Римма КАЗАКОВА,
Сергей КАЛЕДИН,
Юрий КАРЯКИН,
Яков КОСТЮКОВСКИЙ,
Татьяна КУЗОВЛЕВА,
Александр КУШНЕР,
Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ,
академик Д.С. ЛИХАЧЕВ,
Юрий НАГИБИН,
Андрей НУЙКИН,
Булат ОКУДЖABA,
Валентин ОСКОЦКИЙ,
Григорий ПОЖЕНЯН,
Анатолий ПРИСТАВКИН,
Лев РАЗГОН,
Александр РЕКЕМЧУК,
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ,
Владимир САВЕЛЬЕВ,
Василий СЕЛЮНИН,
Юрий ЧЕРНИЧЕНКО,
Андрей ЧЕРНОВ,
Мариэтта ЧУДАКОВА,
Михаил ЧУЛАКИ,
Виктор АСТАФЬЕВ.
Августовский путч 1993 года
Конституционное совещание, открывшееся 5 июня, закончилось скандалом, после которого парламентская и президентская стороны начали открытую психологическую войну друг против друга. Острая борьба между законодательной и исполнительной властью продолжалась все лето и парализовала деятельность обеих ветвей власти в стране. Дальнейшие события приняли неконституционный оборот.
21 сентября 1993 года Президент России издал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым он вводил временное президентское правление, что приводило к радикальной ломке всего государственно-политического и конституционного строя.
Кризис предполагалось ликвидировать в течение двух с половиной месяцев, а главным средством его преодоления объявлялось народное волеизъявление. На 12 декабря 1993 года назначались выборы в Государственную думу, которая должна была стать образцом российского парламентаризма и представлять новый корпус депутатов. К этому же сроку должна была быть завершена работа по подготовке новой российской Конституции. До начала работы нового российского парламента страна должна была жить по указам президента и постановлениям правительства.
Драматическая развязка конфликта между исполнительной и законодательной властью сопровождалась активными шагами российского президента по закреплению своей победы.
Серией указов президент России фактически повсеместно прекратил деятельность органов советской власти. Через два года после роспуска КПСС была ликвидирована вторая политическая основа советского социалистического строя. Место прежней государственности должна была занять новая система, принципы которой закреплялись в проекте российской Конституции, доработанной президентской партией в течение октября-ноября.
Верховный совет отказался подчиниться указу президента и приравнял его к государственному перевороту.
Пиком кризиса стали события октября 1993 года, когда конфликт между сторонами приобрел насильственный характер. Силовой разгон Съезда народных депутатов и Верховного совета, предпринятый Президентом России, склонил чашу весов в его пользу.
Следствием разрешения кризиса стало: принятие новой Конституции, которая зафиксировала ликвидацию советской политической системы и придала государственному устройству России форму президентской республики.
Ликвидация двоевластия, возникшего в России в 1992 г., способствовавшая стабилизации обстановки в стране и формированию нового общественно-политического режима.
Ключевые положения Конституции:
- Россия провозглашена демократическим правовым многонациональным государством с республиканской формой правления. Закреплено федеративное устройство государства.
- Высшей ценностью государства названы права и свободы человека.
- Закреплен принцип разделения властей: высший орган исполнительной власти – Правительство; представительный и законодательный – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); высшие судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суд.
- Президент – глава исполнительной власти избирался всеобщим голосованием граждан на четыре года.
- Узаконена частная собственность.
- Признана политическая многопартийность.
- Контроль за соблюдением основного государственного закона возложен на Правительство РФ.
- Новая Конституция РФ вступила в силу после публикации в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.
Деятельность Федерального собрания
11 января 1994 года приступили к работе Совет Федерации и Государственная Дума. Основным направлением их законотворческой деятельности стали вопросы административной системы, национальной политики, экономической деятельности и социального обеспечения.
На долю депутатского корпуса II созыва (1995 г.) пришлось самое большее количество принятых и разработанных законодательных документов.
Выборы в Государственную Думу III созыва проходили 19 декабря 1999 г. Наибольшее количество голосов получили коммунисты – 24,22 %; далее шел по списку правительственный блок «Единство» – 23,3 %; «Отечество – вся Россия» — 12, 64 %; «Союз правых сил» – 8,72 %; «Яблоко» – 6,13 %; «Блок Жириновского» – 6,08 %.
За период 1990-2000‑е гг. парламент принял более 1 000 законов, половина из них была согласована с президентом и вступила в силу. Около 300 из принятых законов относилась к решению социальных проблем.
В 1996 году на первых после кризиса выборах президента основными соперниками стали Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов (КПРФ). После второго тура пост получил Б. Н. Ельцин с поддержкой 37,02 % голосов избирателей.
15 мая 1999 г. на повестку в Государственной думе впервые был вынесен вопрос о досрочном прекращении деятельности Б. Ельцина на посту президента. Причиной для отставки стали пять обвинений в его адрес: распад Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; боевые операции в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Для принятия положительного решения об отставке президента должно было быть подано не менее двух третей голосов. Но во время голосования ни один пункт обвинения не набрал необходимого процента. Б. Ельцин, оценив свое положение на должности главы государства, в обстановке строжайшей секретности сам подписал указ о своей отставке. 31 декабря 1999 года вместо привычного новогоднего обращения он объявил о своем уходе. Исполняющим обязанности президента назначался глава правительства В. Путин. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.
Штурм Верховного Совета
Обострился конфликт 21.09.1993 года, когда президент временно отстранил от власти Верховный Совет. Он принял указ о том, что будет постепенно реформировать Конституцию. Собственно говоря, именно после этого и начались беспорядки на улицах Москвы. В государстве назревал переворот. В парламенте были отключены свет, вода и связь, но и это не заставило законодателей сдаваться. Тем более, к ним подтянулись на помощь добровольцы, которые защищали Белый дом. Было огромное количество акций, которые поддерживали действующий Верховный Совет.
Военный в Москве
После кровопролитного инцидента возле Останкино, президент принимает решение о том, что 4.10 будет проведен штурм здания Белого дома, где находился Верховный Совет. Операция должна была начаться в себе утра, и тяжелая бронетехника к тому времени была уже стянута. В начале восьмого часа появилась первая жертва — им стал капитан милиции. Несогласованность между действиями армии привела к тому, что огонь велся не только по зданию Белого дома, но и по безоружным людям, которые находились на улицах. Это привело к огромному количеству жертв. Но уже к вечеру 4 октября все силы противников были полностью подавлены.
Самый коррумпированный президент в мире
Скептики также признают – новый президент может распустить ВР. Однако они не согласны с утверждением, что коалиции нет уже три года. Так, в частности, считает политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
“Механизмов для роспуска Верховной Рады нет, но гипотетически есть ручное управление. Можно нажать на Киевский окружной административный суд, который бы признал, что коалиции не существует еще с октября 2016 года, когда из нее вышли Самопомощь, Батькивщина и т.д… Но это не механизм – это ручное управление. Это будет политико-правовое решение, а не чисто правовое. Стоит ли новому президенту начинать с сомнительных – а именно не чисто юридических, а политико-правовых –решений свою каденцию, даже если парламент уже полностью уже себя дискредитировал – это большой вопрос. Парламент может и не уходить на досрочные выборы – даже если у президента 75% поддержки во втором туре, а уровень доверия к парламенту процента 2-3%”, – отметил Карасев.
Итак, ключевой вопрос здесь – является ли спорным вопрос о роспуске парламента. С одной стороны, победа Зеленского означает, что общество хочет перемен и устало от власти. Это касается, как президента Порошенко и его окружения, так и народных депутатов. Эта Рада приняла множество решений, вызвавших общественный гнев. Начиная от бешеного повышения тарифов ЖКХ и заканчивая люстрацией, декоммунизацией, законом о языке и прочими “прелестями”, чрезвычайно осложняющими жизнь обычного человека. Против депутатов этой Рады было возбуждено множество коррупционных дел – чего стоит одна лишь история депутата Розенблата, который “под диктофонную запись” просил взятку, а потом был признан судом потерпевшим в деле о своей коррупции. Едва ли такой парламент кому-то будет жалко (кроме самих депутатов).
С другой стороны, борьба с коррупцией – это когда власть действует исключительно по закону. И если президент начинает с нарушения или даже двусмысленного толкования норм закон – то будет ли он и дальше его придерживаться?
Впрочем, начинали подобно Зеленскому не только злые гении и коррупционеры. Рузвельт и Шарль де Голль – они точно так же давили на другие ветви власти ради реформ и руководствовались теми же мотивами. Прогнившая, коррумпированная политическая среда сама себя не очистит. Это может сделать только человек, в которого поверило общество. Но кем именно станет Зеленский – де Голлем (не исключено, что Голобородько – это как раз украинское производное от де Голля) или Никсоном (считается самым коррумпированным президентом Америки и возможно самым коррумпированным в мире) никто пока не знает. Ясно лишь, что, если Зеленский не решится распустить Раду, он будет вообще никем.
Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще между Россией, Белоруссией и Украиной было подписано «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» – СНГ. Это добровольное объединение бывших союзных республик было необходимо для урегулирования отношений между вновь образованными государствами и создания общего экономического пространства. Одним из ключевых вопросов был вопрос о защите прав русскоговорящего населения за пределами России.
Длительные переговоры закончились подписанием нескольких двусторонних договоров. Это позволило восстановить экономические связи, сложившиеся во времена СССР.
13 декабря 1991 года в Ашхабаде пять президентов бывших центральноазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) дали согласие на присоединение, при условии равноправного участия. На встрече в Алма-Ате через неделю лидеры государств подписали декларацию, где закреплялся порядок взаимоотношений между странами на паритетной основе. Устав Содружества Независимых Государств принят 22 января 1993 года. Шесть членов СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, подписали договор о коллективной безопасности. В соответствии с договоренностями был создан специальный орган – Объединенные Вооруженные силы (ОВС СНГ). Латвия, Литва, Эстония отклонили предложение вступить в СНГ. Самыми продуктивными на сегодня являются отношения между Белоруссией и Россией, Россией и Кыргызстаном. Туркменистан с 2005 года присутствует в составе СНГ в качестве члена-наблюдателя. Из состава СНГ в 2009 году вышла Грузия. Заявку на выход из Содружества в 2018 году подала Украина.
Смотрите также:
- Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
- Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
- Российская Федерация в 2000–2012 гг.
- Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Материя Информация Мера (5/2) |
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) (4/3) |
Контакт с “тонким миром” (5/4) |
Материя Информация Мера (5/2) |
Смена вод (информации) в жизни общества (5/1) |
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) (4/3) |
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? (3.5/4) |
Религиозность и её роль в жизни современного человека (1/1) |
О деятельности Фонда концептуальных технологий “Алтай” после 18.06.2018 года (5/11) |
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя (5/7) |
О создании фильма “Час Быка” (5/7) |
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности (5/6) |
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности (5/6) |
Сколько ещё будем праздновать День Победы (5/6) |
Маски и перчатки убивают (5/5) |
“Священное” право вымирать? О том, как наследники Великой Победы плебеями стали (5/5) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Коалиции нет уже более трех лет
В обществе уже давно идет дискуссия, существовала коалиция на момент заявления Бурбака или нет. Все помнят, как спикер Андрей Парубий фактически силой загонял депутатов в сессионный зал, десятки раз ставил на “рейтинговое голосование” законопроекты, пытаясь продавить принятие важных нормативных актов.
“Объясняю юридически. Коалиция депутатских фракций “Европейская Украина” была создана 27 ноября 2014 года следующими фракциями: БПП, “Народный фронт”, Объединение “Самопомич”, Радикальная партия Олега Ляшко и ВО “Батькивщина”. Начиная с 19 февраля 2016 года в ее состав входит лишь две депутатские фракции: БПП и “Народный фронт”, фактическая численность которых меньше, чем большинство от конституционного состава, необходимого для формирования и существования коалиции в Верховной раде Украины, то есть – меньше чем 226 депутатов”, – прокомментировал этот момент в Facebook народный депутат Сергей Мищенко.
После 19 февраля 2016 года в Раде не подписывались никакие документы, которые подтверждали бы существование коалиции. То есть, юридически депутатского большинства не существует уже более трех лет.
Это может стать официальным основанием для новоизбранного президента Владимира Зеленского, чтобы подписать указ о роспуске парламента. “Поэтому у новоизбранного президента Зеленского есть все основания распустить этот гнилой парламент и назначить выборы на 14 июля 2019 года. Все же понимают, что “Народному фронту”, Гройсману и некоторым другим, которые не попадают в следующий парламент, если выборы будут досрочными, эти шесть месяцев необходимы для того, чтобы новыми обещаниями задурить народ. Поэтому эти “лузеры” с нулевым рейтингом будут золотые горы обещать Зеленскому, за которого проголосовали 75 процентов украинцев, чтобы только продлить свою жизнь возле корыт до 27 октября 2019 года. Народ этого не хочет! Теперь решение за новоизбранным президентом!”, – подчеркнул Мищенко.
С этим согласен и политолог Алексей Якубин. Он напомнил, что создание и роспуск коалиции регулируется исключительно Конституцией Украины.
“Давайте вспомним 2016 год, когда три фракции покинули коалицию и после этого были даже решения судов, которые требовали от спикера Парубия предоставить персональный список с окружного суда депутатов коалиции, чтобы было понимание того есть ли в коалиции 226 депутатов. Парубий не предоставил такой список
Если брать во внимание вот этот факт, как регулируется конституцией коалиция плюс решение суда, которые были, по факту мы можем говорить о том, что коалиции нет в Верховной Раде уже давно”, – отметил Якубин.