Причины победы красных
-
На стороне красных были крестьяне, так как было обещано после войны реализовать Декрет о земле. По аграрной программе белых земля оставалась в руках помещиков.
-
Единый вождь- Ленин, единые планы боевых действий . У белых не было этого.
-
Привлекательная для народа национальная политика красных- право наций на самоопределение. У белых – лозунг «единой и неделимой России»
-
Белые опирались на помощь Антанты — интервентов, поэтому выглядели как антинациональная сила.
-
Политика « военного коммунизма» помогла мобилизовать все силы красных.
Последствия гражданской войны
-
Экономический кризис, разруха, падение промышленного производства в 7 раз, сельскохозяйственного — в 2 раза
-
Демографические потери. Погибло от боевых действий, голода, эпидемий около 10 млн.человек
-
Установление диктатуры пролетариата, жёсткие методы управления, использованные в годы войны, стали рассматриваться как вполне приемлемыми и в мирное время.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Антанта
Художник В. Н. Дени (Денисов)
Литературно-издательский отдел
Политуправления Реввоенсовета Республики
Москва, РСФСР
1919 г.
Бумага; типографская печать
67×52 см
МЗСБ КП-5530
Лидеры Белого движения в период Гражданской войны опирались на военную помощь Великобритании, Франции, США, которые к этому времени играли ведущую роль в Антанте (союз «Сердечное согласие», от франц. «Entente cordiale», начал оформляться в 1904-1907 гг. как блок Великобритании, Франции и России).
На плакате изображены генералы А. И. Деникин, А. В. Колчак, Н. Н. Юденич в виде свирепых псов с воинскими знаками различия и отличия на поводках у лидеров Антанты. Карикатурный образ лидеров Белого движения как «хищных псов» был призван объяснить рабочим и крестьянам зависимость белогвардейцев от помощи Антанты. В плакате использовались такие изобразительные средства, как лаконичность формы, образная символика. На цилиндрах трех империалистов изображены национальные флаги США, Франции, Великобритании. Преобладанием в палитре плаката черного цвета художник подчеркивает антинародность, антигуманность режима, который несут с собой руководители Белого движения при поддержке мирового империализма. Надписи сверху слева – «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика», справа – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», в левом нижнем углу – «№ 42». В нижней части плаката помещены сатирические стихи, характеризующие политику Антанты в отношении Советской России.
Причины победы большевиков
Поражение антисоветских сил было обусловлено рядом причин. Их руководители отменили действие Декрета о земле и возвращали землю прежним владельцам. Это восстановило против них крестьян. Лозунг сохранения «единой и неделимой России» противоречил надеждам многих народов на независимость. Нежелание лидеров белого движения сотрудничать с либеральными и социалистическими партиями сузило его социально-политическую базу. Карательные экспедиции, погромы, массовые расстрелы пленных, повсеместное нарушение правовых норм — все это вызвало недовольство населения, вплоть до вооруженного сопротивления. В ходе Гражданской войны противникам большевиков не удалось договориться о единой программе и едином лидере движения. Их действия были плохо согласованы.
Большевики победили в Гражданской войне потому, что им удалось мобилизовать все ресурсы страны и превратить ее в единый военный лагерь. ЦК РКП(б) и Совнарком создали политизированную Красную Армию, готовую защищать советскую власть. Различные социальные группы были привлечены громкими революционными лозунгами, обещанием социальной и национальной справедливости. Руководство большевиков сумело представить себя защитником Отечества и обвинить своих противников в предательстве национальных интересов. Большое значение имела международная солидарность, помощь пролетариата Европы и США.
Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система. Многие слои населения, насильственно втянутые в войну противоборствующими сторонами, стали ее невинными жертвами. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представители интеллектуальной элиты. Невосполнимые морально-этические потери имели глубокие социокультурные последствия, долгое время сказывавшиеся в истории советской страны.
Все беды от иностранцев
«Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2018 году представил данные исследования по теме отношения россиян к периоду Гражданской войны, — рассказывает доцент кафедры современной отечественной истории и историографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, к. и. н. Владимир Кожевин. — Мнения россиян по поводу виновных в начале Гражданской войны в России разделились: 35% полагают, что главной причиной стало иностранное вмешательство, 34% обвиняют политику большевиков. Большинство — 58% — считает, что войны нельзя было избежать, 36% опрошенных утверждают, что всё можно было решить мирным путём. По мнению половины россиян (54%), большая часть населения была вынуждена вступить в Гражданскую войну, развязанную представителями отдельных политических сил. Согласно результатам опроса, основными источниками информации об истории Гражданской войны являются школы и вузы — этот вариант ответа выбрали 79% респондентов. Реже читают исторические книги и романы (48%), смотрят фильмы и сериалы (30%)».
Да здравствует Красная 3-х миллионная армия!
Художник А. П. Апситис (Апсит)
Агитационно-просветительный
отдел Всероссийского бюро военных
комиссаров
Москва, РСФСР
1919 г.
Бумага; типографская печать
71×105 см
МЗСБ КП-1269
МЗСБ КП-5566
Рабоче-Крестьянская Красная армия, армия нового типа, на 1 апреля 1918 г. насчитывала 155 тыс. человек, к началу 1919 г. в ее рядах состояло уже 1 млн. 630 человек. Еще в октябре 1918 г. Председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ленин выдвинул важнейшую общегосударственную и общепартийную задачу – создание трехмиллионной армии. В июле 1919 г. состоялся пленум ЦК РКП (б), после которого этот процесс был ускорен. К концу 1919 г. задача была выполнена.
Это послужило поводом для выпуска плаката. С помощью изобразительных приемов автор показал, как многочисленные колонны красноармейцев сливаются в единый могучий поток. По заснеженным полям, балкам и лощинам, извилистым дорогам движутся сухопутные войска – основной род войск Красной армии, кавалерия – маневренная ударная сила армии. В правой средней части плаката четко прописаны сопровождающие армию обозы, мотоциклетные части. На первом плане изображен командир, который, стоя на броневике со знаменем в руке, приветствует красноармейцев. Немного впереди него, справа и слева показаны рядовые бойцы и матросы. В левой части плаката – артиллерийский расчет, буксирующий полевую пушку. Над колоннами красноармейцев реют аэропланы и самолеты. Автор дает представление о всех родах войск, входивших в состав Красной армии. В бесконечных людских потоках тут и там видны красные знамена. На среднем плане полотна написана маленькая деревенька, на дальнем плане, справа, − окраины фабричного городка. Таким образом, художник показывает основные источники пополнения армии – крестьянские массы и рабочий класс. Интересной особенностью плаката можно считать огромное количество людей, изображенных художником, и умение передать движение людских масс, сообщить произведению динамизм. В правом нижнем углу подпись автора: «СКИθ» (один из псевдонимов художника).
Хлеб нам даст только Красная армия
Художник Н. Н. Поманский
Литературно-издательский отдел
Политуправления Реввоенсовета
Республики
Москва, РСФСР
1919 г.
Бумага; типографская печать
52×69 см
МЗСБ КП-1103
1919 г. − период наибольших успехов Вооруженных Сил Юга России под командованием генерала А. И. Деникина и потери захваченных территорий. Этот год оказался особенно тяжелым для Советской республики. К марту 1919 г. вместо 260 млн. пудов хлеба, запланированных по продразверстке, было собрано лишь 91,3 млн. пудов. Летом 1919 г. основные хлебопроизводящие районы были в руках Белой армии.
Эта ситуация отражена в верхней части плаката. Слева вверху, на диване, изображен генерал А. И. Деникин, за диваном – многочисленные мешки, символизирующие запасы хлеба. Левой рукой А. И. Деникин указывает на карту, на которой представлена занятая Вооруженными силами Юга России (ВСЮР) территория. Справа вверху, как антитеза, представлены голодающие рабочие с семьями, весы со скудным пайком хлеба − 1/8 фунта. Здесь же текст: «Деникин занял Харьков и Екатеринослав – в Москве и Петрограде нет хлеба». В нижней части плаката ситуация изменилась. Исхудавший А. И. Деникин сидит на том же диване, но за ним уже нет мешков с зерном. Генерал отвернулся от карты, на которой показаны потерянные ВСЮР районы Юга России. Справа внизу та же группа рабочих с семьями, но уже в приподнятом настроении, рядом мешки с хлебом. На весах лежит более полновесный паек – 1½ фунта хлеба. Текст: «Красная армия наступает, хлеб в Советской России прибавляется». Надписи: в левом верхнем углу – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»; в правом – «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика»; в левом нижнем углу – «Лит.-Изд. Отд. Полит. Управл. Рев. Воен. Сов. Республики» в правом – «Всякий, срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей, совершает контрреволюционное дело».
Ясновельможная Польша – последняя собака Антанты
Художник В. Н. Дени (Денисов)
Литературно-издательский отдел
Политуправления Реввоенсовета Республики
РСФСР
1920 г.
Бумага, типографская печать
67×53 см
МЗСБ КП-1277
Уже в начале 1919 г. на передовую антисоветского фронта выдвинулась Польша, поддержанная странами Антанты – Францией и Великобританией. Главной целью польской экспансии на восток стали земли бывшей Российской империи. Пользуясь русской смутой, поляки стремились продвинуться как можно дальше, подчеркнуто игнорируя советские власти. В апреле-августе 1919 г. польские войска захватили почти всю Белоруссию и часть Украины. С конца 1919 г. Антанта начала подготовку польской армии к большому наступлению на Советскую Республику. Это была новая попытка задушить Советскую Россию.
В центральной части плаката изображена голова бульдога в конфедератке – польском национальном мужском головном уборе с пером. Это аллегорический образ Польши. На конфедератке надпись: «Ясновельможная Польша». В правой части плаката – продолжение надписи: «последняя собака Антанты». На металлическом ошейнике бульдога – медаль с гербом первой польской княжеской королевской династии Пястов – белым орлом в короне. В нижней части плаката текст: «Польские паны хотят задушить рабоче-крестьянскую Россию! Смерть ясновельможным панам!» Слева – издательская марка Литературно-издательского отдела Политуправления Революционного Военного Совета Республики и номер плаката «89».
Товарищи, все на Урал!
Художник П. Ю. Киселис
Агитационно-просветительный отдел
Всероссийского бюро военных комиссаров
Москва, РСФСР
1919 г.
Бумага; типографская печать
104×72 см
МЗСБ КП-1276
Плакат относится к 1919 г., когда Восточный фронт становится главным, а лозунг «Все на борьбу с Деникиным» − наиболее актуальным. Одной из целей атак адмирала Колчака на Урал было отвлечение сил Красной армии от Южного фронта. Советское правительство, не снимая войска с южного направления, проводит ряд мобилизаций в ряды РККА. Итогом их стало пополнение Красной армии 877 тысячами человек. Из них на Восточный фронт было направлено 24 тысячи. Благодаря этому стало возможным мощное контрнаступление, начавшееся в апреле 1919 г. действиями Южной группы армий Восточного фронта, имевшее целью освобождение Урала. Это было жизненно необходимо Советской Республике, так как помимо решения чисто военных задач, Урал с его населением в 6 млн человек, с большим количеством предприятий и сельскохозяйственных угодий мог значительно улучшить снабжение армии и тыла и дать десятки тысяч новых бойцов для Красной армии.
Идейное содержание плаката заключается в лозунгах: «Товарищи, все на Урал!», «Смерть Колчаку и прочим приспешникам царя и капитализма». Вся экспрессия плаката сконцентрирована в фигуре красноармейца, стремящегося в бой. В левом нижнем углу – подпись автора и дата, в правом – указан издатель: «Издание агитационно-просветительного отдела Всероссийского бюро военных комиссаров».
Донецкий уголь должен быть наш!
Художник К. Спасский
Литературно-издательский отдел
Политуправления Реввоенсовета Республики
Москва, РСФСР
1919 г.
Бумага; типографская печать
104×71 см
МЗСБ КП-1271
В январе 1919 г. Белые армии Юга объединились под общим командованием генерала А. И. Деникина. Полностью овладев Северным Кавказом, в феврале 1919 г. командование Вооруженных сил Юга России перебрасывает добровольческие войска на Донбасс и Дон, в помощь отступающим частям Донской армии
Это направление было особенно важно для обеих воюющих сторон. Советская Республика переживала жестокую экономическую разруху, топливный голод
Борьба за донецкий уголь имела такое же значение, как и борьба на военном и продовольственном фронтах. Фабрикам, железным дорогам, водному транспорту, населению жизненно необходим был уголь. Борьба за Донецкий бассейн приняла затяжной характер и продолжалась весь 1919 г. 31 декабря 1919 г. в ходе наступательных операций Красной армии Донбасс был окончательно освобожден.
На первом плане плаката изображена фигура красноармейца, указывающего левой рукой на лозунг «Донецкий уголь должен быть наш!». Боец Красной армии попирает ногой белогвардейского генерала, придавив его еще и прикладом винтовки, к штыку которой прикреплен красный флаг с надписью «РСФСР». На дальнем плане – дымящие заводы и фабрики, к которым с разных сторон тянутся многочисленные железнодорожные эшелоны, груженные углем. Между железнодорожными ветками показаны поля – источники хлеба для голодающей России. В средней части плаката расположен текст: «Нет угля – стоят фабрики, нет угля – станут поезда, покуда Дон не наш – голод с нами». В нижней части плаката под изображением красным шрифтом выделена основная мысль: «Победа над деникинскими бандами – победа над голодом». На верхнем поле надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».
Причины победы красных
-
На стороне красных были крестьяне, так как было обещано после войны реализовать Декрет о земле. По аграрной программе белых земля оставалась в руках помещиков.
-
Единый вождь- Ленин, единые планы боевых действий . У белых не было этого.
-
Привлекательная для народа национальная политика красных- право наций на самоопределение. У белых – лозунг «единой и неделимой России»
-
Белые опирались на помощь Антанты — интервентов, поэтому выглядели как антинациональная сила.
-
Политика « военного коммунизма» помогла мобилизовать все силы красных.
Последствия гражданской войны
-
Экономический кризис, разруха, падение промышленного производства в 7 раз, сельскохозяйственного — в 2 раза
-
Демографические потери. Погибло от боевых действий, голода, эпидемий около 10 млн.человек
-
Установление диктатуры пролетариата, жёсткие методы управления, использованные в годы войны, стали рассматриваться как вполне приемлемыми и в мирное время.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Шкуро
Фрагмент плаката с карикатурами
из серии «Кого мы били»Художники Кукрыниксы (Куприянов М. В., Крылов П. Н., Соколов Н. А.)
СССР
После 1935 г.
Бумага, типографская печать
34×23 см
МЗСБ КП-4249
Шкуро А. Г. − генерал-лейтенант Белой армии. Весной 1918 г. создал белоказачий отряд, был начальником Кубанской казачьей бригады, затем дивизии в армии Деникина. Позже командовал Кубанской армией. В марте-апреле 1920 г. находился в резерве Вооруженных Сил Юга России. Не получив должности в Русской армии, в мае 1920 г. эмигрировал во Францию. А. Г. Шкуро жил в Париже, Берлине, работал наездником в цирке. В центре плаката на фоне горного пейзажа изображен убегающий белогвардейский генерал в черкеске. В нижней части плаката стихотворный текст Д. Бедного.
Освободители
Художник В. Н. Дени (Денисов)
Литературно-издательский отдел
Политуправления
Реввоенсовета Республики
Москва, РСФСР
1919 г.
Бумага; типографская печать
68×98 см
МЗСБ КП-5531
В 1919 г. армии генерала А. И. Деникина занимают значительные территории Юга России. Здесь, как и на территориях, занятых Красной армией, был установлен режим военного времени. Его характерными чертами были милитаризация, бюрократизм, жестокие меры принуждения. Оказавшись на занятой «красными» или «белыми» территории, люди в равной степени подвергались давлению со стороны властей.
Решая задачи политической пропаганды, автор плаката стремится подчеркнуть жестокость командования Вооруженных Сил Юга России и правительства Юга России по отношению к гражданскому населению. Генерал А. И. Деникин, карикатурно изображенный на первом плане плаката, олицетворяет для художника белый террор, страшной иллюстрацией к которому стал расстрел мирных жителей белогвардейцами. Над названием плаката «Освободители» надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и воззвание: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Справа предупреждение: «Всякий, срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей, – совершает контрреволюционное дело», в центре указан издатель: «Литературно-издательский отдел Политуправления Реввоенсовета Республики», справа – место печати: «17-я Государственная типо-литография (бывш. Кушнерева), Москва» и номер плаката «28».
Запись в Красную армию
Художник К. Спасский
Государственное издательство
Москва, РСФСР
Бумага; типографская печать
1919 г.
51×64 см
МЗСБ КП-1093
В соответствии с Постановлением ВЦИК от 29 мая 1918 г. об обязательном наборе в РККА, Красная армия комплектовалась по принципу мобилизаций. В июле 1918 г. 5-й Всероссийский съезд Советов законодательно установил всеобщую воинскую повинность трудящихся в возрасте от 18 до 40 лет. В крупных населенных пунктах запись в Красную армию проводили военные комиссариаты, в сельской местности эти функции выполняли приезжие сотрудники уездных военкоматов, инструкторы.
Плакат многосложен по композиции. Основной сюжет – запись крестьян в ряды Красной армии. В центре композиции изображен красноармеец со знаменем в левой руке; правой он указывает на лозунг момента: «Запись в Красную армию». Здесь же, у стола, на окраине села, толпятся крестьяне, некоторые из них с винтовками. На втором плане несколько крестьян ведут коней. Призывы проходили в обстановке острой классовой борьбы при недостатке оружия, обмундирования, строевых лошадей. В левой части плаката – оппозиционно настроенная к призыву группа кулаков. Надписи сверху в центре: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика», правее: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». В правом нижнем углу авторская монограмма художника. В нижней части плаката приведены стихи Демьяна Бедного «Кулацкий плач».
Враг у ворот! Он несет рабство, голод и смерть!
Художник Д. С. Моор (Орлов)
Литературно-издательский отдел
Политуправления Реввоенсовета
Республики
Москва, РСФСР
1919 г.
Бумага; типографская печать
70×100,5 см
МЗСБ КП-1274
Особенно тяжелым для Советской России оказался 1919 г. Вооруженная борьба развернулась одновременно на шести фронтах общей протяженностью 8 тыс. км. Она требовала мобилизации всех сил на борьбу с врагом.
Плакат образно представляет реальную борьбу за советскую власть как сражение с мифическим чудовищем. Художник использует аллегорические образы. Справа – изображение крепостной стены с бойницами, через которые ведет по противнику огонь артиллерия Красной армии. По ступеням лестницы поднимаются шеренги красноармейцев. В нижней части плаката, на фоне крепостной стены, лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». На полотнище знамени надпись: «РСФСР». В левой части плаката, под черными тучами, представлены зловещие образы врага: двуглавый орел со змеиными языками, смерть в темном плаще, держащая в одной руке императора России в царской мантии, другой рукой указывающая в направлении крепости – оплота советской власти. В стане противника тут и там видны флаги кайзеровской Германии. В нижней части плаката текст: «Враг у ворот! Он несет рабство, голод и смерть! Уничтожьте черных гадов! Все на защиту! Вперед!». Надписи на верхнем поле слева: «Р. С. Ф. С. Р.», справа: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В нижней части правого поля – издательская эмблема.
Колчак — главный омич России
Круглый стол в рамках проекта собрал ударные силы омских историков, разбавив их специалистами по теме Гражданской войны, как выразилась руководитель проекта, от «Волги до Енисея». Поделили всё это на секции: «Память и мемориализация», «Интерпретация в искусстве и музейной практике», «Источниковедение и историография». Не раз звучала фамилия Колчак.
Статья по теме
Будет ли революция в России? Как сегодня изучают историю
Кажется, что в истории нашего города белая столица и чуждый нам адмирал стали ярчайшей и, может быть, единственной интересной страницей.
Кстати
Гражданскую войну в России сравнивают с гражданской войной в Испании. И у нас, и у них одинаково развиваются события, связанные с исторической памятью. В России 70 лет говорили о правде красных, потом о правде белых, демонизируя одни силы и мифологизируя другие. Взгляды поменялись во многом полярно. В Испании происходит практически то же самое. Правительство страны, возглавляемое лидером социалистов Педро Санчесом, приняло декрет об эксгумации останков бывшего диктатора Франсиско Франко и их перезахоронении из мавзолея в Долине павших в другое место. Мавзолей планируют превратить в место памяти и примирения после кровопролитной гражданской войны в 30-х годах прошлого века.
Казак, у тебя одна дорога с трудовой Россией
Художник Д. С. Моор (Орлов)
Литературно-издательский отдел
Политуправления Реввоенсовета Республики
Москва, РСФСР
1920 г.
Бумага; типографская печать
68×50 см
МЗСБ КП-5529
В период Гражданской войны в среде казачества имело место политическое брожение. Первые декреты привели к тому, что основная масса казаков стала поддерживать Советы. Однако расколу казачества способствовали ошибки и злоупотребления советской власти на местах.
Можно провести параллели между плакатом и картиной В. М. Васнецова «Витязь на распутье», с которой был взят замысел для центральной части плаката. На плакате показаны три возможных пути казака в новой действительности. В центре композиции изображен казак на коне в полном боевом вооружении. Словно былинный герой, он остановился перед камнем на перепутье трех дорог. На камне надпись: «Направо пойдешь − в лапы белых попадешь. Прямо пойдешь – разденут догола. Налево пойдешь – встретят как родного брата». В верхней части плаката слева на фоне дымящихся труб и заводских корпусов стоит группа рабочих с лозунгом «Да здравствует коммунизм!» В центральной верхней части – капиталист с мешком денег в левой руке и табличка с надписью: «Крестьянский хлеб за царские долги» в правой руке; на шляпе надпись «Антанта». В правой верхней части плаката карикатурно изображен офицер Белой армии в образе хищной птицы. Главной целью этого агитационного плаката было привлечение казаков на сторону советской власти. Надписи: на верхнем поле плаката – «Р. С. Ф. С. Р.» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» в левом нижнем углу – «№ 132» и «Печатается в количестве 30.000 экземпляров», «Р. В. Ц. Москва»; в правом нижнем углу – «Литературно-Издательский Отдел Политуправления РВСР/Сретенский бульвар, 6».
Ты записался добровольцем?
Художник Д. С. Моор (Орлов)
Литературно-издательский отдел
Политуправления Реввоенсовета Республики
Москва, РСФСР
1920 г.
Бумага; типографская печать
106×71 см
МЗСБ КП-1270
Героический агитационный плакат, относящийся к периоду строительства регулярной Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В условиях Гражданской войны Красная армия непрерывно пополнялась не только за счет мобилизации, но и за счет партийных, профсоюзных, комсомольских призывов.
Именно этим категориям населения Советской России адресован вопрос красноармейца, изображенного на плакате. Во весь рост поднялась огромная фигура бойца
Он смотрит прямо, суровый и требовательный взгляд не отпускает внимание зрителя. Это не просьба о помощи, а веление долга, призыв встать в строй
Неповторимо лицо, полное страсти и самоотверженности. Четко найден выразительный жест красноармейца. В левой руке – винтовка, правая направлена на зрителя. Вопрос, с которым красноармеец обращается к гражданам Советской России, в изобразительном плане делится на две части: надпись «Ты» − в верхнем правом углу плаката, «записался добровольцем?» − в нижней части. На втором плане изображены корпуса заводов, которые в числе прочего народного достояния призвана защищать Красная армия. Плакат «Ты записался добровольцем?» − это шедевр Д. С. Моора, в котором воплотились наиболее характерные черты советского плакатного искусства: высокий политический пафос и предельно ясная форма выражения. Плакат обладал огромной агитационной силой и стал одним из наиболее популярных плакатов не только в Гражданскую, но и в Великую Отечественную войну. Над изображением сверху указана страна издания «Р. С. Ф. С. Р.» и призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Подпись автора в левом нижнем углу плаката. Ниже − место печати: «1-я Государственная типо-лит. (Пятницкое отд.) Москва, Пятницкая, 71» и номер плаката «№ 100», справа рядом с издательской маркой указано издательство: «Лит. Изд. Отдел Политуправления Реввоенсовета Республики».
Пропаганда белых
Фактически, у белых был лишь один лозунг, вокруг которого они выстраивали свою пропаганду — это «Россия Единая, Великая и Неделимая». По сути это было реакцией на желание красных строить интернационал, устраивать мировую революцию и дать нациям свободу самоопределения в ущерб целостности России. Ни один из лидеров Белого движения не хотел признавать разделение России или потерю ей каких-либо территорий, даже когда вероятность вернуть потерянные территории была практически равна нулю. Также был и второй принцип, которого придерживались белые — это «непредрешение», то есть отказ от какого-то решения насчёт будущей формы устройства государства.
Пропаганда белых против красных делала упор на «азиатчине» красных, интернационализме, обвинению в связях с немцами, уничтожению церквей и прочем. Себя же они старались показать в образе тех, кто сумеет объединить страну, решить земельный вопрос и поведёт Российскую империю к светлому будущему.
К примеру, вот группа плакатов, которые создают образ единой России, на одном из которых также виден образ богатыря, который убивает красного змея, который плотным кольцом обхватил сердце России.
|
Ещё один сильный аргумент против большевиков — это их отношение к церкви и православию:
|
|
В то время как белогвардейцы наоборот обращались к вере и религии:
Нужно не забывать, что во время Гражданской войны шла активная интервенция со всех сторон в нашу страну. Западные империалисты были против становления большевизма в России, поэтому они активно помогали белогвардейцам, что отразилось в пропаганде:
|
При этом большевиков они обвиняли в связи с немцами, которые спонсировали революцию, дабы вывести нашу страну из войны. Правда после поражения Германии в Первой Мировой войне, правительство большевиков не рухнуло вслед за «спонсорами», поэтому среди белых офицеров начал нарастать когнитивный диссонанс. После многие белые офицеры переходили на сторону Красных (Будёный, например), потому что осознавали, что это за ними стоят интервенты, а за большевиками только народ:
|
И как в любой войне шла активная демонизация своего противника, чтобы солдатам было психологически легче идти на войну и убивать друг друга. Враги постоянно сравнивали друг друга с какими-то монстрами:
В 1919 году появляется белогвардейский плакат «Отчего вы не в армии?», который обладает рядом недостатков и не может соперничать с аналогичным плакатом красных (см. ниже). Вообще, плакат был перерисован с итальянского постера, шрифт плаката в стиле модерн вызывает непонятные смыслы, а также плохо читаем. Обращение на «вы» здесь вообще неуместно, так как не создаёт необходимого контакта между потенциальным новобранцем и плакатом:
Красные (как, впрочем, и белые) нередко устраивали террор в сёлах и деревнях, поэтому такие события давали хорошую основу для белой пропаганды:
|
Интернационализм также подвергался жёстоким нападкам в самых извращённых формах. К примеру, известно, что в Красной армии воевали китайцы и латыши, так как коммунисты действовали исходя из классовой теории Маркса. Она гласит, что каждый человек будет поступать в интересах своего класса, отстаивая эти интересы. Поэтому с точки зрения большевиков не было разницы между китайцем и русским, если они оба принадлежали рабочему классу (или буржуазному). Факты присутствия иностранных подразделений были подарком для белогвардейской пропаганды:
|
|