Подготовка к сражению французской армии.
1 октября Наполеону пруссаками был предъявлен ультиматум, который требовал в течение десяти дней очистить от французских войск германские земли до Рейна. Ответа из Парижа требовали не позднее 8 октября. В победе не сомневался никто: высшее дворянство, генералитет и офицерство изо всех сил похвалялись, что проучат корсиканского выскочку, предводителя санкюлотов. В ожидании ответа на ультиматум пруссаки щеголяли парадами с победными криками и насмешками в адрес Бонапарта.
Прусские офицеры открыто приходили к отелю, где располагался французский посланник, и «смело» точили свои сабли о ступени парадной лестницы. Некоторые из генералов заявляли, что война закончится в считанные дни, одним ударом, и сожалели, что прусская армия берет с собой на войну ружья и сабли, – чтобы прогнать французов было бы достаточно одних дубин. Боялись только одного, чтобы Фридрих Вильгельм III не заключил мира. На этом вся подготовка к войне заканчивалась.
Наполеон, в отличие от прусского командования, подошел к подготовке кампании со всей тщательностью. Так, в сторону границы Пруссии выдвигалась не только французская армия, но и союзные императору силы: недавно созданный Рейнский союз выставил мобилизованный резервный корпус. Бавария предоставила 10 000 человек под начало Жерома Бонапарта.
Кроме того, французские войска были обеспечены всем необходимым. Например, у каждого солдата было три пары обуви с собой, а также четвертая пара – запасная находилась в обозе. Благодаря этому армия Наполеона была очень мобильной для своего времени и совершала очень быстрые переходы.
Форгейм и Варсбург были избраны в качестве операционных баз французской армии. Таким образом, операционный угол при городе Берлин, для французской армии составлял более 60°. В этих Форгейме и Варсбурге были устроены арсеналы, прикрываемые артиллерийскими батареями, а также склады для боеприпасов и 10-ть пекарен, обеспечивавших хлебом солдат всей французской армии. Не обошел стороной Наполеон и медицинское обеспечение армии: он предусмотрел военно-полевой госпиталь на 500 раненных.
Планируя каждый свой шаг на театре военных действий, императорский штаб уделял самое пристальное внимание анализу разведданных, которые непрерывным потоком поступали от разветвленной агентурной сети и собственных офицеров. Поступавшие от офицеров разведданные имели чрезвычайную ценность, поскольку составлялись специалистами высокой квалификации: они не только оценивали маршруты движения прусских войск, их моральное состояние и поведение, но также анализировали ландшафт местности, ресурсы, и прочие важные для успешного ведения кампании факторы
Кроме офицеров французской армии разведданные поступали от многочисленных агентов, услуги которых Наполеон щедро оплачивал.
</noindex>
Где проходила битва?
Сражение при Йене произошло на плато к северу от города Йена. Он граничит на востоке с рекой Заале. Крутые склоны вели от Заале и Йены к плато, самым известным из которых был Ландграфенберг. Этот холм поднялся на 500 футов от Йены, но его северные склоны были намного ниже и очень пологие. Южный край поля битвы был отмечен долиной реки Мюльбах, которая течет на запад от Йены, прежде чем повернуть на юг.
Ряд деревень были разбросаны по плато. Самым близким к Ландграфенбергу была Коспеда, самый южный из треугольников деревень. Вторая линия деревень была расположена еще в полутора милях к северо-западу. Она началась в Иссерстедте на перевале «улитка», а затем направлялась на северо-восток в Веженхайльген, Криппендорф и Неркевиц. К югу от Неркевица была деревня Рёдинген. Дальше на запад проходила третья линия деревень: Кёшау на перевале «улитка», а Гросс-Ромштедт и Кляйн-Ромштедт на северо-востоке.
Операционный базис перед сражением.
Всякое движение армии, целью которого является противник, называется военной операцией. Я говорю цель, а не предмет, что составляет разницу. Цель представляет нечто более отдаленное, в большинстве случаев невидимое и менее материальное, если можно так выразиться, чем предмет. Операция или марш не всегда имеют своим «предметом» противника, так как в охватываемых ими пределах не всегда имеют место сражение или осада, хотя, их целью является противник или виды на такового. Однако операция и марш имеют всегда своим «предметом» географический пункт, находящийся там, где они заканчиваются. Должен иметься известный пункт, достижением которого осуществляется цель операции. Он и является предметом или объектом операции, у которого она останавливается и является завершенной. Так как при всякой операции, армия удовлетворяет свои насущные потребности подвозом из главного пункта снабжения или операционной базы, то такая база должна рас-сматриваться как фундамент, субъект или базис операции, исходя из двух точек зрения:
- – во-первых, потому, что без удовлетворения насущных потребностей жить невозможно, а следовательно, невозможно также и действовать, удовлетворять же свои насущные потребности армия в состоянии только из пункта снабжения;
- – во-вторых, потому, что это необходимое снабжение должно быть защищаемо от противника, а, следовательно, все движения большой армии определяются главной базой и соответственно ориентируются.
Само собой понятно и вытекает из предыдущего, что когда я говорю «операционная база», то под этим термином также подразумевается и содержащая ее необходимая охрана. Но дело все в том, что саму математику войны, как и термин «операционный базис» определял не Дитрих фон Бюлов, а прусский генерал Гейдрих фон Темпельхоф. Основное отличие предложений фон Бюлова от фон Темпельхофа заключаются в том, что у последнего операция – это чистая математика. А у фон Бюлова, математика объединена с геометрией и потому предложения Бюлова проще, потому что они наглядны.Подробно понятие «операционный базис» и «операционные линии» уже рассматривались мной на занятии с подобным названием, потому повторяться нет смысла. Теперь посмотрим на то, как французы и немцы ведут подготовку к военным действиям.
Ночь с 13 на 14 октября
В ночь с 13 на 14 июня большая часть войск Гогенлоэ, а это примерно 28 000 солдат, находилась на западной стороне поля битвы, вокруг Гросс Ромштедта, Кочау и Иссерштадта. Подразделение генерала Тауензена в 6000 человек было ближе всего к Наполеону и располагалось лагерем вокруг Кловиц и Люцероды. Генерал Хольтцендорф с 5000 человек из правого крыла разбил лагерь в четырех милях к северо-востоку (слева от Пруссии), наблюдая за мостом через Салле в Дорнбурге. В распоряжении Гогенлоэ было около 39 000 человек во время всей битвы.
Наконец, генерал Рюшель оказался на западе от поля битвы с 15 000 бойцов. Он отдавал приказы основной части армии следовать на север, но были внесены изменения, и он был предоставлен в распоряжение Гогенлоэ. Подкрепление прибыло только в конце дня, когда битва была проиграна. Таким образом, объединенная прусская армия насчитывала 54 000 человек, но Рюшель не прибыл вовремя, чтобы принять участие в главном сражении, и вместо этого был уничтожен преследующими французами после того, как основное сражение было закончено.
С французской стороны Даву и Бернадот направлялись на север, готовые к победе в Ауэрштадте и позору на дорогах между двумя битвами соответственно. Ланн разбил лагерь на Ландграфенберге. Ведущие части IV Корпуса (Soult), VI Корпуса (Ney) и VII Корпуса (Augereau) достигли Йены и были готовы принять участие в битве. В начале битвы у Наполеона было около 46 000 человек, но это количество увеличилось в 2 раза во время боя, когда подкрепление прибыло на место битвы.
Значение слова Ауэрштедт по словарю Брокгауза и Ефрона:
Ауэрштедт — герцог, см. Даву.
Ауэрштедт (деревня) — деревня в Прусск. Саксонии (Мерзебургского округа), на ручье Эмс. приобрела известность вследствие сражения 14 окт. 1806 между пруссаками и французами, происходившего одновременно со сражением под Иеной (см. это сл.). 13 окт., при отступлении от Веймара к Галле, главная прусская армия (48000), под начальством принца Карла Брауншвейгского, выступила с места своего расположения очень поздно и лишь вечером дошла до А., так что переправу через р. Заалу, у Кёзена, уже нельзя было занять. Вместе с тем, в прусск. главной квартире вовсе не подозревали близости франц. корпуса Даву (30000). Вследствие этого последнему представилась возможность занять Кёзенскую переправу, а раннам утром 14-го числа взобраться ва обрывистый левый берег Заалы. Когда пруссаки, имея в голове конницу Блюхера и дивизию Шметау (который выступили из А. в 6 ч. утра), стали среди густого тумана приближаться к д. Гасенгаузен, то очень скоро наткнулись на неприятельские войска, причем, вследствие нескольких отбитых атак, обнаружилось, что перед ними стоят главные силы неприятеля. Только около 9 ч. утра, по прибытии дивизии Вартенслебена, пруссаки повели атаку на Гасенгаузен, но, после упорного и кровопролитного боя, принуждены были отказаться от намерения овладеть этой деревней. В самом начале сражения неприятельским выстрелом пробило герцогу Карлу оба глаза, а Шметау был смертельно ранен. При неимении общего начальника, прусские войска действовали разрозненно. все атаки их были отбиваемы французами, к которым, между тем, подошло подкрепление. Наконец, когда обоим флангам пруссаков стала угрожать опасность и в зарядах оказался недостаток, — они стали отступать, несмотря на то, что к ним подошла целая дивизия и они могли располагать еще более, чем 12-ю свежими баталионами. До Бютштедта отступление совершалось в порядке, но там, при встрече с обломками Иенской армии, расстройство сделалось всеобщим. В сражении при А. пруссаки потеряли одними офицерами 47 убитых и 221 раненых. из их пехоты, участвовавшей в бою, почты половина выбыла из строя. Урон французов доходил до 7000 ч., из них 271 офицеров.
9 октября: Шлайц
Сражение при |
Первое сражение кампании
походило скорее на большую свалку, нежели
на надлежащую битву.
Мюрат любил атаки, особенно в
присутствии Наполеона. Император только
что прибыл и отдал приказ о наступлении. В
авангарде шел 27-й Легкий, 94-й и 95-й линейные следом.
Пруссаки и саксонцы оставили Шлайц и заняли
позицию перед Оттерсдорфом. У Мюрата был
только 4-й Гусарский, но он не стал ждать, когда
подтянется 5-й Конноегерский, и напал на прусских
гусар полка Билы и легкую саксонскую
кавалерию из полка Принца Иоанна.
Французские гусары три раза ходили в атаку.
Для того, чтобы заставить противника
отступить, потребовалась поддержка 27-го
Легкого и 94-го Линейного, а также помощь 5-го
Конноегерского. Тауэнцин продолжил отступление
к Йене, оставив открытой дорогу к Лейпцигу.
Марш на Йену
11 октября
Лассаль был в Лангенберге, и его гусары
захватили обоз из трехсот фургонов с
огромным числом вещей, продовольствия и
оружия. Сотня конвоиров, охранявших обоз,
была взята в плен. За ним подходили драгуны
Бомона.
Наполеон двигался к Ауме и выслал
Даву, Бернадотта и Сульта к Гере. Ланн дошел
до Нейштадта. Следом за ним шел Ожеро.
12 октября
Даву имел приказ идти на Наумбург
вместе с
драгунами Саюка. Его легкая кавалерия добралась
туда к 3.30 пополудни и захватила конвой и 12
медных понтонов, по которым противник все
еще отводил свои обозы.
Бернадотт и Мюрат также достигли
Наумбурга, но через Цайц. Наполеон и Ней
дошли до Геры, где к ним присоединился Сульт.
Ланн двинул свои дивизии на Йену, все еще
сопровождаемый корпусом Ожеро. Он оттеснил
фузилеров Эрихсена и егерей Вернера вместе
с батареей Студница из Винцерлы. При этом 17-й
Легкий потерял 30 человек. Ланн начал
наводить лагерь для ночлега. Небольшое
подразделение сумело пройти к Бургау, который был покинут
противником. Аванпосты вышли к
окрестностям Лейпцига.
13 октября
Клейн, д’Опуль и Нансути были
направлены к
Гере. Корпус Нея маршировал на Йену, туда же
шел Сульт.
Прошел слух, что пруссаки
вероятно начали марш на Магдебург. Те части
прусской армии, которые были выдвинуты вперед и
находились у Йены,
получили приказ отойти назад, на линию
Клозевиц-Люцерода. Было приведено в движение
три колонны:
– половина гренадерского
батальона Гервеца, первый батальон
Цвайффеля и два орудия направлены на
Клозевиц;
– второй батальон Цвайффеля с
егерями Вернера и Валентини также шли к
Клозевицу;
– фузилерные батальоны Розена и
Эрихсена маршировали на Люцероду.
Это отступление прикрывали
батальон Рихтена (выстроенный на склонах
Ландграфенберга) и гусары Билы вместе с
легкой кавалерией Масарса и силами
полковника Богуславски.
Ранним утром, под прикрытием
тумана, Клапаред с
неутомимым 17-м Легким выдвинулся к Йене.
Пруссаки, как и было предсказано, отошли
назад по веймарской дороге под огнем
французских стрелков. В самой Йене
отступавшие прусские стрелки чуть не
угодили в окружение, и 30 человек из них
попали в плен. Корпус Ланна растянулся по
веймарской
дороге к Коспеде, который был обойден. Наполеон
прибыл около 16:00, осмотрел прусские линии
и приказал занять Ландграфенберг, который
стал отправной точкой следующего дня.
Вражеские передовые линии были очень близки.
Гогенлоэ поспешно укрепил корпус
Тауэнцина. Он
думал о превентивном нападении на французов, когда его
начальник штаба, посланный в штаб короля,
вернулся с новыми приказами.
Главная армия должна была войти в Ауэрштедт,
а 14-го ему предписывалось послать дивизию
Козена. Большая часть армии тогда пересекла бы
реку Унштрут к Фрейбургу, а резерв генерала
Калкрейта перешел бы через Лаучу. Гогенлоэ должен был
удержать свою позицию и закрыть подступы к
Дорнбургу, в частности для того, чтобы защитить
запланированный маневр на правом фланге…
Последствия и заключение
Кавалерия Мурата не смогла начать полномасштабное преследование к 16:00. Она достигла Веймара через час, но к тому времени стало темно и преследование прекратилось. То же самое произошло на севере. Несмотря на это, пруссы потерпели сокрушительное поражение, потеряв 11 000 человек убитыми и ранеными и 15 000 человек было арестовано, что составляет почти половину всех прусских сил, задействованных в Йене. Французы потеряли всего 5000 человек.
В тот вечер Наполеон был потрясен, когда понял, что он не сражался с основными прусскими силами. Капитан Тобриант из штаба Давуута прибыл в лагерь Наполеона с новостью, что его главнокомандующий только что сражался и победил основную прусскую армию в Ауэрштадте.
В течение следующих нескольких недель Наполеон преследовал отступающую прусскую армию, не позволяя ей осуществить перегруппировку. Бернадотт восстановил свою репутацию во время погони. Он победил прусские резервы в Галле 17 октября и участвовал в пересечении Эльбы. В других местах было захвачено большое количество пруссов, крепости сдавались практически без сопротивления (Магдебург продержался до 11 ноября). Даву руководил победным въездом в Берлин 25 октября. 28 октября Гогенлоэ с оставшимися вояками сдались Мурату. Блюхер был последним из главных командиров, который сдался 6 ноября после того, как не смог найти безопасности в Любеке.
Всего за месяц Наполеон уничтожил военную мощь Пруссии, но война еще не закончилась. Король Фридрих Уильям сбежал в оккупированную прусскими войсками часть Польши и нашел пристанище у царя. Наполеон готовился повернуть на восток для своего первого вторжения в Польшу и двух военных кампаний, которые продлятся до 1807 года.