No Image

Пермский звериный стиль

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Медвежьи пряжки в зверином стиле

Изображение медведя с головой, лежащей на лапах, издавна применялось для оформления поясных застежек; в мансийском языке даже сохранилось одно из названий медведя — «застежечный зверь». Обычно пряжки с медведем служили в качестве оберега охотника на его поясе. В данном случае центральное изображение (медведя) могло выполнять защитную функцию: «От ударов злых сил заслоняющий дух» — один из эпитетов медведя у северных хантов. Другой эпитет «изобилие зверей дающий дух» позволяет предполагать ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника.

На пряжках часто изображался так называемый «сложный медведь»: гибрид из нескольких существ, медведь с головой быка, выдры, с телом пушного зверя. Считалось, что повелитель лесного хозяйства обладает свойствами всех лесных животных, знает их повадки и определяет успех промысла вообще. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями, это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и в человека. После потери второй части пряжки, первая подвешивалась за петельки во время церемонии жертвоприношения: обращаясь к ней, человек просил у родича‑медведя помощи и удачи.

Пермский звериный стиль

Пермский звериный стиль (шаманские изображения, чудские образки, культовое литье) — художественная бронзовая металлопластика III–XII в. н.э. Ареал распространения — лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби.

Ученые считают, что это стиль местного происхождения. Можно предположить несколько центров возникновения стиля: Томское Приобье (Кулайская культура), Зауралье и Предуралье (Ананьинская культура). Собирание образцов ПЗС и научная работа с ними ведется с конца ХIХ века.

Пермский звериный стиль изучали Спицын, Шмидт, Чернецов, Рыбаков и другие исследователи.
Чернецов отмечал близость древнеуральских наскальных изображений к стилю ранних металлических изделий. Металлопластика пермского звериного стиля выполнена в бронзе путем литья в односторонних и двусторонних формах, резьбой на кости и дереве, в рисунках-гравировках на металлических и костяных предметах.

На изображениях представлены: лоси, олени, медведи, пушные звери и другие звери, кони, различные водоплавающие, хищные птицы, змеи, насекомые, множество комбинированных существ смешанной зоо- и орнитоморфной природы, смешанные зоо и антропоморфные получеловеческие существа. Сюжеты пермского звериного стиля разнообразны: звери в профиль, плывущие птицы; птицы с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной на груди; у некоторых птиц имеется на груди фигура человека в полный рост. Немало блях с медведем в жертвенной позе — голова между лапами; есть и человеческие фигуры — одна или несколько в различных сочетаниях; существуют и сложные двух- и трехъярусные композиции с центральным антропоморфным персонажем (богиней). Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Изделия найдены в кладах, святилищах, на костищах, в погребениях, в жертвенных комплексах и на местах металлургических мастерских.

Все ранние изделия по-видимому употреблялись в качестве культовых предметов при священных обрядах. Впоследствии ассортимент изделий и сферы применения расширились, изменилась технология изготовления. На изделиях с Гляденовского костища поверхность полируется, появляются петельки для крепления.

Ученые делят изделия пермского звериного стиля на две группы по сфере применения и функциональным особенностям.

Первая группа — это пермско-печорская бронзовая «ажурная» пластика культового назначения. Самыми выразительными являются трехъярусные космогонические композиции с персонажем — богиней в центре. Верхний ярус — головы лосей, небесный лик, птицы-души ассоциируются с Верхним миром небесных божеств; средний — с земным миром людей и животных, повелителем которого является божество (богиня-мать) в центре; ящер под ногами персонажа, как правило, комбинированный зверь из наземных и сухопутных существ, обозначает границу Нижнего невидимого мира. Ящер сам наполовину невидим, это существо «половинник», у него в отличие от существ земного мира всегда показаны только две ноги, две другие скрыты в Нижнем мире.

Визитной карточкой пермского звериного стиля является образ человеколося, а точнее, сложный образ человека-птицы-лося, который нигде более не существует на просторах Евразии.

Вторая группа — зауральский, западно-сибирский звериный стиль. К этой группе обычно относят прикладные и декоративные изделия — украшения и принадлежности костюма: поясные пряжки, застежки, браслеты с зооморфными изображениями, подвески, пронизки; навершия рукоятей оружия, ножны кинжалов, игольницы, копоушки, кресала и гребни. Угорские мифологические сюжеты можно увидеть в пряжках с изображением «сложного» комбинированного медведя и пушных зверей, в фигурках-подвесках в виде водоплавающих птиц, коней, в изображении хищной птицы на рукоятях кинжалов.

В XII–XIII вв. происходят этнические изменения среди народов ареала пермского звериного стиля, падает роль рек Камско-Вятского бассейна в качестве торговых и культурных путей. Постепенно исчезает искусство пермского звериного стиля. Сначала в Предуралье, а затем и на запад Сибири все больше поступают привозные серебряные изделия, которые заменяют продукцию местных матеров. Вместо художественных бронзовых изделий появляются массовые поделки из Руси и Булгарии.

Образы пермского звериного стиля сохраняются в фольклоре коми и угорских народов, а его изобразительный ряд — в богатом орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов, в искусстве коми, удмуртов, манси и ханты.

Литература: Викторова В. Д., Федорова Н. В. Источник библиографии Уральская историческая энциклопедия. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000 и другие работы по ПЗС.

Технологии

Материал амулетов звериного стиля — бронза, металлические сплавы на основе меди. На некоторых амулетах остались следы позолоты. Мастера бронзовых амулетов владели искусством отливки, шлифоки, напайки отдельных частей изображений. Большинство обычных амулетов были деревянными. Техника резьбы по дереву достигла у лесного народа Хранителей высокого искусства.
Но у шаманов, вождей и в святилищах были амулеты из настоящих металлов, которые так ценили духи: бронза, серебро, медь. Родовой дух-покровитель также предпочитал бронзу. С помощью деревянной модели делали оттиск в глине и получали двустороннюю глиняную форму. Затем в форму заливали бронзу. Существовали сложные отливки на основе восковых моделей. Но самым важным был процесс передачи магической силы «тонх» амулету. Для этого во время специального ритуала деревянный амулет перед погружением в глину смачивали жертвенной кровью. Необходимо было следить, чтобы жертвенное животное было соответствующего цвета.

Черное — если дух-покровитель или божество было из Нижнего мира.

Пестрое — если это была богиня земли или духи Среднего мира.

Белое — для божества или духа Верхнего мира.

Цвет строго соответствовал подбору животных на праздничных жертвоприношениях.

Язык пермского звериного стиля

Мы знаем, что означает серп и молот, зебра на дороге, красный сигнал светофора и много других знаков. У амулетов Звериного стиля есть свой язык, свои символы, эти знаки не столь известны.

Вот несколько из них:

1. Фигура на ящере обозначет существо нашего человеческого Среднего мира.

Ящер охраняет вход в Нижний мир, и сульдэ (так называют фигуру сверху), будь то божество, герой или несколько персонажей — находится сверху, в Среднем мире.

Все мы — сульдэ.

2. Пять птиц сверху. Это пять кукушек, пять душ человеческих. Так считали Хранители. У каждого из нас есть пять душ.

3. Фигура с крыльями. Крылья — знак того, что существо причастно к двум мирам: Среднему и Верхнему. Это герой человеколось — он может подниматься в Верхний мир — или божество, которое может спускаться в Средний.

4. Обрамление из голов человеколосей. Персонаж находится в нашем Среднем мире. Он рядом с нами.

5. Три головы. Одновременно присутствует в трех мирах, создатель миров или герой, побывавший в каждом из них. Три головы есть у богини огня, она живет в трех мирах сразу.

Три головы есть также у птицы Рум, вестницы Богов.

Три головы — это пропуск в любые миры.

6. Лицо на груди.
Человеческое лицо на груди птицы обозначает первопредка, покровителя рода.
Это не просто животное, не только человек.

Летящая душа, душа птица может покинуть тело человека за год до смерти. Чтобы удержать душу, Хранители создавали такие амулеты. В дальнейшем, когда искусство литья было отчасти утрачено, потомки Хранителей, ханты и манси, делали на теле татуировку в виде птицы.

7. Руки в боки. Этот жест «хозяина» характерен для бога-покровителя. С руками упертыми в бока обычно изображали Светлого мальчика, Сына бога, Альви — покровителя людей, хозяина зверей и птиц.

8. Ребристая линия. Обозначает первичную воду. Эта вода окружает Землю, наш Средний мир. В воде плавает рыба, на которой держится земля, в эту воду уходят старые звери, превращаясь в гибридов-монстров, из этой воды приходят небесные лоси, чьи головы замыкают небосвод.

Куль-отыр — хозяин преисподней

Куль-отыр (у манси), Куль, Кынь-лунг (у хантов) — властитель загробного мира, злых духов — кулей и болезней, проникающих на землю из преисподней.

Он считается младшим братом (иногда — сыном) Нуми-Торума и должен подчиняться высшему богу, ибо даже болезни и смерть существуют по повелению высшего бога, чтобы население земного мира не умножалось слишком быстро. Куль был сброшен отцом с неба, или даже родился под землей — у него там большой город, золотой дом и дети.

Куль-отыр — богатырь в черной шубе: прикоснувшегося к этой шубе ожидает болезнь и смерть. Он получает от небесного бога списки тех, кто должен умереть, отправляется за ними и перевозит их на лодке на тот свет, в низовья Оби: недаром в могилы хантов и манси клали лодки.

Образ Куль-отыра сливается в представлениях манси с образами других злых духов — кулей, водяных и леших. Помощником, а иногда и ипостасью Куль-отыра считался Самсай-ойка — буквально «Заглазный, то есть невидимый старик». Он был духом болезней: когда в каком-нибудь селении начиналась эпидемия, туда нельзя было ходить — Самсай-ойка мог добраться по той же тропе до очередного поселка. Он же был бесом, который наводил на человека безумие, мог довести до самоубийства. Вместе с тем он мог спасти от болезни, охраняя вход в дом: для этого возле двери вешали его изображение. Отношение к нему было таким же двойственным, как к Куль-отыру: они оба могли выступать и в качестве духов-покровителей разных групп обских угров (вспомним Керемета и подобных ему духов у финских народов). В архаических религиях не было абсолютного противопоставления добра и зла: зло, смерть и болезни считались необходимой частью человеческой жизни — ведь человек не мог жить вечно, а бесконечная старость была ему в тягость. Об этом свидетельствуют мифы, повествующие об избавлении от смерти. Подобные мифы есть у многих народов, в том числе у угро-финов.

Рассказывают, как из-за Куль-отыра человек стал смертным. Раньше человек вновь оживал после смерти, но однажды собака, увидев мертвого хозяина, пришла к Нуми-Торуму и спросила, что с ним делать. Бог ответил, что на ноги мертвецу надо положить камень, а на голову — гнилушки, тогда он оживет. Но на обратном пути собака повстречала Злого духа, и тот велел положить камень человекуна голову. Камень продавил человеку лоб,и тот стал смертным. Тогда бог проклял собаку: раньше она была чистым животным и ела из одной посуды с человеком; отныне она должна была питаться на дворе тем, что ей подаст хозяин. На умершего же стали действительно класть камень — чтобы он не поднялся из могилы, став вредоносным мертвецом.

Куль-отыр — почитаемый дух, которому приносят жертвы, чтобы он избавлял от болезней.

Главной жертвой был олень темного цвета, мясо которого готовили и делили между жертвователями и божеством, а кровь сливали в землю, в преисподнюю.

Культовое место — амбар Куль-отыра — было исследовано этнографами на реке Хулга. Проводники говорили, что Куль-отыр не любит долго сидеть на одном месте — его святилища приходится все время переносить. Сам идол божества загробного мира был изготовлен из материи черного цвета, а голова — из синего лоскута.

Она была покрыта несколькими головными уборами. Рядом на белой оленьей щкуре лежал другой фетиш — жена Куль-отыра. Многочисленные жертвы в виде кусков ткани и шкурок, равно как и символические дары — модели луков, жертвуемые при рождении сына, были найдены в культовом амбаре.

Вражда между Нуми-Торумом и Куль-отыром касалась и культового места: над ним часто собирались тучи и гремел гром — Торум это место не любил.

Цивилизация хранителей: расцвет и закат

К X веку магическая культура Хранителей достигла совершенства. Шаманы-визионеры создавали пространство и время, наполняли мир деяниями богов и проделками духов. Мастера создавали разнообразные вещи, у которых не было аналогов в тогдашнем мире. Сложные биметаллические кресала со стальным сердечником и бронзовой фигурной ручкой, гребни-амулеты, скульптурные ложки, шумящие коньковые подвески расходились из Прикамья на Восток, в Нижнее Приобье и в Европу, в земли славян, хазар и венгров. Дорогие наборные пояса с амулетами купцы везли в дальние страны Севера, археологи обнаружили их в захоронениях конунгов Швеции. В соболях и горностаях Прикамья щеголяли магнаты Византии, славянские князья, сасанидские шахи и ханы хазар.

Меновая торговля процветала.

Кладовые Хранителей ломились от византийских изделий и сасанидского серебра. У шаманов не было недостатка в драгоценных серебряных блюдах, на которые опускались копыта золотых лосей. Археологи XX века нашли в Прикамье более шестидесяти кладов иранских, византийских и азиатских серебряных изделий.

И тут что-то произошло, цивилизация надломилась.

Мирные столетия подточили энергию и силу таежных охотников, воинов и рыболовов. Обычные вещи превращались в амулеты, ритуал стал править жизнью. Изделия потеряли обычные свойства, прекратили работать. Сложные фигурные кресала с фигурами божеств больше не высекали огонь, гребни с шумящими подвесками стало невозможно использовать и даже копоушки, костяные и бронзовые палочки для чистки ушей стали настолько сложны, обзавелись утиными лапками и подвесками, что годились уже только для молитв, а не для серы в ушах. Обычная гигиена стала ритуалом. Разукрашенное оружие перестало метко стрелять и колоть.

Шаманы берегли традиции и выступали против иноземных новинок техники, изменений в укладе и образе жизни. Число запретов росло. Снотолкователи противоречиво толковали туманные сны с явлениями богов и знаками духов

Хранители стали во всем полагаться на магию, волю духов, эффект жертвоприношений и силу слов.
Слухи о богатствах земли магов привлекли внимание иноземцев

И когда с Запада пришли молодые воинственные племена коми, а с Юга по замерзшим рекам подошла кавалерия кочевников, их уже некому было встретить с оружием в руках.

Ритуалы не подействовали, камлания оказались бессильны, советы старейшин погрязли в бесконечных спорах и не могли принимать решений. Тревожные красные полотнища поднимались над частоколом городков, тучи стрел обрушивались на защитников, чужеземные воины в тяжелых доспехах рубили бревна, крепости сдавались, начиналась резня, хранители гибли или становились рабами.

Наконец, вожди Хранителей поняли, что боги отвернулись от них и приняли решение. В неприметных местах, недалеко от селений, они зарыли сокровища, похоронили амулеты, простились с богами родных мест, с реками отцов и ушли на Восток. Схроны не предполагали возвращения за сокровищами, Хранители просто вернули их Матери-Земле, богине Среднего мира. Это было последнее великое жертвоприношение. Через ущелья Хребта, через отверстие, пробитое когда-то громовой стрелой героя Мэнло, Хранители отступили в земли родственных им племен хантов. В опустевшие города вступили отряды коми, но не нашли там ни людей, ни богатств.

Народ магов исчез. Вожди коми приписали это силе враждебных колдунов, спрятавших народ под землю.

На протяжении веков новые жители Прикамья не искали и не трогали заклятые клады. Через столетие после ухода Хранителей на сибирских землях, на берегах Оби, чьи свинцовые воды напоминали цвет волн далекой Камы, хотя и текли в другую сторону, образовалось великое Кодское княжество. Потомки Хранителей вошли в число его основателей.

«Все Крылатые и Ноги имеющие» — так до сих пор называют ханты своих предков. Среди них был и народ крылатых человеколосей — Хранители Прикамья.

Путешествие в нижний мир за луной и солнцем

Изгнанный с неба бог Нижнего мира мира украл светила. На земле настала вечная ночь. Люди не могли охотиться и рыбачить, заниматься делом. Пришел холод.

Герой Мэнло решил вызволить солнце и луну из подземелий Хул-тура. Он знал, что вход в подземный мир сторожит Вит-кан, водяной дух.
Птица Карс отнесла братьев-человеколосей к старому заросшему озеру. На берестяной лодке братья отправились по воде. Внезапно перед носом суденышка с разных сторон загорелись два желтых глаза. Огромная столетняя щука набросилась на лодку и проглотила ее вместе с братьями.

Мэнло понял, что они встретили Вит-кана, принявшего вид монстра. В желудке чудовища братья обнаружили немало рыбы и развели огонь. Мэнло вытащил нож и надрезал печень чудовища. Рыба забилась в конвульсиях и отправилась дорогой смерти. Вскоре братья увидели свет. Свет пробивался со стороны пасти гигантской рыбы.
И тогда Мэнло рассек железным мечом сердце рыбы, смешал соки, а Лол добавил огня. Рыба в агонии выбросилась на берег и изблевала человеколосей.
Братья вышли на свет и оказались в стране умерших.

Они видели реку смолы, над которой огромный паук сплел паутину. Души умерших перебирались по этим нитям и с криками срывались в кипящую смолу.
Человеколоси пошли дальше. Они набрели на землянку. Вокруг дома на шестах сушились шапки умерших, а возле землянки их встретила одноногая старуха с железными зубами. Старуха пригласила их в жилище. Лол зашел и увидел котел на огне. Приоткрыв крышку, герой обнаружил, что в воде кипят человеческие сердца. Тогда Лол прикинулся дурачком и сказал, что высокий брат не сможет войти в низкий проем. Хозяйка пригнулась, показала, как это сделать, а братья заперли старуху, завалили дверь бревнами, взяли шапки и пошли дальше.

Они увидели мужа и жену, которые ссорились из-за покрывала на земле и обречены были вечно ссориться и ругаться в стране умерших. Они увидели голодного человека, запутавшегося в сетях, потому что когда-то он пожалел добычу для товарищей.
Но семейная пара, счастливо прожившая жизнь, также дружно жила на том свете, наслаждаясь изобильной едой. Они предложили угощение братьям, и Лол уже хотел отведать их пищи, но Мэнло вовремя выбил чашку из его рук, а не то Лол никогда бы не вернулся из страны мертвых.

Страну Мрака ярко освещало украденное солнце.

Увидев человеколосей, на них бросились пожиратели душ, но братья одели шапки умерших и стали невидимы для духов. Наконец, они пришли к серебряному дому Хул-тура. Остроголовый бог в черной шубе сидел у котла, вокруг него толпились духи болезней. Хул-тур удивился пришедшим. Рядом с ним была красавица-девушка, дочь владыки теней.

Девушка понравилась Мэнло, и он приглянулся красавице. Мэнло сказал удивленному хозяину, что змеи, ящерицы, тараканы и другие существа подвластные владыке Нижнего мира, ослепли от яркого света и бегут на Землю. Встревоженный Хул-тур пробил посохом отверстие в своде и бросился в Средний мир.

Духи разбежались, а девушка отвязала конец железной цепи, на которую были привязаны светила.
Лол схватил Луну и Солнце, а Мэнло подхватил девушку, и они кинулись бежать. По мосту-радуге они поднялись на небо.

Хул-тур погнался за ними в виде железной чайки, но Мэнло подбросил светила на небесный свод, а меч Солнечного бога отогнал птицу.

Братья вернули светила на небо, мир осветился, герои увидели горы, леса и реки на огромных пространствах до ста дневных переходов.

Бог подземелий смирился с тем, что преисподняя останется страной мрака и вернулся к себе.

Возвратившись к матери, братья окликнули богиню. Но Ками-эва не увидела ничего.
Что-то в ухе гудит, — сказала Мать зверей, — наверное, пчелы. Мэнло догадался снять шапки умерших, и тогда богиня увидела сыновей и обняла героев. А Мэнло взял в жены дочь владыки Нижнего мира.

Иногда рассказывали, что дочь осталась с отцом, и Мэнло совершил второе путешествие в Нижний мир специально за дочерью владыки мрака.

Кстати, у Хранителей существовал древний способ захоронений в распиленной поперек лодке, одна часть которой служила гробом, а другая — крышкой. Гробом служила лодка, с мертвым клали брюшко рыбы, сваренное в рыбьем жиру, а на могилу обязательно клали весло.

Культовые ложки в зверином стиле

Культовые ложки — атрибуты праздников, инструменты священнодействий. Перепутать ложки было невозможно, на них отливались изображения духов. Более всего сохранилось ложек с мордой медведя, которыми «кормили» лесного гостя — голову медведя на медвежьем празднике. Сохранилась пермская ложка с изображением остроголовой личины — главного духа подземного мира. Ему тоже приносили дары и кормили жертвенной пищей в надежде, что беды и болезни обойдут дом дарителя стороной. На культовых ложках гадали, трижды подбрасывая кверху. Если ложка падала головой кверху — ответ духов был положительный.

История

Никто не знает, как появились и куда исчезли Хранители. Они сами позаботились о том, чтобы убрать следы. Кое-что мы знаем, о многом будем догадываться и предполагать.

Цивилизация Хранителей исчезла около тысячи лет назад.
В период расцвета цивилизации в VIII веке н.э. земли Хранителей простирались от рек Вымь и Вычегда на западе до Камы, Колвы и Вишеры на северо-востоке. Хранители торговали с Ираном через Булгарское ханство, со Средиземноморьем через тюрков Хазарского каганата, с родственными племенами Югры и обских угров за Уральским хребтом. Племена Хранителей жили вдоль рек, занимались охотой, рыболовством, гончарным делом и металлургией. Системы сложных ритуалов, владение шаманскими техниками экстаза и, главное, знаменитые амулеты, отлитые из металла, создали Хранителям у соседних племен репутацию могущественных колдунов и всесильных магов.

К X веку с юга усилилось давление кочевников, на земли Хранителей наступали молодые племена коми. В Кунгурскую лесостепь пришли войска Волжской Булгарии. Хранители решили уйти в Зауралье, через ущелья Хребта, которые они хорошо знали. К тому времени ареал Хранителей уменьшился до чердынских земель, именно там они перед последним походом похоронили своих богов, неразрывно связанных с землей Прикамья. Уйти могли только люди, а не духи мест.

Таким образом, оправдывая название, Хранители сберегли для будущих поколений воплощения своих духов, византийские изделия и блюда сасанидского Ирана с изображениями зверей и шахиншахов. Эти блюда племена Хранителей меняли у булгар на меха, и таких изделий не осталось даже в мусульманском Иране.

Племена коми-пермяков заняли опустевшие земли. Исчезновение старых противников, народа магов, поразило коми, и они создали легенды о таинственном народе — Чуди, ушедшем под землю. Случайно раскопав амулет, коми в страхе стремились избавиться от злого и таинственного духа, бросив находку в воду. До наших дней дошли расказы о странных людях, которые умели превращаться в зверей и охраняли в земле многочисленные клады. Постепенно память о живых Хранителях стерлась, и в рассказах коми они превратились в духов здешних мест. Остатки Хранителей растворились среди обских племен, которые тоже верили в Великую богиню Среднего мира. Прикамские племена оставили след в мифах зауральских угров и принесли туда свою технику литья металлов. Но многое погибло: исчезли человеколоси, братья-близнецы, сыновья Верхнего бога и богини Среднего мира. Великий Мэнло, научивший людей охоте и металлургии, приказавший птицам лететь летом на Север, и проказник хулиган Оло-ло, перепутавший человеческие сны, бесследно пропали на чужой земле.

От древней пермской культуры остались тысячи металлических оберегов, амулетов, целый пантеон духов. По богатству образов и разнообразию предметов Культура Хранителей превосходит японские нэцкэ, а по символическому значению не уступает ритуальной системе ацтеков и майя.

Космос

Хранители жили в трех мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем, каждым из которых управляли свои боги, вернее, Духи. Все три мира были примерно равнозначны и жизнь в каждом зеркально отображалась в другом. Так, если в Верхнем мире человек умирал, в Среднем — рождался. Если люди погибали в Среднем мире, они рождались в Нижнем. Если песня в Среднем мире уже забыта, значит она только что создана в другом Мире, а недавно отлитый амулет в Среднем мире только что потерян наверху. Автор, художник, кузнец не изобретают новое, а открывают дверь в иной мир, где созданное ими уже существовало. Ночь и день чередуются в этих мирах, и люди Нижнего мира — левши. Люди Нижнего мира становятся со временем моложе и превращаются в младенцев.
У обских угров до сих пор существует обычай Хранителей ломать на могилах вещи умерших, ведь они возникнут в мире ином и будут нужны родившемуся там хозяину. Поскольку окончательной смерти не существовало, Хранители были, в сущности, бессмертны.

Ками-эва — богиня Земли следит за порядком. Она хранит души людей, отмеряет срок жизни в нашем мире. Миры были проницаемы, но не для всех. Проникать через барьер могли крылатые боги, священные птицы и герой Мэнло, крылатый человеколось. С помощью птиц и богинь через границу миров могли путешествовать шаманы.

Мы помним, что явления в трёх мирах зависели друг от друга. Благодаря перемещению, шаманы корыстно или бескорыстно воздействовали на события параллельных миров и заглядывали в будущее. Великие реки: Кама, Вишера, Чусовая, Сылва и Колва омывали миры, текли от горизонта к горизонту, из Нижнего мира в Верхний, на Небо и обратно. По небу протекала великая река — Млечный путь, которую Хранители называли Дорога птиц. Так Хранители предугадали круговорот воды в природе.

Это строение Вселенной легко читается на изображениях Великой крылатой богини Среднего мира, матери зверей.

Заключение

Тысячи пластин звериного стиля, обнаруженные в земле Пермского края, представляют огромный архив средневековой финно-угорской цивилизации. Коллекции звериного стиля — одна из интереснейших страниц истории континента. Это огромная бронзовая галерея создана в эпоху, когда сказки были былью, когда боги сходили к людям в звериных обличьях. Загадки и мифы эпохи звериного стиля еще ждут своих исследователей и новых открытий.

Надеемся, вам понравился наш экскурс в историю. Пишите нам, задавайте вопросы. Будем рады пообщаться на эту тему.

*Партнерский материал

За фото-материалы и текст спасибо Борису Эренбургу, его трудам и его книге «Загадки и мифы звериного стиля», а также сайтам: http://uralistica.com, https://www.perm-animal-style.ru/

Комментировать
0