fbpx
No Image

Топ лучших врачей россии

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Николай Васильевич Склифосовский (1836-1904)

Заслуженный профессор, студент Пирогова, активист и реформатор, не одно десятилетие спасавший жизни на войнах.

Склифосовский многое сделал для хирургии и медицины в целом:

  • Стал одним из основоположников полостной хирургии.
  • Первым внедрил методы асептики и антисептики в процесс операции.
  • Придумал «русский замок» — соединение костей при ложных суставах, «сберегательное лечение» огнестрелов.
  • Ратовал за приближение полевых госпиталей к местам боевых действий.
  • Возглавлял первую русскую бригаду хирургов-женщин.
  • Написал больше 70 научных работ.

Склифосовский был высоким мужчиной. И один из коллег, не разделявший его взгляды, однажды пошутил, мол, профессор такой большой, а боится малюсеньких, невидимых бактерий. Но коллега ошибался: Николай Васильевич стал героем. Как нередко бывает — тяжёлой судьбы.

Его сын состоял в террористической группировке и застрелился сам, когда не смог убить заказанного ему полтавского чиновника — друга их семьи.

В смутное начало ХХ века, несмотря на ленинский документ о неприкосновенности, казаки жестоко расправились с супругой и старшей дочерью легендарного врача. Он спас миллионы жизней современников и потомков, но не смог уберечь свою семью.

В честь Склифосовского названа самая крупная московская травматология и не

5

Достижения М. Я. Мудрова в медицине

Рисунок 1. М.Я. Мудров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Именно этот ученый впервые рассказал о клятве Гиппократа, развивал военную хирургию и гигиену, воспитал целую плеяду своих талантливых последователей, из которых «выросли» профессиональные специалисты. Как и многие медики своего времени Мудров был разносторонним человеком, который трудился в многочисленных областях медицины, а также в рамках междисциплинарного знания.

Также он впервые ввел в практику метод опроса больного и составления истории его болезни. Матвей Яковлевич разрабатывал учение о внутренних болезнях, гомеостазе организма, влиянии окружающей среды на возникновение патологий.

Мудров одним из первых начал применять перкуссию и аускультацию. Такие методы диагностики значительно расширили возможности первичной и ранней диагностики многих нарушений в организме человека.

Определение 2

Перкуссия – это метод медицинской диагностики, заключающийся в простукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом.

Определение 3

Аускультация — это физический метод медицинской диагностики, заключающийся в выслушивании звуков, образующихся в процессе функционирования внутренних органов.

За время собственной активной практике М.Я. Мудров собрал более 40 томов историй болезней, которые стали величайшим богатством, поскольку содержали очень подробные сведения. Среди них:

  • особенности постановки диагнозов;
  • характерные черты течения болезней;
  • информация об актуальных препаратах для лечения тех или иных отклонений в организме и пр.

Сведения, содержащиеся в историях болезней, обусловили развитие систематического подхода в лечении многих заболеваний и учета разнообразных факторов, которые провоцировали отклонения.

Кроме того, Мудров вел очень активную просветительскую работу среди своих студентов, призывал их проявлять милосердие и сострадание к пациентам. В начале 19 века Мудров фактически стал самым популярным врачом – практиком в Москве. Он бесплатно лечил больных, старался помочь им лекарствами и всем необходимым, проявлял участие к каждому человеку.

М.Я. Мудров развивал весьма важную область медицины и жизнедеятельности – гигиену. В 1808 году в университете он начал читать курс лекций: «О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапия болезней в лагерях и госпиталях, наиболее бывающих». Ученый подчёркивал тот факт, что гигиеническая наука должна базироваться на достижениях физиологии, химии, физики.

Матвей Яковлевич Мудров был членом центральной комиссии, которая вела активную борьбу с холерой. Он находился в Саратове – эпицентре распространения заболевания, чтобы помогать больным. Предпринятые им меры позволили существенно сократить число заболевших людей, обеспечивать увеличение процента выживаемости.

Система врачебного расспроса, предложенная М.Я. Мудровым, на длительное время стали актуальными методами организации эффективной врачебной помощи пациентам. Он создал «скорбные билеты», которые фактически и стали прообразами актуальной медицинской документации.

Мысль ученого шла по естественно-научному пути и он отводил особенную роль в развитии медицины такой отрасли, как патологическая анатомия. Медик проводил вскрытие умерших самостоятельно в присутствии своих слушателей. Кроме того, ученый пропагандировал идею о профилактике и предотвращении заболеваний. Не последнюю роль в этом процессе он отводил пониманию организма человека, как единой системы. Ученый описывал роль окружающей среды и условий жизни человека в возникновении болезней. Мудров справедливо считал, что залогом успешной борьбы с заболеваниями являются не только лечебные мероприятия, но и гигиеническая обстановка, чистота воздуха, правильное чередование бодрствования и сна.

Известные врачи России

Русские доктора внесли существенный вклад в развитие науки.

Николай Склифосовский написал свыше 70 работ по медицине. В России он первым решился проводить операции по удалению грыж мозга, брюшной полости, кист яичников. Также известен тем, что изобрел новый метод соединения длинных трубчатых костей, который называют «замком Склифосовского». Благодаря авторитету ученого в России стали использовать средства антисептики.

Сергей Боткин получил мировое признание после открытия вируса гепатита «А». Практикующий терапевт также искал средства для борьбы с холерой, тифом и чумой.

Иван Павлов – первый русский ученый, который получил Нобелевскую премию. Физиолог создал собственную иерархию рефлексов. Именно он разделил их на врожденные и приобретенные, а также на условные и безусловные. Иван Павлов внес существенный вклад в познание мозговой деятельности. Ученый также работал над проблемами сна.

Гавриил Илизаров – прославленный ортопед. Его изобретение, известное как аппарат Илизарова, позволяет скреплять раздробленные кости, а также используется для лечения врожденных дефектов костной ткани. Хирург получил несколько десятков наград.

Самые известные женщины-врачи

Долгое время считалось, что медицина – не женское занятие. Этот стереотип в корне изменился только в 20 веке. Но бороться за право освоить профессию врача женщины стали гораздо раньше.

Элизабет Блэквелл стала первой представительницей слабого пола, которая получила медицинское образование. Диплом об окончании колледжа американке вручили в 1849 году. Из-за частичной потери зрения она не смогла стать хирургом, как планировала, но посвятила свою жизнь медицине.

Элизабет Блэквелл основала в Нью-Йорке больницу, где лечили неимущих, в том числе женщин и детей.

Лейла Денмарк прославилась, как самый старый практикующий врач в мире. Диплом она получила в 1918 году по специальности «Педиатр», а вышла на пенсию только в 2001, когда ей исполнилось 103 года. До этого момента Лейла Денмарк продолжала практиковать. Благодаря ее исследованиям была изобретена и запущена в массовое производство вакцина против коклюша.

Гертруда Элайон – известный биохимик из США. За свою жизнь она создала десятки эффективных препаратов. В их числе – медикаменты, которые используют в лечении малярии, герпеса, подагры и лейкемии. Гертруда Элайон получила Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Наталья Бехтерева долгое время занималась исследованием мозга. Нейрофизиолог первой использовала метод долгосрочного вживления электродов в мозг. Под руководством Н. П. Бехтеревой разработали новый раздел нейрохирургии и неврологии. За достижения в сфере медицины нейрофизиолог получила десятки наград.

Михаил Булгаков

Великий писатель врачом стал по семейной традиции. Братья Булгакова были докторами. Один работал в Москве, другой – в Варшаве.

Михаил Булгаков родился в 1891 году в Киеве, в семье доцента духовной академии. В 1909 году окончил гимназию и поступила на медицинский факультет.

Во время Первой мировой войны Михаил Булгаков работал врачом в прифронтовой зоне. Затем его направили в село Никольское, а еще позже в Вязьму. Однажды при проведении операции Булгаков едва не заразился дифтерией. Пришлось применить в профилактических целях сильный препарат, вызвавший аллергию. Чтобы смягчить реакцию на это средство, молодой доктор принял морфий. Совсем скоро наркотический препарат превратил жизнь Булгакова в ад. Излечиться от зависимости ему удалось, но с большим трудом.

В 1918 году Михаил Булгаков вернулся в Киев и здесь уже работал венерологом. В годы Гражданской войны его мобилизовали как военного врача.

В Москве Булгаков впервые побывал в 1917 году. Тогда он гостил у своего дяди, который стал прототипом профессора Преображенского из знаменитой повести. Спустя четыре года Булгаков переехал в столицу навсегда. В это же время он оставил медицинскую практику и занялся литературным творчеством.

Врачебный опыт прозаик отразил в рассказах из сборника «Записки юного врача». Русский писатель последние годы тяжело болел, чтобы снять невыносимую боль, начал снова употреблять морфий. В последние месяцы жизни, полностью ослепший, он диктовал жене заключительные главы романа «Мастер и Маргарита». Умер Михаил Булгаков в 1940 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

А что сейчас?

Сегодня принимать пациентов, ставить диагнозы и назначать лекарства может практически каждый: и тот, кто действительно учился, и тот, кто просто купил диплом соответствующего высшего учебного заведения. Даже те, у кого нет никакого образования, могут стать врачами. За примерами далеко ходить не нужно. Геннадий Малахов, окончивший ПТУ по специальности «Электрослесарь» и Институт физической культуры, несколько лет успешно вел свою передачу о здоровье на центральном телевидении. Он выпустил книги по нетрадиционной медицине, которыми зачитывалась половина России. А вот в СССР подобную программу о здоровом образе жизни вела Юлия Белянчикова — заслуженный врач РСФСР. Женщина закончила Медицинский институт имени И. М. Сеченова по специальности «Лечебное дело» и несколько лет работала в Центральном институте переливания крови.

Физиологические исследования и вклад в развитие медицинского образования

Интересны были также и физиологические исследования ученого. Например, он очень подробно описывал формирование и развитие пульса человека. Его он определял по силе, диаметру артерий, ритму, напряжению. Он выявил два типа пульса:

  • кризисный;
  • симптоматический.

Также ученый достаточно подробно описал около тринадцати видов аритмий.

Мудрова можно назвать медицинский систематиком, поскольку именно он составил классификацию болезней, разделив их на восемь групп. В основу подобной дифференцировки ученый заложил физиологический и патологоанатомический критерий. Так все болезни он делил на:

  • воспаления с лихорадками;
  • ангиозы – заболевания сосудистой системы;
  • лимфозы – отклонения в работе лимфатической системы;
  • неврозы и спланхнозы.

Классификацией болезней, предложенной М.Я. Мудровым, пользовались многие русские врачи, некоторые ее аспекты учитываются и в современной медицине.

Велики заслуги М.Я Мудрова и в области организации обучения медиков. Ученый написал и направил в Москву программу реорганизации обучения, которая основывалась на опыте работы лучших учебных заведений Германии, Австрии. Он пропагандировал идею приближения процесса обучения современных студентов к практике медицины. Несомненной заслугой Мудрова является значительное расширение клинической практики в системе преподавания медицинских наук.

Он ввел разнообразные практические занятия для студентов по патологии и сравнительной анатомии. К концу профессорской деятельности М. Я. Мудрова преподавание практической медицины в Московском университете, действительно, стало клиническим и подкреплённым практикой. Мудров сумел воспитать сотни русских врачей. Под его руководством написано много актуальных научных работ, которые имеют ценности до сих пор.

В кругу коллег ученый пользовался колоссальным авторитетом, его считали честным и прямолинейным человеком. Жизнь ученого трагически оборвалась во время эпидемии холеры.

Фёдор Петрович Гааз (1780 — 1853)

Русский врач немецкого происхождения, известный под именем «святой доктор». С 1806 года состоял в качестве врача на русской службе. В 1809 и 1810 годах совершил путешествия по Кавказу, где изучал минеральные источники (ныне Кавказские Минеральные Воды), исследовал источники в Кисловодске, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках в Ессентуки. Во время войны 1812 года с Наполеоном работал в качестве хирурга в Российской Армии.

Гааз был членом Московского тюремного комитета и главным врачом московских тюрем. Свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Он добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, упразднил в Москве железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь. Также он добился отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов.

Кроме этого Гааз боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, и принимал и снабжал лекарствами бедных больных.

Девиз доктора Гааза: «Спешите делать добро». В честь известного медика названо Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф. П. Гааза».

Об ответственности и трудностях

Как правило, с этой профессией дети определяются заранее, как минимум за несколько лет до окончания школы. Так и дочь моих друзей вот уже несколько лет как решила стать врачом, но родители не одобряют её выбор. Их опасения связаны с распространёнными представлениями об этой профессии: кровь, раны, слишком долгая учёба.

Прежде всего нужно понимать, что глубинный позыв, который толкает человека выбрать эту профессию, — желание помочь. Если кто-то принял для себя такое решение, тем более в школьные годы, — это прекрасно. Большинство школьников представления не имеют, кем быть после получения аттестата. Поэтому, если ваш ребёнок определился и делает какие-то шаги в сторону своей будущей профессии, это нужно всячески поощрять и поддерживать, развивать необходимые качества. Нельзя сказать, что профессия врача сложнее или тяжелее других, но, естественно, человек, который становится на этот путь, должен иметь в виду несколько важных моментов.

Во-первых, врач становится независимым в своём деле значительно позже, чем специалисты других профессий. В обычных ВУЗах человек спустя пять лет обучения может работать наравне с коллегами и быстро подняться по карьерной лестнице. В медицинских высших учебных заведениях процесс обучения действительно долгий. Студент становится врачом не в момент получения диплома, а только спустя годы работы. Институт даёт базу, фундамент, умение работать с информацией. Узкопрофильная подготовка проводится после института и занимает как минимум пять лет (два года ординатуры, три — аспирантуры). И конечно, с учётом того, что врачи несут ответственность за жизнь людей, то первые робкие шаги в профессии жёстко контролируют более опытные наставники

Поэтому в самостоятельное плавание доктор отправляется существенно позже, и это важно понимать

Во-вторых, несмотря на высокую востребованность, профессия врача в среднем оплачивается не очень высоко, хотя доход докторов зависит от многих факторов. Нужно терпение и понимание того, что значительную часть своей жизни будущий врач будет не слишком финансово успешным. Как говорят, хороших врачей не много, а обеспеченных — ещё меньше. Если понимание этих аспектов присутствует, то можно смело поступать в медицинский ВУЗ.

За заслуги в военной медицине

Военные медики – особая каста, их методики, примененные в полевых условиях, накопленный опыт и другие достижения позволили лечить и оперировать пациентов, казавшихся безнадежными, спасти десятки тысяч жизней.

Хирургия сформировалась как направление медицины благодаря Николаю Пирогову во время обороны Севастополя. Он первым начал использовать гипсовые повязки вместо марлевых для гнойных ран. Пирогов первым в мире применил эфирный наркоз во время операции, что в условиях боевых действий повысило эффективность лечения, выживаемость солдат.

Дело Пирогова продолжил его ученик Николай Склифосовский. Его вклад в развитие военно-полевой хирургии – качественная обработка ран с использованием антисептиков. Это серьезно снизило смертность среди солдат.

У великих русских ученых есть последователи и в современной России. Лучшим из них вручают медаль «За заслуги в военной медицине». Она общественная, учреждена Комитетом по общественным наградам и изготавливается за счет спонсорских средств и пожертвований.

Награду вручают военным медикам за огромный личный вклад в спасение советских и российских солдат, восстановление их здоровья.

Описание

Медальон изготовлен из металла серебристого цвета. В центре лицевой стороны – змея, обвивающая чашу. Символ врачевания расположен на светло-зеленом фоне, его обрамляет лавровый венок.

По окружности расположена надпись «За заслуги в военной медицине». Все буквы в ней заглавные, верхнюю и нижнюю части разделяют две небольшие звездочки. Все изображения выпуклые, рельефные.

Оборотная сторона гладкая. В центре в три строки выбито на латыни «Summum bonum medicinae sanitas», что переводится как «Высшее благо медицины – здоровье». Под изречением – лавровая ветка.

Медальон соединен со стандартной пятиугольной колодкой. Она обтянута муаровой лентой белого цвета. По центру – две широкие красные полосы и одна белая. Белую делит на две равных части тонкая вертикальная красная полоска. На оборотной стороне колодки – булавка для крепления к одежде.

Приложение N 3. Положение о республиканском (межобластном) центре детской хирургии

Приложение N 3к приказу Министерстваздравоохранения СССРот 23 марта 1984 года N 320

1. Функции республиканского (межобластного) центра детской хирургии возлагаются на кафедру детской хирургии медицинского института или института усовершенствования врачей. При отсутствии кафедры детской хирургии функции центра возлагаются на детскую городскую областную (республиканскую) больницу, имеющую в своем составе не менее 100 хирургических коек.

2. Территория деятельности межобластного центра детской хирургии определяется Министерством здравоохранения союзной республики.

3. Руководителем центра детской хирургии является заведующий кафедрой детской хирургии. При отсутствии кафедры детской хирургии – руководителем центра детской хирургии является заведующий одним из детских хирургических отделений больницы, выполняющей функции центра.

4. Республиканский (межобластной) центр детской хирургии осуществляет свою работу по плану, утвержденному соответствующими органами здравоохранения (республиканскими, краевыми, областными).

5. Основными задачами республиканского (межобластного) центра детской хирургии является:

5.1. Обеспечение в пределах прикрепленной территории квалифицированной медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями.

5.2. Оказание методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям, расположенным на прикрепленной территории, по вопросам диагностики, лечения и диспансеризации детей с хирургическими заболеваниями.

5.3. Систематическое проведение анализа причин поздней госпитализации и летальности детей с острыми хирургическими заболеваниями.

5.4. Разработка и представление в соответствующие органы здравоохранения предложений о проведении мероприятий, направленных на повышение качества медицинской помощи детям с хирургическими заболеваниями.

5.5. Подготовка и проведение конференций по различным вопросам детской хирургии для врачей лечебно-профилактических учреждений.

6. Руководитель центра детской хирургии ежегодно отчитывается о проведенной работе Министерству здравоохранения союзной, автономной республики, край-облздравотделу.

Начальник Главного управлениялечпрофпомощи детям и матерямИ.И.Гребешева

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:рассылка

Они полностью посвятили жизнь свою борьбе за здоровье ближних, науке, разработкам. Знаменитые врачи России спасли немало жизней и облегчили страдания больных. Кто же они – эти великие русские медики?

Автор тысячи научных работ

В столице он возглавляет клинический научно-практический центр, который в прошлом специализировался исключительно на гастроэнтерологии. Сегодня центр занимается различными врачебными направлениями. Доктор медицинских наук Хатьков Игорь Евгеньевич также руководит кафедрой хирургии в столичном медико-стоматологическом университете. Причем вуз готовит не только зубных врачей, но и является одним из лучших вузов страны, в которых готовят узких специалистов по направлению “Лечебное дело”. К тому же это еще один из старейших медицинских университетов России, совсем недавно отметил свое 90-летие.

Сам Хатьков выходец из саратовской медицинской школы. Диссертацию защитил по теме, связанной с лечением хирургических патологий, а докторскую степень получил за работу по предотвращению осложнений в лапароскопии. Это современный хирургический метод, при котором все операции проводятся через минимально небольшие разрезы. В то время как в хирургической практике врачи привыкли делать разрезы намного больше.

Одному ему принадлежит авторство более тысячи научных работ. С 2014 года серьезно занимается онкологическими проблемами, в связи с тем, что это заболевание стало в последнее время крайне популярно в России.

Николай Склифосовский

Доктор получил известность в песнях и небольших экранных роликах. Но он был врачом. Проводил исследования методов обеззараживания. Антисептики позволили наиболее успешно проводить лечение гнойных ран.

Хирург считал, что чистота и использование асептиков снимает проблемы воспалительных процессов. Использование антисептиков создало предпосылки успешных полостных операций.

Он работал в направлении анестезии. Оказавшись прекрасным специалистом по созданию новых аппаратов, доктор предложил конструкцию, позволяющую поддерживать наркоз длительное время.

Операция может идти по нескольку часов. Склифосовский первый применил для местной анестезии кокаин. Использование наркоза спасало пациентов болевого шока, который мог привести к гибели.

Профилактика по Николаю Семашко

Значительное внимание уделял Николай Семашко профилактике болезней и устранению провоцирующих факторов их возникновения (причем как медицинских, так и социальных). На предприятиях организовывались медицинские кабинеты, которые занимались профилактикой и выявлением профессиональных заболеваний

Особенно следили за такими патологиями, как туберкулез, венерические болезни, алкоголизм

Важной мерой профилактики была вакцинация, которая приняла общенародный характер

В систему медицины СССР естественным образом добавлялись дома отдыха, курорты и санатории, лечения в которых входило в общий терапевтический процесс. Больные направлялись на санаторно-курортное лечение бесплатно, иногда требовалось оплатить только малую часть стоимости путевки.

Николай Склифосовский

Русский профессор, основоположник полостной хирургии. Имя его носит теперь Московский институт скорой помощи.

Сегодня сложно представить медицину без асептики и антисептики. Изучение обеззараживания позволили широко шагнуть в медицине и смело проводить операции на полостных участках – печени, желчном пузыре, щитовидной железе, мочеполовой системе. В течение жизни Склифосовским было написано более семидесяти трудов по хирургии, асептике.

Как последователь Пирогова, он внес огромный вклад в развитие наркоза. До него во время операции анестезия давалась лишь на короткий срок. Ученый разработал аппарат, который поддерживал наркоз на всем протяжении операции. Впервые Склифосовским было проведено обезболивание раствором кокаина.

Во время войн Русско-турецкой, Франко-прусской, Австро-прусской работал хирургом, спас сотни раненых.

Комментировать
0