fbpx
No Image

Возникновение запорожского казачества

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Теории и гипотезы

Существует несколько теорий о происхождении казачества. Первая, самая романтическая, возникла в XVIII веке, по всей видимости, в среде казацкой старшины. Она гласит, что казаки — прямые потомки хазар, создавших некогда могущественный Хазарский каганат. В основе такого взгляда лежала схожесть названий «козаки» и «козары». 

В научной среде эта теория не закрепилась, но она наглядно показывает стремление казаков выставить себя отдельным сословием, не имеющим ничего общего с украинским крестьянством. Вторая теория, популярная на рубеже XIX и XX веков, также подчёркивает обособленность украинских казаков и выводит их происхождение от бродников или берладников — этнически смешанного населения причерноморских и приазовских степей, жившего преимущественно в низовьях Днестра, Днепра и Дона.

Запорожские казаки на цветной литографии Александра Ригельмана.

Примерно в это же время появилась и теория «уходничества», согласно которой определённые категории населения приграничных со степью районов летом уходили на юг на сезонные промыслы. Объединившись в ватаги, они занимались преимущественно охотой и рыболовством. В советское время эта теория была дополнена необходимым социалистическим оттенком: теперь на юг уходили исключительно разорившиеся крестьяне, спасавшиеся от непосильных налогов, введённых панами-феодалами. 

Однако не очень понятно, как бедный забитый крестьянин, оказавшись за Днепровскими порогами, словно по мановению волшебной палочки сразу же превращался в украинского Джона Рэмбо. Современные исследователи отмечают малоподвижность украинских крестьян, привязанных к земле вплоть до конца XVI века. Получается, что они не могли служить базой для создания казачества. Кто же тогда мог?

Откуда пошли Казаковы?

Помимо имен личных у тюрок есть также родо-племенные, особенно необходимые в условиях кочевого общества. Каждая структурная единица такого общества имела свое особое название: имена родов, родовых объединений, племен, племенных союзов и даже отдельных поколений, если они по каким-либо причинам выделялись из состава рода. С переходом к оседлости многие подобные имена забылись. Но и сейчас старшее поколение знает их. Выведенный А. Н. Островским в весенней сказке «Снегурочка»

Родо-племенное название Берен до сих пор встречается у кыргызов.

Среди полученных мною писем о происхождении фамилий встретилось несколько, в которых люди интересовались фамилиями, образованными от тюркских родо-племенных названий. Это: Джавага — у киргизов сохраняется родо-племенное подразделение Джавагы.

По-видимому, к родо-племенному названию восходит и фамилия Ходжаев. Подразделение Ходжа было у казахов Букеевской орды, киргизов, узбеков, туркмен. Возможно, фамилия Сугак также тюркского происхождения. Было средневековое тюркское племя сугдак. При переходе из одного языка в другой сочетание гд могло упроститься. Фамилия Тохтамышев также тюркского происхождения. Родо-племенное подразделение Тохтамыш было у закубанских ногайцев и сохраняется у кыргызов и туркмен.

Дмитрий Голицын

Если изучать и дальше сборник «Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи», то мы увидим и другие удивительные вещи. Так, князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых.

Дворяне Дашковы — тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)… О каждом роде желателен отдельный разговор — много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый, а о том, что он тюрок, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род.

Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. «В знак подданства,— записано в их родословной,— отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре».

Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы… Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Багыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы …

Сравните: Казак Скрипицын, послух, XV в.; Казак Захаров, стародубский крестьянин, 1539 г.; Иванко Казак, крестьянин Лосского погоста, 1539 г.; Казак, холоп в Холмском погосте, 1495 г.

Алексей Мусин-Пушкин

Слово «казак» тюркского происхождения. Его первоначальное значение «отделившийся от своего рода». В русских грамотах слово «казак» встречается с 1395 года. Уже в то время казаки представляли собой воинское сословие, обязанное служить по вызову на своих конях, в своей одежде, со своим оружием. Впоследствии формируется Донское и Запорожское казачество, принадлежность к которому давала человеку ряд привилегий.

Копыловы, Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, «мужчина роста великого и воин храбрый»). Барановы… В их родословной записано так: «Предок рода Барановых — мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма».

Карауловы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).

Прижились не все

Российские власти всегда старались отвечать на духовные запросы мусульман-казаков. Для них, к примеру, строились мечети. В соответствии с российским законодательством для создания одного прихода требовалось наличие не менее 200 мусульман мужского пола. По данным за 1853 год, казаки-магометане имели возможность посещать 114 мечетей, в которых служили 169 духовных лиц.

В последние дни царствования Николая I был подготовлен специальный документ «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия», законодательно регулировавший религиозный быт казаков-мусульман. Согласно данным «Правила», на февраль 1855 года в штате Донского, Черноморского, Кавказского, Уральского, Оренбургского, Сибирского казачьих войск и Тобольского конного казачьего полка состояли 18 599 мусульман. Следует признать, что властям было непросто контролировать уклад жизни воинов- мусульман. Особенно сложная ситуация сложилась в годы Крымской войны (1853-1856 гг.), где главным противником России была мусульманская Турция.

В 1860 году был зафиксирован случай, когда татары-казаки подали на имя наказного атамана Хомутова прошение отпустить их в Турцию. Хомутов внимательно отнесся к прошению и велел войсковым старшинам провести своеобразный опрос, по результатам которого выяснилось, что одной из основных проблем для казаков-магометан была невозможность вступать в брак с женщинами-христианками, а при недостатке женщин их роду грозило истребление. Разрешение на эмиграцию было дано, однако далеко не все мусульмане решились оставить свои курени.

Менталитет, культура и традиции

Казаки отличаются своенравием, воинственностью. Из-за чрезмерной гордости они регулярно становились участниками стычек с соседними поселениями, которые не относились к их народности. Зато эти качества чрезмерно ценились в боевых действиях, поэтому не попрекались, а приветствовались.

Девушки также имели сильный характер, они умело вели домашнее хозяйство в одиночку, ведь мужичины большую часть времени проводили на войне. Казаки в основном разговаривают на русском языке, но со своими особенностями, связанными с заимствованием из соседних наречий.

Существует мнение, что главное оружие казацких воинов – сабля. Это не совсем верное утверждение. Да, казаки использовали шашку (особенно черкесы), но, например, черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Также каждый мужчин имел при себе кинжал.

К шпагам казаки относились стрепетом, держали в идеальном состоянии и помешали в красивые ножны, декорированные драгоценностями. Казачьи ритуалы практически идентичны с российскими, но слегка специфичны ввиду особого образа жизни. Например, в процессе похорон за гробом следовал конь и только потом родственники погибшего. Вдова под иконами клала шапку покойного супруга.

С повышений серьезностью относились к проводам на войну и встрече с неё. Однако самым пышным торжеством считалась свадьба. Мероприятие состояло из нескольких этапов: сначала устраивали смотрины, затем проводили сватовство, праздник в доме девушки, венчание в церкви. Заканчивалось многоходовое действием торжеством в избе новобрачного.

На свадьбе гремели национальные песни, надевались красивые наряды. Мужчина брал с собой оружие, девушка выбирала яркие вещи. Отличительной чертой невесты являлась непокрытая голова (у крестьянок подобное недопустимо). Платок слегка маскировал пучок волос, сформированный на затылке.

Казачьи войска на государевой службе

История и происхождение Донского казачества.Типы Донских казаков и особенности их говора.

Так, отмечал историк В. Д. Сухорукое, «называлось всякое общество казаков в деревянных избах или землянках, имевшее своего атамана» . И поныне многие донские населенные пункты называются станицами. В дальнейшем от станиц стали отпочковываться хутора, основывавшиеся вдали от станиц в степи или в местах охоты и разведения скота.

Хуторяне считались жителями определенной станицы, которой и подчинялись «по внутреннему управлению».

Казачьи городки стали появляться на донской земле в середине XVI в. Это мы знаем из грамоты ногайского князя Юсуфа, который в 1549 г. писал московскому царю Ивану IV Грозному про разбои донских казаков во главе с атаманом Сары-Азманом, которые «… на Дону в 3-х и 4-х местах городки поделали». Где же располагались первые казачьи городки? «Старинные иностранные карты и другие исторические данные, — пишет Ис.

Ф. Быкадоров, — дают возможность сделать вывод, что этими казачьими городками… были: Атаманский городок, близь устья р. Аксай; г. Красный Яр, верстах в 10 — 15 выше по р. Аксай… и Раздоры Нижние в 15 верстах от Атаманского вверх по Дону, считая от устья реки Аксай. Последнее название ведет к заключению, что в то время уже существовали на Дону и Раздоры Верхние (Донецкие) в устье западного рукава Северского Донца». Атаманский городок и Красный Яр к 1569 г.

были разрушены турками. На месте первого долгое время был разменный пункт, где казаки обменивались с турками и татарами пленными; здесь же встречали турецких послов, едущих в Москву, и провожали московских, следовавших в Крым или Константинополь.

В 1570 — 1572 гг. на Дону появилось еще несколько городков. В документах 1593 г. упоминаются четыре новых казачьих городка, поставленные «близко Азова, на Манычи, да в Черкасской и в Раздорах»: Раздорский (ныне станица Раздорская на Дону), Манычский, Черкасский (ныне станица Старочеркасская) и Монастырский (теперь там мемориальный комплекс «Монастырское урочище»).

Устройство городков в ту пору было делом свободным. «Возможно, — писал по этому поводу донской историк XIX в. X. И. Попов, — что какой-либо наиболее удалой и энергичный казак или товарищество таких казаков во время своей молодежной «гульбы» встречало место, на котором с удобствами можно было «всякий промысел чинить». Это обстоятельство давало им мысль… устроить на этом месте свой стан.

Таким образом … устраивался городок».

Казачьи городки были обнесены двойными плетнями или бревенчатыми стенами, пространство между которыми плотно забивалось землей. Наружную сторону обвешивали острыми колючками старой акации.

На стенах стояли небольшие пушчонки, готовые встретить врага. Внутри располагались землянки и бревенчатые избы, называвшиеся куренями, в которых и жили казаки. Городок окружали надежные пикеты и разъезды, направляемые во все стороны, поэтому нападение врага почти никогда не являлось для донцов неожиданным.

Памятуя о захватнических планах турок и татар, казаки даже в мирное время скрывали местонахождение своих городков. Крымских и турецких послов, следовавших через Дон в Москву.

Как посвящали в казаки донские

Казаки-басурмане и казаки-татары

Крупнейшие казачьи войска России

К концу семнадцатого века казацкие объединения начали формироваться в организованные отряды, которые впоследствии считали элитой российской армии. Данный процесс длился до девятнадцатого века, система была разрушена Великой Октябрьской революцией и последовавшей за ней Гражданской войной.

В те времена все представители казачества разделились на несколько крупных войск:

Донское. Их появление датируется 1671 годом, окончательное преобразование провел Петр Великий. Он же запретил выбирать атамана, разработав собственную иерархию

В итоге Империя получила пусть не организованное, но отважное войско для защиты южной и восточной границы;

Хоперские казаки. Отличались высокой хозяйственностью, занимались разведением скота, пахали землю. В 1786 году ими усилили Кавказскую линию, насильно переселив людей в эти места. Тогда же их численность пополнилось на сто сорок пять семейств за счёт присоединения персов и калмыков.

Хлыновские. В десятом веке на речке Вятка был возведен город Хлынов, который стремительно развивался и постепенно стал центром большого региона. Поскольку населенный пункт находился далеко от столицы, вятичи создали собственное самоуправление. С пятнадцатого века они начали серьезно досаждать соседним поселениям. Безобразие прекратил Иван Третий. Лидеров казнили, знать распределили в Подмосковье, остальных перевели в холопы;

Мещерские. Единственные представители казацких войск неславянского происхождения. Изначально они обитали в Мещерской Украине. Специализировались на разведение скота и грабеже соседей. С четырнадцатого века находились на службе у русских царей. В Смутное время поддержали самозванцев, за что и были изгнаны из страны;

Северские. Потомки восточнославянских племен. Их с удовольствием принимали на воинскую службу, поскольку казаки были закалены в многочисленных битвах. За участие в восстании под предводительством Болотникова северные земли колонизировали, основная часть жителей перешли в разряд крестьян.

  • Волжские. Это хлыновцы, поселившиеся на Волге. Также занимались разбоем, русским царям не удалось взять их под контроль. Именно здесь появился на свет Ермак, который впоследствии покорял Сибирь;
  • Кубанские. По завершении русско-турецкой войны потребовалось заселить новые территории и найти применение запорожцам, отличавшимся буйным нравом. Изначально их отправили в Тамань, затем отдали и Кубань. Переселение поражало воображение, примерно двадцать пять тысяч человек перебрались на новое место.

Беглые крестьяне или сильные войска

Как на Руси появились казаки?

Отдельное государство

Казаки старались извлекать из этого прямую материальную выгоду. Представляя себя как защитников южных рубежей Московского государства, они требовали от царя регулярного жалованья оружием, порохом и деньгами. Для царей же был важен этот «санитарный кордон», предохранявший Россию от непосредственного соприкосновения с могучими южными соседями – Турцией и Персией.

Правда, иной раз донские казаки своей самостоятельностью приносили Москве немало внешнеполитических хлопот. Своими частыми набегами на Азов они сталкивали Россию с Турцией. Султанские министры жаловались московским послам: «Донских казаков каждый год наши люди побивают многих, а всё их не убывает… Если б прибылых людей на Дон с Руси не было, то мы давно бы уже управились с козаками».

Москва неизменно отвечала на это Турции: «Хотя бы турские люди донских козаков до одного человека побили, то наш великий государь вашему за то не постоит. Наш великий государь сам о том помышляет, чтоб козаков на Дону не было».

Этапы развития донского казачества

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

15-17 вв.

Рязанские казаки упоминаются в 1444 году как защитники Переславль-Залесского против частей Золотой Орды и в письме Ивана III Руси с 1502 года. После падения Золотой Орды в 1480 году территория вокруг Дона была поделена между крымскими. западная сторона и ногайская восточная сторона. На их границе с 14-го века обширная степная зона Дона была населена теми людьми, которые не были удовлетворены существующим общественным порядком, теми, кто не признавал власть землевладельцев, сбежавшими крепостными, теми, кто жаждал свободы. Со временем они превратились в единое сообщество и стали называться «казаками». Сначала основным занятием этих небольших вооруженных отрядов была охота и рыболовство, а также постоянная борьба с турками и нападающими на них татарами. Только позже они начали расселяться и работать на суше.

Первые вожди

О первых казацких вождях практически ничего неизвестно. В летописях и документах фигурируют исключительно имена литовских приграничных старост и воевод. Сложно сказать, какую роль они сыграли в становлении казачества. С уверенностью можно утверждать лишь то, что они не были исключительно казачьими руководителями, но часто использовали казаков в борьбе против крымских татар или в других прибыльных делах. 

Одним из первых пограничных администраторов, чьё имя оказалось связано с казаками, был киевский воевода Юрий Пац — именно его люди ограбили московских купцов. Получил ли воевода какую-либо часть добычи, неизвестно. 

Возможно, налёт на караван случился даже без его ведома. Сохранились некоторые имена участников этой акции: Богдан, Голубець, Васько Жила. Более известен современник Паца, черкасский наместник князь Богдан Глинский. 

В 1493 году он совершил поход в низовья Днепра («на Низ») и разграбил недавно основанную татарами крепость Очаков. Хан Менгли-Гирей в переписке с московским царём сообщал, что основу войска Глинского составляли «казаки черкасские». Их добычей стали «30 тысяч алтын», а из 64 ханских людей, находившихся в крепости, часть изрубили, а часть забрали в плен. 

Михаил Грушевский допускал, что ряд казачьих походов в степь конца 1480-х — первой половины 1490-х годов напрямую связан с деятельностью Б. Глинского, но подтвердить этот факт в наше время невозможно.

Казаки на отдыхе. Художник Людвиг Гедлек.

Документы указывают, что среди солдат, находившихся на службе у князя Дмитрия Путятича, преемника Паца на посту киевского воеводы, уже официально числились казаки. Именно у них во время обыска, проводимого черкасским старостой Семёном (Сенько) Полозовичем по требованию великого князя литовского Александра, нашли награбленное татарское добро. Полозович, пожалуй, является первым действительным претендентом на звание «организатора украинского казачества». 

Мартин Бельский назвал его «Полоз Русак, славный казак». В 1508 и 1511 годах С. Полозович нанёс поражение татарам. Вероятно, он был участником нескольких степных походов, и не случайно, что, когда власти ВКЛ впервые задумались о принятии казаков на официальную пограничную службу, то вопрос был поручен Семёну Полозовичу. Планировалось принять на службу от 1 000 до 2 000 казаков. Совместно с чернобыльским старостой Криштофом Кмитичем в 1524 году Полозович навербовал казаков, с которыми совершил поход под Тавань и в течение недели контролировал переправу через Днепр. 

Татарское войско в это время возвращалось из набега на польские земли и оказалось в странной ситуации: почти вернулись домой, а в дом попасть не могут. Если бы войска, собранные королём Сигизмундом для отражения татар, отправились за ними в степь, то тем было бы не избежать погрома. Однако, не догнав в пределах коронных земель врага, шляхта повернула домой. Казаки же, продемонстрировав свою силу, ушли на украинское порубежье. 

Тюркские наследники

Распад Золотой Орды вызвал интенсивное брожение народов, которые кочевали с места на место в поисках наиболее надежного пристанища. Среди них были и те, кого принято считать предтечей казачества – бродники, ногайцы, черкасы, торки.

В 1492 году крымский хан Менгли  I Гирей сообщал Ивану III, что его войско, возвращавшееся из-под Киева с богатой добычей, было атаковано «ордынскими казаками». Об «ордынских» или «азовских» казаках повествуют многие летописи эпохи Ивана III. Например, в донесении послов пограничных воевод великому князю читаем: «Поле не чисто от азовских казаков». При этом татарские казаки, как русские и малороссийские, хоть и поступали на государеву службу,  однако никакой власти над собой не желали.

О тюркском происхождении казачества могут свидетельствовать такие имена атаманов, как Кара Бука, Бакай–ага, Джарлы-ага, Бакай-ата . Было немало казаков с татарскими корнями и в отряде атамана Ермака – Окул (на тюркском означает «посажёный отец») или Корчига  ( «ястреб-тетеревятник»). Напомним, что казак Мамай, имеющий явно тюркскую родословную, считался олицетворением запорожского казачества.

Однако многие тюрки после вступления в казаки принимали православие и брали русские имена. В архивах Уральского и Оренбургского войск есть сведения, что казаки при крещении указывали свое происхождение, например, «происхожу из рода кипчак», или тама, или алим, или «из рода ногайских мурз». Приток казаков из рода чингизидов (прямых потомков Чингисхана) и казахских племен наблюдался в XVI-XVIII вв. Наиболее грамотные из них  повышали свое образование в учебных заведениях Москвы.

Академик Иван Миллер считал, что слово «казак» – это самоназвание группы тюркских племен, представителей которой называли  киргиз-кайсаками.  «Мы одного корня с киргиз-кайсаками, они состоят в родственной связи со всем казацким миром», – указывал потомственный казак генерал Исаак Бакадоров.

С прицелом на будущее

Казаки-мусульмане и сегодня довольно распространенное явление. Так, в Пермской области в 2004-2005 годах была сформирована первая в России мусульманская казачья сотня. Муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин тогда подписал соглашение с Прикамским отдельным казачьим округом. «Мы хотим показать пример того, как можно служить Отечеству, не нарушая духовных традиций своих предков», – заявил муфтий. Ничто не может помешать казакам-мусульманам совершать намазы и готовить халяльную еду, а в период Рамадана держать пост. Они, как и прочие казаки, регулярно организовывают летние подростковые лагеря и ведут воспитательно-патриотическую работу с подрастающим поколением, помогают правоохранительным органам обеспечивать порядок, в частности, борются с распространением наркомании.

В декабре 2005 года Оренбургское городское казачье общество в канун своей 14-й годовщины пополнилось еще одной организацией – хуторским казачьим обществом «Яицкое», главой которого был избран Наиль Якупов.  Особенностью «Яицкого» является то, что его состав включает равное количество казаков-христиан и -мусульман.

Расказачивание во времена Российской Империи

После того как восстание за свободу в семнадцатом веке закончилось поражением, началась смута и военная мощь казачества была существенно подорвана. Также вольный народ лишился поддержки Российской Империи, после того как в битве под Полтавой перешел на шведскую сторону. Казачью армию в том сражении возглавил Иван Мазепа.

В результате череды неудачных событий в восемнадцатом веке активируется процесс расказачивания, он достигает своего пика во времена правления Екатерины Второй. В 1775 году произведена ликвидация Запорожской Сечи.

Перед казачеством встал выбор: вести крестьянский образ жизни или вступить в гусарские, драгунские полки. Многие предпочли остановиться на втором варианте.

Однако существенная часть представителей казачества (примерно двенадцать тысяч человек) отказалась от предложения Империи. Для сохранности в целостности границ государства и каким-то образом узаконить остатки казацких войск, по решению Александра Суворова в 1790 году был сформирован Черноморский отряд, куда вошли те, кто отказался от жизни в качестве крестьян или гусар.

Казаки — национальность или?

Казаков хоть и называли ВОЙСКОВЫМ (а не военным) СОСЛОВИЕМ, но были в казачьей среде и отнюдь не военные люди, которые относились к другим имевшимся в Российской империи сословиям.

Были среди казаков и дворяне (все казачьи офицеры и чиновники), купцы (торговые казаки), духовенство (священнослужители разного уровня). А собственно казаки как таковые, жившие в донских станицах и хуторах, да в немногих донских городах, по роду своих повседневных занятий соответственно могут быть соотнесены с крестьянами среднерусских сёл и деревень и с мещанами уездных городов.

Небезызвестный донской писатель Фёдор Крюков, например, был учителем словесности и перемещался по службе в гимназии различных среднерусских городов.

Он имел чин надворного советника (что соответствовало подполковнику), то есть был дворянином и получал соответствующее этому чину казённое жалованье.

Но на Дону у него был выделяемый станицей, к которой он был приписан, земельный пай, который сдавался станичным обществом в аренду, а получаемая за него арендная плата пересылалась владельцу этого земельного надела.

Приписка же к войсковому сословию в этот период была весьма затруднена. Ведь это было связано с наделением каждого претендента паем земли из войскового запаса, который был небезграничен.

Достаточно сказать, что офицеры-неказаки, служившие преподавателями в Донском кадетском корпусе и в Новочеркасском казачьем военном училище, могли получить такое право лишь после пяти лет службы в них. Но вот всем известный генерал Мамантов, когда он ещё командовал казачьим полком, в котором проходили службу казаки нескольких казачьих станиц (1-го Донского округа) за свою отеческую заботу о них стал почётным казаком сразу двух донских станиц.

Но во всех дореволюционных документах слово «казак» фигурировало лишь в отношении рядовых казаков.

Те же из них, которые имели унтер-офицерское звание, либо военный (офицерский) или статский (чиновничий) чин, казаками уже не назывались, а именовались лишь в соответствии с имевшимся у них званием либо чином. А члены их семьи упоминались исключительно как жёны, сыновья и дочери носителей этих званий либо чинов.

Вот пример одного из таких документов.

Какой-то одной национальностью казаков считать нельзя по той простой причине, что были они смесью самых различных наций и народностей. Это можно проследить хотя бы по носителям таких фамилий, как Греков, Литвинов, Поляков, Хохлов, Черкасов, Калмыков, Татаринов, Мещеряков (из мещерских татар), Жидков, Юдин, Грузинов, Турчанинов, Персианов….

А вот предки казака Москаленкова проделали следующий путь. Его далёкий пращур попал на Украину из Московии и был прозван там «москалём».

Его потомки получили фамилию Москаленко. Затем кто-то из потомков как-то попал на Дон и тут был причислен к войсковому сословию (в 1805 году, например, было такое многочисленное причисление для поселения вдоль ведшего на Кавказ тракта с целью его охраны).

А войсковой писарь, в соответствии с требованиями того времени, добавил в конце его украинской фамилии букву «в».

И получился в итоге донской казак Москаленков.

В метрических книгах дореволюционной России не было графы «Национальность».
Там была лишь графа, в которой указывались звание и вероисповедание родителей.
Если у отца было звание рядового казака, то сын его до совершеннолетия звался
сыном казака такого-то такой-то станицы.

Если же отец был урядником, то его сын звался
уже не сыном казака, а сыном урядника. И так далее — в соответствии с имевшимися
у их отцов унтер-офицерскими званиями либо классными чинами офицеров и чиновников.

Так что казаки – это исторически сложившаяся общность вольных поселенцев из числа наиболее вольнолюбивых и отважных представителей самых разнообразных наций и народностей.

Разумеется, что собирались они не на пустом месте, так как народонаселение в таком благодатном крае, как Дон, было всегда.

Попытки подчинить казачество

1569 год ознаменовался формированием нового литовско-польского государства под названием Речь Посполитая. Данный союз был выгоден для обоих сторон, а вот вольные казаки совсем не вписывались в «планы». Поскольку их действия на границах нового государства противоречили интересам Речи Посполитой.

Безусловно, укрепления, которые возводили казаки были надежной защитой от набегов татар. Но привыкший в воле народ был неконтролируемым и не считался с авторитетом короны.

По этой причине в 1572 году по указу правителя нового государства Сигизмунда Второго Августа выпущен универсал. Согласно ему, был регламентирован наём трехсот казаков для службы на благо Речи Посполитой.

Ряд представителей вольной народности внесли в специальный реестр, поэтому их в дальнейшем именовали «реестровые казаки». Данные подразделения всегда должны были находиться в полной боевой готовности, чтобы молниеносно отреагировать на попытки татар штурмовать государство. Также в их обязанности входило подавлять бунтующих крестьян.

Комментировать
0