No Image

Самые яркие моменты биографии и личной жизни фаины раневской

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Благополучное еврейское детство

Биография и личная жизнь Раневской Фаины Георгиевны была насыщена множеством событий. Родилась, тогда еще Фанни Гиршевна Фельдман в семье богатого еврея в Таганроге в 1896 году.

У них был собственный дом, а кроме Фанни у Фельдманов родилось еще трое детей – три брата (один из которых умер еще младенцем) и сестра Белла. Семья Фельдманов была патриархальной. Мать Фанни занималась только воспитанием детей, а отец содержал фабрику, торговал нефтяным сырьем, имел магазин, много недвижимости и даже приобрел в собственность пароход.

Однако, будущая актриса не чувствовала себя счастливой в детские годы, так как страдала от заикания. Фанни была скромной, застенчивой и очень одинокой девочкой. Настолько, что попросила перевести себя из школы для девочек на домашнее обучение, так как очень страдала в обществе своих более здоровых сверстниц.

Домашнее обучение скоро дало свои первые плоды, и Фанни, не любившая учиться, получила отличное образование: она научилась петь, играть на фортепиано, знала несколько иностранных языков и даже стала запоем читать про себя и вслух, полностью забывая о своем речевом дефекте.

В возрасте 10 лет Фанни вдруг обратила внимание на кинематограф и театр. Самый большой отпечаток на судьбу будущей легенды театральной сцены наложил увиденный в этом возрасте спектакль по пьесе А

П. Чехова «Вишневый сад». Фанни сразу решила для себя стать актрисой.

Причем именно театральной, так как это искусство захватило полностью юную девушку.

Это интересно! Даже впоследствии, будучи уже немолодой и достаточно известной актрисой, Фаина Раневская говорила о своих работах в кино с некоторым презрением: «Деньги кончились, а позор остался». Однако, массовый зритель помнит именно ее яркие эпизодические кинороли, например, в фильме «Подкидыш», где Фаина сыграла очень эксцентричную мамашу.

После того как Фанни определилась с профессией, она успешно сдала экзамены экстерном и начала заниматься в театральной студии. Семейство Фельдманов встретило эту новость сухо, если не сказать враждебно. Именно поэтому Фанни в 1915 году уехала покорять театральную Москву.

Личная жизнь и семья актрисы

Про Фаину Раневскую и её мужчин ходило немало слухов, но общеизвестен факт того, что замужем талантливая актриса не была. Ей довелось прожить одинокую, печальную жизнь. Муж и дети – всё это осталось для Фанни незнакомым. Известно, что в юности она влюбилась в коллегу. Поначалу чувства казались взаимными, но однажды мужчина проявил худшую сторону: он пришёл в гости к Фанни с подружкой. Более того, мужчина попросил хозяйку квартиры оставить гостей наедине. Впоследствии некоторое время даже ходили слухи о том, что актриса лесбиянка и поэтому избегает отношений с представителями противоположного пола. Причиной, однако, была несчастная любовь.

Есть и другая сторона частной жизни актрисы, не связанная с её ориентацией. Фанни довелось познакомиться с замечательными людьми. Они стали её верными друзьями на всю жизнь. Фая близко дружила с Мариной Цветаевой, много общалась с Павлой Вульф, имела близкие отношения с Анной Ахматовой. Другом Раневской был Александр Таиров. Судьба сложилась так, что Фанни сошлась с Яковом Сегелем. Все друзья отмечали остроумие девушки.

Хотя награды и звания, которыми удостоена Фаина, многочисленны, она всю жизнь верила в своё несовершенство. Знакомые считали её неуверенной, недовольной собой женщиной. Кроме того, как говорила сама звезда, её любовь никогда не находила взаимности.

Известно, что в 47-м, когда актриса путешествовала в Тбилиси, ей довелось познакомиться с Фёдором Толбухиным. Современники говорили о близких отношениях, удивительном счастье Фанни. Двумя годами позднее мужчина внезапно скончался. Возможно, именно в этом секрет того, почему на вопрос «была ли замужем Раневская» ответ отрицательный.

Позднее заговорили о влюблённости в Георга Отса, но сама Фая категорически опровергла все слухи.

В 60-е годы сестра Фаины Раневской Изабелла, ставшая вдовой, перебралась жить к близкой родственнице. 4 года спустя Белла скончалась. До последнего дня о Фае заботилась Марина Неёлова. Ещё одним её верным спутником был пёс, дворняжка по кличке Мальчик. Его скульптурой украсили захоронение актрисы.

Места памяти


Есть множество мест, которые могут посетить поклонники творчества Фаины Раневской. Среди них:

  • Родной дом Раневской в Таганроге. В нем сейчас установлены памятник и мемориальная доска. В скором времени в этом доме собираются учредить музей, посвященный актрисе. Местные жители каждый год в августе собираются возле дома Раневской, чтобы почтить её память, гуляют по городу, делясь воспоминаниями и знаменитыми цитатами. Сейчас в квартире сохранилось большинство вещей, интерьер и некоторые предметы мебели.
  • Несколько театров, в которых актриса работала на протяжении всей своей жизни. Наиболее значимым из них является Государственный Академический театр имени Моссовета.
  • Новое Донское кладбище, где похоронены Фаина Раневская и её сестра.

Фаина Георгиевна Раневская была необычайно скромным человеком. Несмотря на свою обеспеченность по тем временам, она всегда относилась к деньгам небрежно.

Раневская поразительно хорошо разбиралась в людях, но в то же время была необычайно наивна в общении с близкими людьми. Её любили и ненавидели, но к Раневской нельзя было остаться равнодушным.
Раневская часто подчеркивала, что она не выразила до конца всего, что хотела сказать. Она разочаровалась в людях и в мире. Её подруга, Павла Вульф, сожалела о том, что актриса выросла порядочным человеком, и, возможно, из-за этого не смогла построить своего счастья.

Чувство стыда за собственные мемуары

В течение трех лет Фаина занималась написанием книги мемуаров, за которую ей пообещали заплатить неплохую сумму денег. Даже согласились выдать аванс, который она потратила на покупку зимнего пальто. Работа над книгой была кропотливой, актриса по крупицам собирала собственные воспоминания, располагая их в порядке хронологии.

И вот, Раневская уже пришла к финишу, вдруг решила уничтожить свой трехлетний труд! Причиной стало то, что актрисе стало стыдно за обнажение собственной жизни перед миллионами людей. Она даже сказала, что эти мемуары — это как поход в баню, где на нее голую с не очень удачно сложенной фигурой смотрит множество людей.

После уничтожения рукописи Фаине пришлось в течение нескольких месяцев копить деньги, чтобы вернуть аванс, выданный ей издательством.

Позднее Раневская все-таки усомнилась, правильно ли она поступила со своей книгой. А ее подруга Маргарита Алигер и вовсе была расстроена ее решением и заставила ее пообещать восстановить рукопись. Фаина постаралась сдержать слово, только уже не стала распределять по хронологии, просто записывала все подряд, что вспоминалось. Сейчас ее записи хранятся в Государственном архиве литературы и искусства.

Дети Фаины Раневской

Дети Фаины Раневской на свет никогда не рождались, поэтому свою фамилию и талант передать женщине было некому. Самое интересное, что своим ребенком она считала любимую дворняжку по кличке Мальчик. Собаку знаменитая актриса подобрала на улице, только ей она доверяла все тайны и считала самым дорогим существом.

При этом Раневская иногда признавалась, что все отдала бы за рождение малыша, поэтому страстно любила чужих детишек, считая их своими внуками. Одним из них был внук актрисы и близкой подруги Фаины Павлы Вульф, который часто дает интервью о своей бабушке.

Маленького Лешу актриса сама принесла из роддома, поскольку его мама Ирина была слаба после родов, а настоящая бабушка ухаживала за ней. При этом она боялась уронить новорожденного и, когда несла его домой, то почти не дышала.

С легкой руки мальчика Раневскую дали прозвище Фуфа, которое он повторял, когда увидел, что комната загорелась от непотушенной сигареты. Только Фаина могла понимать детский лепет Леши, она читала ему стихи и переодевалась в страшного мужика, чтобы мальчик не капризничал.

Парень вырос и стал работать в Афганистане по контракту, а его «бабушка» постоянно присылала ему полные тоски письма и открытки, которые подписывала просто «твоя Фуфа».

Еще одним «сыном» актрисы стал молодой журналист Глеб Скороходов, который фактически предал ее, поскольку записал все, что Раневская не лестно всегда говорила о коллегах, и решил написать книгу. При этом рукопись попала к Фаине, и она отказалась ее возвращать, вызвав милицию.

Лучшие фильмы с участием Фаины Раневской

Мечта

С Михаилом Роммом актриса сотрудничала неоднократно. Судьба свела их вновь в 1941 — режиссер пригласил ее на роль Розы Скороход в свой новый проект. Сюжет развивается в небольшом городке в 30-х годах, незадолго до присоединения Западной Украины к России. Небогатая деревенская девушка Галка хочет накопить денег на корову и приданое. Она устраивается на работу в санаторий «Мечта» к хозяйке пани Розе.

С одной стороны, Скороход — циничная и жадная еврейская мещанка, с другой — несчастная женщина, которую мучает одиночество. Дети ее бросили, но она простила и продолжает любить. Картина вышла в разгар Второй Мировой войны, в 1943 году, а съемки закончились за три часа до объявления нападения Германии.

 В образе пани Розы

Весна

В мюзикле Г. Александрова Раневская играла экономку Маргариту. Её фраза «Красота — это страшная сила!» стала крылатой. Любопытно, что персонажа для себя Фаина Георгиевна придумала сама — его не было в первоначальном сценарии. Съемки проходили в Чехии, куда после революции эмигрировали родители Раневской. Так спустя тридцать лет она, хоть и ненадолго, воссоединилась со своей семьей. Не было только отца — он уже скончался. Во время работы над фильмом она сблизилась с Любовью Орловой, исполнительницей главной роли. 

 Картина «Весна»

Осторожно, бабушка!

Одна из немногих центральных ролей актрисы. Она играла Елену Тимофеевну, которая помогает внучке, руководителю строительной компании, в ведении дел. Она вдохновляет своей энергией и энтузиазмом. Эта работа, как и предыдущие, подарила миру очередную цитату Фаины Георгиевны: «Сентиментальность — признак склероза». Картина вошла в топ рейтингов советских фильмов, а Раневская получила титул народной артистки.

 Эпизод с участием актрисы

Золушка

В фильме сказке Евгения Шварца «Золушка» актрисе достался образ Мачехи. Режиссер разрешил менять текст, добавлять что-то от себя — ее поправки всегда приходились к месту. Она умела вытянуть даже самый слабый сценарий. Фаина предъявляла к себе высокие требования, старалась сыграть свой эпизод идеально. За съемки ей заплатили большую сумму, но она почти все деньги раздала коллегам. 

 В образе Мачехи

Легкая жизнь

В сатирической комедии Вениамина Дормана Раневская сыграла спекулянтку Марго, которая зарабатывает на заказах для нелегальной домашней химчистки. Фраза «Здравствуйте! Я ваша тетя. Я буду у вас жить» разлетелась по стране. Это была одна из любимых ролей актрисы — ей нравилось играть преступниц. Ей выделили немного экранного времени, но образ, как всегда, получился харизматичным и колоритным. Она любую эпизодическую роль могла превратить в главную.

 Великолепная Королева Марго в фильме «Легкая жизнь»

Семья, муж и дети Фаины Раневской

Харизматичная актриса, безусловно, привлекала внимание многих мужчин. Но до романа дело не доходило

В дневниках, которые были опубликованы после смерти, женщина говорила про одиночество. Женщина до конца своих дней не смогла найти родственную душу.

 Фаина так никогда и не вышла замуж

Первой любовью девушки стал знаменитый актер Владимир Качалов. Она писала ему открытки с признаниями в чувствах, но никогда не отправляла их. Собирала газетные вырезки, фотографии, не пропускала ни одного выступления в театре. Но великий мастер не ответил наивной и восторженной привязанности поклонницы.

«Уже все ушли, а  я все еще живу» — жаловалась Фаина Фельдман. Эта женщина до конца жизни относилась к себе с самоиронией. Жизнь она считала глупой — в ней присутствовали только театр, кино, сигареты и отвращение ко всему, что её окружало. Единственной любовью этой печальной женщины была подобранный дворовый пес, которому она дала кров и свое чуткое доброе сердце. Она назвала его Мальчик. Она умерла от воспаления легких и ишемической болезни сердца в Московской городской клинической больнице №71, за месяц до 88-го дня рождения.

В память об этой многогранной, несомненно талантливой артистке в 1984 — спустя несколько месяцев после ее кончины — появились мемориальные доски. Их установили на стенах театров, где ей довелось играть: театре Моссовета, в Симферополе и Тюмени, Крымском театре. А летом 2019-го в одном из петербургских парков появилась скульптура Ляли — одного из самых известных персонажей актрисы. На ней увековечена знаменитая цитата “Муля, не нервируй меня!”.
 

Новое Донское кладбище

Новое кладбище у Донского монастыря – это захоронения московской научной и культурной элиты ХХ века, возникшее после заполнения пантеонов Старого кладбища. Здесь покоится прах многих российских политиков, чиновников, офицеров и ученых дореволюционной эпохи (в том числе, могилы первого спикера Российской думы Сергея Муромцева, художника В. Серова, композитора С. Танеева и дочери А. С. Пушкина – Марии Гартунг) и участников Первой мировой войны. По непроверенным данным, в трех братских могилах покоятся жертвы периода сталинских репрессий – белых офицеров Г. Семенова, А. Краснова, А. Шкуро, советских военачальников В. Блюхера, А. Егорова, М. Тухачевского, И. Уборевича, И. Якира, И. Косиора, драматурга Э. Мейерхольда и писателя Т. Бабеля. В современных секторах Нового Донского кладбища похоронены:

  • чекисты и разведчики Рудольф Абель и Павел Судоплатов;
  • поэты и писатели Евгений Долматовский, Ксения Некрасова, Дмитрий Пригов, Валерий Фрид, Игорь Шаферан, Николай Эрдман; 
  • актеры Соломон Михоэлс, Юрий Васильев, Фаина Раневская, Эммануил Геллер, Александр Менакер, Вера Орлова, Клара Румянова;
  • певицы Изабелла Юрьева и Майя Кристаллинская
  • спортивные комментаторы Вадим Синявский и Наум Дымарский.

Роли в театре

«Первый советский театр» в Крыму (1920—1924 гг.)

  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
  • «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
  • «Чайка» А. Чехова — Маша
  • «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
  • «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
  • «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • «Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
  • «Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
  • «Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
  • «На дне» М. Горького — Настя
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
  • «Роман» Э. Шелтон — Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1931 гг.)

  • «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер) — Леди Мильфорд
  • «Бесприданница» (А. Н. Островский) — тётка Карандышева
  • «Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев) — Лаврецкая
  • «Живой труп» (Л. Н. Толстой) — Маша
  • «Свадьба» (А. П. Чехов) — Змеюкина
  • «Юбилей» (А. П. Чехов) — Мерчуткина
  • «Гамлет» (В. Шекспир) — Королева
  • «Ярость» (Е. Г. Яновский) — Председатель колхоза
  • «Чудак» (А. Н. Афиногенов) — Трощина
  • «Любовь Яровая» (К. А. Тренёв) — Дунька
  • «Чудеса в решете» (А. Н. Толстой) — Марго
  • «Мандат» (Н. Р. Эрдман) — Гулячкина

Центральный театр Красной Армии (1935—1939 гг.)

  •  — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
  • 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
  • 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Елизавета Телешева — Васса
  • 1936 — «Слава» В. Гусева — мать
  • «Беззащитное существо» А. Чехова — Щукина

Театра драмы (1943—1949 гг.)

  •  — «Молодая гвардия» A. Фадеева; реж. Николай Охлопков — бабушка Олега Кошевого
  •  — «Лисички» Л. Хелман — Берди
  •  — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
  •  — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева

Театр имени Моссовета (1949—1955 гг., 1963—1984 гг.)

  •  — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
  •  — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
  •  — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
  •  — «Рассказы о Турции» (Н. Хикмета) — старуха Фатьма Нурхан
  •  — «Сомов и другие» (А. М. Горького) — Анна Сомова
  •  — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
  •  — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Этель Сэвидж
  •  — «Дальше — тишина» Вина Дельмара; постановка Анатолия Эфроса — Люси Купер
  •  — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка Сергея Юрского — Филицата

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963 гг.)

  •  — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
  •  — «Деревья умирают стоя» А. Касона — бабушка
  •  — «Мракобесы» А. Н. Толстой — Прасковья Алексеевна

Краткая биография

В 1915 г. поселилась в комнате на Большой Никитской. Деньги на съем жилья Фаине втайне от отца посылала мать. В столице юная провинциалка завела новые знакомства, в числе ее друзей были известные поэты Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Марина Цветаева. Она также встретилась с актером Василием Качаловым, чья игра приводила девушку в восторг. Юная артистка так и не смогла поступить ни в одну театральную школу и некоторое время работала в Малаховском дачном театре, на практике постигая актерское искусство. Устроиться в театр ей помогла опытная актриса Гельцер.
Осенью того же года подписала контракт с труппой мадам Лавровой. Девушке предстояло играть кокеток, петь и танцевать на сцене. Фаина отправилась в Керчь, однако театр не пользовался успехом. Однажды один из актеров труппы сравнил актрису с Раневской, героиней пьесы А. Чехова «Вишневый сад». Девушка очень любила это произведение, поэтому позже выбрала фамилию «Раневская» в качестве своего творческого псевдонима.
В 1916 г. перешла в частную антрепризу Павлы Вульф, талантливой женщины, которая впоследствии стала лучшей подругой и наставницей начинающей артистки.
После Октябрьской революции семья актрисы, боясь раскулачивания и антисемитских настроений, вынуждена была покинуть страну. Все родные молодой женщины поселились в Праге, сама же Фаина осталась в советской России.
В 1918 г. была принята в труппу 1-го Советского театра в Крыму, где в последующие годы сыграла более десяти ролей в постановках пьес А. Чехова, А. Островского и других классиков отечественной литературы. Во время Гражданской войны участвовала в нескольких частных антрепризах.
В 20-е гг. сменила несколько театров, работала в Баку, Архангельске, Смоленске, Сталинграде.
В 1931 г. устроилась в Камерный театр Таирова в столице.
В 1933 г. поступила в Центральный театр Красной Армии.
В 1934 г. дебютировала в кино, сыграв одну из главных ролей в немом фильме Михаила Ромма «Пышка». Актриса редко соглашалась сниматься в кино, считая многие предложения режиссеров позорными.
В 1937 г. получила звание Заслуженной артистки РСФСР.
В 1939 г. блестяще сыграла небольшую, но запоминающуюся роль в комедии «Подкидыш». Фраза «Муля, не нервируй меня!», которую часто повторяла героиня Раневской, особенно понравилась зрителям и стала крылатой. Всю оставшуюся жизнь актриса слышала эти слова от своих поклонников и даже от мальчишек-хулиганов на улице.
В том же году на экраны вышли ещё два фильма с участием Фаины Георгиевны – «Ошибка инженера Кочина» и «Человек в футляре».
В 1941 г. снялась в одной из ключевых ролей в картине «Мечта».
Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Ташкент, но и в эвакуации продолжила выступать на театральных подмостках.
В 1943 г. была принята в труппу Театра драмы.
В том же году озвучила Бабариху в мультфильме «Сказка о царе Салтане».
В 1944 г. пробовалась на роль Ефросиньи Старицкой в новом историческом фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Актриса мечтала сняться в картине знаменитого режиссера и была рада, когда ее утвердили на роль. Однако позже чиновники от мира кино отдали роль Серафиме Бирман. Фаина Георгиевна решила, что это произошло из-за ее национальности. В те времена евреи считались неблагонадежной нацией, им часто отказывали в приеме в хорошие вузы и на высокооплачиваемую работу. Бирман же по документам значилась молдаванкой.
В 1947 г. снялась в музыкальной комедии «Весна» и сказке «Золушка». В том же году получила звание Народной артистки РСФСР.
В 1949 г. впервые удостоилась Сталинской премии. Актрисе вручили награду за участие в постановке «Закон чести».
В том же году перешла в Театр им. Моссовета.
В 1951 г. получила сразу две Сталинские премии, одну – за роль в спектакле «Рассвет нал Москвой», вторую – за съёмки в фильме «У них есть Родина».
В 1955 г. вновь сменила место работы и поступила в МДТ им. Пушкина.
В 1958 г. сыграла роль второго плана в киноленте «Девушка с гитарой».
В 1960 г

исполнила главную роль в комедии «Осторожно, бабушка!».
В 1961 г. получила звание Народной артистки СССР.
В 1963 г

вернулась в Театр им. Моссовета и проработала в нем практически до самой смерти.
В 1966 г. снялась в комедии «Сегодня – новый аттракцион».
В 1970 г. озвучила домохозяйку Фрекен Бок в популярном детском мультфильме «Карлсон вернулся».
В 1976 г. стала кавалером ордена Ленина.
В 1978 г. сыграла главную женскую роль в телеспектакле «Дальше – тишина…».
В 1984 г. заболела пневмонией и была госпитализирована в Кунцевскую больницу. 19 июля у артистки случился инфаркт. Великую актрису похоронили на Новом Донском кладбище в одной могиле с ее сестрой Беллой.

Captions

Licensingedit

I, the copyright holder of this work, hereby publish it under the following license:

You are free:

  • to share – to copy, distribute and transmit the work
  • to remix – to adapt the work
Under the following conditions:

  • attribution – You must give appropriate credit, provide a link to the license, and indicate if changes were made. You may do so in any reasonable manner, but not in any way that suggests the licensor endorses you or your use.

File history

Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.

Date/Time Thumbnail Dimensions User Comment
current 18:53, 8 February 2018 2,304 × 4,096 (2.34 MB) Kisavinov User created page with UploadWizard

The following page uses this file:

User:OgreBot/Uploads by new users/2018 February 08 18:00

The following other wikis use this file:

  • Usage on ru.wikipedia.org

Metadata

This file contains additional information such as Exif metadata which may have been added by the digital camera, scanner, or software program used to create or digitize it. If the file has been modified from its original state, some details such as the timestamp may not fully reflect those of the original file. The timestamp is only as accurate as the clock in the camera, and it may be completely wrong.

Camera model ASUS_Z00UD
Camera manufacturer ASUS
Lens focal length 3.78 mm
Date and time of data generation 16:43, 1 May 2017
ISO speed rating 50
Exposure time 1/229 sec (0.0043668122270742)
File change date and time 16:43, 1 May 2017
Width 2,304 px
Y and C positioning Centered
Height 4,096 px
Vertical resolution 72 dpi
Orientation Normal
Horizontal resolution 72 dpi
Color space sRGB
Date and time of digitizing 16:43, 1 May 2017
APEX aperture 2
Exposure mode Auto exposure
DateTimeDigitized subseconds 623338
Focal length in 35 mm film 0 mm
Scene capture type Standard
Scene type A directly photographed image
DateTimeOriginal subseconds 623338
Exposure index 200
Exposure Program Not defined
DateTime subseconds 623338
APEX shutter speed 7.836
Metering mode Average
Scene control Low gain up
Meaning of each component
  1. Y
  2. Cb
  3. Cr
  4. does not exist
Flash Flash fired, compulsory flash firing
Exif version 2.2
APEX exposure bias −123,818,534.8
APEX brightness 6.36
Sensing method
Supported Flashpix version 1
GPS time (atomic clock) 13:43
Altitude reference 2
GPS date 1 May 2017

Память

Марка 2001 года

  • В Москве на доме, где в 1973—1984 годах жила актриса (Большой Палашёвский пер., д. 3), в 1987 году установлена мемориальная доска.
  • В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов с участием актрисы.
  • В репертуаре новосибирской культовой рок-группы «Коридор» есть песня «Как она играла», посвящённая актрисе.
  • 27 августа 2011 года в честь 115-летия со дня её рождения поисковик обнародовал логотип с изображением актрисы
  • Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году она включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.
  • В Симферополе в августе 2016 года мемориальную доску в честь актрисы установили на доме № 17 по улице Самокиша.
  • В репертуаре Л. Милявской есть песня «Раневская», посвященная актрисе.
  • В честь актрисы назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрономом Л. Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 29 сентября 1986 года.
  • В 2019 году в Приморском районе Петербурга, в одном из скверов по проспекту Сизова, установлена скульптурная композиция, изображающая Ф. Раневскую в образе незабываемой Ляли из кинокомедии «Подкидыш», живописно отдыхающую на скамейке, на гранитном постаменте высечена одна из её крылатых фраз: «Все сбудется, стоит только расхотеть…».
  • У поэта и музыканта Марка Мермана есть песня «Старые фильмы», в начале которой автор напоминает о знаменитой фразе, произнесённой Фаиной Раневской в фильме «Подкидыш»: «Лента стертая давнего дня / Затрещит, былым осеня. / В шляпе белой актриса твердила в картине: / “Муля, не нервируй меня”…» Затем дважды даётся отсылка к этому крылатому выражению, а в конце звучат слова: «Жизнь, — как фильм, — до кадра, до дня, / Век последний пятак разменял. / Так актриса и не сказала на идиш: / “Время, не нервируй меня… / Время, я твой подкидыш…»
  • Решением Симферопольского городского совета от 18.12.2020 г. № 264 именем Фаины Раневской названа одна из улиц района Петровские высоты Симферополя.

В Таганроге

  • 1986, 29 августа — установлена мемориальная доска на доме, где родилась актриса (ул. Фрунзе, 10).
  • 2008, май — Первый международный театральный фестиваль имени Ф. Раневской «Великая провинция».
  • 2008, 16 мая — рядом с домом, в котором родилась актриса, открыт первый в России памятник Раневской (автор — Д. Бегалов).
  • 2009 — Неподалёку от дома отца актрисы открылась кофейня «Фрёкен Бок» со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством её фотографий.
  • В доме, в котором родилась актриса, городские власти ещё с советских времён планируют открыть музей Фаины Раневской.

Документалистика

  • 1990 — Документальный двухсерийный фильм киностудии «Экран» «Вспоминая Раневскую» (реж. О. Дорман и А. Габрилович)
  • 2004 — . Документальная программа В. Вульфа из цикла «Мой серебряный шар» Режиссёр С. Кокотунова. ООО «Меридиан холдинг» по заказу ФГУП ГТК «Телеканал Россия». 2004. Россия-Культура. 03.08.2019. 44 минуты.
  • 2005 — Документальная программа «Легенды мирового кино. Фаина Раневская» (реж. А. Истратов), телеканал «Культура»
  • 2006 — Документальный фильм «Как уходили кумиры. Фаина Раневская» (реж. Д. Кужаров), телеканал «ДТВ»
  • 2009 — Документальная программа «Великая и ужасная Фаина Раневская» из цикла «Моя правда», телеканал «100ТВ» (Санкт-Петербург)
  • 2011 — Документальный фильм «Фаина Раневская. Острова» (реж. О. Ларина), телеканал «Культура»
  • 2015 — Документальный фильм «Короли эпизода. Фаина Раневская» (реж. Д. Горин), телеканал «ТВ Центр»
  • 2015 — Документальный фильм «Частная история: Фаина Раневская», телеканал «Москва Доверие»
  • 2017 — Документальная программа «Последний день. Фаина Раневская», телеканал «Звезда»
  • 2019 — Документальный фильм «Фаина Раневская. Королевство маловато!» (реж. Т. Бацков), телеканал «ТВ Центр»
  • 2020 — Документальный фильм «Фаина Раневская. Прощание», телеканал «ТВ Центр»
  • 2020 — Документальная программа «Фаина Раневская» из цикла «Раскрывая тайны звёзд», телеканал «Культура»

Киновоплощения

  •  — «Благословите женщину» (реж. С. Говорухин ). В роли актрисы Маргариты Михайловны Куниной (прототипом образа которой является Фаина Раневская) — И. Чурикова.
  •  — «Звезда эпохи» (реж. Ю. Кара). В роли Раневской — Т. Васильева.
  •  — «Анна Герман. Тайна белого ангела» (реж. В. Кшистек, А. Тименко). В роли Раневской — Е. Бондарева-Репина.
  •  — «Орлова и Александров» (реж. В. Москаленко). В роли Раневской — Ю. Рутберг.

Роли в театре

«1-й Советский театр» в Крыму (1918—1924)

  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
  • «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
  • «Чайка» А. Чехова — Маша
  • «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
  • «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
  • «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • «Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
  • «Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
  • «Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
  • «Живой труп» Л. Толстого — Маша
  • «На дне» М. Горького — Настя
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
  • «Роман» Э. Шелтон — Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1931)

  • «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Леди Мильфорд
  • «Бесприданница» А. Островского — тётка Карандышева
  • «Дворянское гнездо» (И. Тургенева) — Лаврецкая
  • «Свадьба» А. Чехова — Змеюкина
  • «Юбилей» А. Чехова — Мерчуткина
  • «Гамлет» У. Шекспира — Королева
  • «Ярость» Е. Яновского — Председатель колхоза
  • «Чудак» А. Афиногенова — Трощина
  • «Любовь Яровая» К. Тренёва — Дунька
  • «Чудеса в решете» А. Толстого — Марго
  • «Мандат» Н. Эрдмана — Гулячкина

Центральный театр Красной Армии (1935—1939)

  •  — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
  • 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
  • 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Е. Телешева — Васса
  • 1936 — «Слава» В. Гусева — мать
  • «Беззащитное существо» по А. Чехову — Щукина

Московский театр драмы (1943—1949)

  •  — «Молодая гвардия» по A. Фадееву; реж. Н. Охлопков — бабушка Олега Кошевого
  •  — «Лисички» Л. Хелман — Берди
  •  — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
  •  — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева

Театр имени Моссовета (1949—1955, 1963—1984)

  •  — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
  •  — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
  •  — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
  •  — «Рассказы о Турции» Н. Хикмета — старуха Фатьма Нурхан
  •  — «Сомов и другие» М. Горького — Анна Сомова
  •  — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
  •  — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; постановка Л. Варпаховского — миссис Этель Сэвидж
  •  — «Дальше — тишина» В. Дельмар; постановка А. Эфроса — Люси Купер
  •  — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  •  — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка С. Юрского — Филицата

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963 гг.)

  •  — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
  •  — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — бабушка
  •  — «Мракобесы» А. Толстого — Прасковья Алексеевна
Комментировать
0