Асы союзников
Но и асы союзной авиации имели очень хорошие показатели. Среди них можно выделить многих отважных пилотов, но по результативности до советских «соколов» они все же не дотягивают.
Майор Ричард Бонг имел список побед, в котором значилось 40 сбитых вражеских машин. Он является одним из самых результативных пилотов союзников. После войны Бонг стал летчиком-испытателем, однако погиб при испытании нового самолета F-80, не сумев выпрыгнуть из него с парашютом после того, как у машины отказал двигатель.
Британец Джонсон Джеймс за годы войны сбил 34 вражеские машины. Он командовал одной из ударных групп самолетов при высадке в Нормандии в 1944 году. Начал воевать в марте 1943 года, летая на истребителях «Спитфайр».
Американский летчик майор Томас МакГвайр сбил 38 самолетов врага. Был награжден многими американскими наградами, в том числе и Почетной Медалью Конгресса. Погиб в бою возле острова Лос-Негрос в возрасте 24 лет. Это произошло 7 января 1945 года.
Француз Пьер Клостерман одержал в воздухе 30 побед, а также уничтожил большое количество наземной техники – паровозов, автомобилей и грузовиков. Уже в 24 года он смог добиться звания полковника авиации, в котором и закончил войну.
Мартин Шройф (Martin Schroif)
Вторым по количеству уничтоженных во время войны танков является Мартин Шройф. Немецкие документы заявляют об уничтожении им более 161 танка противника. Однако к такой информации многие историки относятся с некой долей скептицизма, так как не найдено не одного открытого источника информации, который может подтвердить эти данные, поэтому многие сходятся во мнении, что подвиги Шройфа это «утка» нацистской пропаганды. Мартин находился на службе в СС с 1936 года, и принимал участие в войне с 1939 года. В 1942 году был командиром мотоциклетного подразделения, а с марта 1944 находился в подчинении
102-го танкового батальона. Данные о том, где служил Мартин в 1943 году, отсутствуют. В 1944 году он служит уже, будучи унтерштурмфюрер, хотя документов о его назначении не сохранилось. Считается, что, будучи командиром немецкого «Тигра» в Нормандских боях уничтожил четырнадцать танков. После гибели в одном из боев командира Эндемана, с июня 1944 года Мартину пришлось командовать ротой до середины июля. Был представлен к Рыцарскому кресту, однако не получил его из-за конфликта с командованием. Единственный факт упоминания боевых заслуг Мартина Шройфа это упоминание его в воспоминаниях командира второй роты 102 батальона Эрнеста Стренга, во время боя в районе Вира. Имя Шройфа упоминалась в книгах майора Дж. Хоу о боях в Нормандии.
Умер Мартин Шройф в 1979 году. Как уже говорилось, возникают сомнения о достоверности его подвигов, так как слабо верится, что всего за три-четыре месяца службы на «Тигре» и «Королевском Тигре» он смог подбить 161 танк. Также сомнения вызывает тот факт, что Мартин так и не получил высоких военных наград Рейха, да и вообще о его награждении какими-либо медалями отсутствует.
Немецкие асы
Асы Люфтваффе Второй мировой войны заслуженно считаются самыми результативными летчиками за всю историю. Один из них даже стал рекордсменом Книги Рекордов Гиннесса. Кто же был этим отважным летчиком?
Самый известный немецкий ас Второй мировой войны и одновременно человек, установивший никем не побитый рекорд по количеству сбитых самолетов, – это Эрих Хартман. На его боевом счету значится 352 сбитых самолета врага, причем более половины побед он одержал над истребителями (260). Хартман летал исключительно на “Мессершмитте Bf 109G” и говорил, что это лучший из самолетов, которые он когда-либо видел. По окончании войны сдался в плен американцам, которые отдали его советским войскам. Результатом стало почти 10-летнее заключение в лагерях, но Эрих сумел вернуться к жене и детям и умер в преклонном возрасте. Рекорд, поставленный им, поистине поражает, ведь никто из советских или союзных асов не смог добиться такого впечатляющего результата.
Ханс-Иоахим Марсель – немецкий летчик, воевавший в основном в Африке. За время своей воинской службы, а она была короткой, сбил в сумме 158 самолетов американцев и англичан. Разбился в пустыне, при подлете к своему аэродрому, после успешного выполнения боевой задачи, а случилось это из-за неполадок в самолете. Похоронен с большими почестями.
Герхард Бакхорн – еще один немецкий ас. На его боевом счету 301 самолет. Бакхорн несколько раз получал тяжелые ранения, ведь, помимо боевого пилота, он был еще и летчиком-испытателем, в частности занимался облетом первого в мире реактивного истребителя Ме-262. После войны занимался испытаниями самолетов для восстановленных германских ВВС.
Но действительно ли немецкие асы Второй мировой войны в авиации были настолько уж профессионалами, что могли в одиночку уничтожить количество самолетов, сопоставимое с тремя авиадивизиями? Во многом их успехи объясняются достаточно слабой летной подготовкой советских пилотов. СССР в начале войны потерял примерно 1200 воздушных машин, что сказалось на состоянии всей авиации. Естественно, что вместе с самолетами гибли и люди, которые умели летать. В таких условиях достаточно быстро были организованы ускоренные летные курсы, которые смогли восстановить количество летчиков, но в ущерб качеству. К примеру, средний налет советского пилота в училище составлял 13-34 часа, тогда как аналогичный показатель у немцев – около 400 часов. Кроме того, немецкая тактика ведения воздушного боя в начале войны была на голову выше русской. Ближе к концу военных действий ситуация переменилась в противоположную сторону.
Как мы видим, летчики-асы Второй мировой войны показывали действительно впечатляющие результаты. Но своими подвигами славились не только они. Какие же еще роды войск подарили миру прославленных мастеров военного ремесла?
Одни из самых результативных танкистов асов 2 мировой войны
- Немецкие танкисты
- Танкисты ссср
- Американские танкисты
Танкисты асы Второй мировой войны, кратко говоря, известны гораздо меньше своих коллег из авиации, хотя их действия также сыграли значимую роль в ходе конфликта. И практически в каждой воюющей стране были свои герои, мастерски уничтожавшие вражескую бронированную технику.При этом, в отличие от авиации, в танковых войсках не велось четкой статистики потерь, поэтому большинство данных были основаны лишь на словах самих танкистов.
Немецкие асы
-
- Танкисты – асы Второй мировой войны кратко о одних из самых лучших Самым эффективным танкистом-асом Вермахта был Курт Книспель, уничтоживший по некоторым данным около 170 танков противника. 126 и них он подбил будучи наводчиком, остальные – в качестве командира танкового экипажа.
- За его заслуги кандидатуру Книспеля несколько раз представляли на награждение Рыцарским крестом. Однако награду он так и не получил. Как говорят историки, причиной тому служил непростой характер танкиста-аса.
- Михаэлю Виттману повезло больше. Несмотря на то, что на его счету числилось 138 уничтоженных танков, при этом большинство из этих побед не носили никакого официального подтверждения, он был национальным героем.
- За особые заслуги Виттамана наградили одной из высших наград Германии – Железным крестом (I, II класса), а также Рыцарским крестом с дополнением из дубовых листьев и мечей.
- Погиб он в августе 1944, когда его «Тигр» был подбит врагом.
- Однако обстоятельства гибели до сих пор точно не выяснены, что позволяет многим союзникам антигитлеровской коалиции приписывать уничтожение виттманского танка на свой счет.
Советские асы
-
-
-
Среди советских танкистов-асов Второй мировой войны больше всех в мире известен старлей Зиновий Колобанов, которого даже отметили в книге рекордов Гиннеса. 20 августа 1941 в ходе Кингисеппско-Лужской операции танк Колобанова «КВ-1» в течение 30 минут сумел уничтожить 22 танка противника.
- Всего же в тот день танковая рота под командованием Зиновия Григорьевича уничтожила 43! вражеских машины.
-
-
-
- Колобановский «КВ-1» и сам подвергся мощному обстрелу, выдержав почти полторы сотни прямых попаданий, но выстоял – крепкая броня не подвела.
- Лучшие же результаты по уничтожению вражеских танков во Второй мировой показал Дмитрий Лавриненко.
- В октябре-декабре 1941 его танк участвовал в 28 сражениях. За это время он уничтожил 52 машины противника. Его экипаж с честью выходил из многих, казалось бы, безвыходных ситуаций, умело противостоя даже численно превосходящему врагу.
- В одном из боев его «тридцатьчетверка» уничтожила вражескую моторизованную колонну, а сам Лавриненко, помимо боевых трофеев сумел добыть важные документы.
- Жизнь молодого танкиста оборвалась 18 декабря 1941, когда он после очередного результативного боя направлялся в штаб с докладом.
- Он был сражен осколком вражеской минометной мины в результате массированного обстрела деревни Горюны Смоленской области.
Американские асы
- Были свои герои и танковые асы не только на Восточном фронте. Немало мастеров танкового боя было и среди союзников по антигитлеровской коалиции, в частности у США.
- Одним из них был Крейтон Абрамс.
- Его имя даже увековечили в истории, назвав известный танк «М1» его именем.
- Под руководством Абрамса был организован прорыв танковых частей в Нормандии. Дойдя до Рейна, в результате слаженных действий с пехотными отрядами, танковые части оказали помощь десантникам, окруженным фашистскими войсками.
- В «копилке» американского танкиста всего 15 уничтоженных танков противника, но помимо этого он сумел уничтожить три сотни единиц вражеской техники, среди которой были и бронетранспортеры, и снабженческий транспорт и многое другое.
Страны-союзники
- Канадским танкистом-асом стал Сидней Валпи Рэдли-Уолтерс, возглавивший экипаж танка «Sherman Firefly», который вывел из строя 18 вражеских боевых машин и штурмовых орудий.
- Первый свой танк он сбил на второй же недь после высадке в числе союзных войск в Нормандии.
- Среди англичан особо отличился лейтенант Норман Плау, на счету которого 20 итальянских средних танков.
- А лучшим танкистом французом стал Пьер Арман Гастон Бийот, прославившийся 16 мая 1940 года в бою у деревни Стони, в которой он уничтожил более 13 немецких танков (из них 11- Pz III и 2 – Pz IV).
- При этом машина Бийота получила более ста попаданий, но ни одно из них не нанесло ей серьезных повреждений.
Зиновий Колобанов
Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гинесса. 20 августа 1941 года 5 танков роты старшего лейтенанта Колобанова уничтожили 43 немецких танка, 22 из них было подбито в течении получаса.
Колобанов грамотно выстроил оборонительную позицию.
Замаскированные танки Колобанова встретили танковую колонну немцев залпами. Сразу же были остановлены 3 головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. Немцы были лишены возможности маневра и не смогли выйти из сектора обстрела.
Танк Колобанова подвергся массированному обстрелу. За время боя он выдержал более чем 150 прямых попаданий, но крепкая броня КВ-1 выстояла.
Во время Индо-пакистанской войны 1971 года
Во время Индо-пакистанской войны 1971 года известен подвиг индийского танкиста Аруна Хетарпаля. Бронетанковому полку «17 Poona Horse», в котором он служил была поставлена задача захватить плацдарм на берегу реки Басантар возле города Шейкар Гар. Выполнению задачи помешали минные поля, которые индийские саперы начали расчищать. При выполнении задачи наполовину, сапёры заметили наступление пакистанской бронетехники на их сектор. Индийцы были атакованы с огневых точек, безоткатных орудий и танков и запросили на помощь подкрепление. Индийское подкрепление в составе трёх танков атаковало пакистанские позиции. Пакистанцы начали отступать, 2-й лейтенант Хетарпаль в этом бою уничтожил один танк. Вскоре последовала вторая контр-атака пакистанцев. Тринадцати «Паттонам» противостояло три индийских танка. В последующем бою десять пакистанских танков было уничтожено, из них четыре уничтожил Хетарпаль. Первый индийский танк был подбит, в другом случилась механическая поломка, танк Хетарпаля также получил попадание и загорелся. Командир войск приказал ему покинуть горящий танк, но он отказался и продолжил бой. Последний танк пакистанцев он поразил в ста метрах от своего танка. В этот момент он получил попадание снаряда и погиб. За свои героические действия Арун Хетарпаль, в возрасте 21 год, был посмертно награждён высшей воинской наградой Индии Парам Вир Чакра.
СССР
В РККА не нашлось ни одного танкиста, на счету которого было бы больше 52 танков врага.
Никаких побед в той битве Лавриненко не одержал, его танк оказался поврежден в самом начале боя. Он сумел его вывести и доставить в ремонтные мастерские, наотрез отказавшись его взорвать, дабы не достался врагу. «Безлошадные» танкисты дивизии были выведены в тыл для получения бронетехники. В августе им дали новую технику, танки Т-34. В конце сентября их отправили на фронт, с начала октября 4-я танковая бригада полковника Катукова, в которой начал воевать Лавриненко — снова в боях.Танковый экипаж Д. Лавриненко (крайний слева). Октябрь 1941 г.Фото: ru.wikipedia.org
Вплоть до своей гибели 18 декабря 1941 года, за 2.5 месяца боев, Дмитрий Лавриненко успел сжечь 52 танка противника. Воевали они чаще из засад, так удавалось нанести врагу больше потерь. Погиб лейтенант Лавриненко, попав под минометный обстрел противника, когда шел к штабу бригады. Единственной своей наградой, орденом Ленина, он был награжден посмертно 22.12.1941.
Владимир Александрович БочковскийФото: ru.wikipedia.org
Владимир Александрович Бочковский боевое крещение получил на Брянском фронте летом 1942 года. Воевал в 1-й гвардейской танковой бригаде командиром взвода, роты, батальона, участник боев на Ржевском выступе, был там тяжело ранен. Воевал на Курской дуге, участник боев под Обоянью. Участник боев на юге Украины, в апреле 1944 года стал Героем Советского Союза. Участник Висло-Одерской операции. За мужество, героизм и умелое командование в этой операции был представлен вторично на Героя. Но кто-то из фронтового начальства переправил наградной лист на орден Суворова III степени.
В боях на Зееловских высотах был еще раз тяжело ранен, из госпиталя вышел уже после окончания войны, осенью 1945 года. А его боевой счет, очевидно, просто рос с боями — там 3 танка (а вся его рота — 19 танков), там 4 танка (а вся рота — 15 танков)… Вот 36 немецких танков и набралось с 1942 по 1945 год.
Иван Иванович Корольков начал воевать на западной границе подо Львовом 22 июня 1941 года, механиком-водителем. За успешные боевые действия в 1941 году получил орден «Красной Звезды». Участник Харьковской операции. К лету 1942 года он уже был старшим лейтенантом и командиром роты КВ-1 — на Сталинградском фронте. К началу окружения немцев под Сталинградом на его личном счету набралось 26 танков противника. Старший лейтенант И. И. Корольков (слева) и младший лейтенант К. И. Савельев во время Сталинградской битвы, осень 1942 г.Фото: ru.wikipedia.org
Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С февраля 1944 года командовал гвардейским танковым полком.
Количество записанных побед наших танкистов немного удивляет. Тот же Павел Данилович Гудзь в этом списке находится на 43 месте с 18 подбитыми танками — когда только в одном бою под Москвой он сжег 12 танков врага, готовых к броску на столицу, от которой эти танки отделяли только взвод пехоты и танк Павла Гудзя. Его КВ-1 уничтожил все эти танки, не сумевшие пробить броню КВ, хотя после боя на корпусе и башне насчитали 19 попаданий.
Павел Данилович Гудзь
А ведь на своем КВ он воевал с 22 июня 1941 года по май 1944 года, был и под Сталинградом, Москву защищал, был тяжело ранен в бою под Запорожьем (в нем он уничтожил два «Тигра»). Только в начале войны, еще на границе, он поджег в самом первом бою два немецких танка, а потом, во время прорыва из окружения, сдерживая немецкую танковую колонну — еще пять немецких танков. «Записанные» на него 18 танков получаются только по итогам трех его боев. Как же так?Лейтенант П. Д. Гудзь на своём танке КВ-1 движется с Красной площади после участия в Военном параде 7 ноября 1941 г. (Фотография перевёрнута слева направо)Фото: ru.wikipedia.org
Очевидно, дело тут просто в разной методике подсчета. Немецкие танки, сожженные и Лавриненко, и Гудзем, и другими танкистами в 1941−42−43 годах, в зачет обычно не шли, ибо поле боя оставалось за немцами и доказательств они предоставить не могли. А немецкое командование своим танкистам верило на слово.
Советские летчики-асы
Одним из самых результативных советских летчиков-асов был Иван Никитович Кожедуб. Официально он за время своей службы на фронтах Великой Отечественной сбил 62 немецких самолета, а также ему приписывают 2 американских истребителя, которые он уничтожил уже в конце войны. Этот летчик-рекордсмен служил в 176 гвардейском истребительном авиаполку и летал на самолете Ла-7.
Вторым по результативности за время войны стал Александр Иванович Покрышкин (который был трижды удостоен звания Героя Советского Союза). Он воевал на Южной Украине, в Причерноморье, освобождал Европу от фашистов. За время своей службы сбил 59 самолетов врага. Он не прекратил летать даже тогда, когда его назначили командиром 9 гвардейской авиационной дивизии, и одержал некоторые свои воздушные победы уже будучи в этой должности.
Николай Дмитриевич Гулаев – один из самых известных военных летчиков, который поставил рекорд – 4 вылета на один уничтоженный самолет. Всего за свою воинскую службу истребил 57 вражеских самолетов. Удостоен дважды почетного звания Героя Советского Союза.
Также высокий результат был и у Кирилла Алексеевича Евстигнеева. Он сбил 55 немецких самолетов. Кожедуб, которому довелось некоторое время служить с Евстигнеевым в одном полку, очень уважительно отзывался об этом летчике.
Дмитрий Борисович Глинка также является советским асом. Он уничтожил 50 самолетов врага в 100 боевых вылетах. Удостоен почетного звания Героя Советского Союза дважды.
Как видно, советские асы Второй мировой войны умели воевать и делали это мужественно и самоотверженно.
Во время войны в Южной Осетии 2008 года
Во время войны в Южной Осетии 2008 года российский танкист Яковлев Юрий Павлович во главе батальонной тактической группы одним из первых выдвинулся навстречу противнику. В ночном бою с 8 на 9 августа группа захватила военную базу грузинских войск в районе населённого пункта Хетагурово, принудив бронетехнику противника к отходу. Утром 9 августа в бою с численно-превосходящей вражеской бронетехникой экипаж Т-72 Яковлева уничтожил 7 единиц грузинской бронетехники. Другой танк группы под командованием сержанта Мыльникова Сергея Андреевича уничтожил 3 бронемашины. В последующем бою в Цхинвале Т-72 Мыльникова уничтожил ещё 2 грузинских танка и 3 единицы легкой бронетехники. Капитану Яковлеву Юрию Павловичу и сержанту Мыльникову Сергею Андреевичу было присвоено звание Героев Российской Федерации.
Курт Книспель (Kurt Knispel)
Первое место среди танкистов-асов в гитлеровской армии занял Курт Книспель, на счету которого 168 официально подтверждённых подбитых танков и около тридцать не подтвержденных. Так же Книспель был признан лучшим танкистом среди всех участников войны. Все свои удачные военные операции он провел, будучи участником войны с Советским союзом, хотя и в боях на Западном направлении он тоже участвовал. Курт был судетским немцем, военная карьера началась с обучения в танковых войсках в 1940 году, и уже в октябре был переведен в действующие войска. Во время службы воевал на всех видах танков Вермахта, исключая «Пантеру».
Большинство своих побед одержал, будучи наводчиком танка – 126 танков противника, то есть выстрелы, он производил лично, и еще 42, будучи уже командиром экипажа танка. Книспель отличался скромностью и в случае, когда какой-либо танк не засчитывался, как его победа то он не настаивал. К тому же статистика учитывала только уничтоженные танки, а не подбитые, в ином случае на счету аса было бы около 170 танков. Танкиста четырежды представляли к награждению рыцарским железным крестом, однако так его он и не получил, ввиду своеобразного характера и частых конфликтов с командованием.
Погиб немецкий танкист почти в самом конце войны. Он был ранен на чешском направлении во время боя с советскими войсками, причем именно тогда он и подбил свое 168 танк. Спасти Курта не удалось, он умер в госпитале и был похоронен в братской могиле. Уже в 2013 году во время раскопок его останки были найдены и опознаны по именному медальону. Вскрытие подтвердило, что он погиб от попадания осколка мины в голову.
Бой Михаэля Виттмана у Виллер-Бокаж
По устоявшейся версии 13-го июня 1944 года танк «Тигр» под командованием Михаэля Виттмана, в бою у французского местечка Виллер-Бокаж, уничтожил (по немецким данным) 11 английских танков и 13 бронетранспортеров. Причем один танк «Кромвель» уничтожен тараном. Из описаний боя получается, что Виттман сражался почти в одиночку.
Однако современные историки, изучая немецкие документы, разобрали тот бой буквально по минутам. И получается, что Виттман бой вел ну совсем не один, а не меньше половины бронетехники 22-й английской бронетанковой бригады, уничтожили другие немецкие танкисты. Которых там было немало. С учетом этого бой вообще перестаёт быть уникальным и становится достаточно заурядным по своим результатам.
В целом надо заметить, что в большинстве подобных случаев схема одна и та же. Из всего боя выделяют лишь один (реже несколько) экипаж танка, которым записывают результаты всего боя. Про остальных участников боя же забывают. Часто и сами результаты завышают в разы.
Как видите это было не чуждо немцам. Но и часто встречалось в Красной Армии.
Немецкие танки Второй мировой войны
Германия вступила во Вторую мировую войну с танковым парком, насчитывающим около 3200 машин. Это были легкие танки Т-I и Т-II различных модификаций, а также средние танки Т-III и Т-IV. Немецкие танки создавались, как средство реализации концепции “молниеносной войны”, поэтому они вооружались преимущественно малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника.
Опыт боевых действий в Польше и Западной Европе выявил низкие боевые качества 37- и 75-мм короткоствольных пушек средних немецких танков, а также недостаточную броневую защиту всех танков. В ходе боев на советско-германском фронте эти недостатки привели к снятию с вооружения танков Т-I, Т-II и Т-III, а также к необходимости радикальной модернизации оставшегося на вооружении танка Т-IV. На фоне общего провала концепции “молниеносной войны” немецкое руководство было вынуждено срочно перевооружать свои бронетанковые войска, то есть переходить на производство принципиально новых типов танков. В 1943 году появились немецкие танки Т-V “Пантера” и Т-VI “Тигр”, а позднее и танк “Королевский Тигр” (Т-VI “Тигр В”). Однако немецким конструкторам не удалось в своих новых разработках добиться тех высоких качеств, которыми обладали советские танки.
Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно:
- использование танков трех типов: легких – весом до 9 т; средних – весом до 26 т; тяжелых – весом от 45 до 70 т;
- создание и использование большого количества самоходных артиллерийских установок с широким использованием для этой цели устаревшей и трофейной бронетанковой техники;
- использование, начиная с 1942 г., в танках и САУ мощных для того времени артиллерийских систем калибра 75,88 и 128 мм;
- использование при создании бронетанковой техники главным образом четырехтактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.;
- выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортеров различного назначения;
- низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надежность ходовой части;
- расположение в ходовой части катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке.
Всего за вторую мировую войну было выпущено 53800 немецких танков и САУ. Основными тактическими соединениями подвижных (танковых) войск Германии были танковые и моторизованные дивизии. Танковая дивизия в сентябре 1939 г. состояла из танковой и моторизованной бригад, артиллерийского полка, мотоциклетно-стрелкового, разведывательного и саперного батальонов, истребительно-противотанкового дивизиона, батальона связи и типовых служб. В ней насчитывалось 11,7 тысяч человек личного состава, 324 танка и 130 орудий и минометов. В ходе второй мировой войны в связи с большими потерями живой силы и техники на советско-германском фронте из дивизии были исключены штабы бригад, два танковых и мотоциклетно-стрелковый батальоны, а включены зенитный и танково-истребительный дивизионы. При этом в ходе войны наблюдалась тенденция сокращения числа танков в дивизии:
- в 1939 г. было 324 немецких танка,
- в 1941 г. – 150-221,
- в 1943 г. – 100-150,
- в 1945 г. – 45 единиц.
Всего в 1941-1945 гг. было сформировано 26 танковых дивизий. Моторизованные дивизии предназначались для совместных действий с танковыми дивизиями и состояли из трех моторизованных и одного артиллерийского полков, разведывательного и саперного батальонов, батальона связи и истребительно-противотанкового дивизиона. В дивизии было 16,4 тысячи человек личного состава, 282 орудия и миномета, около 4 тысяч автомашин и мотоциклов. Танков в ней не было. В ходе второй мировой войны из ее состава был исключен один моторизованный полк. Всего было сформировано 17 моторизованных дивизий. Танковые и моторизованные дивизии, а также общевойсковые соединения объединялись в моторизованные (с 1942 года – танковые) корпуса. Высшим объединением подвижных войск была танковая группа. В начале 1942 г. имевшиеся четыре танковые группы были преобразованы в танковые армии. Всего в годы Второй мировой войны было сформировано 7 управлений танковых армий.
«Пантера»
Сегодня никто не отрицает того факта, что германский тяжёлый танк Pz. Kpfw V «Пантера» был создан по образу и подобию советской «тридцатьчетвёрки». Достаточно посмотреть на форму их корпуса и башни. Уже в первые дни войны потрясённый мощью и неуязвимостью советских танков командующий бронетанковыми войсками Германии генерал Гейнц Гудериан потребовал от немецких конструкторов внимательно изучить танк Т-34 и немедленно начать его серийный выпуск в Германии. По предложению Гудериана была срочно создана специальная комиссия, которая занялась изучением трофейных русских танков. Комиссия подтвердила мнение Гудериана о выдающихся конструктивных особенностях Т-34. При этом она отметила, что русские сумели создать столь совершенные танки и дизельные двигатели к ним, что скопировать их на немецких заводах будет невозможно. Единственное, что оставалось немцам, это сделать хотя бы нечто похожее. Так начались работы над будущей «Пантерой».
До конца войны немцы выпустили 6 тыс. «Пантер». Это был второй по массовости (после Т-IV) танк вермахта
В ходе проектирования нового танка немцы постарались оснастить его наиболее мощной пушкой из всех орудий, имеющих калибр 75 мм, и прикрыть непробиваемой бронёй, толщина которой почти вдвое превышала толщину брони танка Т-34 и доходила в лобовой части корпуса до 80 мм. В итоге получился не средний танк, каким его хотел видеть Гудериан, а самый настоящий, 45-тонный тяжёлый танк. Немцы считали «Пантеру» своим лучшим танком, а потому бросили все силы на развёртывание его массового производства.
В ходе боевых действий выяснилось, что для наступления «Пантера» не очень годится. Относительно маленький калибр её пушки не давал возможности разрушать мощные оборонительные сооружения противника. Слишком мало взрывчатки помещалось в 75-мм снаряде. Зато длинноствольная пушка «Пантеры» была хороша для стрельбы по вражеским танкам. Выпущенный из неё бронебойный снаряд, летящий с огромной скоростью, поражал в лоб танки типа Т-34 с двух километров.
Попытка оснастить «Пантеру» более мощной 88-мм пушкой привела к созданию безбашенного танка-истребителя «Ягд-пантера». Нельзя также не упомянуть и то, что на «Пантере» стояли самые совершенные по тем временам оптические приборы наблюдения и прицел.
Хорошие оптические приборы наблюдения и прицел позволяли поражать танки даже с очень большого расстояния
Главный танк вермахта
Накануне войны в германской армии задача огневой поддержки и уничтожения расчётов противотанковых орудий, дотов и прочих опорных пунктов противника возлагалась на средние танки Pz.Kpfw IV (Т-IV). Конструктивно «четвёрка» была подобна «тройке»: корпус со множеством люков и лючков, что было удобно для эксплуатации боевой машины. Двигатель стоял в корме, трансмиссия размещалась спереди, башня — в средней части. Но «четвёрка» была больше из-за установки более мощного 75-мм орудия. В те годы на поле боя не было целей, которые могли бы устоять под его огнём.
Т-IV был вооружён 75-мм короткоствольной пушкой, в боекомплект входили фугасные и осколочные снаряды. Их поражающая мощь была выше бронебойных 37- и 50-мм снарядов
Т-IV не должен был «лезть» на вражеские окопы. Эта задача возлагалась на более «шустрый» Т-III. «Четвёрка», медленно продвигаясь за «тройкой», выискивая важные цели и уничтожая их фугасными снарядами, обеспечивала надёжное огневое прикрытие Т-III. От огня противника «четвёрка» прикрывалась мощной лобовой бронёй, которая была толще, чем броня бортов и кормы. По сути, танк Т-IV в бою выполнял функции самоходного орудия.
Всё изменилось летом 1941 г. Гитлеровские танкисты испытали шок, видя, как их 75-мм снаряды словно горох отскакивают от брони советских боевых машин
Проблема восстановления паритета приобрела исключительную важность. Поскольку башенный погон «четвёрки» имел больший диаметр, чем погон «тройки» (танк был больше по размерам), то на боевую машину поставили мощную длинноствольную 75-мм пушку, снаряд которой пробивал 90-мм броню
Но бронирование «четвёрки» по меркам Восточного фронта было недостаточным. Ведь немецкие конструкторы сделали в борту башни танка дверцы, через которые танкисты загружали боезапас. Да и забираться в танк так было удобнее. Но любой вырез в броне ослабляет её защитные качества. А если снаряд попадёт в «дверцу», висящую на петлях, то тут добра не жди. Немцы об этом знали. Но они создавали Т-IV как танк огневой поддержки. Он должен был следовать за танком прорыва Т-III и уничтожать огнём мощной пушки противотанковые средства противника.
Т-IV образца 1943 г.
В бою Т-IV не мог подставить противнику борта, где находились люки-дверцы. Когда немцы сняли с производства Т-III, танк Т-IV стал основным танком вермахта. Для дополнительной защиты на борта корпуса и на башню Т-IV установили съёмные стальные 5-мм экраны. В это же время руководство Германии задумалось о прекращении выпуска Т-IV в пользу более мощной «Пантеры».
Самый результативный советский танкист
Самым результативным советским танкистом Великой Отечественной войны во всех источниках указывается Дмитрий Фёдорович Лавриненко. Воевал он в составе 4-й (позже 1-й гвардейской) танковой бригады и считается, что его экипаж подбил 52 немецких танка.
К сожалению, достаточно подробной информации где и как он подбил все свои танки просто нет. Есть лишь описания отдельных боёв, результаты которых не подтверждаются никакими данными из других источников. Разбирать все я тут не буду, посмотрим лишь сражение под Мценском.
Согласно советским данным в боях под Мценском 4-я таковая бригада под командованием М.Е. Катукова уничтожила 133 немецких танка 4-й танковой дивизии Вермахта. Из них то ли 7, то ли 19 танков подбил экипаж Лавриненко. Наиболее часто встречается цифра в 11 машин. Собственные потери 4-й бригады составили 28 танков.
Мало того, в этих боях участвовали и другие известные танкиста-асы, которые тоже претендуют на большое число подбитых танков: Григорий Луговой — 13 танков, Пётр Молчанов — 11 танков, Александр Бурда — 10 танков, Иван Любушкин — 9 танков. И если всё сложить, то получается больше, чем указанные в советских источниках 133 машины. А ещё в боях за Мценск принимал участие 34-й полк НКВД, усиленный двумя батареями. И этот полк претендует на 14 уничтоженных немецких танков и 2 танкетки.
Есть одно «но». Дело в том, что в 4-й танковой дивизии Вермахта к началу боёв на 4-е октября было 59 боеготовых танков и 35 в ремонте. Потери с 4-го по 10-е октября по немецким данным составили 18 машин, из которых 10 были пригодны для ремонта. Кроме танков было подбито 4 бронетранспортёра, уничтожено 4 орудия, погибло 24 и ранено 83 человека.
Исходя из этой арифметики, становится понятно, что не только результаты Лавриненко следует сильно уменьшить, но и всех других танковых асов этой бригады.