fbpx
No Image

За что убили цезаря?

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Первый триумвират.

Закон о покупке земли для распределения между ветеранами Помпея был принят в январе 59 до н.э. на бурном народном собрании, причем коллегу Цезаря по должности, оптимата Марка Кальпурния Бибула, который, как и его тесть Катон, противостоял принятию этого декрета, сбросили с подмостков, сломав фасции – знаки консульского достоинства. Бибул ответил на это попыткой воспрепятствовать Цезарю и его приверженцам издавать какие-либо новые законы. Для этого он злонамеренно воспользовался традиционной практикой, в соответствии с которой рассмотрение дел в народном собрании Рима не начиналось до тех пор, пока председательствующий консул не объявлял, после наблюдения за небом, о том, что небесные знамения благоприятны. Теперь Бибул сообщил, что ведет соответствующие наблюдения. В прежние времена это должно было бы привести к остановке всей общественной жизни. Однако Цезарь, с характерными для него решительностью и невозмутимостью, пренебрег выходками Бибула, после чего тот удалился от дел, запершись у себя дома, что навлекло на него немало насмешек. Вследствие этого Цезарь остался фактически единоличным консулом, так что в течение всего года осуществлялась законодательная программа «тройки». Волевые действия, весьма смущавшие Помпея, навлекли на Цезаря и его сподвижников немало острой критики. Их политические оппоненты годами твердили, что все законы, изданные в 59 до н.э., неконституционны и потому недействительны.

Биография Цезаря

Принято считать, что Гай Юлий Цезарь появился на свет 12 июля 100 г. до н.э., хотя есть версии, что он родился в 101 или 102 г.  до н.э. Он рос и воспитывался в патрицианской семье Юлиев.

Стоит заметить, патрициями являлись лица, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.

Детство и юность

Все детство Гая Юлия Цезаря прошло в Субуре – одном из районов Рима. Отец будущего полководца, Гай Юлий, занимал государственный пост, а мать происходила из знатного рода Котт.

Поскольку родители Цезаря были богатыми людьми, они наняли для сына учителей, которые обучали его греческому языку, философии, литературе и ораторскому искусству. Одним из преподавателей мальчика был известный ритор Гнифон, который в свое время обучал самого Цицерона.

Район Субур, где проживало семейство Юлиев, был неблагополучным. В нем находилось множество проституток и нищих людей.

Первая трагедия в биографии Гая Юлия Цезаря произошла в возрасте 15 лет, когда скончался его отец. После смерти родителя, юноша по сути возглавил все семейство Юлиев, так как все близкие родственники мужского пола, которые были старшего его, умерли.

Политика

Когда Цезарю исполнилось 13 лет его избрали жрецом бога Юпитера, что на то время считалось очень почетным. Для этого ему пришлось взять в жены дочь военноначальника Цинна – Корнелию, поскольку стать жрецом он мог только женившись на девушке из рода патрициев.

В 82 г. до н.э. Цезарь был вынужден покинуть Рим, поскольку его главой стал кровавый диктатор Луций Корнелий Сулла. Диктатор приказал ему развестись с Корнелией, но тот отказался подчиниться. Также Гай вызывал гнев Суллы по причине того, что он был родственником его врагов – Гая Марии и Цинны.

Цезаря лишили титула фламина и личного имущества. Юноша бежал из Рима под видом нищего бродяги. Позже его друзья уговорили Суллу оказать милость Юлию, вследствие чего парню снова разрешили вернуться на родину.

Для римлян правление Суллы было невыносимым. В то время биографии Гай Юлий Цезарь обосновался в одной из провинций Малой Азии, где начал обучаться военному искусству. Там он стал соратником Марка Минуция Терма, участвуя в войне против греческого города Метилены.

Во время оккупации этого города Цезарь показал себя храбрым воином. Более того, ему удалось спасти сослуживца и получить за свой подвиг вторую по значимости награду – гражданскую корону (дубовый венок).

В 78 г. до н.э. Марк Эмилий Лепид пытался совершить переворот в Риме и тем самым свергнуть Суллу. Стоит заметить, что Марк предлагал Цезарю стать его соучастником, но тот отказался.

После кончины диктатора в 77 г. до н.э. Гай хотел привлечь к судебной ответственности 2-х единомышленников Суллы – Гнея Корнелия Долабеллу и Гая Антония Габриду. Он выступил на суде с обвинениями, но ни одного из них так и не удалось осудить.

По этой причине Юлий решил развить свои ораторские способности. Он отправился в Родос, чтобы взять уроки у ритора Аполлония Молона. По дороге в Родос на него напали киликийские пираты. Когда похитители узнали кем является их пленник, они потребовали за него большой выкуп.

Биографы Цезаря утверждают, что в плену он вел себя достойно и даже шутил над пиратами. Как только преступники получили выкуп и освободили пленника, Юлий сразу же снарядил эскадру и отправился в погоню за своими обидчиками. Догнав пиратов он приговорил их к смертной казни.

В 73 г. до н.э. Цезарь стал членом высшей коллегии жрецов. Позже его избирают римским магистром, после чего он начинает заниматься благоустройством города. Мужчина неоднократно устраивает пышные праздники и раздает милостыню нищим. Кроме этого он за личные средства отремонтировал знаменитую Аппиеву дорогу.

Став сенатором Юлий приобретает еще большую популярность. Он принимает участие в «Leges frumentariae» («хлебных законах»), дававшим право римлянам покупать хлеб по сниженным ценам или получать его бесплатно. Также он разработал и провел ряд реформ в разных областях.

Почему убили Юлия Цезаря

Сильный и волевой человек, обладающий талантами как политика, так и военачальника, Гай Юлий Цезарь сумел достичь своего высокого положения исключительно благодаря собственным усилиям. Преобразование слабой римской республики в крупнейшее государство, многочисленные военные победы и разгром галлов, преданность простого народа и поддержка патрициев привели его к должности консула – высшего чина, позволяющего единовластно управлять страной.

Фактически Цезарь целиком сосредоточил в своих руках управление республикой, ограничив до минимума влияние Сената. Диктаторские полномочия в руках одного, даже великого человека, возмущали патрициев и вызывали скрытый ропот и недовольство приближенных. Сановники были недовольны Цезарем и его политикой: некоторым он мешал воплотить их честолюбивые планы, многие хотели возвращения главенствующей роли Сената, кое-кто были личными врагами консула.

Все эти недовольные и составили группу заговорщиков числом около 80 человек.

Вдохновителями убийства Цезаря стал его соратник Гай Кассий и Марк Брут, которого Цезарь любил, как сына. Непосредственно в убийстве Цезаря участвовало 14 человек. Смерть Цезаря, по планам его убийц, должна была произойти на заседании Сената 15 марта 44 года до н.э. – этот день и стал для Цезаря последним.

Известно, что в последние дни перед смертью Юлия Цезаря не раз предупреждали о готовящемся преступлении. Даже по дороге на роковое собрание какой-то прохожий сунул ему в руку сверток с перечнем имен заговорщиков и датой убийства – но Цезарь, увидев в нем имя Брута, даже не дочитал письмо до конца – настолько нелепой ему показалась мысль о предательстве близкого человека.

Такая доверчивость, кроме сентиментальных чувств, объясняется и четким пониманием того, что его смерть вызовет лишь гражданскую войну и народные возмущения. К сожалению, противники консула этого не осознавали и пошли до конца.

Заговор и его причины

Пожалуй, главная причина заговора состоит в том, что Цезарь опережал свое время. Несмотря на значительное ослабление республиканских институтов в период гражданских войн, верность старым принципам не иссякла. Между тем Цезарь демонстративно принимал почести, которые ранее не оказывались ни одному политическому деятелю, сосредоточил в своих руках огромную власть, а после посещения Египта попытался распространить в Риме тамошние представления о верховном правителе как о боге.

Заговор сложился в сенатской среде. Возглавили его Гай Кассий и приемный сын Цезаря Марк Юний Брут. Ситуация тому благоприятствовала: один из эдиктов Цезаря сокращал хлебные раздачи в городе, что вызвало недовольство народных масс. Более состоятельные слои были раздражены законами против роскоши. Цезарь упразднил передачу прямых налогов на откуп, направив финансовые средства в государственную казну, что тоже не устраивало патрицианскую верхушку. Но это не единственные причины того, что Цезаря убили. Как борьба с разводами, так и наводнение Рима лично преданными полицейскими частями не могли не вызывать опасений, что Цезарь стремится к монархической власти.

Описание

Зарисовка тела Цезаря работы Жерома, 1859 год

Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 85,5 × 145,5 см. В левом нижнем углу стоят подпись и дата: , (последние две цифры истёрлись). Картина предлагает зрителю взглянуть в практически панорамном объёме с равнодушной и практически фотографической детальной точностью на первые мгновения после убийства Цезаря. Его покинутое жизнью тело бесславно распростёрлось на полу по диагонали головой к забрызганной кровью статуе, частично отбрасывающей тень на труп, весь покрытый смятой тогой. Ноги же диктатора находятся у опрокинутого кресла по направлению к выходу из зала заседаний. Выроненный Цезарем свиток Артемидора валяется на мозаичном полу, на котором изображена Горгона Медуза с открытым ртом и нахмуренным лбом, от одного взгляда на которую каменели люди. Группа ликующих сенаторов бесцеремонно и стремительно покидает полукруглый зал курии через арку, обрамлённую с двух сторон покрытыми мраком беломраморными колоннами классического ордера. Из стоящей рядом с сенаторами курительницы поднимается дым, создающий ощущение непрекращающегося движения. В зале на средней скамье среди опустевших мест сидит одинокий оцепеневший сенатор. Кажется, что он спит, но это не так: сжав левый кулак, сенатор со злостью смотрит широко открытыми глазами на место убийства. Если мысленно провести линию от взгляда и положения головы сенатора, то можно найти причину его окаменелости — голова Медузы. Статичная, как бы застывшая фигура сенатора намекает на то, что Римская республика со смертью Цезаря будто провалилась в сон, подверглась гипнозу. Пустота, как бы образовавшаяся между убитым Цезарем и здравствующими сенаторами, подчеркнута гигантскими размерами окружающего пространства с множеством архитектурных форм и наделяет сцену огромной одновременно торжественной и драматической силой.

«Дуэль после маскарада» кисти Жерома «Казнь маршала Нея» кисти Жерома

Акцентирование внимания на трупе и отвлечённость от фигур убийц была неоднократно повторена Жеромом, например, в картинах «Дуэль после маскарада» 1857 года (Музей Конде) и «Казнь маршала Нея» 1865 года (). В то же время фигура трупа, на который никто не обращает внимания, была, вероятно, была взята у самого Жерома художником Джеймсом Тиссо для своей написанной в 1860 году картины под названием «» (также — «»; ). Аллюзии с работой Жерома можно провести и при взгляде на картину Эдуарда Мане «» 1864 года (Национальная галерея искусства).

«Танец смерти» кисти Джеймса Тиссо «Мёртвый тореадор» кисти Эдуарда Мане

Эфиальт Трахисский

Помнишь историю про 300 спартанцев и про их славную гибель в битве при Фермопилах? Так вот, Эфиальт Трахисский, если судить по трактату «История» за авторством Геродота, был тем самым парнем, который предал греков, отстаивающих свою землю.

В 480 году, во время Греко-персидской войны, царь Спарты Леонид I с армией, составляющей от 5200 до 7700 человек (куда входили и знаменитые 300 спартанцев), выбрал удачную позицию для обороны в Фермопилах — узком прибрежном перевале в Греции, единственном месте, где персидская армия могла продолжить путь по суше. Персидская же армия, по разным подсчётам, могла насчитывать 200-250 тысяч человек.

И несмотря на численный перевес, Леонид, руководя греческими воинами, смог в течение двух дней без серьёзных потерь удерживать ущелье. Царь персов Ксеркс мог бы уже собирать вещички и возвращаться домой, если бы не Эфиальт Трахисский, который показал персидским войскам небольшую тропинку, идущую во фланг грекам. На третий день сражения персы использовали этот путь, окружили греков и полностью уничтожили их. После этого Эфиальт вошёл в историю как человек, предавший свою родину.

Роль в истории.

Величайшим достижением Цезаря оказалось завоевание и первая попытка романизации «косматой Галлии», а также установление рубежей империи по Рейну. В качестве консула 59 до н.э. он провел закон с целью предотвращения злоупотреблений провинциальной администрации и основал ежедневную газету «Acta Diurna» («Ежедневные события»), которая распространялась по всему римскому миру. Будучи диктатором, Цезарь сумел прийти к разумному соглашению с ростовщиками, сняв с римлян бремя огромных долгов. В 46 до н.э. Цезарь исправил пришедший в полный беспорядок календарь, введя вместо него отсчет времени, который, с небольшими изменениями, произведенными в Средние века, используется всем современным миром. Цезарь планировал, но не успел завершить создание единой системы муниципального управления в Италии. Еще важнее было объединение Италии, осуществленное Цезарем благодаря распространению римского гражданства на весь полуостров вплоть до Альп (49 до н.э.). Цезарь также даровал права гражданства некоторым неримлянам, в частности отдельным галльским племенам.

Нет сомнения в том, что Цезарь был подвержен периодическим эпилептическим припадкам. Доступный и откровенный, любимый своими солдатами, привлекательный для женщин, проницательный в оценке человеческих качеств, Цезарь отличался подлинным и искренним великодушием. Его исключительные человеческие качества подтверждаются, к примеру, отданным им после Фарсальской битвы приказом уничтожить личные бумаги Помпея и тем милосердием, с каким он, одержав победу, даровал прощение всем, кто сражался против него (Цицерон получил прощение в 48 до н.э., Марк Марцелл, консул в 51 до н.э., – в 46). В отличие от Мария и Суллы, Октавиана и его коллег-триумвиров, Цезарь никогда не прибегал к проскрипциям. В глазах многих людей он был величайшим из римлян. Так, Плутарх в Параллельных жизнеописаниях, серии парных биографий выдающихся римлян и греков, рассматривает Цезаря вместе с Александром Македонским. Плиний Старший называет его самым энергичным из исторических персонажей.

Цезарь был чрезвычайно многосторонним человеком, пожалуй, самым одаренным в истории Рима. Прелесть его литературного стиля, прозрачно-ясного и лишенного всякой напыщенности, была по достоинству оценена лучшими из современных Цезарю критиков. Цезарь оказался более удачливым полководцем, чем Помпей, хотя вовсе не более умелым – он отчаянно рисковал в Британии, едва не потеряв там весь свой флот, был близок к поражению у Герговии в 52 до н.э. и у Диррахия. Победой над Помпеем Цезарь был обязан нескольким обстоятельствам. Во-первых, он сохранил уверенность в себе, между тем как Помпей к концу жизни ее лишился. Затем Цезарю, в отличие от Помпея, никогда не досаждали влиятельные политики. Кроме того, у Цезаря, опять-таки в отличие от Помпея, была армия, собственными его усилиями сплоченная в грозную силу. Перед лицом всех трудностей и невзгод войска не теряли веры в «счастье Цезаря». Противники Цезаря были поражены готовностью его армии следовать за своим полководцем на завоевание Италии в 49 до н.э., а когда некоторые легионы бунтовали (в 49 до н.э. и в 47 до н.э.), Цезарь с легкостью добивался их послушания.

Два обстоятельства делают затруднительным вынесение окончательного суждения о Цезаре. Во-первых, Цицерон, его современник, ненавидел Цезаря как врага республиканского строя. Во-вторых, Август в своих политических интересах счел целесообразным затушевать продвижение Цезаря к диктаторской власти. В результате имя Цезаря почти не упоминается поэтами августовской эпохи, а Ливий, автор официальной истории Рима до падения республики, подвергался дружеским упрекам со стороны Августа, который прозвал его помпеянцем. Невозможно угадать, какого рода государственное устройство ввел бы Цезарь в Риме, останься он в живых и обратив свой талант на переустройство римской системы управления.

История, выставки, судьба

Первоначально, в 1858 году, Жером написал предварительную картину «», которую ещё в студии художника успел увидеть Готье. Работа во многом была схожа с окончательной картиной, в частности в изображении и позе трупа Цезаря, однако отличалась меньшим размером. Жером специально обошёл стороной попытку изобразить лицо Цезаря, что оказалось бы напрасным старанием вызвать эмоциональный отклик у зрителя. В 1859 году картина выставлялась на Парижском салоне вместе с двумя другими работами Жерома — «Ave Caesar! Morituri te salutant» и «». Картина получила довольно неоднозначные рецензии. По словам Готье, если смотреть на картину на расстоянии, ещё до осмысливания сюжета, то эпически написанный Жеромом Цезарь своим «зловещим, таинственным и одиноким появлением» просто захватил весь салон. Картина была хорошо оценена Шарлем Бодлером, писавшим даже, что работа производит «достаточно страшное впечатление», и при взгляде на неё создаётся «ощущение того, что он действительно мёртв». Однако он считал, что живопись на исторические темы «использует эрудицию, чтобы скрыть недостаток воображения. Именно тогда встаёт в основном простой вопрос о транспозиции сцены из повседневной жизни общества, в греческом или римском контексте». В то же время Александр Дюма охарактеризовал композицию как «грандиозную, пленяющую, торжественную», а Максим Дюкан подметил исходящее от полотна «ощущение тишины». Все выставленные на салоне в этот год работы Жерома подверглись тщательному анализу критиков, писавших, что художник, имея «благородные намерения», «позволил себе отвлечься» и испортил всё своим излишним «потаканием дидактике». Жюль-Антуан Кастаньяри и вовсе назвал Жерома в данном случае «мелочным» и «неуклюжим» художником, слишком зациклившимся на морализаторстве. Жером, мастерски владеющий живописной техникой, сочетающей в себе уравновешенный подход к происходящему, создал такую правдивую работу, что один из критиков даже написал, что «если бы фотография существовала при Цезаре, то можно было бы подумать, что картина была написана по фотографии, сделанной на месте в самый момент этой катастрофы». Примечательно, что спустя несколько лет в журнале «Harper’s Weekly» была опубликована карикатура Томаса Нэста под названием «», в которой он прямо спародировал картину Жерома. Нэст взял за основу сюжет возможного вынесения импичмента президенту США Эндрю Джонсону, изобразив его тело с открытым лицом, а торжествующих сенаторов с мечами в руках — идущими к зрителю мимо убитого.

Фотография картины, сделанная в фирме «Goupil & Cie» Карикатура авторства Томаса Нэста

К 1867 году, спустя почти десятилетие после создания первой работы, Жером переработал её композицию, написав новую более масштабную картину. В том же году она экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и получила почётную медаль. После выставки картину купил М. Дж. Алард. Затем работа по неизвестным причинам попала к , который в 1876 году выставил её на продажу за 8 тысяч долларов США на аукционе в Нью-Йорке. Затем картиной владел , а некоторое время спустя она перешла в собственность компании «». В 1917 году Джеймс Б. Хаггин выставил работу на аукцион в Нью-Йорке, где она и была приобретена меценатом и коллекционером искусства , продолжателем дела своего отца Уильяма Томпсона Уолтерса, который ранее выкупил у Жерома картину «Мёртвый Цезарь» и пожертвовал в дар галерее искусства Коркоран. Генри Уолтерс «на благо общественности» завещал ранее открытую им для общественности галерею в дар и , и в 1931 году, после его смерти, картина перешла в собственность Художественного музея Уолтерса в , пригороде Балтимора (Мэриленд, США). Художественный музей Уолтерса как государственное учреждение открыл свои двери для посетителей 3 ноября 1934 года. За время нахождения в музее картина прошла через более десятка реставраций, в ходе которых неоднократно очищался красочный слой, а полотно покрывалось новым лаком.

Как же умер Цезарь

О том, что Цезарь умер не своей смертью, я знал еще со школы благодаря выпуску киножурнала «Ералаш». Там упитанный парень листал учебник истории и представлял себя участником различных исторических событий. В этом выпуске была показана, наверное, самая распространенная версия убийства консула. Цезарь сидит в тронной зале, куда врываются люди в белых одеждах (как оказалось, это сенат). Затем они набрасываются на правителя с ножами, правитель остаётся неподвижен, а взор Цезаря падает на Брута (верного друга и соратника). Правитель произносит: “И ты Брут, мой верный друг, испытанный боями.”

На самом же деле всё произошло иначе:

  • Цезаря убили не в части собственного дворца, а в театре;
  • сенат в это время находился рядом с ним, а призывом к началу покушения стала сдернутая с Цезаря тога;
  • Юлий сопротивлялся, да так сильно, что для его убийства не было достаточно первых нескольких ударов;
  • последними словами Цезаря были: «И ты, дитя моё». Это отсылка к знаменитому в то время произведению. Исходя из сюжета, слова Юлия можно интерпретировать, как «ты следующий».

Заговор сенаторов

К этому времени политические элиты Рима сговорились против Цезаря. Они решили отстранить его от власти. Исторические источники описывают эти события по-разному, противореча друг другу. Но некоторые факты убийства всё-таки совпадают. Зачинщиком заговора являлся Кассий. Он был ведущим римским сенатором. Заговорщики называли себя освободителями. Они хотели избавить Рим от власти Цезаря. Они решили заманить диктатора в театр Помпея. Там должны были проходить бои гладиаторов, устроенные в его честь. Цезарь совершил роковую ошибку: он не подумал о своей безопасности, отказавшись от телохранителей. Он заявлял, что жизнь под охраной не для него. У Цезаря на тот момент было лишь несколько личных помощников, сопровождавших его.

15 марта должны были начаться гладиаторские бои. Цезарь на них должен был быть почётным гостем. Но он к началу игр опоздал. Это вызвало волнение среди заговорщиков. Брут, племянник Цезаря, по некоторым источникам, должен был привести его в театр. Другие источники утверждают, что Цезарь и мать Брута состояли в любовной связи. В Фарсале Брут воевал против него. Но Цезарь помиловал Брута. Но тот предал диктатора и согласился привести его на гладиаторские бои.

Политика

Когда мальчику было 13 лет, будущего полководца избрали в жрецы главного Бога в римской мифологии Юпитера – этот титул один из главных постов тогдашней иерархии. Однако нельзя назвать сей факт чистыми заслугами юноши, потому что сестра Цезаря, Юлия, была замужем за Марием, древнеримским полководцем и политическим деятелем.

Но, чтобы стать фламином, по закону Юлий должен был вступить в брак, и военный начальник Корнелий Цинна (он и предложил мальчику роль жреца) выбрал для Цезаря избранницу – собственную дочь Корнелию Циниллу.

Луций Корнелий Сулла Феликс

В 82 году Цезарю пришлось сбежать из Рима. Причиной этому послужила инаугурация Луция Корнелия Суллы Феликса, который начал диктаторскую и кровавую политику. Сулла Феликс предъявил Цезарю развестись с женой Корнелией, однако будущий император отказался, чем спровоцировал гнев действующего полководца. Также Гай Юлий был изгнан из Рима, потому что он был родственником оппонента Луция Корнелия.

Цезаря лишили титула фламина, а также придания жены и собственного имущества. Переодетому в бедняцкую одежду Юлию пришлось сбежать из Великой Империи.

Друзья и родственники просили у Суллы сжалиться над Юлием, и из-за их ходатайства Цезарь был возвращен на родину. К тому же римский император не видел опасности в лице Юлия и говорил, что Цезарь такой же, как и Марий.

Молодой Гай Юлий Цезарь

Но жизнь под руководством Суллы Феликса была для римлян невыносимой, поэтому Гай Юлий Цезарь отправился в римскую провинцию, находящуюся в Малой Азии, чтобы обучиться военному ремеслу. Там он стал соратником Марка Минуция Терма, жил в Вифинии и Киликии, а также участвовал в войне против греческого города Метилены. Участвуя во взятии города, Цезарь спас солдата, за что получил вторую по значимости награду – гражданскую корону (дубовый венок).

В 78 году до н.э. несогласные с деятельностью Суллы жители Италии попытались организовать мятеж против кровавого диктатора. Инициатором стал военачальник и консул Марк Эмилий Лепид. Марк приглашал Цезаря поучаствовать в восстании против императора, но Юлий ответил отказом.

После смерти римского диктатора, в 77 году до нашей эры, Цезарь пытается привлечь к судебной ответственности двух приспешников Феликса: Гнея Корнелия Долабеллу и Гая Антония Габриду. Юлий предстал перед судьями с блестящей ораторской речью, однако сулланцам удалось избежать наказания. Обвинения Цезаря были записаны в рукописях и разошлись по Древнему Риму. Однако Юлий посчитал нужным улучшить ораторские навыки и отправился в Родос: На острове жил учитель Цицерона, ритор Аполлоний Молон.

Портрет Гая Юлия Цезаря

По пути в Родос Цезарь был захвачен местными пиратами, которые потребовали за будущего императора выкуп. Находясь в плену, Юлий не боялся разбойников, а, наоборот, шутил с ними и рассказывал поэмы. После освобождения из заложников Юлий снарядил эскадру и отправился пленить пиратов. Суду разбойников предоставить Цезарю не удалось, поэтому он решил казнить обидчиков. Но из-за мягкости характера Юлий первоначально велел их убить, а потом уже распять на кресте, чтобы разбойники не мучились.

В 73 г до н.э. Юлий вошел в состав высшей коллегии жрецов, которой раньше управлял брат матери Цезаря Гай Аврелий Котта.

В 68 году до нашей эры Цезарь женится на Помпее, родственнице соратника, а затем злейшего врага Гая Юлия Цезаря Гнея Помпея. Через два года будущий император получает должность римского магистрата и занимается благоустройством столицы Италии, организовывает торжества, помогает беднякам. А также, получив звание сенатора, появляется на политических интригах, чем и завоевывает популярность. Цезарь участвовал в Leges frumentariae («хлебных законах»), по которым население приобретало хлеб по сниженной цене или получало бесплатно, а также в 49-44 годах до н.э. Юлием был проведен ряд реформ

Причины, приведшие к убийству

Одной из самых упоминаемых причин убийства цезаря является его желание быть королём Рима. Это не нравилось римской аристократии. Простой народ во время его правления относился к нему хорошо. Цезарь был популярен среди среднего и низшего класса римского общества. Римская элита верила, что личное достоинство и статус невозможны без свободы. Им не нравилось желание Цезаря сохранить свою власть навсегда. Сенаторы видели отношение к нему народа, желавшего видеть его королём.

Участниками заговора были в основном те люди, которые сражались против него в Фарсале вместе с Помпеем. На убийство диктатора их сподвиг страх перед ним. Но в истории почти нет данных, что Цезарь хотел возвращения монархии.

Другие заговорщики были возмущены тем, что Цезарь выказывал явное неуважение сенаторам. Поэтому они примкнули к бывшим соратникам Помпея. Их возмущало то, что Цезарь относился высокомерно и презрительно к членам сената и к решениям, которые они принимали. Они считали такое поведение личным оскорблением. Также эти аристократы считали такое поведение тирана попыткой подорвать традиционную форму правления. Они хотели, чтобы сенат был главным органом в республике, принимающим важные решения.

Им не нравилось, что Цезарь, присвоенные ему символические звания и полномочия, стал использовать в личных целях для укрепления своей власти. Этим он подрывал конституцию республики. Все эти три фактора убедили многих сенаторов, что Цезарь должен быть убит.

Биография

Мужественный человек и обольститель женщин Гай Юлий Цезарь – великий римский полководец и император, прославившийся военными подвигами, а также характером, из-за которого имя правителя стало нарицательным. Юлий – один из самых известнейших правителей, кто был при власти в Древнем Риме.

Точная дата рождения этого человека неизвестна, историками принято считать, что Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до нашей эры. По крайней мере, такую дату используют историки большинства стран, хотя во Франции принято считать, что Юлий родился в 101 году. Немецкий историк, живший в начале 19 века, был уверен, что Цезарь родился в 102 до н.э., однако предположения Теодора Моммзена не используются в современной исторической литературе.

Портрет Гая Юлия Цезаря

Такие разногласия биографов вызваны античными первоисточниками: древнеримские ученые также расходились во мнении по поводу истинной даты рождения Цезаря.

Римский император и полководец происходил из знатного рода патрициев Юлиев. Легенды повествуют, что эта династия началась с Энея, который, согласно древнегреческой мифологии, прославился в Троянской войне. А родители Энея – выходец из рода дарданских царей Анхис и богиня красоты и любви Афродита (по римской мифологии Венера). Историю о божественном происхождении Юлия знал римский нобилитет, потому что эта легенда была успешно разнесена родственниками правителя. Сам Цезарь при удобном случае любил вспоминать, что в его роду были Боги. Ученые выдвигают гипотезы, что римский правитель происходит из рода Юлиев, которые были правящим сословием в начале основания Римской республики в V—IV веках до н.э.

Гай Юлий Цезарь в детстве

Ученые также выдвигают различные предположения по поводу прозвища императора «Цезарь». Возможно, один из династии Юлиев родился посредством кесарева сечения. Название процедуры произошло от слова caesarea, что означает «королевский». По другому мнению, кто-то из римского рода родился с длинными и неряшливыми волосами, что обозначалось словом «caeserius».

Семья будущего политика жила в достатке. Отец Цезаря Гай Юлий служил на государственной должности, а мать происходила из знатного рода Котт.

Статуя Гая Юлия Цезаря

Хотя семья полководца была состоятельной, детство Цезарь провел в римском районе Subura. Этот район был полон женщин легкого поведения, а также там проживали по большему счету бедняки. Античные историки описывают Субуру как грязный и сырой район, лишенный интеллигенции.

Родители Цезаря стремились дать сыну отличное образование: мальчик изучал философию, поэзию, ораторское искусство, а также развивался физически, учился конному спорту. Ученый галл Марк Антоний Гнифон обучал юного Цезаря литературе и этикету. Занимался ли юноша серьезными и точными науками, такими как математика и геометрия, или историей и правоведением – биографам неизвестно. Гай Юлий Цезарь получил римское образование, с детства будущий правитель был патриотом и не подвергался влиянию модной греческой культуры.

Примерно в 85г. до н.э. Юлий потерял отца, поэтому Цезарь, как единственный мужчина, стал главным кормильцем.

Убийство в мартовские иды.

Каковы бы ни были намерения Цезаря относительно государственного устройства, для значительной части сената он стал столь ненавистен, что в организованном Марком Брутом с целью убийства Цезаря заговоре приняли участие 60 сенаторов. О степени ожесточения позволяет судить и тот факт, что при таком большом числе участников их замысел удалось сохранить в тайне. В мартовские иды, т.е. 15 марта 44 до н.э., за два дня до запланированной даты отбытия Цезаря из Рима в великий восточный поход, он был заколот на заседании сената в новом театре Помпея.

После произнесенной Антонием надгробной речи, которой он постарался накалить страсти, толпа прямо на форуме предала тело Цезаря огню. Во время игр, устроенных в память Цезаря в июле, на небе появилась комета, воспринятая народом в качестве знака его божественности. 1 января 42 до н.э. Цезарь был официально провозглашен «божественным» – divus Caesar. Октавий, усыновленный Цезарем по завещанию и принявший после этого имя Цезарь Октавиан, стал впоследствии императором Августом и, создав принципат, разрешил проблемы государственного устройства, сделав то, чего не удалось сделать Цезарю.

События после смерти Гая Юлия Цезаря

Умерший Юлий Цезарь оказался пророком – после его смерти положение демократов в стране только ухудшилось, и несмотря на то, что Сенат простил заговорщиков, в скором времени республика развалилась. Брут и Кассий сбежали, остальные опасались любых публичных мероприятий.

В Сенате огласили завещание умершего Юлия Цезаря, согласно которому большую часть своего имущества он передал племяннику и преемнику Октавию Гаю, остальное разделил между близкими ему людьми – среди них были и его убийцы, в том числе Брут. Также Цезарь приказал раздать крупные денежные суммы всем гражданам Рима. Народ, возмущенный убийством и предательством, поддержал Гая Октавия и друга Цезаря – полководца Марка Антония, во время траурной речи которого площадь перед Сенатом заполнила бушующая толпа.

Комментировать
0