История создания
ДОТ с пулемётными гнёздами вблизи Могилёва
Общая протяжённость фортификационной линии составляла 1850 км, причём между укрепрайонами были оставлены проходы (длина линий укрпрайонов 1200 км). Первоначально были построены 13 УР: Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростенский, Киевский, Новоград-Волынский, Летичевский, Могилёв-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский укрепрайоны.
Эти укрепрайоны были протяжённостью от 50 до 150 км по фронту, включали передовые позиции и препятствия глубиной до 12 км и основные позиции глубиной около 4 км. По возможности, фланги УРов прикрывались естественными препятствиями, и каждый УР должен был прикрывать важный маршрут.
В 1938 году началось строительство ещё восьми новых УРов между уже существовавшими: Островский, Себежский, Слуцкий, Шепетовский, Изяславский, Старо-Константиновский, Остропольский, Каменец-Подольский укрепрайоны.
Траншея вблизи линии Сталина
По немецким данным (составленным после захвата «Линии Сталина» в 1941 году), всего на этой линии (не считая Карельского УРа) было 142 каземата и позиции для полевой артиллерии (калибра 76 мм), 248 казематов и бункеров для противотанковых орудий (калибра 45 мм) и 2572 казематов и бункеров для пулемётов. Больше всего построенных сооружений было в Минском УРе — 33 артиллерийских, 114 противотанковых, 401 пулемётных. В некоторых же УРах отсутствовали артиллерийские позиции (Полоцкий УР) или противотанковые (Мозырский, Коростеньский, Летичевский, Рыбницкий УРы).
По результатам подсчётов историка-фортификатора Д.Кауфмана французская линия Мажино имела до 7.7 сооружений на километр фронта, а линия Сталина 0.7 до 1.4. Линия Мажино длиной около 400 километров оборонялась 264 тысячами солдат. Таким образом, линия Сталина была значительно слабее, но обе линии так и не смогли выполнить своего назначения.
Знаменитые оборонительные линии
В кампаниях начального этапа Второй мировой войны некоторые из укреплённых линий стали важными объектами ведения боевых действий. Самой мощной и знаменитой считалась французская линия Мажино, названная так по фамилии военного министра Франции, ставшего инициатором её сооружения. Линия Мажино была построена по последнему слову фортификационной техники. Французы не пожалели на неё бюджета, потратив 3 млрд. франков (1 млрд. тогдашних долларов), вместо того, чтобы расходовать эти средства на модернизацию своей армии и создание новых видов вооружения.
Линия Мажино прикрывала только непосредственную границу Франции с Германией. В ходе войны германские войска обошли её через территорию Бельгии. Линия Мажино оказалась совершенно бессмысленной в стратегическом плане. Вероятно, если бы немцы атаковали её в лоб, то французы могли держаться на ней долго. В июне 1940 года вермахт атаковал и прорвал линию Мажино на отдельных участках, но это произошло уже после падения Парижа, когда немецкие танковые дивизии зашли защитникам линии в тыл.
С консервацией поторопились
Линия Сталина к лету 1941 года была законсервирована, огневые точки демонтированы. Но фортификации ещё не были взорваны или срыты. Поэтому их можно было использовать по назначению, если заблаговременно разместить там войска и вооружение. К несчастью, немецкое наступление развивалось столь стремительно, что это удалось сделать только в отдельных пунктах.
Например, Киевский УР успешно оборонял столицу Украины от фронтального наступления немцев. Он пал только после того, как немцы глубоко обошли Киев с востока. В тех же летних сражениях 1941 года известную роль сыграли Мозырский, Коростенский и Новоград-Волынский укрепрайоны. Они, как и Кингисеппский на старой границе с Эстонией, были оставлены только в результате обхода немецких войск.
Один участок линии Сталина остался неприступным всё время войны. Это Карельский, на старой границе с Финляндией севернее Ленинграда. Впрочем, по некоторым свидетельствам, финский фельдмаршал Маннергейм не собирался отдавать своим приказ наступать там дальше старой границы.
Каменец-Подольский УР
Каменец-Подольский укрепрайон строился в 1938-41 годах.
Ширина по фронту – 60 км,
имел 159 сооружений. Размещалось 4 артиллерийско-пулемётных
батальона. С 5 июля 1941 – также 96-я горнострелковая дивизия.
7 июля 1941 Ставка Главного
Командования директивой № 00226 приказала командующему войсками Южного фронта:
«Из Каменец-Подольского
УРа снять вооружение и оборудование и гарнизоны
вывести на усиление обороны коридора между Летичевским
и Могилев-Ямпольским УРами
на участке Копай-Город, Ольховец.»
Этот рубеж
был на 80 км
восточнее Каменец-Подольского. По сводкам штаба
Южного фронта, из укрепрайона было вывезено 22 орудия (из имевшихся 102), 300
станковых пулемётов и 1,5 млн патронов (из имевшихся
11 млн). В директиве № 00319 (13 июля 1941) Ставка
Верховного Командования выразила своё недовольство этим фактом.
11 июля 1941 укрепрайон без боя пройден
венгерскими войсками.
Линия Сталина: цена билета
Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт
Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят
На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.
Въезд на территорию платный
Большая парковка
Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно
Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)
Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру
А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!
Катание на танке недешевое удовольствие!
Все хотят покататься на танке
Видео: катание на танке на Линии Сталина
В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию
Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.
Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой, выставочная часть с военной техникой.
План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина
Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.
Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.
Сперва осматриваем вертолеты-самолеты
Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков
Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений
Осматриваем технику ПВО
Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.
Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль
Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.
Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.
А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.
Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.
Комплекс «Линия Сталина»: история и реконструкция
Строительство оборонительной линии СССР от Карельского перешейка до Черного моря началось еще в 1928 году. Общая ее протяженность составляла 1850 километров. Вдоль линии располагались укрепительные районы с казематами, артиллерийскими позициями, бункерами для пулеметов и противотанковых орудий. Наибольшее число таких сооружений сконцентрировалось в Минском укрепрайоне.
В начале 1940-х годов «Линия Сталина» не была в полной боеготовности, оружия в сооружениях практически не было, все находилось на складах, а строительство было законсервировано. Поэтому в 1941-м году, фортификационная линия не могла полноценно служить в качестве оборонительного пункта при отступлении советских войск.
Интересно, что название «Линия Сталина» не использовалось в СССР. Его активно продвигали в западной, в частности немецкой, прессе и пропаганде после захвата линии немецкими войсками в 1941 году.
Реконструкция комплекса под Минском началась в рамках подготовки к празднованию юбилея Дня Победы. Восстановленная по архивным фотографиям и документам, «Линия Сталина» открылась для посетителей в июне 2005 года. Решение о создании такого сооружения было поддержано президентом А. Лукашенко, помощь в строительстве оказывали подразделения инженерных войск ВС Республики Беларусь.
Схемы «Линии Сталина» и исторического комплекса
albygan
Вместо заключения
Как мы уже упоминали, этот музейный комплекс скорее является развлекательным коммерческим предприятием, чем действительно историческим музеем. Здесь большое раздолье для детишек – этого не отнять. Можно даже покататься на квадроциклах.
Сюда, несомненно, стоит приехать, если Вы с детьми – они получат массу впечатлений от ползания по танкам и окопам. Тут вполне комфортно гулять даже с малышом и коляской. Единственное место, где коляску пришлось перетаскивать вручную – самое начало осмотра, перед артиллерийским капониром – там просто лестница, на которую никак не заехать. Но мы, как «избалованные следопыты», вряд ли приедем сюда еще раз – есть масса гораздо более интересных и «живых» мест в Беларуси, о которых мы частично уже писали – например, та же Хатынь.
Кстати, здесь продают вполне достойные блинчики! Ценник, правда, слегка «кусается», по сравнению с обычным белорусским, но что поделать – раскрученное туристическое место.
Мы не раз встречали как большие «автобусные» группы иностранцев, так и маленькие, из 2-4 человек с индивидуальными экскурсоводами, явно заказанными на разных сервисах по бронированию экскурсий – просто подслушивали их разговоры.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
Уже на обратном пути в Минск, в небе были замечены воздухоплаватели на ярких воздушных шарах, и не сфотографировать это великолепие было бы преступлением.
Итак, если Вас вдруг занесло в Минск, и есть свободных полдня-день, то вполне можно посетить «Линию Сталина», только еще раз повторимся – как рекреационную зону, а не как исторический музей.
История «Линии Сталина»
Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений – его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.
Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.
Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.
В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется – в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник – журнал «Российское военное обозрение»).
После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.
Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.
История линии обороны Сталина
Строительство грандиозного сооружения было начато в 1928 году по личному распоряжению Иосифа Виссарионовича. Необходимость в создании столь мощного укрепления района стала после завершения Гражданской войны. Тогда все еще существовала угроза нападения с юга англичан, с Востока — китайцев, а со стороны Запада — поляков. Если первые и вторые вели себя скромнее, то поляки в открытую говорили о присоединении к своей стране новых районов Беларуси и Украины.
Над созданием оборонного комплекса трудились сотни военных инженеров. Опыт Первой Мировой войны показал, что популярные форты и крепости изжили себя, оказались просто неэффективными. К примеру, крепость Новогеоргиевская, насчитывающая более 90 000 солдат и офицеров гарнизона, продержалась перед напором немецкой армии всего 2 недели.
Вражеские войска попросту обходили подобные сооружения и брали их на осадное положение. Далее в дело вступали артиллерия и авиация.
Советские ученые приняли абсолютно беспрецедентное решение: поставить все оборонительные сооружения форта в одну линию. Идея была гениальной: расположить фортификационные сооружения таким образом, чтобы по бокам их прикрывали естественные преграды, мешающие врагу подобраться к советским солдатам сзади (болота, леса, реки).
Но просуществовал оборонительный комплекс недолго. В 1939 году между Советским Союзом и Германией был подписан пакт о ненападении, к СССР были присоединены Прибалтика и Западная Украина. Граница Советского Союза сдвинулась, и необходимость в этом мощном сооружении отпала. Его разоружили и начали возводить новый подобный укрепрайон в месте, где, согласно пакту о ненападении, проходила новая граница СССР.
Немцы воспользовались тем, что новая линия не готова, а старая полностью разоружена, и в 1941 году нанесли сокрушительное поражение советским войскам. Врагу буквально за несколько месяцев удалось захватить Прибалтийские страны, Молдавию, Украину и часть РСФСР. И только в декабре 1941 года советским войскам удалось остановить армию вермахта.
Фильмы о Линии Сталина
Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.
Первый – из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.
Второй – об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.
Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.
Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала “Звезда” подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.
Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».
Карельский УР
Карельский
укрепрайон был сооружён на Карельском перешейке, на тогдашней границе с
Финляндией. Ширина по фронту – около 80 км, имелось 196 сооружений. С июля 1941 –
размещалось 8 пулемётно-артиллерийских батальонов.
3 сентября 1941 подошедшие к
укрепрайону финские войска произвели артиллерийский обстрел нескольких
сооружений укрепрайона.
В конце марта 1942 года финны предприняли
попытку уничтожить один ДОТ укрепрайона (в 700 м впереди основной линии
укреплений). В итоге погибло 6 красноармейцев. На этом активные боевые действия
в укрепрайоне прекратились.
К январю 1942
года в укрепрайоне было построено ещё 129 сооружений. К октябрю 1942 количество
пулемётно-артиллерийских батальонов в укрепрайоне было доведено до 13 (общая
численность личного состава – более 11 тысяч человек). На вооружении
укрепрайона было: 152-мм орудий – 2, 76-мм орудий – 156, 45-мм орудий – 84, 120
минометов, 704 станковых пулемётов, 350 ручных пулемётов, 141 противотанковых
ружей. Кроме того, на Карельском перешейке располагались ещё три дивизии (23-й
армии). За укрепрайоном были сооружены ещё три линии обороны (213 сооружений).
Итоговый обзор боевого применения укрепрайонов
«линии Сталина»:
Минский УР
Минский
укрепрайон был самым мощным из советских УРов.
Занимая по фронту около 140
км (от истока реки Вилия на
севере до истока реки Неман на юге), прикрывал Минск с северо-запада, запада и
юго-запада. Имел 33 артиллерийских бункеров, 114 сооружений для противотанковых
орудий, 401 пулемётных ДОТов, 32 командных бункеров.
К 25 июня
1941 года Минский УР занимали четыре пулеметно-артиллерийских батальона. 26
июня укрепрайон заняли также 64-я и 108-я стрелковые дивизии и 49-й корпусной
артполк 44-го стрелкового корпуса 13-й армии. За линией укреплений разместилась
161-я стрелковая дивизия. На окраинах Минска располагалась 100-я стрелковая
дивизия.
26 июня между укреплениями северного
сектора Минского УРа беспрепятственно прошла немецкая
7-я танковая дивизия (из 3-й танковой группы Гота).
27 июня через центральный сектор
Минского УРа прорвались 20-я и 12-я танковые дивизии
(той же группы Гота), а через южный сектор Минского УРа
прошла 18-я танковая дивизия (из 2-й танковой группы Гудериана).
28 июня 1941 немецкая 20-я танковая
дивизия взяла Минск. Вечером этого дня советская Ставка Верховного
Главнокомандования издала директиву № 0068 командующему войсками Западного
фронта генералу армии Павлову:
«С целью разгрома подвижной группы
противника в районе Радошковиче, опираясь на Минский укреплённый район, силами 21 и
44 ск 28 и 29.06 нанести удар со стороны Молодечно на Красне, Радошковиче
и со стороны Минска на Ракув, Грудск,
Молодечно и, не допустив её отхода на запад,
уничтожить. Наступательные действия не прекращать и ночью.»
Очевидно,
советское верховное командование в Москве не имело понятия, что Минск уже взят
немцами, а остатки частей 21-го и 44-го корпусов находятся в окружении.
Далее в той
же директиве приказывается силами 47-го стрелкового корпуса «прочно занять и оборонять Слуцкий УР».
Против танковой атаки — «зубы дракона»
Что здесь можно увидеть? Например, образцы полевой фортификации. Сохранился артиллерийский полукапонир 1932 года. На его бетонных стенах остались следы от снарядов. Чтобы дот был похож на холм, его крышу накрывали дерном, а спереди натягивали маскировочную сеть. Применялось и деформирующее окрашивание, которое делало объект неузнаваемым. К основному сооружению пристраивался артиллерийский дворик. Во время войны здесь можно было укрыть пехоту или разместить снаряжение. Дворики обсыпались землей, чтобы противник не увидел их с воздуха. А на стены наносили патриотические надписи — лозунги, цитаты из уставов и выступлений руководства страны.
Внутри полукапонира есть два боевых каземата и комната коменданта (с переговорными трубами, по которым связывались с казематами, телефоном, радиостанцией и перископом 10-кратного увеличения). В доте была установлена вентиляционная система, чтобы удалять пороховые газы и защищать гарнизон от поражения химическим оружием. Зараженный воздух должны были очистить фильтры, наполненные наполовину углем и лебяжьим пухом.
На нескольких огневых точках используются бронеколпаки. Один из них — немецкий Panzer nest — нашли под Борисовом, недалеко от Березины. Пулемет, который в него устанавливался, имел сектора обстрела 60 градусов.
Здесь представлены и противотанковые заграждения — «зубы дракона», надолбы, «ежи». Когда устанавливали последние, расстояние между ними было не больше 2/3 ширины танка, поэтому в 90% случаев «ежи» могли притормозить атаку.
Посетители могут спуститься в окопы. Глубина соединительных ходов во время войны была не менее полутора метров, чтобы бойцы могли передвигаться по ним в полный рост. Траншеи отрывали зигзагами или в виде змейки — так они лучше маскировали солдат и защищали их от обстрела вражеских самолетов и танков. В ходах оставляли ниши для хранения противогазов, ручных гранат и патронов.
Окопы, из которых обстреливали воздушные цели, делали в виде круглой ямы. В одном из таких стоит 37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К). Из нее можно было поражать штурмовики и бомбардировщики на высоте 2,5 километра. Пушка производила 60 выстрелов в минуту.
Время работы, цена билетов, парковка
Музей «Линия Сталина» под Минском работает ежедневно с 10:00 до 18:00. Но на территории комплекса расположено много разных экспозиций и аттракционов: холощенная стрельба, катание на технике и так далее. У каждой такой секции свой отдельный график работы, который можно уточнить на официальном сайте музея.
Цена на билеты очень демократическая: вход для взрослого стоит почти 450 рублей, а для ребенка – 220 рублей. На территории музея предусмотрены две стоянки для автотранспорта. Они платные. За легковой автомобиль и микроавтобус посетителям придется отдать около 100 рублей, а за туристический автобус – 125 рублей.
В связи с тем, что на территории исторического музея часто проходят реконструкции боев, цена билетов может меняться. Для получения дополнительной информации туристы могут ознакомиться с онлайн афишей «Линии Сталина».
Особенности линии Сталина
Линии Мажино, Метаксаса и Маннергейма представляли собой сплошной рубеж укреплений. Это позволяла их маленькая протяжённость: 135 км у финнов, 300 км у греков, 400 км у французов. Западная граница СССР от Финского залива до Чёрного моря тянулась почти на две тысячи километров. Здесь не было возможности строить непрерывную оборонительную линию. Пришлось ограничиться строительством отдельных укреплённых районов (УРов), прикрывавших важнейшие узлы коммуникаций. Считалось, что в промежутках между УРами наступающий противник будет скован в манёвре из-за отсутствия нормальных дорог, и ему всё равно придётся штурмовать укрепрайон.
Первый серийный истребитель со скоростью до 3000 км/ч
На территории комплекса собрано много военной техники. Интересный экспонат — дивизионная 76-миллиметровая пушка ЗИС-3. Считалась одной из лучших конструкций ствольной артиллерии. Пушка эффективно уничтожала танки, разрушала проволочные заграждения и амбразуры дотов. Орудие могло поразить цель на расстоянии 13 километров. Для стрельбы из ЗИС-3 использовался бронебойный снаряд и дальнобойная осколочно-фугасная граната.
Есть тут и легендарные танки Т-34. Модификация с литой башней-«гайкой», например, была восстановлена реставраторами из семи танков. В левом борту башни заметна пробоина от немецкого снаряда. Представлена также редкая модель со штампованной башней (которая по-прежнему на ходу) и трехместной башней (впервые ее применили во время операции «Багратион» в 1944 году).
На площадке боевой техники собраны противотанковые орудия, самоходные установки, колесные бронетранспортеры. Среди реактивных систем залпового огня можно заметить «катюшу», или — если по-официальному — БМ-13. Впервые эта боевая машина была опробована 14 июля 1941 года. С ее помощью батарея под командованием капитана Ивана Флерова уничтожила в Орше железнодорожный узел с немецкими эшелонами. За 7−10 секунд «катюша» производила залп из 16 снарядов, а на ее зарядку уходило до восьми минут.
В музее находятся не только образцы техники времен ВОВ, но и те, которые создавались позже. Так, из авиации есть штурмовик СУ-25, который был разработан в 1978 году. СУ-25 участвовал в боевых действиях в Афганистане, в ирано-иракской войне. Неподалеку стоит МиГ-25 — первый в мире серийный истребитель, который мог разогнаться до 3000 км/ч. Модель, представленная на «Линии Сталина», предназначалась для видовой и радиолокационной разведки с больших высот и бомбежки стационарных целей.
Еще на одной площадке расположились системы противовоздушной обороны — радиолокационные станции, оперативно-тактические и зенитно-ракетные комплексы. Любопытный экспонат — одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности P-12. Эту модель приняли на вооружение в 1959 году. Радиус ее действия — две тысячи километров. Такие ядерные ракеты в 1962 году были доставлены на Кубу. Там же разместилась и группа советских войск. Действия советского руководства едва не спровоцировали Третью мировую войну. К счастью, Карибский кризис удалось разрешить без применения ядерного оружия.
В музее есть также военные инженерные сооружения. Например, убежище для бойцов (оно рассчитано на 23 человека), железобетонная конструкция «Гранит», где укрывалась техника.
А любителям интерактива здесь предлагают прокатиться на танках и пострелять холостыми патронами из автоматов и пулеметов. На «Линии Сталина» проводят также реконструкции боев Великой Отечественной войны — например, операции «Багратион», Сталинградской битвы.
Адрес музея: Минский район, недалеко от агрогородка Лошаны, 20 км от МКАД.График работы: ежедневно с 10.00 до 18.00.Цена билета: взрослый — 14 рублей, детский — 7 рублей.